Причинно целевая концепция времени кратко

Обновлено: 04.07.2024

Время . Проблема времени сопряжена с многосложным комплексом общенаучных и философских понятий. Среди них существуют пары антиномичных взаимно дополнительных концепций, имеющих глубокие корни почти во всех философских школах и в истории естествознания. Помимо субстанциальной и реляционной, статической и динамической концепций времени [1] и сами свойства времени, такие как непрерывность - дискретность, обратимость - необратимость взаимно дополнительны. Проблему необратимости трудно рассматривать в отрыве от этой концептуальной системы, поскольку все ее компоненты взаимно связаны.

У Ньютона "время само по себе и по своей собственной природе, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно". В картине мира классической теории время субстанциально, выступает как самодостаточная сущность, оно абсолютно и непрерывно. Ходу времени подчиняются все тела природы, все физические явления и осуществляется абсолютный синхронизм, но сами эти тела и явления не оказывают на ход времени никакого воздействия. Современная субстанциональная концепция времени рассматривает порождающие изменения субстанциональные потоки по отношению к которым открыт мир [2].

Лейбниц отстаивал реляционную концепцию времени и полемизировал с его субстанциональным истолкованием. Он настаивал, что считает "пространство, так же как и время, чем-то чисто относительным: пространство - порядком сосуществований, а время - порядком последовательностей. Ибо пространство, с точки зрения возможности, обозначает порядок "одновременных вещей, поскольку они существуют совместно"[3]. Не считая время отдельной сущностью, он видел в нем закон изменений на множестве состояний.

Современная реляционная концепция времени находит опору в специальной теории относительности, рассматривающей время как систему отношений между физическими событиями и телами. Пространство-время определяется как множество всех событий в мире, связанных общей структурой отношений воздействия одних событий на другие и ничем иным. В этой структуре фундаментальную роль играет предельная скорость передачи сигналов. Вопрос о следовании событий во времени теряет смысл, если между ними нет возможности взаимодействовать. В "Физической энциклопедии" утверждается, что "пространство и время в физике определяются в общем виде как фундаментальные структуры координации материальных объектов и их состояний" [4].

Другую антиномичную пару образуют статическая и динамическая концепции. В статической модели все события рассматриваются как существующие. Ничего само по себе не возникает и не исчезает; сознание встречается с различными событиями и фиксирует их как моменты настоящего. Временные отношения этой концепцией не отрицаются, но сводятся к отношению "раньше-позже", заданному на универсальном пространственно-временном многообразии, наделенном метрикой и топологией. В статической модели, стрелы времени не существует. Неожиданный физический смысл эта концепция получила у Дж.Барбура [5]. Он устранил различие между прошлым и будущим воспользовавшись уравнением Уилера-Де Витта. Оно описывает квантовую эволюцию 3- геометрии пространства в суперпространстве таких геометрий с различными метриками и не содержит явно ни времени, ни пространственных координат. Для каждой "вселенной" с присущей ей топологией и метрикой уравнение Уилера-Де Витта позволяет найти вероятность, которая ей соответствует. Данная конфигурация материи ("вселенная") может быть представлена квантовой частицей, движущейся в суперпространстве. Дж.Барбур проводит аналогию между ними и треками субатомных частиц в камере Вильсона, полагая, что подобным образом создается видимость прошлого.

Динамическая концепция ранжирует все события на временной шкале как прошлые, настоящие и будущие. События приходят из будущего в настоящее, обретая подлинное событие, и уходят в прошлое, но не бесследно. Динамическая концепция позволяет говорить об общем направлении развития мироздания от более вероятных состояний к все менее вероятным: от Большого Взрыва до наших дней. Развитие предполагает образование нового и преемственное влияние прошлого на будущее, сохранение цельности, неизменной идентичности при наличии изменений. Принцип становления предполагает тенденцию считать процесс (и функцию) более фундаментальными, чем материя и пространство. Динамическая модель согласуется с грамматикой времен языка, логика которых устанавливает порядок на шкале предшествования между моментом речи, моментом события и точкой референции. Динамическая концепция укладывает время на прокрустово ложе линейной структуры.

Концепции необратимости и обратимости времени также образуют парную оппозицию. В физике обратимость связывают с теоремой Пуанкаре о возвращении. Она имеет общий характер и утверждает, что в замкнутой системе всякая движущаяся точка многократно возвращается сколь угодно близко к своему исходному положению. Но реализуются необратимые процессы, такие последовательности состояний, порядок которых неизменен. С ними связывают направление времени, представленное статистической, электродинамической и космологической "стрелами" времени. Безотносительно к физике представление о необратимости времени возникло из эмпирически наблюдаемой необратимости всех процессов, связанных с жизнедеятельностью человека и развитием общества. "Жизнь проходит навеки без всякой надежды на возвращение" (Дж.Бруно). Главная мера времени - жизнь человека в ее цельности и единстве. Личность существует пока сохраняет непрерывность внутреннего состояния и способна "производить Я из самого себя " (М.Мамардашвили).

Представляется, что в основе почти всех парных оппозиций такого рода лежит различие взглядов на время как на процесс или как на результат процесса.

В квантовой механике мыслимы две реальности. Одна из них - "реальность диспозиций, т.е. реальность не актуально присущих, всегда имеющих место свойств объектов, а реальность предрасположенностей их поведения" [6]. Симметрия квантовой механики по отношению к обращению времени касается лишь эволюции вектора состояния, а не процесса измерения, который носит необратимый характер. Процесс обратим, необратим его результат, но, как сказал Гегель, "не результат есть действительное целое, а результат вместе со своим становлением" [7].

На палеонтологическом материале установлены эмпирические закономерности эволюции. Возникновение новых свойств структуры происходит не без потери некоторых ее наличных свойств при частичном нарушении устойчивости и понижении уровня преемственности. Структура сохраняет новое, запоминая его "Поскольку количество доступной для приобретения системой новизны пропорционально количеству забытого ею, то чем больше нового получила система, тем более необратимым, при прочих равных условиях, окажется приведший к этому процесс развития" [8]. Закон необратимости эволюции имеет несколько формулировок. В одной из них, принадлежащей Л.Долло, этот закон утверждает, что организм не может вернуться (хотя бы частично) к предшествующему состоянию, которое было осуществлено в ряду его предков.

Палеонтология, геология как история Земли, собственно история, имеют своими объектами результаты процессов, и для них обратимости не существует. Река для геолога - это осадочные породы в ее долине, для гидролога - процесс с переменным стоком. Геолог и гидролог видят реку в разной временной перспективе.

Глобальная эволюция сложных систем проявляет определенную направленность и необратимость, сопровождаемую хаотическими явлениями. Медленные процессы относительной устойчивости, цикличности перемежаются скачкообразными изменениями. В палеонтологии известно правило "перемежающегося равновесия" (пунктуализма), сформулированное С.Гоулдом и Н.Элдреджем [9]. В эволюции видов чередуются длительные периоды стасиса, когда основные структурные черты вида сохраняются неизменными, и короткие периоды трансформации одной видовой формы в другую. Видообразование зависит как от процесса адаптации, описанного Ч.Дарвиным, так и от более специфических случайных факторов. Если развитие - процесс стохастический, то реализованная траектория развития уникальна.

И в физике необратимость связывают с хаотическими явлениями. В работах [10] и [11] показано, что время обратимого поведения в системе соударяющихся тел в условиях внешнего флуктуационного поля столь мало, что теорема Пуанкаре теряет силу поскольку такую систему нельзя считать замкнутой. Если учесть еще и квантовые эффекты спонтанного излучения, сопровождающего соударения частиц, то оказывается, что уже после первых соударений симметричные по отношению к обращению времени законы движения уступают место необратимым уравнениям статистической физики. "Единственным объектом, который мог бы претендовать на право подчиняться теореме Пуанкаре, является Вселенная в целом. Время возврата в этом случае естественно было бы трактоватть как время жизни замкнутой Вселенной" [10]. В докладе Маршалла, представленном симпозиуму в Протвино, необратимость времени выводится из хаотического характера движений, чувствительности системы к начальным условиям и иерархии масштабов явлений природы [12].

Структура времени связана с характерами процессов, отражающих его природу. Можно говорить о циклическом, линейном, ветвящемся и фрактальном времени.

Циклическая структура времени не допускает необратимости. Идея цикличности как первоосновы мира известна со времен античности и Древнего Китая. Цикл или круг - символы вечности. Жизнь на Земле организована в виде замкнутого причинно обусловленного кругового процесса, допускающего эволюционные изменения в характере поддержания цикличности, но не допускающего потери самой цикличности. Циклические процессы жизни включают в себя метаболизм с выделением энергии, рост и репликацию молекул. Компоненты, которые специфицируют живую систему (белки, нуклеиновые кислоты, липиды, полисахариды), являются теми же компонентами, синтез и стабильность которых обеспечивается самой круговой организацией. Кроме того, благодаря такой организации живая системы является единством взаимодействий, и эту цикличность она должна сохранять, чтобы оставаться живой системой как уникальной сущностью [13]. Цикличность является способом сохранения устойчивости, гомеостаза всего сущего от небесных тел до общественных структур. Современной общественной науке известны более 1380 типов цикличности.

В циклической модели превалирует функция, это мир функционирования, в нем ничего не появляется и ничего не исчезает; время - это длительность, измеряемая множеством циклов и оно дискретно. Повторения навязывают доктрину детерминизма в духе Лапласа.

Идея цикличности процессуальна, процесс существования сводится к совпадению вещи самой с собой. Но процесс в открытой системе не пределяется только ее внутренними свойствами, внедрение в нее элементов извне придает движению характер линейности. Внешние элементы, взаимодействуя с основными структурами, увеличивают спектр возможностей развития и понижают предсказуемость. Согласно эпигенетической концепции органической эволюции при действии на популяцию организмов экстремальных условий среды их система развития дестабилизируется, что приводит к возрастанию вариабельности индивидуальных состояний. Система приходит к новому равновесию путем отбора тех вариантов, которые реализуют жизнеспособные флуктуации; отбор представляет собой последовательность циклов коррекции, стягивающихся к новой точке равновесия. Эта устойчивая норма является запомненным случайным выбором, т.е. результатом такого процесса. Достигается ли вполне устойчивая организация или происходит вымирание филума, для предшествующего отрезка эволюции характерны многообразные попытки стабилизации, отраженные в палеонтологическом материале в виде последовательных или параллельных морфологических вариантов. Время, ими представленное, имеет структуру дерева.

Ветвящаяся структура времени находит опору и в квантовой механике. Согласно многомировой интерпретации Эверетта волновая функция описывает все возможные типы вселенных вместе с живущими в них разнообразными наблюдателями. Проводя измерение, наблюдатель узнает, кто он и в каком мире живет. Мировая история расщепляется на различные возможные пути, и эти варианты реализуются, не взаимодействуя между собой. Вычисляя вероятность всей системы, состоящей из частицы и прибора, находиться в той или иной конфигурации, мы неявно берем в расчет наблюдателя, который снимает показания прибора.

Параллельные миры должны не только расщепляться после каждого акта наблюдения или взаимодействия между субатомными частицами, но, по логике вещей, обнаружить развитие ветвлений вспять по времени. Таким образом, вероятностно не только будущее, но также и прошлое. "Вместе с ходом времени меняется значение вещей" - утверждал Лукреций. Этот взгляд близок историкам, обладающим текущим прошлым. Историк "не может смотреть на прошедшее иначе, как с точки зрения настоящего. В судьбе отцов мы ищем преимущественно объяснение собственной" [14].

Направленность процесса свидетельствует о том, что достигается определенный результат, оформленный как вещь или событие, т.е. как форма времени, природным референтом которого является этот процесс. В биологии существует закон зародышевого сходства. Эмбрионы и мыши, и слона следуют сходным программам развития, укладываются в определенную последовательность фаз, но этапы между ними проходят с различной скоростью. На всех масштабных уровнях природы реализуются некоторые предпочтительные формы. Траектории диссипативных, динамических систем проявляют тенденцию сходиться к относительно небольшому числу состояний, или аттракторов. В механизмах отбора имеет место необратимость, обеспечивающая устойчивость состояний.

Среди множеств, притягивающих траектории динамических систем, выделяют странные аттракторы, множества с крайне нерегулярной фрактальной структурой, обладающие свойством масштабной инвариантности, самоподобием. Лейбниц в "Монадологии" говорит, что "всякую часть материи можно представить подобием сада, полного растений и пруда, полного рыб. Но каждая ветвь растения, каждый член животного, каждая капля его соков есть опять такой же сад или такой же пруд".

Идея фрактальности пространства - времени порождает необратимую Вселенную. Фронтальная организация времени свойственна системам с динамическим хаосом. Примером может служить дискретная фрактальная структура биоритмов. Работа Л. Кобелева свидетельствует о возможности мира с пространством-временем фрактальной размерности без постоянных величин [15].

Краткие выводы

В естествознании и философии существуют пары антиномичных моделей времени, это множество несводимо к одной фундаментальной модели. Каждая из существующих моделей времени находит соответствие в той или иной физической теории.

Вывод о необратимости или обратимости времени определяется временным горизонтом суждения о направленности изменений, с которыми связывается ход времени. Овеществленное, оформленное время как результат процесса необратимо.

В монографии предложена причинно-целевая концепция психологического времени, на основе которой исследуются различные формы переживания прошлого, настоящего и будущего, психологический возраст, механизмы временной саморегуляции личности.

Для научных работников, преподавателей, студентов вузов.

Редакция философской и правовой литературы

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 4

ГЛАВА I. 11

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ.. 11

Постановка проблемы в философии и психологии. 12

Современная проблематика исследований: от ситуативного масштаба — к биографическому 17

ГЛАВА II. 26

ОСНОВАНИЯ ПРИЧИННО-ЦЕЛЕВОЙ КОНЦЕПЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ ЛИЧНОСТИ.. 26

Время и причинность в философии, истории, культуре. 26

Психологическое настоящее, прошлое, будущее: основные понятия и единицы измерения 35

ГЛАВА III. 46

КАУЗОМЕТРИЯ — МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ ЛИЧНОСТИ.. 46

Процедура опроса. 46

Биографическая разминка.. 46

Формирование списка событий.. 47

Датировка.. 48

Причинный анализ. 49

Целевой анализ. 51

Обозначение сфер принадлежности.. 51

Надежность первичной информации. 52

Устойчивость.. 52

Репрезентативность.. 54

Представление результатов. 61

ГЛАВА IV.. 67

УДАЛЕННОСТЬ СОБЫТИЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ВРЕМЕНИ.. 67

Функции временной лексики. 67

Лексическая шкала удаленности.. 69

Единицы измерения психологической удаленности. 69

Инверсии удаленности. 73

Временные децентрации. 77

ГЛАВА V.. 87

СВОЙСТВА ВРЕМЕНИ В ПЕРЕЖИВАНИИ ЧЕЛОВЕКА.. 87

Шкалы и факторы переживания времени. 88

Фактор континуальности-дискретности времени.. 90

Фактор напряженности времени.. 91

Фактор эмоционального отношения к диапазону времени.. 92

Механизмы растяжимости и прерывности психологического времени. 94

Гипотеза о механизмах растяжимости времени.. 95

Гипотеза о механизмах прерывности времени.. 97

ГЛАВА VI. 101

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ ЛИЧНОСТИ.. 101

Самооценка возраста. 101

Психологический возраст как мера реализованности психологического времени личности 106

Механизмы психовозрастной саморегуляции. 112

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 115

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 117

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ.. 124

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ.. 127

ВВЕДЕНИЕ

Познать время и овладеть временем — это задачи, решение которых имеет важнейшее значение для развития человеческой культуры, общества и личности. Современные достижения науки и техники открыли возможности точного измерения времени. Однако достаточно ли календарей и самых совершенных хронометров для рациональной организации и использования времени в практической деятельности и повседневной жизни? Во многом — да. Благодаря таким свойствам хронологического времени, как равномерность, непрерывность, необратимость, возможна синхронизация событий, происходящих в природе и обществе, четкая фиксация их последовательности и длительности. Но не всякое время может быть сведено к хронологии. И прежде всего это относится к времени человеческой жизни. Именно о времени жизни, его отражении в переживании личности, о способах его измерения и регуляции — эта книга.




То, что казалось очевидным и неопровержимым для науки одного исторического периода, превращается в сложную и волнующую проблему на новом этапе развития научного знания. В значительной мере это относится к постановке и решению проблемы времени. По мере развития конкретных научных дисциплин все более ощутимые сбои стал давать, казалось бы, вечный и неизмененный хронометр вселенной — абсолютное ньютоновское время. Совершенный Эйнштейном переворот в физике заставил мир прислушаться к ускоряющимся и замедляющимся собственным часам движущихся систем, а дальнейшее развитие физики элементарных частиц, квантовой механики поставило вопрос о возможности нарушения считавшихся ранее универсальными свойств времени на уровне микромира [Мостепаненко, 1974][1].

Универсальная хронология оказалась недостаточным средством развития научного знания о временном функционировании систем и в тех отраслях науки, где исследовались макроуровневые процессы в неживой природе. Возникла необходимость в изучении специфики геологического времени, в разработке системы и единиц его измерения [Косыгин и соавт., 1974], а также в создании собственных временных шкал для измерения географических процессов [Харвей, 1974, 407].

Развитие эволюционной теории, генетики, физиологии подготовило почву для изучения биологического времени как собственного времени биосистем, обусловленного спецификой пространственной среды их функционирования и закономерностями развития живой природы [Вернадский, 1966]. Подтверждением концепции биологического времени стало открытие биологических часов — физиологических процессов, задающих ритм жизнедеятельности организма (только в человеческом организме насчитывается до, 100 различных биологических часов) [Чуприкова, Митина, 1979, 16]. Результаты многочисленных исследований в данной области позволяют говорить об объективном характере биологического времени и его неоднозначной взаимосвязи со временем физическим [Багрова, 1980, 13].

В чем же заключается специфика социального времени, каковы временные закономерности исторического процесса, общественного и индивидуального бытия человека? Уже более ста лет эти вопросы находятся в сфере внимания философов, социологов, историков, культурологов, психологов. Интерес к ним постоянно возрастает под влиянием динамики социальных процессов в современном мире. В западной философии с именами Кьеркегора, Дильтея, Гуссерля, Бергсона, Хайдеггера, Сартра связан глубокий переворот в понимании времени не просто как физического условия человеческой жизнедеятельности, а как внутренне организующего фактора, определяющего для субъекта целостность его жизненного процесса, динамическое единство прошлого, настоящего и будущего в сознании и деятельности.

Таким образом, современному уровню научных знаний о природе и обществе соответствует представление о том, что временные закономерности различных процессов обусловлены качественными характеристиками этих процессов, что хронологическое время, отражающее равномерные циклические процессы в физических объектах, является условной мерой для развивающихся систем, в том числе и социальных, с присущим им собственным временем, соответствующим специфике практической деятельности и сознания людей. Следовательно, особый характер приобретает и время психических процессов, время в восприятии, переживании и сознании человека, которое получило название субъективного, или психологического. Однако, если это время обладает собственными свойствами, отличительными от тех, которые мы привычно фиксируем во времени хронологическом, то в чем они проявляются и каким образом могут быть обнаружены?

Индивидуальная жизнь в сознании человека не ограничивается рамками непосредственного существования, она рассматривается также и в историческом масштабе, когда события, происходящие до рождения индивида, и те, которые произойдут после его смерти, вовлекаются в сферу временных отношений и выступают условием формирования личностной концепции и непосредственных переживаний времени. Наиболее традиционной формой осознания времени в историческом масштабе является представление о генеалогической преемственности, когда в качестве прошлого индивид рассматривает жизнь своих предков, в качестве настоящего — собственную жизнь, а в качестве будущего — самостоятельное существование детей, внуков и т. д. Таковы принятые в традиционных культурах способы усвоения временных отношений прошлого на основе изучения детьми их родословной вплоть до двадцатого поколения [Туви, 1980, 27]; в средневековье этой же цели служили разветвленные генеалогические древа феодальной знати. Временные отношения исторического будущего в аспекте генеалогической преемственности объективно включались в деятельность человека посредством системы экономического наследования и субъективно усваивались в той мере, в какой родителям была небезразлична дальнейшая судьба их потомства. В наиболее широком плане психологическое время личности в историческом масштабе — это освоение индивидуальным сознанием временных отношений и закономерностей человеческой истории, в результате которого историческое будущее предстает в глазах индивида как его собственное будущее, как возможность преодоления ограниченности времени индивидуальной жизни.

Таким образом, три выделенных выше масштаба психологического времени — ситуативный, биографический, исторический — взаимосвязаны. Некоторые, наиболее значимые для индивида ситуации, сопровождающиеся специфическими формами переживания времени, приобретают статус жизненно важных событий, которые становятся вехами на жизненном пути человека. Их содержание определяет основное содержание человеческой жизни, а взаимосвязь — отношения длительности и последовательности, принадлежности к прошлому, настоящему и будущему — временную структуру жизни, на основе осознания которой формируется индивидуальная концепция времени. В свою очередь, сопоставление собственной жизни с масштабами истории, вплетение ее в событийную цепь исторического процесса накладывает особый отпечаток и на ситуативные переживания времени, и на концепцию времени личности в целом. В связи с этим в последующих главах данной монографии рассмотрены историко-культурные основы и психологические механизмы переживания и концептуального осмысления времени личностью.

Авторы поставили перед собой задачу раскрыть механизмы, лежащие в основе тех свойств психологического времени, которые пока еще не стали предметом научного исследования. Предпринята попытка теоретически обосновать один из подходов к построению теории психологического времени личности и на его основе разработать методы экспериментального исследования. Такая теория должна не только систематизировать содержательные характеристики психологического времени, но и определить количественные корреляты этих характеристик: единицы измерения и соответствующие показатели временных отношений длительности и последовательности, прошлого, настоящего и будущего, а также указанных выше свойств психологического времени. В настоящей работе исследование в основном сосредоточено на психологическом времени личности в биографическом масштабе, или в масштабе времени жизни, поскольку личностная концепция времени в интегрированной форме отражает и специфику индивидуальных переживаний времени в ситуативном масштабе, и представления личности о времени ее жизни в масштабе историческом.

Проблема психологического времени в масштабе человеческой жизни получила теоретическое обоснование в работах П. Жане, Ш. Бюлер, К. Левина, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева. В последние годы интерес к ней постоянно возрастает, увеличивается количество теоретических и эмпирических исследований в данной области. Вопросы, связанные с содержанием этих исследований, специально рассмотрены в главе, посвященной становлению и развитию научного подхода к проблеме психологического времени.

Основные концептуальные положения и методы исследования, представленного в монографии, были разработаны авторами совместно. Отдельные разделы написаны: введение, гл. 1, 2 (§ 1) — Е. И. Головахой; гл. 3, 4 — А. А. Кроником; гл. 2 (§2), 5, 6, заключение — совместно. Авторы выражают искреннюю благодарность Н. В. Паниной за ряд ценных рекомендаций, Л. С. Финкелю и Ю. И. Яковенко, оказавшим большую помощь в математической обработке эмпирических данных, О. С. Чичкевич, взявшей на себя труд по подготовке таблиц и рисунков, а также рецензентам, работа которых способствовала совершенствованию текста монографии.

Н.А. Козырев был первым ученым, который не только обратил внимание на необходимость серьезного изучения физического содержания понятия времени, но и разработал причинную концепцию времени и предложил для этой цели экспериментальную методику, разработанную им в рамках так называемой причинной механики.

Классическая механика Ньютона не делает различия между причиной и следствием. В ней силы взаимодействия двух тел направлены вдоль одной прямой, равны по величине, противоположны по направлению и действуют в один момент времени. Это означает симметрию и полную обратимость времени, что не соответствует картине реального мира, в котором преобладают необратимые процессы.

Причинная механика Н. А. Козырева основана на следующих постулатах:[13]

· в причинных связях всегда имеется принципиальное отличие причин от следствий;

· причины и следствия всегда разделяются пространством, расстояние не может быть равно нулю;

· причины и следствия всегда разделяются временем, которое не равно нулю, а следствие всегда находится в будущем по отношению к причине.

· время обладает особым свойством (направленностью, ходом), которое создает различие прошедшего от будущего, причин от следствий.

Важнейшим свойством времени, согласно концепции Козырев, является его плотность, которая характеризует степень активности времени. Плотность времени изменяется при взаимодействии с веществом. В обратимых процессах плотность времени остаётся постоянной, её изменение происходит в необратимых процессах.

Если она увеличится, это эквивалентно испусканию временной субстанции, т.е. творению времени. Если же его плотность снизилась, и процессы стали протекать менее энергично, значит, произошло поглощение времени. Вселенная в теории Козырева оказывается похожей на бескрайнее океан-море, в каких-то местах которого бьют большие и малые ключи, извергающие потоки времени , в других открыты канализационные стоки, втягивающие время. Там оно становится небытием.

Процессы, упорядочивающие мир поглощают время. При процессах, где нарастает энтропия (хаос, беспорядок) время излучается. По мнению Козырева, звезды излучали огромное количество времени. Время по Козыреву вездесуще, оно появляется сразу и везде, его флуктуации происходят повсюду одновременно, в то же мгновение (кстати, как и гравитация).

Измерение физических свойств времени требовало от ученого много сил, энергии и большой изобретательности. В его лаборатории было разработано несколько типов приборов и схем, позволяющих измерять плотность времени.

Согласно теории Козырева потоки времени, испускаемые необратимыми процессами, частично поглощаются окружающими телами, увеличивая их энергию и массу. Новосибирские ученые проверили это с помощью гидростатического взвешивания. В этом случае исследуемый образец, гирька, подвешенная к плечу аналитических весов, погружается в сосуд с дистиллированной водой. Изменение баланса между весом образца и выталкивающей силой Архимеда сразу фиксируется движением стрелки весов.

Оказалось, что когда вблизи происходит испарение жидкого азота, остывает стакан горячей воды, ставится чашка с растворяющимся в ней сахаром или солью, вес исследуемых образцов действительно изменяется - приблизительно на 1/1000 или 1/10000 долю процента, и медленно возвращается в норму после удаления "источника времени".

Изменялась не только масса погруженного в воду поплавка - гирьки, но и плотность самой воды. Для некоторых необратимых процессов она возрастала, для других - уменьшалась.

Сам Н.Козырев писал о том, что к заключению о существовании у времени физических свойств его привело исследование природы звездной энергии на основе данных астрономических наблюдений. В очень простом и наглядном на первый взгляд опыте Козырев обнаружил предсказанный им эффект воздействия времени на материальные процессы.

Согласно его гипотезе, от каждого космического объекта типа звёзд на Землю приходят два сигнала. Первый - это свет и радиоволны, которые распространяются с конечной скоростью. Второй - темпоральный луч (от лат. tempus – время), который распространяется мгновенно и в отличие от светового луча невидим.

4. Утверждение о переносе этим потоком информации о нынешнем, прошлом и будущем положении звездных объектов.

Первое и второе утверждения на современном этапе развития естествознания являются постулатами, которые не могут быть проверены. На опытную проверку других постулатов потрачены десятилетия труда Н.Козырева, его соратников, последователей и независимых исследователей. Ряд учёных обнаруживают искомые эффекты, другие авторы или не обнаруживают эффекты вовсе, или, исключая возможные причины погрешностей, доказывают, что имеющиеся эффекты могут быть полностью объяснены традиционными для физики причинами — электростатическим или магнитным слабым влиянием; тепловым излучением; радиометрическим действием, обусловленным тем, что молекулы газа отражаются с большей скоростью от более теплой стороны деталей измерительных приборов.

Исследования по программе, предложенной Козыревым, продолжаются в настоящее время.

В последние годы проводятся исследования психологического времени в его связи с формированием личности. В работах по этой проблеме рассматриваются: типология временной перспективы личности [Орлов, 1978; Чудновский, 1980], особенности использования времени личностью в норме и патологии [Рубинштейн, 1976], психологическое время как фактор формирования отношений личности в коллективе [Маслова, 1978]. В указанных исследованиях были представлены результаты, в целом свидетельствующие о том, что психологическое время выполняет существенную функцию в регуляции сознания и поведения личности.

Таковы первые шаги в данной области. Дальнейшее продвижение во многом зависит от разработки адекватных методов исследования, а также от прочного концептуального фундамента.

ГЛАВА II

ОСНОВАНИЯ ПРИЧИННО–ЦЕЛЕВОЙ КОНЦЕПЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ ЛИЧНОСТИ

Способы, с помощью которых может быть построена психологическая теория, различны. Можно начать с некоторых наиболее общих философских абстракций, на основе которых воздвигнуть стройный теоретический конструкт. Такой путь всегда прельщал истинного теоретика, ориентирующегося на образцы интеллектуальных творений в логике и математике. Иной путь — это анализ внутренне прочувствованного, пережитого любым человеком субъективного опыта, анализ, обусловленный назревшей потребностью понять, что стоит за этим опытом, что отражает он, как влияет на жизнь человека. Эти пути дополняют друг друга. Первый позволяет ввести новую теорию в систему имеющихся научных знаний и сделать ее положения сопоставимыми с уже известными. Второй изначально наполняет теоретические положения живым человеческим содержанием, близким и необходимым каждому человеку, задумывающемуся над тем, что лежит в основе феноменов его внутреннего мира и переживаний других людей.

В исследовании природы психологического времени мы стремились использовать достоинства как одного, так и другого способов построения теории. В соответствии с этим сущность предлагаемой причинно–целевой концепции раскрывается посредством анализа соотношения причинности и времени в современной науке, а основные понятия концепции вводятся и обосновываются в ходе решения одной из наиболее загадочных и волнующих человека проблем — специфики и взаимосвязи его прошлого, настоящего и будущего.

1. Время и причинность в философии, истории, культуре

При всем своеобразии физических, биологических, социальных временных отношений в них есть нечто принципиально общее, коренящееся в самой природе времени как фундаментальной формы существования материи на всех ее уровнях. Не является исключением и психологическое время, поскольку динамическая структура психической деятельности человека в целом и его сознания формируется в системе временных отношений объективного (природного и социального) характера как их отражение и субъективная трансформация. Поэтому разработка концепции психологического времени личности требует определенного методологического подхода к пониманию общей природы времени.

Наиболее общая философская постановка проблемы времени связана с двумя альтернативными подходами — субстанциональным и реляционным. С точки зрения субстанционального подхода время представляет собой некую абсолютную сущность, не связанную ни с какими материальными системами; реляционный подход рассматривает время как вторичную сущность, производную от структуры взаимодействия материальных систем [Молчанов, 1979, 63—64]. В истории науки был период, когда всеобщее признание имела субстанциональная концепция абсолютного времени Ньютона. Современной научной картине мира более соответствует реляционная концепция времени, получившая обоснование в теории относительности Эйнштейна. Хотя субстанциональный подход еще сохраняет определенные позиции в рамках некоторых современных физических концепций, предполагающих существование материальных частиц времени, он полностью противоречит уровневой дифференциации временных отношений в физических, биологических и социальных процессах, поскольку не допускает зависимости времени от структуры и уровней материального взаимодействия. Представление о специфике временных отношений различных уровней вполне соотносится с реляционным подходом, предполагающим, что длительность, последовательность и направление событий, происходящих в различных процессах, зависят от содержания этих процессов.


За последние три тысячи лет в философии и науке (физике, прежде всего) выработаны некоторые базисные положения, касающиеся природы времени. Они укладываются в четыре концепции, - реляционную, субстанциальную, статическую и динамическую, - которые различаются трактовкой взаимоотношений между временем и объектом.

В субстанциальной концепции время рассматривается как существующая отдельно от объектов реальность, наряду с физической материей и пространством. Античный философ Демокрит, которого считают родоначальником субстанциального подхода, полагал, что время есть ничто иное, как пустота, в которой помещается все многообразие мира. Время, равно как и пространство, абсолютно, неподвижно, неизменно. И.Ньютон, отстаивающий субстанциальную позицию, давал такое толкование времени: "Абсолютное, истинное математическое время, само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему протекает равномерно и иначе называется длительностью".18 Для Ньютона и его последователей время - это совершенно независимый от физических тел и процессов фон, выступающий по отношению к этим телам и процессам в качестве масштаба длительности. Даже если исчезнут все вещи и процессы, время все равно останется, ибо оно есть чистая длительность, постоянная шкала для измерения изменений тел, явлений и процессов. Время - одно для всех, оно протекает равномерно, необратимо и его течение ни от чего не зависит. Сами объекты, с точки зрения субстанциалистов, не содержат времени; оно привносится извне. Если у Ньютона этим источником времени был Бог, то Кант переместил источник времени во внутренний мир познающего субъекта. Он утверждал, что время существует до всякого опыта и коренится в самом субъекте: "Время есть ничто иное, как форма внутреннего чувства, то есть созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния. Оно принадлежит не самим предметам, а только субъекту, который их созерцает".19

Согласно реляционной (от лат. relativus - относительный, выражающий отношение) концепции, не существует времени самого по себе, отдельно от объектов. Время - это специфическое проявление свойств объектов и происходящих с ними изменений. У истоков реляционной концепции стоит Аристотель, который, рассматривая движение физических тел, пришел к выводу, что это движение не может быть понято без анализа времени. Он дал такое определение: ". время есть ничто иное, как число движения по отношению к предыдущему и последующему".20 То есть, время рассматривается как внутренний индикатор изменений различных тел, характеристика его качественных трансформаций. Оно выражается через качественные моменты в жизни объекта: стадии, циклы, эпохи, эры и т.д. Лейбниц полагал пространство, так же как и время, чем-то чисто относительным: пространство - порядком сосуществований, а время - порядком последовательностей. Ибо пространство, с точки зрения возможности, обозначает порядок "одновременных вещей, поскольку они существуют совместно". Не считая время отдельной сущностью, он видел в нем закон изменений на множестве состояний.
Современная реляционная концепция времени находит опору в специальной теории относительности, рассматривающей время как систему отношений между физическими событиями и телами. Пространство-время определяется как множество всех событий в мире, связанных общей структурой отношений воздействия одних событий на другие и ничем иным. В этой структуре фундаментальную роль играет предельная скорость передачи сигналов. Вопрос о следовании событий во времени теряет смысл, если между ними нет возможности взаимодействовать. В "Физической энциклопедии" утверждается, что пространство и время в физике определяются в общем виде как фундаментальные структуры координации материальных объектов и их состояний.

В статической модели времени все события рассматриваются как существующие. Ничего само по себе не возникает и не исчезает; сознание встречается с различными событиями и фиксирует их как моменты настоящего. Временные отношения этой концепцией не отрицаются, но сводятся к отношению "раньше-позже", заданному на универсальном пространственно-временном многообразии. В статической модели стрелы времени не существует. Американский физик и писатель Алан Лайтман, опираясь на статистическую модель времени, продемонстрировал возможность конструирования бесконечного множества вселенных, - на любой вкус.21

Динамическая концепция времени распределяет все события на временной шкале как прошлые, настоящие и будущие. События приходят из будущего в настоящее, обретая подлинное событие, и уходят в прошлое, но не бесследно. Динамическая концепция позволяет говорить об общем направлении развития мироздания от более вероятных состояний к все менее вероятным: от "Большого Взрыва" до наших дней. Развитие предполагает образование нового и преемственное влияние прошлого на будущее, сохранение цельности, неизменной идентичности при наличии изменений. Принцип становления предполагает тенденцию считать процесс более фундаментальными, чем материя и пространство. Динамическая концепция помещает время в жесткие рамки линейной структуры.

Читайте также: