Оборудование пунктов досмотра в аэропорту кратко

Обновлено: 04.07.2024

Порядок проведения предполетного и послеполетного досмотров пассажиров и багажа определен Правилами проведения предполетного и послеполетного досмотров (далее – Правила), утвержденными приказом Минтранса России от 25.07.2007 № 104.

Указанными Правилами установлено, что предполетный досмотр пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, производится в целях обеспечения авиационной безопасности, охраны жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала гражданской авиации, предотвращения возможных попыток захвата (угона) воздушных судов и других актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, а также незаконного провоза оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте по условиям авиационной безопасности.

Основной задачей проведения предполетного досмотра является своевременное выявление, предупреждение и пресечение попыток проникновения на борт воздушных судов лиц с предметами и веществами, которые могут быть использованы для нанесения ущерба здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна, создания угрозы безопасности полета воздушного судна или могут явиться причиной иного чрезвычайного (авиационного) происшествия, а также предотвращения незаконного провоза опасных предметов и веществ, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте.

Производство досмотров в аэропортах осуществляется в специальных помещениях (пунктах досмотра), оборудованных стационарными техническими средствами досмотра и системами видеонаблюдения.

Предполетный досмотр пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, проводится с применением технических и специальных средств и (или) ручным (контактным) методом.

Предполетный досмотр пассажира с использованием технических и специальных средств проводится в следующем порядке:

производится проверка билета, оформленного в установленном порядке, посадочного талона, сверка документа с личностью пассажира при входе в пункт досмотра;

предлагается заявить об имеющихся у пассажира предметах и веществах, запрещенных к перевозке на борту воздушного судна, а также вещах, принятых от посторонних лиц для перевозки;

предлагается выложить имеющиеся у пассажира в одежде предметы, содержащие металл (портсигары, ключи, пачки сигарет и т.п.), снять верхнюю одежду (пальто, куртка, плащ, пиджак, свитер, джемпер, пуловер, кофта и т.п., головной убор), ремень (пояс) шириной более 4,0 см или толщиной более 0,5 см, обувь за исключением обуви с высотой каблука менее 2,5 см и с подошвой толщиной менее 1,0 см и уложить все в лотки, корзины, поставить на транспортер рентгенотелевизионного интроскопа;

предлагается пассажиру пройти через рамку стационарного металлоискателя;

проводится досмотр содержимого багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, верхней одежды (пальто, куртка, плащ, пиджак, головной убор), ремня, обуви;

при срабатывании сигнализации стационарного металлоискателя:

уточняются места расположения металлических предметов в одежде пассажира с помощью ручного металлоискателя;

предлагается пассажиру повторно пройти через рамку стационарного металлоискателя после извлечения и проверки металлических предметов;

производится досмотр пассажира с помощью ручного металлоискателя и ручным (контактным) методом досмотра при повторном срабатывании сигнализации.

Процесс предполетного досмотра не должен увеличивать продолжительность обслуживания вылетающих пассажиров и влиять на регулярность выполняемых рейсов.

Упрощение процедур предполетного досмотра пассажиров не допускается.

В целях исключения задержки рейсов начало и окончание предполетного досмотра определяется технологическим графиком.

Северо-Западная транспортная прокуратура

Северо-Западная транспортная прокуратура

31 марта 2014, 12:18

О порядке проведения предполетного досмотра пассажиров и багажа

Порядок проведения предполетного и послеполетного досмотров пассажиров и багажа определен Правилами проведения предполетного и послеполетного досмотров (далее – Правила), утвержденными приказом Минтранса России от 25.07.2007 № 104.

Указанными Правилами установлено, что предполетный досмотр пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, производится в целях обеспечения авиационной безопасности, охраны жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала гражданской авиации, предотвращения возможных попыток захвата (угона) воздушных судов и других актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, а также незаконного провоза оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте по условиям авиационной безопасности.

Основной задачей проведения предполетного досмотра является своевременное выявление, предупреждение и пресечение попыток проникновения на борт воздушных судов лиц с предметами и веществами, которые могут быть использованы для нанесения ущерба здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна, создания угрозы безопасности полета воздушного судна или могут явиться причиной иного чрезвычайного (авиационного) происшествия, а также предотвращения незаконного провоза опасных предметов и веществ, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте.

Производство досмотров в аэропортах осуществляется в специальных помещениях (пунктах досмотра), оборудованных стационарными техническими средствами досмотра и системами видеонаблюдения.

Предполетный досмотр пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, проводится с применением технических и специальных средств и (или) ручным (контактным) методом.

Предполетный досмотр пассажира с использованием технических и специальных средств проводится в следующем порядке:

производится проверка билета, оформленного в установленном порядке, посадочного талона, сверка документа с личностью пассажира при входе в пункт досмотра;

предлагается заявить об имеющихся у пассажира предметах и веществах, запрещенных к перевозке на борту воздушного судна, а также вещах, принятых от посторонних лиц для перевозки;

предлагается выложить имеющиеся у пассажира в одежде предметы, содержащие металл (портсигары, ключи, пачки сигарет и т.п.), снять верхнюю одежду (пальто, куртка, плащ, пиджак, свитер, джемпер, пуловер, кофта и т.п., головной убор), ремень (пояс) шириной более 4,0 см или толщиной более 0,5 см, обувь за исключением обуви с высотой каблука менее 2,5 см и с подошвой толщиной менее 1,0 см и уложить все в лотки, корзины, поставить на транспортер рентгенотелевизионного интроскопа;

предлагается пассажиру пройти через рамку стационарного металлоискателя;

проводится досмотр содержимого багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, верхней одежды (пальто, куртка, плащ, пиджак, головной убор), ремня, обуви;

при срабатывании сигнализации стационарного металлоискателя:

уточняются места расположения металлических предметов в одежде пассажира с помощью ручного металлоискателя;

предлагается пассажиру повторно пройти через рамку стационарного металлоискателя после извлечения и проверки металлических предметов;

производится досмотр пассажира с помощью ручного металлоискателя и ручным (контактным) методом досмотра при повторном срабатывании сигнализации.

Процесс предполетного досмотра не должен увеличивать продолжительность обслуживания вылетающих пассажиров и влиять на регулярность выполняемых рейсов.

Упрощение процедур предполетного досмотра пассажиров не допускается.

В целях исключения задержки рейсов начало и окончание предполетного досмотра определяется технологическим графиком.

Для проведения досмотров в аэропортах оборудуются изолированные зоны контроля.

В зоны контроля и пункты досмотра допускаются только пассажиры очередных рейсов при наличии билета, оформленного в установленном порядке, и документа, удостоверяющего личность пассажира. Нахождение лиц, не связанных с обслуживанием пассажиров и организацией пассажирских перевозок, в зонах контроля и пунктах досмотра категорически запрещается.

Оборудование и оснащение зон контроля и пунктов досмотра возлагается на администрацию аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатанта.

Зона контроля может состоять из одного или нескольких пунктов досмотра, включая зону ожидания посадки между пунктом досмотра пассажиров и воздушным судном, доступ в которую строго контролируется, так называемая стерильная зона (площадью не менее 1,7 кв. метра из расчета на одного пассажира).

Стерильные зоны должны быть оборудованы местами для сидения и местами общего пользования. Здесь же могут находиться торговые точки и бытовые комнаты при условии выполнения требований по авиационной безопасности.

Помещения для предполетного досмотра должны быть площадью не менее 54 кв. метров [7].

а) перечни опасных веществ и предметов, запрещенных к воздушной перевозке;

б) правила перевозки на воздушных судах оружия, боеприпасов, специальных средств, радио-, фото- и видеоаппаратуры, электронно-вычислительной и телевизионной техники, а также допустимые нормы провоза ручной клади;

в) соответствующие извлечения из Воздушного кодекса и других нормативных правовых актов по обеспечению авиационной безопасности;

Пункт досмотра

Пункт досмотра должен быть оборудован техническими и специальными средствами (рентгенотелевизионные интроскопы (РТИ), стационарные металлоискатели, портативные (ручные) металлоискатели, шлрентгенографические сканеры, системы интровидения в терагерцевом диапазоне электромагнитного спектра, средства обнаружения взрывчатых веществ), а также системой видеонаблюдения и видеозаписи, информация которой сохраняется в течение 1 месяца, аварийным освещением и электроснабжением, тревожной сигнализацией, телефонной связью, в том числе и прямой связью с диспетчером службы организации пассажирских перевозок, пунктами регистрации билетов и приема багажа, правоохранительными органами [6,7].

Администрация аэропорта должна организовать проведение ежедневных проверок (настроек) технических средств досмотра и оборудования, применяемого при производстве досмотра. Поддержание постоянной работоспособности технических средств досмотра и оборудования в зонах контроля (пунктах досмотра), их эксплуатация осуществляется специально подготовленными сотрудниками САБ, а техническое обслуживание – специалистами аэропорта или предприятия, имеющими соответствующую квалификацию и допуск [7].

В пункте досмотра также должно быть предусмотрено помещение (кабина) для личного (индивидуального) досмотра (площадью не менее 4 кв. метров). Количество зон контроля, пунктов досмотра и оснащение их техническими и специальными средствами определяется в зависимости от объема перевозок [7].

Планировка пунктов досмотра должна осуществляться с учетом исключения смешивания или контакта пассажиров, прошедших предполетный досмотр с лицами, не прошедшими такой досмотр, а также с работниками гражданской авиации, не имеющими отношение к обслуживанию пассажиров. Такие же меры должны приниматься при следовании пассажиров по перрону для посадки в воздушное судно [6].

Если какая-либо часть здания аэровокзала, расположенная между контрольно-проверочными пунктами и пунктом посадки на воздушные суда, используется прибывающими пассажирами, не прошедшими досмотра, следует обеспечивать “стерильность” этой зоны и её тщательную проверку до производства из неё посадки. Если невозможно предотвратить смешивание или контакты с потоком пассажиров, не прошедших досмотр или прошедших его не в полном объёме, вылетающие пассажиры должны проходить повторный досмотр до посадки на воздушные суда [1].

При выборе удобных мест для контрольно-проверочных пунктов необходимо, как минимум, учитывать следующие факторы [1]:

a) радиочастоты, на которых могут создаваться помехи, а рабочие частоты оборудования для обеспечения безопасности;

b) мощность сигнала который может оказывать воздействие на оборудование для обеспечения безопасности; и

c) уровень возможных помех.

Воизбежании насильственного проникновения на борт воздушного судна лица, не удовлетворяющего требованиям безопасности, ширина прохода на каждом контрольно-проверочном пункте должна быть рассчитана на одного человека. Желательно, чтобы проверка пассажиров и ручной клади проводилась в местах, расположенных в непосредственной близости друг от друга. На контрольно-проверочных пунктах следует установить столы, предназначенные для досмотра ручной клади. Такие столы должны быть достаточно высокими, чтобы при выполнении ручного досмотра проверяющему не приходилось нагибаться. Их ширину необходимо рассчитать таким образом, чтобы багаж можно было держать на определённом удалении от пассажира. Пассажиры должны иметь возможность наблюдать за тем, как выполняется досмотр, но не вмешиваться в действия проверяющего [1].

ГОСТ Р 55249-2012

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АЭРОПОРТЫ. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДОСМОТРА

Общие технические требования

Air transport. Airports. Technical means for screening. General technical requirements

Дата введения 2013-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации" (ФГУП ГосНИИ ГА)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1341-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2020 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на технические средства досмотра, предназначенные для обнаружения оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых и других веществ и предметов, запрещенных к перевозке воздушными судами, в процессе досмотра персонала аэропорта и других лиц и находящихся при них вещей при входе в контролируемые зоны аэропорта, предполетного и послеполетного досмотров членов экипажей воздушных судов, авиапассажиров, ручной клади и багажа, грузов, почты и бортовых запасов.

Стандарт устанавливает общие технические требования к техническим средствам досмотра. Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемые средства досмотра, предназначенные для использования в аэропортах гражданской авиации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.2.007.0 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 7512 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Радиографический метод

ГОСТ 14254 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ Р 51635 Мониторы радиационные ядерных материалов. Общие технические условия

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 технические средства досмотра пассажира: Аппаратные средства и комплексы, работающие на различных физических принципах, предназначенные для досмотра людей.

3.1.2 технические средства досмотра ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов: Аппаратные средства и комплексы, работающие на различных физических принципах, предназначенные для досмотра ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов.

3.1.3 рентгено-телевизионные стационарные интроскопы: Устройства для контроля ручной клади, багажа, почты и груза по теневому изображению их внутреннего содержания на экране телемонитора.

3.1.4 переносные рентгеновские интроскопы: Устройства с телевизионным или твердотельным приемником для идентификации неопознанных объектов на борту воздушного судна и в контролируемой зоне аэропорта без вскрытия и смещения объекта исследования.

3.1.5 стационарные металлоискатели: Устройства арочного типа для выявления металлических предметов, размещенных в одежде и на теле человека.

3.1.7 оборудование для обнаружения взрывчатых веществ: Аппаратные средства, работающие на различных физических принципах, предназначенные для досмотра людей, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов.

3.2 В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:

ААПК-Б - автоматизированный аппаратно-программный комплекс контроля багажа авиапассажиров;

АКВСК-Б - автоматизированная комплексная высокоскоростная система контроля багажа авиапассажиров;

АКСОВВ-РК - автоматизированная комплексная система обнаружения взрывчатых веществ, оружия, взрывных устройств и других запрещенных к перевозке веществ и предметов в ручной клади авиапассажиров;

АРК - автоматизированный комплекс радиационного контроля;

ВВ - взрывчатые вещества;

ВУ - взрывные устройства;

КТСД - комплекс технических средств досмотра;

НРУ - установка нейтронно-радиационного анализа;

ОРТИ - одноракурсный рентгенотелевизионный интроскоп;

РРД - ручной радиометр-дозиметр;

РТИ - многоракурсный рентгенотелевизионный интроскоп;

СМРУ-РК - стационарная многоракурсная рентгеновская установка конвейерного типа для контроля ручной клади авиапассажиров;

ССРУ - стационарная сканирующая рентгеновская установка;

ТМС-Б - томографическая система для контроля багажа авиапассажиров;

ТМС-РК - томографическая система для контроля ручной клади авиапассажиров;

ЯКР-спектрометрия - ядерная квадрупольная резонансная спектрометрия.

4 Классификация технических средств досмотра

4.1 Общие положения

Досмотр членов экипажей воздушных судов, персонала аэропорта и лиц, посещающих аэропорт и объекты его инфраструктуры, вещей, находящихся при них, авиапассажиров, их ручной клади и багажа, грузов, почты и бортовых запасов, а также транспортных средств в целях исключения проноса и доставки в контролируемые зоны аэропорта и на борт воздушного судна радиационных материалов, взрывчатых веществ (ВВ), взрывных устройств (ВУ), оружия, боеприпасов и других предметов и веществ, запрещенных к перевозке на воздушных судах, должен осуществляться с помощью комплекса технических средств досмотра (КТСД). Состав КТСД приведен ниже в 4.2-4.5.

4.2 Технические средства досмотра пассажира

4.2.1 Автоматизированный комплекс радиационного контроля.

4.2.2 Ручной радиометр-дозиметр (РРД).

4.2.3 Стационарный металлодетектор арочного типа.

4.2.4 Ручной металлоискатель.

4.2.5 Активный стационарный обнаружитель оружия и ВВ кабинного типа с использованием электромагнитного воздействия на пассажира (радио-, рентгеновского излучения).

4.2.6 Переносной газоанализатор.

4.3 Технические средства досмотра ручной клади

4.3.1 Автоматизированный комплекс радиационного контроля.

4.3.2 Ручной радиометр-дозиметр (РРД).

4.3.3 Одноракурсный рентгено-телевизионный интроскоп.

4.3.4 Автоматизированная комплексная система обнаружения ВВ, ВУ, оружия и других запрещенных веществ и предметов в ручной клади авиапассажиров (АКСОВВ-РК) в составе*:

* Конкретный тип аппаратуры определяется субъектом транспортной инфраструктуры по результатам проектно-изыскательских работ по оборудованию досмотровых участков.

- установка обнаружения ВВ на основе ядерной квадрупольной резонансной спектрометрии (ЯКР-спектрометрии);

- многоракурсный рентгенотелевизионный интроскоп;

- установка нейтронно-радиационного анализа.

4.3.5 Стационарная многоракурсная рентгеновская установка конвейерного типа для контроля ручной клади авиапассажиров (СМРУ-РК).

4.3.6 Томографическая система для контроля ручной клади авиапассажиров (ТМС-РК).

4.3.7 Переносной газоанализатор.

4.4 Технические средства досмотра багажа

4.4.1 Автоматизированный комплекс радиационного контроля.

4.4.2 Автоматизированный аппаратно-программный комплекс контроля багажа авиапассажиров (ААПК-Б) в составе*:

* Конкретный тип аппаратуры определяется субъектом транспортной инфраструктуры по результатам проектно-изыскательских работ по оборудованию досмотровых участков.

- высокоскоростной многоракурсный рентгеновский интроскоп (ВРТИ);

- рентгеновская установка для углубленного досмотра;

- установка зондирования быстрыми нейтронами;

- установка обнаружения ВВ на основе ядерной квадрупольной резонансной спектрометрии.

4.4.3 Автоматизированная комплексная высокоскоростная система контроля багажа авиапассажиров (АКВСК-Б) в составе:

- конвейерный высокоскоростной рентгенотелевизионный интроскоп (ВРТИ);

- конвейерная высокопроизводительная нейтронно-радиационная установка с использованием тепловых нейтронов.

4.4.4 Томографическая система для досмотра багажа*.

* Конкретный тип аппаратуры определяется субъектом транспортной инфраструктуры по результатам проектно-изыскательских работ по оборудованию досмотровых участков.

4.4.5 Переносной газоанализатор.

4.5 Технические средства досмотра автотранспортных средств и грузов, в том числе бортового питания

4.5.1 Стационарный комплекс для обнаружения оружия, радиоактивных веществ и ВВ в крупногабаритных автотранспортных средствах и грузах с использованием рентгеновского и нейтронного излучения (ДРК 1).

Получайте персональные предложения, экономьте время, узнавайте о горящих турах и акциях первыми.

Порядок осуществления досмотра

  1. Досмотр осуществляется контактным (ручным) методом с использованием технических средств. Возможно проведение личного досмотра по решению работников органов внутренних дел или службы авиационной безопасности.
  2. Если пассажир имеет вживленный кардиостимулятор, ему необходимо сообщить об этом работникам службы авиационной безопасности и сотрудникам МВД. Досмотр в этом случае будет производиться без использования технических средств.
  3. Если пассажир не способен передвигаться самостоятельно, его досмотр осуществляется в медпункте.
  4. Существует ряд ограничений, распространяющихся на предметы, жидкости и вещества. С информацией об этом пассажир может ознакомиться около пунктов досмотра.
  5. Все гели, жидкости, аэрозоли, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли, должны быть упакованы в пластиковые пакеты. Вскрыть их можно только на борту самолета.
  6. Если пассажир провозит оружие, ему необходимо заранее сообщить об этом сотрудникам органов внутренних дел или службы авиационной безопасности.
  7. В целом процедура досмотра в аэропорту проходит по стандартной схеме. На территории аэропорта, около входов в терминальные комплексы аэропорта, оборудованы пункты предварительного досмотра. Досмотру подлежат лица, которые входят в терминальные комплексы, а также их вещи. Перед посадкой на борт самолета пассажир вместе с багажом и вещами проходит предполетный досмотр в специальных пунктах с использованием технических средств, в кабинах для индивидуального досмотра. Вся процедура осуществляется в порядке очередности, который контролируется сотрудниками службы авиационной безопасности.
  8. Также при досмотре сотрудники МВД на транспорте либо работники службы авиационной безопасности проводят выборочный опрос пассажиров для выявления потенциально опасных предметов, веществ, запрещенных к перевозке.


Помните, что сотрудники службы авиационной службы безопасности и органов внутренних дел на транспорте при осуществлении досмотра должны быть вежливыми, внимательными, не допускать действий, которые унижают честь и достоинство пассажиров. В противном случае вы можете обратиться с жалобой в Роспотребнадзор для защиты своих прав.

Металлодетектор арочный ГАРРЕТТ PD 6500i

Металлодетектор арочный ГАРРЕТТ MZ 6100

Досмотровая рентгенотелевизионная установка (интроскоп) RST "СПЕКТРУМ 6040"


С дополнительной информацией о том, на что стоит обратить внимание при выборе оборудования для объектов транспортной инфраструктуры, вы можете ознакомиться в статье ниже:

При выборе оборудования для оснащения пунктов досмотра объектов транспортной инфраструктуры необходимо учитывать множество нюансов, что бы с одной стороны обеспечить тщательный и эффективный досмотр, а с другой – обеспечить максимальное удобство пассажиров и не допустить образования очередей при досмотре багажа в аэропорту.

Выбор рентгенотелевизионной установки (интроскопа) для досмотра в аэропорту, вокзале.

Интроскопы в аэоропорту

Размер и расположение туннеля

Выбор размера туннеля, прежде всего, зависит от того, с багажом какого размера будут проходить пассажиры на этом пункте досмотра. Подбор правильного размера туннеля и высоты расположения конвейера являются одним из факторов обеспечения высокой пропускной способности. Обычно размер туннеля указывают двумя цифрами, первая – ширина, вторая – высота.

Интроскоп Astrophysics XIS-5878

Например, при входе в аэропорты и вокзалы мы рекомендуем устанавливать модель интроскопа Astrophysics XIS-5878, имеющую размер туннеля высотой 78 см и шириной 58 см. Конвейер этой модели расположен снизу, что позволяет пассажирам легко помещать тяжелый багаж на ленту, не поднимая его вверх. Зачастую, в местах, где пассажиры проходят досмотр с достаточно габаритным багажом, могут использоваться установки с размером туннеля 100х80 см, 100х100 см, 120х100 см так же оснащенные конвейером снизу.

Выбор длины входных и выходных рольгангов так же является важным фактором в обеспечении высокой пропускной способности пункта досмотра. Правильно подобранная длина рольгангов позволит избежать очередей и неразберихи среди пассажиров, при проведении досмотра багажа. Минимальная длина входного рольганга должна составлять не менее 0,5 метра, в большинстве случаев используется рольганг длиной 1 метр. Длина выходного рольганга должна быть в два раза больше, чем входного. Это связано с тем, что пассажиры забирают досмотренные вещи медленнее. Важно что бы выходной рольганг имел ограничитель на торцевой части, позволяющий избежать падения вещей на пол при переполнении рольганга.

При досмотре перед проходом в “чистую зону” аэропорта, когда пассажиры уже сдали крупный багаж и имеют с собой только ручную кладь, обычно используется интроскопы RST "СПЕКТРУМ 6040", размер туннеля которого составляет в ширину 60 см, а высоту 42 см. Лента конвейера расположена на уровне 65 см от пола, что в этом случае является более удобным для пассажиров.

Генераторы рентгеновских лучей

В интроскопах с одним генератором обычно применяется нижнее, верхнее, боковое расположение рентгеновского генератора, относительно туннеля. Такие установки называются одноракурсными. Расположение генератора определяет, в каком ракурсе оператор увидит изображение досматриваемого предмета.





Нижнее расположение генератора Верхнее расположение генератора Боковое расположение генератора

От взаимного расположения генератора и досматриваемого предмета зависит проекция получаемого изображения. Что в свою очередь влияет на получаемое изображение и эффективность выявления запрещенных предметов.

Боковое расположение генератора, предмет стоит на конвейере. Проекция больше, различить предметы внутри будет легче. Боковое расположение генератора, предмет лежит на конвейере. Проекция меньше, различить предметы внутри будет сложнее.





Важно не само расположение досматриваемого предмета на ленте транспортера, то есть лежит он или стоит, а расположение этого предмета относительно генератора и диодной линейки. На рисунках ниже показаны проекции одного и того же предмета при просвечивании разными установками с разным расположением генератора.

Установки с боковым расположением генератора сильнее всего зависят от того, как расположен предмет на конвейере. Установки с верхним и нижним расположением генератора зависят значительно меньше. Получается что при боковом расположении генератора, чемодан следует ставить на конвейер стоя, при нижнем и верхнем расположении генератора предмет лучше положить лёжа.

Для того, что бы постоянно не перекладывать предмет под правильное расположение генератора и тем самым ускорить досмотр, были разработаны двухракурсные, они же двухпроекционные установки.

Интроскопы использующие два генератора, называются двухпроекционные (Dual View). Применение двух генераторов позволяет оператору досмотреть предмет с двух разных ракурсов, что значительно повышает качество досмотра, сокращает время его проведения и позволяет не думать о расположении досматриваемого предмета.





Примеры расположения двух генераторов в рентгенотелевизионных установках

Ниже приведено изображение, полученное с двухракурсной установки.

Изображение, полученное с бокового генератора Изображение, полученное с нижнего генератора по диагонали Изображение, полученное с нижнего генератора

Новая технология VI 7, разработанная компанией Astrophysics, позволяет получать объемное изображение, используя один генератор и семь приемных диодных линеек. Применение подобного метода позволяет получить фактически объемное изображение, позволяя оператору осматривать объект на экране с различных сторон.



Скрыть что-либо от глаз оператора при использовании такой технологии становиться невозможно.

Детекторные диодные линейки

Рентгеновские лучи, пройдя через досматриваемый багаж, попадают на фотодиодные матрицы, электрический сигнал с которых, пройдя усиление и обработку, формирует изображение на экране установки. Как правило, приемные диодные матрицы располагаются на L- образной линейке, и от их количества зависит такой параметр как “разрешающая способность интроскопа”. В соответствии с нормативами безопасности, оператор должен видеть на экране медную проволоку толщиной 1 мм в горизонтальной и вертикальной проекции.

Программные возможности обработки изображений

Программное обеспечение современных интроскопов обладает множеством функций, позволяющим оператору просматривать полученное изображение в разных режимах, это и возможность просмотра в цветном, черно-белом, негативном изображении, улучшение контуров и проникновения, увеличение/уменьшение изображения (zoom), разделения объектов на изображении по цветам в зависимости от материалов (органика/неорганика).

Следует учитывать возможности отображаемой интроскопом палитры цветов, чем выше число цветов в палитре, тем проще оператору определить тип материала. Большинство производителей использует только 3 цвета, в установках Astrophysics используется 6 цветов. Такая расширенная цветовая палитра отображения разделяет объекты на изображении по шести цветам в зависимости от атомного числа и плотности, позволяя оператору эффективно обнаруживать опасные объекты.

Изображение из 3 цветов Изображение из 6 цветов



Таблица сравнения цветовой идентификации материалов.

Читайте также: