Конвенция против пыток кратко

Обновлено: 05.07.2024

принимая во внимание, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций, признание равных и неотъемлемых прав всех членов человеческой семьи является основой свободы, справедливости и всеобщего мира,

признавая, что эти права вытекают из достоинства, присущего человеческой личности,

принимая во внимание обязательство государства в соответствии с Уставом, в частности со статьей 55, содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод,

учитывая статью 5 Всеобщей декларации прав человека и статью 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, обе из которых предусматривают, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию,

учитывая также Декларацию о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятую Генеральной Ассамблеей 9 декабря 1975 года,

желая повысить эффективность борьбы против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, во всем мире,

согласились о нижеследующем:

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Часть I
Статья 1

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Эта статья не наносит ущерба какому-либо международному договору или какому-либо национальному законодательству, которое содержит или может содержать положения о более широком применении.

1. Для целей настоящей Конвенции определение "пытка" означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. В это определение не включаются боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно.

2. Эта статья не наносит ущерба какому-либо международному договору или какому-либо национальному законодательству, которое содержит или может содержать положения о более широком применении.

10 декабря 1984 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Convention against Torture and Other Cruel, Inhuman or Degrading Treatment or Punishment).

Документ вступил в силу 26 июня 1987 года.

Конвенция состоит из 33 статей и в целом направлена на повышение эффективности борьбы против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания во всем мире.

Конвенция определяет пытку как любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия.

Конвенция предусматривает, что государства-участники должны рассматривать пытки в соответствии со своим национальным законодательством как преступления, запрещает любые ссылки на "приказ вышестоящего начальника или государственной власти" или "на исключительные обстоятельства" для оправдания пыток. Никакие исключительные обстоятельства - состояние войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение - не могут служить оправданием пыток.

Согласно Конвенции, ни одно государство-участник не должно высылать, возвращать или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток.

Каждое государство-участник обеспечивает в своей правовой системе, чтобы жертва пыток получала возмещение и имела право на справедливую и адекватную компенсацию, включая средства для возможно более полной реабилитации.

Государства-участники Конвенции договорились оказывать друг другу наиболее полную помощь в связи с уголовно-процессуальными действиями в отношении актов пытки. Они должны обеспечивать, чтобы учебные материалы и информация относительно запрещения пыток в полной мере включались в программы подготовки персонала правоприменительных органов, гражданских или других лиц, которые могут иметь какое-либо отношение к содержанию под стражей и допросам лиц, подвергнутых любой форме ареста, задержания или тюремного заключения, или к обращению с ними.

Контроль за соблюдением Конвенции осуществляется Комитетом против пыток (Committee Against Torture), созданным в 1987 году в соответствии со статьей 17 Конвенции. Он состоит из 10 экспертов, обладающих высокими моральными качествами и признанной компетентностью в области прав человека и выступающих в личном качестве.

Все государства-участники обязаны регулярно предоставлять Комитету доклады об осуществлении соответствующих прав.

Первоначально государства должны предоставить доклад спустя год после присоединения к Конвенции, а затем - каждые четыре года. Комитет изучает каждый доклад и излагает государству-участнику свои соображения и рекомендации.

Факультативный протокол к Конвенции, вступивший в силу в июне 2006 года, учредил Подкомитет по предупреждению пыток (Subcommittee on Prevention of Torture). Подкомитет имеет полномочия посещать места лишения свободы в государствах-участниках. В соответствии с Факультативным протоколом государства-участники должны учредить независимый национальный превентивный механизм для предупреждения пыток на национальном уровне, который также обладает полномочиями проверять места задержания.

В настоящее время участниками конвенции являются 156 стран. Советский Союз ратифицировал конвенцию 3 марта 1987 года. Российская Федерация, как государство-продолжатель СССР, осуществляет права и выполняет обязательства, вытекающие из Конвенции.

Насильственные исчезновения – это похищения или любые иные формы лишения свободы по политическим мотивам при последующем отказе признать факт лишения свободы или сокрытии информации о судьбе или местонахождении исчезнувшего лица, вследствие чего оно оставлено без правовой защиты. Лица, виновные в этих исчезновениях, действуют по поручению или при поддержке государства. Эти невыясненные и безнаказанные случаи исчезновения представляют собой серьезные нарушения прав человека, с которыми необходимо бороться.

С момента своего создания в 1980 г. Рабочая группа ООН по насильственным исчезновениям, деятельность которой дополняет работу Комитета по насильственным исчезновениям, получила 55 000 обращений о случаях, касающихся 105 государств. В докладах ООН сообщалось о 200 000 случаев насильственных исчезновений в Северной Корее и осуждалась эта практика, получившая с 2011 г. широкое распространение в Сирии.

Illust: Стена пропавших в (. ), 14.7 кб, 250x167

Стена пропавших в Приштине,
Косово (AFP PHOTO/ARMEND NIMANI)

Долгое время отсутствие специального механизма, позволяющего защитить жертв, способствовало безнаказанности лиц, совершающих такие действия. Несмотря на то, что Женевскими конвенциями и протоколами к ним регулируется порядок противодействия насильственным исчезновениям в военное время, эти положения международного гуманитарного права не касаются нетрадиционных конфликтов и ситуаций, происходящих в мирное время. Распространенная и систематическая практика насильственных исчезновений в Латинской Америке в 70-х годах побудила Организацию Объединенных Наций разработать правовой документ по этому вопросу.

Таким образом, был достигнут значительный прогресс с 20 декабря 1978 г., когда по инициативе Франции Генеральная Ассамблея ООН приняла первую резолюцию о пропавших без вести лицах:

  • создание в 1980 г. Рабочей группы по насильственным или недобровольным исчезновениям, работа которой продемонстрировала масштабы и серьезность этого явления и способствовала мобилизации усилий международного сообщества в поддержку нового международного документа. В этой связи Совет по правам человека и Генеральная Ассамблея ООН приняли резолюции, касающиеся насильственных исчезновений и произвольных задержаний;
  • принятие в 1992 г. Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о защите всех лиц от насильственных исчезновений;
  • квалификация насильственных исчезновений, происходящих в условиях широко распространенных и систематических нападений на гражданское население, как преступлений против человечности согласно Римскому статуту 1998 г. Международного уголовного суда (статья 7). Таким образом, насильственные исчезновения могут подпадать под юрисдикцию Гаагского суда;
  • вступление в силу 23 декабря 2010 г. Международной конвенции для защиты всех лиц от насильственных исчезновений, подготовленной по совместной инициативе Франции и Аргентины, принятой 20 декабря 2006 г. Генеральной Ассамблеей ООН и подписанной в Париже 6 февраля 2007 г.;
  • существование с 1980 г. в Совете по правам человека Рабочей группы по насильственным исчезновениям, на которую возложена задача по оказанию семьям пропавших лиц помощи в выяснении произошедших с этими лицами событий и установлении их местонахождения. В этом качестве Рабочая группа выступает связующим звеном между семьями и соответствующими правительствами.

Конвенционная защита от насильственных исчезновений

Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений вступила в силу 23 декабря 2010 г. В мае 2020 г. насчитывалось 98 государств, подписавших Конвенцию, и 62 государства, являющихся ее участниками. Последними ратифицировавшими ее государствами являются Доминика, Фиджи, Норвегия (2019 г.) и Гамбия (2018 г.). В период с 2013 по 2019 гг. Конвенцию ратифицировали 25 государств, в частности, благодаря совместной кампании Аргентины и Франции в поддержку ее всеобщей ратификации.

Данная Конвенция является реальным инструментом борьбы с насильственными исчезновениями. Так, в ней содержится правовое определение насильственного исчезновения, квалифицируемого как преступление, независимо от того, совершено оно в мирное или военное время, что позволяет заполнить существовавший правовой вакуум. Никакие исключительные обстоятельства, какими бы они ни были, не могут служить оправданием насильственного исчезновения.

Конвенция направлена на противодействие как отдельным случаям, так и систематической практике насильственных исчезновений посредством упреждающих мер по расследованию и реагированию. Так, она вменяет в вину государству или тем, кто действует по его указанию, организацию исчезновения лиц без возможности узнать об их дальнейшей судьбе. Она квалифицирует практику широко распространенных и систематических насильственных исчезновений как преступление против человечности.

Конвенция запрещает секретные места заключения и усиливает процессуальные гарантии при заключении под стражу. Она предоставляет родственникам и близким жертв насильственных исчезновений право на правдивую информацию об их участи. Конвенция также подчеркивает право людей на информацию об участи их пропавших без вести близких и право жертв на возмещение понесенного ими ущерба. Кроме того, она обязывает государства уделять особое внимание вопросу пропавших без вести детей.

Крайне важно повышать информированность об этом инновационном правовом инструменте, соответствующем уровню сложности проблемы, которую представляет собой явление насильственных исчезновений на всех континентах. Необходимо отметить превентивную составляющую Конвенции, в рамках которой созданы механизмы наблюдения и раннего предупреждения, а также ее роль в укреплении правопорядка и борьбе с безнаказанностью в посткризисных ситуациях.

И наконец, в соответствии с Конвенцией учрежден единственный в своем роде наблюдательный орган: Комитет по насильственным исчезновениям. 19 декабря 2016 г. в Женеве под совместным председательством Франции и Аргентины состоялась конференция государств-участников Конвенции для защиты всех лиц от насильственных исчезновений. Франция приветствует решение конференции о сохранении Комитета по насильственным исчезновениям в качестве органа по мониторингу выполнения Конвенции.

Комитет по насильственным исчезновениям помогает, в частности, семьям пропавших без вести получить возмещение понесенного ущерба. Комитет несомненно внес свой вклад в успехи, достигнутые с момента вступления Конвенции в силу, путем распространения информации о содержащихся в ней защитно-профилактических механизмах, а также путем мониторинга ее фактической реализации на практике.

В Комитете по насильственным исчезновениям работает независимый эксперт от Франции (Оливье де Фрувиль).

30 августа отмечается Международный день пропавших без вести людей.

Долгосрочная деятельность Франции

Вот уже много лет Франция принимает всестороннее участие в борьбе с насильственными исчезновениями:

  • она была инициатором резолюции 33/173 от 20 декабря 1978 г. и председателем на переговорах, касающихся Декларации о защите всех лиц от насильственных исчезновений от 18 декабря 1992 г., принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ГА ООН);
  • разработку проекта Конвенции о насильственных исчезновениях осуществляла Подкомиссия по правам человека, завершившая свою работу в 1998 г., результатом которой стала подготовка французским экспертом Луи Жуане проекта юридически обязательного документа в этой области;
  • Франция была председателем рабочей группы, созданной Комиссией ООН по правам человека, которой было поручено разработать проект Конвенции для защиты всех лиц от насильственных исчезновений. Согласно соответствующей резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и в знак признания выдающейся роли Франции в этом вопросе на протяжении более 25 лет церемония подписания Конвенции состоялась в Париже, что является исключительным случаем для конвенций ООН;
  • наряду с Аргентиной Франция принимала активное участие в организации и выступила сопредседателем Конференции сторон Международной конвенции для защиты всех лиц от насильственных исчезновений, которая состоялась в Женеве 19 декабря 2016 г. в соответствии со статьей 27 Конвенции. На этой конференции стороны решили сохранить Комитет по насильственным исчезновениям.

Франция ратифицировала Международную конвенцию для защиты всех лиц от насильственных исчезновений 23 сентября 2008 г. Кроме того, наша страна признала компетенцию Комитета по насильственным исчезновениям в декларации от 9 декабря 2008 г., предусмотренной в статье 31 Конвенции.

Illust: Фотографии пропавших, 30.5 кб, 300x200

Фотографии пропавших без вести людей
во время диктатуры в Аргентине (Daniel Garcia/AFP)

Национальное законодательство Франции в целом соответствует положениям Конвенции.

Франция и Аргентина продолжают проводить совместные кампании в поддержку всеобщей ратификации Конвенции.

Полезные ссылки:

Борьба с пытками и другими жестокими, бесчеловечными или унижающими достоинство видами обращения и наказания

Пытки и жестокое обращение являются распространенной практикой во многих странах. С пытками особенно сложно бороться, потому что нередко они проводятся в секретных или труднодоступных местах заключения. В условиях глобальной борьбы с терроризмом после терактов 11 сентября 2001 г. эта тенденция усилилась, поскольку есть государства, в которых пытки применяют под предлогом необходимости борьбы с терроризмом.

Жертвами пыток становятся, в частности, политические оппоненты, правозащитники, представители религиозных меньшинств и ЛГБТИ-сообщества, а также лица, подозреваемые в терроризме. При этом в странах, где соблюдению прав человека уделяется не слишком большое внимание, жертвами пыток становятся и лица, отбывающие наказание за уголовные преступления, в частности те, кто находится в особенно уязвимом положении в силу их гендерной принадлежности, возраста, социально-экономической категории или правового статуса (например, беженцы).

Причины пыток и жестокого обращения разнообразны: помимо возможной политической воли к репрессиям, практика применения пыток зачастую связана с хронической нехваткой финансовых и технических средств, недостаточной подготовкой сотрудников правоохранительных органов, а также с обстановкой безнаказанности, которая может существовать в некоторых странах и которая, в отсутствие судебного разбирательства и криминализации пыток и жестокого обращения, может лишь способствовать их применению.

Обязательства Франции

Франция участвует в борьбе с пытками и другими жестокими, бесчеловечными или унижающими достоинство видами обращения и наказания в международных масштабах и ведет эту борьбу по различным направлениям.

Так, наша страна ратифицировала Международную конвенцию 1984 г. против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, сторонами которой на сегодняшний день являются 169 государств. В нормативном механизме этой Конвенции центральное место отводится жертвам, поскольку она, с одной стороны, нацелена на борьбу с безнаказанностью лиц, виновных в таких действиях (согласно Конвенции, разрешается арест применяющих пытки лиц лишь по самому факту их присутствия на территории какого-либо государства – стороны Конвенции), а с другой – признает пытки преступлением против человечности в случае их широкого и систематического применения.

Кроме того, в рамках Конвенции был учрежден Комитет против пыток, которому государства должны представлять свои доклады каждые четыре года. Франция направила Комитету свой последний доклад в 2015 г., слушания по которому состоялись 19-20 апреля 2016 г. В соответствии со своими обязательствами Франция представила ему свой восьмой периодический доклад в мае 2020 г. Комитет также выполняет другие надзорные функции: он может при определенных условиях, когда государство признало его компетенцию (как в случае с Францией), рассматривать индивидуальные обращения граждан, утверждающих, что они являются жертвами нарушения прав, признанных в Конвенции, проводить расследования и рассматривать жалобы между государствами.
Франция также подписала Факультативный протокол к Конвенции, на основании которого был учрежден Подкомитет по предупреждению пыток (ППП), выполняющий задачу по инспектированию всех мест лишения свободы в государствах – участниках Протокола во взаимодействии с национальными превентивными механизмами. Протокол обязывает государства создать национальный механизм по предупреждению пыток и жестокого обращения в течение года с момента вступления Конвенции в силу для соответствующего государства-участника. В 2008 г. Франция создала свой национальный превентивный механизм в лице Генерального контролера мест лишения свободы, на которого возложена задача проводить независимую проверку реального соблюдения основных прав заключенных. На сегодняшний день участниками этого Протокола являются 90 государств.

Французские независимые эксперты работают в Комитете против пыток (Себастьен Тузе, докладчик) и Подкомитете по предупреждению пыток (Катрин Поле).

Кроме того, Франция является стороной Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (Конвенция ратифицирована 9 января 1989 г., вступила в силу 1 февраля 1989 г. и насчитывает 47 государств-участников) и Протоколов к ней, которые с момента их вступления в силу являются неотъемлемой частью Конвенции. В рамках данной Конвенции был учрежден Европейский комитет по предупреждению пыток, который, как и Подкомитет по предупреждению пыток, организует посещения мест лишения свободы. Последнее проведенное Комитетом посещение во Франции состоялось в декабре 2019 г.

Помимо деятельности в рамках этих международных и европейских документов, Франция проводит активную кампанию по широкому распространению Конвенции для защиты всех лиц от насильственных исчезновений, представляющей собой важное звено в работе по предупреждению пыток.

Нормативная база по борьбе с пытками не ограничивается вышеупомянутыми соглашениями и может включать в себя другие документы: Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации (расовой, в отношении женщин), Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Совет Европы) и др.

Конкретная деятельность Франции

Помимо нормативной работы, Франция осуществляет деятельность по различным направлениям:

  • она поддерживает работу и деятельность Специального докладчика ООН по вопросу о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения и наказания;
  • Франция следит за выполнением Руководящих принципов Европейского союза в отношении пыток, разработанных в 2001 г. и последний раз обновленных в 2019 г. В этих руководящих принципах содержатся указания в отношении оперативных инструментов (доклад, оценка, политический диалог, процедура, декларация), которые государствам-членам необходимо использовать в своих отношениях с третьими странами в целях ликвидации практики пыток и жестокого обращения во всех регионах мира. Кроме того, наша страна поддерживает разработку стратегий по поощрению и защите прав человека с учетом ситуации в каждой стране и обеспечивает, при необходимости, включение в них вопроса борьбы с пытками;
  • в соответствии с данными руководящими принципами Франция совместно со своими европейскими партнерами в тех случаях, когда считает это целесообразным, принимает меры в поддержку отдельных лиц, ставших жертвами пыток или жестокого обращения. Нашим посольствам за пределами Европейского союза было поручено разработать вместе со своими европейскими партнерами стратегии по борьбе с пытками, учитывающие местную специфику. Наряду с этим принимаются конкретные меры, такие как предложение ратифицировать Конвенцию против пыток и Факультативный протокол к ней, призыв дать согласие на посещение страны Специальным докладчиком ООН по вопросу о пытках и создание независимых и эффективных национальных механизмов по предупреждению пыток в государствах, ратифицировавших Факультативный протокол к Конвенции.
  • Франция вносит средства в Фонд добровольных взносов ООН для помощи жертвам пыток (80 000 евро в 2019 г.).

Полезные ссылки:

Борьба с произвольными задержаниями

Тем не менее каждый год во всем мире люди подвергаются произвольному задержанию, то есть без законных на то оснований.Иногда они оказываются в заключении за то, что хотели реализовать одно из своих основных прав, таких как свобода мнений и свобода слова или право покинуть собственную страну.

Для борьбы с этой практикой, идущей вразрез с Всеобщей декларацией прав человека, а также со статьями 9 и 11 Международного пакта о гражданских и политических правах и статьей 5 Европейской конвенции по правам человека, были разработаны соответствующие нормы.

Рабочая группа ООН по произвольным задержаниям

Рабочая группа ООН по произвольным задержаниям была учреждена 5 марта 1991 г. на основании резолюции 1991/42 Комиссии ООН по правам человека. Группа создана по инициативе Франции, которая с 1991 по 1997 гг. была ее председателем, и в ее состав входят независимые эксперты. Она собирается три раза в год, представляет ежегодный доклад, расследует случаи произвольных задержаний, рассматривает доведенные до ее сведения заявления о произвольных задержаниях и осуществляет выезды на места. При рассмотрении отдельных случаев группа может привлекать внимание соответсвующих правительств, направляя им призывы к безотлагательным действиям.

Деятельность Франции

В 2016 г. Рабочая группа ООН по произвольным задержаниям, которую Франция поддерживает с момента ее создания, отметила свое 25-летие. По этому случаю 28 ноября 2016 г. при поддержке Франции Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ) организовало однодневное мероприятие в ознаменование 25-й годовщины Рабочей группы.

Помимо этого, Франция занимается вопросами борьбы с произвольными задержаниями по линии ООН путем регулярного представления соответствующих резолюций в Совет по правам человека. Так, по инициативе Франции на 42-й сессии Совета по правам человека в октябре 2019 г. была принята резолюция о продлении мандата Рабочей группы ООН по произвольным задержаниям. Данная резолюция позволила продлить мандат Рабочей группы, признать ее работу, предложить ей в случае необходимости представить тематический доклад и призвать государства сотрудничать с ней.

Читайте также: