Обобщающий урок это кратко

Обновлено: 02.07.2024

В данной статье представлены отличительные особенности традиционного типа урока повторения-обощения от современного урока обобщения и систематизации знаний по некоторым признакам. Необходимо отметить, что урок систематизации и обобщения знания является сравнительно молодым типом урока, и зачастую учителя проводят его, используя традиционные методы обучения. В настоящее время необходимо осуществлять переход от информационно – объяснительных методов обучения к деятельностным, развивающим методам. Статья предназначена для учителей осуществляющих работу по ФГОС.

ВложениеРазмер
sovremennyy_urok.doc 48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок систематизации и обобщения знаний учащихся.

Чивилёва Галина Фёдоровна, учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 145 г. Санкт-Петербурга 27.03

Важным и необходимым условием для глубокого и осознанного усвоения учебного материала в процессе обучения является систематизация и обобщение знаний учащихся. Систематизация и обобщение способствуют формированию прочных и систематичных знаний, а также таких приёмов мышления, как: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, аналогия, обобщение, конкретизация.

Сравним традиционный тип урока повторения-обобщения с современным уроком обобщения и систематизации знаний по некоторым признакам.

Традиционный урок повторения-обобщения

Современный урок обобщения и систематизации знаний

Учебные цели урока

1) повторить и закрепить пройденный материал;

2) обобщить учебный материал в том или ином систематизированном виде.

1) актуализировать знания учащихся;

2) углубить полученные знания;

3) обобщить знания;

4) систематизировать прикладные и фундаментальные знания.

Развивающие цели урока

1) группировать объекты;

2) выделять сходства и различия между ними;

3) приводить знания в систему.

1) устанавливать связи внутри понятий, законов, общей картины мира;

2) выделять существенные признаки изучаемых явлений, понятий;

3) устанавливать причинно-следственные связи между ними.

В основе систематизации

Изучение учебного материала с последующим заполнением таблиц и составлением схем.

Решение вопросов и анализ полученных результатов, выраженный в виде выводов.( РАССКАЗА,.)

Способ представления знаний

Знание представляется в рядоположенном перечне элементов изучаемого материала.

Знание представляется в соответствии с его познавательным значением.

Деятельностное, развивающее обучение.

Время организации урока

В конце изучения темы, раздела курса ИЛИ УРОКА.

На любом этапе изучения темы, раздела, урока

Данная таблица демонстрирует преимущества современного урока и свидетельствует о необходимости пересмотра традиционных методов обучения.

Организация современного урока систематизации и обобщения требует тщательной и трудоёмкой подготовки учителя. Для того чтобы на уроке систематизации и обобщения знаний достичь высоких результатов и повысить эффективность работы учащихся, урок необходимо построить технологично. Чёткое планирование ожидаемого результата деятельности учащихся может привести к высокой результативности учебно-воспитательного процесса. Применение современных образовательных методов и технологий позволяет осуществить контроль достижения задач и целей урока. Разрабатывая урок систематизации и обобщения знаний учащихся необходимо решить проблему отбора и структурирования содержания учебного материала, определить методы и приёмы, которые будут применяться на данном уроке.

Технология проведения уроков систематизации и обобщения знаний учащихся.

На этапе подготовки к урокам систематизации и обобщения знаний учителю необходимо:

1. Распределить учащихся по разнородным группам, в составе от 3 до 5 человек;

2. Организовать расстановку учебной мебели в классе, таким образом, чтобы члены группы сидели лицом к лицу;

3. Заранее подготовить карточки с разными вариантами вопросов и заданий

Данный урок состоит из трех этапов.

I. Этап решения вопросов.

Учитель читает вопросы, а ученики отвечают на них по следующему принципу: сначала отвечает ученик из первой группы, который раньше всех поднял руку. При правильном ответе балл идёт в счёт данного ученика и в копилку команды. Если же ответ неправильный, то право отвечать переходит к следующей команде, участник которой первый поднимет руку.

Итогом первого этапа является заполнение учащимися карточек основными понятиями , изученными при прохождении данной темы.

II. Этап решения теоретических заданий.

Каждая из команд получает по заданию и выполняет его в течение некоторого времени. Затем каждая группа по очереди у доски представляет ответ своего всему классу, причём каждый член группы должен отвечать за какой-то конкретный этап решения задания. Например, если в группе 4 человека, то первый ученик анализирует условие задания, второй – представляет рисунок, иллюстрацию или текст к заданию, третий – решение задания, четвёртый – анализирует полученный ответ. После того, как группа представила выполненное задание, группы-соперники задают вопросы.

В конце второго этапа ученики перечисляют методы (способы) выполнения задания ( работа с текстами различного вида- поиск информации, анализ информации, применение информации в выполнении задания, дискуссия по применению полученных данных и т. д.)

III. Этап выполнения экспериментальных заданий.

Каждая команда получает по экспериментальному заданию и карточку с элементом кроссворда для вписывания результата. Через некоторое время группы вновь представляют выполнение заданий всему классу. Так же, как и на этапе II каждый несёт личную ответственность за успех своей группы. Например, первый ученик представляет решение задания, второй – выполняет подборку текстов, иллюстраций, третий – отмечает неточности или несовпадения, а четвёртый – анализ результатов. Затем группы-соперники задают вопросы.

В конце третьего этапа ученики делают выводы, обобщая полученные в ходе работы результаты..

Итог урока: учитель и ученики выводят итоговые оценки по результатам деятельности на уроке. Отметим, что ученики после каждого этапа урока на специальных бланках должны оценить свою деятельность, деятельность членов своей группы, а также поставить отметки за работу другим группам.

Особенности разработанной технологии.

1. Использование на уроках систематизации и обобщения знаний решения экспериментальных заданий. Решение данного типа заданий позволяет не только актуализировать знания учеников и развивать у них исследовательские навыки, но и организовать своеобразный поиск, добычу новых знаний самими учащимися, что вызывает у них огромный познавательный интерес и положительные эмоции.

2. Второй отличительной особенностью является то, что данный метод даёт возможность включить всех учащихся в активную работу, целенаправленно вовлечь их в учебный процесс, а по окончании урока оценить деятельность каждого из них.

3. Работа в группах. Отметим принципы, отличающие работу в группах в рамках разработанной технологии от традиционной организации взаимодействия учащихся в группах:

- положительная взаимозависимость обучаемых;

- социальные навыки (навыки работы в команде);

- рефлексия или обсуждение работы (внутригрупповая оценка и самооценка деятельности школьников).

Следует отметить, что выполнение такого типа заданий является удобным и эффективным способом проверки и систематизации знаний, умений и навыков учащихся. Позволяет в наиболее рациональной форме проводить повторение, систематизацию и обобщение ранее изученного материала, а также способствует актуализации и углублению полученных знаний и что самое главное – положительных эмоций после урока.

Урок - форма организации обучения, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени по установленному расписанию для достижения учебно-воспитательных целей.

Каждый урок посвящается изучению определенного вопроса программы и поэтому представляет собой нечто законченное и вместе с тем является продолжением предшествующих уроков и опорой для последующих.

В конце изучения темы, как правило, проводятся обобщающие уроки. Они могут проводиться по материалу двух или нескольких тем, близких по содержанию.

Основная дидактическая цель такого типа уроков — систематизация знаний, полученных при изучении всей темы, закрепление ее наиболее важных положений. Таким образом, обобщающие уроки способствуют прочному и сознательному усвоению знаний, а также оказывают существенное влияние на развитие памяти, речи, мышления учащихся.

Под обобщением понимают выделение каких-либо свойств, качеств, присущих целой группе предметов, и формулирование такого вывода, который будет верен в отношении любого ,отдельного предмета данной группы. Учащихся нужно научить обобщать материал. Сделать это можно по следующему плану:

а) выделять главное, основное содержание в обобщаемом материале;

б) выделять основные характеристики предметов, отношения между ними;

в) сравнивать предметы между собой, выделять общие, фундаментальные особенности, которые могут лечь в основу обобщения;

г) формулировать на основе обобщения вывод (общую тенденцию, закономерность и т. д.).

При правильной организации урока эффективным методом обобщения и систематизации знаний может быть беседа, основным условием ее эффективности является уровень или степень подготовки учащихся по теме. Учащихся надо готовить к такой работе: они должны владеть фактическим материалом, навыками сравнения, знать свойства предметов, их основные характеристики. При недостаточной подготовке учащихся беседа может превратиться в монолог учителя.

Для обобщения и систематизации знаний нужно составить такие вопросы, ответы на которые позволили бы получить обобщение знаний по этой теме. В вопросах должен быть отражен определенный фактический материал, который играет важную роль при выделении основных понятий темы.

На обобщающем уроке желательно использовать наглядные пособия, которыми учащиеся пользовались в ходе изучения материала.

В структуре обобщающего урока можно выделить следующие элементы:

а) организация учащихся, в ходе которой выясняется их подготовка к уроку, проверяется наличие необходимых наглядных пособий, сообщаются тема, цели и задачи предстоящего урока;

б) проверка знаний, умений и навыков по изученной теме. Как правило, отдельные учащиеся получают задания, выполняют их, а класс проверяет, исправляет, дополняет по мере необходимости;

в) обобщающая беседа по теме;

г) заключение учителя, в ходе которого отмечается, какой материал темы и как усвоен учащимися.

В некоторых случаях, проводя обобщающий урок, учитель совмещает проверку знаний, умений, навыков и обобщающую беседу вместе. Это можно делать в тех случаях, когда тема невелика по объему материала и понятия ее простые.

Для проверки усвоения материала учащимися всего класса, а также степени сформированности умений и навыков в конце обобщающего урока можно провести небольшую самостоятельную работу учащихся, носящую контрольный характер и способствующую выявлению уровня сформированных знаний и умений.

-Какая птица изображена на первой картине?

-Что вы знаете об утке?

-Какие птицы нарисованы на второй картине?

-Чем куры отличаются от утки?

-Какая голова у курицы? Какой клюв? Какие крылья? Какого цвета перья? Какие у нее ноги? Есть ли на них перепонки, как у утки? Почему их нет?

-Каких животных называют домашними?

-Каких домашних животных вы знаете?

-Что нового вы узнали из фильма?

-Какая шерсть у кошки?

-Какие у нее лапки? Какие усы? Какие зубы? Какой хвост? Какие глаза?

-Какую пользу приносит кошка?

-Какой величины бывают собаки?

-Какая у собаки голова? Какие у нее зубы, уши, лапы, хвост?

-Какого цвета шерсть?

-Что едят собаки?

-Какую пользу они приносят?

-Как можно называть всех этих птиц? (Домашние.) Почему их называют домашними?

-Чем курица не похожа на гуся и утку?

-Какую пользу приносят домашние птицы?

Итог урока: домашние животные приносят нам большую пользу и поэтому мы должны любить их, заботиться о них и не обижать.

Оборудование: стенные картины, изображающие город и село.

Данный урок целесообразнее проводить в форме беседы.

Вопросы для проведения беседы:

  • Где мы живем?
  • Как называется наш город?
  • Как называется улица, на которой стоит школа?
  • Какие дома стоят на улице?
  • Для чего предназначены дома, которые находятся на нашей улице? (жилые, магазины, ателье и т.п.)
  • Как освещается наша улица?
  • Какие растения есть на нашей улице?
  • Чем улица отличается от проспекта? от переулка? от площади?
  • Какие проспекты есть в нашем городе?
  • Как называется центральная площадь нашего города?
  • Чем занимаются люди в городах?
  • Что город дает деревне? А деревня городу?
  • Чем город отличается от деревни?
  • Чем занимаются люди в деревне?

Беседа сопровождается повторным рассмотрением картины.

В заключение урока – творческое задание: нарисовать ответ на один из вопросов, записанных на доске.

На доске записаны следующие вопросы:

-Что люди делают в деревне?

-Чем занимаются в городе?

Итог урока: еще раз акцентировать внимание на том, что город не сможет выжить без села, а село – без города.

Цель урока: обобщить знания детей о домашних животных, живущих в разных природных условиях.

Домашнее задание к уроку: найти материал о том, как и чем кормят домашних животных.

В начале урока проводится беседа по следующим вопросам:

  • Каких вы знаете домашних животных?
  • Почему корова, лошадь, свинья, овца, верблюд, олень, кролик называются домашними животными?

Задание: напишите на доске и покажите на картинах и чучелах, каких еще домашних животных вы знаете.

  • Как ухаживают за домашними животными на селе? в городе?
  • Какие машины помогают в уходе за животными?
  • Кто из вас сам ухаживал или помогал ухаживать за домашними животными? Как вы это делали?

Демонстрация фильма. После фильма – беседа.

  • Какие породы домашних животных (лошадей, кур, коров и т.д.) вы знаете?
  • Какую домашнюю рыбу вы знаете и от какой рыбы она выведена?
  • Почему кролика называют грызуном?
  • Каких еще грызунов вы знаете?
  • Как приспособлен северный олень к условиям жизни на севере?
  • Как приспособляется верблюд к условиям жизни в пустыне?

Далее проводится беседа по домашнему заданию.

  • А чем и как кормят домашних животных?
  • А что дают нам домашние животные за то, что мы за ними ухаживаем и кормим их?

Итог урока: еще раз указать на то, какое значение имеют для нас домашние животные и развитие животноводства.

Цели: обобщить, конкретизировать, углубить и систематизировать знания о природе; показать значение разнообразия природы для развития народного хозяйства; установить взаимосвязь между природой и трудовой деятельностью человека.

Оборудование: глобус, физическая карта СССР, карта полушарий и карта природных зон СССР, гербарии растений своей местности.

Урок можно начать со следующего задания классу: определите местоположение своей области на глобусе и карте и ответьте, где находится ваша область (край). Затем в ходе беседы выясняется, что характерно для природы данной местности, в какой природной зоне она находится, какие в ней преобладают растения и животные и т. д. Затем учащимся задается вопрос, требующий обобщенного ответа: какие сезонные изменения в жизни растений и животных характерны для данной местности?

В ответе на него должно быть отмечено, что сезонные изменения зависят от расположения природной зоны по отношению к экватору.

Далее учащиеся вспоминают названия растений и животных своей местности, уточняют характерные особенности их строения и жизнедеятельности. Выяснение характерных особенностей растений и животных своей местности и сравнение их с другими позволяют установить зависимость между основными факторами неживой и живой природы. Беседа сопровождается демонстрацией гербарных образцов растений, таблиц, картин, соответствующих диапозитивов.

Учащиеся делают вывод о природе своей местности. Далее задаются вопросы: как изменяется труд людей в зависимости от природных условий? от времени года?

Итог урока: растительный и животный мир разнообразен; человек использует богатства природы в своей хозяйственной деятельности, но должен бережно относиться к ним и охранять их.

Цель игры: обобщить знания о комнатных растениях, закрепить знание их названий, проверить сформированность умения различать комнатные растения по названию и описанию. Воспитывать любовь к природе, интерес к нашим "зеленым друзьям".

Оборудование игры: комнатные растения, подставка для растений, жетоны, призы.

Правила игры: участвуют три команды. Участнику, давшему правильный ответ, вручается жетон (образцы жетонов — комнатный цветок в горшочке). Побеждает та команда, которая наберет больше жетонов, и тот участник, у которого окажется наибольшее количество жетонов.

Выбирается жюри, которое следит за ходом игры, вручает жетоны и подводит итоги.

1. "Аукцион —разминка".

Команды по очереди называют по 1 комнатному растению. Побеждает та команда, которая назовет последнее растение. (1 жетон дается участнику, назвавшему последнее растение).

2 "Найдите, что опишу".

На подставку ставят комнатные растения одного рода, но разных видов: Пеларгония душистая и зональная.

Бегония королевская и всегда цветущая

Традесканция зебровидная и белоцветковая.

Задание командам: найти растение по описанию (подойти, показать):

Пеларгония, или Герань, — распространенное комнатное растение. Его родина — Южная Африка. Листья пеларгоний покрыты волосками, испаряющими эфирное масло. Растение можно отличить по своеобразному запаху.

Пеларгония зональная — с махровыми красными цветками. Пеларгония душистая — с мелкими розовыми цветками.

Родина Бегонии — тропики Азии и Африки. Это растение с одревесневающим стеблем, красивыми листьями.

Бегония королевская — с крупными пестроокрашенными. покрытыми редкими волосками листьями.

Бегония всегда цветущая — небольшой кустик с сочными стеблями, густо покрытыми некрупными листьями и мелкими розовыми цветками.

Родина Традесканции — Америка. Это красивое растение со свешивающимся стеблем.

Традесканция зебровидная — с полосатыми листьями.

Традесканция белоцветковая — с зелеными листьями.

3. Домашнее задание.

Дети рассказывают и показывают, как надо ухаживать за комнатными цветами (за каждое выступление 1 жетон).

4. Отгадай, что за растение.

На подставку выставляются растения: фикус, хлорофитум, аспарагус, бальзамин, колеус, алоэ, камнеломка, зигокактус, плющ.

Задание командам: составить рассказы о 3-х растениях. Оставшиеся команды определяют, о каком растении идет речь, называют его и показывают.

Примечание: в рассказе не должно упоминаться название растения. По 1 жетону дается участнику, который загадал "загадку" и который ее отгадал.

5. Игра на внимание.

На подставке стоят цветы в один ряд: алоэ, фикус, бегония, бальзамин, колеус, пеларгония.

Дети рассматривают и запоминают растения, а затем закрывают глаза. В это время педагог меняет местами растения или убирает одно из них, заменяет другим растением. После этого дети открывают глаза и рассказывают о том, что изменилось.

6. "Узнай растение".

На подставке расположены растения: хлорофитум, фикус, опунция, аспарагус, пеларгония, бальзамин, бегония, колеус, плющ, апидистра, камнеломка, зигокактус, традесканция и другие.

Задание командам: найти растение по названию или характерному признаку. Игpa по типу соревнования: кто быстрее?

— растение — очиститель воздуха (хлорофитум)

— растение, которое называют "дружная семейка" (аспидистра)

— самое известное лекарственное растение (алоэ)

— растение с "фальшивыми листочками" (аспарагус)

— "резиновое дерево" (фикус)

— растение, выделяющее эфирное масло (пеларгония)

7. Домашнее задание.

8. Подведение итогов.

Обобщающие уроки обычно строятся на материале отдельных тем или учебного предмета в целом. Такие уроки имеют большое значение в закреплении и систематизации знаний.

На обобщающих уроках следует повторить пройденное, и, опираясь на знания, полученные детьми при изучении темы, расширить детские представления, установить простейшие взаимосвязи и взаимозависимости явлений в живой и неживой природе.

Такое повторение и обобщение программного материала делает знания детей более сознанными и прочными, развивает навыки логического мышления.

На обобщающих уроках, как и на уроках других типов, следует применять разнообразные методы и приемы работы, но исключительная роль здесь принадлежит беседе, которая должна умело чередоваться с работой по настенным картинам, схемам, учебнику. В то же время в последние годы стали популярны обобщающие уроки, проводимые в виде викторин, дидактических игр, соревнований и т.д. Это необходимо в первую очередь потому, что младшие школьники быстро утомляются, внимание у них рассеивается и они отключаются от работы.

По методике проведения обобщающие уроки очень сложны. Успешно они проходят в том случае, если учитель с первого урока изучения раздела или темы начинает готовиться к ним: продумает систему формирования знаний; установит строгую последовательность объяснения основных и дополнительных понятий; выберет методы и приемы, средства работы, способствующие организации такой мыслительной деятельности учащихся, которая ведет к самостоятельным выводам.

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Урокам обобщения в планировании учебного материала уделяется мало внимания. Однако такие уроки очень важны, особенно в старших классах. Поэтому остановимся более подробно на этом виде повторения.

На обобщающих уроках завершается процесс выявления сущности основных понятия, закономерностей, практического их применения. На обобщающем уроке имеется возможность выявить степень усвоения материала учащимися, а сами ученики при подготовке к этому уроку имеют возможность расширить и углубить знания по научаемой теме. Эти уроки позволяют восполнить знания у тех ребят, которые по каким-либо причинам пропустили занятия.

На повторительно-обобщающих уроках выделяют наиболее общие и существенные понятия, законы, основные теории и ведущие идеи изученной темы, устанавливают причинно-следственные связи, приводят в систему усвоенные на уроках знания. Все идеи обобщения учителю необходимо свести в единую систему, чтобы она как система представляла собой действенное знание, которое учениками должно быть, признано как необходимое и значимое.

К урокам обобщающего повторения следует готовить учащихся постепенно. Вырабатывать у них умение обобщать различные факты и положения по тексту учебника, по рассказам учителя, по прочитанной дополнительной литературе; развивать умения находить главное и существенное в тексте, научить ориентироваться в содержания разделов программы, формулировках, научить применению знаний из других предметов, если учитель не уверен, что дети могут правильно разобраться в тексте учебника, надо проверять, как они поняли задание, как намерены решать задачи или примеры, и, может быть, рассказать, в какой последовательности следует работать, выделяя существенный и важный материал, который надо повторить при подготовке к уроку.

Каждое последующее обращение к изученному материалу способствует лучшему его пониманию, восполняет различные частности, отдельные детали, которые были пропущены при изучения нового.

Следует отметить, каким бы полным ни было объяснение учителя, почти всегда из поля зрения может уйти какой-нибудь факт, деталь, пример, использование которых на обобщающем уроке еще более укрепило бы в памяти учащихся весь изученный материал. Обобщающий урок — это заключительный этап прочного усвоения темы.

Задача обобщения - не пересказывать учебник, а подвести учащихся к тому, чтобы они могли оперативно использовать изученный материал при дальнейшем изучении материала.

Необходимо, чтобы факты, законы, положения стали достоянием ученика как инструмент к дальнейшему познанию.

Обобщающий урок поможет учащимся привести в систему изученные методы и приемы решения задач, покажет прикладную направленность научаемой темы, учителю еще раз представится возможность удостовериться в степени прочности знаний, умений и навыков по данной теме.

Урокам обобщения в планировании учебного материала уделяется мало внимания. Однако такие уроки очень важны, особенно в старших классах. Поэтому остановимся более подробно на этом виде повторения.

На обобщающих уроках завершается процесс выявления сущности основных понятия, закономерностей, практического их применения. На обобщающем уроке имеется возможность выявить степень усвоения материала учащимися, а сами ученики при подготовке к этому уроку имеют возможность расширить и углубить знания по научаемой теме. Эти уроки позволяют восполнить знания у тех ребят, которые по каким-либо причинам пропустили занятия.

На повторительно-обобщающих уроках выделяют наиболее общие и существенные понятия, законы, основные теории и ведущие идеи изученной темы, устанавливают причинно-следственные связи, приводят в систему усвоенные на уроках знания. Все идеи обобщения учителю необходимо свести в единую систему, чтобы она как система представляла собой действенное знание, которое учениками должно быть, признано как необходимое и значимое.




К урокам обобщающего повторения следует готовить учащихся постепенно. Вырабатывать у них умение обобщать различные факты и положения по тексту учебника, по рассказам учителя, по прочитанной дополнительной литературе; развивать умения находить главное и существенное в тексте, научить ориентироваться в содержания разделов программы, формулировках, научить применению знаний из других предметов, если учитель не уверен, что дети могут правильно разобраться в тексте учебника, надо проверять, как они поняли задание, как намерены решать задачи или примеры, и, может быть, рассказать, в какой последовательности следует работать, выделяя существенный и важный материал, который надо повторить при подготовке к уроку.

Каждое последующее обращение к изученному материалу способствует лучшему его пониманию, восполняет различные частности, отдельные детали, которые были пропущены при изучения нового.

Следует отметить, каким бы полным ни было объяснение учителя, почти всегда из поля зрения может уйти какой-нибудь факт, деталь, пример, использование которых на обобщающем уроке еще более укрепило бы в памяти учащихся весь изученный материал. Обобщающий урок — это заключительный этап прочного усвоения темы.

Задача обобщения - не пересказывать учебник, а подвести учащихся к тому, чтобы они могли оперативно использовать изученный материал при дальнейшем изучении материала.

Необходимо, чтобы факты, законы, положения стали достоянием ученика как инструмент к дальнейшему познанию.

Обобщающий урок поможет учащимся привести в систему изученные методы и приемы решения задач, покажет прикладную направленность научаемой темы, учителю еще раз представится возможность удостовериться в степени прочности знаний, умений и навыков по данной теме.

Читайте также: