Обеспечение беспристрастности испытательной лаборатории кратко

Обновлено: 07.07.2024

Руководство ИЦ определило и документально оформило Политику. Ответственность за её реализацию, актуализацию и доведение до сотрудников несет руководитель ИЦ. Предложения по содержанию Политики могут подавать все сотрудники ИЦ

Доведение Политики до сотрудников лаборатории осуществляется путем ознакомления персонала с Политикой на общих собраниях, при приеме на работу новых сотрудников, методом наглядной агитации.

Политика вывешена на стенде в помещении испытательного центра и доступна для ознакомления всем желающим в любое время.

1. Меры по обеспечению беспристрастности:

1.1. Испытательный центр гарантирует:

1.2. Испытательный центр принимает дополнительные меры, исключающие указанные влияния:

1.3. Испытательный центр берет на себя обязательства:

  • не участвовать в осуществлении видов деятельности, которые ставят под сомнение ее беспристрастность;
  • обеспечивать беспристрастность при принятии решений в ходе работ по проведению исследований, при внутреннем аудите системы менеджмента качества (СМ);
  • при обнаружении риска для беспристрастности, лаборатория в состоянии продемонстрировать, как она устраняет этот риск.

1.4. Испытательный центр несет юридическую ответственность и гарантирует независимость и беспристрастность работ по объективности результатов анализа, выводов и интерпретаций, а также заключений по результатам анализов.

ИЦ осознает важность независимости и беспристрастности при осуществлении деятельности по исследованиям, управляет конфликтами интересов и обеспечивает объективность деятельности.

1.5. Решения ИЦ основываются на объективных свидетельствах соответствия \несоответствия, а так же на его решения не влияют другие интересы или другие организации (лица). ИЦ определяет и по факту наличия анализирует возможные конфликты интересов, возникающие при проведении работ по оценке соответствия, разрабатывает меры по предотвращению и разрешению конфликтов интересов.

2. Меры предотвращения и разрешения конфликта интересов

Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника, связанное с возможностью получения работником при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц и заинтересованностью ИЦ ККВОП, способная привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации ИЦ.

2.1 С целью предупреждений внутреннего конфликта интересов не допускается:

- совместное участие родственников в производственном процессе;

- получение сотрудниками подарков от третьих лиц.

2.2. Исключение близких, доверительных отношений с целью получения недостоверных результатов испытаний.

2.3. Ограничение доступа в лабораторию посторонних лиц.

2.4. Контроль качества получаемых результатов испытаний.

2.5. В случае возникновения ситуации конфликта интересов сотрудник ИЦ отстраняется от работ по исследованиям.

2.6. Начальник ИЦ принимает все необходимые меры для разрешения конфликта интересов с учетом безусловного соблюдения всех положений, изложенных в Заявлении о беспристрастности и конфиденциальности сотрудников ИЦ. Если риск для беспристрастности обнаружен и идентифицирован, ИЦ предпринимает действия по его устранению и минимизации. Соблюдение принципов беспристрастности обеспечивается следующими мерами:

- весь персонал ИЦ действует беспристрастно и не допускает коммерческого, финансового или другого давления, компрометирующего их независимость и беспристрастность;

- персонал сообщает в письменной произвольной форме о ситуациях, о которых работники знают и которые могут вовлечь их или ИЦ в конфликт интересов. ИЦ использует данную информацию в качестве входных данных при определении угрозы для обеспечения беспристрастности вследствие деятельности таких работников, и не должен привлекать такой персонал к работам по испытаниям, пока работники не продемонстрируют отсутствие конфликта интересов;

- ИЦ не осуществляет деятельность, в частности консультационные услуги по вопросам оценки соответствия, способную поставить под сомнение независимость и беспристрастность деятельности в области аккредитации;

- если взаимоотношения становятся недопустимой угрозой для обеспечения беспристрастности, проведение работ не допускается.

3. Меры по обеспечению конфиденциальности:

3.1. Испытательный центр гарантирует:

  • ИЦ управляет всей информацией, поступившей извне или полученной в процессе выполнения лабораторной деятельности при обязательном соблюдении конфиденциальности;
  • ИЦ заранее информирует заказчика об информации, которую намерен разместить в свободном доступе;
  • ИЦ информирует заказчика, если в соответствии с законодательством, защищающим жизнь и здоровье населения должен раскрыть конфиденциальную информацию в случае, если это не запрещено законодательством.

3.2. Персонал внешних органов, отдельные лица или внутренних служб, действующих от имени ИЦ, соблюдают конфиденциальность всей информации полученной или созданной в ходе выполнения лабораторной деятельности.


ГОСТ Р 54294-2010/ISO/PAS/17001:2005

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принципы и требования

Conformity assessment. Impartiality. Principles and requirements

Дата введения 2011-09-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр "ИНТЭК" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии документа, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

4 Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/PAS 17001:2005* "Оценка соответствия. Беспристрастность. Принципы и требования" (ISO/PAS 17001:2005 "Conformity assessment - Impartiality - Principles and requirements", IDT).

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Дополнительные сноски в тексте стандарта, выделенные курсивом, приведены для пояснения текста оригинала.

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общедоступные технические требования (ОТТ), которые содержат принципы и требования, касающиеся элемента "беспристрастность" относительно стандартов по оценке соответствия.

Настоящий стандарт является внутренним инструментом, использующимся в процессе разработки стандартов в области подтверждения соответствия продукции, услуг, систем качества, подтверждения компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации всеми разработчиками, если при подготовке документов рассматривается элемент "беспристрастность".

Исходный международный документ ИСО разработан для использования при разработке стандартов в группах ИСО/КАСКО. Настоящий стандарт распространяет принципы, выработанные для групп ИСО/КАСКО, на разработку национальных стандартов в области подтверждения соответствия продукции, услуг, систем качества, подтверждения компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации.

Настоящий стандарт не является отдельным нормативным документом для использования непосредственно в деятельности по оценке соответствия.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ISO/IEC 17000:2004, Conformity assessment - Vocabulary and general principles (Оценка соответствия. Словарь и общие принципы)

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины и определения, содержащиеся в стандарте ИСО/МЭК 17000.

Примечание - Использование термина "орган" ("body") в настоящем стандарте означает либо орган по аккредитации, либо орган по оценке соответствия, как определено в ИСО/МЭК 17000.

4 Обоснование

4.1 Беспристрастность - это элемент, состоящий из нескольких компонентов. Данные компоненты - это свойства, которые считаются основополагающими в органе или для персонала, который осуществляет деятельность по оценке соответствия. Такие компоненты включают:

a) объективное и непредвзятое выполнение действий по оценке соответствия;

b) идентификацию имеющихся и потенциальных конфликтов интересов и активное управление ими с тем, чтобы обеспечить объективность;

c) независимость органа по оценке соответствия, а также отдельных сотрудников, осуществляющих деятельность по оценке соответствия, от какой-либо другой организации или лица, заинтересованных в результатах деятельности по оценке соответствия;

d) принятие ответственности и обязательств, связанных с выполнением действий по оценке соответствия и принятием решений в области оценки соответствия и/или подтверждения.

4.2 Отсутствие беспристрастности при осуществлении деятельности по оценке соответствия может привести к неправильным или некорректным практикам и результатам в области оценки соответствия.

4.3 При осуществлении деятельности по оценке соответствия важно:

a) быть объективным;

b) идентифицировать, избегать, снижать количество конфликтов интересов и управлять ими;

c) обеспечивать независимость, чтобы повысить степень доверия и значимости данной деятельности на рынке.

5 Принципы беспристрастности

5.1 Использование термина "беспристрастность" в настоящем стандарте подразумевает фактическое и воспринимаемое наличие объективности. Под объективностью понимается, что конфликты интересов отсутствуют или разрешаются таким образом, чтобы они не влияли неблагоприятно на деятельность органа.

Примечание - Беспристрастность характеризуется одним или несколькими из следующих признаков:

- отсутствие конфликта интересов;

5.2 Необходимо, чтобы органы и их персонал были беспристрастными и воспринимались как беспристрастные для обеспечения доверия к их деятельности и результатам деятельности.

5.3 К угрозам для беспристрастности относят предвзятость, которая может возникать вследствие:

a) личной выгоды (например, чрезмерная зависимость от контракта на оказание услуг или вознаграждений, либо страх потерять клиента, или страх оказаться безработным до такой степени, что это неблагоприятно влияет на объективность при осуществлении деятельности по оценке соответствия);

b) самопроверки (например, осуществление деятельности по оценке соответствия, в которой орган оценивает результаты других услуг, которые он уже оказал, например услуги по проектированию или консультационные услуги);

c) заступничества (например, орган или его персонал выступает в поддержку или в противовес определенной компании, которая одновременно является его клиентом, при разрешении спора или на судебном процессе);

d) чрезмерной фамильярности, т.е. угроза, которая возникает от того, что орган или его персонал действует слишком фамильярно или чересчур доверительно вместо того, чтобы пытаться найти свидетельство соответствия (например, в контексте оценки соответствия систем менеджмента развитие с течением времени отношений между персоналом, осуществляющим оценку соответствия, и персоналом заказчика или организации, что неблагоприятно влияет на объективность и тщательность выполнения действий по оценке соответствия для данного заказчика; при сертификации продукции и в отношении лабораторий управлять данным риском гораздо сложнее, потому что потребность в персонале для оценки с очень специфическим опытом часто ограничивает наличие квалифицированных сотрудников);

e) устрашения (например, угрозы клиента или другой заинтересованной стороны или страх, связанный с ними, могут влиять на объективность действий органа или его персонала);

f) соперничества (например, между оцениваемой компанией и сторонним техническим экспертом по оценке).

6 Требования к беспристрастности

6.1 Общие положения

При разработке настоящего стандарта было признано, что разработчики должны учитывать различные степени определенности. В результате требования в данном разделе распределены на следующие три уровня определенности:

a) обязательные: к ним относятся конкретные сформулированные требования, которые разработчики используют, если элемент должен рассматриваться без редактирования, за исключением замены более конкретных терминов. Например, фраза "Деятельность по оценке соответствия должна проводиться беспристрастно" может быть заменена более конкретной "Деятельность по сертификации системы менеджмента должна проводиться беспристрастно". Разработчики должны предоставить обоснования, если они не используют данные требования, рассматривая соответствующие общие элементы;

Слова "группы ИСО/КАСКО" заменены словом "разработчики". Причина изложена в сноске на странице 1.

b) рекомендованные: к ним относятся сформулированные требования, которые должны использовать рабочие группы, если они хотят иметь большую степень определенности. Допустимо редактирование;

c) предлагаемые: к ним относятся факторы, которые следует принимать во внимание при разработке требований разработчиком.

Слова "группы ИСО/КАСКО" заменены словом "разработчики". Причина изложена в сноске на странице 1.

Предусматривая эти разные уровни определенности, в настоящем стандарте реализуется замысел ИСО/КАСКО о согласованном положении, которое касается элементов, являющихся общими для всех видов деятельности в области оценки соответствия и, в то же время, обеспечивает некоторую гибкость для конкретных формулировок отдельными разработчиками.

В помощь разработчикам: текст, приведенный ниже в рамках, они могут либо использовать (обязательные требования), либо иначе включать (рекомендованные требования) в будущие стандарты; остальной текст имеет пояснительный характер.

Слова "группы ИСО/КАСКО" заменены словом "разработчики". Причина изложена в сноске на странице 1.

6.2 Общие требования

6.2.1 Обязательные требования

6.2.1.1 Деятельность по оценке соответствия должна проводиться беспристрастно.

6.2.1.2 Орган должен отвечать за беспристрастность деятельности по оценке соответствия и не должен допускать коммерческого, финансового или иного давления, ставящего беспристрастность под угрозу.

6.2.1.3 Орган должен регулярно идентифицировать риски для беспристрастности. К таким рискам относят риски, возникающие вследствие деятельности органа или его взаимосвязей или вследствие взаимоотношений его персонала (см. 6.4.1). Тем не менее такие взаимоотношения не обязательно представляют риск для беспристрастности органа.

Примечание - Отношения, которые угрожают беспристрастности органа, могут исходить из прав собственности, власти, руководства, персонала, совместно используемых ресурсов, финансов, контрактов, продаж (включая продвижение торговой марки) и оплаты комиссионных с продажи или прочего поощрения за привлечение новых клиентов и т.д.

6.2.1.4 Если риск для беспристрастности идентифицируется, то орган должен быть способен продемонстрировать, как он устраняет или минимизирует такой риск.

6.2.1.5 В органе должна быть установлена ответственность высшего руководства за беспристрастность.

6.2.2 Рекомендованные требования

6.2.2.1 Орган не должен предлагать или предоставлять оценку соответствия, а также услуги по проектированию и консультационные услуги, которые имеют отношение к одному и тому же объекту оценки соответствия одного и того же заказчика, так как это создает неприемлемую угрозу для беспристрастности.

Примечание - Разработчики могут идентифицировать действия (или ряд действий), кроме проектирования или консультации, которые могли бы восприниматься как неприемлемый риск для беспристрастности.

В соответствии с данным стандартом беспристрастность подразумевает фактическое и воспринимаемое наличие объективности. Под объективностью понимается, что конфликты интересов отсутствуют или разрешаются таким образом, чтобы они не влияли неблагоприятно на деятельность органа по сертификации.

Мониторинг процесса осуществляет менеджер по качеству.

1.Меры предотвращения и разрешения конфликта интересов

1.1 Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность сотрудника органа по сертификации влияет или может повлиять на результаты работ по подтверждению соответствия продукции, и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью сотрудника и законными интересами изготовителей, потребителей, разработчиков, покупателей, приобретателей, продавцов продукции, способное нанести ущерб независимости и беспристрастности при проведении подтверждения соответствия продукции и, в конечном итоге, привести к причинению вреда законным интересам изготовителей, потребителей, разработчиков, покупателей, приобретателей и продавцов.

1.2 Угрозами нарушения беспристрастности и независимости могут быть:

— личная выгода: угроза возникает в случае, когда сотрудник или орган по сертификации действуют в личных интересах (при проведении подтверждения соответствия продукции угрозой беспристрастности и независимости является финансовый интерес);

— близкие отношения (или доверительность, фамильярность): угроза возникает в случае, если сотрудник или орган по сертификации находятся в очень близких отношениях или слишком доверяют другому лицу вместо поиска свидетельств подтверждения соответствия продукции;

— запугивание: угроза возникает, когда у сотрудника или органа по сертификации возникает ощущение, что им открыто или скрытым образом угрожают, например, увольнением или жалобой в вышестоящую инстанцию;

— соперничество: угроза возникает, когда орган по сертификации привлекает к работам по подтверждению соответствия сторонних, внештатных экспертов, которые могут быть соперниками по отношению к заявителю.

1.3. Среди условий, способствующих возникновению конфликта интересов между работниками органа по сертификации, могут быть:

— высокий уровень неопределенности компетентности;

— дублирование полномочий между работниками органа по сертификации;

— недостаточное информирование о деятельности органа по сертификации;

— существующие пробелы в правовом регулировании;

— несоблюдение служебной дисциплины;

— отсутствие или недостаточное использование моральных и материальных ресурсов мотивации работников, дискриминация и неодинаковое вознаграждение при выполнении равного объема служебных функций ввиду необъективности и неэффективности системы оплаты труда и др.

— любую информацию от членов группы, экспертов, сотрудников, назначенных для проведенияподтверждения соответствия продукции;

— любую информацию, поступившую от заявителя;

— отчетные документы по результатам проведенных работ при подтверждении соответствия продукции, не в полной мере соответствующие требованиям технических регламентов, нормативных документов в области подтверждения соответствия продукции.

— выяснить причины возникновения личной заинтересованности, источники этих причин;

— в зависимости от причины возникновения угрозы нарушения беспристрастности и независимости рассмотреть возможность принятия различных мер:

— перемещение сотрудника (сотрудников) ОСП на объекты, не входящие в сферу коммерческих интересов заявителей подтверждения соответствия продукции, предлагающих решение финансовых интересов, имеющих близкие и (или) доверительные отношения с сотрудниками;

— решение с вышестоящим руководством заявителей подтверждения соответствия продукции,предлагающих решение финансовых вопросов, действий по урегулированию возникшего или могущего возникнуть конфликта интересов;

— рассмотрение вопроса о прекращении запугивания со стороны заявителей;

— отстранение сотрудника (сотрудников), являющегося (ихся) стороной конфликта интересов, от занимаемой должности (не допускать к исполнению должностных обязанностей) в период урегулирования конфликта интересов;

— использование самостоятельных независимых работников, ответственных за задание;

— выполнение процедуры, препятствующей доступ к информации (например, конфиденциальное и безопасное хранение информации);

— выдача четких инструкций, разъяснений работникам по вопросам безопасности и конфиденциальности; использование предупреждений о соблюдении правил беспристрастности, конфиденциальности, подписанных всеми работниками органа по сертификации;

— проведение переговоров, совещаний, бесед с привлечением всех заинтересованных сторон с целью предотвращения или урегулирования конфликта интересов;

— чередование время от времени персонала по подтверждению соответствия продукции в работе с различными заявителями;

2.7. При распределении заявок на сертификацию продукции руководитель ОСП назначает ответственного исполнителя: эксперта или специалиста ОСП, при этом он обязан дать оценку беспристрастности и должен учитывать отсутствие у данного сотрудника родственных или партнерских связей с юридическими и физическими лицами, имеющими коммерческую заинтересованность в результатах подтверждения соответствия продукции по каждой конкретной заявке.

2.10. Оплата работ по проведению подтверждения соответствия продукции осуществляется заявителем в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.

— разработку и реализацию мер предотвращения и разрешения конфликта интересов;

— обязанность обеспечивать беспристрастность принятия решений органом по сертификации при проведении работ по подтверждению соответствия;

— раскрытие информации о существовании лиц, аффилированных с аккредитованным юридическим лицом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации (информация раскрыта в СМК-01 РК приложение 7, заявление о раскрытии информации – приложение Г СМК-08).

5. Идентификация рисков беспристрастности

6. Идентификация недопустимых угроз беспристрастности.

7. Оценивание уровня риска беспристрастности.

В ОСП проводится оценка уровней идентифицированных рисков беспристрастности при проведении работ по подтверждению соответствия, которые исходят из различных видов деятельности, взаимоотношений или других обстоятельств.


8. Меры защиты беспристрастности.

ОСП отвечает за беспристрастность своей деятельности при проведении работ по подтверждению соответствия и не допускают коммерческого, финансового или иного давления, ставящего беспристрастность под угрозу.

К мерам защиты беспристрастности при проведении работ по подтверждению соответствия отнесены следующие меры:

— поддержание высокого уровня культуры в ОСП, придающей особое значение ожиданию того, что персонал будет действовать в интересах обеспечения беспристрастности;

— поддержание профессиональной среды и культуры в ОСП, оказывающих поддержку такому поведению всего персонала, которое согласуется с беспристрастностью;

— система менеджмента качества, которая включает политику, процедуры и практику, непосредственно относящиеся к поддержанию беспристрастности;

— политику, процедуры и практику найма, подготовки, продвижения, удержания и вознаграждения персонала, подчеркивающие важность беспристрастности, опасности потенциальных угроз, исходящих из различных обстоятельств, с которыми могут встретиться сотрудники ОСП;

— предупреждающие меры защиты – вводная программа для вновь нанятых сотрудников, в которой подчеркивается важность беспристрастности;

9. Анализ соблюдения принципа беспристрастности.

— отчеты по внутренним аудитам ОСП;

— служебные записки с выявленными потенциальными и/или недопустимыми угрозами беспристрастности;

— акты комиссий по оценке соответствия ОСП критериям аккредитации;

— жалобы или претензии потребителей, контрольно-надзорных органов или общественных организаций.

Выходными данными процесса анализа соблюдения принципа беспристрастности являются:

— отчет результатов анализа со стороны руководства ОСП;

— План мероприятий по обеспечению принципа беспристрастности ОСП.

10. Оценка соблюдения принципа беспристрастности Советом по обеспечению беспристрастности.

— отчеты по внутренним аудитам ОСП;

— служебные записки с выявленными потенциальными и/или недопустимыми угрозами беспристрастности;

— акты комиссий по оценке соответствия ОСП критериям аккредитации;

— жалобы или претензии потребителей, контрольно-надзорных органов или общественных организаций;

— решения об отказе в проведении работ по подтверждению соответствия;

— решения об отмене сертификатов соответствия.

Выходными данными процесса Оценки соблюдения принципа беспристрастности являются:

— Протокол совещания Совета по обеспечению беспристрастности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

В рамках осуществления своей профессиональной деятельности ОС определяет принцип беспристрастности как практическую реализацию следующих базовых принципов, заложенных в культуре обеспечения производственной деятельности:

  1. Принцип соответствия – объективное, без косвенного влияния выполнение действий по оценке соответствия;
  2. Принцип управления конфликтом интересов – идентификация имеющихся и потенциальных конфликтов интересов и активное управление ими с тем, чтобы обеспечить объективность оценки соответствия;

ОС осознает важность беспристрастности и гарантирует, что при проведении процедур подтверждения соответствия будут обеспечены в полной мере следующие ключевые аспекты деятельности ОС:

  • объективность;
  • независимость;
  • нейтральность;
  • способность обеспечить одинаково высокое качество обслуживания всех заказчиков;
  • восприимчивость к фактам и мнениям заинтересованных сторон;
  • равное отношение к заинтересованным сторонам;
  • отсутствие предвзятого отношения к заказчикам;
  • соблюдение баланса интересов заинтересованных сторон при условии отсутствии предпосылок нарушения независимости ОС;
  • свобода от конфликта интересов;
  • свобода от косвенного влияния;
  • отсутствие предвзятости.

Руководство ОС требует безусловного соблюдения всех выше указанных принципов от каждого сотрудника. Предпринимаются адекватные меры по устранению возникающих рисков, ставящих беспристрастность под угрозу. В том числе, строго пересекается возникновение косвенных угроз для беспристрастности, в частности таких как: личная заинтересованность/выгода, завышенная или заниженная самооценка, защита или заступничество, чрезмерная фамильярность или дружеские отношения, угроза либо шантаж, соперничество.

Все сотрудники ОС при проведении процедур, связанных с подтверждением соответствия, обязуются:
  • быть объективными;
  • избегать и, в случае необходимости, немедленно сообщать руководству ОС о фактах, которые прямо или косвенно указывают на наличие конфликта интересов;
  • уведомлять орган по сертификации о прежних и существующих связях с проектировщиками, разработчиками, изготовителями, продавцами, операторами продукции (работ, услуг), подлежащих сертификации, иных обстоятельствах, которые могут привести к возникновению конфликта интересов;
  • обеспечивать независимость, постоянно повышая степень доверия ОС.

Ответственность за соблюдение принципов беспристрастности лежит на высшем руководстве ОС. В связи с этим приняты следующие меры по устранению возможности коммерческого, финансового или иного давления на сотрудников ОС, занимающихся оценкой соответствия:

Читайте также: