Объективный идеализм критика кратко

Обновлено: 04.07.2024

  • Объективный идеализм — совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности.

Связанные понятия

Субъекти́вный идеали́зм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, — это совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только.

Я — центральное понятие многих философских систем, в которых субъект является первичным активным и систематизирующим фактором, носителем духовных способностей.

Упоминания в литературе

В силу своей зависимости от бытия и взаимозависимости различных частей системы знания содержание его приобретает в известном отношении независимость от субъекта. В этом гносеологические корни платонизма – классической формы, в которой исторически выступил так называемый объективный идеализм ; гносеологические корни всякого объективного идеализма, который обособляет идеи, идеальное содержание знания от чувственно данных вещей материального мира и вместе с тем противопоставляет их познающему субъекту его мыслительной деятельности. (Поскольку идейное содержание знания обособляется объективным идеализмом от познавательной, психической деятельности субъекта, объективный идеализм выступает в виде так называемого антипсихологизма – подобно тому как так называемый психологизм образует ядро субъективного идеализма.)

Идеализм имеет две основные разновидности. Первая – объективный идеализм . Представители этого направления (Платон и неоплатоники, философы средних веков, Гегель и неогегельянцы) считают идеальное существующим объективно, независимо от человека. Субъективные идеалисты (Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах и др.) считают идеальное формой внутреннего человеческого опыта. Крайняя форма субъективного идеализма – солипсизм (от лат. solus – один, ipse – сам, sum – существую) – предполагает, что реально лишь мое сознание, существование же всего, что меня окружает, – проблематично.

Объектом идеалистической философии являются высшие формы человеческой, духовной, социальной жизни. Для идеализма первично сознание, мышление; материя признается производным сознания. Идеалисты идут от явлений человеческого духа, от мышления и на их основе объясняют все остальное. Если за основу берется духовная жизнь человеческого общества, то это направление называется объективным идеализмом . Если же за основу берется духовная жизнь индивидуума, то это – субъективный идеализм.

Связанные понятия (продолжение)

Рассу́док — часть мыслящего сознания, способного логически осмыслять действительность, познавать в понятиях вещи и их отношения, способность составлять суждения (по Канту) превращает восприятия в опыт путём объединения их в категории. Своей этимологией восходит к глаголу рассуждать.

Абсолю́тная иде́я (нем. Absolute Idee) — идея, выражающая полноту всего сущего. Термин, введён Г. В. Ф. Гегелем и является следствием основополагающей идеи его онтологии — тождества бытия и мышления.

Монадоло́гия — работа Готфрида Лейбница 1714 года, повествующая о монадах (др.-греч. μονάς — единица, простая сущность) — простых субстанциях, не имеющих частей. Монадологию составляют 90 коротких абзацев, связанных логически.

Интерсубъекти́вность — понятие, означающее 1) особую общность; 2) определённую совокупность людей, обладающих общностью установок и воззрений; 3) обобщенный опыт представления предметов.

Форма (лат. forma, греч. μορφή) — понятие философии, определяемое соотносительно к понятиям содержания и материи. В соотношении с содержанием, форма понимается как упорядоченность содержания — его внутренняя связь и порядок. В соотношении с материей, форма понимается как сущность, содержание знания о сущем, которое есть единство формы и материи. При этом, пространственная форма вещи — есть частный случай формы как сущности вещи.

Интеллиги́бельность (от лат. intelligibilis — понятный, чёткий, постижимый умом) — философский термин, обозначающий познание, а более точно, постижение, доступное исключительно уму или интеллектуальной интуиции. Понятие интеллигибельность в некоторых системах идеалистической философии обозначает сверхприродные, сверхчувственные предметы, сущности.

Существова́ние (лат. exsistentia/existentia от exsisto/existo — выступаю, появляюсь, выхожу, возникаю, происхожу, оказываюсь, существую) — аспект всякого сущего, в отличие от другого его аспекта — сущности.

Кауза́льность (лат. causalis) — причинность; причинная взаимообусловленность событий во времени. Детерминация, при которой при воздействии одного объекта (причина) происходит соответствующее ожидаемое изменение другого объекта (следствие). Одна из форм отношения, характеризующаяся генетичностью, необходимостью. Каузальность выполняет важнейшую методологическую роль в научном и повседневно-бытовом познании. На основании её понятия строились механистическая картина мира, концепции детерминизма (Лаплас.

Всео́бщее (нем. Allgemeinheit) — абстрактное единство предметов согласно определенному свойству или отношению, благодаря которому они мысленно объединяются в некоторое множество, класс, род или вид.

Гилеморфи́зм (от др.-греч. ὕλη — вещество, материя и μορφή — форма) — новоевропейский термин, обозначающий концепцию космогенеза как оформления исходного пассивного субстрата активной субстанцией. В общем смысле — метафизическая точка зрения, согласно которой любой объект состоит из двух основных начал, потенциального (первичной материи) и актуального (субстанциальной формы). Термин окончательно утвердился в литературе в XIX в.

Мо́дус (от лат. modus) — мера, образ, способ, вид существования или действия чего-либо. В логике применяется для обозначения разновидностей форм умозаключений. Спиноза полагал, что модусы — различные состояния, которые принимает единая субстанция; представляет собой переходную форму.

Движе́ние — понятие, охватывающее в самом общем виде всякое изменение и превращение; в механике — изменение положения во времени и в пространстве.

Еди́ное (др.-греч. ἕν) — одно из фундаментальных понятий философии и математики. Наряду с метафизикой бытия (онтология) можно говорить о втором типе метафизики — о метафизике единого или хенологии.

Врождённые идеи — представления и знания, которые не могут быть приобретены, поскольку они не имеют отношения к чувственному миру (напр., математические и логические аксиомы, нравственные начала).

Эвдемони́зм (греч. ευδαιμονία — процветание, блаженство, счастье) — этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья.

Реали́зм, в философии — распространённый европейский философский термин, не имеющий постоянного или общего значения. Использовался для обозначения направлений европейской философии, постулирующих то или иное отношение понятий к реальности. В разные эпохи относился к совершенно различным (и даже — противоположным) направлениям.

Окказионализм (от лат. occasio — случай, случайный) — философское учение, объяснявшее взаимодействие души и тела посредством вмешательства Бога, то есть решавшее проблему взаимодействия протяженной и мыслящей субстанций и развивавшее дуализм картезианства. Основные представители — француз Жеро де Кордемуа (1626—1684), немец Иоган Клауберг (1622—1665) и голландец Арнольд Гейлинкс (1624—1669). До логического завершения учение окказионализма довёл француз Николя Мальбранш (1638—1715), сформулировавший.

Небытие — отсутствие, отрицание бытия, несуществование вообще, несуществующая реальность. Ничто — способ существования небытия. По Демокриту небытие находится среди бытия, наполняя и пронизывая его.

Явле́ние — вообще всё, что чувственно воспринимаемо; особенно бросающееся в каком-то отношении в глаза (например, какое-либо явление природы).

Не следует путать с термином Трансцендентность.Трансцендента́льное (от лат. transcendens — выходящий за пределы) — связывающее части содержания, находящиеся по разные стороны некоторого предела. Это понятие имеет долгую историю и не сразу приобрело то значение, которое является наиболее распространённым и которое приведено в определении.

Субста́нция (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует автономно, само по себе, в отличие от акциденций, существующих в другом и через другое.

Универсалия (от лат. universalis — всеобщий) — термин средневековой философии, обозначающий общие понятия.

Немецкий идеализм, или немецкая классическая философия, — этап развития немецкой философии XVIII—XIX веков, представленный учениями Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. В советской философской литературе понятие немецкая классическая философия включало также философское учение Л. Фейербаха.

Волюнтари́зм (лат. voluntas — воля) — идеалистическое направление в философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества. Выдвигая в духовном бытии на первый план волю, волюнтаризм противостоит рационализму (или интеллектуализму) — идеалистическим философским системам, которые считают основой сущего разум (или интеллект).

Объекти́вная реа́льность — мир, существующий независимо от субъекта (человека) и его сознания. Представление о мире, как о внешней (окружающей) реальности, не зависящей от позиции, понимания и восприятия субъекта.

Релятиви́зм (от лат. relativus — относительный) — методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания.

Теория действия — область философского исследования, предметом которой являются действия, прежде всего действия человека. В центре современных дискуссий вопросы природы действий, их адекватного описания и объяснения.

Упоминания в литературе (продолжение)

Примечание 1. Учение о развитии в европейских философских системах осмыслялось либо использовалось по-разному. Однако кроме материализма и объективного идеализма систематического осмысления развития предложено не было.

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – философское течение, где первичным выступает некое Высшее Сознание, независимое как от материального мира, так и от человека.

Платон – основатель объективного идеализма (учения о мире идей, эйдосов – вечных совершенных образцов, и вещей – несовершенных копий идей) и утопии об идеальном государстве (Атлантиде) – аристократии, т.е. власти лучших. Познание, по Платону, – воспоминания бессмертной души.

ИДЕАЛИЗМ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

Объективный идеализм совпадает со спиритуализмом и представлен в таких формах философии, как платонизм, панлогизм, монадология, волюнтаризм. Субъективный идеализм связан с развитием теории познания и представлен в таких формах, как эмпиризм Д.Беркли, критический идеализм И.Канта, для которого опыт обусловлен формами чистого сознания, позитивистский идеализм.

Объяснив из единого монистического принципа два противоположных процесса – познание и практику, объективный идеализм создал основу для ответа на вопрос о том, способно ли человеческое сознание адекватно познать мир? Для объективного идеализма утвердительный ответ почти тавтологичен: конечно же, сознание способно постичь само себя. И в этой тавтологичности – его роковая слабость.

Критика идеализма в его разных формах развернута (конечно, с разных позиций) в работах Л.Фейербаха, К.Маркса, Ф.Энгельса, Ф.Иодля, В.Крафта, М.Шлика, П.А.Флоренского и др.

Однако вопрос о том, как обосновать существование мира вне нас, остается открытым и в современной философии. Разработано множество способов как решить, так и обойти его. Наиболее курьезный – утверждение, что один и тот же объект, в зависимости от точки зрения, может быть представлен как существующий и вне сознания, и внутри него, наиболее же распространено утверждение, что выбор между субъективным идеализмом и реализмом (под которым понимаются объективный идеализм и материализм), подобен выбору между религией и атеизмом, т.е. определяется личной верой, а не научным доказательством.

1. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. – Они же. Соч., т. 3;

2. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии. – Там же, т. 21;

3. Флоренский П.А. Смысл идеализма. Сергиев посад, 1914;

4. Willmann О. Geschichte des Idealismus, 3 Bde. Braunschweig, 1894;

5. Jodl F. Vom wahren und falschen Idealismus. Münch., 1914;

6. Kraft V. Wfeltbegriff und Erkenntnisbegriff. W., 1912;

7. Schlick M. Allgemeine Erkenntnislehre. W., 1918;

8. Kronenberg M. Geschichte des deutschen Idealismus. Bd. 1–2. Münch., 1909;

9. Liebert A. Die Krise des Idealismus. Z.–Lpz., 1936;

10. Ewing A.С. Idealist tradition from Berkeley to Blanshard. Chi., 1957.

Положение диалектического материализма о материальном источнике .наших знаний противоположно и дру- го й р аз нов и дн ости и д е а лиз м а — объ екти вном у идеализм у, ибо различия между субъективным и объективным идеализмом с точки зрения материализма не существенны.

Считать ли источником наших знаний мое ощущение или вообще ощущение, я или абсолютную идею, дух и т. д., от этого не изменится сущность идеализма, решение им основной гносеологической проблемы. 18

Н. Lefebvre. Problemes actuels du marxisme. Paris, 1958, f p. 21. 19

Точка зрения объективного идеализма на источник познания «была четко .представлена Гегелем. По Гегелю, объект познания есть смысл, идея, а не природа, не материя. Хотя у Гегеля сознание познает вне его существующую природу, но оно через природу познает абсолютную идею, поэтому на деле природа не рассматривается как непосредственное данное, как исходный пункт гносеологии. I !?1 .

Другая сторона ленинского определения материи, а именно: мысль о том, что объективная реальность дана інам в ощущении, действует на наши чувства, также направлена против объективного идеализма, который считает мир духовным, доступным только разуму, а не чувству.

Поэтому ленинское определение материи достаточно для размежевания материализма не только с субъективным, но и с объективным идеализмом.

Современный томизм — разновидность объективного идеализма — утверждает, что человек познает как материальные вещи, так и духовные сущности, поэтому материя, по мнению неотом истов, іне может быть единственным источником человеческих знаний.

21 В. И. Ленин. Сочинения, т. 38, стр. 288,

Неотомисты принижают іроль науш в познании действительности и утверждают, что наука сама по себе без религии не может преодолеть агностицизма.

Достаточно противопоставить этим попыткам возвеличить веру над разумом, поставить религию над наукой, величайшие успехи советской науки в овладении недрами микромира, использовании атомной энергии в мирных целях, завоевании космоса, чтобы стала ясна вся лживость и софистика схоластических ухищрений современных философских лакеев Ватикана.

Положение В. И. Ленина о том, что материя есть единственный источник наших знаний, подводит вплотную к вопросу об отражении ее в сознании.

В понимании материи как объекта познания содержится две мысли: во-первых, признание существования мира вне и независимо от нашего сознания и, во-вторых, что отражение внешнего мира есть содержание созна-

Отражение действительности в нашем сознании обусловлено прежде всего тем, что объективный мир, материя есть чувственная реальность, а не сверхчувственная, мистическая сущность.

В своем развитии, взаимодействии материальные тела способны воздействовать на наши органы чувств.

23 J. de Vries. Die Erkenntnistheorie des dialektischen Materia- tismus. Miinchen — Salzburg — Koln, 1958, 97.

Марксистская философия исходит из того, что предметы и явления материального мира воздействуют на органы чувств человека, которые также являются объективным продуктом развития материального мира, и вызывают ощущения, содержание которых есть копия предметов и явлений этого мира. Признание источником человеческих знаний, объективного мира ведет к признанию способности органов чувств человека отобразить материальные вещи и процессы в ощущениях, восприятиях, представлениях;

Субъективный идеализм отрицает материю как источник ощущений, не водит в ощущениях -верного снимка с объектив ной р е а л ьности и те м самьгм не довер яет п оказ а - н-иям наших органов чувств.

В противоположность субъективному идеализму, диалектический материализм последовательно проводит материалистический сенсуализм. Ощущения как копии, отражение действительности не отгораживают человека от объективного мира, а взаимосвязывают их. Связь познающего субъекта с объектом осуществляется через ощущения.

реальность. Для обозначения этой объективной реальности и выработано философией понятие материи.

Идеалистическому рационализму В.

23 Цит. по кн.: В. И. Лени п. Сочинения, т. 38, стр. 286.

дознание начинается с ощущений, что мысленные изображения возникают не иначе, как из ощущений.

В противоположность материалистическому пониманию природы понятий* идеалисты рассматривают понятия, категорий объективной реальности лишь как продукты человеческого ума, логические схемы и формы, под которые человек подводит явления действительности.

Согласно Канту и его последователям, категории — суть формы рассудка, существующие до опыта и независимо от опыта.

Приведем высказывание по этому поводу махиста Клейнпетера: «Предположите даже, что это было бы возможно и что •мы познали реальности; тогда мы оказались бы не вправе применять к ним законы логики, ибо они суть наши

В. И. Ленин вскрывает идеалистическую сущность этих враждебных марксизму трактовок природы логических понятий и категорий. В борьбе с идеализмом он последовательно проводит основное положение диалектического материализма о первичности материи и вторич- ности сознания, распространяя ею и на логические категории, рассматривая их как умственные образы свойств и связей объективной действительности.

Разоблаченные В. И. Лениным субъективизм и релятивизм в трактовке понятий и категорий науки имеют широкое распространение в современной буржуазной гносеологии. Логический позитивист Л. Витгенштейн, глава семантической философии Р. Карнап и их последователи утверждают, что научные понятия и теории не имеют объективного содержания, не отражают материальный мир, а представляют собой лишь слова, предложения, не связанные с окружающими нас предметами и явлениями. Происхождение научных понятий объясняют соглашением ученых, конвенциально. Это относят и к понятиям и законам логики, рассматривая их помимо основного вопроса философии, игнорируя вопрос об отношении понятий, суждений, умозаключений, логических отношений и систем к объективной реальности.

36 Цят. по кн.: В. И. Ленин. Сочинения, т. 14, стр. 225.

В действительности же содержание научных понятий не зависит от экспериментатора, от операции измерения, от отдельных показаний приборов; оно объективно, ибо отражает ту или иную сторону, свойства, отношения материальных предметов и процессов. Это отражение предполагает и измерение количественных свойств и сторон предмета и их изменений, постановку ряда экспериментов, использование силы абстракции, ибо в основе процесса отражения действительности в понятиях человека лежит практика.

Опер ац ион ал из м абсолютизирует один момент познания — процесс измерения и превращает его в единственный способ образования понятий и в их содержание. Содержанием понятий становятся чувственные данные — операции, измерения, показания приборов — только то, что непосредственно дано в восприятиях.

Таким образом, понятия здесь оторваны от объективного мира, не являются его копиями; рациональное познание сводится к чувственным актам измерения, абсолютизируется роль единичного эксперимента, и он противопоставляется общественной и производственной практике человека.

87 P. W. Bridgman. The Logic of modern Physic. 1954, p. 5.

Чтобы избежать обвинения в противоречии здравому смыслу и спасти идеалистическую философию, Ф. Франк говорит о разнице между представленими людей в обыденной жизни и научными понятиями, ставит непроходимый барьер между ними. Например, в своем докладе на Международном философском конгрессе в 1958 г. в Венеции Франк пытался доказать, что «новая физика ничего не говорит нам нового о „ма-

P. W. В г і d g m а п. The Nature of Thermodynamics. Cambridge. 1943, p. 216—217. 29

Цит. no кн.: M. Кор н форт. В защиту философия. ИЛ, 1951, стр. 175.

36 Там же, стр. 177.

Ph. Frank, Present Role of Science. XII Congresso Internationale di Filosofia. Relazioni Introduttive. Firenze, Sansoni-editore, 1958, p. 8. 32

J. de V r і e s. Die Erkenntnistheorie des dialektischen Materia- lismus. 1958, S. 150.

15 Ф. Т. Архипцев 33

G. Wetter. Der dialektische Materialismus. Seine Geschichte und sein System in der Sowjetunion. Wien, 1958, S. 533. 35

G. Wetter. Der dialektische Materialismus. Seine Geschichte und sein System in der Sowjetunion. Wien, 1958, S. 534. 36

226 В определении В. И. Лениным понятия материи как философской категории подчеркивается, что материя отображается человеческим сознанием. Ленин ведет борьбу против малейших отклонений от диалектико-матер и ал и стичеоко го понимания отражения объективной реальности в сознании человека. Как уже говорилось, ленинское указание на то, что материя копируется, фотографируется нашими ощущениями, направлено против агностических теорий, отрицающих сходство ощущений с отображаемыми объектами.

Ну или про стремление человека к идеалам, высоконравственному образу жизни. В общем, все это касается идеалистов — особой породы людей, верящих в реальность идеала.

Розовые очки

И если с идеализмом блаженных идеалистов все более-менее ясно, то с идеализмом в философии возникает затык.

Проблема в том, что это понятие у философов имеет другой корень — не ИДЕАЛ, как у наивных мечтателей, а ИДЕЮ, то есть дух или сознание (это как?).

При рождении слова произошло недоразумение, вероломная буква пробралась в суффикс, и вместо законного идеизма мы получили путаницу между двух понятий, одно из которых к тому же означает основополагающее философское направление.

В этой статье мы ответим на вопросы, что такое идеализм в философии, когда это течение зародилось, как развивалось и влияло на мыслителей разных поколений.

Идеализм — это.

ИДЕАЛИЗМ (фр. idealisme от греч. ιδέα — идея) — это направление в философии, объединяющее множество учений, которые так или иначе утверждают, что сознание первично, а материя вторична.

Это противостояние чем-то напоминает вечную дилемму курицы и яйца, однозначное решение которой есть только у палеонтологов, утверждающих, что яйцо первично.

Спорт

Тема идеализма звучала еще на заре рождения философии в древнем мире, а вот сам термин появился только в XVIII веке, когда немецкий мыслитель Готфрид Лейбниц развел философов по две стороны баррикад.

Определение

Идеализм — это способ понимания мира, во многом противоположный материализму (что это?), но есть еще и третья правда — дуализм, т.е. попытка объединить и примирить оба взгляда на действительность.

Философы-идеалисты считают, что дух определяет бытие. Иными словами, сознание, мышление, идеи формируют не только человеческое мировоззрение, но и саму реальность.

Матрица

Идеализм неоднороден по своей структуре. Выделяют два глобальных направления — объективный и субъективный идеализм, в рамках которых рождалось множество ответвлений.

Объективный идеализм

Объективный идеализм отделяет котлеты от мух. Он признает, что существует объективная реальность и человеческое сознание, но на них влияет некий всеобщий разум, высшая идея.

Называться высшая идея может по-разному — логос, Бог, космический разум, абсолютный дух. Собственно, это форма идеализма самая древняя, она зародилась еще в мифах (это что?) и религии, где мир создает кто-то могущественный и сильный.

Яркими представителями объективного идеализма являются философы из разных эпох.

Платон

Душа человека — это тоже идея, которая после смерти тела прямиком отправляется к своим собратьям в высший мир прообразов вещей.

Например, дерево — это материальное воплощение идеи дерева, деревья вырастают и погибают, но образ остается неизменным.

Аквинский

Фома Аквинский — основоположник томизма в философии, который позже стал фундаментом официальной доктрины Ватикана.

Признает существование как объективной материальной действительности (esse in re), так и нематериального мира: субстанций, идеальных сущностей (essentiae, substantiae).

Бог — это совершенная форма, в ней нет ни грамма материи. В Боге заключается абсолютная истина, смысл всех вещей. Если человек сначала видит вещь, а потом думает о ней, то мысль Бога предшествует вещам, т.к. все вещи это и есть идеи Бога.

Лейбниц

Мир состоит из бесчисленного множества мельчайших субстанций, которые Лейбниц называет монадами. Монады нематериальны и имеют три уровня развития — высший, средний и низший. Соединяясь, они образуют тела в соответствии с предустановленной гармонией — программой, заложенной Богом.

Гегель

Учение Гегеля об абсолютной идее — это кульминация философии объективного идеализма.

Абсолютная идея признается мыслителем первопричиной бытия, единственно существующей реальностью, способной к самосознанию.

Человек — носитель абсолютной идеи, его сознание — часть мирового духа. В каждом человеке безличный мировой дух приобретает волю.

Материя имеет идею, а идея — материальное воплощение.

Субъективный идеализм

Субъективный идеализм напирает на то, что все мы загружены в матрицу. Иначе говоря, никакой объективной реальности не существует, а есть только человеческое сознание, которое и рождает реальность.

Крайняя форма такого мировоззрения — солипсизм (от лат. solus – единственный, ipse – сам). Правда, не все субъективные идеалисты были столь категоричны, чтобы полностью отрицать существование внешнего мира.

Дед Мороз

Первая робкая попытка сформулировать что-то похожее на субъективный идеализм возникла в V веке до н.э., когда Протагор из Абдеры, яркий представитель софистов, выдал в эфир знаменитую фразу:

Спустя 2300 лет британские философы Джордж Беркли и Дэвид Юм развили эту мысль в полноценное философское учение.

Беркли

Когда мы не ощущаем мир, он перестает для нас существовать. Это похоже на то, как прячется маленький ребенок, закрывая ладонями лицо или зажмуриваясь.

Беркли не пошел до самого конца в утверждении, что мир перестает существовать, как только мы отворачиваемся, он изящно выкрутился из сложного положения.

Реальность здесь и сейчас воспринимает не только человек, но и всевидящий Бог, а это объясняет, почему вещи продолжают существовать, пока мы отвлекаемся на что-то другое.

Юм

Мы вообще не можем знать, существует ли материальный мир, поэтому следует сконцентрироваться на изучении природы человека, считал Дэвид Юм. Познание начинается с опыта, но опыт связан только с нашим восприятием.

Чувственное восприятие мира, по мысли Юма, это поток впечатлений и идей. По этим причинам знание не может быть достоверным.

Философ придерживался позиций скептицизма, поэтому считал, что проблема бытия и духа неразрешима.

Взгляды Беркли и Юма повлияли на философию Иммануила Канта и Иоганна Готлиба Фихте.

Заключение

В современной философии идеализм представлен разными направлениями: экзистенциализмом (это что?), интуитивизмом, неопозитивизмом и проч.

Но провести четкую грань между материалистическими и идеалистическими взглядами часто невозможно.

Надо сказать, что споры о первичности духа и материи ведутся до сих пор, победитель пока не определен, да и вряд ли в этом споре есть победитель.

Автор статьи: Елена Румянцева

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (5)

Материализм, субъективный идеализм, объективный идеализм, Бог и религия. Получается, что мы толком о нашем бытии ничего не знает, и только очерчиваем круг гипотез, которые нам более по душе.

Согласитесь, если посадить рядом человека верующего и атеиста, или материалиста и идеалиста, то ни в чем друг друга они не убедят. Когда это начинаешь понимать, то становится не по себе.

Моя бабушка учила мою маму, а мама учила меня смотреть на всё сквозь розовые очки. Обе умерли под 90 лет.

Философия идеализма — это просто неумение смотреть в лицо фактам и воспринимать реальность такой, какая она есть.

Идеализм имеет под собой основание, потому что давно известно — сознание человека влияет на то, что происходит в его жизни. И если кто-то мыслит в целом негативно, то. в жизни таких людей и будет больше негатива, чем у тех кто настроен позитивно.

С учётом того, что человек появился через миллиарды лет после большого взрыва, то в нашей вселенной первична материя.

Читайте также: