Архитектура 14 15 веков на руси кратко

Обновлено: 30.06.2024

В конце XIII века возобновилось каменное зодчество. Построен Спасо-Преображенский собор в Твери. В XIV веке в Новгороде построеныцерковь Федора Стратилата и Спаса на Ильине улице. Крупное строительство шло в Новгороде в XV веке.

В 1433 – немецкие и новгородские мастера построили в Новгородском Кремле Грановитую палату, предназначенную для торжественных приемов и заседаний Совета господ.

В 1330 году построена крепость в Изборске, ставшая одной из крупнейших военных сооружений на Руси.

В 1325-1340 годах Иван Калита,после переезда в Москву митрополита Петра, строит– Успенский и Архангельский соборы, церкви Ивана Лествичника и Спаса на Бору.

Свидетельством растущего могущества Москвы стало сооружение в1367-белокаменного Кремля.НаканунеКуликовой битвы в Коломне был построен Успенский собор, превосходивший по размерам все Московские храмы.

Постройки создавались в духе владимирского зодчества, чтобы подчеркнуть идею преемственности столичного положения Москвы от Владимира.

Образование единого централизованного государства поставило Москву в особое положение. Превратившись в столицу Русского государства, резиденцию Великих князей всея Руси, Москва стала центром русского зодчества.

В Москву приглашались лучшие русские мастера, зодчие из за границы. Итальянские зодчие привезли в Россию новый строительный материал – кирпич. Аристотель Фиораванти построил первый на Руси кирпичный завод. Под руководством итальянских зодчих в 80-х годах строятся стены и башни Московского Кремля, Успенский и Архангельский соборы в Москве. В Архангельский собор при Василии III будут перенесены и захоронены останки правителей.

Архитекторы Марко Руффо, Пиетро Антонию Солари построили в Кремле Грановитую палату, выложенную снаружи граненным белым камнем.

Московский Кремль, созданный как парадная резиденция великих князей, стал символом их могущества.

Архитектура Московского государства в XVI веке

Укрепление центральной власти, придание ей самодержавных черт потребовали соответствующего оформления столицы России. Появились специальные органы, занимавшиеся архитектурой Москвы – Городовой приказ и Приказ каменных дел.

Изменяется внешний облик Московского Кремля. С его территории выводятся все боярские усадьбы, выселяются ремесленники и торговцы. Появляются торговые и дипломатические представительства иностранных государств, государственные учреждения –Печатный и Посольский дворы, строятся здания приказов.

Сочетание столичного каменного зодчества и русского народного деревянного зодчества привело к появлению шатрового стиля в русской архитектуре. Выдающимся памятником шатровой архитектуры стал храм Вознесения в селе Коломенском, воздвигнутый в 1632 году в честь рождения Ивана Грозного.

В 1524 году был построен Новодевичий монастырь в честь взятия Смоленска.

Вершиной русского зодчества стал Покровский собор, (храм Василия Блаженного, юродивого похороненного у его стен) построенный в 1556-1560 годах в честь взятия Казани. Строители храма, русские архитекторы Барма и Постник, согласно легенде были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли построить нечто подобное в других городах.

Русская живопись в XIV веке

Феофан Грек – работал в начале в Новгороде затем в Москве. Приехал из Византии в 70-х годах XIV века. Одной из лучших работ считается фресковая роспись новгородской церкви Спаса на Ильине улице. Самобытным творением считается икона Донской богоматери. В Москве он расписал церковь Рождества, Кремлевский терем князя Василия I, фрески для Архангельского собора. Главным его творением стал иконостас для Благовещенского собора.

Русская живопись в XV – XVI веках

Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV начала XVI веков был князь, ставший монахом Дионисий. Он написал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля.




Основные тенденции развития русской культуры в XVII веке

Образование

В XVII веке возникла потребность в широком распространении грамотности. Это обуславливалось ростом государственного аппарата, как в центре, так и на местах, возобновление связей с иностранными государствами, оживлением торговли и промышленности.

Самой распространенной формой образования было домашнее обучение. Назрела необходимость в создании сети школ. Они открывались в монастырях. В качестве учителей приглашались ученые - монахи из Речи Посполитой. В Москву для обучения детей Алексея Михайловича был приглашен Симеон Полоцкий. По его предложению в 1665 году в Заиконоспасском монастыре была открыта государственная школа.

В 1687 году братьями Лихудами было открыто первое в России высшее учебное заведение –Славяно – Греко – латинское училище (позже академия). Прием в него был разрешен детям из свободных сословий

Книгопечатание

Во второй половине XVII века Печатный двор выпустил более 300 тысяч букварей, 150 тысяч церковных учебных книг.

Литература

Литература в XVII веке перестала быть только церковной. Стали записываться произведения устного народного творчества – былины, пословицы, песни, заговоры.

Архитектура

Одним из самых ярких памятников архитектуры стал Теремной дворец Московского Кремля построенный для Михаила Федоровича в 1635-1636 годах архитекторами Б.Огурцовым, А.Константиновым, Г.Шарутиным, Л.Ушаковым.

Другим выдающимся памятником был летний деревянный дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском. Дворец этот простоял до правления Екатерины II и был разобран для реставрации, но так и не был отреставрирован.

В течение почти сорока лет (1656 - 1694) шло строительство комплекса Новоиерусалимского монастыря, загородной резиденции патриарха.

В 70-80-х годах XVII века был построен ансамбль Ростовского кремля, где звучали самые знатные на Руси колокола.

Большую реконструкцию перенес и Московский Кремль. Архитектор Б.Огурцов в 1624-1625 годах надстроил над Спасской башней еще один ярус где мастером Х.Галовеем были установлены большие часы. Была обновлена главная площадь страны, получившая название Красная площадь.

Новым явлением стало строительство купцами и дворянами богато украшенных каменных домов.

В конце XVII века появился новый архитектурный стиль, получивший название нарышкинского стиля или московского барокко. Наиболее ярким примером нарышкинского барокко стали колокольня Новодевичьего монастыря и церковь Покрова в Филях.

Живопись

Новым явлением стало возникновение и развитие портретной живописи. В первой половине XVII века парсуны писались в старой иконописной манере, яичными красками на доске, то во второй половине века писали маслом на холстах.

Театр

Новым явлением русской культуры стало открытие в 1672 году при дворе Алексея Михайловича первого в России театра пастора Готфрида Грегори. До этого театральное действие разыгрывалось на ярмарках скоморохами и лицедеями для толпы.

Каменные здания той эпохи сохранились значительно лучше. В основном они находятся в Москве и Подмосковье или в Новгоро­де и Пскове.

Московская архитектура 14-15 веков

Архитектура Новгорода 14-15 веков

Расцвет Новгородской бо­ярской республики в XIV — первой половине XV в. проявился и в интенсивном каменном строительстве. Как и прежде, новгородские храмы строились из грубо обработанных плит местного серого извест­няка, а отдельные детали выкладывались из кирпича. В результате стены даже после штукатурки оставались неровными и выглядели так, словно их вылепили из какого-то мягкого материала.

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Архитектура Московского княжества 14-15 вв.

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Особое значение для сложения искусства и архитектуры Московского княжества имели традиции Владимиро-Суздальской земли. Ещё в 1280-х гг. в Москве были сооружены 2 белокаменных собора - Дмитриевский и Благовещенский, которые в скором времени были разрушены (их остатки обнаружены в результате археологических раскопок). В начале 14 в. Москва была исключительно деревянным городом, и лишь в 1326 г. князь Иван Калита на месте Дмитриевского собора возвёл каменный Успенский собор. Образцом для этого храма послужил Георгиевский собор в Юрьеве-Польском - Успенский собор также имел белокаменную резьбу, но был гораздо больше по размерам. Для защиты города Иван Калита расширил и укрепил деревянными стенами Кремль - детинец Москвы.


троицкий собор троице-сергиева монастыря





Особенно интенсивным стало строительство в Московском княжестве в 1360-80-е гг. В течение 1367 - 1368 гг. князь Дмитрий Донской сменил деревянные стены Кремля на белокаменные и значительно расширил его территорию почти до современной. Москва превратилась в первоклассную крепость, укреплённую по всем правилам инженерного искусства того времени. Стремясь усилить обороноспособность Московского княжества, князья приложили много усилий для укрепления монастырей, окружавших столицу.
В Троице-Сергиевом монастыре в 1423 г. возводится Троицкий собор, в 1424-27 в Андрониковой монастыре - Спасский собор. Художественный образ этих церквей различен, но, не смотря на это в церквях Московского княжества рубежа 14-15 вв. есть нечто общее - им свойственны чёткость пропорциональных отношений, стройность, динамичность. Главной идеей увлекающей раннемосковских зодчих было создание пирамидальной композиции, что уже заметно в этих храмах.

спасский собор андроникова монастыря
Показательный пример - Спасский собор Андроникова монастыря, который представлял собой 4-столпную 3-нефую церковь. В сравнении с Троицким собором он демонстрирует гораздо большую декоративность, благодаря сложному и пышному завершению. Углы храма были понижены, чтобы подчеркнуть ступенчатую ярусность его верха. Устремлённость ввысь подчёркивалась килевидной формой закомар и кокошников, убывающих к верху в размерах. В этом храме впервые проявились архитектурные идеи строителей шатровых храмов следующего, 16 в. Применялась в соборе антропоморфная скульптура, от которой сохранилась фигура воина-змееборца. После владимиро-суздальской скульптуры, это первый известный опыт на московской земле.

Рекомендуем

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Комментарии

Спасибо) Помогли) Только чуть-чуть запутанно:)

Спасибо, помогли с проектом)))

Разделы блога

Translate

Изображение

Ландшафт и его виды

Фрагмент природного ландшафта Новой Каледонии Ландшафт - это конкретный природно-территориальный комплекс, являющийся неповторимым и имеющим свое точное расположение на карте и географическое название. Различают несколько видов ландшафта, которые отличаются друг от друга не только оформлением, но и видом деятельность происходящей на них. Одни используют в качестве выращивания агрокультур. Другие для строительства населенных пунктов и т.д.

Изображение

Выставочный павильон. Архитектурное и конструктивное решение

Выставочный павильон - это сооружения предназначенное для демонстрации экспозиций. Он сам может выступать образцом технических, научных, архитектурных, конструктивных и художественных достижений. Как правило, это относится к международным и всемирным выставкам. Выставочные павильоны классифицируют на: универсальные тематические временные постоянные передвижные стационарные Назначение выставочных павильонов - показ экспозиции, с целью информации, пропаганды, рекламы, внедрения новых технологий, обмен опытом, привлечения внимания и т.д.

Изображение

Принципы проектирования выставочного павильона

Проектирование выставочного павильона является сложной задачей, где необходимо учитывать как архитектурный образ, так и функциональное наполнение и взаимосвязанность помещений. Планировочное решение таких сооружений имеет практически те же группы помещений, что и здания музеев:

Изображение

Объемно-планировочное решение и композиция школы

На композиционное решение школы оказывает влияние два момента: - структурированное распределение группы учащихся - компоновка помещений исходя из функционального назначения. Структурированное распределение группы учащихся должны создавать следующие элементы: - разделять учеников на разные группы, учитывая возраст и индивидуальное развитие навыков; - формировать кружковые группы на разное количество учеников с целью организации массовых мероприятий и культурного воспитания. Основным планировочным элементом школы является класс. Здесь должны быть обеспечены необходимые требования для благоприятной учебно-воспитательной деятельности и санитарно-гигиенических условий. Классы формируют в учебно-образовательные блоки исходя из возрастной категории. Обычно сюда входит до шести учебных кабинетов, зона отдыха и санузлы, иногда и гардеробная. Учебная секция, как правило, имеет хорошую взаимосвязь со вспомогательными и общешкольными помещениями. Они формируются в класт

Изображение

Интерьер основных школьных помещений

Учебные помещения школ должны иметь естественное освещение. Можно освещать вторым светом коридоры, но они не должны выполнять функцию рекреационных помещений, а также зоны умывален, душевых и раздевалок спортивных залов. Искусственное освещение используется только для актовых залов, гардеробных для преподавателей и учеников, душевые и санузлы для работников столовых, подсобные и технические помещения, различные кладовые. Направление света в учебных классах располагается с левой стороны. Допускается устраивать вспомогательные световые проемы справа и сзади, при главном свете-слева, а также создавать дополнительный верхний свет. В целом, интерьер школьного здания имеет сложную пространственную структуру, которая отличается большим количеством помещений различного назначения и площади: классы, кабинеты и лаборатории, рекреационные залы, вестибюли и гардеробные, столовая, актовый зал и гимнастический зал, многочисленные кладовые и обслуживающие помещения. Большую роль в решении интерьер

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Министерство образования и науки Российской Федерации. МБОУ «СОШ № 59 г.Влад.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Министерство образования и науки Российской Федерации. МБОУ «СОШ № 59 г.Влад.

После монголо-татарского нашествия долгое время летописи упоминают лишь о стр.

После монголо-татарского нашествия долгое время летописи упоминают лишь о строительстве недошедших до нас деревянных сооружений. С конца XIII в. в избежавшей разорения Северо-западной Руси возрождается и каменное зодчество, прежде всего военное. Возводятся каменные городские укрепления Новгорода и Пскова. С середины XIV в. стены усиливаются могучими башнями, в начале над воротами, а затем и по всему периметру укреплений. Неровная кладка из грубо отесанного известняка и валунов наделяло сооружение живописью и усиливало их пластическую выразительность. Такой же была кладка стен небольших однокупольных четырехстолпных храмов. Храмы строились на средства бояр, богатых купцов.

Новгород. В XIV веке одним из центров каменного строительства становится Новг.

Новгород. В XIV веке одним из центров каменного строительства становится Новгород. Здесь были построены храмы, ставшие классическими образцами новгородского стиля, — церковь Федора Стратилата 1360 года и церковь Спаса на Ильине улице 1374 года. В отличие от сурового внешнего облика новгородских церквей XII—XIII веков, эти храмы поражают легкостью, нарядностью и торжественностью своих форм. Фасады украшались декоративными нишами с фресковыми росписями, треугольными впадинами, скульптурными крестами. Храмы строились на средства бояр, богатых купцов. Церковь Федора Стратилата . Церковь Спаса на Ильине улице.

Крупное строительство велось в Новгороде и в первой половине XV века. В 1433.

Крупное строительство велось в Новгороде и в первой половине XV века. В 1433 году по инициативе архиепископа Евфимия немецкие и новгородские мастера построили в кремле Грановитую (Влады́чная) палату, предназначавшуюся для торжественных приемов и заседаний Совета господ. Некоторые новгородские бояре строили себе каменные палаты.

Церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406 год). Сложена из блоков известняка и.

Псков. Своеобразием отличалось и зодчество Пскова, окончательно обособившегос.

Псков. Своеобразием отличалось и зодчество Пскова, окончательно обособившегося от Новгорода в середине XIV века. Так как Псковская земля находилась на окраине Руси, то значительное развитие получило здесь оборонное зодчество. В 1330 году вблизи города была построена крепость Изборск, ставшая одним из крупнейших военных сооружений Руси. В самом Пскове был возведен большой каменный кремль, общая длина стен которого составляла около девяти километров. Вся архитектура Пскова имела крепостной облик, здания были суровы и лаконичны.

В 15 веке развертывается строительство многочисленных небольших храмов и прод.

В 15 веке развертывается строительство многочисленных небольших храмов и продолжается постройка крепостей. Строят из доступного местного материала - известковой плиты, обмазывая поверхность стены раствором. Зодчество Пскова 14-15 веков развивается по двум направлениям: вариации четырехстолпного храма ( с четырмя высокими башнями) и храма бесстолпного (без высоких башен). Древнейший из сохранившихся памятников - церковь Василия на Горке (1413).

В середине 15 века создаются два храма Церковь Успения Пресвятой Богородицы п.

В середине 15 века создаются два храма Церковь Успения Пресвятой Богородицы погоста Мелётова (1462). Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья (1462-1463)- право- славный храм в Пскове. Оба храма построены псковскими боярами в период усиления московского влияния.

Москва. С конца 13 века начинается быстрый рост экономического и политическог.

Москва. С конца 13 века начинается быстрый рост экономического и политического значения Москвы. Территория Московского княжества расширяется, в него входит ряд важных в экономическом и стратегическом отношении городов и областей. В Москву переходит митрополит. Таким образом, Москва превращается в общерусский церковный центр. Со всех концов страны в Москву переселялись лучшие мастера. Появились специальные органы, занимающиеся вопросами архитектурного облика столицы — Городовой приказ, Приказ каменных дел. Москва становится центром русского зодчества. Здесь появляются новые архитектурные стили и направления. На вкусы Москвы ориентируются даже самые отдаленные города. Изменяется внешний облик Московского Кремля. С его территории выводятся почти все боярские усадьбы, выселяются ремесленники и торговцы. Здесь появляются торговые и дипломатические представительства иностранных государств, а также государственные учреждения — Печатный и Посольские дворы, строятся здания приказов.

Но особенно ярко художественные достоинства архитектуры проявились в церковны.

В московском зодчестве 14 - начала 15 века сильна владимирская традиция. Она.

В московском зодчестве 14 - начала 15 века сильна владимирская традиция. Она не только определила сдержанность в поисках новой композиции верха и насыщение обработки зданий деталями 12-13 веков, но сказалась и в области строительной техники, оставшейся почти неизменной. Основным строительным материалом по-прежнему служил единственный камень - плотный известняк. Вершиной русского зодчества по праву считается возведенный в 1555—1560 годах в непосредственной близости от Кремля Покровский собор. (Его называют также собором Василия Блаженного по имени знаменитого юродивого, погребенного у его стен.) Он был построен в честь взятия русскими войсками Казани.

Вывод. Сложные политические события и экономические процессы, проходившие в.

Вывод. Сложные политические события и экономические процессы, проходившие в Русском государстве, сказались и на развитии российской культуры. Рост городов, который шел прежде всего на вновь присоединенных территориях, привел к повышенному вниманию к вопросам градостроительства и архитектуры.


14-15вв.- первые каменные постройки.

1367-впервые белокаменные стены Московского Кремля. (Д.Донской)

Началось гражданское строительство.

1302- в Новгороде каменный Кремль

Завершение ансамбля Московского Кремля: Пьетро Антонио Солари, Аристотель Фиораванти, Марк Фрязин, Алезий Новый

1485-1495- кирпичные стены, украшенные зубцами - в виде ласточкиных хвостов-мерлоны.

Архитектурный ансамбль Соборной площади:

1475-1479- Успенский собор (Фиораванти)- по примеру успенского собора во Владимире.

Светские постройки:

- Княжеский дворец (сохранилась Грановитая палата-ит. Пьетро Антонио Салари и Марком Фрязиным.1487-1491.

Архитектурный центр- колокольня Ивана Великого- 1505-1508 и надстроенная в 1600.- самая высокая до 19 века( 81 метр) Построил Бонон Фрязин.

Новый стил ь- шатровое строительство.( традиции народного деревянного зодчества, резьбы, вышивки, росписи).В отличие от крестово-купольных храмов- не имеет внутри столбов. А держится на фундаменте.

Первая- церковь Вознесения в селе Коломенском.1532.

( Василий 3- в честь рождения Ивана Грозного).

Покровский собор- Храм Василия Блаженного.1555-1561- рус. Барма и Постник (в честь взятия Казани). Назван по имени юродивого, погребённого под ним).

Много построено крепостей (фортификационное строительство).

В Москве- стены Кремля – 20 башен.(1516).

1585-1593-третья - Белый город- Фёдор Конь.( Сейчас- Бульварное кольцо).

В конце 16в- деревянные стены на Земляном валу( сейчас- Садовое кольцо).- построена при Борисе Годунове в 1591-1592. Названа Скородомом, т.к. быстро построена.

Строительство небольших и вотчинных храмов, в архитектуре которых выделяются светские мотивы (Церковь Благовещения на Ваганькове, 1574, Николы в Мясниках. Сер.16 в.)

Читайте также: