Объективный идеализм канта кратко

Обновлено: 02.07.2024

Прежде всего, нужно отметить, что понятия "субъективного идеализма" и "объективного идеализма", в действительности, очень условны. В некоторых случаях они могут быть удобны, но попытка строго впихнуть философию в подобные рамки - очень большая натяжка.

Особенно плохо обстоят дела с понятием "субъективного идеализма". Гипотетически, субъективным идеализмом является такая философская концепция, которая выводит существование вселенной из деятельности индивидуального субъекта, его сознания в широком смысле слова. В таком случае, единственной последовательной формой субъективного идеализма будет солипсизм, но эта позиция является крайне экзотической.

Канта называют субъективным идеалистом потому, что в его философии феноменальная (ощущаемая нами) вселенная рассматривается как продукт деятельности нашего сознания. Тем не менее, по Канту, сама эта деятельность инспирирована воздействием на сознание внешними по отношению к нам "вещами-в-себе", которые существуют вполне объективно, независимо от нас. Так что в полном смысле назвать Канта субъективным идеалистом нельзя. Строго говоря, мы вообще не можем сказать, был ли он идеалистом или материалистом, поскольку в философии Канта вещи-в-себе являются принципиально непостижимыми, а следовательно мы не можем ничего сказать об их природе.

Таким образом, определение философии Канта как субъективного идеализма хотя и является широко распространённым, на самом деле не вполне точно отражает его философские взгляды.

Гегеля, в свою очередь, относят к объективному идеализму потому, что в его философии основой всего является "Абсолютная Идея", некая объективно (т.е. независимо от человека) существующая нематериальная реальность, которая раскрывает себя в процессе истории.

Самое время понять, как Кант понимает объективную реальность, которая отражается в наших ощущениях. Это не сложно, потому как немецкий философ является глубоко верующим христианином. Верующий мыслитель не может, конечно, быть материалистом. Он может быть только объективным идеалистом, то есть философом, который считает источником мира независимое от человека духовное начало - Бога.

А, следовательно, по мнению Канта, объективная реальность духовного мира нам принципиально недоступна, единственной реальностью, которую мы в состоянии знать является субъективный мир нашего сознания. Вот именно в таком смысле немецкий философ и является субъективным идеалистом. Мы вернулись, таким образом к тому, с чего начали обсуждать учение Канта. Кто же тогда Кант – объективный идеалист? субъективный идеалист? материалист? Увы, науке это неизвестно. Мы не можем сказать кем является Кант, так как агностицизм Канта лишает смысла его онтологию. Теперь нам надо разбираться, что такое агностицизм Канта. Но сил на это уже нет.

Кант совершил настоящий переворот в теории познания. Если до него философы главное внимание уделяли объекту познания, то Кант обратил внимание на специфику познающего субъекта. В субъекте познания он выделял два уровня: эмпирический (опытный), трансцендентальный (находящийся за пределами опыта). К первому уровню он относил индивидуально-психологические особенности человека, а ко второму – всеобщие определения человека как представителя человечества.

Этика Канта.В соответствии со своей философией, Кант разделял мир человека, человеческих отношений на сферу явлении, где человек под влиянием чувственных воздействий и склонностей проявляет себя как природно-чувственное существо, и сферу умопостигаемых процессов и явлений, где человек рассуждает и совершает поступки в соответствии с высшими принципами разума. Умопостигаемая сфера – это сугубо человеческая сфера свободной воли, сфера моральности, сфера культуры. Именно здесь свободная воля практического разума принуждает человека действовать не в силу эгоистических устремлений, а в соответствии с требованиями морали, долга, сформулированным разумом, целям.

В целом философия Канта – это субъективный идеализм,то есть философское учение, абсолютизирующее активную роль субъекта в различных областях деятельности, особенно в познании. Идеи Канта оказали большое влияние на последующую философию и культуру Европы.


В лозунгах и идеалах во время революции во Франции 1789-1794 гг родилась философия Просвещения. Немецкие писатели, мыслители и философы еще с начала 18 века своим творчеством помогли развитию данного этапа мыслительной науки об окружающем мире и взаимодействии с ним человека. Немецкая классическая философия несет в себе учения и знания таких классиков, как Иммануил Канта, Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Гегель, Людвиг Фейербах.

В чем различие теорий немецкой классической философии?

Один из главных вопросов, на которые теоретики немецкой классической философии пытались найти ответ – в чем проявляется реальность внешнего мира, ее истоки.

Проблема познания внешнего мира, взаимодействие объекта и субъекта привело к великому достижению немецкой классической философии – созданию идеи личной свободы.

Критический идеализм Канта

Иммануил Кант разрабатывал систему философского знания, чтобы ответить на волнующие вопросы бытия:

  • Что есть знание?
  • Что я могу знать?
  • Что я должен знать?
  • На что мне надеяться?

Знание по канту начинается с опыта, но лишь им одним не ограничивается. Для мышления на тему перечисленных животрепещущих вопросов нужна логики и критическое восприятия мира. Ограниченность сознания проявляется из-за того, что мир разделен на явления и вещи-в-себе: феномены и ноумены.

Трансцендентная субъективность Фихте

Философия творчества Шеллинга

Шеллинг в своей философии изучает проблемы творческой деятельность и проявления свободы субъекта. Гносеологическая проблема (познание) у Шеллинга в противоречии между бессознательным или теоретическим и сознательным или практическим у человека.

Объективный идеализм Гегеля

Философия любви Фейербаха

Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)

Предмет изучения и цели

С помощью логических построений представители немецкой классической философии ставили цель сконструировать представление о совершенном человеке, идеальном обществе и государстве.
Все, существующее вокруг человека, подвергалось рассудочному контролю анализу.

Впервые предметом изучения стал человеческий разум, заключающий в себе дух и природу, как первопричина и первоисточник всего, существующего в мире.

Воздерживаясь от суждения о божественной реальности, мыслители стремились построить единую систему бытия. Доказать органическую и гармоническую целостность мира.

Предмет познания немецкого идеализма *кратко* можно определить как естественная упорядоченность мира и личности в нем. Человек ставился выше мира и бытия, имея способность к рациональному познанию и изменению сущего согласно своим предпочтениям. Признавалось абсолютное могущество разума.

Особенности и характерные черты немецкой классической философии:

  • Рационально-теоретическое сознание.
  • Систематическое и всеобъемлющее объяснение мира, которое исходит из принципа естественной его упорядоченности и гармонии.
  • Понимание историко-философского процесса как совокупности факторов, проанализировав которые можно понимать настоящее и с высокой долее вероятности предполагать будущее (историчное мышление).

Из указанных особенностей вытекают, характерные черты рассматриваемого учения:
1. Понимание философии, как стержня, вокруг которого формируется культура общества, практического механизма разработки проблем гуманизма и осмысления человеческой жизнедеятельности.
2. Приоритет изучения человеческой сущности перед изучением природы, истории становления человечества.
3. Систематизация знания. Не просто наука, а упорядоченная система философских идей.
4. Использование целостной, общепринятой концепции диалектики.

Особенности

Благодаря течению немецкой философии удалось:

  • произвести переход от устоявшихся традиций к исследованию человеческих проблем, его души и дел,
  • разработать мнение, свидетельствующее о связи человека и его дел, то есть сознания с бытием,
  • осуществить глубокий синтез проблематики познания и определить человеческую возможность познания мира,
  • разработать концепцию развития, определить диалектические законы,
  • сделать анализ свободы с нравственностью человека.

В этом ее особенности, распространившиеся впоследствии на все страны.

Направления и этапы

Благодаря концепциям Канта, философия определилась с направлениями своего развития.

Немецкая классическая философия кратко самое главное

Главными направлениями было исследование:

  • самосознания человека,
  • ценности в прогрессе, идей просвещения, сознания и тела человека,
  • творческого потенциала человека,
  • диалектики,
  • идей антропоцентризма, субъекта как созидательного культурного и исторического существа,
  • аксиологии течении науки, где религия с другими течениями рассматривается в качестве духовных форм человечества и его созидания,
  • свободы с ответственностью субъекта в процессе преобразования в мире,
  • идеала гуманистики, свободного развития каждого человека.

Все эти направления мысли происходили в 2 основных этапа:

  • в просветительском или подготовительном этапе второй половины XVIII века,
  • на этапе становления мысли в 70-е годы XVIII в. – начале XIX в.

На первом этапе классики борются с буржуазными, феодальными деспотическими идеями и необходимостью в единстве. Они отстаивают гуманистические идеи.

На втором этапе философы отстаивают мысль, что человек вместе со своим сознанием способствует развитию предмета, превращая его в форму всеобщности.

Характерные черты

Немецкая классическая философия кратко самое главное

За время развития кантовской философии выделяются ее характерные специфические черты:

Немецкая классическая философия охватывает вторую половину XVIII – первую половину XIX в. Она представлена такими выдающимися мыслителями, как И. Кант, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель, и подводит итог развития всей европейской классической философии. Реализуя основную стратегию классической философии – найти предельно общие принципы мироустройства, общие закономерности познавательного процесса и универсальные характеристики человека, она осуществляет синтез накопленного ранее философского знания на основе веры в разум и общественный прогресс.

В критический период немецкий мыслитель занимается непосредственно философией. Он ищет ответы на следующие вопросы: что Я могу знать, или как возможна наука? Что Я должен делать? На что смею надеяться? Что есть человек?

Признавая разум неотъемлемым (атрибутивным) свойством человека, Кант отмечает, что он может быть как теоретическим, осуществляющим процесс познания, так и практическим, регулирующим поведение человека. В связи с этим и сама кантовская философия делится на теоретическую (гносеологию) и практическую (этику).

Как и его предшественники, немецкий мыслитель стремится выявить закономерности, механизмы познавательного процесса, но его не устраивают программы, предложенные эмпиризмом и рационализмом. Он считает, что в науке нельзя полагаться на эмпирический опыт, который возникает в процессе воздействия объекта на наши органы чувств, поскольку он не гарантирует получение одинаковых результатов. Безусловную и универсальную основу науки, по его мнению, нужно искать в самой познавательной способности человека. Рассматривая субъект познания, Кант выделяет в нем два уровня: уровень индивидуальности и уровень трансцендентальности. Уровень индивидуальности – это личный опыт человека, а также некоторые особенности его познавательной деятельности (скорость обработки поступающей информации, широта и глубина полученных знаний и др.). Уровень трансцендентальности – это универсальные, одинаковые для всех людей механизмы получения знаний. Такие механизмы немецкий мыслитель называет априорными (a priori – до опыта, вне опыта) формами. Эти формы нельзя приобрести с помощью опыта, они не даны нашим органам чувств, они сами выступают предпосылками познавательной деятельности, без них она невозможна. Вслед за представителями рационализма Кант признает познание предпосылочным процессом, но в отличие от Р. Декарта он не считает эти предпосылки врожденными. Сам Кант называл свою философию трансцендентальным идеализмом.

Теоретическая философия (теория познания) Канта представляет собой дуализм особого рода. Признавая объективное существование мира (вещи-в-себе), немецкий философ занимает материалистическую позицию. Но, отмечая, что человеку дан только тот мир, который он сконструировал с помощью априорных форм, немецкий мыслитель занимает позицию субъективного идеализма. Теоретическая философия Канта представляет собой разновидность трансцендентального идеализма, поскольку она признает наличие недоступных опыту, выходящих за его пределы принципов и механизмов, служащих предпосылкой познания.

На этапе разума, для которого характерна способность к творчеству и стремление свести все знания в единую картину мира, априорными формами выступают идеи: идеи Души, Мира, Бога. Идея Души – это целостность внутреннего мира, идея Мира – это целостность всего внешнего, идея Бога – это единство реальности и возможности. Высший синтез накопленного знания, подчеркивает немецкий философ, осуществляет метафизика (теоретическая философия). Идеи чистого разума, отмечает он, никак не связаны с чувственным опытом, ведь в своем бытии человек взаимодействует только с конкретными явлениями и процессами, а не с миром в целом; ему доступны лишь отдельные психические процессы, а не душа как таковая. Идеи разума не конструируют новое знание, а выполняют регулятивную функцию: приводят в движение априорные формы чувственности и рассудка, направляют их. Они не расширяют наше познание феноменов, а лишь унифицируют познавательный процесс. Идеи необходимо использовать в качестве схем, которые упорядочивают опыт и обеспечивают его системное единство.

При осуществлении синтеза знаний на основе идей в соответствии с законами формальной логики выясняется, что разум впадает в неразрешимые противоречия – антиномии. Выясняется, что с помощью формальной логики в равной мере можно доказать следующие тезисы и антитезисы:

• мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве – антитезис: мир бесконечен и во времени, и в пространстве;

• всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей и вообще существует только простое или то, что сложено из простого – антитезис: ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого;

• причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснений явлений необходимо еще допустить свободную причинность – антитезис: нет никакой свободы, все совершается в мире только по законам природы;

• необходимая сущность принадлежит миру или как часть его, или как его причина безусловно – антитезис: нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности – ни в мире, ни вне его – как его причины.

Наличие антиномий чистого разума – это свидетельство противоречивого развития самой философской мысли, поскольку она предлагает альтернативные варианты решения указанных выше мировоззренческих проблем. Кант обращает внимание и на тот факт, что метафизика как наука невозможна.

Основной проблемой практической философии (этики) И. Канта становится проблема согласования частного и общественного интереса – проблема, решения которой искали все новоевропейские мыслители. В отличие от своих предшественников немецкий мыслитель считает, что не право, а мораль должна быть основным регулятором общественной жизни. Право, отмечает философ, не дает возможности человеку реализовать свободу, поскольку оно исключает выбор и предписывает личности жесткие рамки поведения. Разум становится практическим только тогда, когда он покидает пределы опыта. Чисто практический разум – это разум, который управляет волей и является свободным от инстинктов и чувственных импульсов. Управлять волей, подчеркивает Кант, можно только на основе принципов. Эти принципы Кант делит на максимы и императивы. Максимы – это принципы, имеющие отношение к отдельному человеку. Императивы – это объективные принципы, значимые для всех. Особую роль немецкий мыслитель отводит категорическому императиву. Согласно категорическому императиву, ты должен не потому, что хочешь или получишь от этого определенный эффект – ты должен, потому что должен. Категорический императив – это моральный закон, который является безусловным. Такой закон не нуждается в доказательстве, он дан в разуме изначально. Благодаря ему разум может автономно, независимо от других факторов определять волю. Категорический императив представляет собой намерения, которые разрешают или запрещают определенные желания, позволяют соотносить цели со средствами и т. д.

Читайте также: