О сказках пушкина 5 класс кратко

Обновлено: 30.06.2024

Произведения Александра Сергеевича Пушкина известны не только в России, но и во всём мире. Во многом свою популярность он получил из-за разнообразия в своих работах: он писал как серьёзные романы с политическим подтекстом, так и лёгкие для чтения рассказы, сказки. Именно о последних сегодня и пойдёт речь.

Одной из главных тем творчества Пушкина была тема народа и всего, что с ним связано, и в раскрытии этой темы огромную роль сыграли именно сказки. А всё началось в Михайловском, где Пушкин довольно близко общался с простыми людьми и смог очень четко нарисовать у себя в голове все проблемы и тревоги крестьян. Именно в Михайловском Пушкин начинает учиться писать сказки, народные песни именно так, как это делали в народе, ведь сказки изначально были частью устного народного творчества.

Сказки Пушкина отличаются необычностью стиля написания: в них гармонично сочетаются реальные предметы быта и выдуманные картины волшебного окружающего мира, великолепно описанного поэтом. В сказках очень часто встречаются превращения героев в предметы их желаний, что делается для лучшего раскрытия идей сказки. Например, превращение старухи-крестьянки сначала в царевну, а потом обратно в простолюдину связано с огромной алчностью старухи. Таким образом, подобные превращения не только являются увлекательными, но и содержат под собой подтекст социальных проблем.

Пушкин в своих сказках использует простые рифмы и лёгкий язык и, как правило, пишет беглым четырёхстопным хореем, делая свои сказки ещё более лёгкими для прочтения. Таким способом Пушкину удаётся сконцентрировать внимание на героях и их антиподах. Именно такие сказки и нужны детям. Как писал Гоголь, ему стоило несколько раз прочитать перед сном сказу Александра Сергеевича и он бормотал их по памяти до тех пор, пока не уснёт. К слову, Гоголь одним из первых оценил талант Пушкина в сказках.

Таким образом, сказки являются неотъемлемой частью творчества известного всем нам писателя и поэта А. С. Пушкина, ведь в них он поднимает темы, которые недостойны крупных произведений, но имеют место быть.

Сказки Пушкина

Популярные сегодня темы

Игорь Эммануилович Грабаль — живописец, теоретик искусства, который родился в семидесятых годах прошлого века в Венгрии. Его отец был Эммануил Грабарь, который прославился на посту общественн

Гидросфера – водная оболочка Земли. В её состав входят воды морей и океанов, подземных и ледовых источников, болот, рек и водоёмов. Она занимает около 70% Земли.

Один из видов грызунов, которые обитают в большинстве мест нашего мира. Суслик – небольшой зверёк, который может причинять вред сельскому хозяйству, также может переносить некоторые заболеван

Ежедневная жара, сильный ветер со скоростью до 100 к/ч гонит раскаленный и очень сухой воздух, резкие перепады температуры воздуха (днем до + 50° С, ночью может снизиться до + 5° С)

Велосипед – это не только средство передвижение. Катание на велосипеде является отличным досугом для детей и взрослых. Необходимо помнить, что езда на двухколесном транспорте может быть небез

Одним из самых старинных промыслов в России считают дымковскую игрушку. Возник он на рубеже 15-16 веков недалеко от небольшого городка Вятки, в слободе Дымково. Там всегда весело и дружно отм

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

вторник, 19 октября 2021 г.

Пересказ статьи С. Маршака "О сказках Пушкина" с примерами для 5 класса

Ответы на вопросы учебника "Литература" 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 118

План пересказа статьи С. Маршака "О сказках Пушкина"

  1. Душа поэта в строчках сказок.
  2. Немногословная передача чувств.
  3. О строчке "Тяжелёшенько вздохнула".
  4. Последний вздох умирающей.
  5. Что мы учимся ценить.
  6. Ритм сказок.
  7. Глубокая мораль.
  8. Наследница сказки народной.

Пересказ статьи С. Маршака "О сказках Пушкина" для 5 класса

Каждая строчка сказок Пушкина таит в себе частицу его души, так же как таят её строчки его стихотворений. Но если описание природы может занимать целое стихотворение, то в сказке ему уделяется всего пара строк. Так, в "Сказке о рыбаке и рыбке" даётся описание моря. Неспокойно, волнуется, чёрное. Это краткое описание задаёт тон каждому эпизоду, передаёт настроение героев.

Также немногословно поэт передаёт чувства и переживания героев. Но любая его строка может сказать об этих чувствах больше, чем целое стихотворение или рассказ.

Вот, например, строчка "Тяжелёшенько вздохнула". Как ласково и печально оно звучит! Какую гамму чувств передаёт! И как легко это длинное слово ложится в стихотворную строфу, не сбивая её ритм.

В следующей строке сказки "Восхищенья не снесла" слышится уже последний вздох умирающей. Только в народных песнях встречаются такие сдержанные и полные выражения чувств.

С раннего детства мы слушаем сказки Пушкина и учимся ценить чистое и простое, лишённое преувеличения слово.

Подспорьем слову в сказках Пушкина служит ритм. Он свободный, то быстрый, то медленный, легко отзывающийся на юмор или пафос каждой строки. Он меняется на протяжении сказки и лучше всего передаёт настроение: "И молва трезвонить стала" или "И молва трубит опять". Две похожих по смыслу строки с разным ритмом создают разное настроение.

Свободно и быстро летит сказка, но в ней всегда скрыта глубокая мораль. Она не выделена автором особо, она скрывается во всём произведении, пронизывает сказку от начала и до конца. И поэт прямо указывает на эту особенность своих сказок в "Сказке о золотом петушке": "Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!"

Сказки Пушкина являются наследницами народных сказок и всегда будут для нас эталоном поэтического совершенства.

Сложно найти человека, который не знает о творчестве Пушкина, кто не прочел в своей жизни ни одного его стихотворения или отрывка из прозы. Произведения этого русского поэта изучают в школе, его сказки читают мамы своим малышам. Если со стихами Пушкина все понятно – знатоки ими восхищаются, влюбленные учат наизусть, то сказкам отводится особое внимание. Чему учат сказки Пушкина, чем они примечательны и почему нравятся детям – эти вопросы стоит рассмотреть отдельно.

А. С. Пушкин острый интерес к русской народной сказке стал проявлять только в последнее десятилетие своей жизни. Долгими часами он мог сидеть и записывать то, что ему баила няня Арина Родионовна. В основном материалом сказок Пушкина стало именно то, что рассказывала няня, т.е. русские народные сказки, передаваемые из уст в уста.

Народная сказка совсем не обязательно предназначена для детей. Ее важнейшим назначением было занимать слух и ум простых крестьян долгими зимними вечерами, когда они собирались в избу каждый со своим рукоделием. И А. С. Пушкин свои сказки писал для всех. Наверняка, он удивился бы, если бы узнал, что со временем основными читателями его сказок станут дети. Но, конечно же, сказки Пушкина для детей!

Нынешний мир русского детства немыслим без сказок Пушкина. Пушкин для детей настолько свой, что когда в 1937 в Москве памятник поэта хотели перенести из сквера на более освещенное место, дети не позволили это сделать.

Сказки Александра Сергеевича Пушкина с детства нас завораживают яркостью, живописностью, динамизмом, неповторимой самобытной стихией русского народного языка. Все они блестяще театрализованы и экранизированы.

все сказки Пушкина для детей, произведения

Загадочный и чудесный мир сказок

Что такое сказка? Энциклопедии и взрослые образованные люди ответят, что это литературный жанр, народный фольклор, основанный на вымысле. Но для любого ребенка сказка – это манящий чудесный мир, где животные и птицы умеют говорить, где добро всегда победит зло.

По мнению детских психологов, сказки способны сформировать в детях понятие добра и зла, ответственность за свои поступки, сказки учат детей искать различные способы решения той или иной проблемы. Интересная и увлекательная сказка способна научить малыша сочувствию, позволит понять отличия хороших поступков от плохих намного быстрее, чем куча нотаций и замечаний родителей и воспитателей.

Для маленьких деток очень важна легкость восприятия информации и сказки, написанные в стихотворной форме, привлекают внимание малыша простотой и красочностью образов. Сказки А. С. Пушкина – не исключение. Они запоминаются надолго и именно их вспоминают в первую очередь взрослые, думая, что бы почитать своему ребенку.

чему учат сказки Пушкина Александра Сергеевича

Мудрость в сказках Пушкина

Чему учат сказки Пушкина? Прежде всего, добру и пониманию что любое зло будет наказано. В каждой сказке обличаются человеческие пороки, наглядно показывается, к чему приводит зависть, жадность, гордыня.

Сказки Александра Сергеевича Пушкина представляют собой совокупность мудрости и духовного наследия русского народа, богатства оригинальных сюжетов. В основе пушкинских сказок лежат русские народные сказки, фольклорные сказания, песни, былины. Произведения Пушкина для детей оказывают огромное влияние на их эмоциональное развитие, развивают воображение и эрудицию, поскольку расширяют словарный запас, воспитывают лучшие морально-нравственные качества.

детские сказки Пушкина, какие сказки написал Пушкин

Когда начинать знакомство детей со сказками Пушкина?

Знакомство со сказками великого русского поэта рекомендуется начинать с двухлетнего возраста.

В этот период у ребенка формируется сознательное восприятие мира, он впитывает в себя новую информацию и запоминает ее. Малышам будут интересны герои сказок Пушкина, события, происходящие вокруг них. Чуть позже, в старшем возрасте, придет понимание, почему с теми или иными героями происходят неприятности, как удается им выпутываться из сложных ситуаций.

Для начала вполне достаточно читать Пушкина ребенку по 10-15 минут, например, отрывки из "Сказки о царе Салтане. " о белочке или кораблике. Затем сцены с 33-мя богатырями, которые так красочно описаны автором. Дети смогут живо представить себе этих мужественных героев "в чешуе, как жар горя". Нельзя без внимания оставить и знаменитое "У лукоморья", где собраны многочисленные сказочные персонажи. С ними ребенок будет встречаться и в других сказках.

Чем старше становится ребенок, тем осмысленнее его восприятие текста. В 3 года ребенок вполне способен обсудить поведение злой старухи, несчастного старика или царя Гвидона, проявить сочувствие к бедной царевне, поэтому немаловажно просить ребенка высказать свое мнение о прочитанном, что будет способствовать развитию его речевых навыков.

Все сказки Пушкина детям доступны и в мультипликационном варианте. Можно посмотреть их с малышом, но насколько интереснее именно читать эти удивительные истории и дать возможность ребенку самому представлять себе, как выглядят главные герои, что их окружало.

сказки Пушкина список всех сказок

Сказки Пушкина (список всех сказок)

Не все знают, какие сказки написал Пушкин, ведь их гораздо больше общеизвестных нам с детства. О некоторых из них, наверняка, не знают не только дети, но и многие взрослые.

Вот список сказок Пушкина:

  1. "Сказка о рыбаке и рыбке",
  2. "Сказка о попе и о работнике его Балде",
  3. "Сказка о золотом петушке",
  4. "У лукоморья дуб зелёный. " (вступление к поэме "Руслан и Людмила"),
  5. "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди",
  6. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях",
  7. "Сказка о медведихе",
  8. "Песнь о вещем Олеге",
  9. "Царь Никита и сорок его дочерей",
  10. "Жених".

На что обратить внимание при чтении сказок Пушкина?

Наиболее известны и популярны 5 сказок Пушкина. Это достаточно объемные произведения, и читать их следует не сразу полностью, но обязательно по главам, в том порядке, в каком их распределил автор. Таким образом, у ребенка развиваются не только внимательность, но и причинно-следственные связи.

Чтение сказок должно быть выразительным и эмоциональным, что поможет ребенку сформировать собственное отношение к персонажам и сюжетным событиям сказки.

"Сказка о попе и работнике его Балде"

За все надо платить, как бы ни хотелось жадным и богатым поступить иначе.

"Сказке о рыбаке и рыбке"

Пушкин великолепно преподал урок того, как легко потерять все, поддавшись глупости и жадности.

Фразеологизм "разбитое корыто" ребенок, наверняка, вспомнит в своей жизни не единожды.

Пушкин для детей, герои сказок Пушкина

"Сказка о царе Салтане"

Эта сказка Пушкина для детей начинается с того, что царь-батюшка, гуляя в крещенский сочельник, подслушивает разговор трех девиц о том, что бы каждая из них сделала, если бы стала женой царя. Царю Салтану понравились слова третьей девицы о том, что она родила бы царю богатыря. В традиционном обществе, и в родовом и в христианском, деторождение считалось основной ценностью, никак не сравнимой с ценностью пиров или драгоценными одеяниями.

Царь берет в жены третью девицу, первую берет во дворец в качестве поварихи, а вторую – в качестве ткачихи. Царь уходит на войну, у царицы через 9 месяцев рождается необыкновенный сын. И вот тут повариха с ткачихой расставляют свои коварные сети, чтобы погубить ненавистную царицу с ее сыном. Замурованные в бочке царица и царевич приплывают на чудесный остров, который становится их новым домом. И что бы ни делали впоследствии злые повариха с ткачихой, чтобы обманывать царя, все их козни и хитрости не достигают своей цели, - с помощью царевны Лебедя, которую он спас, царевич Гвидон получает все чудеса света, и волшебную белочку, и тридцать трех богатырей, и саму царевну Лебедь в качестве жены. Царь Салтан приезжает посмотреть на все эти чудеса и находит свою жену и сына живыми и невредимыми. Тут, конечно, пир на весь мир и даже повариха с ткачихой великодушно прощены.

Зависть и ложь сестер и бабки Бабарихи привели к страданиям и трудностям царицы и ее сына, но, как и полагается в сказке для детей Пушкина, побеждает любовь и прощение.

Не стоит верить никому на слово, ведь злые помыслы недругов могут испортить жизнь и привнести в нее много неприятных и неправильных решений.

читать о сказках Пушкина детям

"Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

Сюжетная основа этой сказки для детей Пушкина созвучна со многими другими сказками мировой литературы. Анализируя её, ребенок сможет сопоставить сюжеты других сказок, найти сходства и различия.

Скромная красавица-царевна мешает жить коварной и тщеславной царице. Все попытки извести молодую соперницу не могут привести к требуемому результату. Ведь в помощниках у справедливости и природа, к которой обращается за советом Елисей, и сила богатырей, по-джентльменски отнесшихся к случайно забредшей к ним красавице. Долгая история заканчивается счастливо и это характерно для любой детской сказки Пушкина.

"Сказка о золотом петушке"

Чему учит сказка о Золотом петушке?

История про царя Дадона учит детей держать свое слово даже тогда, когда совсем не хочется платить по счетам, и формирует сознание того, что за любые свои поступки рано или поздно придется отвечать.

Главному герою предлагается помощь, взамен на ответную услугу в будущем. Царь с радостью принимает подарок, не думая, чем ему это может обернуться. А задуматься стоило, ведь неизвестно, что в дальнейшем могут потребовать за оказанное одолжение. Эта беспечность обошлась ему дорого, так как сдержать слово, данное мудрецу он не смог. Мораль такова: не давай обещаний, если не знаешь, сможешь ли сдержать обещание, а если уж дал слово – то держи его.

"Руслан и Людмила"

Сказочная поэма "Руслан и Людмила" погружает маленького читателя в загадочный мир древней истории и знакомит с понятием рыцарство.

Торжество благородства и добра над лживостью, трусостью, предательством воспитает лучшие нравственные качества в личности маленького читателя.

"Жених"

Малоизвестная сказка-баллада "Жених" предназначена для более старших детей. Это произведение знакомит юных читателей с народными песнями и самим обрядом свадьбы. Своеобразный жанр произведения раскрывает коварную сущность жениха-злодея и духовную победу невесты Наташи над ним.

что для меня значат сказки Пушкина А. С.

С другими произведениями поэта дети будут знакомиться на всем протяжении образовательного процесса, но только о сказках Пушкина, прочитанных в раннем детстве, не забудут уже никогда. Они помогут постичь философию и значимость поэтического наследия великого поэта. Очень важно дать возможность ребенку нарисовать героев сказок, организовать инсценирование небольших отрывков. Это способствуют развитию фантазии, способности к рисованию и актерскому мастерству.

В заключение важно отметить, что литературные сказки Пушкина являются неотделимой частью не только национальной и мировой литературы, но и представляют целый пласт культурного наследия нашей страны. Персонажи, символы, сюжетные линии сказок, ставшие афористичными, часто встречаются в других литературных произведениях, а также в повседневной жизни.

Сказки Пушкина для детей - поистине кладезь народной мудрости. Они должны занять достойное место не только на книжной полке, но и в сердце каждого ценителя русской литературы.

Сказки Пушкина хранят в себе частицу души поэта. Сильные чувства и переживания передаются в них с помощью небольшого количества слов:
На него она взглянула,
Тяжелешенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.
Строчка "Тяжелешенько вздохнула" говорит больше, чем целые тома стихов и прозы. Так выразительно и ласково может сказать только родной человек. В следующей строке как будто слышится последний вздох умирающей. Такое скромное и глубокое выражение чувств встречается только в подлинно народных произведениях. Слово Пушкина чистое, простое, лишенное напыщенности и преувеличения.
Пушкинский стих передает ритм движения, борьбы и труда. Стихотворный ритм служит подспорьем точному и меткому слову. Сказка движется свободно и стремительно. Навсегда запоминаются картины природы, образы людей, зверей, волшебных существ. За свободой повествования кроется серьезная мысль. Глубокая мораль пронизывает сказку от начала до конца, она не выражена в какой-то одной строчке или одном слове.
Пушкинская сказка - наследница сказки народной. Ясная и живая пушкинская речь - эталон, мера поэтического совершенства.

Читайте также: