Нравы это в обществознании кратко

Обновлено: 02.07.2024

НРА́ВЫ, ус­той­чи­вые, по­все­днев­но прак­ти­куе­мые стан­дар­ты по­ве­де­ния и фор­мы взаи­мо­от­но­ше­ний лю­дей в том или ином со­об­ще­ст­ве. Н. скла­ды­ва­ют­ся сти­хий­но и ус­ваи­ва­ют­ся не­по­сред­ст­вен­но, боль­шей ча­стью че­рез бес­соз­нат. ме­ха­низ­мы, что не ис­клю­ча­ет це­ле­на­прав­лен­но­го воз­дей­ст­вия на их фор­ми­ро­ва­ние че­рез об­ра­зо­ва­ние, вос­пи­та­ние, сред­ст­ва мас­со­вой ин­фор­ма­ции, идео­ло­гич. про­це­ду­ры и т. д. Они ха­рак­те­ри­зу­ют­ся упо­ря­до­чен­но­стью, по­сто­ян­ст­вом, со­пос­та­ви­мы­ми с за­ко­но­мер­но­стью при­род­ных про­цес­сов, и яв­ля­ют­ся по от­но­ше­нию к отд. ин­ди­ви­дам та­ким же внеш­ним и объ­ек­тив­ным фак­то­ром, как, напр., кли­мат и т. п. Н. под­дер­жи­ва­ют­ся си­лой при­выч­ки и санк­ция­ми, ко­то­рые сво­дят­ся к мно­го­об­раз­но­му об­ществ. дав­ле­нию (в пре­дель­ном слу­чае – к от­лу­че­нию от со­об­ще­ст­ва).

Нравственность — есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность - есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и/или согласно своим принципам.

Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этик. В ряде философских систем понятие нравственности обособляется от морали, хотя такая концептуализация носит авторский характер и не всегда соответствует обыденному словоупотреблению. В таком, более узком, смысле понятие нравственности используется для обозначения части или уровня морали в целом, при этом под нравственностью в ряде случаев подразумевают внутреннюю или интериоризированную сторону морали, в то время как последняя рассматривается как внешняя по отношению к индивиду

обычаи, имеющие нравственное значение. Это понятие характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке.

Человеческие действия, особенно широко распространенные, рассматриваемые как объект познания или оценки. Разумеется, лучше познавать, чем судить. Вот почему в великих моралистах так мало морализаторства.

понятие, фиксирующее общественные привычки людей, то, как фактически ведут себя члены большой или малой социальной группы, что они разрешают себе или запрещают. Н.— это те эталоны и нормы поведения, к-рыми непосредственно руководствуются люди. Н. как сущее, как наличное бытие добра и зла в поведении отличаются от идеалов как должного. Совокупность Н. связана с нравственностью социальной общности. Поскольку различны бытие классов, социальных слоев, их место в системе общественного производства, их уровень культуры, различны и Н.

обычаи, имеющие нравственное значение (ценность), поддерживаемые в об-ве посредством моральных отношений или, наоборот, представляющие собой часто встречающиеся отступления от требований нравственности. Понятие Н. близко к понятию норм поведения. Но в отличие от последнего оно характеризует не способ поддержания общественной дисциплины, а содержание поведения (как именно принято поступать), присущего данному об-ву, социальной группе, классу, коллективу. Им обычно пользуются при описании и моральной оценке бытующих в том или ином об-ве норм поведения (социалистические Н., буржуазные, частнособственнические, бюрократические Н. и т. п.). Установление социалистических общественных отношений и их победа над капиталистическими в повседневной жизни об-ва с т. зр. морали состоит в преодолении буржуазных Н. и развитии и укреплении новых, социалистических Н, в труде, в быту, семейных отношениях.
О

обычаи, имеющие нравственное значение. Проистекают из постоянных норм, которыми люди руководствуются в отношениях между собой и с обществом, при условии, что эти нормы не вводятся принудительными предписаниями власти или закона или являются результатом влияния религиозных догм, а регулируются традициями. Когда последние упорядочивают политическую (отношение к власти), умственную (отношение к Богу и культу), экономическую (отношение к природе, ее дарам и пр.) стороны жизни, то такие нормы относят к моральным и нравственным обычаям. Значение нравов в историческом процессе состоит в том, что они запечатлевают нравственный прогресс, уже достигнутый, превращаясь в навык. Власть нравов над толпой огромна, и действия немалой части человечества регулируются именно господствующими в данное время нравами. При росте уровня цивилизации и повышении нравственности смягчаются и нравы. Напротив, огрубение нравов происходит при дегенеративных процессах и деморализации общества, что выражается в увеличении актов насилия, в ослаблении солидарности между членами общества, возрождении жестокости и др. пороков.

обычаи, имеющие нравств. значение. В отличие от понятия нравственной деятельности, к-рое выделяет в поступках людей их целенаправленную сторону (каким образом они мотивированы, на осуществление каких моральных целей они направлены), понятие Н. имеет более описат. характер, фиксирует все те формы поведения людей, к-рые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравств. оценке. Если этнограф, бытописатель или публицист, описывая и оценивая распространенные в к.-л. обществе способы поведения, обращают внимание на содержание Н. (то, как принято поступать), то социолога интересует социальный механизм, посредством к-рого Н. воспроизводятся в жизни общества. Первым к рассмотрению Н. с этой т. зр. подошел амер. социолог У. Самнер. В работе "Нар. обычаи" (W. Sumner, Folkways, Boston, 1907) он отличил от обычаев Н. как групповые нормы, имеющие силу предписаний, в к-рых отразились интересы общего благоденствия группы. Однако поскольку ни Самнер, ни более поздние бурж. социологи не признают объективной обусловленности Н. социально-историческими законами (см. R. М. Мас-Iver and С. H. Page, Society. An introductory analysis, L 1952), они оказываются не в состоянии объяснить, почему часто действительно Н. общества совершенно не соответствуют тем нравственным предписаниям, к-рые оно проповедует. Марксистская этика рассматривает это противоречие должного и существующего, как отражение общих противоречий историч. процесса (см. Нравственное сознание, Нравственные отношения). Лит. см. при ст. Обычай. О. Дробницкий. Москва.

Обычаи и нравы — это совокупности норм и стереотипов регулятивного характера жизни людей.

Они же – и составляют их образ жизни.Разнятся (отличаются) между собой эти понятия по следующим признакам.

Обычаи — определение и категории

Их действие распространяется преимущественно на практическую и поведенческую стороны жизни, в исключительных случаях обычаи могут затрагивать интеллектуальную или даже образную сферы. Хотя скрытая взаимосвязь между ними, разумеется, присутствует.


Структурировать все обычаи возможно по категориям, относящимся:

  • К жизнеобеспечению, пример — домашняя медицина, домоустройство, интерьер, предпочтения кухни, одежды и проч.
  • К жизненному укладу, пример — нормы воспитания, положение женщины, роли и функции в семье, отношение к родителям, приемлемые источники заработка и проч.
  • К внешним нормам отношений и коммуникаций, пример — соседство, гостеприимство, обязательства по отношениям с дальними или близкими родственниками, допустимый предел внешней свободы и проч.
  • К ритуалам и обрядам, пример — праздники, рождение, похороны, свадьбы и проч.

Понятие обычая переплетено и часто смешивается с понятием нравов.

Нравы — понятие и черты

Понятие также относится к регулятивным инструментам, но в отличие от обычаев, направлено не столько на поведенческую практику людей, сколько на её моральную составляющую, т.е. обыденный уровень

  • Образов миропонимания
  • Ценностных ориентаций
  • Нравственности
  • Правил отношения и проч.

Нравы относят к обыденному изложению основ нравственности целой нации.

Систематизировать их по видам сложно. Как заметил академик А.Я.Флиер, они органичны именно своей внутренней упорядоченностью, которая носит подсознательный характер.

  • С одной стороны, они – это наиболее подвижные черты культуры (так же как мода)
  • С другой – нравы, естественно, очень жестко разделены по соответствующим статусным и социальным критериям.

Устойчивость различных нравов объясняется самим предметом соответствующего нравственного отношения. Так, традиционно устойчивые стандарты брака (верность, целомудрие и проч.) легко сосуществуют с изменчивыми нравами гостеприимства (чужеродец, иноверец и т.д.).

Наша презентация

Нравы отличает также меньшая, чем у обычаев, социальная ответственность. Они характеризуют, скорее, оценку допустимости, приемлемости различных проявлений или форм отношений, поведения в отдельных эпизодах, ситуациях. Разумеется, характеристика нравов зависит и связана с преобладающими на рассматриваемый момент истории:

Читайте также: