Финская автономия и польская конституция кратко

Обновлено: 02.07.2024

Финляндия или Суоми из-за своего географического положения долгое время оставалась лакомым куском для соседних более развитых государств – Швеции и России. И не смотря на то, что под влиянием шведов Финляндия существовала более 600 лет, период в составе Российской Империи (чуть больше 100 лет) имеет не меньшее значение.

В этой статье мы поговорим о Финляндском княжестве, именно так называлась Финляндия в составе России.

Финляндия в составе Российской Империи

Наиболее значительным эпизодом в истории русско-шведских войн за финские земли и выход к Балтийскому морю (для России) Нового времени стала Великая Северная война 1700 – 1721 годов, в частности, Финская кампания 1713 года, во время которой русские войска вошли на территорию Финляндии, а новый русский флот впервые разгромил шведов на море. В итоге Россия отвоевала Карельский перешеек с Выборгом (то есть т.н. Старая Финляндия), а остальная Финляндия, тем не менее, осталась за Швецией.

Русское военное управление в 1713 – 1717 годах простиралось практически на всю территорию Суоми: ещё в 1710 году были созданы Выборгская комендатура, в юрисдикцию которой входила южная Финляндия, и управлявшееся из Турку генерал-губернаторство Западной Финляндии. Причём кроме южной Финляндии в ведении Выборгской комендатуры находились Ижорское и Эстляндское генерал-губернаторства. Западная Финляндия вообще была в это время на особом положении – здесь сконцентрировались русские войска, отсюда же предполагалось дальнейшее вторжение в Швецию.

Многое из истории этого времени указывает на то, что в планах Петра Первого было присоединение Финляндии к России (например, наборы рекрутов из местного населения и отправка их в подготовительные лагеря вглубь страны), но в итоге он вынужден был отказаться от этих планов.

Одной из возможных причин для такого отказа могла быть партизанская война против русских войск и военной, а затем и гражданской администрации, развязанная местными крестьянами при поддержке шведской военщины. Заметим также, что от действий партизан в куда большей степени страдало местное же финское население, воспринимавшее ушедших в непроходимые леса соотечественников как одну из сторон вооружённого конфликта.

Финляндия в составе Российской Империи

Тем не менее, за десять лет до похода русских войск на исторические земли Финляндии в устье Невы был основан Петербург, а после 1721 года граница восточных шведских владений на Балтике была отодвинута на несколько сотен вёрст в западном направлении, и Россия, в одночасье ставшая Империей, получила долгожданный выход к морю.

Таким образом, по итогам Северной войны за Россией осталась часть бывшего шведских Кексгольмского лена и большая часть бывшего же Выборгско-Нейшлотского лена, которые в новой сетке административно-территориального деления Российской Империи были объединены в Выборгскую провинцию Санкт-Петербургской губернии.

После русско-шведской войны 1741 – 1743 годов к территориальным приобретениям России были добавлены земли южной Финляндии с городами Нейшлот, Вильманстранд, Фридрихсгам, которые сначала были включены в Выборгскую, а позже в состав Финляндской губернии.

Понятно, что на отвоёванной у шведов и вошедшей в состав Российской Империи новой территории оставалось коренное финское или, как его тогда называли, чухонское население, жившее по обычаям предков, главным образом, рыболовством, со своим привычным укладом, старинными традициями и привычками.

Как исторический анекдот рассказывают, что в 1757 году Императрица Екатерина Вторая родила девочку и что эту девочку сразу отдали в семью чухонского рыбака в одну из деревень в окрестностях Петербурга, а взамен из той же семьи взяли-де только что рождённого мальчика, которого потом крестили под именем Наследника Цесаревича Павла Петровича. Но это, повторимся, исторический анекдот, очередной миф из жизни Екатерины Второй, досужий вымысел современников и не более того.

Когда Финляндия вошла в состав Российской Империи

Остававшаяся во владении шведской короны вся исконная территория Финляндии окончательно вошла в состав Российской Империи после поражения Швеции в последней в истории двух государств русско-шведской войне 1808 – 1809 годов.

Когда Финляндия вышла из состава Российской Империи

Процесс выхода Финляндии начался сразу после событий Февральской революции в Петрограде в 1917 году. На законодательном уровне факт выхода Финляндии из состава России был установлен финским сенатом уже после т. н. Октябрьской революции, в декабре того же года, когда местный парламент одобрил положения Декларации о независимости Финляндии с объявлением Финской республики.

флаг

Одной из причин столь скоропалительного решения Советской власти было наличие в Финляндии большого числа социал-демократов и преобладание в финском обществе того времени социал-демократических настроений. Таким образом, признавая независимость Суоми, большевики рассчитывали на поддержку нового финского государства на международной арене.

Кроме того, это был своего рода жест благодарности финнам со стороны тогдашнего председателя СНК, Ульянова-Ленина за то, что когда-то те укрывали его на своей территории от политических преследований царского правительства.

Понятно, что границы суверенной Финляндии оказались, таким образом, в непосредственной близости от Петрограда.

Финляндия в составе России 1809-1917 года

В 1812 году к территориям, отошедшим к России после русско-шведской войны 1808 – 1809 годов, неофициально именовавшимися Новой Финляндией и образовавшими Великое Княжество Финляндское, были добавлены завоёванные почти за сто лет до того Петром Первым земли т. н. Старой Финляндии – Финляндская губерния с переименованием её в Выборгскую.


Великому княжеству Финляндскому был Высочайше дарован ряд привилегий, не отменялись и порядки, заведённые ещё шведской администрацией. Вообще шведское влияние сохранялась на этих землях довольно долго – на протяжении последующих нескольких десятилетий, пока, наконец, в середине XIX столетия, во времена Александра Второго, в делах княжества не стали полноценно участвовать сами финны.

Интересно также отметить, что с 1815 и в последующие годы наблюдался рост финского населения: так, с 1 млн в 1815 году оно возросло до 1 млн 750 тысяч человек в 1870 году.

В это же самое время в Финляндия постепенно превращается в индустриальный край, темпы индустриализации здесь были тогда даже выше чем в это же время в России, в т. ч. в Донбассе и на Урале.

Как Финляндия вошла в состав Российской Империи: присоединение Финляндии к России при Александре I

Вскоре после присоединения к России финской столицей вместо прежнего Турку (Або) стал провинциальный Гельсингфорс (ныне Хельсинки).

Финляндия в составе Российской Империи до 1917 года

В Новое время в основной своей массе финское население всегда, до самой Февральской революции 1917 года, оставалось лояльным к России и русской администрации Финляндии.

Автономия Финляндии

На протяжении всей своей истории Великое княжество Финляндское пользовалось в составе Российской Империи самыми широкими правами автономии: в Суоми сохранялась собственная денежная единица – финская марка. Значительная часть налоговых сборов так же оставалась в стране.

Автономия Финляндии

В княжестве была собственная конституция, страна жила по своим законам.

Кроме того, с самого начала своего вхождения в состав России в княжестве действовал собственный сенат, назначавшийся императором (Великий Князем Финляндским) из финских подданных, а в Петербурге делами княжества ведал особый комитет, так же состоявший из подданных Великого Княжества Финляндского.

И, как уже говорилось выше, к середине XIX века сами туземное население непосредственно участвовало в управлении своей страной.

А в 1863 году государственным языком княжества, наряду с шведским, был официально признан язык суоми. Русский язык был введён в местное делопроизводство только в 1900 году.

Первая советско-финская война

И только после вторжения и разгрома Финляндской Социалистической Рабочей Республики 15 мая 1918 года буржуазное правительство Финляндии объявило войну Советской России.

Первая советско-финская война

Первая советско-финская война, которую в отечественной историографии принято рассматривать как составляющую Гражданской войны в России и иностранной военной интервенции, завершилась подписанием Тартусского мирного договора 14 октября 1920 года, лишившего РСФСР ряда её территорий – западной части острова Рыбачий, большой части острова Средний и Печенгскую область (в дальнейшем, до 1944 года, губерния Петсамо) в Заполярье. Эти земли удалось вернуть обратно в состав Союза ССР только по итогам советско-финляндской 1940 года и Второй мировой войны 1939 – 1945 годов.

Кстати, в результате советско-финляндской войны 1940 года Советскому Союзу удалось отодвинуть государственную границу страны с Финляндией на запад от Ленинграда.

Великая Отечественная война

Во время Великой Отечественной войны Финляндия воевала на стороне фашистской Германии. Став, по сути, одним из плацдармов для нападения Третьего Рейха на Советский Союз. С началом Великой Отечественной войны Маннергейм, отказавшись вести наступление финских войск на Ленинград (здесь, очевидно, сказывалось его прошлое свитского генерала Николая Второго), тем не менее, провёл успешное наступление в районе Ладоги, блокировал Кировскую железную дорогу, знаменитый Беломорканал и Волго-Балтийскую водную артерию, отрезав таким образом Ленинград от грузовых поставок.

А тогдашний финский президент вообще предлагал немецкому послу ликвидировать Ленинград как крупный город.

Во время войны в финских концентрационных лагерях в Карелии погибли десятки тысяч советских граждан, включая детей.

В состав Союза ССР Финляндия как таковая никогда не входила, входили некоторые её территории – Республика Карелия и часть Ленинградской области.

Бывшие территории Финляндии в России

Бывшие финские территории в современной России – это, главным образом, Республика Карелия и часть Ленинградской области: Выборг с окрестностями, посёлки Кузнечное (Каарлахти), Репино, Рощино (Райвола), города Колпино, Кингисепп, Светогорск и другие.

Краткая история Финляндии до вхождения в состав Российской Империи

Первая советско-финская война

Именно исконные охотничьи промыслы, добыча дичи и рыбы для пропитания или продажи и обмена, а ещё бортничество делают Финляндию исторически близкой Древней Руси, а финно-угорских суоми или саамов (по-русски лопарей) и карелов – славянским племенам Ладоги и Новгорода Великого. Совершенно очевидны и развитые торгово-экономические связи этих народов ещё в глубокой древности – на зависть всем скандинавским соседям.

Понятно, что такой богатый пушниной и рыбой край не мог долго оставаться без внимания последних, что привело в итоге к тому, что вся территория нынешней Финляндской Республики, Республика Карелия и нынешняя Ленинградская область стали ареной жесточайшей борьбы между шведами и русскими.

Не оставались в долгу и знаменитые новгородские ушкуйники: в 1187 году они, особо подчеркнём, вместе с союзными им племенами карелов и коми, осуществили набег на тогдашнюю шведскую столицу Сигтуну (сегодня составляет столичную конгломерацию Стокгольма), вследствие чего этот город был разорён дотла и, так и не оправившись после слаженных действий русско-коми-карельского интернационального десанта, навсегда утратил столичные функции.

Однако в Средневековье и до самого Нового времени шведское влияние на Финляндию было куда более значительным, нежели русское. В немалой степени тому способствовали постоянные крестовые походы шведов в эти земли и активная христианизация ими туземного финского населения – около 1220 года в стране суоми появилась шведская епископская кафедра с англосаксом-католиком во главе.

Два десятилетия спустя в 1240 году в вооружённой стычке шведских крестоносцев с новгородским отрядом во главе с Александром Невским на Ижоре, шведы ярла Биргера потерпели сокрушительно поражение и едва унесли оттуда ноги, а сам ярл будто бы лишился глаза.

В конце XIII и начале XIV века восточное побережье Финского залива превратилось в самый настоящий театр военных действий – в 1293 шведы во главе с Торкелем Кнудсоном совершили очередной рейд в новгородские земли, попутно подмяли под себя весь запад Карелии и возвели Выборгский замок, а семь лет спустя, в 1300 году – крепость Ландскрона на Неве. Правда, год спустя пришли новгородцы во главе с сыном Александра Невского Андреем Городецким и взяли эту самую Ландскрону штурмом, после чего её снесли.

Автономия Финляндии

Установленная Ореховецким миром 1323 года шведская граница, которая захватывала Карельский перешеек и доходила почти до самой Ладоги, была не только явлением политическим и не столько административно-территориальной; она закрепила де-юре шведское владычество над всей территорией нынешней Финляндии и поставила жирный крест на культурных и торгово-экономических связях коренных народов Суоми и жителей Северо-Западной (Новгородской) и Московской Руси на последующие четыре сотни лет.

Ещё одним эпизодом в истории борьбы русских за эти земли из разряда эпических стала многолетняя (она длилась четверть века – с 1558 по 1583 годы) Ливонская война. Если очень коротко, то в результате этой долгой войны северо-западные окраины Московской Руси обезлюдели, были утрачены старинные русские города Ивангород, Копорье, Нарва, Ям (ныне Кингисепп Ленинградской области) и часть южного побережья Финского залива, которые, правда, вскоре удалось-таки вернуть – по итогам уже русско-шведской войны 1590 – 1595 годов. Справедливости ради заметим, однако, что по окончании Ливонской войны Московская Русь, Русское государство времён царствования Ивана Грозного, оказавшись от территориальных претензий на бывшие ливонские земли, получила ряд пограничных земель.


В статье раскрываются основные подходы дореволюционной отечественной историко-правовой мысли к определению государственно-правового статуса Великого княжества Финляндского в составе Российской империи.

Е.В.Некрасов, Омский государственный университет им. Ф.М.Достоевского.

Исследование государственно-правового статуса Великого Княжества Финляндского в период до Февральской буржуазно-демократической революции представляет собой особый интерес, поскольку позволяет не только выявить характерные особенности государственно-правовых институтов этого края, изменения в их структуре и эволюцию, но, что особенно важно, даёт ответ на вопрос, почему 18 (31) декабря 1917 г. Совет народных комиссаров был вынужден обнародовать постановление о признании независимости Финляндской Республики [2].

В 1809 г. не было издано документа, четко определившего положение Финляндии в составе России [3]. Как следствие, между историками и юристами разгорелись дебаты вокруг вопроса о том, каков реальный государственно-правовой статус Финляндии в составе России: является ли Финляндия особым государством, соединённым с империей лишь фигурой Великого князя, или же княжество — не более чем инкорпорированная в состав империи провинция [4]?

В 1840-50-е гг. взгляды И. Вассера о финляндском государстве современники воспринимали как чистую фантазию. Между княжеством как особым государством или княжеством как провинцией империи они не делали особых различий [10].

Что касается российской интеллектуальной и правящей элиты, то до середины XIX в. вопрос о юридическом положении Финляндии в её среде вообще не стоял, чему во многом способствовала стабильная внутриполитическая обстановка в княжестве.

Интерес к юридическому статусу Финляндии проявился в 1860-е гг., что было следствием нескольких причин. Во-первых, с середины XIX в., особенно после польского восстания 1863 г., российское самодержавие проводило политику, направленную на постепенную ликвидацию национальных особенностей в управлении отдельными частями империи. Но Великое княжество Финляндское оставалось исключением, чему во многом способствовала стабильная внутриполитическая ситуация в княжестве [11]. К этому можно добавить тот факт, что с разрешения российских властей в 1860 г. на территории княжества вводится собственное денежное обращение, а также в 1863 г. состоялось второе открытие Сейма.

В итоге особое положение Финляндии становилось всё более заметным. Как следствие, статус Финляндии начинает активно обсуждаться в российском обществе. Причем российское общественное мнение разделилось на сторонников и противников особого положения Финляндии в составе Российской империи.


Первое мая в Хельсинки (тогда город назывался Гельсингфорсом), конец XIX века Gustaf Sandberg / The Society of Swedish Literature in Finland

Утверждение Еллинека подвергалось резкой критике ряда юристов в Германии, Франции и других странах. Немецкий госу-дарствовед Зейдлер и французский юрист Дельпеш, доказывая, что Финляндия не автономия, а государство, апеллировали к актам Александра I, трактуя их не как пожалование российского монарха, а как договор между двумя равными сторонами.

В целом, вплоть до 80-х гг. XIX в. юридическая наука в Финляндии не отрицала того, что последняя обладает особым положением в составе Российской империи, наделенным широкими правами внутреннего самоуправления и обладающим собственным законодательством [20]. Дискуссии же в среде финских юристов не выходили за пределы научной полемики, и выдвигаемая сторонниками различных точек зрения аргументация не находила практического применения.

В 1870-х гг. и первой полов ин е 1880-х гг. российское общественное мнение отвлеклось от финляндской проблематики. В конце 1860-х гг. во внутренней политике страны и в частности в отношении к национальному вопросу несколько активизировалось либеральное направление, и разгулявшуюся консервативную прессу, в особенности Каткова, заставили снизить тон [21].

Правительству понадобилось в конце 1860-х гг. несколько акций, чтобы принудить Каткова снять со страниц газеты постоянное обсуждение национального вопроса [22]. Таким образом, накал полемики о Финляндии не то чтобы даже снизился, а исчез вовсе, так как один из оппонентов временно был лишён права голоса [23].

Ситуация вновь изменилась во второй половине 1880-х гг. Именно с этого времени и вплоть до 1917 г. вопрос о государственно-правовом статусе Финляндии внутри империи становится наиболее значимым как для финляндского, так и для российского общества Связано это, на наш взгляд, с возросшим стремлением царизма усилить свою власть в национальных окраинах (в том числе и в Финляндии) путём их русификации и унификации системы управления ими. Таким образом, публицистические и научные дискуссии о юридическом положении Великого княжества перешли в область политической полемики. Аргументы ученых-правоведов стали основанием для политической борьбы и сопротивления действиям имперской власти.

Сторонники второго направления критиковали императора Александра I за его политическую близорукость и неосторожность сделанных им заявлений в период присоединения Финляндии к России. Утверждая, что Финляндия является провинцией Российской империи, они, тем не менее, не отрицали наличие у княжества привилегированного положения, однако считали, что эта система больше не отвечает интересам России, и ставили вопрос о распространении на Финляндию общегосударственного законодательства.

Финляндия находилась в составе Российской империи чуть более ста лет. За это время интерес к государственно-правовому статусу Великого княжества Финляндского в составе Российской империи с различной степенью интенсивности проявлялся в российских и финляндских общественных, научных и политических кругах. Однако основные дискуссии среди правящей и интеллектуальной элиты России и Великого княжества развернулись в период с 80-гг. XIX в. и вплоть до 1917 г. Юристы, государственные и общественные деятели разделились на сторонников теории особого государства и приверженцев концепции инкорпорированной провинции. Консерваторы считали, что всякая окраина, идущая по пути государственного и экономического обособления от России, была потенциальной угрозой единству и целостности империи. Либералов угрозы сепаратизма не пугали. Великое княжество Финляндское вызывало у них симпатии как пример формирующейся либеральной власти с элементами гражданского общества и как некая модель, которой Российская империя должна была бы следовать, двигаясь по пути модернизации. Поэтому либералы сначала пропагандировали достоинства Финляндии, а затем отстаивали её особое положение в составе Российской империи.

[1] Четвертков А.М. К вопросу о правовом положении западных национальных районов в составе Российской империи в первой четверти XIX века // Вести. Моек, ун-та. Сер. 11. Право. 1986. № 6. С. 64.

[2] Дусаев Р.Н. Государственно-правовой статус Великого Княжества Финляндского (1809-1917 гг.) // Правоведение. 1975. №2. С. 110.

[4] Расила В. История Финляндии. Петрозаводск, 1996. С. 59.

[5] Юссила О., Хентиля С., Невакиви Ю. Полити ческая история Финляндии. М., 1998. С. 40.

[7] Бахтурина А.Ю. Окраины российской империи: государственное управление и национальная политика в годы Первой мировой войны (1914-1917 гг.). М.: Росспэн, 2004. С. 229.

[8] Цит. по: Такала И.Р. А.И.Арвидссон о положе нии Финляндии в составе Российской империи (рубеж 30-40-х гг. XIX в.) // Скандинавский сборник. Таллин, 1988. Вып. 32. С. 87.

[9] Юссила О., Хентиля С., Невакиви Ю. Указ. соч. С. 45.

[10] Национальные окраины Российской империи. Становление и развитие системы управления. М, 1998. С. 223.

[11] Бахтурина А.Ю. Указ. соч. С. 230.

[12] Цит по: Витухновская М.А. Бунтующая окраина или модель для подражания: Финляндия глазами российских консерваторов и либералов второй половины XIX-начала XX веков // Многоликая Финляндия. Образ Финляндии и финнов в России: сб. ст. под ред. А.Н. Цамутали. Великий Новгород, 2004. С. 102.

[13] Цит. по: Там же. С. 104.

[14] Цит. по: Там же. С. 102.

[15] Цит. по: Там же. С. 103.

[16] Цит. по: Там же. С. 100.

[17] Бахтурина А. Ю. Указ. соч. С. 230.

[18] Там же. С. 231.

[19] Юссила О., Хентиля С., Невакиви Ю. Указ, соч. С. 45.

[20] Бахтурина А.Ю. Указ. соч. С. 231.

[21] Витухновская М.А. Указ. соч. С. 105-106.

[22] Чернуха В.Г. Правительственная политика в отношении печати в 60-70 годы XIX в. Л., 1982. С. 175.

[23] Витухновская М.А. Указ. соч. С. 106.

[26] Юссила О., Хентиля С., Невакиви Ю. Указ, соч. С. 47.

[27] Андронов С.И. К. Ордин о возникновении государственной автономии Финляндии // Ученые записки Петрозаводского университета. Петрозаводск, 1988. T. XVI. Вып. 7. С. 97; см. подробнее: Ордин К.Ф. Конституция Финляндии в изложении местного сенатора Л. Мехелина. СПб., 1888., а также см.: Ордин К.Ф. Покорение Финляндии. СПб., 1889.

[29] Полвинен Т. Держава и окраина. СПб., 1997. С. 31.

[30] Бахтурина А.Ю. Указ. соч. С. 235; см. подробнее: Германсон Р. Государственное положение Финляндии. СПб., 1892.

[31] Цит. по: Коркунов Н.М. Русское государственное право Т. 1. Ведение и общая часть. СПб., 1914. С. 193; см. подробнее: Романович-Словатинский А. Система российского государственного права в его историко-догматическом развитии. Киев, 1886. Ч. 1.

[35] Таганцев H.C. Русское уголовное право. Лекции. Часть общая: в 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1994. С. 112.

[37] Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. 1. Введение и общая часть. СПб., 1914. С. 200-201.

[38] Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. 5-е изд. СПб., 1904. Т. 1. С. 253.

[39] Алексеев А. Русское государственное право: пособие к лекциям. М., 1906. С. 167.

[40] Ковалевский М.М. Очерки по истории политических учреждений России. М.: Территория будущего, 2007. С. 227.


Как и Финляндия, Царство Польское в составе Российской империи находилось фактически до конца ее существования как автономное образование, имеющее собственную конституцию. В 1915 году после оккупации польской территории австро-венгерскими войсками было образовано непризнанное Королевство Польское, а после окончания Первой мировой войны независимость Польши была гарантирована на Версальской конференции.

Речь Посполитая

По Люблинской унии 1569 года Польша и Великое княжество Литовское объединились в одно государство, названное Речью Посполитой (дословный перевод на польский язык латинского respublica). Это было нетипичное государственное образование: короля избирали сеймом и постепенно он терял рычаги управления страной. Значительной силой обладала шляхта, то есть дворянство. Однако работа сейма тоже была парализована, поскольку любое решение могло быть принято лишь единогласно. На протяжении XVII-XVIII вв. Речь Посполитая постепенно превращалась в объект европейской политики, а на ее территории претендовали значительно окрепшие соседи: Швеция и Московское царство. Несмотря на осознание польским обществом многочисленных проблем и безрадостных перспектив, никаких решительных шагов по исправлению ситуации сделано не было. Король стал номинальной фигурой, а шляхта не желала расставаться со своими привилегиями даже перед угрозой потери государством независимости.

Разделы Речи Посполитой

К концу XVIII века больше всего в польских территориях были заинтересованы Пруссия, Австрия и Россия. Однако императрица Екатерина II стремилась сохранить независимую Польшу, поскольку это позволяло ей единолично контролировать это государство через своих ставленников. С такой позицией не были согласны австрийцы и пруссаки. Они оказывали давление на русское правительство, и Екатерина, понимая, что из-за польских земель может вспыхнуть новая война, согласилась на раздел.

В 1772 году Речи Посполитой был навязан договор, по которому она теряла треть своей территории. Россия получила восточные области Белоруссии и польскую часть Ливонии. В 1793 году произошел второй раздел. Россия стала обладательницей центральных областей Белоруссии и Правобережной Украины. Независимость сохранила лишь четверть Речи Посполитой. После неудачного восстания Тадеуша Костюшко, в 1795 году Пруссия, Австрия и Россия разделили между собой остатки страны.

Тадеуш Костюшко

В ходе разделов был завершен процесс возвращения земель, утраченных Русью в период феодальной раздробленности. На историческую польскую территорию Россия не претендовала, что позволило Екатерине отказаться от титула королевы польской.

Образование Царства Польского

Одной из причин создания автономного Царства Польского в составе Российской империи была необходимость добиться лояльности местного населения и тем самым обезопасить западные границы. Другая причина проистекала из деклараций Венского конгресса, проходившего после разгрома наполеоновской Франции. Три государства, участвовавшие в разделах, гарантировали автономию польским землям, но реализовано это было лишь русской стороной.

Разделы Речи Посполитой

Важную роль в процессе создания автономии играл либерально настроенный русский император Александр I. Он искренне полагал, что это позволит организовать сотрудничество и взаимовыгодное существование между двумя славянскими народами.

Правовые аспекты

Включение в состав Российской империи Царства Польского проходило согласно положениям Венских договоров, ратифицированных 3 мая 1815 года. Из них следовало, что польские земли закрепляются за Россией навсегда.

За время наполеоновских войн произошло перераспределение разделенных между тремя государствами земель. Так, помимо прежних территорий было присоединено к России герцогство Варшавское. Такое значительное территориальное приращение, безусловно, отвечало стремлению Александра создать для России плацдарм в Европе, но одновременно оно приносило и новые проблемы. Разрешить их предполагалось дарованием конституции Царству Польскому при Александре I. План императора вызвал резкое противодействие Англии и Австрии. В частности, представители этих государств, ссылаясь на шляхетскую анархию в последние годы существования Речи Посполитой, утверждали, будто бы поляки не достигли необходимого уровня развития, чтобы получить конституцию. Они предлагали ограничиться лишь введением местного самоуправления, но Александр решительно отверг такое предложение.

Подготовка польской конституции

После окончательного присоединения к России Царства Польского специального органа, занимающегося разработкой конституции, создано не было. Первый проект документа был подготовлен ближайшими советниками императора, в том числе князем Адамом Чарторижским - поляком по происхождению. Но Александра документ не удовлетворил. Во-первых, он был чрезмерно велик, а во-вторых, был проникнут олигархическим духом. Чарторижский согласился с замечаниями императора и приступил к разработке нового проекта.

Император Александр I

К работе были привлечены многие видные польские общественные деятели. Их усилиями был составлен новый, состоящий из 162-х статей, конституционный проект. Император лично ознакомился с ним и внес поправки, касающиеся расширения его полномочий. Только после этого текст конституции на французском языке был подписан. 20 июня 1815 года он был обнародован, а со следующего года вступал в законную силу. Таким образом, на разработку конституции вошедшего в состав Российской империи Царства Польского ушло немногим больше двух недель.

Содержание конституции

Документ состоял из семи разделов, посвященных основным проблемам государственного устройства новообразованной автономии. Кратко их можно свести к следующему:

  • основные принципы государственного устройства Царства Польского в составе Российской империи;
  • закрепленные права и обязанности поляков;
  • организация и функционирование исполнительной ветви власти;
  • принципы формирования законодательных органов;
  • отправление правосудия и организация польских судебных учреждений;
  • формирование местных вооруженных сил.

Такая организация статей, их удельный вес от общего корпуса текста конституции (наиболее детально разработаны статьи, касающиеся исполнительной власти) полностью соответствует принятой годом ранее Конституционной Хартии во Франции.

Законодательная власть

Согласно конституции Царства Польского 1815 г. высшим законодательным органом становился двухпалатный сейм, в состав которого входил также польский царь (то есть, российский император). Сейм собирали раз в два года, в случае же необходимости внеочередной сессии, царь издавал специальный указ. Членов Сената, верхней палаты, назначал царь пожизненно из числа принцев, епископов, воевод и кастелянов. Для того чтобы стать сенатором, необходимо было преодолеть возрастной и имущественный цензы.

Нижнюю палату формировали из представителей губерний Царства Польского, и поэтому именовалась она Палатой послов. 77 человек принадлежали к числу дворян, а всего в палате заседало 128 депутатов. Численность Сената не должна была превышать половины от этого числа. Выборы в Палату послов были двухступенчатыми, а для избирателей действовал умеренный имущественный ценз.

Флаг Царства Польского

Исполнительная власть

Главой этой ветви являлся царь. Его полномочия были чрезвычайно широки. Так, лишь монарх имел право на объявление войны и заключение мира, а также управление вооруженными силами. Лишь он мог назначать сенаторов, епископов и судей. В ведении монарха находился также бюджет. Кроме того, царь обладал правом помилования и роспуска Палаты послов с назначением новых выборов.

Таким образом, царь был центральной фигурой в управлении Царством Польским. При этом все же был неограниченным монархом, поскольку был обязан принести присягу на верность конституции. Поскольку все время находиться в Польше он не мог, была введена должность наместника, которого назначал царь. Его полномочия совпадали с царскими за исключением права назначения высших должностных лиц.

При царе или наместнике учреждался совещательный орган - Государственный совет. Он мог составлять законопроекты, утверждать министерские отчеты, а также заявлять о нарушениях конституции.

Для решения текущих вопросов создали правительство, состоявшее из пяти министерств. Область их компетенции была следующей:

  • вероисповедание и система образования;
  • юстиция;
  • распределение финансов;
  • организация правоохранительных органов;
  • военные дела.

Предпосылки польского восстания 1830 года

При Александре I Царство Польское в составе Российской империи было одной из наиболее динамично развивающихся областей. Экономический рост наблюдался во всех областях народного хозяйства, благодаря чему был преодолен дефицит бюджета. О повышении уровня жизни свидетельствует и рост населения: всего к 1825 году на территории автономии проживало 4,5 млн человек.

Однако накапливались и кризисные моменты. Прежде всего, польская национальная элита рассчитывала на включение в состав Царства Польского земель, приобретенных Россией в ходе трех разделов. Рассчитывать на это позволяла позиция императора Александра, но, столкнувшись с серьезным противодействием, император отказался от этой идеи.

Император Николай I

Другим источником недовольства поляков была фигура наместника - брата императора, Константина. Хотя тот всячески пытался понравиться свои подопечным, его откровенно деспотические методы управления встречали глухое сопротивление. Среди офицеров польской армии участились случаи самоубийств, а интеллигенция объединялась в подпольные кружки, запрещенные после выступления декабристов.

Не вызвало радости и воцарение Николая I, в отличие от старшего брата не симпатизировавшего либеральным течениям и неприязненно относившегося к конституции. Несмотря на личное отношение, он все же принес присягу и намеревался сохранять сложившиеся с момента включения в состав Российской империи Царства Польского методы управления. Но поляки решили добиваться независимости. В 1828 году оформился "Военный союз", внутри которого разрабатывали планы вооруженного восстания.

Восстание и его последствия

Революция июля 1830 г. во Франции подтолкнула поляков к действию. Выдвинув лозунг восстановления Речи Посполитой в границах до первого раздела, польская армия выступила против русских частей. Наместник был свергнут и едва избежал расправы. Показательно, что Константину Павловичу доносили о брожении в армейских частях, но тот не спешил применять крутых мер, опасаясь польских националистов меньше, чем императора. Сам же Николай по решению повстанцев был низложен в качестве польского царя.

Несмотря на ожесточенное сопротивление, польская армия была наголову разбита 26 мая 1831 года. Вскоре под контролем повстанцев осталась только Варшава, державшаяся до 7 сентября. Решительными действиями императору Николаю удалось удержать Царство Польское в составе Российской империи. Но последствия восстания для поляков были трагичными. Николай получил возможность отменить конституцию и привести систему управления в соответствие с общеимперской. Были упразднены сейм и Госсовет, министерства заменили ведомственными комиссиями. Армия Царства Польского была расформирована, а возможность местного правительства распоряжаться финансами - значительно урезана.

Штурм Варшавы

После восстания

Установившийся авторитарный режим вызвал массовую эмиграцию польской интеллигенции. Из-за границы они пытались путем распространения прокламаций и воззваний поднять на восстание польский народ, в особенности крестьянство. Однако сохранившиеся еще со времен Речи Посполитой противоречия между шляхтой и крестьянством были столь сильны, что ни одна из этих попыток не увенчалась успехом. Кроме того, николаевская администрация в противовес национализму выдвинула консерватизм и клерикализм. Влияние католической церкви сводило к нулю все попытки эмиграции убедить народ в необходимости борьбы за независимость.

Варшава в XIX веке

В 1863 году поляки все же предприняли новое восстание, которое русской армии вновь удалось подавить. Очередная попытка освободиться от русского владычества показала, что интеграционный курс Николая I успехом не увенчался. Между двумя народами установились взаимное недоверие и неприязнь. Не облегчала ситуацию и насильственная русификация: в образовательных учреждениях преподавали историю России, да и само обучение вели на русском языке.

Необходимо отметить, что в образованных кругах едва ли не всех западных государств разделы Речи Посполитой считались исторической несправедливостью. Особенно ярко это проявилось, когда поляки оказались разделенными между двумя противоборствующими лагерями в годы Первой мировой войны и вынуждены были сражаться друг с другом. Осознавали это и многие русские общественные деятели, но высказывать подобные мысли вслух было опасно. Однако упорное стремление поляков к независимости сделало свое дело. На завершающем этапе Первой мировой войны американский президент Вудро Вильсон в своих 14 пунктах по мирному урегулированию отдельно вынес польский вопрос. По его мнению, восстановление Польши в исторических границах являлось принципиальным вопросом. Однако расплывчатость термина "исторические границы" вызвала ожесточенные дебаты: считать ли таковыми те, что сложились к 1772 году или же границы средневекового Польского королевства? Неудовлетворенность решениями конференций в Версале и Вашингтоне привела к войне между РСФСР и Польшей, завершившейся победой последней. Но международные противоречия этим не исчерпывались. На ряд польских областей претендовали Чехословакия и Германия. Это, а также другие спорные решения мирных конференций после Первой мировой, привели к новой большой войне в Европе, первой жертвой которой стала независимая Польша.


Как и Финляндия, Царство Польское в составе Российской империи находилось фактически до конца ее существования как автономное образование, имеющее собственную конституцию. В 1915 году после оккупации польской территории австро-венгерскими войсками было образовано непризнанное Королевство Польское, а после окончания Первой мировой войны независимость Польши была гарантирована на Версальской конференции.

Речь Посполитая

По Люблинской унии 1569 года Польша и Великое княжество Литовское объединились в одно государство, названное Речью Посполитой (дословный перевод на польский язык латинского respublica). Это было нетипичное государственное образование: короля избирали сеймом и постепенно он терял рычаги управления страной. Значительной силой обладала шляхта, то есть дворянство. Однако работа сейма тоже была парализована, поскольку любое решение могло быть принято лишь единогласно. На протяжении XVII-XVIII вв. Речь Посполитая постепенно превращалась в объект европейской политики, а на ее территории претендовали значительно окрепшие соседи: Швеция и Московское царство. Несмотря на осознание польским обществом многочисленных проблем и безрадостных перспектив, никаких решительных шагов по исправлению ситуации сделано не было. Король стал номинальной фигурой, а шляхта не желала расставаться со своими привилегиями даже перед угрозой потери государством независимости.

Разделы Речи Посполитой

К концу XVIII века больше всего в польских территориях были заинтересованы Пруссия, Австрия и Россия. Однако императрица Екатерина II стремилась сохранить независимую Польшу, поскольку это позволяло ей единолично контролировать это государство через своих ставленников. С такой позицией не были согласны австрийцы и пруссаки. Они оказывали давление на русское правительство, и Екатерина, понимая, что из-за польских земель может вспыхнуть новая война, согласилась на раздел.

В 1772 году Речи Посполитой был навязан договор, по которому она теряла треть своей территории. Россия получила восточные области Белоруссии и польскую часть Ливонии. В 1793 году произошел второй раздел. Россия стала обладательницей центральных областей Белоруссии и Правобережной Украины. Независимость сохранила лишь четверть Речи Посполитой. После неудачного восстания Тадеуша Костюшко, в 1795 году Пруссия, Австрия и Россия разделили между собой остатки страны.

Тадеуш Костюшко

В ходе разделов был завершен процесс возвращения земель, утраченных Русью в период феодальной раздробленности. На историческую польскую территорию Россия не претендовала, что позволило Екатерине отказаться от титула королевы польской.

Образование Царства Польского

Одной из причин создания автономного Царства Польского в составе Российской империи была необходимость добиться лояльности местного населения и тем самым обезопасить западные границы. Другая причина проистекала из деклараций Венского конгресса, проходившего после разгрома наполеоновской Франции. Три государства, участвовавшие в разделах, гарантировали автономию польским землям, но реализовано это было лишь русской стороной.

Разделы Речи Посполитой

Важную роль в процессе создания автономии играл либерально настроенный русский император Александр I. Он искренне полагал, что это позволит организовать сотрудничество и взаимовыгодное существование между двумя славянскими народами.

Правовые аспекты

Включение в состав Российской империи Царства Польского проходило согласно положениям Венских договоров, ратифицированных 3 мая 1815 года. Из них следовало, что польские земли закрепляются за Россией навсегда.

За время наполеоновских войн произошло перераспределение разделенных между тремя государствами земель. Так, помимо прежних территорий было присоединено к России герцогство Варшавское. Такое значительное территориальное приращение, безусловно, отвечало стремлению Александра создать для России плацдарм в Европе, но одновременно оно приносило и новые проблемы. Разрешить их предполагалось дарованием конституции Царству Польскому при Александре I. План императора вызвал резкое противодействие Англии и Австрии. В частности, представители этих государств, ссылаясь на шляхетскую анархию в последние годы существования Речи Посполитой, утверждали, будто бы поляки не достигли необходимого уровня развития, чтобы получить конституцию. Они предлагали ограничиться лишь введением местного самоуправления, но Александр решительно отверг такое предложение.

Подготовка польской конституции

После окончательного присоединения к России Царства Польского специального органа, занимающегося разработкой конституции, создано не было. Первый проект документа был подготовлен ближайшими советниками императора, в том числе князем Адамом Чарторижским - поляком по происхождению. Но Александра документ не удовлетворил. Во-первых, он был чрезмерно велик, а во-вторых, был проникнут олигархическим духом. Чарторижский согласился с замечаниями императора и приступил к разработке нового проекта.

Император Александр I

К работе были привлечены многие видные польские общественные деятели. Их усилиями был составлен новый, состоящий из 162-х статей, конституционный проект. Император лично ознакомился с ним и внес поправки, касающиеся расширения его полномочий. Только после этого текст конституции на французском языке был подписан. 20 июня 1815 года он был обнародован, а со следующего года вступал в законную силу. Таким образом, на разработку конституции вошедшего в состав Российской империи Царства Польского ушло немногим больше двух недель.

Содержание конституции

Документ состоял из семи разделов, посвященных основным проблемам государственного устройства новообразованной автономии. Кратко их можно свести к следующему:

  • основные принципы государственного устройства Царства Польского в составе Российской империи;
  • закрепленные права и обязанности поляков;
  • организация и функционирование исполнительной ветви власти;
  • принципы формирования законодательных органов;
  • отправление правосудия и организация польских судебных учреждений;
  • формирование местных вооруженных сил.

Такая организация статей, их удельный вес от общего корпуса текста конституции (наиболее детально разработаны статьи, касающиеся исполнительной власти) полностью соответствует принятой годом ранее Конституционной Хартии во Франции.

Законодательная власть

Согласно конституции Царства Польского 1815 г. высшим законодательным органом становился двухпалатный сейм, в состав которого входил также польский царь (то есть, российский император). Сейм собирали раз в два года, в случае же необходимости внеочередной сессии, царь издавал специальный указ. Членов Сената, верхней палаты, назначал царь пожизненно из числа принцев, епископов, воевод и кастелянов. Для того чтобы стать сенатором, необходимо было преодолеть возрастной и имущественный цензы.

Нижнюю палату формировали из представителей губерний Царства Польского, и поэтому именовалась она Палатой послов. 77 человек принадлежали к числу дворян, а всего в палате заседало 128 депутатов. Численность Сената не должна была превышать половины от этого числа. Выборы в Палату послов были двухступенчатыми, а для избирателей действовал умеренный имущественный ценз.

Флаг Царства Польского

Исполнительная власть

Главой этой ветви являлся царь. Его полномочия были чрезвычайно широки. Так, лишь монарх имел право на объявление войны и заключение мира, а также управление вооруженными силами. Лишь он мог назначать сенаторов, епископов и судей. В ведении монарха находился также бюджет. Кроме того, царь обладал правом помилования и роспуска Палаты послов с назначением новых выборов.

Таким образом, царь был центральной фигурой в управлении Царством Польским. При этом все же был неограниченным монархом, поскольку был обязан принести присягу на верность конституции. Поскольку все время находиться в Польше он не мог, была введена должность наместника, которого назначал царь. Его полномочия совпадали с царскими за исключением права назначения высших должностных лиц.

При царе или наместнике учреждался совещательный орган - Государственный совет. Он мог составлять законопроекты, утверждать министерские отчеты, а также заявлять о нарушениях конституции.

Для решения текущих вопросов создали правительство, состоявшее из пяти министерств. Область их компетенции была следующей:

  • вероисповедание и система образования;
  • юстиция;
  • распределение финансов;
  • организация правоохранительных органов;
  • военные дела.

Предпосылки польского восстания 1830 года

При Александре I Царство Польское в составе Российской империи было одной из наиболее динамично развивающихся областей. Экономический рост наблюдался во всех областях народного хозяйства, благодаря чему был преодолен дефицит бюджета. О повышении уровня жизни свидетельствует и рост населения: всего к 1825 году на территории автономии проживало 4,5 млн человек.

Однако накапливались и кризисные моменты. Прежде всего, польская национальная элита рассчитывала на включение в состав Царства Польского земель, приобретенных Россией в ходе трех разделов. Рассчитывать на это позволяла позиция императора Александра, но, столкнувшись с серьезным противодействием, император отказался от этой идеи.

Император Николай I

Другим источником недовольства поляков была фигура наместника - брата императора, Константина. Хотя тот всячески пытался понравиться свои подопечным, его откровенно деспотические методы управления встречали глухое сопротивление. Среди офицеров польской армии участились случаи самоубийств, а интеллигенция объединялась в подпольные кружки, запрещенные после выступления декабристов.

Не вызвало радости и воцарение Николая I, в отличие от старшего брата не симпатизировавшего либеральным течениям и неприязненно относившегося к конституции. Несмотря на личное отношение, он все же принес присягу и намеревался сохранять сложившиеся с момента включения в состав Российской империи Царства Польского методы управления. Но поляки решили добиваться независимости. В 1828 году оформился "Военный союз", внутри которого разрабатывали планы вооруженного восстания.

Восстание и его последствия

Революция июля 1830 г. во Франции подтолкнула поляков к действию. Выдвинув лозунг восстановления Речи Посполитой в границах до первого раздела, польская армия выступила против русских частей. Наместник был свергнут и едва избежал расправы. Показательно, что Константину Павловичу доносили о брожении в армейских частях, но тот не спешил применять крутых мер, опасаясь польских националистов меньше, чем императора. Сам же Николай по решению повстанцев был низложен в качестве польского царя.

Несмотря на ожесточенное сопротивление, польская армия была наголову разбита 26 мая 1831 года. Вскоре под контролем повстанцев осталась только Варшава, державшаяся до 7 сентября. Решительными действиями императору Николаю удалось удержать Царство Польское в составе Российской империи. Но последствия восстания для поляков были трагичными. Николай получил возможность отменить конституцию и привести систему управления в соответствие с общеимперской. Были упразднены сейм и Госсовет, министерства заменили ведомственными комиссиями. Армия Царства Польского была расформирована, а возможность местного правительства распоряжаться финансами - значительно урезана.

Штурм Варшавы

После восстания

Установившийся авторитарный режим вызвал массовую эмиграцию польской интеллигенции. Из-за границы они пытались путем распространения прокламаций и воззваний поднять на восстание польский народ, в особенности крестьянство. Однако сохранившиеся еще со времен Речи Посполитой противоречия между шляхтой и крестьянством были столь сильны, что ни одна из этих попыток не увенчалась успехом. Кроме того, николаевская администрация в противовес национализму выдвинула консерватизм и клерикализм. Влияние католической церкви сводило к нулю все попытки эмиграции убедить народ в необходимости борьбы за независимость.

Варшава в XIX веке

В 1863 году поляки все же предприняли новое восстание, которое русской армии вновь удалось подавить. Очередная попытка освободиться от русского владычества показала, что интеграционный курс Николая I успехом не увенчался. Между двумя народами установились взаимное недоверие и неприязнь. Не облегчала ситуацию и насильственная русификация: в образовательных учреждениях преподавали историю России, да и само обучение вели на русском языке.

Необходимо отметить, что в образованных кругах едва ли не всех западных государств разделы Речи Посполитой считались исторической несправедливостью. Особенно ярко это проявилось, когда поляки оказались разделенными между двумя противоборствующими лагерями в годы Первой мировой войны и вынуждены были сражаться друг с другом. Осознавали это и многие русские общественные деятели, но высказывать подобные мысли вслух было опасно. Однако упорное стремление поляков к независимости сделало свое дело. На завершающем этапе Первой мировой войны американский президент Вудро Вильсон в своих 14 пунктах по мирному урегулированию отдельно вынес польский вопрос. По его мнению, восстановление Польши в исторических границах являлось принципиальным вопросом. Однако расплывчатость термина "исторические границы" вызвала ожесточенные дебаты: считать ли таковыми те, что сложились к 1772 году или же границы средневекового Польского королевства? Неудовлетворенность решениями конференций в Версале и Вашингтоне привела к войне между РСФСР и Польшей, завершившейся победой последней. Но международные противоречия этим не исчерпывались. На ряд польских областей претендовали Чехословакия и Германия. Это, а также другие спорные решения мирных конференций после Первой мировой, привели к новой большой войне в Европе, первой жертвой которой стала независимая Польша.

Читайте также: