Проблемы в деловом общении кратко

Обновлено: 02.07.2024

Стереотипы препятствуют коммуникации двояким образом. Смысл послания может быть искажен отправителем под влиянием его стереотипа, а также стереотипным мышлением получателя информации. Стереотип — это устойчивое, часто упрощенное мнение относительно людей или ситуаций. Он зачастую позволяет судить о людях по ассоциации. Для облегчения процесса коммуникации необходимо вызвать доверие и преодолеть сопротивление партнера: необходимо продемонстрировать положительное отношение к нему или хотя бы уважение и признание его права на собственную позицию. В этом случае можно применить несколько проверенных приемов.

Основными причинами плохой коммуникации обычно являются:

Некоторые менеджеры придерживаются той точки зрения, что сотрудникам нижнего и среднего уровня вовсе не обязаны знать о положении дел в целом. Они уверены, что тем, кто находится ниже, надлежит выполнять, что им говорят, и не задавать лишних вопросов. Однако исследования показывают, что осведомленность об общем состоянии дел сотрудники организации считают одним из важнейших факторов, сказывающихся на их работе. В то же время, когда руководители распределяют по степени важности факторы, определяющие моральное состояние их подчиненных, они, как правило, ставят на последнее место осведомленность сотрудников о состоянии дел в организации. Для того чтобы преодолеть этот барьер на пути делового общения, необходимо быстро передавать необходимую информацию тем, кто находится ниже.

Установка сознания — это отношение человека к окружению, основанное на его жизненном опыте. Дефекты установки сознания выражаются в виде стереотипов мышления, предвзятых представлений, неправильных отношений, пренебрежения к фактам, отсутствия внимания и интереса. Стереотип — это устойчивое, часто упрощенное мнение относительно людей или ситуаций. Он зачастую позволяет судить о людях по ассоциации. Стереотипы препятствуют коммуникации двояким образом. Смысл послания может быть искажен отправителем под влиянием его стереотипа, а также стереотипным мышлением получателя информации.

  1. Воздействие на положительные мотивы поведения людей. Нужно убедить их в том, что они смогут получить желаемое.
  2. Воздействие на отрицательные мотивы. Нужно показать людям, как предупредить нежелательное развитие событий.

Другим элементом из обусловливающих неправильную установку сознания являются пренебрежение фактами, привычка делать заключения при отсутствии достаточного числа фактов или неправильном их понимании. Люди всегда стремятся иметь полную информацию, поэтому каждый вырванный из контекста факт они дополняют собственными представлениями о том, какими должны быть отсутствующие факты. Необходимые факты чаше всего отсутствуют по вине отправителя. Иногда он опускает их по недосмотру, но чаще потому, что считает, что получателю они известны или не нужны.

Чтобы избежать ошибок в общении и повысить его эффективность, рекомендуется не принимать молчание партнера за внимание. Если собеседник молчит, это еще не значит, что он слушает. Он может быть погружен в свои мысли. Не нужно притворяться, что слушаете. Отсутствие интереса и скука обязательно проявятся в выражении лица или в жестах. Притворство обычно воспринимается как оскорбление. Лучше признаться в том, что в данный момент вы слушать не можете, сославшись, например, на занятость.

Без надобности не следует перебивать партнера. Большинство людей делают это порой неосознанно. Чаще руководители перебивают подчиненных, чем наоборот. Мужчины перебивают собеседника чаще, чем женщины. Если вам необходимо перебить кого-то в серьезном разговоре, помогите затем восстановить прерванный ход мыслей собеседника.

Не давайте совета, пока не попросят. Непрошеный совет дает тот, кто никогда не поможет. Но в тех случаях, когда у вас действительно просят совета, используйте приемы рефлективного слушания.

Не задавайте слишком много вопросов. Полезно задать вопрос для уточнения сказанного. Но закрытые вопросы, требующие определенного конкретного ответа, необходимо сводить к минимуму. Однако и открытыми вопросами, которые поощряют говорящего подробно выражать свои мысли, надо пользоваться осторожно. Чрезмерно большое количество вопросов может подавить собеседника, отнять у него инициативу и поставить в оборонительную позицию.

Не прикрывайтесь слушанием как убежищем. Пассивные, неуверенные в себе люди иногда используют слушание как возможность избежать общения. Они не только; не говорят, но на самом деле и не слушают. Они воздерживаются от высказывания своих мыслей и чувств из-за боязни неодобрения или критики. Молчание в этом случае мешает эффективному общению.

Применяя иные приемы, можно сказать о значимости партнера для вас, об уважении к нему, о его весомости, связях, силе. Не следует преуменьшать вклад партнера и преувеличивать свой. Сказанное удовлетворяет потребность партнера в значимости и тем самым смягчает его сопротивление, поощряет его желание ответить тем же.

Основные проблемы делового общения

Во-первых, схемы поведения в рамках делового общения за­дают не отдельные люди, а обще­ственные структуры, поэтому данные схемы имеют безличный характер, чем и отличаются от обычных эмоциональных и спонтанных межличностных отношений. Иными словами, поведение людей в рамках делового об­щения носит в большей степени институциональный характер, т.е. определяется, поддерживается и контролируется социальны­ми институтами.

Этика и культура делового общения задают его нормы, правила и прин­ципы. Идеал делового общения – это модель партнерских от­ношений, которые альтернативны авторитарным и манипу­лятивным. Перед каждым специалистом в области аудита стоит сложная задача – достижение своих професси­ональных целей, не используя морально осуждаемые модели ав­торитарного или манипулятивного поведения. Осуществить эту задачу без соответствующего обучения невозможно.

Невыполнение законодательно-нормативных и этических требований вле­чет за собой соот­ветствующее наказание. Практическая психоло­гия с помощью различных технологий, методов помогает аудиторам выполнять требования этики и культуры делового общения в соответствии с достигнутыми стандартами и с меньшими психическими и моральными затратами.

Деловой человек отлично владеет искусством индивидуального и группового общения. Обсуждая деловые вопросы, он не ведет позиционного торга, ориентируясь на интересы партнера и руководствуясь собственными. Опытный деловой человек не переносит свое отношение к обсуждаемой проблеме на отношение к собеседнику, партнеру.

Решая свои предпринимательские задачи, мы выступаем как деловые люди, и рассчитываем, что и наши партнеры также являются людьми дела.

Вступая в деловое общение со своими предполагаемыми партнерами, необхлжимо уяснить, в какой области и чем они занимаются, какие ставят перед собой цели и задачи, в чем преуспели, в чем испытывают трудности, каковы их предпринимательские интересы, совпадают ли они с нашими, идут в разных плоскостях или оказываются взаимоисключающими, в каких направлениях возможно совпадение интересов и сотрудничество.

1. Выявление круга этих вопросов составляет задачу, которую надлежит решать с первых шагов делового общения. При этом необходимо учитывать одно немаловажное обстоятельство. Партнер, преследующий цели, далекие от интересов общества, руководствующийся сугубо эгоистическими мотивами, чаще всего тщательно это скрывает, старается завуалировать, замаскировать, или представить в респектабельном виде. В практике делового общения не такая уж редкость, когда человек говорит одно, а руководствуется чем-то совсем другим. Поэтому при налаживании деловых контактов и в ходе активного делового общения необходимо ясно различать между тем, что наши партнеры говорят, как себя характеризуют, и чем они руководствуются.

Возникает вопрос: если человек скрывает свое истинное намерение, истинные интересы и цели, по каким признакам можно об этом судить?

Когда мы видим говорящего человека, наше чуткое ухо улавливает и фальшивую нотку и наигранность, манерность, ложный пафос, неоправданную напыщенность отдельных фраз, их бросающуюся в глаза отвлеченность и бессодержательность, излишнюю риторичность, за которыми чаще всего нет позитивного начала, конструктивного подхода к решению поставленных вопросов и сделанных предложений.




Как же достигается полное доверие? Как вызвать у собеседника с первой же встречи доверие к себе? В каких случаях предполагаемый партнер сразу же вызывает ваше доверие, а в каких не вызывает и почему? На эти вопросы мы должны также находить определенные ответы.

3. Доверие во многом зависит от того, насколько партнеры сумеют с самого начала знакомства проявить взаимное расположение и затем все время его укреплять. Этому способствуют такие присущие деловым людям черты, как привлекательность внешнего вида, манеры поведения и обращения, предупредительность, внимательность к собеседнику и его высказываниям, речевая культура, уместно используемые невербальные формы общения (мимика и жест), открытость, раскованность, не наигранная, а подлинная деловая заинтересованность в сотрудничестве, в стремлении и готовности вести с вами результативные переговоры об одном общем деле, и, наконец, умение показать себя человеком, досконально владеющим предметом разговора.

Вопросы и высказывания партнера, содержащие сомнения по поводу вашего предложения, являются признаком положительным, свидетельствующим о его серьезном и трезвом отношении к делу, и к ним дано отнестись со всей серьезностью, стремясь аргументированно на них отвечать.

Проблема доверия непосредственно связана с нравственным подходом к выбору цели своей предпринимательской деятельности и своих усилий.

Человеку свойственно иметь различного рода материальные и духовные потребности, интересы. Многие люди одержимы жаждой познания, творчества, успеха, славы, самоутверждения, эксперимента выявления диапазона своих возможностей и способностей; некоторых людей одолевает жажда богатства, роскоши, обладания уникальными предметами, раритетами, чем-то недоступным. Сказать, плохо это или хорошо, можно лишь в зависимости от того, какими средствами достигается удовлетворение этих страстей. Встречаются люди, которые для удовлетворения своих страстей прибегают к сомнительным средствам, не останавливаются ни перед чем, даже перед обманом и насилием, считая, что все средства хороши. Такое поведение и действия не имеют никакого отношения к предпринимательству, хотя часто под него маскируются. С этой точки зрения, важное значение имеет нравственный подход к выбору средств для достижения цели.

Выбирая надежного партнера, заслуживающего полного доверия, необходимо знать, каковы его нравственные устои, проявляющиеся в выборе целей и средств их реализации. Предприниматель должен быть разборчив не только в выборе целей, но и средств для их достижения. Даже самую респектабельную цель недопустимо осуществлять антиобщественными, предосудительными способами, и если предполагаемые партнеры предлагают для достижения даже вполне приемлемых целей воспользоваться недостойными средствами или способами, это должно послужить сигналом к решительному отказу от соглашения или сделки, а может быть и от подобных партнеров. Любое, даже самое привлекательное дело, если оно опирается на противоправные, антиобщественные и другие предосудительные действия, не может привлекать честного предпринимательства.

При установлении контактов с предполагаемыми партнерами рекомендуется обращать внимание на отдельные детали их поведения, фиксируя как положительные, так и отрицательные.

Отрицательные моменты в поведении партнеров:

· уклончивые ответы на вопросы,

· стремление выдать себя не за того, кем является на самом деле,

· играть слишком прямолинейно роль влиятельной фигуры,

· имеющим особые связи и т.п.

На последующих стадиях общения многое зависит от содержательных качеств партнеров, уровня их интеллектуальных способностей, образования, профессиональной подготовки. Здесь многое решает проявленное партнерами взаимопонимание и стремление к нему. Достичь взаимопонимания - одна из важных задач, которую также приходится решать уже на первой стадии делового взаимодействия.

Переговоры признаны важнейшим методом решения спорных вопросов; это важнейший инструмент принятия совместных решений и организации совместной деятельности. Успешные переговоры - это взаимовыгодные решения, это победа без поражений. Вот почему так важно для руководителя, менеджера любого ранга умение целеустремленно и конструктивно вести переговоры; без них невозможно принятие совместных решений, вести деловое партнерство и сотрудничество.

Психологические аспекты и проблемы делового общения

Особенности культуры делового человека.

Деловой человек отлично владеет искусством индивидуального и группового общения. Обсуждая деловые вопросы, он не ведет позиционного торга, ориентируясь на интересы партнера и руководствуясь собственными. Опытный деловой человек не переносит свое отношение к обсуждаемой проблеме на отношение к собеседнику, партнеру.

Решая свои предпринимательские задачи, мы выступаем как деловые люди, и рассчитываем, что и наши партнеры также являются людьми дела.

Вступая в деловое общение со своими предполагаемыми партнерами, необхлжимо уяснить, в какой области и чем они занимаются, какие ставят перед собой цели и задачи, в чем преуспели, в чем испытывают трудности, каковы их предпринимательские интересы, совпадают ли они с нашими, идут в разных плоскостях или оказываются взаимоисключающими, в каких направлениях возможно совпадение интересов и сотрудничество.

1. Выявление круга этих вопросов составляет задачу, которую надлежит решать с первых шагов делового общения. При этом необходимо учитывать одно немаловажное обстоятельство. Партнер, преследующий цели, далекие от интересов общества, руководствующийся сугубо эгоистическими мотивами, чаще всего тщательно это скрывает, старается завуалировать, замаскировать, или представить в респектабельном виде. В практике делового общения не такая уж редкость, когда человек говорит одно, а руководствуется чем-то совсем другим. Поэтому при налаживании деловых контактов и в ходе активного делового общения необходимо ясно различать между тем, что наши партнеры говорят, как себя характеризуют, и чем они руководствуются.

Возникает вопрос: если человек скрывает свое истинное намерение, истинные интересы и цели, по каким признакам можно об этом судить?

Когда мы видим говорящего человека, наше чуткое ухо улавливает и фальшивую нотку и наигранность, манерность, ложный пафос, неоправданную напыщенность отдельных фраз, их бросающуюся в глаза отвлеченность и бессодержательность, излишнюю риторичность, за которыми чаще всего нет позитивного начала, конструктивного подхода к решению поставленных вопросов и сделанных предложений.

Как же достигается полное доверие? Как вызвать у собеседника с первой же встречи доверие к себе? В каких случаях предполагаемый партнер сразу же вызывает ваше доверие, а в каких не вызывает и почему? На эти вопросы мы должны также находить определенные ответы.

3. Доверие во многом зависит от того, насколько партнеры сумеют с самого начала знакомства проявить взаимное расположение и затем все время его укреплять. Этому способствуют такие присущие деловым людям черты, как привлекательность внешнего вида, манеры поведения и обращения, предупредительность, внимательность к собеседнику и его высказываниям, речевая культура, уместно используемые невербальные формы общения (мимика и жест), открытость, раскованность, не наигранная, а подлинная деловая заинтересованность в сотрудничестве, в стремлении и готовности вести с вами результативные переговоры об одном общем деле, и, наконец, умение показать себя человеком, досконально владеющим предметом разговора.

Вопросы и высказывания партнера, содержащие сомнения по поводу вашего предложения, являются признаком положительным, свидетельствующим о его серьезном и трезвом отношении к делу, и к ним дано отнестись со всей серьезностью, стремясь аргументированно на них отвечать.

Проблема доверия непосредственно связана с нравственным подходом к выбору цели своей предпринимательской деятельности и своих усилий.

Человеку свойственно иметь различного рода материальные и духовные потребности, интересы. Многие люди одержимы жаждой познания, творчества, успеха, славы, самоутверждения, эксперимента выявления диапазона своих возможностей и способностей; некоторых людей одолевает жажда богатства, роскоши, обладания уникальными предметами, раритетами, чем-то недоступным. Сказать, плохо это или хорошо, можно лишь в зависимости от того, какими средствами достигается удовлетворение этих страстей. Встречаются люди, которые для удовлетворения своих страстей прибегают к сомнительным средствам, не останавливаются ни перед чем, даже перед обманом и насилием, считая, что все средства хороши. Такое поведение и действия не имеют никакого отношения к предпринимательству, хотя часто под него маскируются. С этой точки зрения, важное значение имеет нравственный подход к выбору средств для достижения цели.

Выбирая надежного партнера, заслуживающего полного доверия, необходимо знать, каковы его нравственные устои, проявляющиеся в выборе целей и средств их реализации. Предприниматель должен быть разборчив не только в выборе целей, но и средств для их достижения. Даже самую респектабельную цель недопустимо осуществлять антиобщественными, предосудительными способами, и если предполагаемые партнеры предлагают для достижения даже вполне приемлемых целей воспользоваться недостойными средствами или способами, это должно послужить сигналом к решительному отказу от соглашения или сделки, а может быть и от подобных партнеров. Любое, даже самое привлекательное дело, если оно опирается на противоправные, антиобщественные и другие предосудительные действия, не может привлекать честного предпринимательства.

При установлении контактов с предполагаемыми партнерами рекомендуется обращать внимание на отдельные детали их поведения, фиксируя как положительные, так и отрицательные.

Отрицательные моменты в поведении партнеров:

· уклончивые ответы на вопросы,

· стремление выдать себя не за того, кем является на самом деле,

· играть слишком прямолинейно роль влиятельной фигуры,

· имеющим особые связи и т.п.

На последующих стадиях общения многое зависит от содержательных качеств партнеров, уровня их интеллектуальных способностей, образования, профессиональной подготовки. Здесь многое решает проявленное партнерами взаимопонимание и стремление к нему. Достичь взаимопонимания - одна из важных задач, которую также приходится решать уже на первой стадии делового взаимодействия.

Переговоры признаны важнейшим методом решения спорных вопросов; это важнейший инструмент принятия совместных решений и организации совместной деятельности. Успешные переговоры - это взаимовыгодные решения, это победа без поражений. Вот почему так важно для руководителя, менеджера любого ранга умение целеустремленно и конструктивно вести переговоры; без них невозможно принятие совместных решений, вести деловое партнерство и сотрудничество.

Непременным условием совместной деятельности людей является их общение. Общение - это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей, в котором наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех его участников.

Общение людей в совместной деятельности представляет собой коммуникационный процесс или обмен значимой для них информацией.

Основными функциями общения являются следующие:

1) информационная - передача сведений;

2) познавательная - восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания;

3) побудительная - организация взаимодействия между людьми, например, согласование действий, распределение функций, влияние на поведение;

4) экспрессивная - обмен эмоциональными и вообще психическими состояниями.

В трудовом взаимодействии различают два вида общения: профессиональное (деловое) и межличностное. Эти виды различаются, в первую очередь, по объектам (или целям) общения. Объектами (или целями) профессионального общения являются предметы труда, технология производства, организация работы и т.п. Объекты (цели) межличностного общения - это личные проблемы людей, их состояния, переживания, мотивы, т.е. различные личностные образования.

Передача информации в организациях может осуществляться в следующих направлениях:

1) сверху вниз: постановка задач, инструктирование и т.п.;

3) в горизонтальном направлении: обмен мнениями, координация действий, планирование и т.п.

Руководители различных уровней в организации тратят от 50 до 90% рабочего времени на коммуникацию, т.к. они должны довести необходимую информацию до подчиненных и проследить их реакцию, осуществить информационное взаимодействие с коллегами и вышестоящим руководством и т.д.

Абсолютное большинство руководителей ведущих зарубежных фирм считает, что обмен информацией - одна из самых сложных проблем в организациях, а неэффективные коммуникации - это главное препятствие на пути достижения успешной деятельности фирмы, ведь если люди не могут эффективно обмениваться информацией, они не смогут продуктивно работать вместе и достигать общих целей.

Эффективность управления персоналом пропорциональна эффективности коммуникационных процессов в организации.

Процесс общения осуществляется с использованием двух групп средств: вербальных и невербальных. Вербальные (или словесные) средства - это речь в ее разнообразных формах, а невербальные - это мимика, жесты, пантомимика (телодвижения), пространственное положение участников общения (расстояние, приближение, удаление, повороты) и т.д. На первый взгляд может показаться, что невербальные средства не столь важны, как словесные. Но это далеко не так. Исследования показали, что в процессе общения только около 35% информации передается за счет вербальных средств, а остальные 65% - за счет невербальных.

В зависимости от числа участников выделяют: диалог (общение двоих людей), общение в малой группе, общение в большой группе, общение с массой. Кроме того, бывает также анонимное и межгрупповое общение. Анонимное общение - это общение без ясности источника. При этом каждый из названных видов общения имеет свои специфические особенности. При диалоге, например, очень большую роль играет личный контакт со всеми психологическими взаимовлияниями. В малой группе сохраняется возможность тесного личного контакта с кем-то или со всеми из группы и в общении появляется нечто новое, в большой группе (например, аудитория вуза) личный контакт более ограничен. При общении с массой (митинги, массовые зрелища) на первый план выходят законы "толпы" и появляется новое качество - эмоциональный контакт.

При осуществлении практического менеджмента в организации наибольший удельный вес имеет диалоговое общение, схема такого общения имеет следующий вид (рис.4).


Рис.4 Схема диалогового общения

При этом на процесс общения будут оказывать влияние следующие семь групп факторов:

1. Особенности личности коммуникатора - его роль, статус, опыт, знания, установки, манеры поведения и речи, сила убеждения, эмоциональная установка, настроение, доверие к реципиенту и т.д.

2. Особенности личности реципиента – те же факторы, что и для коммуникатора.

3. Особенности процесса общения - характер разговора (беседа, собеседование, обсуждение, спор, полемика); организация общения; отношение коммуникатора и реципиента; цели разговора и т.п.

4. Внутренние характеристики ситуации - контекст общения, коллективный или индивидуальный характер разговора, степень официальности или доверительности в разговоре, степень откровенности и т.п.

5. Внешние ситуации - пространственно-временные характеристики разговора.

6. Групповые характеристики участников - их принадлежность к определенным группам, их место и роль.

7. Исторические особенности ситуации - история обсуждаемой проблемы, личностное отношение к ней участников, весь прошлый опыт разговора. Перечисленные группы факторов определяют эффективность общения.

Трудности и барьеры общения

Общение (коммуникация) имеет свои трудности. Это связано, в первую очередь, с тем, что оно является коллективным действием, взаимодействием, а это предполагает свои особенности.

Можно выявить следующие основные ошибки, которые возникают в процессе коммуникации, классифицировав их по группам:

4.Ошибки, определяемые спецификой коллективного действия: отсутствие общей цели; борьба за лидерство в группе подменяет общую цель; отсутствие лидера, авторитета; слишком большая зависимость от лидера; недоверие к лидеру; чрезмерная авторитарность руководителя.

5.Ошибки, связанные с организацией группы: отсутствие распределения функций между участниками; отсутствие метода работы; отсутствие контроля; структура коммуникации недостаточно развита, неадекватна решаемой проблеме или является слишком жесткой; существует несколько структур коммуникации, не согласованных друг с другом.

К числу факторов, отрицательно влияющих на общение, следует отнести психологические барьеры общения. Их достаточно много. Выделим некоторые из них.

Барьер отрицательных эмоций

Эмоции вообще - это субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей. Они проявляются в чувствах удовольствия или неудовольствия, радости и страха, расслабления и напряжения и т.п. Эмоции принято делить на положительные и отрицательные.

Соответственно человек стремится испытать положительные эмоции и избежать отрицательных. Основными причинами отрицательных эмоций являются чувство неудовлетворения, межличностные конфликты, стрессы.

Барьер отрицательных эмоций, негативно сказывающихся на результатах общения, можно подразделить на несколько видов. Это прежде всего барьер общения, возникающий на почве страдания или горя из-за трагических событий, разочарований и неудач в важном деле, неудовлетворенности своим положением, недовольства личным статусом, тягостных физических и нервных ощущений и т.п. Этот барьер может возникать как в ответ на события, так и в преддверии их.

Такой барьер вызывает искаженное представление о действительности и неправильные оценки. Очень часто все это выражается в агрессивности или в стремлении вообще избежать общения, замкнуться в одиночестве.

Невнимание к отрицательным эмоциям этого рода вызывает досаду и еще большее переживание, а повышенное внимание, участие и утешение часто провоцируют лишь раздражение.

Далее следует барьер общения, вызванный сильным раздражением и гневом. Эти эмоции обычно рождаются в ответ на неожиданные (формальные, досадные) препятствия к удовлетворению той или иной потребности.

Они могут быть следствием лишения удовольствия, оскорбления, принуждения, побуждения совершить нежелательный поступок.

В общении мотивированный гнев, пыл, энергия, смелость и решительность человека могут многократно возрасти. Однако в этом случае ему часто отказывают трезвый расчет, предусмотрительность и гибкость, он становится склонным к резким словам и агрессивным действиям, а партнер, перечащий ему, становится своеобразным "громоотводом", на который изливается весь гнев. Деловое общение с раздраженным или гневным человеком невозможно, не стоит "подливать масло в огонь", создавать условия, о которых всем в дальнейшем придется сожалеть. Выход из такого общения, отказ от него - не демонстрация слабости, а наоборот, смелость и даже великодушие. По-деловому можно и нужно общаться лишь с человеком, который владеет своими эмоциями.

К числу барьеров отрицательных эмоций следует отнести также и барьеры страха, стыда и вины. Все эти комплексы отрицательных эмоций отрицательно влияют на общение. Субъективно-личностная их окраска может подпитываться стереотипами поведения и воспитания, а также особенностями патопсихологии отдельных личностей. В последнем случае необходима помощь психиатра или психотерапевта.

Следующим видом барьера данного типа являются барьеры плохого настроения, представляющие собой комплекс отрицательных эмоций, менее острых, чем горе или страдания, но, увы, весьма распространенных. У людей настроение портится от очень многих причин: плохой погоды и самочувствия, безысходности и несбывшихся надежд, заметной для них черствости окружающих и незаметной для себя собственной черствости. К причинам плохого настроения можно отнести и плохое физическое самочувствие, часто возникающее как результат гиподинамии - низкой двигательной активности.

Человек с плохим настроением - плохой работник и еще худший партнер в общении.

Одним из главных источников плохого настроения являются межличностные столкновения. Ссора, конфликт, конфронтация вызывают отрицательные эмоции у всех: и у тех, кто прав, и у тех, кто виноват, и у победителей, и у побежденных.

Поэтому если вас ожидает деловая беседа, а вы находитесь далеко не в лучшем психическом состоянии, то наиболее разумным будет отказаться от разговора, предложить перенести его на другое время. Имея в виду, что плохое настроение "эпидемически заразно", легко передается собеседнику, ожидать прочного соглашения, взаимопонимания и доверительности, видимо, не приходится.

Барьеры восприятия

Каждый человек стремится к тому, чтобы его понимали. Но при таком стремлении далеко не все люди делают все необходимое для того, чтобы смысл их речи был ясным. В возникшем непонимании при общении чаще всего виновны обе стороны. Чтобы достичь максимального эффекта коммуникации, требуется хорошо осознавать то, что существуют барьеры речи, установки и впечатления.

Барьеры речи характеризуются наличием у говорящего состояния эмоционального возбуждения или волнения. Они могут проявляться в таких формах как заикание, невнятность, излишнее использование междометий или слов-паразитов. Чем больше человек овладел навыками общения и публичного выступления, тем лучше он контролирует свои эмоции. В иных случаях отсутствие логических выводов способствует усилению эмоциональной окраски речи.

В разговоре с собеседником сразу угадывается его эмоциональный настрой. Уверенный человек чеканит слова, твердо говорит Да или Нет. Существенное влияние на эмоциональность речи оказывает тип высшей нервной деятельности. Слабая, неуравновешенная нервная система затрудняет сосредоточение, четкое изложение, логику рассуждения. Излишняя заторможенность не позволяет гибко реагировать на внезапно возникшие затруднения и непредвиденные обстоятельства в общении. Излишняя возбудимость способствует поспешности: слова опережают мысль.

Когда в деловом общении возникают ситуации непонимания, то на 90% они связаны не с тем, что вас неправильно поняли (не способны понять или не хотят делать этого), а с тем, что не удалось ясно, последовательно, убедительно изложить свою точку зрения. Чем меньше человек владеет своими эмоциями, тем чаще он в общении порождает непонимание, конфликты, тем чаще сам попадает в нелепые ситуации.

Барьеры установки связаны с тем, что позицию человека в общении во многом определяет весь его жизненный опыт. Очень часто, еще не начав разговор, человек бывает убежден в неправоте своего собеседника. Поэтому конструктивным такой разговор назвать нельзя. В его основе лежит установка, т.е. сформировавшаяся в человеке оценка, стереотип, готовность к определенному действию.

Установки есть у каждого человека. Их формирование осуществляется независимо от сознания. Установка облегчает приспособление к различным жизненным обстоятельствам. Однажды выработанная, она представляет собою собственную шкалу ценностей.

Разные люди имеют разные установки. Одни формируются легко и существуют длительное время или даже всю жизнь, другие характеризуются подвижностью, нарастанием или затуханием. На эти особенности установки оказывает влияние своеобразие личности.

Люди с подвижными установками обнаруживают стремление к активности, они оптимистичны, быстро приспосабливаются к изменяющимся обстоятельствам. Но они же бывают поверхностными, легковесными, легко попадают под чужое влияние, испытывают трудности в принятии самостоятельных решений.

Обладатели статичных, устойчивых установок с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой, плохо адаптируются, некоммуникабельны и в отстаивании своей правоты бывают излишне упрямы и прямолинейны. Обычно это люди твердых убеждений и принципов.

В процессе воспитания эмоционально-психологической устойчивости очень важным является формирование собственных установок, адекватных реальности, а также формирование способности менять установки при изменении реальности.

Это, пожалуй, главный критерий эмоционально-психологической готовности вести деловое общение.

В процессе деловых коммуникаций возникают разные противоречия - барьеры общения. Преодолеть их помогает комплекс правил – нормы делового общения. Эти нормы характеризуются употреблением определенной лексики, речевых оборотов и профессионализмов. Особенности такого делового общения регламентированы языковыми нормами.

Вот некоторые из них:

  • Избегайте длинные слова и сложные предложения.
  • Чаще используйте определенно-личные местоимения (я – мы, ты – вы).
  • Используйте утвердительные высказывания.
  • Откажитесь от сленга.
  • Сочетайте утвердительные предложения с вопросительными.
  • Предпочтение отдавайте открытым вопросам.
  • Учитывайте лексическое значение употребляемых слов и их стилистическую принадлежность.
  • Исключите из речи тавтологии.

Языковые нормы продиктованы стилем делового общения. Стили речи делового общения – это совокупность приемов и методов поведения. На формирование стиля влияют характер и деятельность человека, владение приемами делового общения, конкретная ситуация.

Существует несколько классификаций стилей речи делового общения. Обозначим следующие:

  • Авторитарный. Диктат и тотальный контроль.
  • Демократический. Совместный поиск решения проблем.
  • Либеральный. Безответственность и невмешательство – признаки этого стиля.

Барьеры делового общения

Независимо от стиля, партнеры в процессе делового общения часто сталкиваются с трудностями во взаимопонимании. Источником недопонимания являются барьеры делового общения. Они могут быть:

  • Коммуникативные.
  • Психологические.
  • Перцептивные.
  • Барьеры восприятия и понимания.

Коммуникативные барьеры в деловом общении.

Коммуникативные барьеры в деловом общении – это неприятие человеком получаемой информации. Вот некоторые из них:

  • Семантические обусловлены двояким пониманием одного и того же понятия.
  • Логические связаны с нарушением причинно-следственной связи в изложении материала.
  • Фонетический барьер в деловом общении возникает, когда дикция, скорость и темп речи отличаются от речевой ситуации.
  • Стилистический. Барьер стилей в деловом общении возникает в результате использования языковых средств из разных стилей.

Психологические барьеры в деловом общении.

Психологические барьеры в деловом общении обусловлены психологическими особенностями партнеров.

Основные виды психологических барьеров:

  • Эстетические связаны с особенностями восприятия внешности другого человека.
  • Интеллектуальные обусловлены различием в мышлении, познавательных процессах.
  • Этические характеризуются разными нравственными позициями.
  • Мотивационные – противоположными целями собеседников.

Перцептивные барьеры делового общения

Перцептивные барьеры делового общения возникают из-за ошибочного восприятия информации.

Обозначим некоторые барьеры восприятия и понимания в деловом общении:

Преодоление барьеров делового общения

Все перечисленные барьеры взаимодействия в деловом общении можно и нужно преодолевать. Как же избавиться от психологических барьеров в деловом общении?

Соблюдайте простые правила:

  • Помните, в состоянии стресса у человека преобладают эмоции. Остановитесь. Предложите свою информацию позже.
  • Учитывайте мнение партнера, но защищайте свою позицию.
  • Ищите альтернативу при столкновении полярных точек зрения.
  • Проявите эмпатию. Встаньте на место своего партнера и подумайте, как бы поступили вы на его месте.
  • Реально оценивайте ситуацию: сильно не радуйтесь успехам и долго не расстраивайтесь из-за неудач.
  • Остановите беседу при появившихся раздражении или агрессии.

Методы преодоления барьеров в деловом общении помогают человеку адекватно реагировать на происходящее и правильно оценивать ситуацию.

Вот несколько способов преодоления коммуникативных барьеров делового общения:

Данные рекомендации помогут увеличить эффективность делового общения . Ведь общение с разными людьми обогащает психологическую сферу человека, а значит помогает видеть за поступком слабости человека и проявлять сочувствие.

Читайте также: