О конституции рф кратко школьникам

Обновлено: 05.07.2024

Конституция – нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой в государстве.

Основы конституционного строя РФ – базовые принципы отличающие государство в целом

Ключевые слова: Конституционный строй; основы конституционного строя.

Основная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем, что такое Конституция, её признаки, основы.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся вопросов Конституции РФ

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока

Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом России 12 декабря 1993 года, вступила в силу 25 декабря 1993 года.

Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов.

Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:

Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64)

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93)

Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)

Глава 7. Судебная власть и прокуратура (статьи 118—129)

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134—137)

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Юридические свойства Конституции - это качественные характеристики, отличающие ее от других законодательных актов.

Эти характеристики следующие:

1. Конституция является основным законом государства;

2. Она имеет юридическое верховенство;

3. Является базой текущего законодательства;

4. Имеет прямое действие (ее способность быть реальным регулятором общественных отношений, когда непосредственно на основе конституционных предписаний разрешаются дела в судах);

5. Имеет особый порядок изменения.

Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как:

  1. Человек, его права и свободы как высшая ценность;
  2. Народовластие;
  3. Полнота суверенитета Российской Федерации;
  4. Равноправие субъектов РФ;
  5. Единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  6. Экономическая свобода как условие развития экономической системы;
  7. Разделение властей;
  8. Гарантии местного самоуправления;
  9. Идеологическое многообразие;
  10. Политический плюрализм (принцип многопартийности);
  11. Приоритет закона;
  12. Приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  13. Особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Для эффективного управления такой большой страной, как наша, необходима разумная децентрализация власти, поэтому государственно-властные полномочия распределены между федерацией и ее субъектами.

В исключительную компетенцию федерации входят вопросы:

- деятельность в космосе;

- вопросы войны и мира;

- внешнеэкономические отношения России;

- вопросы защиты государственной границы;

- судоустройство; уголовное и гражданское законодательство;

- вопросы амнистии и помилования.

В сферу совместной компетенции федерации и субъектов включены следующие вопросы:

- защита национальных меньшинств;

- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, природными ресурсами;

- охрана окружающей среды;

- вопросы образования, культуры;

- меры по борьбе со стихийными бедствиями, эпидемиями;

- административное, трудовое, семейное законодательство.

К исключительной компетенции субъекта относятся вопросы создания и названия органов государственной власти субъекта, принятие бюджета, введение и взимание региональных налогов, управление и распоряжение собственностью субъекта федерации, организация местного самоуправления, установление границ территорий муниципальных образований

Раздел ЕГЭ: 5.4. Конституция Российской Федерации.
Основы конституционного строя Российской Федерации

Законы регламентируют все сферы жизни правового государства. Свод правил, лежащих в основе законодательства, записан в конституции.

Конституция — основной закон государства, который обладает высшей юридической силой и определяет основы государственного строя, взаимоотношения между гражданином и государством, а также организацию государственной власти.

Действующая Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. С 1917 г. она является пятой по счёту. Конституции Российской Федерации подчинены все субъекты федерации.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

Главный закон страны имеет отличительные черты, которые выделяют его среди остальных нормативных правовых актов.

  • Вся жизнь государства регулируется Конституцией.
  • Конституция является основополагающим документом. Она определяет права и обязанности граждан, государственное и территориальное устройство, очерчивает деятельность государственной власти, а также устанавливает правопорядок, законность и основные принципы жизнедеятельности государства.
  • Конституция наделена высшей юридической силой. Новые нормативно-правовые акты создаются с опорой на Конституцию и не должны противоречить ей.
  • Конституция является верховным законом. Ей подчиняется вся территория государства, его население, организации, органы власти.
  • Конституция имеет прямое воздействие. Для претворения в жизнь конституционных норм не нужно утверждение каких-либо органов государственной власти или должностных лиц.
  • Конституция принимается и изменяется особым порядком. Поскольку она является главным законом страны, утвердить или изменить её можно только через сложную процедуру, отличающуюся от других законов.
  • Конституция особо защищается государством. Президент РФ и Конституционный суд РФ обеспечивают исполнение норм Конституции, поскольку они регулируют всю деятельность государственного механизма.
  • Конституция принимается народом или от его имени.
  • Конституция может выступать прямым основанием для защиты в суде.
  • Конституция определяет виды и иерархию всех остальных законов и нормативных документов.
  • Конституция стабильна и предусматривает строго установленный порядок пересмотра и принятия в неё поправок (обычно посредством референдума).

Правопорядок — порядок отношений, принятый в обществе, который основывается на точном исполнении законов и их требований.

Законность — подчинение всех государственных органов, должностных и иных лиц требованиям закона и других нормативных правовых актов.

СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИИ

Как и любой другой нормативный документ, Конституция имеет чётко обозначенные элементы.

  • ПРЕАМБУЛА ⇒ Вступительная часть.
  • РАЗДЕЛ 1 ⇒ Главы, статьи
  • РАЗДЕЛ 2 ⇒ Заключительная часть

Основная часть Конституции содержит главы, каждая из которых занимает определённые статьи.

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ

Конституция определяет государственное устройство страны, регламентирует права и обязанности власти и граждан.

Конституционный строй РФ — система общественных отношений, установленных и охраняемых Конституцией РФ и иными правовыми актами РФ.

Особенности конституционного строя:

  • Всесторонность. Охват всех сфер жизни государства, общества, определение прав и свобод граждан страны.
  • Неизменность. Конституционный строй невозможно отменить или пересмотреть во время действия Конституции РФ.
  • Базовость. Существующий конституционный строй выступает основой для самой Конституции РФ и, соответственно, для всей правовой системы РФ.

Принципы конституционного строя:

  • Демократия (ст. 1). Обеспечение суверенитета народа, прав и свобод человека и гражданина.
  • Федерализм (ст. 1). Общая власть для РФ действует в союзе с субъектами РФ и органами местного самоуправления, которые также имеют свои властные полномочия.
  • Гуманизм (ст. 2). Человек и его права — наивысшая ценность, поэтому главной обязанностью государства является их соблюдение и защита.
  • Республиканская форма правления (ст. 1). Разграничение деятельности и полномочий органов власти, высшие органы власти избираются или назначаются на определённый срок.
  • Правовое государство (ст. 2). Закон стоит в основе всех действий внутри государства. Государство поддерживает соблюдение закона, прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией.
  • Равенство россиян (ст. 2). Все граждане РФ вне зависимости от места их рождения, проживания и приобретения гражданства равны перед законом и имеют одинаковые права.
  • Суверенитет народа (ст. 3, ч. 1). Народ является единственным источником власти, способным на неё влиять и осуществлять её. Осуществление власти может происходить двумя путями: непосредственно (выборы и референдумы) и опосредованно (местное самоуправление, органы государственной власти).
  • Многообразие и равноправие форм собственности (ст. 8, ч. 2). Каждая форма собственности защищается равнозначно (государственная, частная и др.).
  • Идеологическое многообразие (плюрализм) (ст. 13, ч. 3). В государстве не может быть принята одна официальная идеология, подавляющая все другие.
  • Социальность (ст. 7). Обеспечение достойной жизни населения государства путём создания достойных экономических и юридических условий. Поддержка неимущего населения.
  • Разделение властей (ст. 10). Ветви власти разграничены между друг другом, каждая имеет свои особые полномочия и не зависит от двух других.
  • Многопартийность (ст. 13, ч. 3). В связи с существованием разных идеологий возможно соседство различных политических мнений, которые ведут к определённым действиям, в том числе к созданию и деятельности партий.
  • Светскость (ст. 14). Признание равноправия всех религий. Государство не отдаёт приоритет ни одной из них и не может признать какое-либо вероучение обязательным или предпочтительным.

Международное право приоритетно. Внутреннее законодательство имеет меньший вес, чем подписанные и утверждённые РФ международные договоры. Правовая система РФ изначально включает в себя общепризнанные нормы международных прав и договоров.

Российская Федерация является конституционным государством, в котором Конституция — это Основной закон, применяющийся судами по всей территории РФ при совершении акта правосудия. Любые законы и правовые акты РФ не противоречат Конституции государства.

Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:

  • знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности;
  • представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия;
  • понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим.

Конституция РФ состоит из:

  • вступительной части (преамбулы),
  • первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав,
  • второго раздела.

Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.

Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:

Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:

Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.

Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:

  • приоритет человеческих прав и свобод;
  • народовластие;
  • полнота суверенитета Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  • экономическая свобода;
  • разделение властей;
  • гарантии МСУ;
  • идеологическое многообразие;
  • политический плюрализм (принцип многопартийности);
  • приоритет Закона;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Конституция Российской Федерации. 9-11 классы. Учебное пособие

Пособие раскрывает важную тему курса обществознания, посвящённую становлению, укреплению и развитию конституционного строя, правого государства и гражданского общества в современной России. Каждый его раздел последовательно разъясняет сущность и смысл конкретной главы Конституции РФ. При этом активно используются обобщающие схемы (24 элемента наглядности на учебное пособие). Задания в конце разделов в формате ОГЭ и ЭГЭ через тексты современных юристов уточняют и углубляют знания норм Конституционного права.

Правовой статус человека и гражданина

Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод

Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.

Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:

  1. Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
    • право на жизнь,
    • право на имя,
    • неприкосновенность личности,
    • свобода передвижения и выбора места жительства,
    • неприкосновенность жилища,
    • запрет принудительного труда,
    • тайна переписки,
    • достоинство личности,
    • свобода совести и вероисповедания.

  2. Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
    • равенство всех перед законом,
    • свобода слова и печати,
    • свобода собраний,
    • свобода союзов,
    • право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.

  3. Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:
    • право на труд,
    • право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства,
    • право на социальное обеспечение,
    • право на жилище,
    • право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
    • право на образование и др.

  4. Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
    • право на образование,
    • право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
    • свобода преподавания,
    • право получения образования на родном языке и др.

  5. Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
    • право на благоприятную окружающую среду;
    • право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
    • право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обществознание. 9 класс. Учебное пособие

Учебник содержит обширный теоретический и фактический материал по политической и социальной сферам жизни общества, а также по современному российскому обществу и включает большое количество схем, таблиц, иллюстраций. Методический аппарат учебника содержит фрагменты из документов, а также задания разного уровня сложности, что позволяет реализовать системно -деятельностный подход в обучении школьников. Учебник соответствует Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся:

  • Государственная защита прав и свобод:
    • президент РФ гарантирует человеческие и гражданские права и свободы;
    • правительство РФ обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод;
    • прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением личностных и гражданских прав и свобод;
    • уполномоченный по правам человека принимает заявления граждан о нарушении их прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ, осуществляет меры по соблюдению закона.

    Немаловажно, что правовой статус человека и гражданина определяется не только правами и свободами, но и обязанностями.

    Итак, в перечень обязательных к выполнению Конституционных обязанностей входят:

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    Средняя общеобразовательная школа №4

    Классный час:

    hello_html_1d30e3bb.jpg

    Петрова Марина Александровна

    Дата - 11.12.2018г.

    Цели и задачи.

    1. Обучающая:
    Рассмотреть Конституцию РФ как правовую основу политической и правовой системы Российской Федерации.
    Сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа.
    Объяснить новые понятия : Конституция, принцип разделения властей, парламент и правительство РФ, гражданин, свободы человека.
    2. Развивающая :
    Развитие навыков и умений работать с документом, умения применять полученные знания в повседневной жизни, умения делать выводы, анализировать и систематизировать полученные знания.
    3.Воспитательная :
    Формирование и воспитание:
    чувства гордости и уважения к своей Родине, общероссийской идентичности, толерантности , приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям; чувства патриотизма, основанного на интересе и уважении к историческому прошлому России; бережного отношения к традициям своего народа;
    Развитие личности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, повышение общественной и гражданской активности.

    Оборудование: Герб, флаг, гимн, презентация, Конституция

    Учащиеся должны знать:

    1) Конституция обладает высшей юридической силой.

    3) Признание, соблюдение и защита этих прав и свобод – главная цель Основного закона.

    Учащиеся должны понимать:

    1) Конституция – закон высшей юридической силы.

    2) Конституция базируется на ценностях нравственных, демократии, патриотизма, международного сотрудничества, социального мира.

    3) Перед Конституцией стоят три задачи:

    а) закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;

    б) упорядочить государственную власть;

    в) утвердить правосудие.

    Учащиеся должны уметь:

    1) объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;

    2) характеризовать смысл основных понятий;

    Основные понятия урока.

    Конституция, преамбула, герб, флаг, гимн

    Я требую, чтобы государство защитило не только меня,

    но и других. Я требую, чтобы оно защитило свободу –

    и мою собственную, и всех окружающих людей.

    Карл Поппер.

    Ход классного часа.

    2.Слово учителю ( тема, цели, задачи )

    3.Работа с презентацией

    4.Решение заданий и ребусов.

    5. Составление класстеров

    План классного часа.

    1.Что такое конституция.

    2.Конституция РФ (работа с источником)

    3.Права и свободы человека и гражданина.

    - Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о символах России и о Конституции Российской Федерации о правах и обязанностях граждан. Задумаемся над тем, как мы сами относимся к своей Родине, любим ли мы ее?

    Главное место в системе законодательства государства занимает конституция.

    Конституция (лат. сonstitutio) – установление, учреждение, устройство.

    Конституция РФ выступает основным законом нашей страны. Ее фундаментом являются международные документы, защищающие права человека.

    1.1948г – Всеобщая декларация прав человека;

    2.1950 –Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;

    3.1959г – Декларация прав ребенка;

    4.1960г – международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

    1989г – Конвенция о правах ребенка.

    Конституция нашей страны появилась только в 20 веке, хотя проекты ее создания были известны задолго до этого.

    Задание: Что я знаю о своей Родине.


    - Как называется наша страна? (Россия)
    - Столица нашего государства? (Москва)
    - Кто стоит во главе государства? (Президент)

    - Как зовут Президента России?
    - Какие народы живут в России? (Русские, татары, чуваши, мордва, башкиры и т.д.)
    - Какие символы государства вы знаете? (Флаг, герб, гимн)
    - Какой праздник мы отмечаем 12 декабря?
    - Что такое Конституция?

    Государственная символика России:
    Герб РФ

    "Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство.

    - Рассмотрим герб РФ. Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика .

    - Что мы знаем о создании гербов?

    1ученик: Государственный герб отражает определенный исторический этап развития общества, существует до тех пор, пока существует данный тип государства. Как правило, выражает идею государственного могущества и суверенитета. Герб соответствует идеологическим, политическим, религиозным основам государства. Так современный герб РФ не похож ни на герб Российской империи, ни на гербы СССР или РСФСР, но частично несет в себе их образы, цвета и символы.

    2 ученик: Государственный герб РФ - официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п.

    3ученик: Создание герба - деятельность довольно сложная, в ней принимают участие ученые-историки, специалисты в области геральдики и художники-графики, художники - эмблематисты. Родовые, земельные, государственные гербы сочетают в себе знаково-символическое и эстетическое начало. Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. Геральдика обладает своим особым языком, имеющий свой строго определенный порядок и терминологию. Так при описании герба вначале называют цвет, затем - фигуру. В гербах со щитом первой называют фигуру, находящуюся в центре.

    - Попробуем прочесть герб РФ.

    4 ученик: На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.

    5 ученик: На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей- это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Следует подчеркнуть, что герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

    - Что мы узнали о гербе РФ?

    - Что он символизирует?

    В сиянии возвышенного лика
    Простер десницу грозную свою.
    И острая карающая пика
    Пронзила ядовитую змею.

    - Что такое флаг? (Символ государства)

    - Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный)

    Нам есть чем гордиться и есть что беречь,-
    И хартия прав, родимая речь,
    И мир, охраняемый нами,
    И доблесть народа, и доблесть того,
    Кто нам и родней, и дороже всего,
    Кто наше победное знамя! А. Ахматова

    - Что мы знаем о Российском Флаге?

    1 ученик: Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом РФ. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цвета.

    2 ученик: Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу.

    22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.


    ученик: Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

    - Как проявляется уважение, а стране, когда люди слушают гимн? (люди встают)

    - Прослушаем гимн РФ, как подобает гражданам России.

    ИСПОЛНЕНИЕ ГИМНА РФ.

    - Какие чувства вызвала в вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину).

    Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

    Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и переходных положений (раздел 2).

    Преамбула – это вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.

    Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей.

    Заключительные и переходные положения содержат 9 частей, в которых устанавливается порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержатся правила о порядке и сроках вступления в силу новых конституционных норм и прекращении действия прежних.

    Затем организуется групповая работа по изучению Конституции РФ.

    hello_html_16100fd4.jpg

    Конституция государства закрепила ряд важных основополагающих обязанностей граждан:

    1.Гражданин обязан соблюдать законы государства;

    2.Гражданин должен платить налог, сборы;

    3.Гражданин должен защищать Отечество;

    4.Гражданин должен сохранять природу;

    5.Гражданин должен заботиться о детях и нетрудоспособных родителях;

    6.Гражданин должен беречь памятники культуры.

    Наша страна называется Российская Федерация или Россия, в сокращении – РФ. Согласно конституции, это демократическая республика, которая признает, соблюдает права и свободы человека.

    В конституции нашей страны закреплен принцип разделения властей- каждая ветвь государственной власти выполняет свои задачи.

    В нашей стране нельзя издавать законы, которые бы унижали человека, отменяли его права, ущемляли интересы. А если все же государство обидело кого – то? В этом случае защитит суд, который восстановит справедливость.

    Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству ( флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица ). Из оставшихся букв составь слово ( Россия )

    4. Закрепление урока . (игра презентация)

    1.Перечислите государственные символы России. ( герб, флаг, гимн)

    2.Назовите денежную единицу России? (рубль)

    3.Что означают цвета флага Российской Федерации? (белый – чистота помыслов, синий- верность идеи, красный – память предков)

    4.Назовите полное ФИО президента России. (Путин Владимир Владимирович)

    4.Сколько корон на государственном гербе России? (три)

    5.Назовите авторов слов и музыки современного государственного гимна.(слова С.В.Михалкова, музыка А.В.Александрова)

    6.Конституция – ( основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации)

    7.В каком году была принята Конституция РФ? (12 декабря 1993 г.)

    8.Назовите государственный язык РФ? (русский.)

    9. Деревянная игрушка – символ России? (матрешка ).

    10.Назовите растение – символ России. ( Береза ).

    11.Какое место в мире Россия занимает по площади? ( Первое).

    12.Когда россияне отмечают день государственного флага? ( 22 августа ).

    13.Какой царь официально ввел бело-сине-красный флаг? ( Петр 1 ).

    14. Как называется наша страна? (Россия)
    15.Столица нашего государства? (Москва)
    16.Кто стоит во главе государства? (Президент)

    1.Сегодня на занятии мне понравилось …

    2. Сегодня на занятии мне не понравилось

    Исполнения гимна РФ.

    Гимн – России.

    Слова С.Михалкова

    Музыка А. Александрова

    Россия – священная наша держава,

    Россия – любимая наша страна.

    Могучая воля, великая слава –

    Твое достоянье, на все времена!

    Припев:

    Славься, Отечество наше свободное,

    Братских народов союз вековой,

    Предками данная мудрость народная!

    Славься, страна! Мы гордимся тобой!

    От южных морей до полярного края,

    Раскинулись наши леса и поля.

    Одна ты на свете! Одна ты такая –

    Хранимая Богом родная земля

    Отзыв классного часа ко Дню Конституции

    1. ФИО классного руководителя: Петрова Марина Александровна.

    4. Количество присутствующих учащихся: 23 ученика.

    5. Тема занятия: Что я знаю о Конституции

    6. Кто привлекается к проведению мероприятия: Учащиеся

    Дата проведения 11.12. 2018 г

    Целями проведения мероприятия было познакомить с историей этого праздника, понятием и основами конституционного строя, учить уважать законы страны, воспитывать гражданскую позицию. При проведении классного часа было использовано оборудование: компьютер, проектор, презентации.

    Любая конституция это документ, который закрепляет основы конституционного строя государства, права и свободы человека и гражданина, основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, организацию высших органов государст­венной власти, столицу государства и государственную символику,

    Учитель рассказала учащимся об истории Конституции России. Рассказ сопровождался показом слайдов презентации. А затем ребята вспоминали структуру и основное содержание главного Закона нашей страны. Особое внимание уделили рассмотрению прав и обязанно­стей граждан РФ, понятию гражданство. Были рассмотрены все вопросы интересующие ре­бят. Цели, поставленные к классному часу, выполнены.

    Зам директора по воспитательной работа Дагриева А.А.

    Классный руководитель: Петрова Марина александровна

    В начале урока была беседа о нашей Родине с применением презентации и чтением стихов учащимися. В ходе беседы выяснили , что наша страна называется Российской потому, что большинство её населения – русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русским на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои республики, свои национальные округа, но все они объединились в федерацию – союз равноправных народов нашей страны. В нашей стране живут более 180 национальностей и народностей. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны.

    С великолепным изречением мудрых:

    Далее шёл разговор о конституции. Дети рассказывали подробно о символах государства. Все вместе исполнили под фонограмму гимн России.

    После этого перешли к основному – правам и обязанностям граждан. Познакомились с особенно важными статьями Конституции:17, 20, 37, 38, 43, 80, 111, 118 и другими. Отдельно разграничили права и обязанности граждан.

    Классный час прошел на высоком профессиональном уровне Марина Александровна хорошо владеет устной речью. На классном часе смогла увлечь за собой детей в мир кластеров и схем.

    Читайте также: