Цифровая грамотность кратко в картинках

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цифровая грамотность и какие базовые компетенции она предполагает

Новый этап развития человечества с построением глобального цифрового пространства требует знания информационно-цифровой грамотности от каждого члена общества. Для развития информационного общества важнейшим направлением является цифровая грамотность. Программа ЮНЕСКО "Информация для всех" (IFAP) определяет цифровую грамотность как важнейший жизненный навык. Понятие включает в себя не только умение пользоваться компьютерными технологиями, а также развитие навыков находить, получать, выбирать, использовать информацию в самообразовательных, исследовательских и коммуникативных целях.

Невозможно представить в наше время школу, в которой бы не использовались ресурсы ИКТ для решения базовых вопросов формирования цифровой грамотности и внедрения её в курсы других предметов с целью эффективности обучения.

Базовые компетенции цифровой грамотности включают:

Успешность обучения определяется лёгким и быстрым доступом к информации по сравнению с бумажными источниками.

Умение управлять информацией в учебной деятельности и в жизненных ситуациях помогает учащимся коммуникации в информационных средах и работе в сетях.

Роль учителя оценивать и учить использовать нужную информацию, "отделять зёрна от плевел".

Наиболее важна цифровая грамотность для будущих пользователей ИКТ, профессионального электронного бизнеса и специалистов в области ИКТ. Соотношение общих компонентов цифровой грамотности с базовыми компетенциями:

- доступ к информации определяется как распознавание необходимого из множества предлагаемых источников материала, умение оценить и выбрать адекватную, актуальную, качественную и эффективную информацию требует особого умения и навыков, которые определяют цифровую грамотность, ориентирующуюся на другие виды грамотности;

а) навык обобщать, суммировать, сравнивать, выявлять противоречивость информационных источников,

б) навык решения технических задач при одновременной обработке разных источников и др.

в) умение сравнивать и сочетать между собой тексты, таблицы и иллюстрации, для чего необходима визуальная и вербальная грамотность

г) преимущество различных учебных предметов с применением ИКТ, которое отражается на качестве обучения и направлены на межпредметный подход.

- создание новых знаний, информационных технологий путём формирования исследовательских, творческих навыков;

- коммуникации в цифровой среде предоставляют огромную возможность быстрой передачи информации для большей аудитории, поддерживая другие виды грамотности в различных социокультурных связях.

Цифровая грамотность педагога заключается не только в совершенных приёмах владения компьютерными технологиями, но и в умении эффективно использовать ИКТ в учебной деятельности, в дальнейшем профессиональном развитии. Не всегда получается у учителей, часто имеющих большой стаж работы, использовать ИТК для совершенствования передачи знаний ученикам. Мешает убеждённость, что традиционные методы обучения продуктивнее внедрения цифровых технологий в программу предмета. Пример в таких случаях могут продемонстрировать молодые учителя, которые выросли в цифровую эпоху.

Современные стратегии интеграции ИКТ в образовательный и воспитательный процесс.

Сегодня информатизация школы связана не только с оснащением компьютерными технологиями. Важное место занимает система интеграции ИКТ в образовательный и воспитательный процесс. Для этой цели используются различные современные модели в рамках урока и дополнительного образования:

- веб-серфинг, как один из распространённых методов обучения, помогает учащимся знакомиться с содержанием сайтов, учит перемещению по гиперссылкам.

Проект CyberGuide предлагает выполнить различные задания, связанные с исследованием литературных произведений. Задания, соответствующие стандартам образования, предоставляются через Интернет с инструкцией для учителя и ученика.

- мультимедийные презентации учат работать с такими технологиями как тексты, видео, графика, звук и анимация. Творческий аспект работы: планирование, проектирование и создание презентаций, а также подача готового продукта, делает этот проект наиболее популярным среди обучающихся. К мультимедийным презентациям относятся:

а) разработка сайтов в Интернете;

б) участие в развитии гипермедийной структуры

г) компьютерные презентации с использованием мультимедиа

д) съёмка и монтаж видеофильма.

- Дистанционная проектная деятельность (Telecomputing)помогает педагогам и учащимся непосредственно через Интернет передавать опыт деятельности в разных школах, участвовать в онлайн-конференциях, делиться результатами творческой деятельности, искать общие решения назревших проблем и т.д.

- Онлайн-дискуссии с помощью интернет-каналов позволяют обмениваться информацией в реальном времени.

Все перечисленные внедрения ИКТ в образование зависят от уровня оснащения, технических специалистов и творческого подхода педагогов. Интересным и полезным с образовательной и воспитательной точки зрения является участие в межнациональных и международных проектах, с помощью которых можно узнать много нового о культуре разных народов, совершенствовать знание иностранных языков и т.д.

Наиболее эффективные стратегии ИКТ в практике начального образования

Внедрение современных стратегий ИКТ в практику начального образования позволяет научить младших школьников:

- выполнять проектные задания к урокам начальной школы

- создавать небольшие презентации с использованием фотографий, иллюстраций, анимации.

- осваивать приёмы компьютерной графики для создания рисунков, различных конструкций, моделей.

Обучение младших школьников основам возможностей ИТК может проходить факультативно и частично на уроках по основным предметам.

Мой опыт показывает, что учащиеся начальной школы лучше воспринимают и усваивают материал, когда учитель использует цифровые технологии: презентации к теме урока или видеоматериал, например, на уроке изобразительного искусства "Как из бумаги сделать розу" и др. Визуальное наблюдение, яркие иллюстрации, музыкальное сопровождение активизируют познавательную деятельность ребёнка, его творческую активность и желание самому узнать и овладеть приёмами работы в занимательном и интересном мире ИКТ.

Для младшего школьного возраста целесообразно использовать многочисленные программы цифровых образовательных ресурсов, представленные на информационных порталах, рекомендованные Министерством образования РФ: компьютерные азбуки и буквари, учебники с иллюстрациями, архивы презентаций и многое другое.

cifra

Одно из определений цифровой грамотности выглядит следующим образом:

Цифровая грамотность — это набор знаний, умений и навыков, которые необходимы для жизни в современном мире, для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.

Однако в свете революции в социальных сетях, широкого распространения интернет-технологий, понимание цифровой грамотности быстро меняется. Что значит обладать цифровой грамотностью в современных условиях?

  • Умение быстро находить и оценивать большие массивы информации.
  • Уметь создавать собственный алгоритм чтения, знакомства с информацией через сложные коллекции связанных текстов.
  • Умение быстро создавать связи между широко разрозненными идеями и областями опыта.
  • Умение снимать, копировать и редактировать цифровые фотографии и видео.
  • Умение создавать мультимедийные документы, сочетающие в себе слова, графику, видео и аудио.
  • Умение создавать и поддерживать динамические онлайн профили и управлять большими и сложными онлайн социальными сетями.
  • Умение эффективно учиться и ориентироваться в онлайн-мирах и взаимодействовать в виртуальных средах.
  • Умение защитить свои личные данные от неправомерного использования другими.

На мой взгляд, это актуальные требования дня нынешнего. Учитель может определиться, взвесить, каким из умений он не владеет вообще или в недостаточной степени. Что из данных умений для него является более приоритетным. Наверняка через несколько лет приоритеты поменяются. Но в том и особенности современного учителя: учиться всю жизнь.


В корпоративном мире развивается новый тренд: ИТ-подразделения по-прежнему должны уметь разговаривать на языке бизнеса, но и для бизнеса важно делать шаги в сторону повышения цифровой грамотности и использования цифровых инструментов в компании.

Поскольку технологии приобретают все большее значение, ИТ-директорам необходимо не только понимать, что входит в понятие цифровой грамотности, но и как продвигать эту тему среди сотрудников. Эти действия помогут усилить потенциал компании для внедрения инноваций и цифровой трансформации. Именно поэтому обладание цифровыми компетенциями, как на уровне руководителей, так и сотрудников среднего звена, помогают ускорить движение компаний к успеху.

У ИТ-директоров есть все необходимое, чтобы вдохновлять сотрудников и углублять это понимание.

5 признаков цифровой грамотности

Вот некоторые полезные характеристики компании с высоким уровнем цифровой грамотности.

Сотрудники понимают возможности разных технологий и как каждая из них может помочь достижению целей компании.

Сотрудники могут здраво оценивать предложения, с которыми выступают поставщики, и задают вдумчивые вопросы.

Сотрудники понимают, что бизнес-технологии не существуют изолированно, а являются частью более крупной корпоративной технологической экосистемы.

В компании создана отлаженная система обучения технологиям, которая вознаграждает сотрудников за повышение уровня цифровой грамотности.

Почему важен высокий коэффициент цифровой грамотности

На самом деле, практика показывает, что в наиболее успешных c точки зрения трансформации компаниях за управление этими процессами с большей вероятностью отвечают генеральные директора, а не руководители ИТ-подразделений. Этот тренд иллюстрирует тот факт, что преобразование невозможно осуществить только силами ИТ.

Шаги, которые необходимо предпринять ИТ-директорам для повышения уровня цифровой грамотности в компании

ИТ-директора находят способы быстро продвинуть понимание значимости технологий и их потенциала для бизнеса - без глубоких погружений в язык программирования и длительного изучения, как на самом деле работают различные технологии.

Вот несколько проверенных стратегий для повышения уровня цифровой грамотности.

1. Повышайте осведомленность сотрудников по ключевым цифровым темам

Цифровое образование имеет решающее значение для любой компании, стремящейся повысить квалификацию своих сотрудников. Так, например, в рамках своей программы профессионального развития компания EY использует специальные знаки отличия, которые подчеркивают уровень технической продвинутости сотрудников.

По словам Джеффа Вонга, сотрудникам EY интересны такие технические темы, как аналитика, блокчейн, стратегия обработки данных и роботизация бизнес-процессов (RPA). Более половины участников программы получили знаки отличия в технических областях.

2. Создайте общий язык

3. Поощряйте усилия поставщиков

4. Воспользуйтесь преимуществами обучающего процесса

Коммуникационные и другие гибкие навыки - ключевые для ИТ-директоров, поскольку они могут помочь повысить уровень цифровой грамотности во всей организации.

ИТ-директора и их команды могут делиться своей экспертизой и техническими знаниями, если в этом есть потребность.

5. Создайте культуру, которая поощряет цифровые достижения

Создание культуры в компании, которая заинтересует работников инновациями и технологиями, может иметь большое значение для обеспечения свободного владения цифровыми технологиями во всей организации.

6. Усиливайте знания в области ИТ

По словам Абы Догры, в дополнение к цифровому образованию, доступному для сотрудников по всему миру, Schneider Electric несколько лет назад начала свою программу Edison, чтобы еще больше расширить цифровые знания в компании. Программа предлагает новым сотрудникам пройти стажировку в ИТ-отделе.

Затем сотрудники могут перенести то, что они узнали из этого опыта, на свою работу в других функциональных направлениях компании и повысить уровень технической грамотности коллег.

7. Помните, что ИТ-директора являются техническими консультантами

Все перечисленное в статье актуально и для российского бизнеса.

С приходом цифровизации бизнес перестал существовать без ИТ, появились принципиально новые бизнес-процессы, в результате чего меняются и требования к компетенциям специалистов, растет запрос на развитие цифровых навыков у сотрудников.

Многие заказчики (например, крупные банки) сталкиваются еще с одной сложностью: ИТ-департаменты разрабатывают удобную функциональную систему, а сотрудники ее возможностями не пользуются. Им некогда, не хочется, непонятно. Тут тоже есть простое решение – информирование о том, как новая система или релиз могут упростить решение текущих задач и какие три кнопки для этого нужно нажать. Форма может быть разной – от небольших информационно-рекламных роликов до микро-курсов. Это поможет персоналу разобраться с новым ПО, а айтишники будут знать, что их труд не пропал даром.

Что касается внутреннего обучения, то это самый доступный способ выравнивания цифровых навыков в компании. Для обмена опытом можно проводить семинары и митапы, привлекать ИТ-специалистов к командной работе других подразделений. Но это вы и так знаете.

А как у вас выстроено взаимодействие ИТ-подразделений и ДИТов с другими отделами? Какие проводятся (и проводятся ли) мероприятия по повышению всеобщей цифровой грамотности? Насколько вообще сотрудники готовы к цифровизации? Поделитесь своим опытом!

Для того чтобы не потеряться в потоке новейших технологий и шагать, что называется, в ногу со временем, необходимо понимать принципы работы устройств, знать, где искать информацию и как ее применять в своей жизни.

Что такое цифровая грамотность

Не следует путать это понятие с компьютерными навыками, хотя, безусловно, хорошее знание и уверенное использование ПК – это залог цифровой грамотности.

На самом это определение охватывает очень большую сферу действий, включая поиск и потребление информации без угрозы для своего здоровья, финансов и личных данных, умение обезопасить себя от рисков цифровой среды.

Что такое цифровая грамотность

Можно уверенно назвать человека освоившим на хорошем уровне цифровую грамотность, если он способен:

противостоять насилию в кибернетическом пространстве;

вовремя обнаружить признаки интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным;

обмениваться информацией с другими людьми, обеспечивая защиту ее утечки и сохранения конфиденциальности;

обезопасить личные персональные данные;

распознавать обман и подделки, так называемые фейки;

осуществлять проверку достоверности данных в сети;

обрабатывать чужие персональные данные с использование легальных методов.

Получение таких знаний сейчас особенно актуально, потому как цифровые технологии прочно и надежно вошли в нашу жизнь. Даже безобидное ведение странички в социальной сети может привести к печальным последствиям, если человек не будет знать, как сохранить безопасность своих персональных сведений, какой информацией можно делиться в интернете, а какую лучше сохранить в закрытом доступе.

Как оценить свой уровень цифровой грамотности

Вы можете назвать уровень своей цифровой грамотности высоким, если вы:

без труда используете средства поиска и обработки информации в цифровом пространстве;

знаете, как безопасно обмениваться информацией с другими лицами;

умеете создавать контент и владеете способами его передачи;

имеете хотя бы небольшие навыки программирования.

Что такое контент? Это информация любого рода, которую мы можем создать и транслировать с использованием цифровых технологий. Сюда относятся электронные письма, посты в социальных сетях, статьи на сайтах, видео ролики, выкладываемые пользователями интернета.

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.

HUG - 3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина

Я подготовила для вас три урока, которые помогут вам лучше понять себя, снять ограничения, мешающие почувствовать себя любимой и жить счастливо.

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Рассказываю, что необходимо сделать, чтобы освободить свое сердце от старых чувств, и разорвать энергетические нити связывающие вас с прошлым партнером.

Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.

И начать новую, счастливую для себя жизнь.



Очевидно, что влияние современных технологий находит отражение во всех сферах. В частности развитие цифровой экономики привело к появлению новых требований к соискателям на рынке труда:

Возникает большое количество новых профессий.

Формируются новые требования к профессиональным знаниям и опыту потенциальных сотрудников;

Увеличивается спрос на специалистов в области информационных технологий.

Поэтому получение новых знаний в цифровых областях является необходимой и очень важной задачей каждого человека.

В 80 % случаях одним из основных условий предлагаемой вакансии является уверенное владение соискателем компьютером. Приход пандемии значительно ужесточил эти требования, потому как в своем большинстве люди вынуждены были переходить на удаленную работу с использованием как раз таки цифровых технологий.

Как оценить свой уровень цифровой грамотности

В течение последних пяти лет наблюдалось значительное повышение требований к уровню пользователей ПК. На сегодня 90 % должностей предполагают знание определенных компьютерных программ, базового языка программирования, навыки обработки информации с использованием новых программных разработок и технологий. И такая тенденция роста требований в сфере цифровой грамотности сохраняется до сих пор.

Все навыки работы с цифровыми устройствами можно разделить на две категории:

Профессиональные. Сюда относятся: создание, установка, дизайн, эксплуатация, поддержка, управление, обслуживание, оценка исследований и разработок в области компьютерных технологий.

Пользовательские. Как правило, это действия, не требующие специальных знаний и умений, и совершаемые пользователям в процессе учебы, работы, в личных целях.

Навыки цифровой компетенции

Итак, с какими рисками можно столкнуться в информационном пространстве, и какие навыки использовать для защиты своей безопасности? Специалисты выделяют четыре основных направления цифровой грамотности:

Информационная безопасность

Коммуникативная безопасность

Это своеобразный имидж каждого пользователя интернета. По нашей активности в социальных сетях, публикуемых фотографиях и видео, кликов на страницах различных сайтов формируется так называемый цифровой слепок. С помощью специальной программы эти данные анализируются, создавая информационный портрет пользователя.

Техническая безопасность

В этом случае речь идет непосредственно об устройстве, с использованием которого осуществляется выход в интернет. Это может быть смартфон, компьютер, ноутбук или планшет. В зависимости от того, какая степень защиты обеспечена хранящимся на устройстве личным данным, можно говорить о наличии рисков ее попадания в чужие руки. А потому уметь пользоваться гаджетами правильно очень необходимо.

Потребительская безопасность

Действия, привычные для нас в реальной жизни, постепенно завоевывают кибернетическое пространство. Через интернет мы оплачиваем счета, делаем покупки, общаемся, играем в игры, работаем и т.п. Но всегда нужно помнить о том, что это все же виртуальный мир, а потому его правила и законы могут отличаться от реально существующих.

Как повысить уровень цифровой грамотности

Для начала – тщательно изучать имеющуюся информацию. Обязательно посещать раздел FAQ различных сервисов, знакомится с тематическими статьями или даже пройти специальное обучение цифровой грамотности и безопасности в сети. Внимательно следите за новостями о случаях мошенничества в интернете, не доверяйте непроверенным источникам информации, не совершайте тех действий, в результате которых вы не уверены.

Подумайте, что вам уже известно, какими умениями обладаете? Навыки работы с какими программами имеете? Это и есть ваша точка отсчета на пути к дальнейшему развитию.

Как повысить уровень цифровой грамотности

Выберите направления в сетевом пространстве, которые могут быть вам интересны. Возможно, вы хотите научиться создавать сайты или реализовать себя в качестве графического редактора? Умеете писать полезные и интересные программы? Выбрав приоритет в своих предпочтениях, продолжайте следовать к этой цели.

Теории недостаточно. Без практики цифровой грамотности достичь невозможно. Только путем последовательных действий можно действительно приобрести необходимые навыки.

И в заключение стоит сказать, что в одиночку добиться успехов в этой области очень трудно. Налаживание контактов с людьми, общение с ними не только помогает реализовать свои стремления в выбранной цифровой сфере, но еще может стать очень приятным, интересным и выгодным.

Читайте также: