Нравственный подвиг митрополита филиппа кратко

Обновлено: 04.07.2024

22 января Патриарх Алексий II совершил Божественную Литургию в Успенском патриаршем соборе Кремля. Богослужение совершено по случаю дня памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России чудотворца, святые мощи которого почивают в Успенском соборе.

Митрополит Филипп возглавлял Русскую Церковь очень недолго — всего три года, но это были годы, потребовавшие от него исповеднического подвига и каждодневной готовности к мученичеству за правду Христову. Первосвятительское служение митрополита Филиппа пришлось на годы опричнины, а его беззаконное низложение с митрополичьего престола и последовавшее вскоре убиение совершилось по личной злой воле московского царя Ивана IV.

Митрополит Филипп принадлежал к древнему боярскому роду Колычевых и был знаком с царем Иваном IV с ранних лет. Он родился в 1507 году и был старше царя на двадцать с лишним лет, но бояре Колычевы, среди которых было немало сверстников Ивана IV, долгое время были верными царскими слугами. Это обстоятельство, вероятно, сыграло решающую роль, когда царь именно из этого боярского рода выбрал преемника почившему в 1563 году митрополиту Московскому Макарию (в 1988 году причисленному Русской Православной Церковью к лику святых). Выбор царя пал на игумена Филиппа (Колычева).

Об этом игумене было известно, что он, оставив мир с открывавшимися перед ним благодаря высокородному происхождению великолепными возможностями на государевой службе, отправился в самый далекий из русских монастырей, основанный в самом суровом краю русской земли — в Соловецкую обитель, в которой принял монашество. Наставник монаха Филиппа, который был настоятелем Соловецкого монастыря, перед смертью объявил о своей воле видеть Филиппа новым настоятелем. Филипп отказывался, но потом был все же, после долгих уговоров, поставлен игуменом Соловецкого монастыря. При игумене Филиппе монастырь был благоукрашен и обустроен так, что стал одной из лучших святых обителей России. Игумен проявлял попечение не только о внешнем благоустроении монастыря, еще более его заботило духовное делание иноков, для возрастания в котором игумен благословил устроение в монастыре библиотеки духовных книг, а также пристально следил за организацией душепопечения в обители.

Отсюда, с Соловков, и был призван игумен Филипп к новому служению. В 1566 году игумен покидает возлюбленную обитель, чтобы возглавить всю Русскую Церковь. Это произошло через год после введения Иваном IV бессмысленной и жестокой политики опричнины, вошедшей в русскую историю как эпоха невиданных беззаконий и государственного террора. В качестве условия своего согласия на поставление в митрополита игумен Филипп требует прекращения царем разрушительной политики, отказа от опричнины. Царь отвечал вынужденным согласием. После первой совершенной им в сане митрополита Литургии святитель Филипп в Успенском соборе Кремля призвал в проповеди царя и его приближенных к решительному разрыву со всяким беззаконием и неправдой. Святитель говорил о том, что православному царю подобает быть милостивым отцом для своих подданных и не слушать льстецов и хулителей высокого царского христианского призвания. После этого на какое-то время в Москве воцарились тишина и мир.

Летом того же года, на праздник Смоленской иконы Божией Матери, святитель Филипп служил в Новодевичьем монастыре. Во время крестного хода, при чтении Евангелия святитель заметил, что один из опричников не снял с головы свою татарскую тафью. Митрополит с неудовольствием указал на это царю, а опричник поспешил спрятать головной убор и обвинил святителя во лжи, сказанной якобы для того, чтобы посрамить царя перед народом. Царь разгневался и повелел предать святителя Филиппа ложному церковному суду.

Во время последней литургии, которую святитель Филипп служил в Успенском соборе, царские слуги, прервав богослужение, сорвали с него епископские одежды и, переодев святителя в ветхую монашескую рясу, отправили его на дровнях в Богоявленский монастырь (ныне на его месте стоит храм Богоявления) на Никольской улице, а затем увезли из Москвы в Отроч-монастырь Тверской епархии.

Однако молитвы даже низложенного и изгнанного святителя тревожили совесть обличаемого им царя, поэтому Иван Грозный в январе 1569 года посылает Малюту Скуратова в Отроч-монастырь с приказанием умертвить святителя Филиппа. Предузнавший свою скорую мученическую кончину, святитель Филипп причастился Святых Христовых Таин и безропотно предал себя убийце, который задушил стоявшего на молитве святителя.

Прославление святителя Филиппа в лике святых совершилось в царствование Алексея Михайловича, когда его мощи были перенесены в Успенский собор Кремля, а царь Алексей Михайлович в земном поклоне перед святыми мощами просил прощения у убиенного митрополита за все прошлые беззакония и грехи царской власти.

В Москве существует храм Святителя Филиппа Московского на проспекте Мира, где ныне открыто Сибирское подворье Русской Православной Церкви. Там служат приезжающие из сибирских епархий священнослужители. Придел святителя Филиппа и чтимая икона с частицей его святых мощей есть в храме Преображения Господня Патриаршего подворья в Переделкине. Переделкино было вотчиной бояр Колычевых, а будущий митрополит Филипп участвовал в строительстве переделкинского храма. Придел святителя Филиппа существовал также в храме Рождества Христова в Палашах (на углу Большого и Малого Палашевских переулков), разрушенном в 1936 году.

Феодор принял постриг и получил иноческое имя Филипп в Соловецком монастыре. В 1546 году в Новгороде Великом Филипп был посвящен в сан игумена Соловецкой обители. Святой Филипп построил на Соловках два величественных храма — трапезный храм Успения Божией Матери и Преображения Господня. Игумен сам работал как простой строитель, помогая класть стены Преображенского собора.

В Москве о святом угоднике вспомнил любивший его когда-то в отроческие годы Иван Грозный. Царь надеялся, что найдет в святителе Филиппе верного сподвижника, духовника и советника. Святость митрополита, по мнению Грозного, должна была укротить нечестивость и злобу в Боярской думе. Выбор первосвятителя русской церкви казался ему наилучшим. 25 июля 1566 года свершилось посвящение Филиппа на кафедру Московских Святителей.

Но святой Филипп видел, как много нераскаянной злобы и ненависти скрывается под черными шлыками опричников. Были среди них и просто убийцы, очерствевшие в безнаказанном кровопролитии, и мздоимцы-грабители, закоренелые в грехе и преступлении. Опричнина же была задумана Грозным по образу иноческого братства: послужив Богу оружием и ратными подвигами, опричники должны были облачаться в иноческие одежды и идти к церковной службе, длившейся от 4 до 10 часов утра. Самозванное иночество Грозного, мрачным игом тяготевшее над Россией, возмущало святителя Филиппа, считавшего, что нельзя смешивать земное и небесное, служение креста и служение меча.

И тогда Святитель Филипп решился противостать Грозному. Осенью 1567 года царю стало известно о боярском заговоре. Изменники намеревались захватить царя и выдать польскому королю уже двинувшему войска к русской границе. Иван Грозный сурово расправился с заговорщиками. Сознание долга заставило Филиппа смело выступить в защиту казненных бояр. Когда в Крестопоклонную неделю царь с опричниками пришел в Успенский собор в монашеских облачениях, святитель Филипп отказался благословить его и начал открыто порицать беззакония, творимые опричниками.

Участь святителя-исповедника была решена. Боярская дума послушно вынесла решение о суде над Главой русской церкви. Нашлись лжесвидетели — это были иноки из возлюбленной им Соловецкой обители, его бывшие ученики и постриженики. Святого Филиппа обвиняли во множестве мнимых преступлений, даже в колдовстве.

Уже после вынесения приговора о пожизненном заточении в темнице, святого Филиппа заставили служить литургию в Успенском соборе. В середине службы в храм ворвались опричники, всенародно зачитали соборное осуждение, сорвали с него архиерейское облачение, одели в рубище, вытолкали из храма и на простых дровнях отвезли в один из московских монастырей. Старца долго томили в подвалах, забивали его ноги в колодки, держали его в оковах, накидывали на шею тяжелую цепь.

В 1569 году — спустя год после заточения в Тверской Отрочь монастырь, святитель был задушен Малютой Скуратовым. Мощи мученика были преданы земле первоначально там же, в монастыре. Позже совершилось перенесение их в Соловецкую обитель, а затем в Москву, в Успенский собор, где они находятся и поныне.

В настоящее время в столице существует храм Святителя Филиппа Московского, где открыто Сибирское подворье Русской Православной Церкви. Там служат приезжающие из сибирских епархий священнослужители.

В чем вы видите нравственный подвиг митрополита филиппа.


В чем вы видите нравственный подвиг митрополита Филиппа?

Начнем с того, кто такой митрополит Филипп Второй.

Он жил в 16 веке в Москве, был сначала епископом Русской церкви, потом митрополитом Московским и всея Руси в период с 66 по 68 годы 16 века.

Его церковная карьера началась с игумена Соловецкого монастыря.

Известно, что митрополит Филипп Второй не был согласен с политикой Ивана Грозного и особенно с опричниками.

Он открыто выступал проти опричников, и после одного такого открытого выступления он был в опале, лишен сана в рамках одного из церковных соборов, а затем Филипп Второй был отправлен в ссылку в Тверь в Отроч Успенский монастырь.

Там же закончилась его жизнь, Малюта Скуратов убил его.

Посмертно Филипп Второй был реабилитирован патриархом Никоном в 1652 году.

В чем заключается подвиг митрополита Филиппа Второго?

Во - первых, он считается мучеником.

Во - вторых, он в открытую противостоял политике царя и поставил ультиматум об избрании его и отмены опричнины.

То есть он выставил условие, что будет избираться, только если опричнина будет отменена.

И несмотря на то, что этого не произошло, Филипп Второй не замолчал, а продолжал обличать опричнину.

Причем, он сделал это открыто перед царем, то есть Ивану Грозному в лицо, за что и был наказан.



Митрополит Филипп

Будущий митрополит, тогда носивший имя Федор родился в Москве 11 февраля 1507 года. Родители Федора были знатными боярами по фамилии Колычевы. Мама мальчика Варвара воспитала его в лучших традициях христианства и даже читать учила по Священному Писанию. Отец, готовил сына к государственной службе и старался прививать ему военные навыки. Федор предпочитал отдавать свое свободное время чтению и молитвам. Когда ему исполнилось 30, семья Федора подверглась опале, и он втайне от всех покинул Москву. Он продвигался на север, дошел до Онежского озера, там у него не осталось сил идти дальше. Федора приютил местный крестьянин и дал ему небольшую работу.

Недолго Федор прожил в деревне у доброго крестьянина. Все же, тяга к церковной жизни потянула его на острова в Соловецкий монастырь. Юный послушник был прилежен в выполнении всех порученных работ и уже через полтора года его постригли в монахи. Федору дали новое имя – Филипп. Через 8 лет старый игумен соловецкого монастыря Алексий, выдвинул Филиппа на свое место. Собор поддержал решение Алексия, в свою очередь новый игумен смог добиться расцвета Соловецкого монастыря. При нем было построено много церковных и хозяйственных объектов, налажено хозяйство, монастырю были подарены царем солеварни. Игумен Филипп участвовал в Стоглавом соборе 1551 года.

Митрополит всея Руси

Москва осталась без митрополита, ведь кандидат на этот сан оказался не согласен с политикой царя. Тогда Иван Грозный призвал соловецкого игумена к себе в столицу. Собор епископов в июле 1566 года выдвинул игумену предложение стать митрополитом. Федор имел твердую жизненную позицию, он поставил условия, по которым царю необходимо было отказаться от опричнины. Царь не мог согласиться с таким предложением, между ними завязался спор, спорить с упрямым игуменом Иван Грозный быстро устал. В итоге, церковные иерархи смогли уговорить игумена отказаться от своих условий. 25 июля вопрос был решен, в этот день Филипп стал митрополитом Московским и всея Руси.

Противостояние и изгнание

В 1568 году Иван Грозный перехватил письма польского короля к своим боярам, где поляки просили перейти русских в Литву. Это событие привело царя в ярость. Начались массовые казни и опалы. Филипп не мог вынести опричного насилия, и предпринимал попытки образумить царя мирной беседой. Вследствие чего, Иван Грозный стал игнорировать митрополита. 22 марта того же года царь пришел на богослужения вместе с опричниками, все были одеты в монашеские одежды, поверх военной формы и оружия. По окончанию службы царь попросил благословения, но Филипп не обратил внимание на просьбу. Тогда бояре потребовали выполнить благословение, а вместо этого митрополит произнес обличительную речь, где говорилось о том, что в России по вине царя льется кровь невинных и держава не защищает своих граждан. Иван Грозный очень разозлился на такие слова, и на следующий день началась волна новых казней. Летом произошло еще одно столкновение между митрополитом и царем: Филипп сделал замечание опричнику, одетому неподобающе для чтения Евангелия. В этот момент Иван Грозный не постеснялся в выражениях в сторону митрополита. Царь сразу же отправил в Соловецкий монастырь комиссию для сбора обличительных сведений о Филиппе. Причем комиссия действовала методом угроз и подкупов. В ноябре над Филиппом состоялся суд, митрополит, не дожидаясь приговора отказался от своего сана. 4 ноября епископы лишили Филиппа сана, но царь попросил его провести богослужение в Успенском монастыре. На этом богослужении опричники сорвали церковные одежды с митрополита, одели его в монашеские лохмотья и арестовали. Всячески поиздевавшись над ним, святителя сослали в далекий монастырь в Твери. Собираясь в один из походов, царь захотел получить благословение святителя, и послал за этим к нему Малюту Скуратова. 23 декабря 1569 года Скуратов убил Филиппа в его келье путем удушения.

соловецкий пустынник

Благочестива и драматична биография Митрополита Московского Филиппа, борца за правду в эпоху опричнины. Спасая русский народ, этот человек не убоялся самого Ивана Грозного. За свои выступления и призывы против жесткостей того времени Митрополит Филипп лишился сана, был отправлен в острог, а затем предательски убит.

соловецкий пустынник

Происхождение

Мирское имя и фамилия будущего святителя – Федор Колычев. Колычевы – знатный боярский род, известный еще с XIII в.

Отец Степан Иванович, любимый воевода царя Василия III, был честный, мужественный и праведный человек, отличавшийся милосердным нравом.

Жена его, Варвара, позже ушедшая в монастырь под именем Варсонофия, слыла очень набожной и доброй женщиной. В 1507 году она родила первенца, названного Федором. Мальчик рос здоровым, сильным. Родители воспитывали его в строгости, добре и благочестии.

Учеба

Школы в те времена были при церкви и учились там по церковным книгам. Когда мальчик немного вырос, он стал посещать церковную школу. Учиться он любил, был прилежным и послушным учеником.

Федор избегал шумных игр и не веселился с другими детьми, ему нравилось читать. Особенно этого чудесного ребенка привлекали книги Священного Писания, Жития святых, откуда он учился быть праведным.

Мирские занятия тоже не остались без внимания. Федор учился управлять хозяйством в родительском доме и в скором времени приобрел хороший опыт, что проявилось уже в позднее время, когда он образцово вел хозяйство в Соловках.

Все сыновья знатных бояр в то время определялись для высокой службы при царе в воинском или придворном чине. Но Федор этого не хотел, так как умом и сердцем тянулся к Божьему служению. Как и прежде, он целомудренно и скромно жил, избегал веселья в обществе сверстников, но охотно беседовал с пожилыми людьми. Юноша не по летам был степенным, благоразумным в любом деле, чем чрезвычайно радовал своих родителей.

Сближение с царем

Слухи о благонравном молодом человеке, который принадлежал боярскому сословию, проникли в царские покои. В это время Федору было 26 лет, а страной правил князь Василий. Однако на царскую службу юношу призвали только при Иване Грозном (25.08.1530–18.03.1584).

Добронравный юноша заслужил доверие малолетнего царя. Иван сильно привязался к Федору. Все окружающие считали, что Колычева ждет прекрасная придворная карьера, но его это не прельщало. Он стремился посвятить себя церкви и, приближаясь уже к 30 годам, даже не задумывался о женитьбе.

Что послужило толчком к отказу от мирской жизни?

И вот настало время, когда Федор был призван самим Богом к служению церкви. В малолетство Иоанна IV регентшей была мать царя, Елена Глинская (1508–1538), молодая и неопытная правительница. Бояре то и дело затевали смуты и раздоры. Фаворит Елены князь Телепнев-Оболенский в 1536 году рассорился с дядей царя, князем А. И. Старицким. Старицкий затеял восстание, к которому примкнули несколько представителей семьи Колычевых. После провала Андрей Иванович попал в тюрьму, где в течение года скончался, а всех последователей жестоко казнили.

Соловецкий монастырь

Под именем Филипп Федор Колычев стал жить в Соловецком монастыре благочестиво и праведно. Наставник, старец Иона, видя примерность инока, сказал однажды, что именно этот человек станет настоятелем Соловецкого монастыря. Несколько лет Филипп жил в отшельничестве, в лесу.

Алексий уже состарился и с разрешения братии призвал Филиппа, чтобы передать ему наставничество. В 39-летнем возрасте Филиппа избрали игуменом Соловецкого монастыря.

Хорошие хозяйственные и организаторские способности помогли Филиппу усовершенствовать жизнь монастыря и всего Соловецкого края:

  • приняли новый устав;
  • построено два новых богатых храма;
  • духовная жизнь обители процветала;
  • в Соловки стали стекаться паломники, так как монастырь стал известен благочестием и красотой на всю Россию;
  • среди учеников оказались многие выдающиеся люди, в том числе Иоанн и Лонгин Яренгские, Вассиан и Иона Пертоминские.

За несколько верст от обители была пустошь, куда иногда уходил Филипп, чтобы молиться. Это место считается святым и названо Филипповой пустынью.

владыка русской церкви

Митрополит Московский и всея Руси

Царь выражал надежды на то, что соловецкий пустынник, так полюбившийся Иоанну в детстве, станет помогать в правлении государством и окажется верным духовником и мудрым советником. Поэтому Иван Грозный остановил свой выбор на Филиппе в качестве первосвященника Русской церкви. Игумен долгое время не давал своего согласия, опасаясь столь великих почестей и большого бремени.

Царь уговорами и просьбами буквально заставил Филиппа принять сан митрополита Московского и всея Руси. В 1566 году состоялось рукоположение. На этом торжестве были все придворные и сам царь. Однако близость по духу между Иваном Грозным и новым митрополитом не получилась.

С годами Филипп стал строгим, непреклонным человеком и имел свое мнение насчет происходящих событий в стране. Видя беспредел опричников, Филипп написал письмо царю, где осудил действия царя и требовал соединения двух частей государства – земщины и опричнины. Царь считал опричнину своим личным делом и необходимостью для государства. Чтобы сохранить хорошие отношения, они договорились, что Филипп не будет вмешиваться в государственное управление, занимаясь только митрополией.

Противостояние

Церковный суд

Казни и преследования неугодных людей продолжились с большей силой. Иван IV уже решил, как поступит со слишком праведным первосвященником, соблюдая всё по канону. Бояре, собравшись на думном заседании, безропотно отдали владыку церкви под соборный суд.

Сняв с себя регалии митрополита, Филипп собирался уходить, но был остановлен царем. Иван Грозный велел осужденному дожидаться решения собора, забрать свои регалии и церковное облачение и отслужить обедню 8 ноября в день Архангела Михаила. Во время литургии шумно открылась дверь, и в Успенский собор ворвалась толпа опричников во главе с Алексеем Басмановым.

Все люди, находившиеся в соборе, с ужасом слушали зачитываемый вслух указ Ивана Грозного и соборное решение, где были прописаны все доносы на Филиппа. Затем опричники яростно сорвали одеяние с бывшего владыки, накинув на него рваную монашескую рясу. Филипп был спокоен, в этом и был смысл его нравственного подвига. Басманов и его приспешники вытолкали мученика из собора, нанося удары метлами по голове, кинули на дровни и повезли в монастырь Богоявления, всю дорогу избивая и бранясь.

Прихожане шли за дровнями, стараясь держаться подальше от опричников, молча сочувствуя и боясь что-либо предпринять. У ворот монастыря Филипп стал утешать свою паству, говоря, что все мучения принимает ради простых людей. Его заключили в обители, пытали, держали в колодках и цепях, впоследствии перевезли в Отроческий монастырь в Твери.

картина

Мученическая смерть

Бывший владыка русской церкви находился в заключении уже год. Под конец 1569 г. государь пошел войной на Великий Новгород, дабы наказать за мнимое предательство. Приближаясь к тверским землям, царь припомнил опального первосвященника и отправил в Отроческий монастырь самого яростного опричника, Малюту Скуратова.

Федор Колычев, в иночестве Филипп, предвидел скорую смерть свою и смиренно ожидал своего часа. Скуратов, войдя в келью, поклонился бывшему митрополиту и попросил благословения для государя на войну с Новгородом. Но Филипп знал, с чем пожаловал Малюта и ответил, что не нужно обманом просить Божьего дара, пускай опричник делает свое дело.

Скуратов, задушив мученика подушкой, вышел из кельи. Поднялся к игумену и стал жаловаться на монахов, что, якобы не уследили за узником, который скончался от душного воздуха в келье. По приказу Малюты вырыли глубокую яму за алтарем монастырской церкви и там схоронили бывшего первосвященника. Душегуб, скрыв убийство, поспешил уехать.

Почитание митрополита Филиппа

Через 20 лет в правление царя Федора иноки Соловецкого монастыря попросили выдать им тело мученика Филиппа. Раскопав могилу, люди пришли в изумление: мощи и одежду святого человека не затронул тлен, а воздух вокруг стал благоухать. Монахи забрали тело своего бывшего игумена и похоронили его под папертью собора Преображения в Соловецкой обители.

Царь Алексей Михайлович в 1652 году повелел перенести мощи Святого Филиппа в Москву. А в Мещанской слободе, где крестный ход встретил гроб, построили храм Святого Филиппа. Сейчас мощи находятся в Успенском соборе Московского Кремля.

Читайте также: