Нравственная экология это кратко простыми словами

Обновлено: 04.07.2024

Об экологии сейчас говорят, без всякого преувеличения, все, но подразумевают под этим термином далеко не одно и тоже. Между тем экология достаточно точно определена, как биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней. И заявляет она о себе в самых разнообразных научных, экономических, политических, природоохранных и других областях: от экологии геосфер Земли до экологической генетики, теории этногенеза и этики.

Мы же поведем речь о нравственном аспекте экологии, а заодно и всего современного естествознания.

Актуальность этических проблем экологии, признаваемая современным научным сообществом, к сожалению, связана не столько с нашим стремлением к нравственному совершенству, сколько со страхом перед природными катастрофами и нами же вызванными экологическими бедствиями.

В современном общественном сознании наиболее активно распространяют те объяснения экологических бедствий, которые основаны на путанице причин, следствий и понятий. Создаются мифы о перенаселении планеты, леденящие душу истории об озоновой дыре, глобальном потеплении, и прочих кошмарах. Однако, проблема заключается в другом. Суть демографической проблемы состоит не в угрожающем росте численности людей, а в чудовищном падения нравственного их уровня. Жизненного пространства хватит и на 50 миллиардов. Но некогда и двум родным братьям не хватило места под солнцем: Не надо забывать, что Каин убил Авеля вовсе не из-за нехватки жизненного пространства.

В 1991 г., индустриально развитые страны, составлявшие 22% населения планеты, владели 61% мирового валового национального продукта. Остальные 39% приходились на долю 78% населения Земли. Имея лишь 4% населения планеты, США произвели в 1992 г. 24% мирового объёма двуокиси углерода (больше, чем Канада, Индия, вся Южная Америка и Африка вместе взятые). И при населении в 3 раза меньше индийского, американцы в расчёте на душу населения потребляют в 33 раза больше алюминия, в 163 раза природного газа. Соответственно, гораздо больше и объём производимых отходов. Одной только двуокиси углерода в расчёте на одного человека там производится в 19 раз больше, чем в Индии.

Но эта идея была похоронена весной 1999 года, когда США со своими сообщниками, нарушив все нормы международного права и даже собственный устав НАТО, более двух месяцев бомбили Югославию, целенаправленно уничтожая мирное население и экономику независимого и ничем не провинившегося перед мировым сообществом государства.

Как в России, так и на Западе о нравственном подходе ко всем проблемам человечества говорят давно. Ещё А. Н. Уайтхед писал в тридцатых годах ХХ века о необходимости поиска мировоззрения, способного спасти от гибели людей, для которых дороги ценности, выходящие за рамки удовлетворения животных потребностей.

Всеобщая экологическая безопасность определяется установившимися традициями природопользования. Традиции же отражают духовно-нравственное состояния нации. С древнейших времен отношения к среде обитания имело религиозную основу. Ее утрата привела к потере связи человека с землей.

Однажды, путешествуя по одному из красивейших уголков России - Таманскому полуострову, мы столкнулись с поразительными примерами экологической дикости. В районе станицы Голубицкой на оползневых берегах, строили фешенебельные особняки и базы отдыха. Часть из них, вполне естественно, начала рушиться ещё до окончания строительства. По-видимому, заказчики не знали, что природа взяток не берёт. Что никакое количество денег не может изменить даже самые малые природные закономерности.

Нравственность должна пронизывать и определять все стороны жизни человека. И далеко не в последнюю очередь науку. Ещё Конфуций учил о том, что нравственность лежит в основе всей цивилизации и служит условием существования общества.

Давно пора понять, что мир создан по законам, которые мы не можем и не должны игнорировать, тем более пытаться отменить.

Конечно, можно демократическим путем большинством голосов принять решение об отмене закона всемирного тяготения и выходить из последних этажей через окна

Нарушение законов природы ведёт к смерти биологической. Нарушение же законов Того, Кто все эти законы создал, то есть Закона Божьего несёт помимо смерти телесной ещё и смерть души - то есть смерть вечную.

Безнравственный человек жалок и несчастен. Он никогда не может обрести покоя. Каждый фрагмент его разболтанной души постоянно чего-то желает. Но как только какое-нибудь желание исполняется, то другая часть души начинает испытывать подлинное мучение и повергается в беспросветное уныние. И чем большего достигает безнравственный человек, тем меньше радости он испытывает, поскольку подлинная радость - это явление духовного порядка. Она доступна лишь верующим целомудренным личностям.

Смеем утверждать, что целомудрие - то есть целостность и мудрость настоящему естествоиспытателю необходимы никак не меньше, чем электронный микроскоп пятого поколения. Иначе мир будет восприниматься им, как мозаика несвязанных между собой случайных событий и явлений.

Ущербная фрагментарность видения мира особенно наглядно наблюдается в современном искусстве в таких течениях, как авангард и постмодернизм. В науке - в крайних формах материализма, позитивизма и эмпиризма, когда вместо стремления по части понять целое - за целое принимают отдельную его часть.

В психологии это теория З.Фрейда, в биологии и истории - доктрины эволюции и прогресса. Эти концепции являются неопровержимыми, лишь потому, что они принципиально непроверяемы. Объяснение З.Фрейдом человеческой психики творящимися на уровне подсознания сексуальными переживаниями, по сути, не более научно, чем история Гомера об Олимпийских богах.

В рассуждениях Фрейда есть некоторая правда, но это правда патологии, низводящая человека до уровня бессловесной твари.

Без сомнения человеческое сознание может формироваться под действием бессознательных половых влечений, особенно если его воспитание будет направлено не на возвышение его чувств и стремлений, а на разжигание страстей и низведение его до животного уровня. Чем собственно и занимаются современные СМИ и некоторые реформаторы системы образования.

Имеют ли наблюдения и рассуждения З.Фрейда какое либо отношение к реальности? Да, безусловно, имеют. Однако, это та реальность, в которой нравственному человеку нечего делать.

Ничем иным, как войной со Христом и христианской нравственностью нельзя объяснить и повсеместное узаконивание другого мифа: совершенно недоказуемой и пошлой гипотезы о происхождении человека от обезьяны.

Доктрина биологической эволюции состоит из: теории микроэволюции и теории макроэволюции. Теория микроэволюции (популяционная генетика, экологическая генетика, теоретические основы селекции и т. п.) наиболее развитая в теоретическом и экспериментальном отношении область современной биологии с мощным прогностическим потенциалом. Макроэволюция же (происхождение жизни, происхождение рептилий от земноводных, млекопитающих от рептилий, человека от обезьяны и т. п.) представляет собой процесс принципиально не наблюдаемый.

Настоящим доказательством происхождения человека от обезьяны могли бы быть либо достойные всяческого доверия свидетельства очевидцев, либо экспериментальное получение из обезьяны человека. Ни того, ни другого мы не имеем, но, тем не менее, кем-то приказано считать эту нелепость научно обоснованной.

Теория макроэволюции как и теория З. Фрейда способны объяснить какие угодно явления природы, но практически лишена прогностических возможностей. В природе, действительно, существует процесс естественного отбора, но это далеко не всё, что существует в природе. И в решении такой серьезной проблемы, как происхождение человека, хотелось бы от претендентов на научность их гипотезы, названной почему-то теорией, строго научного подхода, а не шаманских заклинаний и явных подлогов таких, как составление скелетов из черепов и костей различных животных.

Ничем, как потерей здравого смысла и трусостью нельзя объяснить повсеместно поддерживаемую обязанность верить в эту нелепицу. Но в последнее время сторонникам этой гипотезы приказано не вступать в публичную полемику с креационистами - учеными, утверждающими божественное происхождение всего живого, поскольку все честные научные споры эволюционистами проиграны.

Этот джин не только сокрушил и уничтожил то, что обещали реформировать, но и разодрал на части целостность нашего жизненного пространства. А ведь целостность государства и нерушимость государственных границ, теснейшим образом связаны с целостностью нации и государства во времени. У нас не только отодрали огромные территории, но и надолго погрузили в безвременье. Вне целостности пространстввенно-временных отношений останавливается всякая жизнь, а ее реанимация протекает крайне болезненно. При этом невероятно трудно понять, что же в действительности происходит со страной и всеми нами.

Интересно, как бы святой благоверный великий князь Александр Невский боролся с терроризмом, преступностью и коррупцией, что бы преподобный Сергий сказал по поводу нынешних нравов или государь-император Александр Третий о современной внешней политики России?

Без нравственных ориентиров общественная жизнь принимает невероятно уродливые формы, о которых людям, живущим в современной России нет нужды рассказывать.

После почти векового пребывания в отрыве от христианской нравственности и национальных традиций нам необходимо вернуться к ним. Вернуть в современную общественную и научной жизнь такое понятие, как совесть - главное условие духовного выздоровления нации.

История науки знает множество свидетельств того, что нравственные качества учёного определяют степень достоверности совершённых им открытий, и что источники наиболее важных сторон научного мировоззрения возникли вне области научного мышления, а проникли в него извне, как вошло в науку всеохватывающее представление о мировой гармонии. Научное мировоззрение развивается в тесном общении и широком взаимодействии с другими сторонами духовной жизни человека.

Отделение его от религии, философии, общественной жизни или искусства недопустимо. Все эти проявления человеческой жизни тесно сплетены между собою и разделяются только в больном воображении. Отказ от религии, материалистическое доктринерство в философии, общественной жизни и искусстве уже отразились пагубно и на науке, и на общественной жизни, и на искусстве..

Беда в том, что аппарат научного мышления далеко не совершенен. Единственно, что может его улучшить - это религиозный подход, поскольку религия, равно как и философия, тесно связаны с теми более глубокими, чем логика, силами человеческой души, влияние которых могущественно сказывается на восприятии логических выводов, на их понимании. Верующие ученые не только познавали, но даже слышали и видели гармонию мира. Иоганн Кеплер слышал музыку небесных светил и сфер. Он сам поведал о глубочайшем чувстве, охватившем его душу, при открытии им законов движения планет. Вполне научно составляя свои знаменитые таблицы, Кеплер необъяснимым с научной точки зрения образом слышал музыку вселенной.

А мы же даже самих себя не слышим. Не слышим стонов исковерканной нами земли и загаженных рек и озер, не слышим криков убиваемых во чревах младенцев. Не слышим молений о помощи страждущих наших братьев.

Отвергнув божественные законы и самого Бога, мы оглохли и ослепли

И жалки мы в своей гордынной слепоте, полагая, что не было умнее и могущественнее нас, постигших великие научные премудрости.


1)всегда ли, на ваш взгляд, справедливо общественное мнение о нравственности человека?

1)всегда ли, на ваш взгляд, справедливо общественное мнение о нравственности человека?

Всегда ли мы следуем ему?

2)есть ли такие нормы морали , которые вам не нравятся?

Что было бы, если бы их удалось отменить?


Всегда ли, на ваш взгляд, справедливо общественное мнение о нравственности человека?

Всегда ли, на ваш взгляд, справедливо общественное мнение о нравственности человека?

Всегда ли мы следуем ему?


Экология?

Влияние на человека.

Почему нужно сохранять.


Какова роль природы в жизни человека и общества?

Какова роль природы в жизни человека и общества?

Что такое экология?

Почему проблема экологии особенно обострилась в наши дни?

Почему нужно беречь неисчерпаемые ресурсы?


Что такое духовно - нравственные ориентиры человека Какова их роль в его деятельности?

Что такое духовно - нравственные ориентиры человека Какова их роль в его деятельности.


Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания ?

Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания ?


Что такое толерантность?

Что такое толерантность?

Почему она является одним из важнейших качеств современного человека?


Как вы думаете, почему вопросы взаимодействия человека и природы обсуждаются не только на уроках географии и экологии, но и обществознании?

Как вы думаете, почему вопросы взаимодействия человека и природы обсуждаются не только на уроках географии и экологии, но и обществознании.


Почему недовольство собой можно считать важным нравственным достижением?

Почему недовольство собой можно считать важным нравственным достижением?


Почему современному человеку важно быть образованным?

Почему современному человеку важно быть образованным.


Открываешь несколько сайтов на эту тему. Берешь из каждого по абзацу. Склеиваешь их. И получается очень неплохое сочинение).


Когда начались митинги местного населения Крыма за присоединение к России.


Да , легко ведь ты делаешь мир чище так как не используешь матершиных слов и хорошо относишься к людям . Я считаю , что все должны быть культурными .



2 обладает развитым мозгом хз наверно способен к выживанию можем действовать Я не знаю имеет хорошо развитый мозг создать хорошее орудие труда и строить дома по моему человека можно с равнить с человеком разумным потому что человек разумный такой же ..


. Влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли в России до XVIII в К X в. На территории восточно - славянских земель сложилось государство - Киевская Русь. Специфика образования и воспитания в Киевской Руси главным образом оп..


1. Создание Средиземноморской цивилизации (4 тыс. До н. Э. ) 2. Великое переселение народов (IV - VII вв. ) 3. Падение Римской империи (V в. ).


Человек - существо социальное. Общение для человека также важно и нужно как вода и еда. Если человеку будет не с кем поговорить, то он может просто сойти с ума.


К демографическим проблемам можно отнести как и не возможность завести детей в связи с плохой экологией и как следствие плохим здоровьем потенциальных родителей , так и просто не желание заводить детей стремясь достичь карьеры или просто считая не до..


Без труда не выловишь рыбку из пруда. Человек трудом велик. Терпенье и труд всё перетрут. Землю красит солнце, а человека - труд. Труд сделал из обезьяны человека. Кто любит труд, того люди чтут. Труд человека кормит, а лень - портит. Труд все..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Традиционные общества исторически были первым типом развития цивилизаций. Из двадцати одной цивилизации, выделенной известным английским историком Арнольдом Тойнби, большинство принадлежало к традиционному типу. На протяжении столетий ход европейской истории характеризовался двумя разновидностями традиционной цивилизации – сначала античного полиса, затем христианского Средневековья. В них виды человеческой деятельности, их цели и средства менялись чрезвычайно медленно, иногда сохраняясь в неизменном виде на протяжении веков. Традиционные общества воспринимали природу как живой организм, а человека как его малую часть. Поэтому человек должен адаптироваться к природе, а не выступать её преобразователем. Вектор человеческой активности направлен здесь не столько на изменение внешних обстоятельств, сколько на самоограничение и самовоспитание.

Экология – проблема нравственная

В XX столетии этические принципы усложнились чрезвычайно. Наибольшей сложностью, ответственностью и драматизмом отличается отношение человека к природе. Здесь необходима философия экологии, исходя из которой, будет строиться и этика экологии.

Однако человек захватил доминирующее положение в природе по праву силы, и отражение этого права силы, к сожалению, живёт и в нашей экологии, хотя недостаточно осознаётся. Например, строится отравляющий округу завод. Посёлок рабочих относится на достаточное от завода расстояние. Но ведь между заводом и посёлком живут звери, рыбы, насекомые. По какому праву мы приговариваем их к смерти или вырождению? Не означает ли это, что в решении экологических проблем человек пока ещё заботится только о себе? В большом масштабе именно о себе и для себя.




Объединение экологии природы и экологии культуры тем более разумно, что очень часто природа и культура страдают от общих причин. Погибнуть человечество и природа в целом могут не только биологически вместе с уничтожением всего живого, но и духовно, вследствие гибели культуры. Такое сочетание бездуховного человечества и бескультурной природы вполне возможно в наше технократическое время. Поэтому сегодня и отношение к природе, и отношение к культуре требуют общих правил нравственности, общего осознания человеком себя как части природы и части культуры. (391 слово) (по статье: Лихачёв, Д.С. Экология – проблема нравственная // Наше наследие. – № 1. – 1991).

Попытка узнать душу народа в его сказке сталкивается с одним препятствием – национальное в сказке почти всегда вариант общечеловеческого. То и другое неразрывно, поэтому отличить общее всем народам от элементов индивидуального, самобытного творчества данного народа всегда бывает очень трудно. Трудность усугубляется тем, что в качестве ценности общечеловеческой сказка не прикреплена неподвижно к месту. Она странствует, передаётся от народа к народу.

Неудивительно, что в русской сказке воспроизводятся общечеловеческие мотивы. В известном сборнике А.Н. Афанасьева, в параллель к русским народным сказкам, приводится великое множество славянских, немецких, скандинавских вариантов на те же темы; цитируются, хотя в небольшом количестве, варианты итальянские, арабские, даже индийские.

Есть общие многим народам излюбленные сюжеты. Мы находим в них под различными именами одни и те же типы героев, одни и те же чудесные превращения и волшебные предметы, множество общих представлений о чудесном и в особенности одни и те же магические задания. Обыкновенно эти общие представления объясняются наличием единой мифологии, зародившейся ещё до разделения индоевропейских народов. Вряд ли, однако, это объяснение представляется исчерпывающим: общее выражается не только в языковых преданиях. Встречаются поразительные совпадения позднейшего происхождения, например – общие варианты одних и тех же христианских сказок у народов, принадлежащих к различным христианским вероисповеданиям. Национальность оказывается здесь лишь ветвью общечеловеческого ствола.

Этим не исчерпываются те трудности, с которыми сталкиваются исследователи сказки как памятника национальной культуры. В сказке есть не только сверхнародное, но и сверхвременное. В ней есть множество исторических эпох, весьма отдалённых друг от друга. И рядом с этим в сказке есть общие всем историческим эпохам представления о чудесном. Доисторическое в ней часто соединяется с современным. И тем не менее волшебная сущность сказки, пришедшая из глубокой древности, остаётся неизменной. Магическое предание необычайно устойчиво, и потому элементы волшебного сохраняются на всех ступенях культуры у различных народов.

Прочитайте статьи, на основе одной из них напишите аннотацию и реферат-резюме.

Типы цивилизаций

Традиционные общества исторически были первым типом развития цивилизаций. Из двадцати одной цивилизации, выделенной известным английским историком Арнольдом Тойнби, большинство принадлежало к традиционному типу. На протяжении столетий ход европейской истории характеризовался двумя разновидностями традиционной цивилизации – сначала античного полиса, затем христианского Средневековья. В них виды человеческой деятельности, их цели и средства менялись чрезвычайно медленно, иногда сохраняясь в неизменном виде на протяжении веков. Традиционные общества воспринимали природу как живой организм, а человека как его малую часть. Поэтому человек должен адаптироваться к природе, а не выступать её преобразователем. Вектор человеческой активности направлен здесь не столько на изменение внешних обстоятельств, сколько на самоограничение и самовоспитание.

Экология – проблема нравственная

В XX столетии этические принципы усложнились чрезвычайно. Наибольшей сложностью, ответственностью и драматизмом отличается отношение человека к природе. Здесь необходима философия экологии, исходя из которой, будет строиться и этика экологии.

Однако человек захватил доминирующее положение в природе по праву силы, и отражение этого права силы, к сожалению, живёт и в нашей экологии, хотя недостаточно осознаётся. Например, строится отравляющий округу завод. Посёлок рабочих относится на достаточное от завода расстояние. Но ведь между заводом и посёлком живут звери, рыбы, насекомые. По какому праву мы приговариваем их к смерти или вырождению? Не означает ли это, что в решении экологических проблем человек пока ещё заботится только о себе? В большом масштабе именно о себе и для себя.

Объединение экологии природы и экологии культуры тем более разумно, что очень часто природа и культура страдают от общих причин. Погибнуть человечество и природа в целом могут не только биологически вместе с уничтожением всего живого, но и духовно, вследствие гибели культуры. Такое сочетание бездуховного человечества и бескультурной природы вполне возможно в наше технократическое время. Поэтому сегодня и отношение к природе, и отношение к культуре требуют общих правил нравственности, общего осознания человеком себя как части природы и части культуры. (391 слово) (по статье: Лихачёв, Д.С. Экология – проблема нравственная // Наше наследие. – № 1. – 1991).

Попытка узнать душу народа в его сказке сталкивается с одним препятствием – национальное в сказке почти всегда вариант общечеловеческого. То и другое неразрывно, поэтому отличить общее всем народам от элементов индивидуального, самобытного творчества данного народа всегда бывает очень трудно. Трудность усугубляется тем, что в качестве ценности общечеловеческой сказка не прикреплена неподвижно к месту. Она странствует, передаётся от народа к народу.

Неудивительно, что в русской сказке воспроизводятся общечеловеческие мотивы. В известном сборнике А.Н. Афанасьева, в параллель к русским народным сказкам, приводится великое множество славянских, немецких, скандинавских вариантов на те же темы; цитируются, хотя в небольшом количестве, варианты итальянские, арабские, даже индийские.

Есть общие многим народам излюбленные сюжеты. Мы находим в них под различными именами одни и те же типы героев, одни и те же чудесные превращения и волшебные предметы, множество общих представлений о чудесном и в особенности одни и те же магические задания. Обыкновенно эти общие представления объясняются наличием единой мифологии, зародившейся ещё до разделения индоевропейских народов. Вряд ли, однако, это объяснение представляется исчерпывающим: общее выражается не только в языковых преданиях. Встречаются поразительные совпадения позднейшего происхождения, например – общие варианты одних и тех же христианских сказок у народов, принадлежащих к различным христианским вероисповеданиям. Национальность оказывается здесь лишь ветвью общечеловеческого ствола.

Этим не исчерпываются те трудности, с которыми сталкиваются исследователи сказки как памятника национальной культуры. В сказке есть не только сверхнародное, но и сверхвременное. В ней есть множество исторических эпох, весьма отдалённых друг от друга. И рядом с этим в сказке есть общие всем историческим эпохам представления о чудесном. Доисторическое в ней часто соединяется с современным. И тем не менее волшебная сущность сказки, пришедшая из глубокой древности, остаётся неизменной. Магическое предание необычайно устойчиво, и потому элементы волшебного сохраняются на всех ступенях культуры у различных народов.

На самом деле экология должна быть наукой не только по названию. Ей следует изучать обстановку до того, как она стала плохой или осталась благополучной.

Казалось бы, предмет изучения в том и другом случае, т.е. в изучении цельности природы, природных связей всего со всем, связей во всем, что создано человеком, чем человек сам по своему желанию окружил себя (окружил себя по результатам свой деятельности), бесконечен и заранее предполагает бесконечность своего изучения.

Однако экология вместе с тем основывается на определенных представлениях о природе.

Мир создан как целое с многообразными внутренними связями, которые нельзя нарушать. Все биологические, физические, космологические связи, весь план мира существуют для того, чтобы мир мог существовать в своих связях, сохраняя в себе существование человека.

Тем не менее в мире не все совершенно (абсолютно) благополучно и идеально. Неблагополучно многое и в самом человеке.

С этим связано не только сохранение Вселенной как органического целого, но и профилактическая помощь природе со стороны человека как единственного существа в природе, которое может говорить и защищать права природы на достойное существование: права растений, животных, рыб, даже ландшафтов с горами, лесами и всей красотой, которая тоже нуждается в защите.

Экология представляет собой взгляд на мир как на дом. Природа – дом, в котором живет человек. Но культура тоже дом для человека, причем дом, создаваемый самим человеком. Сюда входят самые разнообразные явления – материально воплощенные и воплощенные в виде идей и различного рода духовных ценностей.

Органическое, очень сложное единство свойственно не только природе, но и человеческой культуре в целом. Единство часто нарушается и в природе, и в культуре, однако как некая идеальная форма существования природы человека оно есть, и от человека зависит установить единство еще и обоих целых – природного и человеческого.

Необходимо, впрочем, сказать, что так называемые истории культуры, изучающие культуру одного народа, одного континента или целого человечества, упускают многие связи, которые выходят за рамки наших узких современных представлений о культуре. Особенно это следует сказать о явлениях общечеловеческого характера, вообще всего того, что выходит за рамки одной национальности или группы национальностей.

Читайте также: