Новый взгляд на человека и общество кратко

Обновлено: 30.06.2024

Возрождение – это особый этап в развитии европейской цивилизации, который повлиял на политику, экономику, духовную жизнь и сформировал собственную идеологию – гуманизм, поспособствовавшую изменению образа мышления и искусства.

Гуманизм зародился в Италии, где наиболее хорошо сохранились памятники римской культуры и пробудил большой интерес к античности. Гуманисты изучали классические языки (латынь, греческий, еврейский), произведения античных авторов, исследовали рукописи, чтобы самим исследовать свидетельства о прошлом и сложить собственное мнение о произведениях античных и христианских авторов.

Для гуманизма было характерно критическое мышление, то есть гуманисты ставили под сомнение и критиковали всё, включая существование Бога и церковь. В этот период, гражданским идеалом становится человек, посвящающий себя служению обществу и родине. Начинает проявляться индивидуализм, осознание ценности человека, если в Средние века искусство было коллективным, то в эпоху Возрождения индивид уже не боялся выделиться. Для искусства данной эпохи был характерен антропоцентризм, то есть человек находился в центре внимания и автор уже не боялся показать всю красоту человеческого тела. Гуманисты стремились сформировать нового, лучшего человека и новую культуру, превозносящую его. Именно от гуманизма берет свои истоки Реформация, поскольку в её основе лежал критический взгляд на религиозные тексты.

Идеи Возрождения смогли получить широкое распространение благодаря новейшему революционному изобретению – книгопечатанию и тому что любой может купить копию картины. Иоганн Гутенберг в 1455 году, в Майнце, при помощи наборного шрифта, пресса и специальных чернил смог отпечатать первую книгу – Библию. Это инновационное изобретение очень быстро распространилось по всей Европе и уже к 1500 году существовали десятки типографий в различных странах Европы, а общее количество изданных экземпляров превышало 30 000.

Гуманизм – новое течение, возникшее в Европе и значительно расширившее кругозор людей, которые открыли для себя новые горизонты и репродукции известных картин. Гуманистическая идеология повлияла на ход мировой истории и помогла человечеству сбросить с себя предрассудки средневековья.

В XVIII в. впервые за последнее тысячелетие образованные люди были столь единодушно согласны в том, что все беды от невежества, а знание — это благо. Это убеждение высказывалось постоянно, независимо от национальности и языка авторов, и подкреплялось одним и тем же сравнением: поток солнечного света торжествующе пробивается через чёрные тучи и рассеивает их. Свет символизировал добро, знание, разум, а тьма — зло и невежество.

Отсюда и возникло понятие Просвещение, обозначавшее особую культурную эпоху, проходившую под знаком свободы и всевластия разума. Появляется искренняя убеждённость в том, что человеческий разум может познать любые секреты вселенной, что это ключ, который отопрёт замок природы, стоит только правильно его применить. Веком Просвещения обычно считается период конца XVII — конца XVIII в. (до Французской революции).

В годы научной революции учёные стали выяснять, по каким законам живёт природа. И уже тогда возникла мысль о том, что если человек — это часть природы, а общество — творение человека, то и они подчиняются чётким законам, которые остаётся только выявить. Причём если природа живёт по своим законам, того не осознавая, то человек обладает свободой воли и, не зная этих законов, нарушает их. Этим и объясняли то, что и природе царит гармония, которой нет в обществе, где свирепствуют голод и войны, где приходится сталкиваться со злом, невежеством, нищетой.

Одной из главных задач деятелей века Просвещения становится именно изучение общества, а целью — понять, какие загоны им управляют. Только поняв эти законы, можно будет просветить людей, как они должны жить, чтобы в мире царили гармония и счастье. Просветить государей, показать им, как они должны управлять своими подданными. Просветить, образовать народ, поскольку чем более народ просвещён, тем более он независим от чужих суждений, тем лучше он понимает и собственное благо, и то, как устроено общество.

Просвещение — это не только созидание, но и борьба — с невежеством, с предрассудками, с тиранами, забывшими истинные истоки своей власти. Необходимо всё подвергнуть критике разума: общество, государство, мораль, церковь, религию. Произведения, содержавшие такую критику, вне зависимости от их жанра в то время называли философскими, а их авторов — философами, сегодня мы чаще называем их просветителями.

Новый взгляд на человека и общество

Для Локка важно иное. В естественном состоянии господствуют свобода и равенство. Но ради безопасности и сохранения собственности человек передаёт ту часть естественной власти, которой он обладал, в распоряжение общества и государства. Он меняет одну свободу на другую, поскольку естественная свобода заменяется свободой человека в обществе. Если раньше он подчинялся только закону природы, то теперь он готов подчиняться законодательной власти, созданной по всеобщему согласию.

Если Гоббс выступает за абсолютную монархию, то для Локка власть обязательно должна быть ограничена, должен существовать орган, к которому люди могли бы обратиться за запитой от власти. Важнейшую роль у Локка играет равенство пред законом, который принимают по согласию большинства.

Согласно идеям Руссо люди заключают общественный договор, чтобы создать общество, а общество уже само решает, какую власть установить. Но эта власть, возникающая из общего согласия, имеет право требовать от человека всё, что ей нужно даже отдать жизнь ради общества. Она имеет право контролировать мысли и поступки людей, а при необходимости и воспитывать их такими, какими они будут для неё наиболее полезны.

На примере учения Руссо можно проследить и радикальные тенденции в политической мысли XVIII в. Руссо в своих трудах провозглашал суверенитет народа на основе полного равенства и высказывал идеи о возможности свержения тирании пocpeдством народного восстания. Таким образом, был сделан шаг от просветительства к революции, к массовым действиям.

Веротерпимость

Научная революция возродила античную идею прогресса (от лат. progressus — движение вперёд, успех) разума, который приумножает человеческие знания, заставляет природу выдавать свои тайны и тем самым увеличивает власть над ней человека. Именно прогресс разума обеспечивает прогресс общества: оно становится всё лучше именно по мере того, как становится всё более и более просвещённым.

Просветители отстаивали идею о том, что вера — личное дело каждого, государство не должно её навязывать. Теперь был уже лишь один шаг до отделения церкви от государства. Этот процесс начнёт повсеместно происходить с конца XVIII в.

Космополитизм

Просвещение отличалось в разных европейских странах – они имели свои традиции и проблемы Гоббс и Локк писали под впечатлением от Английской революции XVII в. и ожесточённых религиозных конфликтов, французов волновали вопросы законности и границ власти, ограничения монархии и проведения реформ, в которых нуждалось государство. В германских землях просвещение началось позже, оно во многом развивалось в общем русле, как видно из творчества Иммануила Канта (1724–1804). Его особенностью стало то, что немецкие просветители возлагали немало надежд на государство, которое должно было проводить необходимые обществу реформы.

Став реакцией на возведение в XVII в. новых национальных, языковых и религиозных преград между государствами, космополитизм утверждал братство, основанное на едином для всех народов естественном праве, создавал интеллектуальное пространство без границ. Переписка, путешествия, дружеские контакты, музыка и опера, научные и религиозные сообщества, развитие международной торговли — всё это покрывало Европу густой сетью культурных и экономических связей. В то же время ещё больше закреплялось культурное влияние Франции, проявлявшееся уже в XVII в.: ориентиром становятся французские литература и искусство, мода, правила поведения.

Уже тогда планы единой Европы включали в себя признания естественного равенства всех европейских народов, их права на свой выбор (т. е. фактически на самоопределение), принципа невмешательства во внутренние дела соседних государств. В трактате можно найти даже предложение об унификации политических систем. И главная цель этих преобразований — достижение всеобщего мира.

Развитие науки в XVIII в.

Научная революция в начале XVI столетия заканчивается, до XIX в. столь впечатляющей череда открытий, изменяющих мир, уже не будет. Тем не менее те процессы, которые происходили в европейской науке в век Просвещения, были весьма важными.

Постепенно уходит в прошлое энциклопедизм, появляется специализация наук и учёных, заниматься многими науками. Одновременно оказывается затруднительно в силу большого объема накопленных специальных знаний. Собирать материал для наследований становится модным: учёные и просто состоятельные люди увлекаются составлением коллекций окаменелостей, гербариев, в которых были собраны в том числе и растения из экзотических стран. Возникают и крупнейшие государственные коллекции живописи, скульптур, древних артефактов: Британский музей (Лондон), Эрмитаж (Санкт-Петербург), к концу века открывается для посетителей королевское собрание в Лувре (Париж).

Появляются всё новые и новые науки: акустика (наука о звуке), теплофизика (основы энергетики), зарождается лингвистика (наука о языках), начинают активно ставиться опыты электричеством. Всё это создавало предпосылки для нового взлёта европейской научной мысли в следующем столетии.

В эпоху Просвещения учёные искали ответы на вопросы о том, по каким законам живёт общество и что нужно сделать, чтобы оно достигло процветания . Философы критиковали устоявшиеся традиции, полагая, что все их необходимо поверять одним инструментом — собственным разумом .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

 Взгляды на общество и человека в Новое и Новейшее время

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Взгляды на общество и человека в Новое и Новейшее время

Взгляды на общество и человека в Новое и Новейшее время

Средневековые представления о человеке и обществе: IV - конец XV вв. Основа –.

Особенности средневековой философии: Теоцентризм (основа всего сущего - Бог).

Особенности средневековой философии: Теоцентризм (основа всего сущего - Бог) Принцип креационизма (Вселенную создал Бог) Основа мирового порядка – провиденциализм (Божий промысел) Основной способ познания мира – мистический (божественное откровение)

патристика схоластика Периоды в философии Средневековья

патристика схоластика Периоды в философии Средневековья

Кризис Средневековой философии

Кризис Средневековой философии

Философия Возрождения Н. Макиавелли (1469 - 1527)

Философия Возрождения Н. Макиавелли (1469 - 1527)

Философия Нового времени Томас Гоббс (1588 - 1679)

Философия Нового времени Томас Гоббс (1588 - 1679)

Философия Нового времени Джон Локк (1632 - 1704)

Философия Нового времени Джон Локк (1632 - 1704)

Философия Нового времени Дж. Локк: основоположник либерализма гл. труд – «Два.

Домашнее задание: Учить записи в тетради Прочитать параграф №3 (электронный у.

Домашнее задание: Учить записи в тетради Прочитать параграф №3 (электронный учебник Боголюбов. Обществознание. 10 кл. профильный уровень) Выписать в тетрадь основные идеи Ш. Монтескье, Вольтера, Ж.-Ж. Руссо (параграф №3, библиотека, Интернет-ресурсы)

Краткое описание документа:

Презентация по обществознанию к уроку "Взгляды на общество и человека в Новое и Новейшее время" (10 класс) содержит информацию о средневековых представлениях о человеке и обществе, особенностях средневековой философии, периодах в философии средневековья (на примере учений Августина Аврелия и Фомы Аквинского), кризисе средневековой философии (учения Ф. Бэкона, У. Оккама, М. Лютера), философии эпохи Возрождения (взгляды на человека и общество Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Дж. Локка). В отношении указанных философов и их учений отмечены основные идеи, направления, труды.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 927 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 3. Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 06.02.2020 383
  • PPTX 1.4 мбайт
  • 11 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шлыкова Вера Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по обществознанию "Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху." предназначена для учителей и учащихся 10 профильного /социально-гуманитарное направление/ класса (УМК Л.Н. Боголюбова). Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Урок 7-9 Обществознание, профильный уровень Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху ( Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время ) Д.З: § 3, ?? (с. 23), задания (с.24) © А.И. Колмаков

Обществознание, профильный уровень

Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху ( Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время )

Д.З: § 3, ?? (с. 23), задания (с.24)

© А.И. Колмаков

Изучение нового материала

  • Кризис средневековых представлений о человеке и обществе.
  • Политика и государство: новый взгляд.
  • Просвещение: вера в разум и прогресс.
  • Становление общественных наук.
  • Справедливое общество и пути к нему.
  • Марксистское учение об обществе.
  • Социально-философская мысль xx в.

Вспомните. Как изменилось положение католической церкви под влиянием Реформации? Что нового привнесла в развитие общества эпоха Возрождения? Каким видели будущее человечества социалисты-утописты?

Кризис средневековых представлений о человеке и обществе.

В Новое время начинает формироваться новое понимание общества и человека в нем.

  • Сначала в рамках философских течений
  • А позже появились общественные науки (социология, политология и др.)

Известные философы средневековья:

ФОМА АКВИНСКИЙ (13 в.)

  • Благодаря разуму человек может распознавать универсальные сущности в вещах
  • Человек разумное, духовное и социальное существо, для которого жизнь в обществе – необходимое условие самореализации.

Аквинский канонизирован церковью, его учение признано официальной философией церкви ( томизм - учение, соединившее христианские догматы с методом Аристотеля)

АВГУСТИН (4-5 в.в.)

Известные философы средневековья:

Роджер Бэкон

Известные философы средневековья:

МАРТИН ЛЮТЕР (15-16 в.в.)

Философы эпохи Ренессанса ( Возрождение культуры античности) 16 в.)

Макиавелли (15-16 в.в.)

Томас Гоббс (16-17 в.в.)

  • Английский философ.
  • Государство, по Гоббсу как мифическое библейское чудовище Левиафан, -результат договора между людьми, положившего конец естественному состоянию "войны всех против всех".
  • Основа жизни общества – государство, которое поддерживается силой
  • Основные сочинения: "Левиафан" (1651), "Основы философии" (1642 - 58).
  • Теория общественного договора происхождения государства, (выдвинутая голландским учёным Г. Гроцием и разрабатывавшаяся Т. Гоббсом, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо и др.)
  • государство возникло в результате договора между людьми,
  • в котором предусматривался добровольный отказ отдельных лиц от части их естественных прав в пользу государственной власти.

(17-18 в.в.) Английский философ, иногда называемый

Шарль Монтескье (17 – 18 в.в.)

Мари Франсуа Аруэ (Вольтер) (18в.) Век Просвещения.

  • Французский писатель и философ-просветитель.
  • боролся против религиозной нетерпимости и мракобесия,
  • критиковал феодально-абсолютистскую систему, : "Философские письма" (1733), "Философский словарь" (1764 - 69).
  • Общество должно опираться на науку и просвещение, тогда люди станут более нравственными
  • Оказал влияние на развитие мировой, в том числе русской, философской мысли. Один из идеологов Французской революции конца 18 века.

Жан-Жак Руссо 18 в.)

  • критиковал современное общество, основанное на неравенстве, и противопоставлял ему "естественное состояние" людей, свободных и равных.
  • В трактате "Об общественном договоре" (1762 г.) он рисуетидеальное общество, в которомгосударство призвано обеспечивать людям свободу через соблюдение политического и имущественного равенства, не допуская поляризации богатства и нищеты.
  • Мелкую собственность, основанную на личном труде, он считает основой общества.
  • социалисты-утописты – Томас Мор, Томмазо Кампанелла
  • Французские социалисты –Анри Сен-Симон и Шарль Фурье, английский - Роберт Оуэн. Идеи:
  • Критиковали капиталистическое общество (это общество хаоса и разобщенности, жадности и эгоизма)
  • О гармоничном обществе, где будут преобладать общие интересы, свободный творческий труд, равноправие
  • Все обязательно будут трудиться, а созданные блага будут распределяться поровну

Наиболее полно теорию переустройства общества разработали немецкие мыслители Карл Маркс и Фридрих Энгельс (19 в.)

Проверь себя

3. Сравните представления о справедливом (идеальном) общественном устройстве Платона и Маркса. Что общего в их позициях и представлениях, каковы существенные различия?

4. Философы-экзистенциалисты, в отличие от просветителей, сторонников марксизма и представителей других направлений, отказались искать разумный (нацеленный на прогресс) смысл истории.

Какие события XX в. поставили под сомнение исторический оптимизм мыслителей прошлого?

1) Как повлияли на средневековые представления о человеке и обществе Реформация и научные открытия XVII в.?

2) Что общего и каковы различия во взглядах на государство Т. Гоббса и Н. Макиавелли?

3) Почему, на ваш взгляд, идея разделения властей была впервые выдвинута именно философами?

4) Что нового в развитие общественной мысли внесли философы-просветители?

5) Охарактеризуйте основные положения экономического учения А. Смита.

6) Кого принято считать основателями социологической науки и почему?

7) Какие новые идеи об обществе и его развитии выдвинули К. Маркс и Ф. Энгельс?

8) Сравните взгляды социалистов-утопистов и основоположников марксизма на будущее общественное устройство и пути перехода к нему. Выделите общее, укажите различия.

Читайте также: