Декларация 1793 франция кратко

Обновлено: 02.07.2024

Конституция 1791 года как основной закон крупной буржуазии вызвала недовольство народа и критику со стороны левых, радикальных сил и, прежде всего, партии якобинцев, отражающей интересы мелкой буржуазии. Лидеры якобинцев Робеспьер, Марат, Демулен и др. требовали от Национального собрания низложения короля и организации новой конституционной власти. При поддержке народа в ночь с 9 на 10 августа 1792 года якобинцы совершили государственный переворот. Король Людовик XVI был арестован. Национальное собрание объявило о выборах в Национальный конвент, который и должен был заняться государственными делами в чрезвычайных условиях. 11 августа был законодательно установлен новый порядок выборов и введено всеобщее избирательное право для мужчин старше 21 года с годичным цензом оседлости, имеющих самостоятельный заработок. В сентябре 1792 года в Конвент были избраны 783 депутата, которые приняли постановление об упразднении монархии и Конституции 1791 года.

25 сентября 1792 года Франция была провозглашена республикой. Король Людовик XVI предстал перед парламентским судом, обвинен в государственной измене и казнен. К 15 ноября 1792 года на заседании Конвента был обсужден проект новой конституции, представленной известным математиком Кондорсе. Но данный проект Конституции был отклонен Конвентом из-за громоздкости (400 статей), доктринерства и догматичности. Он был далек от реальной жизни. Тем не менее, проект Кондорсе, как и политическая теория Ж.Ж. Руссо, использовался якобинцами при составлении очередного конституционного проекта, автором которого был Геро де Сенийль. 24 июня 1793 года якобинская конституция была утверждена и одобрена большинством граждан Франции в ходе всенародного референдума (1,8 млн. - "за", 17 тыс. - "против").

Конституция 1793 года состояла из двух частей: обновленной Декларации прав человека и гражданина (35 ст.) и собственно Конституции (122 ст.). Декларация прав человека и гражданина 1793 года отличается от прежней большим демократизмом и революционностью. "Целью общества - указывает Декларация 1793 года, - является общее счастье", которое возможно в условиях народного суверенитета и республики. Ярким проявлением революционного характера якобинской демократии явилось провозглашение в Декларации права на восстание: "Когда правительство нарушает права народа, восстание составляет для каждой части народа самое священное из прав. ". Было упразднено деление граждан на активных и пассивных, как несовместимое с идеей равенства.

Конституция 1793 года провозгласила Францию унитарной республикой, в которой верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу и, вследствие этого, устанавливалось всеобщее мужское избирательное право. Избирателями являлись все граждане, имеющие постоянное место жительство не менее шести месяцев (ст. 11). Каждый француз, пользующийся правами гражданства, мог быть избран на всем пространстве республики (ст.28). Французское гражданство предоставлялось каждому родившемуся и имеющему место жительство во Франции. По достижении 21 года он допускался к осуществлению прав французского гражданина. Эти права мог получить также иностранец по достижении 21 года, проживающий во Франции в продолжение одного года, живущий своим трудом, приобретший собственность, или женившийся на француженке, или усыновивший ребенка, или принявший на иждивение старика, наконец, каждый иностранец, имеющий, по мнению Законодательного (национального) корпуса, достаточные заслуги перед человечеством (ст.4).

Важные новшества наблюдались и в организации государственной власти Французской республики. Конституция якобинцев отвергла принцип разделения властей, как противоречащий суверенитету народа. Народный суверенитет предопределил полупрямое осуществление законодательной власти народом. Законодательный (национальный) корпус, избиравшийся на 1 год прямым голосованием, мог лишь предлагать законы, которые одобрялись или отклонялись собраниями граждан по департаментам. Законодательному корпусу вручалось исключительное право издания декретов. Конституция ввела начало единства властей ( законодательную, исполнительную и судебную). Дела непосредственного управления вручались не правительству, Исполнительному совету. Он образовывался следующим образом: собрание выборщиков каждого департамента назначало одного кандидата. Законодательный корпус избирал из общего списка этих кандидатов 24 члена Совета. Местные органы государственной власти и управления изменений не претерпели.

Уникально-оригинальная Конституция 1793 года была одной из самых демократических в истории Франции и Европы. Она предусматривала ряд своеобразных институтов конституционного права. Но ей исторически не суждено стать действующей Конституцией. Оценив обстановку гражданской войны и военной интервенции монархических держав против революционной Франции, якобинский Конвент принял решение об отсрочке вступления Конституции в силу "до достижения мира".

Отказ от конституционного строя и политика революционного террора подорвали социальную базу якобинской диктатуры и явились одной из причин ее падения в июле 1794 года. Вновь пришедшая к власти крупная буржуазия к вопросу о якобинской конституции, естественно, не вернулась. В течение года важнейшие административные и политические институты якобинской диктатуры были ликвидированы. В течение апреля-августа 1795 года над проектом новой конституции работала специальная комиссия Конвента из 11 человек, которая детально изучила предшествующую конституционную практику Франции. Ее концептуальный подход сводился к полному отказу от революционизма конституционного права. Следуя традиции, Конвент вынес текст Конституции на плебисцит. Подавляющим большинством голосов граждане Франции одобрили Конституцию (1 млн. чел. - "за", 50 тыс. чел. - "против"). С ее помощью они рассчитывали спасти и укрепить республику.

Отмежевываясь от крайностей революции, авторы Конституции не только сохранили политический лозунг революции: "Свобода, равенство, братство", но и классические принципы буржуазного конституционализма: республиканизм, народный суверенитет, представительные органы и т.д.

По объему это было обширное конституционное произведение (377 статей). И третья по списку Конституция Франции также состояла из двух частей: Декларация прав и обязанностей человека и гражданина и собственно Конституции. Декларация 1795 года олицетворяет собой полный отказ от аналогичного якобинского документа и в известной степени возврат к первому французскому акту такого рода. В Декларации 1795 года отсутствуют право народа на восстание, всеобщее избирательное право и другие революционные положения. Но данная Декларация содержит раздел о гражданских обязанностях. В ней впервые говорится о том, что обязанностью гражданина является: не вредить другим, делать добро, соблюдать законы и семейный долг, защищать государство и собственность. Гражданам внушалась мысль, что собственность "лежит в основе мировой культуры, всего производства . и всего социального строя".

Конституция уделяла особое внимание избирательной системе. Выборы в высшие органы государственной власти были двухстепенными. Вначале избиратели, которыми могли быть только мужчины, прожившие в одном месте не менее года и имевшие права гражданина, избирали выборщиков. Последними могли быть лица, достигшие 25-летнего возраста и пользовавшиеся правами гражданина. Они должны были, кроме того, обладать имуществом, стоимость которого была бы не ниже заработной платы рабочего за 200 дней. Выборщики избирали членов законодательного корпуса и судебных органов.

Конституция вновь возвращается к политической модели, которая конструировалась на принципе разделения властей. Впервые в организацию законодательной власти вводилось начало бикамерализма - создавались две уравновешивающие друг друга палаты. Совет 500 составлялся из депутатов (не моложе 30 лет), выбранных путем двухстепенного голосования по департаментским собраниям. Вторая палата - Совет старейшин (250 человек, не моложе 40 лет) составлялась из делегатов от департаментов. Нижняя палата составляла законопроекты, которые затем утверждались или отклонялись Советом старейшин. Это закладывало конфронтацию, нестабильность и нежизнеспособность законодательной власти. Эти качества были присуще и исполнительной власти. Она осуществлялась Директорией в составе 5 членов, назначенных Советом старейшин из кандидатов, выдвинутых Советом пятисот.

Ежегодно Директория обновлялась путем переизбрания одного из ее членов. Председательствовали в ней поочередно все члены в течение трех месяцев. Для осуществления управленческих функций Директория назначала министров, которые, однако, не составляли правительство. Утвердив 26 октября 1795 года Конституцию Конвент самораспустился.

Таким образом, французская революция XVIII века внесла существенный вклад в теорию и практику современного конституционализма. Но в ходе революционного конституционного строительства во Франции возобладала идея абсолютизации Основного закона, который, якобы, правит в государстве и без которого не может быть прав и свобод граждан. Конституционализм стал главным принципом формирования всей политико-правовой системы Франции.

Новая декларация прежде всего провозглашает, что целью общества является общее счастье, а правительство установлено для того, чтобы обеспечить человеку пользование его естественными и не­отъемлемыми правами. Декларация дает определение собствен­ности как права каждого гражданина пользоваться и распола­гать по усмотрению своим имуществом, доходами, плодами тру­да и промысла (ст. 16). Декларация допускает свободу собраний

и более определенно говорит о свободе совести (ст. 7), но умал­чивает о свободе союзов.

Декларация прямо говорит об обязанностях общества да­вать пропитание неимущим, приискивая им работу и обеспечивая средства существования нетрудоспособным; содействовать на­родному просвещению и сделать образование достоянием всех граждан.

Повторяются положения декларации 1789 года о принципах уголовного права, процесса и гарантиях неприкосновенности личности. Однако при этом делаются существенные дополнения. Закон, карающий проступки, совершенные до его издания, объ­является тираническим, и само придание закону обратной силы считается преступлением (ст. 14). Нарушение закона и форм, предписанных им при обвинении, задержании или заключении, рассматривается как тиранический акт, и, граждане, против ко­торых направлены такие акты, имеют право оказывать им сопро­тивление силой.

преступления представителей народа и его агентов не должны оставаться безнаказанными.

Новая декларация более радикальна по своему характеру. Но и она остается буржуазной по своей сущности, что особенно ярко обнаруживается в статьях о частной собственности, отве­чающих коренным интересам всего класса буржуазии.

Новая декларация прежде всего провозглашает, что целью общества является общее счастье, а правительство установлено для того, чтобы обеспечить человеку пользование его естественными и не­отъемлемыми правами. Декларация дает определение собствен­ности как права каждого гражданина пользоваться и распола­гать по усмотрению своим имуществом, доходами, плодами тру­да и промысла (ст. 16). Декларация допускает свободу собраний

и более определенно говорит о свободе совести (ст. 7), но умал­чивает о свободе союзов.

Декларация прямо говорит об обязанностях общества да­вать пропитание неимущим, приискивая им работу и обеспечивая средства существования нетрудоспособным; содействовать на­родному просвещению и сделать образование достоянием всех граждан.

Повторяются положения декларации 1789 года о принципах уголовного права, процесса и гарантиях неприкосновенности личности. Однако при этом делаются существенные дополнения. Закон, карающий проступки, совершенные до его издания, объ­является тираническим, и само придание закону обратной силы считается преступлением (ст. 14). Нарушение закона и форм, предписанных им при обвинении, задержании или заключении, рассматривается как тиранический акт, и, граждане, против ко­торых направлены такие акты, имеют право оказывать им сопро­тивление силой.




преступления представителей народа и его агентов не должны оставаться безнаказанными.

Новая декларация более радикальна по своему характеру. Но и она остается буржуазной по своей сущности, что особенно ярко обнаруживается в статьях о частной собственности, отве­чающих коренным интересам всего класса буржуазии.

Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

Французская декларация прав человека и гражданина — одна из основных хартий человеческих свобод, содержащая принципы вдохновившие Французскую революцию. 17 статей, принятых Национальным собранием Франции в период с 20 по 26 августа 1789 года, послужили преамбулой к Конституции 1791 года, а впоследствии Конституций 1793 и 1795 годов.

Предпосылки к началу революции

У Французской революции было несколько причин, копившихся в течение ряда лет, хотя основной стало несоизмеримое неравенство между королевской властью, духовенством и дворянством с одной стороны, средним классом и крестьянами с другой.

Рост населения

По мере роста населения в 18 веке крестьянские земельные наделы становились все меньше, и разрыв между богатыми и бедными увеличивался. Несмотря на то, что в общем положение французов после 1715 года имело тенденцию к большему процветанию, 20 лет до 1789 года были временем экономических трудностей.

Сословное неравенство

Привилегии первого и второго сословия:

  • Аристократия взимала плату за пользование рынками и дорогами.
  • Аристократы были освобождены от уплаты большинства налогов и несения военной службы.
  • Аристократы имели почти полную власть над крестьянским классом.
  • Большинство духовенства и аристократов жили в чрезвычайной роскоши.

Крестьяне были не только лишены каких-либо привилегий, но еще имели множество обязанностей и попадали под множество запретов:

  • Крестьянин не имел права ловить рыбу или охотиться в имениях аристократов.
  • Крестьянин был вынужден платить налоги Церкви, королю, а также своему знатному господину.
  • Простолюдины должны были служить в армии.
  • Для собственных нужд крестьянам полагалось пользоваться винным прессом или мельницей своего благородного хозяина и платить за это.

Финансовые причины

Возникшее недовольство простых людей, возможно, не привело к революции без финансового кризиса, в который страна была втянута в конце 1780-х годов. Правительство Франции обанкротилось, долг составил до 4000 миллионов ливров — множество денег было потрачено на ведение дорогостоящих войн, причем без всякой выгоды для государства.

В то же время членам королевской семьи вменялась в вину трата огромных суммы денег на роскошный образ жизни. Особенное недовольство вызывала непопулярная королева Мария-Антуанетта, жена Людовика XVI, чья расточительность и противодействие реформам стали факторами, способствующими свержению монархии.

Помимо всего прочего, простые французы были недовольны системой налогов, считая ее крайне несправедливой и коррумпированной, а также обвиняя некоторых сборщиков налогов в утаивании от правительства собранных средств.

Неурожай

В 1700-х годах подавляющее большинство населения почти полностью полагалось на сельское хозяйство в качестве источника средств к существованию. В период с 1787 по 1789 годы резко ухудшились климатические условия: после слишком жаркого лета наступили чрезвычайно суровые зимы, а затем прошли беспрецедентные проливные дожди, что привело низкому урожаю в течение трех лет. Цены на продукты питания резко возросли, в то время как доходы населения значительно снизились. Плохие урожаи также привели к безработице большого количества фермеров. Таким образом, среди крестьянского населения возник голод, а отсутствие работы лишь усугубляло ситуацию.

Месяцы, предшествовавшие созыву Генеральных штатов, совпали с глубочайшим финансовым кризисом, лишившим многие семьи элементарных средств к существованию. Городские рабочие, сильно пострадавшие по причине роста цен на хлеб после реформ Тюрго в 1775 году и после ливня 1788 года, имели свой счет к власть имущим. Часть рабочих опасалась увольнения в связи с развитием крупных производственных предприятий; другие возмущались правилами, которые, например, не позволяли подмастерьям создавать свои собственные магазины, конкурируя с привилегированными мастерами гильдий.

Процесс выборов в Генеральные штаты предоставил как сельскому, так и городскому населению беспрецедентную возможность выразить недовольство привилегиями элиты.

Парламентская оппозиция и французские философы

В этот период монархия Франции подвергалась все большей критике со стороны образованных людей. Парламенты, в состав которых входило тринадцать региональных королевских судов, во главе с Парижским парламентом, стали источником инакомыслия. Парламенты были наделены полномочиями регистрировать королевские указы, прежде чем они становились законами. Однако зачастую они выступали против инициатив короля, которые, по их мнению, угрожали свободам и правам французов.

Эта парламентская оппозиция объединилась с оппозицией другой, особенно влиятельной группы интеллектуалов, известной как философы. Они объявляли себя голосом простых людей, выдвигая идею, что у каждого человека есть определенные неотъемлемые права, что правительство должно обеспечить эти права, но при этом не рекомендовали насильственную революцию. Оппозиционеры высмеивали неэффективность и злоупотребление властью со стороны монархии, публикуя трактаты и памфлеты, большая часть которых становились запрещенными.

Наиболее влиятельными деятелями Просвещения во Франции, чьи мысли оказали влияние на основные идеи Французской революции, стали Вольтер, критиковавший абсолютизм и Церковь; маркиз де Кондорсе, излагавший идеи прогресса; барон де Монтескье, популяризировавший конституционный строй Англии; Дени Дидро, выступавший за общественную полезность. Но наибольший вклад внес Жан-Жак Руссо, с его взглядами на народный суверенитет.

Созыв Генеральных штатов

Экономическая реформа, предложенная в 1774-1776 годах, была сорвана сопротивлением привилегированных классов, не желающих отказываться от малейших своих привилегий, а также нежеланием монарха поддержать предложенные экономические и социальные меры.

Тем не менее король нуждался в помощи аристократии в реформировании налоговой системы, за которой и обратился к знати в 1787 году. Монарх предложил, ввести некоторые налоги, однако высшие сословия не согласились с такой постановкой вопроса. По этой причине король созвал Генеральные штаты, которые до этого момента в последний раз собирались более 170 лет назад.

Встреча состоялась в Версале в 1789 году. Король надеялся, что Генеральные штаты одобрят новые налоги, однако духовенство и дворяне по-прежнему желали сохранить свои привилегии. Средний класс жаждал демократии, подобной той, что в Англии. А крестьяне хотели решения собственных проблем — их представители попросили составить список своих обид.

В Версальском дворце, назначенном местом встречи, король разместил большое количество войск.Некоторые сочли это попыткой давления на представителей. Монарх не предоставил им никаких идей, которые можно было бы обсудить, всецело полагаясь на их предложения. Это привело к потере контроля над встречей.

Конфликт интересов сделал переговоры невозможными. Представители третьего сословия наконец объявили, что готовы в одиночку отстаивать свои интересы, и 17 июня 1789 года сформировали так называемое Национальное учредительное собрание.

Парижское восстание

Однако король отнюдь не смирился с этим революционным актом. В период с 27 июня по 1 июля он направил 20 000 королевских солдат в Париж, якобы для защиты собрания и предотвращения беспорядков в беспокойной столице. Призывы собрания к королю вывести эти грозные и ненужные войска не были услышаны. При всей своей моральной стойкости у депутатов совершенно не было материальных ресурсов, чтобы противостоять очевидным намерениям короля. Только массовая мобилизация спасла Национальное собрание от возможного роспуска.

Ситуация все больше накалялась, и увольнение королем 11 июля популярного среди простого люда министра финансов Неккера, парижане восприняли как сигнал к началу контрреволюции. Но вместо того, чтобы уступить, они восстали. Уличные ораторы, такие как Камиль Демулен побуждали своих соотечественников к сопротивлению. Столкнувшись с королевскими войсками на улицах, парижане привлекли некоторых солдат на свою сторону.

13 июля отряды горожан обыскали оружейные лавки в поисках оружия. На следующий день большая толпа вторглась в Дом Инвалидов и без какого-либо сопротивления захватила тысячи винтовок. Затем толпы вооруженного народа переместились к Бастилии, которая в начале века служила печально известной королевской тюрьмой. Полагая, что там хранится порох, горожане осадили крепость. Крошечный гарнизон Бастилии оказал сопротивление, началась жестокая бойня и десятки парижан были убиты.Когда гарнизон окончательно сдался, разгневанная толпа буквально разорвала нескольких солдат.

В другой части города два ведущих королевских чиновника были казнены за их предполагаемую роль в заговоре. Тем временем Национальное собрание свергло чиновников городского правительства, сформировало революционный муниципалитет и организовало ополчение граждан для патрулирования улиц. Подобные муниципальные революции произошли в 26 из 30 крупнейших французских городов.

Парижское восстание 14 июля не только спасло Национальное собрание от роспуска, но изменило ход революции, сделав ее гораздо более активной и насильственной.

17 июля король отправился в Париж, где публично надел кокарду с новым сочетанием цветов: белого для бурбонов, голубого и красного для парижан. Этот триколор со временем стал новым национальным флагом Франции.

Декларация прав человека и гражданина

В июле 1789 года Национальное учредительное собрание приняло решение гарантировании и защите прав личности в новой нации. Одним из пунктов стало принятие документа, отстаивающего эти права. Правозащитные документы являлись характерной чертой британского законодательства и недавно принятой Конституции США.

Собрание сформировало комитет для подготовки билля о правах и 26 августа 1789 года приняло Декларацию прав человека и гражданина, ставшую краеугольным документом Французской революции — и, по мнению некоторых историков, ее величайшим наследием. Декларация прав человека и гражданина послужила преамбулой ко всем трем революционным конституциям и краеугольным документом для различных политических движений. Она установила цели и стандарты для последующих национальных правительств — стандарты, которые игнорировались и попирались во время радикальной фазы революции.

Вклад маркиза де Лафайета

Главным идейным вдохновителем Декларации стал Жильбер дю Мотье, маркиз де Лафайет. Ветеран американской Войны за независимость и ученик философов, Лафайет всем сердцем принял доктрины Просвещения о конституционализме, суверенитете народа и правах человека. 11 июля, за три дня до атаки на Бастилию, Лафайет выступил с обращением к собранию, утверждая, что необходим конституционный документ, гарантирующий права отдельных лиц.
Он дошел до того, что составил свой собственный проект декларации прав, подготовленный в соавторстве с Томасом Джефферсоном. Выдающийся писатель и политический лидер, Джефферсон является автором некоторых наиболее значительных документов Американской революции, в том числе Декларации прав Вирджинии и Декларации независимости США (оба 1776 года).

Несмотря на энтузиазм Лафайета, в собрании существовал значительный раскол по поводу необходимости декларации прав. Большинство консервативных и монархических (конституционных монархистов) депутатов отвергли эту идею. Они соглашались, что монархии нужна реформа и ограничение ее полномочий, но билль о правах считали ненужным шагом.

Более радикальные депутаты думали иначе. Новое правительство, утверждали они, должно иметь явные конституционные ограничения в отношении своей власти, особенно в тех случаях, когда эта власть может ущемлять отдельные свободы. У некоторых депутатов возникли структурные, процедурные и юридические вопросы. Какую форму должна иметь декларация прав? Должно ли она быть частью конституции или существовать как отдельное законодательство? Должно ли это быть широкое философское утверждение или юридически обязательный набор пунктов? Дебаты продолжались с июля и до первых дней августа.

4 августа депутаты достигли консенсуса в отношении разработки декларации. Ответственность была возложена на конституционный комитет Учредительного собрания. В состав этого комитета входили около 40 депутатов, в том числе Оноре Мирабо, Эммануэль Сийес, Чарльз Талейран и Исаак Ле Шапелье. В течение шести дней комитет разрабатывал декларацию. Они изучили аналогичные документы Великобритании и Америки, а также получили многочисленные проекты от заинтересованных местных жителей.

В конце концов, комитет набросал проект декларации прав, содержащей преамбулу и 24 статьи. 26 августа черновой проект декларации сократили до 17 статей. Затем комитет проголосовал за приостановку обсуждений и принятие проекта в нынешнем виде, намереваясь рассмотреть его после завершения разработки конституции. Так родилась Декларация прав человека и гражданина (по-французски Déclaration des droits de l’homme et du citoyen).

Декларация стала кристаллизацией идеалов Просвещения. Она заключила в себе идеи права таких авторов, как Джон Локк, Жан-Жак Руссо, Джефферсон и закрепила их во французском законодательстве.

Основные принципы Декларации

Это был небольшой документ, содержащий только преамбулу и 17 кратких статей, обеспечивающих защиту многочисленных индивидуальных прав: свободы, собственности, свободы слова и печати, свободы религии и равного обращения перед законом.
Декларация гарантировала право собственности и утверждала, что налоги должны уплачиваться всеми гражданами пропорционально их средствам. Она также утверждала концепцию народного суверенитета: идея о том, что закон и правительство существуют для того, чтобы служить воле общества, а не подавлять его. Все это было сформулировано ясно, кратко и однозначно. Декларация также была универсальной — ее права и идеи распространяются на всех людей, а не только на граждан Франции.

Документ был одобрен Национальным учредительным собранием и передан Людовику XVI для подписания. Однако король отказывался подписывать Декларацию вплоть до 5 октября, когда был вынужден одобрить данный документ, чтобы успокоить разгневанную толпу, окружившую Версаль.

После принятия Декларация стала краеугольным камнем революции. Национальная конституционная ассамблея приняла Декларацию в качестве преамбулы Конституции 1791 года. Измененный вариант Декларации лег в основу Конституции, разработанной монтаньярами. Документ также служил маяком для других революционных групп. Так, например, якобинский свод правил требовал от членов проявлять верность Декларации и всегда поддерживать ее ценности.

Свобода и равенство не для всех

Хотя Декларация прав человека и гражданина была названа священной и неприкосновенной, возникли споры и разногласия по поводу того, к кому эти права применимы. Революционеры серьезно относились к гражданскому равенству, но их определение политических прав было крайне ограниченным с современной точки зрения.

Как и ожидалось, права, оглашенные в декларации не распространялись на женщин Национальное собрание сочло, что, поскольку женщины слишком эмоциональны и легко вводятся в заблуждение, им следует избегать общественной жизни и посвятить себя воспитанию детей и хранению домашнего очага. Но формальное исключение женщин из политики не удержало их в стороне.

Женщины активно участвовали в локальных конфликтах, которые вскоре разразились из-за религиозной политики, а в октябре парижанки прошли массовым маршем в Версаль, на волне слухов о перебоях с продовольственным снабжением столицы в связи с отъездом короля. В городах они образовывали вспомогательные общества для местных якобинских клубов и даже создали несколько независимых женских клубов, которые участвовали в гражданских фестивалях и общественных работах по оказанию помощи.

Помимо этого, права, изложенные в Декларации, не распространялись на рабов, наемников в колониях и некоторые другие группы населения. Это вызывало раздражение наиболее радикальных демократов. Например, в октябре 1789 года Робеспьер заявил, что евреи — маргинальная группа, исключенная из голосования и политической власти даже во время революции, — также равны и имеют гражданские права.

Несмотря на эти пробелы и недостатки, Декларация стала смертным приговором для абсолютистской монархии и до сегодняшнего дня остается одним из важнейших документов в истории, провозгласивших права человека.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

80. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г

80. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г Конституция СССР 1924 г. состоит из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В основу Конституции были положены документы, принятые I съездом Советов СССР. Именно поэтому она мало

Конституция США

Конституция США Ныне действующая конституция США была принята 17 сентября 1787 г. Она несет на себе глубокий отпечаток той исторической эпохи, в которой разрабатывалась.Начавшаяся в 1775 г. освободительная война 13 американских колоний против господства Англии, по целям и

23. Конституция США

23. Конституция США Дата принятия конституции США – 17 сентября 1787 г. Конституционный конвент в составе 55 делегатов от штатов принял Конституцию США. По прошествии 2 лет, 4 марта 1789 г., после процедуры ратификации 11 из 13 штатов, Конституция вступила в законную силу.

34. Конституция Италии

34. Конституция Италии Итальянская Конституция была принята в 1947 г. после проведения референдума о форме правления. С 1 января 1948 г. Демократическая Конституция Италии вступила в законную силу. Итальянская Конституция представляет собой вводный раздел «Основные

36. Конституция Японии

36. Конституция Японии Япония является конституционной парламентарной монархией. Император Японии является лишь символом нации, его власть сведена к минимуму, он может только представлять свою страну на мировой арене. Парламент Японии является единственным высшим и

39. Конституция Испании

39. Конституция Испании Конституция Испании представляет собой демократическую модель управления государства и включает преамбулу, вводные положения, разделы, дополнительные, переходные и заключительные положения. В преамбуле и первых статьях закреплены

41. Конституция КНР

41. Конституция КНР Действующая Конституция принята на специальной сессии Всекитайского собрания народных представителей в 1982 г.Структура Конституции 1982 г.: преамбула (введение), свыше 140 статей, объединенных в 4 главы.Ее характерные черты:1) это Конституция

31. Конституция США

31. Конституция США Конституция США была принята 17 сентября 1787 г. 55 делегатами от штатов специально созванного учредительного органа – Конституционного конвента. Через два года 4 марта 1789 г. после ратификации 11 из 13 штатов она вступила в силу. Это основополагающий акт

65. Конституция КНР

65. Конституция КНР Действующая Конституция принята на специальной сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) в 1982 г.Структура Конституции 1982 г.: преамбула (введение), свыше 140 статей, объединенных в четыре главы.Ее характерные черты.1. Это Конституция

104. Конституция США

Вяземский Александр Алексеевич, князь (1727–1793), действительный тайный советник

Вяземский Александр Алексеевич, князь (1727–1793), действительный тайный советник * * *Родился в родовитой княжеской семье. Образование получил в Сухопутном кадетском корпусе, где наряду с другими дисциплинами основательно изучал право. Окончил корпус в 1747. Во время войны с

Конституция 1793 года

Конституция 1793 года Разработка нового конституционного закона была начата еще до юридического провозглашения республики. Конституционная комиссия Конвента (образована 11 октября 1792 г.) представила подготовленный ею проект к 15 ноября. В основном проект был составлен

Новая декларация прежде всего провозглашает, что целью общества является общее счастье, а правительство установлено для того, чтобы обеспечить человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами.

Декларация дает определение собственности как права каждого гражданина пользоваться и располагать по усмотрению своим имуществом, доходами, плодами труда и промысла (ст. 16) . Декларация допускает свободу собраний и более определенно говорит о свободе совести (ст. 7) , но умалчивает о свободе союзов.

Очень важным является провозглашение права граждан заниматься любым трудом, промыслом и торговлей. Новым было в декларации право коллективных петиции, “которое не может быть отменено, приостановлено или ограничено” . Декларация признает за народом и даже отдельной частью общества право сопротивления угнетению, называя священным право и даже обязанность народа и каждой его части на восстание, когда правительство нарушает права народа (ст. ст. 33,34,35) .

Декларация прямо говорит об обязанностях общества давать пропитание неимущим, приискивая им работу и обеспечивая средства существования нетрудоспособным; содействовать народному просвещению и сделать образование достоянием всех граждан.

Повторяются положения декларации 1789 года о принципах уголовного права, процесса и гарантиях неприкосновенности личности. Однако при этом делаются существенные дополнения. Закон, карающий проступки, совершенные до его издания, объявляется тираническим, и само придание закону обратной силы считается преступлением (ст. 14) . Нарушение закона и форм, предписанных им при обвинении, задержании или заключении, рассматривается как тиранический акт, и, граждане, против которых направлены такие акты, имеют право оказывать им сопротивление силой.

Декларация дает более подробное определение суверенитета, указывая на его свойства: суверенитет един, неделим, не погашается давностью и неотчуждаем (ст. 25) . Посягательство на присвоение принадлежащего народу суверенитета карается смертью. Народу принадлежит право пересмотра, преобразования и изменения своей конституции. “Ни одно поколение не может подчинить своим законам поколения будущие” (ст. 28) . Государственные должности по существу временные и рассматриваются не как отличия, не как награда, а лишь как обязанности; преступления представителей народа и его агентов не должны оставаться безнаказанными.

Новая декларация более радикальна по своему характеру. Но и она остается буржуазной по своей сущности, что особенно ярко обнаруживается в статьях о частной собственности, отвечающих коренным интересам всего класса буржуазии.

Читайте также: