Новорожденный изменение образа жизни при переходе к постнатальному детству кратко

Обновлено: 08.07.2024

Состояния, которые отражают процесс приспособления малыша к внеутробной жизни, называются переходными (транзиторными, физиологическими или пограничными). Они являются физиологичными для новорожденных, но при определенных условиях (дефекты ухода, вскармливания, различные заболевания) могут становиться патологическими, т.е. предрасполагать к заболеваниям.

Чаще всего мы встречаем у новорожденных детей следующие состояния:

Транзиторная потеря первоначальной массы тела

Отмечается у всех новорожденных, обусловлена потерей жидкости из-за дефицита грудного молока, потерей жидкости с мочой, меконием. Максимальная убыль массы тела отмечается к 3-4 дню жизни. Восстановление первоначальной массы тела у большинства детей происходит к 6-7 дню. Для предупреждения значительной потери массы тела в ранние сутки мы рекомендуем более частые прикладывания ребенка к груди, допаивание его кипяченой водой, 5% раствором глюкозы.

Транзиторное нарушение терморегуляции

В отличие от взрослых, новорожденные дети могут очень легко перегреваться и переохлаждаться. Это обусловлено несовершенством процессов терморегуляции. Транзиторное повышение температуры бывает чаще из-за перегревания ребенка, недопаивания, обезвоживания, высокой температуры в помещении. Чтобы этого избежать, мамы должны следить за температурой в палате и регулярно ее проветривать, соответствующе одевать ребенка.

Транзиторная гипотермия – понижение температуры тела. Для профилактики переохлаждения не оставляйте ребенка в мокрых пеленках, переодевайте на пеленальном столике под источником лучистого тепла.

Транзиторные изменения кожных покровов

Простая эритема – краснота кожи, возникающая после удаления первородной смазки или первого купания. Краснота становится более яркой на 2-е сутки, затем постепенно уменьшается. К концу первой недели жизни исчезает самостоятельно.

Токсическая эритема – появление красноватых пятен с серовато-желтыми уплотнениями или пузырьками в центре. Иногда эти высыпания обильны и покрывают все тело, чаще же они единичны. Состояние малыша, как правило, не нарушено, но при обильной сыпи может понадобиться дополнительное лечение. У этих новорожденных чаще других встречаются аллергические реакции, поэтому маме стоит придерживаться гипоаллергенной диеты в период грудного вскармливания. Кроме того, кожа новорожденного в период высыпания требует более тщательного ухода.

Физиологическое шелушение кожи - чаще наблюдается у переношенных детей. Лечения не требует, шелушение проходит самостоятельно при ежедневном купании малыша.

Физиологическая желтуха- встречается у 60-70% доношенных детей, проявляется на 2-3 сутки, исчезает к 7-10 дню самостоятельно. Ее появление обусловлено особенностями обмена билирубина у детей. В некоторых случаях желтуха может нарастать и становиться патологической. В этом случае может потребоваться лечение, о необходимости и методах которого Вам расскажет лечащий доктор.

Милиа - бело-желтые узелки размером 1-2 мм, расположенные на коже лица. Представляют собой закупоренные протоки сальных желез. Проходит без лечения через 1-2 недели. На слизистой полости рта также могут быть подобные образования.

Половой криз

Его проявления являются результатом действия гормонов, которые попадают в организм ребенка через плаценту и с молоком матери при грудном вскармливании. У детей с выраженным половым кризом реже бывает желтуха, менее выражена убыль первоначальной массы тела, период новорожденности протекает более гладко.

У мальчиков проявляется умеренным отеком наружных половых органов, может сохраняться 1-2 недели, проходит без лечения.

Практически у всех девочек и у половины мальчиков на 3-4 день жизни увеличиваются молочные железы. Увеличение обычно симметричное, кожа над увеличенной железой, как правило, не изменена, но иногда слегка краснеет. Лечения не требуется.

Иногда у девочек Вы можете заметить серовато-белые выделения из половой щели в первые 3 дня жизни . У 5-10% девочек эти выделения могут содержать кровь. Лечения не требуется, необходим лишь гигиенический уход.

Мочекислый диатез

Часто на пеленках Вашего малыша можете обнаружить на первой неделе жизни пятна желто-кирпичного цвета. Они представляют собой отложения мочевой кислоты в виде кристаллов, которые окрашивают мочу в соответствующий цвет. Более частое прикладывание к груди, допаивание ребенка могут свести эти проявления к минимуму.

Со стороны кишечника также наблюдаются процессы адаптации

Первый стул, который Вы можете видеть у своего ребенка от темно-зеленого (оливкового) до черного цвета. Это первородный кал – меконий. Через 1-2 дня стул становится более частым, неоднородным как по консистенции ( комочки, слизь, жидкая часть), так и по окраске (участки темно-зеленого цвета чередуются с зеленоватыми, желтыми и даже беловатыми), более водянистым. Такой стул называется переходным. У деток, находящихся на грудном вскармливании, смена переходного стула на постоянный происходит быстрее, он желтого цвета, кашицеобразный, однородной консистенции. Стул у детей, находящихся на грудном вскармливании, чаще, чем у детей на искусственном или смешанном вскармливании, и может быть после каждого кормления.

ПИТАНИЕ КОРМЯЩИХ МАТЕРЕЙ

В настоящее время грудное вскармливание рассматривается как высокоэффективный способ обеспечения здоровья и развития детей грудного возраста. Грудное молоко – самое полезное для вашего ребенка, но качественный состав молока зависит, прежде всего, от питания женщины.

Во время кормления грудью следует придерживаться диеты, исключающей высокоаллергенные продукты: шоколад, кофе, какао, фрукты и ягоды ярко-красного и оранжевого цвета, киви, ананасы, авокадо; бульоны мясные, рыбные, грибные, куриные; маринады, соления и острые блюда, консервы, мясные и рыбные копчености, яйца, мед, креветки; продукты, содержащие пищевые добавки. Нужно избегать острых приправ, пряностей, чеснока, лука, хрена, т.к. они могут придавать неприятный вкус молоку, и ребенок может отказаться от груди.

Следует ограничить цельное молоко (не более одного стакана в сутки), сметану (добавляется только в блюда), хлебобулочные и макаронные изделия из муки высшего сорта , кондитерские изделия, сладости. Следует также ограничить пищу, вызывающую расстройство стула у ребенка: свекла, свежие огурцы, капуста, виноград, бобовые, черный хлеб.

Разрешаются кисломолочные продукты (кефир, йогурты без фруктовых добавок); крупы (гречневая, кукурузная, овсяная, рисовая); овощи и фрукты зеленой окраски; мясо – нежирные сорта говядины, свинины, филе индейки, кролик (в отварном, тушеном виде, а также в виде паровых котлет); супы вегетарианские; хлеб пшеничный второго сорта, ржаной; напитки – чай без фруктовых добавок, компоты, морс.

ПРАВИЛА КОРМЛЕНИЯ ГРУДЬЮ

Ваше грудное молоко, несомненно, является лучшей пищей для вашего малыша. Оно помогает Вам поддерживать связь с вашим ребенком, и содержит все, что ему необходимо, для того, чтобы расти и оставаться здоровым. Грудное вскармливание снижает риск детских инфекций, аллергических заболеваний, ожирения, сахарного диабета у детей, а также помогает поддержать Ваше здоровье: может помочь матке вернуться к нормальному размеру, избежать лактостаза и мастита, сбросить набранный при беременности вес, снизить риск развития рака груди и яичников.

Приступая к кормлению грудью:

  • перед началом кормления вымойте руки, заколите волосы, снимите халат;
  • выберите удобную позу для кормления, расслабьтесь, Вы можете кормить ребенка лежа или сидя. Для этого можно использовать валик из подушки. При кормлении в положении лежа всегда выкладывайте ребенка на чистую пеленку, а не на постельное белье;
  • при любой позе ребенок должен хорошо видеть Ваше лицо и выражение Ваших глаз. Это способствует установлению тесного эмоционального контакта с малышом во время кормления;
  • вначале прикоснитесь соском к губам младенца. Подождите, пока он широко откроет рот. Теперь приложите ребенка к груди, прижав его к себе (а не грудь к ребенку!) и поддерживая за спину рукой;
  • ребенок должен захватить сосок вместе с ареолой (кружок темной кожи вокруг соска);
  • при правильном захвате соска рот ребенка широко открыт, нижняя губа вывернута наружу и находится под соском. Ваш ребенок должен начать с нескольких быстрых всасывающих движений, а затем замедлить их по мере высвобождения молока из груди. Слышно, как ребенок глотает молоко;
  • продолжительность кормления здоровых детей обычно не превышает 20 минут. Насытившись, ребенок прекращает сосательные и глотательные движения и отпускает сосок. Если ребенок длительно находится у груди, и Вы хотите прервать кормление, вставьте свой палец между языком ребенка и соском;
  • завершите кормление смазыванием соска и ареолы молоком. Оставьте грудь открытой на несколько минут для контакта с воздухом. Это предохранит сосок от появления трещин;
  • не смазывайте здоровые соски мазями, кремами, зеленкой – это может привести к отказу малыша от груди. Мойте грудь теплой водой без мыла ежедневно во время гигиенического душа;
  • откажитесь от резко пахнущих дезодорантов и других косметических средств в период кормления грудью.
  • Помните, что на первой неделе по мере появления молока следует чаще кормить ребенка. Интервалы между кормлениями могут быть от 1,5 до 2 часов, в том числе в ночное время;
  • предлагайте ребенку в каждое кормление обе груди. Не сцеживайте вторую грудь после кормления, последующие кормления начинайте с той груди, которой Вы закончили предыдущее;
  • в течение первых дней и недель после рождения не ограничивайте число кормлений. Новорожденный может требовать 10-12 и больше прикладываний к груди в сутки.

Так происходит адаптация ребенка к новым условиям существования и ему необходимы Ваша помощь и понимание. К концу 1-го месяца жизни частота кормлений обычно уменьшается до 7-8 раз.

Новорожденный - ребенок в начальном периоде приспособления к условиям внеутробного существования. Период новорожденности начинается после первого вдоха; длительность его, условно принятая в большинстве стран, равна приблизительно 3--4 неделям жизни. После перерезки пуповины прекращается непосредственная связь ребенка с организмом матери. Периоду новорожденности предшествует внутриутробный рост и развитие (антенатальный период). Длительность периода новорожденности зависит от исходного состояния, функциональной зрелости младенца и условий внешней среды, в которой он находится после рождения. Первые 3 часа и первые 3-4 дня после рождения являются важными жизненными этапами, когда происходят наиболее значительные и быстрые преобразования и становление основных функций. При определении длительности периода новорожденности необходимо тщательное наблюдение за развитием каждого ребенка и всесторонний учет морфологических и функциональных изменений.

Различают пренатальное развитие и постнатальное развитие. Пренатальное развитие начинается от момента слияния гамет и продолжается до рождения ребенка, дальнейшее развитие называют постнатальным.

Пренатальный онтогенез делится на 4 периода: герминативный, эмбриональный, предплодный и плодный. Во времени он занимает 10 лунных месяцев (около 40 недель).

Оплодотворение чаще всего осуществляется в верхней или средней трети фаллопиевых труб, значительно реже оно может быть в воронке яйцевода или в брюшной полости.

1. Герминативный период продолжается около 1 недели от начала оплодотворения. Этот период проходит в полости маточных (фаллопиевых) труб при постоянном движении оплодотворенной яйцеклетки в сторону матки. За это время происходят следующие процессы: после слияния гамет с редуцированным числом хромосом образуется клетка с полным набором хромосом - зигота.

2. Эмбриональный период тянется 2-4 недели, начиная от имплантации зародыша и кончая временем закладки сердца. В это время закладывается и начинает развиваться нервная система, хорда, которая затем преобразуется в позвоночный столб.

3. Предплодный период продолжается в течение 4-8 недель после оплодотворения

4. Плодный период занимает время от восьми недель (после оплодотворения) до рождения. В течение этого времени оканчивается органогенез, происходит тонкая дифференциация тканей и органов и высокое развитие нервной системы.

Постнаталъный онтогенез начинается с момента рождения ребенка. Весь постнатальный онтогенез делится на периоды

3. Период нейтрального детства делится на раннее и первое детство и длится от 1 года до 7 лет. Третий период характеризуется слабо выраженными вторичными половыми признаками, когда мальчики и девочки почти" не отличаются друг от друга размерами и формой тела.

4. Период второго детства длится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек - с 8 до 11 лет. В этот период заканчивается прорезывание постоянных зубов, происходит окостенение эпифизов, начинают функционировать половые железы, появляются вторичные половые признаки.

5. Подростковый период (период полового созревания или пубертатный).Продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек - с 12 до 15 лет.

6. Юношеский возраст продолжается у юношей от 17 до 21 года, у девушек - от 16 до 20 лет. В этот период в основном заканчивается процесс роста и формирование организма, и все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной величины, завершается формирование половой системы, созревание репродуктивной функции.

7. Период зрелого возраста человека характеризуется тем, что размеры и форма тела практически остаются в неизменном виде. Он делится на две части: первая у мужчин длится от 22 до 35 лет, у женщин – от 21 до 35 лет. Вторая часть длится у мужчин от 36 до 60 лет, у женщин – от 36 до 55 лет.

8. Периоды пожилого и старческого возраста имеют тенденцию к инэволютивным изменениям в организме. Пожилой возраст у мужчин составляет период от 61 до 74 лет, а у женщин от 56 до 74 лет. Старческий возраст для обоих полов составляет период от 75 до 90 лет.

9. Долгожители - люди в возрасте от 90 лет и старше. Продолжение инволютивных изменений.

Кризис новорожденности, изучение физиологических и психических аспектов, обуславливающих данный период жизни ребенка. Преобладание переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Образование рефлексов, облегчающих приспособление к новым условиям жизни.

Рубрика Психология
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 17.06.2014
Размер файла 36,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Новорожденность, как критический период

2. Физиологические особенности периода новорожденности

3. Психические особенности периода новорожденности

Появление на свет -- важное событие в жизни каждого человека, некий рубеж, отделяющий один мир от другого. В постнатальный период происходит коренное изменение образа жизни ребенка, связанное с физическим отделением от материнского организма: это новый тип дыхания (включаются легкие ребенка), новый способ питания, новые температурные условия и т.п. Поэтому новорожденность с физиологической точки зрения -- это переходный период, когда происходит приспособление к внеутробному образу жизни, становление собственных систем жизнеобеспечения организма. [5, с.156]

Ребенок рождается и первым криком оповещает этот мир о своем появлении. Вспомним Короля Лира:

Родясь на свет, мы плачем --

Грустно нам к комедии дурацкой приступаться.

Не драматизируя излишне это событие, отметим все же, что процесс рождения -- тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Недаром психологи говорят о кризисе новорожденности. [2, с.88]

В данной контрольной работе мы подробно разберем, чем же является кризис новорожденности, а так же рассмотрим физиологические и психические аспекты, обуславливающие данный период жизни ребенка, как кризисный.

1. Новорожденность, как критический период

Развитие ребенка открывается критическим актом рождения и следующим за ним критическим возрастом, носящим название новорождённости. Период новорождённости длится от момента рождения примерно до конца первого месяца жизни. В момент родов ребенок физически отделяется от матери, но в основных жизненных функциях еще долгое время остается биологически несамостоятельным существом. [4, с.228]

Главная особенность новорождённости связана со спецификой социальной ситуации развития: ребенок отделяется от матери физически, но не биологически. Вследствие этого все существование ребенка в это время занимает как бы срединное положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства. Новорождённость, как соединительное звено, совмещает в себе черты того и другого, и эта двойственность характеризует всю жизнь маленького существа. [4, с.228]

Так, после рождения непосредственная физическая связь с матерью уже отсутствует, но он продолжает получать пищу, вырабатывающуюся в материнском организме (молозиво, молоко), и иначе питаться не может (следовательно, питание ребенка представляет собой переходную форму от внутриутробного к внеутробному существованию).

Такая же двойственность отмечается в самой форме существования ребенка. Около 80% суток он спит (у взрослого норма составляет 20%), причем сон носит полифазный характер: короткие периоды сна чередуются с крошечными очагами бодрствования. Сам сон еще недостаточно отдифференцирован от бодрствования, поэтому чаще у новорождённого наблюдается среднее состояние между сном и бодрствованием -- нечто, напоминающее дремоту. Ребенок способен засыпать с открытыми (или полуоткрытыми) глазами, а бодрствовать -- с закрытыми, находясь в дремоте. [4, с.228]

Помимо этого, двойственность обнаруживается в том, что ребенок сохраняет эмбриональную позу во время сна и даже во время бодрствования.

Ребенок рождается более беспомощным, чем детеныши высокоразвитых животных. К моменту рождения он обладает лишь системами наследственно закрепленных механизмов -- безусловных рефлексов, облегчающими приспособление к новым условиям жизни.

Новорождённость является единственным периодом в жизни человека, когда еще можно наблюдать в чистом виде проявления врожденных, инстинктивных форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (в кислороде, пище, тепле). Эти органические потребности не могут, однако, составить основу психического развития -- они только обеспечивают выживание ребенка. [4, с.229]

У ребенка первых двух недель жизни единственным очевидным выражением эмоций является реакция неудовольствия на дискомфорт или насильственное пробуждение. Сигналы неудовольствия, издаваемые ребенком, привлекают внимание ухаживающих взрослых, которые и помогают ребенку избавиться от неприятных ощущений. Положительные эмоциональные реакции в ранний период новорожденности отметить не удается, поскольку удовлетворение потребностей приводит к успокоению и засыпанию ребенка. [5, с.158]

Центральным новообразованием новорождённое является появление индивидуальной психической жизни ребенка. Л.С. Выготский обращал внимание на 2 момента, связанных с этим. Первый: жизнь присуща ребенку уже в эмбриональный период развития. Новым, возникающим после рождения, является то, что эта жизнь становится индивидуальным существованием, отделенным от организма матери и вплетенным в социальную жизнь окружающих людей. Второй: жизнь новорождённого, будучи первой и еще примитивной формой бытия ребенка как социального существа, стала не только индивидуальной, но и психической. [4, с.232]

Вопрос о границах новорождённости постоянно дискутируется. Физиологи на основе отпадения пуповины, аблитерации баталова протока и пупочной вены и т.п. признаков называют верхней границей 6--7-й, 10-й, 20--21-й день, 1-й месяц и т.д. Физиологически этот период длится около трех недель, и незаметно, без резкой грани ребенок переходит ко второму месяцу грудничкового периода.

Характерные особенности периода новорожденности: малое различение сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность (нецеленаправленная, импульсивная, толчкообразная). Большую часть времени новорожденный погружен в себя и просыпается из-за дискомфорта, вызванного ощущением голода, жажды, холода и др. [5, с.157]

Таким образом, обобщая все вышесказанное можно кратко охарактеризовать кризис новорожденности, как период адаптации ребенка к новым условиям жизни.

2. Физиологические особенности периода новорожденности

Рождение -- это радикальный переход из защищенной, поддерживающей среды материнской утробы в отличающуюся гораздо меньшей определенностью и, можно сказать, враждебную внешнюю среду. Кислород и питательные вещества больше не поступают в организм младенца тогда, когда это ему необходимо. Новорожденные должны научиться дышать самостоятельно, сообщать о своих потребностях, желаниях социальному миру, который может отреагировать на эти сигналы либо остаться безучастным к ним. [1, с.204]

Роды вызывают у младенца значительный стресс. Тем не менее доношенные дети обладают всем необходимым для того, чтобы благополучно пережить это событие. В последние минуты родов организм младенца вырабатывает большое количество адреналина и норадреналина -- гормонов, противостоящих стрессу. Резкий выброс адреналина компенсирует кислородную недостаточность и подготавливает новорожденного к дыханию через легкие. Первые вдохи даются младенцу с трудом, так как жидкость, заполнявшая легкие, должна быть исторгнута, а миллионы микроскопических альвеол -- заполниться воздухом. Однако уже через несколько минут у большинства новорожденных устанавливается регулярное дыхание. [1, с.204]

Испытывает ли новорожденный боль? В его кровеносной системе циркулирует большое количество естественных болеутоляющих веществ, называемых бета-эндорфинами. Возможно поэтому большинство младенцев сразу после родов отличаются необычайно высокой активностью и восприимчивостью. Многие специалисты считают, что именно этот период повышенной активности, длящийся лишь немногим более часа, является идеальным временем для первого контакта ребенка с родителями. [1, с.205]

Период адаптации к новым условиям жизни. Несмотря на кажущуюся беспомощность, доношенные новорожденные -- жизнестойкие создания, уже сделавшие первый шаг на пути приспособления к новым условиям жизни, перешедшие от полной зависимости от матери к независимому самостоятельному существованию. Четырьмя главными системами приспособления являются дыхание, кровообращение, пищеварение и терморегуляция.

С первыми вдохами легкие наполняются воздухом и начинают работать как основной орган собственной респираторной системы ребенка. Некоторое время после родов у новорожденного случаются приступы кашля и чихания, вызывающие беспокойство у неопытных матерей, хотя в данном случае они выполняют важную функцию очистки дыхательных путей ребенка от слизи и околоплодной жидкости. [1, с.205]

Переход на легочное дыхание влечет за собой важные перемены в работе системы кровообращения новорожденного. Сердцу больше не приходится перекачивать кровь в плаценту для аэрации. Вместо этого кровь подается в легкие для насыщения кислородом и удаления углекислого газа. Переход дыхательной и кровеносной систем от фетального к самостоятельному функционированию начинается сразу после родов, но продолжается еще несколько дней. Недостаток кислорода в первые минуты во время родов или дни приспособления к новым условиям может привести к необратимым повреждениям головного мозга. [1, с.205]

В течение пренатального периода питательные вещества, как и кислород, передаются младенцу через плаценту из организма матери, но после появления новорожденного на свет должна начать функционировать его собственная пищеварительная система. Однако этот процесс более длительный и постепенный по сравнению с мгновенными и разительными переменами, происходящими в дыхательной и кровеносной системах. Приспособление к новым условиям требуется и механизму терморегуляции новорожденного. В организме матери всегда поддерживалась постоянная температура кожи плода. Но после родов собственные обменные процессы ребенка должны постоянно обеспечивать изоляцию даже от незначительных изменений температуры окружающей среды. Поэтому сразу после рождения младенцев, если они не находятся в инкубаторах, имеет смысл теплее укутывать. Вскоре они становятся способны сохранять тепло собственного тела благодаря значительному слою жира, который накапливается в течение первых недель жизни. [1, с.205]

Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям ребёнку помогают наследственно закрепленные механизмы -- безусловные рефлексы. Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери, у него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени. [2, с.89]

Первый месяц жизни посвящен восстановлению после рождения и является временем перестройки основных функций организма ребенка, таких как дыхание, кровообращение, пищеварение и терморегуляция. Кроме того, это период, когда устанавливаются жизненные ритмы и находится баланс между недостатком и избытком стимуляции сигналов изменчивой внешней среды. [1, с.215]

3. Психические особенности периода новорожденности

Кризис новорожденности требует особых методических средств и приемов, подчас выходящих за рамки психологических. Само экспериментирование затруднено из-за ригидности (непластичности) поведенческих форм новорожденного. В западной традиции психологическое исследование кризиса новорожденности вплетено в иные научные области - физиологию, патофизиологию и др. Подходы отечественной психологии базируются на идеях культурно-исторической и деятельностной парадигм, на общих основаниях теории генезиса общения. [3, с.62]

Первый из аргументов в пользу этого -- факт готовности центральной нервной системы к обслуживанию психических проявлений (зачем слышать, если не слушать, зачем реагировать, если не на что?). Новорождённый реагирует на болевые, тактильные, температурные раздражители, на световые и звуковые стимулы, на запах. В целом развиты все виды анализаторов, и к моменту рождения ребенка состояние центральной нервной системы обеспечивает начало его психической жизни. [4, с.232]

Вопрос о содержании психической жизни новорождённого долгое время остается дискуссионным, тем не менее вторым и решающим аргументом становится то, что мы видим, хотя и в примитивном виде, те процессы жизни, которые у старших детей или взрослых характеризуют различные психические состояния. Речь идет о выразительном характере движений, с помощью которых ребенок выражает эмоции радости, горя, страха. Явления психической жизни проявляются и в инстинктивных движениях новорождённого, связанных с голодом, жаждой, насыщением и удовлетворением. Конечно, эта психическая жизнь находится в рудиментарном состоянии, из которого нужно исключить все собственно интеллектуальные и волевые явления. Пока у новорождённого нет ни действительного восприятия, ни представлений, т.е. нет ни сознательного отражения внешних предметов, ни сознательного хотения или стремления. Пока есть неясные состояния сознания, где чувственные и эмоциональные части нераздельно слиты, т.е. есть только то, что можно назвать аффективными ощущениями. [4, с.232]

Для психической жизни новорождённого характерны два главных момента - преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Главной особенностью психической жизни новорождённого является то, что в первый месяц жизни для него не существует ни кто-то, ни что-то; все раздражения и все окружающее он переживает только как субъективные состояния. Чувственное и эмоциональное (ощущение и переживание) в нем нераздельно слиты; ребенок не выделяет себя из среды, не отделяет от матери. [4, с.233]

Новорождённый почти ничем не интересуется, поэтому ему бесполезно покупать и показывать игрушки. В первые недели его вообще не интересуют никакие стороны внешней среды. Единственное, что его заботит, -- отсутствие дискомфорта. А в состояние дискомфорта он попадает весьма часто: перед и после кормления, перед и после смены мокрых пеленок, от шума, от внезапного изменения положения. Он постоянно стремится вернуться в состояние сонливости, и только со 2-го месяца будет активно искать внешних воздействий. [4, с.233]

Новорождённый малоэмоционален, и репертуар его настроений не отличается разнообразием. И днем и ночью он спит. При бодрствовании он серьезен, неактивен, спокоен, сохраняет тенденцию к сонливости. Другой вариант: полностью бодрствует, серьезен и активен, издает звуки. Третий: бодрствует, серьезен, активен и слегка раздражен, подает голос. Четвертый: явно очень недоволен -- активен, серьезен, кричит. Настроения эти очень быстро меняются. Новорожденного, если он здоров, в принципе легко успокоить, взяв на руки и покачав, дав пососать соску. Удовольствие от укачивания и сосания -- полнейшее в этом возрасте. [4, с.233]

На первом месяце жизни у ребенка преобладают отрицательные эмоциональные реакции, свидетельствующие о переживании дискомфорта, они проявляются в виде крика и плача.

Но было бы неверно считать, что восприятие мира новорождённого представляет собой хаос отрывочных, бессвязных, отдельных ощущений -- температурных, слуховых, оптических и т.д. Наоборот, выделение отдельных восприятий является продуктом более позднего развития, и еще позднее появляется способность выделять из целого восприятия отдельных моментов. Но несмотря на это, новорождённый, задолго до этого, начинает реагировать на сложные комплексные целые, окрашенные эмоционально (например, лицо матери). И это является третьей особенностью психической жизни новорождённого. [4, с.233]

В данной контрольной работе мы рассмотрели новорожденность, как критический период, а так же изучили его физиологические и психические особенности.

Исходя из вышеизложенной информации, мы можем сделать вывод, кратко характеризующий особенности критического периода новорожденности:

1. Период новорожденности длится от момента рождения примерно до конца первого месяца жизни.

2. Главная особенность новорождённости связана со тем, что ребенок отделяется от матери физически, но не биологически. Вследствие этого все его существование в это время занимает как бы срединное положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства.

3. К моменту рождения ребенок обладает лишь системами наследственно закрепленных механизмов -- безусловных рефлексов, облегчающими приспособление к новым условиям жизни.

4. Центральным новообразованием новорождённости является появление индивидуальной психической жизни ребенка. Для нее характерны два главных момента -- преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорождённый переживает как субъективные состояния.

новорожденный психический ребенок рефлекс

1. Крайг Г. Психология развития [текст] / Спб: Питер, 2005 - 940 с.

2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [текст] / М: ТЦ Сфера, 2005 - 464 с.

4. Сапогова Е.Е. Психология развития человека [текст] / М: Аспект-пресс, 2001 - 460 c.

5. Шаповаленко И.В. Возрастная психология [текст] / М: Гардарики, 2005 -- 349 с.

Подобные документы

Период новорожденности – первый критический период развития ребенка. Акт рождения, в известном смысле, переход от паразитарного типа существования к форме индивидуальной жизни. Социальная среда, в которой рождается ребенок, оказывает влияние на развитие.

курсовая работа [35,7 K], добавлен 09.12.2008

Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Причины и симптомы кризиса новорожденности. Социальная ситуация развития младенца. Новообразования младенческого возраста. Новые условиям существования.

контрольная работа [28,0 K], добавлен 04.12.2008

Периодизация кризисов в психическом развитии ребенка в соответствии с классификациями Э. Эриксона и Л.С. Выготского. Общая характеристика новорожденности, определение младенца; особенности возрастных периодов детей первого года жизни; социальная ситуация.

курсовая работа [43,1 K], добавлен 30.07.2012

Психологические трудности, которыми сопровождается поступление ребенка в дошкольное учреждение. Факторы, утяжеляющие течение адаптационного периода. Организация жизни детей в период адаптации в дошкольном учреждении. Работа с детьми в ДОУ в данный период.

контрольная работа [38,4 K], добавлен 16.10.2014

Факторы психического развития ребенка. Раннее детство: врожденное и приобретенное, приспособление к новым условиям жизни. Особенности младенческого возраста: автономная детская речь, истоки личности. Показатели развития ребенка от года до трех лет.

4.1.1. Физическое развитие в пренатальный период.Стадии развития.

Триместры просто разбивают 9-месячный цикл беременности матери на три сегмента, состоящих из 3 месяцев каждый. Первый триместр — от момента зачатия до 13 недель, второй — с 13 недель до окончания 25-й недели и третий — с 26-й недели до родов, которые в норме происходят примерно через 38 недель (266 дней) после зачатия. Более детальным является деление на периоды.

1. Герминативный (терминальный) период продолжается около 1 недели от начала оплодотворения. За это время происходят следующие процессы: после слияния гамет с редуцированным числом хромосом образуется клетка с полным набором хромосом – зигота,которая проходит по маточным трубам, одновременно дробясь. Процесс дробления продолжается приблизительно в течение недели - до тех пор, пока не образуется бластула. К этому моменту бластула уже достигла матки и в течение нескольких последующих дней имплантируется в ее стенку. В норме имплантация завершается примерно через 2 недели после зачатия.

Терминальный период — это время чрезвычайно быстрого деления и организации клеток. В это же время начинается процесс дифференциации клеток, т. е. разделения их на группы в соответствии с будущими функциями. Из внутренних клеток бластулы образуется зародышевый диск, из которого впоследствии развивается эмбрион. Из других групп клеток формируются поддерживающие структуры и защитные оболочки, покрывающие эмбрион.

Одновременно с этим бластула начинает внедряться в поверхность матки, разрывая мельчайшие кровяные сосуды, чтобы добыть себе питательные вещества. Этот процесс запускает гормональные изменения, сигнализирующие о начале беременности. В течение не-скольких дней, если все идет хорошо, бластула имплантируется в стенку матки. (Имплантируются только 50%)

В течение эмбрионального периода одновременно протекают два очень важных процесса. Во-первых, из наружного слоя клетокобразуются все те ткани и структуры, которые в оставшийся период беременности будут поддерживать, питать и защищать эмбрион, а позднее — и плод. Во-вторых, начинается развитие (по крайней мере, в общей форме) из зародышевого диска всех органов и характерных признаков самого эмбриона. (картинка)

В течение 6 недель эмбрионального периода у зародыша появляются руки, ноги, пальцы на руках и ногах, лицо, сердце, которое начинает биться, мозг, легкие и другие жизненно важные органы.

На протяжении всех 6 недель эмбрионального периода зародыш быстро растет, какие-то изменения происходят каждый день. Сразу после имплантации эмбриона клетки начинают дифференцироваться на три отдельных слоя. Из наружного слоя — эктодермы — впоследствии образуется кожа, органы чувств и нервная система; из среднего слоя — мезодермы — мышечная ткань, кровеносная и выделительная системы; из внутреннего слоя —эндодермы — пищеварительная система, легкие, щитовидная железа, тимус (вилочковая железа) и другие органы. Одновременно начинает развиваться нервная трубка (которая впоследствии дифференцируется, образуя спинной и головной мозг) и сердце. К концу 4-й недели беременности, всего через 2 недели с начала эмбрионального периода, начинает биться сердце зародыша и функционировать, хотя и в самой примитивной форме, его нервная система. Все это происходит с зародышем, длина которого составляет всего четверть дюйма (6 мм), и часто еще до того, как будущая мать узнает о своей беременности.

3. Предплодный период продолжается в течение 4-8 недель после оплодотворения (выделяется не всеми)

В течение 2-го месяца происходит быстрое развитие тех систем и органов, которые отличают человека от всех других существ. Из небольших зачатков конечностей на туловище зародыша образуются руки и ноги. У месячного зародыша можно обнаружить глаза, которые расположены по бокам головы; строение лица зародыша на протяжении 2-го месяца меняется практически ежедневно. Формируются и внутренние органы: легкие, пищеварительная и выделительная системы, хотя они пока еще не функционируют.




На протяжении 3-го месяца идет дальнейшее формирование соматических структур плода. В глазах, все еще расположенных по бокам головы, образуется радужная оболочка и все нервы, связывающие глаз с головным мозгом. В деснах формируются зубы, начинается заметный рост ушных раковин, а также ногтей на руках и ногах. У плода развиваются щитовидная, вилочковая (тимус), поджелудочная железы и почки. Происходит окончательная дифференциация репродуктивных органов плода в соответствии с его генетическим — мужским или женским — полом. Начинает функционировать печень, появляются секреторные реакции желудка.

К 12-й неделе развиваются голосовые связки, формируются вкусовые сосочки, начинается процесс оссификации (отвердения, превращения из хрящей в кость) ребер и позвонков. Плод, еще неспособный к самостоятельному существованию, уже приобрел почти все свои органы и системы, хотя длина его тела составляет сейчас всего 7,5 см, а вес — примерно 14 г.

На протяжении следующих месяцев добавляется ряд таких структурных элементов, как губы, ногти на пальцах ног и сформированные зачатки зубов; более важным является созревание до уровня, необходимого для выживания, таких органов, как сердце, легкие и головной мозг.

На 4-м месяце длина тела увеличивается так, что голова перестает вы-глядеть непропорционально большой, как в предыдущие месяцы. На лице становятся различимы губы, а сила сердечной мышцы возрастает настолько, что частота сердечных сокращений начинает равняться 120-160 ударам в минуту.

На 5-м месяце у плода появляется хватательный рефлекс, возрастает объем и сила движений. Теперь мать уже может почувствовать то локоть, то колено или голову будущего малыша, когда он, бодрствуя, поворачивается.

На 6-м месяце плод достигает длины 30 см и веса 0,7 кг. Глаза полностью сформированы, уже могут открываться веки. Идет интенсивное развитие костной системы, продолжается рост волос на голове, и плод начинает распрямляться, так что теперь его внутренние органы могут занять надлежащее место. Событием, заслуживающим особого внимания в течение второго триместра, является развитие мозга. Головной мозг увеличивается в 6 раз, но активность мозга практически отсутствует.

В возрасте 7 месяцев плод весит около 1,5 кг, а его нервная система созревает настолько, что может управлять дыханием и глотанием. В это же время происходит быстрое развитие головного мозга, ткани которого образуют участки локализации всех сенсорных и моторных центров. Плод уже ощущает прикосновения и боль; возможно, начинает работу его вестибулярный аппарат.

Возможно, что с 32-й недели плод начинает осознавать происходящее, так как многие нейронные системы головного мозга к этому времени уже сформировались. Сканирование мозга показывает наличие периодов покоя, которые выглядят как периоды парадоксального сна.

Генетические процессы.

Большую часть времени ДНК распределена в пределах ядра. Однако когда клетка готовится к делению, ДНК компактизуется в хромосомы. искажения на хромосомном уровне можно диагностировать при помощи изучения кариотипа индивида. У нормальных людей большинство клеток содержат 46 хромосом, составляющих 23 пары. Двадцать две пары называются аутосомами. Их нумерация происходит по порядку, начиная с самой крупной, а заканчивается самой маленькой; они объединены по следующему признаку; не детерминируют пол человека. Двадцать третья пара — это половые хромосомы: XX у женщин и XY у мужчин.

Когда клетка готова к делению и воспроизводству, лестница ДНК разворачивается и отделяются две длинные цепи. Далее каждая цепь притягивает из клетки новый биохимический материал для синтеза новой комплементарной цепи и, в конечном итоге, новых клеток.

При нормальном процессе митоза каждая клетка разделяется и в точности дублирует себя. После того как ДНК реплицировала себя, хромосомные пары разделяются и воспроизводят прежний хромосомный порядок исходной клетки. Так формируются две новые клетки, каждая из которых содержит 46 хромосом, объединенных в 23 пары так же, как в родительской клетке.

В процессе мейоза формируются репродуктивные клетки (сперматозоид и яйцеклетка). Его результатом является образование гаметы, клетки, содержащей только 23 хромосомы (а не 46, составляющих 23 пары).

• Врожденные аномалии, ответственность за появление которых приписывается генам, обычно сопряжены с нарушениями путей метаболизпма, связанных с производством белка (протеина) в результате дефектов ДНК.

• Аномалии, сцепленные с полом, появляются в результате дефекта 23-й хромосомной пары; они наиболее распространены среди мужчин, потому что Y-хромосома содержит значительно меньше генов и не может уравновесить многие аномалии Х-хромосомы.

Читайте также: