Новообразования кризиса 3 лет кратко

Обновлено: 05.07.2024

Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5 — 4 года.

Причины кризиса.

Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно. К счастью, этот симптом встречается не так часто, как предыдущие, и может длиться всего несколько дней.

Обесценивается все то, что раньше было интересно, привычно, дорого. Так, малыш может начать называть маму или бабушку бранными словами, которых ранее никогда не употреблял. Точно так же он вдруг резко меняет отношение к любимым игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, бросает, отказывается с ними играть.

Родителям следует быть терпеливыми, стараться не замечать внезапных изменений, своим примером показывать правильное и сдержанное поведение и постараться найти новые интересные занятия для малыша.

Постарайтесь отвлечь детей другими игрушками. Вместо машин займитесь конструктором, вместо книжек выберите рисование. Почаще рассматривайте картинки на тему: как следует себя вести с другими людьми. Только не стоит читать нравоучений, лучше проигрывайте тревожащие вас реакции ребенка в сюжетно-ролевых играх.

У игры есть три важные функции:

Первая – игра помогает ребенку войти в мир взрослых ценностей и взрослых смыслов. Так незаметно, играючи, ребенок присваивает человеческие ценности, он моделирует их в игре. Он понимает смысл деятельности шофера, например, или врача.

Вторая функция – он учится общению со сверстниками. Учатся говорить иначе, разрабатываются формы общения.

Третья функция – именно в игре ребенок научается управлять собой и регулировать свое поведение. Почему? Потому что игра это всегда игра по каким-то правилам и эти правила очень жесткие и их нужно соблюдать, иначе игры не будет.

В три года ребенок еще не умеет владеть собой и играть по правилам.

Что чувствует малыш

Как вы понимаете, причиной происходящего является тот факт, что ребенок осознал, что он является не частью мамы и папы, а самостоятельной личностью. Он воспринимает этот мир с высоты своего возраста, делает определенные выводы, устанавливает какие-то свои правила поведения и игры. Именно сейчас начинается этап, когда малыш активно продолжает формироваться, точнее продолжает собираться картинка его характера.

Увидеть первые его особенности вы можете, прислушавшись, что говорит кроха во время игры, какую роль он в этом занимает: лидера – постоянно выдумывает новые роли, рассказывает кому и что нужно делать или, наоборот, прислушивается к другим и повторяет их модель поведения. Итак, он чувствует себя самостоятельным, независимым, иногда бесстрашным. Главная задача родителей при этом – не сломать ребенка, а поддержать в процессе его взросления.

Как преодолеть этот период — советы родителям

1. Поощряйте все стремления ребенка познать себя и свои возможности. Рисуйте с ним, играйте, разговаривайте, спрашивайте его мнение;

2. Если ребенок хочет самостоятельности — дайте ему возможность делать что-то своими руками, почувствовать свою значимость. Если не получилось, не ругайте — хвалите за попытку и дайте понять, что в следующий раз получится;

3. Не делайте сами то, что не вышло у ребенка. Это со временем может войти в привычку;

4. Запрещать и разрешать желательно с умом. Если не нарушаются ваши принципы, то выполните требование ребенка. В случае, когда на какое-либо действие накладывается запрет, важно объяснить, почему так, а не иначе;

5. Очень важно выделять и хвалить те черты характера в малыше, которые вам нравятся. Противоположные лучше не поддерживать вовсе. Истерикам потакать нельзя — единственная возможность предотвратить или прекратить истерику — переключить внимание на что-то другое;

6. Показывайте во всем пример ребенку сами.

Изменения после кризиса

Пусть вас не расстраивает тот факт, что малыш что-то делает не идеально, начало положено и со временем он сможет выполнять ее лучше. Поручайте ему что-то, что соответствует его возрасту, например, убрать крошки со стола или выключать свет, когда вся семья уходит из дому и т. д.

Положительное значение новых от­ношений со взрослым:

Во-пер­вых, стремление к достижению результата своей деятельности: дети не просто манипулируют предметами, но настойчиво ищут нужный способ решения задачи. Неудача, как правило, не при­водит к. отказу от задуманного — дети не меняют своих намере­ний и конечной цели.

Во-вторых, достигнув желаемого, они стремятся тут же про­демонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которо­го эти успехи в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к их ре­зультату вызывает аффективные переживания.

В-третьих, у детей наблюдается обостренное чувство соб­ственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию их достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, бахвальстве и преуве­личении собственных успехов.

В период кризиса трех лет возникает личностное новооб­разование, проявляющее себя в форме гордости за достижения.

Оно интегрирует сложившееся у детей на протяжении раннего детства предметное отношение к действительности, взрослому как к образцу и отношение к себе, опосредованное своим дости­жением. У ребенка появляется новое видение мира и себя в нем.

Новое видение себя состоит в том, что ребенок впервые от­крывает материальную проекцию своего Я, которое теперь мо­жет быть воплощено вовне, а его мерой могут служить собствен­ные конкретные возможности и достижения.

Предметный мир становится для ребенка не только миром практического действия и познания, но сферой, где он пробует свои возможности, реа­лизует и утверждает себя.

Каждый результат деятель­ности является и утверждением своего Я, которое должно быть оценено через его достижения в предметной деятельности. Главный источник такой оценки — взрослый. Поэтому малыш начинает с особым пристрастием воспринимать отношение взрослого, искать и требовать признания своих достижений и тем самым утверждать себя. Одобрение и похвала взрослого рождают чувство гордости и собственного достоинства.Призна­ние окружающих перестраивает чувства ребенка, испытываемые при достижении результата: из радости или огорчения оттого, что что-то получилось или не получилось, эти чувства превращаются в переживания успеха или неуспеха.




Новое видение Я через призму своих достижений кладет начало бурному развитию детского самосознания. Ре­бенок уже способен осуществить элементарную рефлексию, которая разворачивается не во внутреннем, идеальном плане как акт самоанализа, но имеет развернутый вовне характер оценки своего достижения и сопоставления своей оценки с оценкой ок­ружающих, а тем самым себя с другими людьми.

Положительное значение новых от­ношений со взрослым:

Во-пер­вых, стремление к достижению результата своей деятельности: дети не просто манипулируют предметами, но настойчиво ищут нужный способ решения задачи. Неудача, как правило, не при­водит к. отказу от задуманного — дети не меняют своих намере­ний и конечной цели.

Во-вторых, достигнув желаемого, они стремятся тут же про­демонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которо­го эти успехи в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к их ре­зультату вызывает аффективные переживания.

В-третьих, у детей наблюдается обостренное чувство соб­ственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию их достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, бахвальстве и преуве­личении собственных успехов.

В период кризиса трех лет возникает личностное новооб­разование, проявляющее себя в форме гордости за достижения.

Оно интегрирует сложившееся у детей на протяжении раннего детства предметное отношение к действительности, взрослому как к образцу и отношение к себе, опосредованное своим дости­жением. У ребенка появляется новое видение мира и себя в нем.

Новое видение себя состоит в том, что ребенок впервые от­крывает материальную проекцию своего Я, которое теперь мо­жет быть воплощено вовне, а его мерой могут служить собствен­ные конкретные возможности и достижения.

Предметный мир становится для ребенка не только миром практического действия и познания, но сферой, где он пробует свои возможности, реа­лизует и утверждает себя.

Каждый результат деятель­ности является и утверждением своего Я, которое должно быть оценено через его достижения в предметной деятельности. Главный источник такой оценки — взрослый. Поэтому малыш начинает с особым пристрастием воспринимать отношение взрослого, искать и требовать признания своих достижений и тем самым утверждать себя. Одобрение и похвала взрослого рождают чувство гордости и собственного достоинства.Призна­ние окружающих перестраивает чувства ребенка, испытываемые при достижении результата: из радости или огорчения оттого, что что-то получилось или не получилось, эти чувства превращаются в переживания успеха или неуспеха.

Новое видение Я через призму своих достижений кладет начало бурному развитию детского самосознания. Ре­бенок уже способен осуществить элементарную рефлексию, которая разворачивается не во внутреннем, идеальном плане как акт самоанализа, но имеет развернутый вовне характер оценки своего достижения и сопоставления своей оценки с оценкой ок­ружающих, а тем самым себя с другими людьми.

фото 15889_1

Кризис 3 лет – это неизбежный период роста и развития ребёнка. Трудный этап зачастую характеризуется чрезмерны упрямством, протестами, истериками и своеволием.

Даже самые спокойные дети, которым не свойственно подобное поведение, становятся непослушными и неуправляемыми.

В 3 года любой ребёнок стремится показать окружающим свою состоятельность и взрослость, появляются первые устойчивые желания, и дети с готовностью отстаивают своё право на это, демонстрируя всю серьёзность намерений взрослым.

Капризы касаются всех сфер жизни – режим сна и отдыха, выбор мультфильма или цветных карандашей, длительность прогулки, принт футболки и тому подобное. Зачастую негативизм проявляется принципиально на просьбы взрослого – ребёнок просто всё делает наоборот, даже если особой выгоды ему от этого не будет.

Кризис 3 лет – это время открытий и находок, возраст пробуждения фантазии и осознания себя как личности. Конец сложного периода знаменуется появлением характерных новообразований.

Что является феноменами?

Кризис 3 лет, как и любой другой критический возрастной этап, имеет особый симптомокомплекс – основные проявления, характерные для большинства детей. Говорить именно о наступлении кризиса можно только тогда, когда в поведении ребёнка проявляются все или подавляющее большинство таких феноменов.

фото 15889_3

Негативизм. Это не просто непослушание, а стремление сделать всё наоборот.

В крайних случаях негативизм может доходить до абсурда – футболка не чёрная, а белая, домашнего питомца зовут не Джек, а Байкал и тому подобное.

Ребёнок учится выражать своё отношение к окружающей среде, точнее, настаивать на своём праве это делать. На данной ступени развития неизбежны психологические новообразования – психические и социальные изменения в сознании ребёнка.

Что провоцирует начало трудностей?

До трёх лет у детей наблюдается предметное отношение к окружающей действительности – происходит познание разнообразия объектов, их признаков и назначений.

Однако со временем наступает пора, когда ребёнок хочет не только накапливать новую информацию и повторять манипуляции взрослых. Появляются собственные желания, мотивы, побуждения и непреодолимое желание применить их на практике, проявить активность, проверить новую модель поведения. Жажда к самостоятельности и задаёт кризисную ситуацию.

Что можно отнести к изменениям?

фото 15889_4

Дети по-прежнему осваивают предметную область и формы общения преимущественно совместно со взрослыми, но главное отличие от предыдущего этапа развития заключается в пробуждении субъективности.

Именно с ней связаны все новообразования кризисного периода: личностная ориентация, осознанность, самостоятельность, самооценка, личностная идентификация.

Личностная ориентация

Открыв для себя все прелести автономного существования, у ребёнка закономерно появляется потребность реализовать свои знания и предположения на практике, в деятельности и утвердиться в отношениях с кругом значимых людей.

Осознанность

В сознании ребёнка закрепляется уверенность в том, что все его действия так или иначе приводят к определённому результату. Он учится контролировать свои желания, заранее предполагая, что из этого выйдет.

Самостоятельность

Дети понимают, что от степени приложенных усилий зависит конечный результат. Стремясь проявить себя во всём, они усердно выполняют какую-либо деятельность, чтобы потом взять за неё ответственность.

Самооценка

Самооценка проявляется в эмоционально-положительном самоощущении. Поддержка и похвала воспринимаются им уже непосредственно на личный счёт. Дети учатся гордиться собой, своими достижениями, хвастаться и демонстрировать результаты той или иной деятельности.

Личностная идентификация

Границы мира постепенно расширяются, ребёнок начинает замечать, что, помимо него, есть и другие – кто лучше, успешнее.

Если сначала малыши капризничают и требуют внимания исключительно к себе просто так, то позже учатся анализировать причины, по которым кому-то достаётся больше любви, и в соответствии с этим меняют свою деятельность и отношение к окружающим.

Что происходит после?

По окончанию кризиса 3 лет капризность и нервозность ребёнка заметно уменьшаются. Он становится спокойнее и рассудительнее, чувствует ответственность за свои поступки и начинает заранее предполагать, как добиться лучшего результата.

Ребёнок, несмотря на ценность самостоятельности и обособленности от родителей, осознаёт, что существуют определённые правила и ограничения, которые нужно соблюдать, и принимает их.

Почему важно осознавать суть взросления?

фото 15889_5

Становление и развитие личности ребёнка на всех этапах взросления напрямую зависит от стиля воспитания и модели поведения взрослых, находящихся вокруг.

Родителям важно понимать и осознавать, по каким причинам ребёнок стал непослушным и капризным, а в соответствии с этим, выстраивать с ним взаимоотношения таким образом, чтобы не усугубить ситуацию.

К детям в этом возрасте следует относиться с пониманием, а не демонстрировать агрессию каждый раз, когда малыш противиться. Только так можно поспособствовать гармоничному развитию личности.

Заключение

Кризис 3 лет является сложным, но неизбежным периодом в жизни каждого ребёнка. Закономерно он характеризуется негативными проявлениями – упрямством, агрессией, истеричностью.

Этих симптомов нельзя избежать, ведь малыш только учится себя контролировать и усваивать нормы поведения. Только опытным путём у него сформируются знания, умения и навыки, которые позволят гармонично сосуществовать с окружающим миром.


Сегодня мы поговорим о том, как протекает этот период и что должны знать мамы и папы, чтобы не навредить своему малышу и помочь ему благополучно выйти из кризиса.

Содержание:

кризис 3 лет

Кризис 3 лет у ребёнка – это важнейший этап в его психическом развитии. Он разграничивает раннее и дошкольное детство. Внимательные мамы и папы могут заметить его приближение по определенным психологическим особенностям малыша.

Дети к трём годам:

  • проявляют интерес к своему отражению в зеркале;
  • начинают обращать внимание на свой внешний вид, стремятся нравиться другим;
  • остро реагируют на неудачу и поражение;
  • любознательны, стремятся к познанию окружающего мира;
  • проявляют интерес к рисованию и конструированию;
  • эмоциональны и импульсивны;
  • начинают настаивать на своём, часто проявляют упрямство;
  • стремятся довести любое дело до конца и продемонстрировать результат взрослым.

кризис трехлетнего возраста

Взросление ребёнка представляет собой череду стабильных и кризисных периодов. В стабильный период развитие происходит медленно, постепенно, в кризисный же – бурно и ярко.

Суть кризиса и причины возникновения

Первые кризисные симптомы у ребёнка родители могут заметить еще в 2,5 года. Пик кризиса приходится на возраст 3–3,5 года.

Почему кризис происходит именно в этот период?

кризис возраста 3 года

Во-первых, к этому времени малыш уже многое умеет делать сам. Ест, одеваться, ходить на горшок. Он стремится к ещё большей самостоятельности, но родители пока не готовы ему её предоставить. Возникает столкновение интересов ребёнка и взрослых.

Как правило, период кризиса может длиться от нескольких месяцев до года.

У всех детей он проходит по-разному. Кто-то изводит родителей бесконечными истериками, капризами и протестами, а у кого-то могут наблюдаться редкие случаи непослушания и смены настроения.

Что может повлиять на протекание кризиса 3 лет?

кризис 3 лет у ребенка что делать

  1. Особенности нервной деятельности и состояние здоровья. Ослабленные дети с неустойчивой нервной системой и психическими отклонениями тяжелее переживают все возрастные кризисы, чем их здоровые сверстники.
  2. Стиль семейного воспитания. В семье, где родители выступают против любого проявления активности и самостоятельности ребёнка, у детей наблюдаются ярко выраженные кризисные симптомы довольно долгое время.
  3. Напряжённые отношения в семье. Если мама и папа постоянно конфликтуют или находятся в состоянии развода, любой возрастной кризис ребёнка будет проявляться более остро.

Основные признаки

Кризис трёх лет у ребёнка относится к числу наиболее острых кризисов в личностном развитии. Его симптомы очень яркие, поэтому не заметить их будет сложно.

Ребёнок, находящийся в кризисе, проявляет:

Негативизм


Стремление сделать что-то наперекор тому, что говорят родители. Даже если желания ребёнка совпадают с предложением мамы или папы, он все равно даёт негативную реакцию только потому, что инициатива исходит от взрослого.

Упрямство


Требование ребёнка считаться с его мнением. Малыш добивается чего-то не потому, что этого ему сильно хочется, а потому, что он сам так решил.

Ульяне три с половиной года. Накануне новогоднего праздника в детском саду она заявила маме, что хочет быть не снежинкой, а принцессой. Мама в недоумении: костюм уже куплен, танец разучен. Что это пришло в голову дочери?

Строптивость

симптомы кризиса 3 лет

Своеволие


Стремление ребёнка к максимальной самостоятельности.

Протест (бунт)

поведение ребенка в 3 года

Отказ ребёнка выполнять привычные действия. Также малыш может намеренно делать то, что ему запрещают. Протестные действия, как правило, сопровождаются вспышками гнева или истерикой.

Как только Марку исполнилось 3 года, ему перестало нравиться держаться за маму, когда они идут по улице. Он сразу начинал вырываться, кричать, устраивал истерику, когда мама пробовала взять его за руку. Ни уговоры, ни угрозы не помогали. Однажды он даже убежал от мамы и чуть не попал под машину. Хорошо, что проходящая мимо женщина успела схватить его за воротник куртки.

Обесценивание


Резкое изменение отношения ребёнка к тому, что раньше для него было важным. Могут быть обесценены любимые игрушки, книги, занятия, а также сами взрослые.

Вика всегда любила ездить к бабушке, родители часто оставляли её там на все выходные. Как-то раз бабушка позвонила вся в слезах и попросила забрать Вику домой. Встревоженные родители стали выяснять, что случилось. Оказалось, бабушка как обычно испекла внучке её любимые пирожки и только собралась угостить Вику, как та ей сказала: «Я не буду их есть. Они плохие. И ты тоже плохая.

Деспотизм

кризис трехлетнего возраста

Стремление к власти над близкими взрослыми. Ребёнок хочет управлять жизнью семьи и диктовать родителям правила поведения. Если в семье несколько детей, к деспотизму подключается ревность к младшим или старшим братьям и сёстрам.

У Коли есть старший брат и младшая сестричка. Сестру он всегда любил и играл только с ней, а вот брата немного побаивался. Всё изменилось, когда Коле исполнилось три с половиной года. Он стал обзывать девочку, щипать её, отбирать игрушки. Родители постоянно наказывали за это Колю, но ситуация не менялась. Вскоре стало ещё хуже – мальчик стал буквально домашним тираном. Постоянно указывал родителям, что они должны делать, терроризировал сестру, а брата донимал с просьбами отдать ему свой планшет.

Все эти кризисные проявления говорят о том, что ребёнок всеми доступными ему способами пытается отдалиться от взрослых и начинает осознавать себя как личность со своими потребностями и желаниями.

Гендерные особенности

признаки кризиса 3 лет

Родители должны знать, что мальчики и девочки преодолевают кризис 3 лет по-разному.

Девочки:

  • как правило, кризис трёх лет у девочек начинается раньше и более выражен по сравнению с мальчиками. Самые частые кризисные симптомы – это упрямство и строптивость;
  • девочки более эмоциональны, чем мальчики, поэтому чаще демонстрируют эмоциональную возбудимость и психическое перенапряжение;
  • у девочек лучше развито слуховое восприятие, поэтому у них быстрее, чем у мальчиков, будут появляться новые слова (в том числе грубые или бранные).

Родителям на заметку:

Мальчики:


  • речевое развитие мальчиков к трём годам отстаёт от девочек. Поэтому они не всегда могут выразить свои эмоции и желания словами. Отсюда – злость и проявления агрессии;
  • частые кризисные симптомы у мальчиков – упрямство, своеволие и протестные формы поведения;
  • потребность в исследовании окружающего мира у мальчиков в этом возрасте выше, чем у девочек. Поэтому они так часто ломают игрушки и бытовую технику, залазят в каждую щель и всё время находятся в движении.

Родителям на заметку:

Как пережить этот период родителям: советы психологов

кризис 3 лет у ребенка признаки

Предоставьте ребёнку самостоятельность

Предоставьте право выбора

Кроме самостоятельности у ребёнка должно появиться право на выбор. Но опять же, в пределах разумного. Трёхлетний малыш может выбрать себе варежки на прогулку, но не должен решать, чем вся семья будет заниматься на выходных.

Ищите компромиссы

Будьте гибкими и готовыми к компромиссу. Если ребёнок устроил истерику и ни в какую не хочет есть кашу на завтрак, подумайте, стоит ли эта каша затраченных вами сил и нервов и не лучше ли дать сыну или дочери печенье.

Устанавливайте чёткие границы и разумные запреты

психология ребенка 3 лет

Обозначьте ребёнку чёткие границы того, что можно, чего нельзя. Если малышу нельзя смотреть мультфильмы после 21:00, то это правило действует и при маме, и при папе, и при бабушке.

В семье должно быть единство требований. Иначе вы рискуйте вырастить маленького манипулятора, который знает, что, когда папа в хорошем настроении или бабушка приехала в гости, от них можно добиться всего, что захочешь.

Родителям важно в период кризиса 3 лет пересмотреть свою систему запретов для ребёнка. Будет разумным оставить только то, что:

  • угрожает жизни и здоровью самого ребёнка;
  • угрожает другим людям или животным;
  • приводит к порче ценного имущества.

Выполняйте обещания и следите за состоянием ребёнка


Всегда выполняйте свои обещания. Если вы сказали ребёнку, что после садика пойдёте на детскую площадку, значит, необходимо так и сделать.

Будьте внимательны к состоянию ребёнка. Очень часто плохое поведение и капризы связаны с тем, что малыш устал, хочет спать или перевозбудился.

Давайте посильные задания

Чаще просите ребёнка о помощи, поручайте ему посильные дела: полить цветы, вытереть пыль и т. д. Если вы видите, что ребёнок что-то делает неправильно, не нужно сразу вмешиваться и указывать ему на ошибки. Мягко направьте его в нужное русло и обязательно похвалите.

Используйте игры


Для решения сложных ситуаций используйте игровые моменты. Например, ребёнок всегда медленно одевается и собирается в детский сад. Предложите ему поиграть в пожарных и одеться, пока в песочных часах пересыпается песок, чтобы успеть потушить дом.

Или ребёнок не хочет идти с вами гулять. Скажите, что его любимый мишка мечтает получить в подарок букет из осенних листьев, а их как раз можно собрать в парке около дома.

Проговаривайте проблемы вслух

Больше советов от психолога:

Если у ребёнка случилась истерика


Кризис трёхлетнего возраста часто сопровождается таким неприятным явлением, как истерика. Ребёнок может устроить ее где угодно: в магазине, на улице и даже дома.

Родителям важно знать, что делать в такой ситуации:

кризис 3 х лет

Чтобы малыш благополучно прошел период кризиса, родителям необходимо соблюдать ряд правил:

Когда нужна помощь специалистов?

кризис 3 лет у ребенка

Постепенно все истерики, капризы, проявления упрямства и своеволия у ребёнка заканчиваются, и он становится более спокойным и послушным.

Однако бывают случаи, когда кризисные симптомы могут затянуться или обостриться.

Родителей должны насторожить:

    . Ребёнок стал бояться домашних животных, незнакомых людей и мест, хотя раньше такого не наблюдалось; . Малыш жесток по отношению к сверстникам, младшим братьям или сёстрам, дерётся с ними и ломает игрушки; . Ребёнок буквально не может усидеть на месте, не способен себя ничем занять, стремится к постоянному движению;
  • частые и длительные истерики с судоргами. Особенно должно насторожить, если после них ребёнок сразу же засыпает и потом ничего не помнит;
  • нарушения сна или аппетита;
  • появление заикания, энуреза или навязчивых движений (ребёнок сосет палец, обкусывает ногти и др.).

Если вы заметили в поведении ребёнка подобные признаки, вам необходимо показать малыша детскому психологу или неврологу.

Кризис 3 лет может стать настоящим испытанием как для родителей, так и для ребёнка, но он рано или поздно закончится. Преодолев его, ребёнок сможет стать более самостоятельным, ответственным и рассудительным, научится тому, что раньше давалось ему с большим трудом.

Чем больше родители будут поддерживать малыша в этот период и не ограничивать его взросление, тем быстрее и легче пройдет кризис 3 лет!

Читайте также: