Мост ломоносова в санкт петербурге история кратко

Обновлено: 06.07.2024

История моста Ломоносова через Фонтанку в Петербурге — это рассказ об одном из старейших и красивейших мостов города, который не только успел поменять несколько названий, но и несколько изменить свою конструкцию: некогда он был разводным.

При этом, это единственная из переправ через Фонтанку, которой за 130 лет удалось сохранить свой архитектурный облик почти неизменным.

Мост соединяет Спасский и Безымянный острова. Рядом с мостом расположена улица Зодчего Росси, бюст М. В. Ломоносова и одноименная площадь.

Выше по течению находится Аничков мост, ниже — Лештуков мост. Мост построен по типовому проекту Жана Родольфа Перроне и является одним из выдающихся памятников мостостроительной культуры города.

Перейдем непосредственно к истории появления моста.

Он сменил несколько наименований, прежде чем назваться мостом Ломоносова: до 1798 года — Екатерининский мост, c 1798 по 1948 год — Чернышёв мост ( в честь графа генерала Г.П. Чернышева), возле усадьбы которого он был сооружен.

Стоит отметить, что изначально в градостроительных планах этот мост отсутствовал, в связи с этим начал строиться позже других, когда набережная была обрамлена в гранит.

Однако, вероятно по требованию Екатерины II, мост был включен в проект устройства берегов Фонтанки и поэтому изначально назывался Екатерининским.

Переименован в честь знаменитого русского ученого М.В. Ломоносова мост был 23 августа 1948 года.

Первоначально, мост был разводным и деревянным, это было необходимо в связи с активным судоходством через реку.

Он состоял из двух боковых каменных сводов, облицованных гранитом и средней подъемной части — деревянного двукрылого разводного пролета. На речных опорах размещены гранитные башни, в которых были подъемные механизмы с длинными цепями.

Со временем, когда судоходство на Фонтанке стало менее оживленным, пропала необходимость в разводном пролете. Его заменила постоянная деревянная подкосная ферма. Металлические цепи, в прошлом функционирующие как часть подъемного механизма, протянули вдоль моста и они стали просто элементом оформления сооружения.

Настил боковых частей моста был замощен булыжником: до 1830-х годов мосты на Фонтанке имели торцовые мостовые, средний пролет покрыт деревянным настилом. Тротуары были ниже мостовой и огорожены от нее высокими гранитными парапетами во всю длину боковых частей моста.

Перила повторяли рисунок перил набережной Фонтанки, но на соединениях с нею прерывались гранитными открылками. Такие же парапеты, но остроугольные, были установлены на быках между обращенными к воде столбами беседок. На четырех углах моста у въездов стояли каменные фонарные столбы-обелиски с двумя фонарями овальной формы на металлических кронштейнах.

Благодаря повышению трафика транспорта через мост в середине XIX века, каменные мосты башенного типа ( Симеоновский, Аничков, Семеновский, Обуховский, Измайловский ) стали перестраивать со сносом башен и заменой подъемных пролетов постоянными.

Мост Ломоносова и Старо-Калинкин смогли максимально сохранить свой первоначальный вид, при этом первый — пожалуй, единственный из собратьев, кто простоял без внешних изменений более ста лет, периодически проходя ремонтные работы.

После внесения изменений в разводную конструкцию моста, отпала необходимость в массивных металлических цепях, так как мост больше не являлся разводным, но они прекрасно вписывались в его общую стилистику, поэтому было принято решение их оставить. Цепи протянули между четырьмя башнями вдоль моста, таким образом, свисающие цепи стали элементом декора.

На проезжую часть поставили ограждения. Общая длина нового сооружения составляла 57 метров, ширина – 14,5 метра.

Собственно говоря, мост сохранил свой облик до наших дней. На границах центрального пролета моста так и стоят четыре башни из гранита, наверху которых расположились сферические купола с золочеными урнами.

Особый вид мосту придают фонари. Они имеют шестигранную форму и установлены на кронштейны, которые в свою очередь выполнены в виде мифических гиппокампов. Это крылатые существа, несколько схожих с единорогом, с головой и телом коня и рыбьим хвостом. В настоящее время фонари отреставрированы и покрыты сусальным золотом.

В целом, некоторые изменения все же произошли с течением времени.

В 1911-1912 годах мост был капитально отремонтирован. Были усилены опоры, своды, деревянное пролетное строение в среднем пролете моста было заменено металлическим балочным.

В 1900 году через мост планировали провести трамвайные пути, но конструкция мостового перехода не выдержала бы большую нагрузку. В связи с чем предполагавшуюся здесь линию трамвая удалось перенести на соседние мосты, а его сохранить для обычного движения

При въезде на мост в 1915 году были восстановлены обелиски с фонарями по проекту архитектора академика И.А. Фомина. Также переложены надводные части быков и устоев.

Тротуары были подняты над уровнем полотна проезжей части, а парапеты, отделявшие их от мостовой, сняты. Все полотно проезжей части было замощено булыжным камнем, тротуары на боковых частях – гранитными плитами, а в центральной – асфальтом.

Вдоль тротуаров проложены гранитные сточные желоба. В 1950 году были восстановлены гранитные обелиски с фонарями, пострадавшие в годы блокады города, а в 1967 году позолочены архитектурные детали.

В 1989 г. переставлен гранитный поребрик и водоотливной лоток РСУ Ленмосттреста. В 2006 году была проведена реставрация обелисков, освежили позолоту фонарей, шарообразных наверший и гиппокампов.

Годы Великой Отечественной войны не прошли бесследно для моста. Как и многие сооружения он попал в огневую точку. Во время блокады мост пострадал от артиллерийских обстрелов: были разрушены все чугунные перила, сброшены гранитные парапеты, уничтожены гранитные фонари-обелиски.

В годы Отечественной войны во время бомбежек гранитные обелиски были сильно повреждены. В послевоенные годы начались реставрационные работы, фонари полностью восстановили.

На данный момент мост Ломоносова находится на учете Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).

Он является трехпролётным и имеет ночную декоративную подсветку. Боковые пролёты одинаковы по величине и перекрыты коробовыми каменными сводами, средний пролёт перекрыт металлическими балками. Его длина — 62,9 метра, а ширина — 16,1 метр.

Мост Ломоносова в Питере. Почему стоит посмотреть, чем интересен, стоит ли посетить? Адрес, история и интересные факты.

Санкт-Петербург не зря окрестили Северной Венецией. Почти сто рек протекают на его территории, каждая из них может похвалиться своим мостом, а некоторые даже не одним! Их разнообразие поражает: подвесные, мощеные, пешеходные, транспортные, разводные, железнодорожные — и у каждого своя история.

В Санкт-Петербурге р. Фонтанку украшает мост Ломоносова — памятник архитектуры федерального значения.

История

Мост Ломоносова — детище французского инженера Ж.-Р. Перроне. Его построили в Спб, в XVIII веке, когда по Фонтанке еще ходили корабли, и назвали Екатерининским. Это было массивное сооружение с тремя пролетами. Два крайних — были каменными, а центральный — деревянным.

мост ломоносова в санкт петербурге

Именно этот пролет посередине разводили с помощью подъемных механизмов, установленных в четырех гранитных башнях.

У моста Ломоносова счастливая судьба. Решения о его перестройке и даже сносе принимались властями целых 5 раз (с 1826 по 1910). Были представлены и одобрены проекты совершенно новых конструкций. А все потому, что проезжая часть переправы была слишком узкой для растущего города и инфраструктуры. Башни должны были быть снесены. Однако ни один из этих планов не осуществился по разным причинам.

мост ломоносова в санкт петербурге

В начале XX века переправу разводить перестали, ведь крупные суда стали на Фонтанке редкостью. Мост Ломоносова в Санкт-Петербурге основательно отремонтировали под руководством архитектора А. П. Пшеницкого. Разводной пролет укрепили металлическими балками, кроме того, переложили опоры, своды, а также некоторые гранитные блоки заменили новыми. А вот башни и цепи, соединяющие их, сохранились.

Внешний вид

Многие жители Петербурга отмечают, что мост Ломоносова отличается от других своей необыкновенной атмосферностью. Связано это, в первую очередь, с максимальным сохранением его исторического облика. Мощные старинные цепи провисают до настила. Они соединяют гранитные башни между собой. Башни эти больше похожи на открытые беседки, но выглядят солидно и торжественно благодаря сферическим куполам с шаровидными золочеными урнами.

Мост Ломоносова спб

Знаменитые фонари с морскими коньками впервые появились на мосту Ломоносова в 1915 году по проекту архитектора И. А. Фомина. Это шестигранные фонари на кронштейнах с фигурками медных морских коньков. Во время последней реставрации в 2006 году, граненые фонари и обелиски покрыли сусальным золотом.

Сейчас свет фонарей кажется слабым по сравнению с декоративной подсветкой, установленной на мосту. По вечерам яркие огни отражаются в воде и привлекают внимание. Очень сдержанный и даже довольно строгий мост стал красочнее, притягательнее. На него открывается великолепный вид с ночной улицы Росси.

Характеристики

Мост Ломоносова находится в центре Санкт-Петербурга. Он соединяет площадь Ломоносова с одноименной улицей.

Предназначен как для пешеходов, так и для автомобилей. С начала 2000 г на нем наблюдается довольно интенсивное движение, которое все больше увеличивается. Последняя реставрация, о которой было сказано выше, была проведена именно из-за огромной нагрузки на переправу. Крепления фонарей просели и стали опасны для пешеходов.

Мост Ломоносова

Сейчас на мосте одностороннее движение, соответственно, одна полоса. Его ширина составляет всего лишь 14,46 метра. Тротуары подняты над уровнем мостовой, замощены по бокам гранитными плитами. Пешеходы, проходя через башни-беседки, невольно ощущают себя горожанами императорской эпохи. Ведь это один из немногих мостов, сохранивших свой первоначальный вид.

Несмотря на довольно большую длину — 57, 12 метров — этот памятник мостостроения не кажется громоздким. Он отлично гармонирует с одетой в гранит набережной и историческими зданиями на ней.

Один мост — три названия

Едва появившаяся, переправа через Фонтанку получила царственное звание — Екатерининский. Однако совсем скоро горожане переименовали его в Чернышев. Конечно, первое название было более благозвучным. Но вся земля вокруг принадлежала генерал-аншефу Чернышеву. Да и усадьба его располагалась здесь, на одноименном переулке.

Most Lomonosova spb

В 1830-е годы мост Ломоносова стал частью замечательного ансамбля в Петербурге, созданного зодчим Карло Росси. Он спроектировал предмостную площадь, названную площадью Чернышева. Через некоторое время здесь разбили живописный Ломоносовский сквер, хотя бюст Ломоносова стал украшать его только через 10 лет.

Именно поэтому в 1948 году мост, и площадь были заново переименованы в честь великого российского ученого, называются они так до сих пор. Хотя непосредственно с жизнью Ломоносова он никак не связан.

Адрес и как добраться?

Попасть можно несколькими способами:

Мост Ломоносова

Интересные факты

Most Lomonosova v Peterburge

Архитектор Росси хотел объединить в одну завершенную архитектурную композицию Александринский театр, мост, площадь и сквер Ломоносова. Для этого нужно было поставить на площади храм и памятник ученому сделать больше по размеру, но…средств на это не хватило.

Зато, идя по улице Зодчего Росси, любуясь мостом Ломоносова, замечаешь, что эта улица — как зал дворца. Она подчиняется закону: ширина должна быть равна высоте домов на ней.

Достопримечательности рядом

Сквер Ломоносова соседствует с Екатерининским парком. Здесь стоит прогуляться и взглянуть на памятник Екатерине Великой. Кроме того, его подножие облюбовали уличные художники, которые нарисуют портреты или шаржи на любой вкус.

Совсем недалеко отсюда расположены два театра: знаменитый Александринский и Большой Драматический театр им. Г. А. Товстоногова.

Most Lomonosova v Peterburge

Улица Зодчего Росси (кстати, бывшая Театральная), о которой было сказано выше, тоже выделяется в отдельную достопримечательность. Это лучшее творение архитектора.

В Северной столице есть на что посмотреть. Да и из трех сотен мостов Петербурга мост Ломоносова не сразу привлечет внимание туриста. Но прогулявшись по нему хоть раз, нельзя остаться равнодушным. Особенно если это была вечерняя прогулка. А еще это живописное место преображается в праздничные предновогодние дни. Он умело украшается, совмещая изысканный шик современности и далекого XVIII века.

Ломоносова мост
Ломоносова мост
Ломоносова мост
Ломоносова мост
Ломоносова мост
Ломоносова мост
Ломоносова мост
Ломоносова мост
Ломоносова мост
Ломоносова мост
Ломоносова мост
Ломоносова мост
Ломоносова мост
Ломоносова мост
Ломоносова мост
Ломоносова мост
Ломоносова мост

Мост Ломоносова – мост через реку Фонтанку в Санкт-Петербурге, на пересечении реки с улицей Ломоносова. Один из выдающихся памятников мостостроительной культуры города и единственная из переправ через Фонтанку, построенных по типовому проекту Ж-Р. Перроне, которой за 130 лет удалось сохранить свой архитектурный облик почти неизменным. Это каменное трехпролетное сооружение длиной 62,9 метра, шириной — 16,1 метр. Перила — чугунные на гранитных тумбах, рисунок повторяет узор набережных Фонтанки.

История моста

Чернышев мост не был запланирован при составлении проекта устройства берегов Фонтанки и был начат позже других, когда набережная была уже одета в гранит. Построен в 1785-1787 г.г. по типовому проекту каменных мостов через реку Фонтанку.

Мост был построен, по-видимому, по требованию Екатерины II и сначала назывался Екатерининским, затем переименован в Чернышев в честь генерал-аншефа графа Г.П. Чернышева, участника Азовского похода и битв при Нарве и Полтаве, а после революции носит имя великого русского ученого М.В. Ломоносова.

Мост состоял из 2-х боковых каменных сводов, облицованных гранитом и средней подъемной части - деревянного двукрылого разводного пролета. На речных опорах размещены гранитные башни, в которых были подъемные механизмы с длинными цепями. Настил боковых частей моста был замощен булыжником (до 1830-х годов мосты на Фонтанке имели торцовые мостовые), средний пролет покрыт деревянным настилом. Тротуары были ниже мостовой и огорожены от нее высокими гранитными парапетами во всю длину боковых частей моста. Перила повторяли рисунок перил набережной р. Фонтанки, но на соединениях с нею прерывались гранитными открылками. Такие же парапеты, но остроугольные, были установлены на быках между обращенными к воде столбами беседок. На четырех углах моста у въездов стояли каменные фонарные столбы-обелиски с двумя фонарями овальной формы на металлических кронштейнах.

В середине XIX века из-за возросшего движения городского транспорта, каменные мосты башенного типа: Симеоновский, Аничков, Семеновский, Обуховский, Измайловский начали перестраивать со сносом башен и заменой подъемных пролетов постоянными.

Наиболее полно сохранили свой первоначальный вид Чернышев мост и Старо-Калинкин. Чернышев мост — единственный из собратьев, кто простоял без изменений свыше ста лет, подвергаясь лишь текущему ремонту.

Ансамбль мостов, оставаясь выдающимся произведением зодчества, уже не играл прежней роли, которая вытекала из пограничного положения Фонтанки, за которой в ХVIII веке, по существу начинался пригород.

В 1911-1912 годах мост был капитально отремонтирован. Были усилены опоры, своды, деревянное пролетное строение в среднем пролете моста было заменено металлическим балочным.

При въезде на мост в 1915 году были восстановлены обелиски с фонарями по проекту архитектора академика И.А. Фомина. Также переложены надводные части быков и устоев. Тротуары подняты над уровнем полотна проезжей части, а парапеты, отделявшие их от мостовой, сняты. Все полотно проезжей части было замощено булыжным камнем, тротуары на боковых частях – гранитными плитами, а в центральной – асфальтом.

Вдоль тротуаров проложены гранитные сточные желоба.

В 1950 году были восстановлены гранитные обелиски с фонарями, пострадавшие в годы блокады города, а в 1967 году позолочены архитектурные детали.

В 1989 г. переставлен гранитный поребрик и водоотливной лоток РСУ Ленмосттреста.

В 2006 году была проведена реставрация обелисков, освежили позолоту фонарей, шарообразных наверший и гиппокампов.

Дополнительная информация

Мост находится на учете Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).


Мост Ломоносова в Санкт-Петербурге – один из тех архитектурных памятников Северной Пальмиры, которые имеют очень интересную историю. У него было даже три имени. Он переброшен через реку Фонтанку. Мост соединяет два острова – Спасский и Безымянный.


Неподалёку есть ещё два моста: Аничков и Лештуков. Первый построен выше по течению Фонтанки, а второй – ниже.



Панорама Фонтанки от моста Ломоносова 1971


Сам мост находится на улице Ломоносова.


Недалеко расположена улица архитектора Росси. А рядом с мостом (на площади Ломоносова) установлен бюст знаменитому российскому учёному.


Но через десять лет его переименовали в Чернышёвский. Дело в том, что неподалёку находилась графская усадьба. Принадлежала она семейству Чернышёвых. Граф был известным дипломатом и представлял Российское государство в Берлине, Париже, Копенгагене, Лондоне. Он также участвовал в Азовском походе и отличился в битве при Нарве. Правда, жил граф преимущественно за границей, но в Петербурге у него было большое имение.


Мост. На рисунке Мстислава Добужинского.

источник


Чернышёв мост. 1860 – 1870


Чернышев мост через Фонтанку (мост Ломоносова). 1950

После Великой Отечественной войны, в 1949 году, мост снова был переименован. На этот раз его назвали в честь М. В. Ломоносова. Улица, на которой стоит мост, а также примыкающая к нему площадь, находящаяся с другой стороны реки Фонтанки, тоже были соответственно переименованы. А ещё неподалёку установили памятник знаменитому учёному. Кстати, нынешняя площадь Ломоносова тоже носила имя графа Чернышёва и была спроектирована Карлом Росси.


Площадь Ломоносова. 1951 – 1952


Вид с Чернышёва моста на площадь Ломоносова 1956 – 1960



Вид моста и площади Ломоносова 1963 – 1965


Проект набережной вдоль реки Фонтанки в восемнадцатом веке не предусматривал такого строительства. Поэтому можно сказать, что идея возведения моста Ломоносова появилась спонтанно. Кроме того, архитекторы пришли к ней так поздно, что ради этого им пришлось разобрать часть гранитного покрытия набережной, которая уже начала строиться. Историки даже спорят о том, кто же был автором этой конструкции. Называют несколько выдающихся фамилий. Преимущественно это немецкие инженеры Ф. Баур, П. Сухтелен, К. Модерах и русские архитекторы Ю. Фельтен и В. Баженов. Но большинство историков считают, что автором моста был француз Ж. Перроне. Этому инженеру принадлежала честь построить первый вариант этого архитектурного памятника.


Пл. Ломоносова 1980 – 1985


Проекты переустройства

Вскоре выяснилось, что это сооружение не столько способствует связи между районами города, расположенными на островах, сколько тормозит её. Дело в том, что мост Ломоносова через Фонтанку оказался слишком узким и не учитывал наплыв транспорта и людей. Поэтому уже в 1826 году появился проект его переустройства. Его авторы предлагали разобрать центральный деревянный пролёт и разводные башни, а на кронштейнах установить тротуары. Этот проект даже официально утвердили. Однако он никогда не был осуществлён, хотя возвращались к нему с завидной регулярностью. При этом журналисты столичных газет то и дело рапортовали о том, что мост перестроен и расширен. Правда, некоторые работы всё же проводились. Например, в связи с сокращением судоходства мост перестал быть разводным. Его перекрыли деревянными балками, а цепи и башни превратились в элемент декора.

В 1902 году Городская Дума поручила архитектору Г. Кривошеину всё же разработать проект совершенно нового моста. Было решено, что старый, который с башнями, является нерациональным сооружением, не соответствует ни современным художественным вкусам, ни практическим целям движения транспорта. Через четыре года Кривошеин вместе с другим архитектором, В. Алышковым, предложил разобрать мост Ломоносова. Башни планировалось перенести на берег. А вместо старого хотели построить совершенно новый стальной мост и провести по нему линию трамвая.


Мост Ломоносова. 1975

Новая жизнь

Неожиданно разразилась революция 1905 года. Она внесла свои коррективы в жизнь Санкт-Петербурга. Только в 1910 году Городская Дума вновь вернулась к проекту переустройства моста. Однако теперь за сохранение его внешнего облика выступили искусствоведы. Члены Академии Художеств заявили, что мост Ломоносова в Санкт-Петербурге – история русской архитектуры и должен быть сохранен в том же виде, в котором его построили. Их мнение победило в развернувшейся в обществе полемике.
В 1912-1913 гг. был проведен капитальный ремонт моста. В ходе этой реконструкции, по проекту инж. А. П. Пшеницкого, были усилены опоры и свод, заменены деревянные пролетные строения на металлические балочные и сменена часть облицовки моста. В середине 1915 г. мост получил уникальные гранитные фонари-обелиски с морскими коньками, выполненные по проекту арх. И. А. Фомина.

Мост в двадцатом веке

Только в 1915 году было осуществлено освещение нынешней улицы Ломоносова. Мост тоже был снабжён фонарями. Но проект его освещения был не столько техническим, сколько инженерно-архитектурным, и проходил под руководством А. Пшеницкого. Для этого при въезде на мост поставили четыре обелиска, выполненных из гранита. На них с помощью кронштейнов были закреплены гранёные фонари с позолоченными фигурами морских коньков.


Чернышев мост через Фонтанку 1915
Фонарей не видно


Дореволюционное время
Слева фотографии видим колонну с фонарем

источник




источник

События революции 1917 года не принесли никаких изменений в облик моста, равно как и последующие годы Советской власти. А вот во время войны, и особенно блокады Ленинграда, мост пострадал от артобстрелов и бомбёжки города. Чугунные перила, гранитные парапеты, фонари с золочёными коньками – все это рухнуло в реку.

Однако после войны все эти украшения и архитектурные детали были отреставрированы, а внешний вид восстановлен. А затем каждые двадцать лет, в том числе и после распада Советского Союза, мост регулярно ремонтировался. Последние работы по его реставрации были проведены в 2006 году.


Мост Ломоносова 1974

Внешний вид в наши дни

Как и при строительстве у моста сохранились три пролёта. Они одинаковые по размеру и имеют каменные арки и своды. Средний пролёт состоит из металлических балок. В ширину мост чуть больше 14 метров, а его длина составляет 57 м. Интересно, что сам мост не совсем перпендикулярен набережной, а подходит к ней под определённым углом. Стороны сооружения, обращённые к воде, не равны друг другу. Но издали этого не видно, хотя вблизи заметна лёгкая асимметричность. Мост выглядит очень гармоничным и пропорциональным.



Башни, где некогда размещались разводные механизмы, построены в виде беседок. Они состоят из небольших колонн в дорическом стиле и заканчиваются позолоченными сферами.


Вдоль моста идут перила, которые по форме повторяют ограждение набережной Фонтанки. Это каменные тумбы, соединенные металлическими секциями.



А при въезде стоят отреставрированные фонари с золочёными морскими коньками.




источник


Они тоже имеют свою историю. Коньки вновь покрыли позолотой в 1967 году. Однако черед 10-15 лет стало ясно, что крепления фонарей просели, не выдержав нагрузок. В любой момент они могли упасть на головы пешеходам. Поэтому их решено было снять. Но жители города жалели об этом произведении искусства. Наконец, в 2006 году, после окончательной реставрации, уникальные фонари вновь вернулись на своё место.


Путешественники считают, что бывший Чернышёв мост отличается от остальных. Он красивее и изящнее других. Многие радуются, что он не подвергся такой реконструкции, как остальные мосты, а сохранился практически в первоначальном виде. Особенно гармонично смотрятся башни и цепи, хотя они и не имеют функциональной нагрузки.

Читайте также: