Рыцарская честь история 6 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Рыцарство — братство, привилегированное военно-землевладельческое сословие в Западной Европе в средние века. Посвящение в рыцари расценивалось как королевская награда за государственную службу. В средние века в Европе братства рыцарей делились на религиозные и светские. К первому классу можно отнести рыцарей, принявших религиозный обет, например, членов ордена тамплиеров и рыцарей Св. Иоанна ( госпитальеры), рыцарские ордена, воевавшие против сарацинов (арабов) и других нехристиан. Второй класс возник из рыцарей, бывших на королевской службе или служивших высокой знати. Рыцарство происходит из средневековой Франции и Испании, распространившись впоследствии на всю Европу, достигло наибольшего расцвета в XII-XIII веках. Усилилось во времена крестоносцев

Рыцарская честь - это соблюдение рыцарем комплекса правил поведения и соответствие определенным стандартам. В рыцарскую честь входят такие понятия, как доблесть, отвага, целомудрие, честность, верность своему слову. Выиграв бой, у рыцарей было принято обращаться с побежденным, как с равным, так как поверженный также является рыцарем. Защита слабого также является одним из ключевых понятий рыцарской чести. Рыцари являлись элитой того времени и, по этой причине, всячески стремились доказать, что они достойны своего первенства.

Впоследствии, однако, термин приобрел и этические коннотации, им стали обозначать людей не только несущих военную службу, но и ведущих образ жизни, который, соответствующий своду неписаных правил главными из которых было доблестное несение военной службы, куртуазное поведение и набожность.

Идеальные рыцари описывались в многочисленных жестах (chansons de geste) и куртуазных романах. Главными чертами кодекса чести рыцаря были щедрость, куртуазность, доблесть, честь, преданное служение господину, военная отвага.

В XIII и XIV вв. стали появляться руководства по рыцарскому поведению, в который описывалось, каким образом рыцарь должен себя держать, вести, что и как говорить. Наиболее знаменитыми руководствами были сочинения Жоффруа де Шарни и Раймуда Луллия.

Важной составляющей рыцарского кодекса чести был любовь к прекрасной даме. Этот элемент поведения рыцаря воспевался трубадурами и миннезингерами.

От рыцаря ожидалась, в первую очередь, безграничная преданность и верность возлюбленной. Любовь и служение прекрасной даме должны были вдохновлять рыцаря на подвиги.

Идеальным образцом отношений рыцаря и прекрасной дамы можно считать отношения Сэр Ланселота и королевы Гвиневре, воспетые в поэмах Кретьена де Труа.

Идеальный рыцарь должен был быть, помимо всего прочего, благочестивым и биться с врагами церкви, что привело к возникновению крестоносного движения.

В отсутствие войны рыцарь мог и должен был демонстрировать свою доблесть на турнирах. Формирование рыцарского этоса шло параллельно с их сращиванием со знатью.

Рыцарский кодекс чести стал важнейшим связующим материалом для рыцарства, который поддерживал их статус как социальной элиты.

Исторические источники:

Кретьен де Труа Ланселот, или Рыцарь Телеги. Пер. со старофранц.Ростов-на-Дону, 2012;

Рамой Льюль Книга о любящем и возлюбленном. Книга о рыцарском ордене. Книга о животных. Песнь Рамона. СПб.: Наука, 1997.


Рыцари – это титулованные воины, обитавшие в замках и принимавшие активное участие в битвах и показательных сражениях на турнирах. Посвящение в рыцари расценивалось как награда короля за государственную службу. Братства рыцарей в средние века подразделялись на светские и религиозные: первые традиционно являлись выходцами из знатных семей и несли службу в королевской армии, отстаивали они преимущественно государственные интересы, тогда как вторые боролись скорее за интересы церкви.

Служить рыцари предпочитали только с равными себе по титулу: некоторые доходили до такого абсурда, что отказывались идти в одном ряду с пехотинцами, рискуя своей жизнью.

Первые рыцарские сословия возникли еще в 8 столетии на территории современной Франции, когда в государстве осуществлялся переход от народного ополчения к вассальному конному войску. Церковь оказала немаленькое влияние на средневековую конницу, превратив ее в элитное войско. Формированию рыцарства также способствовала эпоха крестовых походов.

Первыми прототипами рыцарей были древнеримские всадники: они, как и средневековые рыцари, передвигались по полю боя на конях, в качестве брони использовали доспехи. Конница предназначалась для преследования убегающих врагов.

Официальным началом эпохи рыцарства считают 4-6 столетие , когда Римская империя пала, а сарматы, поспособствовавшие этому, стали вторым прототипом средневековых рыцарей. Сарматская конница считалась привилегированной частью общества.

История формирования рыцарей тесно связана с франками, у которых возникла острая необходимость создания мобильной конницы, поскольку на их территории участились набеги арабов.

Мастерство езды на норовистых конях было недоступно для пеших франков. Конницу начали формировать из представителей дворянства. Помимо стрельбы, поединков на мечах и езды на конях, детей крупных землевладельцев обучали также плаванию, этикету, стратегии, тактике и искусству осады.

Подрастая, пажи поступали на службу к взрослым рыцарям в роли оруженосцев, сопровождавших воинов во всех походах. В их обязанности входило поддержание доспехов в чистоте и целости, транспортировать щиты и оружие.

Золотая эпоха рыцарства

Рыцарство развивалось очень динамично: требования к претендентам на получение титула становились все жестче, а тех, кому удавалось его получить, почитали все больше.

Рыцарям необходимо было быть в достаточной степени мужественными, верными своему королю, щедрыми к своим подданным и крайне галантными при дворе. Они всегда должны были защищать интересы церкви, оказывать помощь тем, кто в этом нуждался, держать свое слово и бороться со злом во всех его проявлениях.

Требования выдвигались также к внешнему виду рыцарей: воины должны были облачаться в красивые тяжелые доспехи, которые значительно усложняли передвижение солдата по полю боя. Огромная цена на обмундирование повлекла за собой новую традицию: побежденный в турнире должен был отдавать свои доспехи победителю.

Однако, в эпоху Крестовых походов требования к претендентам на получение рыцарского титула значительно снизились: чтобы присоединиться к войску, нужно было всего лишь принести обет противостояния нехристианам.

Популярности рыцарям добавляли барды и менестрели, воспевающие в своих произведениях их подвиги.

Однако, с изобретением огнестрельного оружия потребность в рыцарях сошла на нет – теперь воины являются скорее представителями аристократического класса, чем сплоченной армией. В Великобритании посвящение в рыцари происходит и в наши дни: титул даруется лично монархом за заслуги перед государством.

Одним из наиболее интересных орденов является Мальтийский, основанный в Иерусалиме в 11 веке. В него входили преимущественно монахи, в 1118 году объединение возглавил французский рыцарь Раймон Дюпои, он же превратил орден в военную организацию, сражающуюся за интересы христианской церкви. Рыцари доблестно боролись за неприкосновенность Иерусалима вплоть до 1187 года, когда были изгнаны в Акка, где задержались на сотню лет. На закате 13 столетия они перебрались на Кипр, а в начале 14 века захватили остров Родос. В течение 200 лет рыцари полностью контролировали воды Средиземного моря, однако Великая Французская революция 18 столетия нанесла ордену смертельный удар: в 1792 году вся собственность органа была конфискована, а в 1798 году рыцари, изгнанные Наполеоном, были вынуждены искать новое пристанище: большая часть ордена бежала в Россию, где Павел I попытался возродить объединение , однако надолго продлить его существование не удалось – в 1801 году император умер, а вместе с ним канул в лету и орган. Еще одна попытка вернуть орден к жизни была предпринята спустя 78 лет, инициатором этого выступил Папа Лев ХIII. Рыцари вернулись, однако повторить успех своих предшественников им не удалось.

Еще одной интересной организацией является Тевтонский орден, который был основан в период третьего крестового похода в 12 веке. Членами объединения были преимущественно немецкие монахи, давшие обеты целомудрия, бедности и послушания. В 1221 году на членов ордена были распространены такие привилегии как иммунитет и индульгенции. В начале 15 столетия тевтонский орган вел активную войну с Польшей и Литвой. Литовскому князю удалось разгромить монахов, планы тевтонцев относительно господства в Восточной Европе были разрушены. Тевтонский орден был вынужден признать свою несостоятельность. 8 августа 1525 года представители Тевтонского ордена заключили мирный договор с Польшей, согласно которому рыцари теряли все свои привилегии.

В 1834 году Тевтонский орган был восстановлен в Австрии и Германии.

Самым могущественным по праву считают орден Тамплиеров. Объединения рыцарей отличались между собой используемой военной стратегией, а в остальном были достаточно похожи.

Рыцарь — долгое время рыцарство было личным (не передающимся по наследству) теоретически не обладал никаким правом, ни одной особой привилегией, возносившей его над другими представителями воинского класса. Однако это равенство было лишь видимостью.
Фактически рыцарь почти всегда занимал пост военачальника (невысокого ранга) с двумя или тремя слугами, двумя или тремя оруженосцами.
Исключительной привилегией рыцарей иметь герб (знак позволявший узнать командира среди сражающихся, лица которых были закрыты).
Это ограничение на право обладать гербом появилось, когда хартии стали скрепляться печатью.
Лишь рыцари могли украшать печать своим геральдическим знаком (blason).
Оруженосцы использовали простую печатку (signet), но после посвящения и становления рыцарем, акты ему надлежало скреплять гербовой печатью.
Но данная привилегия рыцарей, исчезнувшая, когда этот социальный институт объединился со знатью, и ставшая собственностью последней, произошла не от рыцарского звания, а первоначально принадлежала командиру небольшого отряда, ведшего в рукопашный бой тяжеловооруженных воинов.
Кроме того, некоторые из прав, которые, как можно было бы полагать, являлись собственностью рыцарства, на самом деле были ему дарованы.
Рыцаря XII века отличало от современников только нравственное право.

  • повиновение Церкви и забота о ней; уважение ко всем и верность своим предводителям;
  • щедрость по отношению к беднякам;
  • смелость и сострадание в бою;
  • помощь и содействие слабым.
  1. Религиозные обязательства.
  2. Мирские обязательства.
  3. Личные обязательства.

Нет нужды долго распространяться о религиозных обязательствах рыцаря.
Он должен подчиняться всему, чему учит и что предписывает Церков.
Будучи человеком военным, рыцарь должен, в частности, обеспечивать каждый раз, когда это потребуется, защиту ее служителей и имущества.
Человеку физически сильному, ему также следовало оказывать немощным и беднякам ту нравственную и материальную помощь, которую требует Церковь.

Мирские обязательства рыцаря проистекали из занимаемого им в средневековом мире положения.
Воину, не имевшему фьефа, следовало сохранять верность своему военачальнику.
Вассалу надлежало старательно выполнять свои феодальные обязанности.
Если же рыцарь являлся сюзереном, то должен был осуществлять свои права по отношению к вассалам со всей справедливостью и добротой. Человеку, принявшему рыцарское посвящение, следовало выполнять все свои сословные обязанности.
Личные обязательства.
По отношению к самому себе у рыцаря имелось только одно, но, пожалуй, самое тяжелое, обязательство: всегда быть верным себе и добровольно данной им клятве.

В этой краткой формуле находим три принципа основы рыцарства.
В день своего посвящения оруженосец публично клялся быть верным этим трем принципам рыцарского кодекса.
А именно при совершении самой церемонии, происходившей в мирное время и посреди торжественных и помпезных праздников согласно существовавшему ритуалу, будущий рыцарь клялся, положив руки на Евангелие, произнося условия этого торжественного обещания, сводившиеся, в конце концов, к одной фразе, которую находим в понтификалии епископаГильома Дюрана:

Esto miles pacificus, strenuus, fidelis et Deo devotus.
(Будь рыцарем миролюбивым, отважным, верным и преданным Богу).

Юноша, выходец из воинского сословия, пройдя суровое обучение, в ходе великолепной церемонии, где присутствовал его государь, или в простом убранстве домашнего торжества, становился рыцарем.
Сопоставляя рыцарский идеал с самыми банальными повседневными требованиями жизни, этот молодой рыцарь очень быстро постигал, какая глубокая пропасть разделяет мечту и реальность.
Ему предстояло встретить на своем пути неудачи, перенести личные поражения, испытать разочарования.
Могло статься, что однажды он окончательно утрачивал свои юношеские мечты.

Более подробную информацию о воспитании рыцарей вы можете получить, изучив следующую ссылку Кодекс чести рыцаря

Читайте также: