Новокрестьянская поэзия клюева кратко
Обновлено: 05.07.2024
Начало новокрестьянской поэзии в русской литературе XX века положил Николай Алексеевич Клюев (1884— 1937). Уроженец северной России, выходец из семьи старообрядцев, Клюев с гордостью называл себя потомком неистового Аввакума, поэтому в его стихах не было ни униженности, ни покорности, ни смирения.
Я надену черную рубаху
И вослед за мутным фонарем
По камням двора пойду на плаху
С молчаливо-ласковым лицом.
Вскормили нас ущелий недра,
Вспоил дождями небосклон,
Мы валуны, седые кедры,
Лесных ключей и сосен звон.
Тепел паз, захватисты кокоры,
Крутолоб тесовый шеломок.
Будут рябью писаны подзоры
И лудянкой выпестрен конек.
По стене, как зернь, пойдут зарубки:
Сукрест, лапки, крапица, рядки,
Чтоб избе-молодке в красной шубке
Явь и сон мерещились — легки.
Большое место в поэзии Клюева уделено родной северной природе. Но он не только живописует картины природы. С неистовой аввакумовской страстью он обличает тех, кто рожден с холодным сердцем и равнодушен к красоте окружающего мира:
В хвойный ладан дохнул папироской
И плевком незабудку обжег.
Зарябило слезинками плесо,
Сединою заиндевел мох.
Заломила черемуха руки,
К норке путает след горностай…
Сын железа и каменной скуки
Попирает берестяный край.
Бездушное отношение к природе, разрыв животворных связей с нею рассматривается Клюевым, как и другими новокрестьянскими поэтами, как основной признак духовного оскудения человека.
Новокрестьянская поэзия (Клюев, Есенин, Клычков, Ширяевцев)
Новокрестьянская поэзия – это течение поэтов, вышедших из народной среды. Они опирались на фольклорную традицию и литературную традицию XIX века (Некрасов, Кольцов, Никитин, Суриков). Основные мотивы – жизнь деревни, природы, родство жизни деревни с жизнью природы. Основные проблемы – оппозиция город/деревня и трагические противоречия внутри самой деревни.
Первая волна крестьянской поэзии – 1903-1905 гг. (Дрожжин, Леонов, Шкулев) Они объединились внутри суриковского литературно-музыкального кружка, издавали сборники, сотрудничали с пролетарскими поэтами.
Его пейзажи условны, декоративны, в образах славянская мифология. Реальность как таковую он игнорирует. Большинство его стихов – это обработка славянских мифов: о богине весны и плодородия Ладе, о ее сестре Купаве, о Деде, который правит миром природы.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Новокрестьянские поэты. Поэзия Н. Клюева
Поэзия Серебряного века чрезвычайно неоднородна и разнообразна по направлениям, формам, эстетическим устремлениям, по читательскому кругу. Ярким явлением времени была новокрестьянская поэзия, задавшая песенный настрой поэзии многих последующих десятилетий.
Большинство новокрестьянских поэтов после революции оказались на периферии литературы и жизни, со своей поэтизацией неразрывной связи человека с миром живой природы, стали свидетелями ломки традиционных крестьянских устоев. Клюев, Клычков, Орешин были уничтожены как кулацкие поэты и на долгие годы вычеркнуты из истории литературы.
Когда свяжу свою вязанку
Сосновых слов, медвежьих дум?
Гремел мой прадед Аввакум!
Клюев творит художественный образ своих предков и свой собственный, в его поэзии много легендарного, вымышленного. Эта мифологизация создавала приподнятый, героический настрой.
Но не стоном отцов
Моя песнь прозвучит,
А раскатом громов
Над землей пролетит.
Поэт сотрудничал с революционными организациями народнической и эсеровской ориентации, распространял прокламации, был арестован за агитационную деятельность и около полугода провел в тюрьме. Революционность Клюева была тесно связана с религиозными представлениями, идеей христианской жертвенности, страдания:
Я надену черную рубаху
И вослед за мутным фонарем
По камням двора пройду на плаху
С молчаливо-ласковым лицом.
Героиня стихотворения идет своим тернистым путем сознательно, зная его печальный исход. Вероятно, образ девушки-революционерки имел конкретную биографическую основу.
Изба — святилище земли,
С запечной тайною и раем;
По духу росной конопли
Мы сокровенное узнаем.
В твоих глазах дымок от хат,
Глубинный сон речного ила,
Рязанский маковый закат —
Твои певучие чернила.
Изба — питательница слов
Тебя взрастила не напрасно:
Для русских сел и городов
Ты станешь Радуницей красной.
Так не забудь запечный рай,
хорошо любить и плакать!
Тебе на путь, на вечный май,
Сплетаю стих — матерый лапоть.
Не стало кружевницы Прони,
С коклюшек ускакали кони,
Лишь златогривый горбунок
За печкой выискал клубок,
Его брыкает в сутеменки.
А в горенке по самогонке
Тальянка гиблая орет —
Хозяев новых обиход.
В силу всех этих обстоятельств представляется полезным:
— С помощью сохранившихся отзывов о Клюеве определить его своеобразие и место, занимаемое им в русской поэзии XX века.
— Проследить политическую эволюцию поэта, акцентировав внимание на том, что обусловило репрессии по отношению к нему советской власти.
— Показать уникальность Клюева в творческом плане на примере наиболее характерных произведений последнего десятилетия его жизни. Учитывая четырехлетний опыт изучения творчества Клюева, хотел бы дать советы тем, кто включает его в программу.
Тебе, мой совенок, птаха моя любимая.
я твою душеньку, как гнездо касатка.
Ушел ты от меня разбойными тропинками.
Рожоное мое дитятко, матюжник милый,
Гробовая доска — всем грехам покрышка.
Прости ты меня, борова, что кабаньей силой
Не вспоил я тебя до златого излишка.
Овдовел я без тебя, как печь без помяльца.
Он где-то в нас — под нашей тайной клетью.
Знать, так живуч смиренный тот жених —
Сей Аввакум двадцатого столетья!
Пускай придут и вспомнить, и почтить,
И зачерпнуть из древлего колодца.
Мы так его стараемся забыть,
А все забыть никак не удается.
Как понимать то, что революция и советская власть в конечном счете категорически отторгли и Клюева, и его ближайшего соратника Клычкова?
В ранней молодости Клюев принимал участие в революционном движении (за участие в революционных волнениях 1905 года он в 1906 году был заключен в выте-горскую, а позже — в петрозаводскую тюрьму). Он и в самом деле с восторгом встретил февраль и октябрь, а в 1918 году вступил в большевистскую партию, из которой в 1920 году был исключен за религиозные убеждения. В 1923 году он был арестован в первый раз советской властью, во второй — в 1934-м и сослан в Нарымский край, а затем благодаря хлопотам М. Горького, певицы Н. Обуховой и других переведен на поселение в Томск. Из ссылки он писал С. Клычкову и его жене В. Горбачевой: «Я сослан. на верную и мучительную смерть. я вообще слаб здоровьем, теперь же я навсегда загублен, вновь опухоли, сильнейшее головокружение, даже с рвотой. Есть нечего, продуктов нет или они до смешного дороги. свирепая 50-градусная зима, а я голый, даже без шапки, в чужих штанах.
Еще позже: «У меня. — общая изба, где народу 14 человек — мужичья и баб с ребятишками. Моя бедная муза глубоко закрыла свои синие очи, полные слез и мучительных сновидений. Здоровье мое сильно пошатнулось — лежал в больнице десять дней. Какая-то незнакомая доселе болезнь сердца и желудка: невыносимая боль. Лежал десять дней за плату 6 руб. в сутки. Бесплатно ссыльным лекарства и больницы не полагаются.
Отец, Алексей Тимофеевич Клюев (1842—1918) — урядник , сиделец в винной лавке. Мать, Прасковья Дмитриевна (1851—1913), была сказительницей и плачеёй. Клюев учился в городских училищах Вытегры и Петрозаводска . Среди предков были староверы , хотя его родители и он сам (вопреки многим его рассказам) не исповедовали старообрядчества.
Участвовал в революционных событиях 1905—1907 годов , неоднократно арестовывался за агитацию крестьян и за отказ от армейской присяги по убеждениям. Отбывал наказание сначала в Вытегорской, затем в Петрозаводской тюрьме.
Николая Клюева связывали сложные отношения (временами дружеские, временами напряжённые) с Сергеем Есениным , который считал его своим учителем. В 1915—1916 годах Клюев и Есенин часто вместе выступали со стихами на публике, в дальнейшем их пути (личные и поэтические) несколько раз сходились и расходились.
Религиозность Клюева
В своей записи 1922 года Клюев говорит:
…для меня Христос — вечная неиссякаемая удойная сила, член, рассекающий миры во влагалище, и в нашем мире прорезавшийся залупкой — вещественным солнцем, золотым семенем непрерывно оплодотворяющий корову и бабу, пихту и пчелу, мир воздушный и преисподний — огненный.
Богословам нашим не открылось, что под плотью Христос разумел не тело, а семя, которое и в народе зовется плотью.
Вот это и должно прорезаться в сознании человеческом, особенно в наши времена, в век потрясенного сердца, и стать новым законом нравственности… [13]
Клюев после революции
После нескольких лет голодных странствий около 1922 года Клюев снова появился в Петрограде и Москве, его новые книги были подвергнуты резкой критике и изъяты из обращения.
С 1923 года Клюев жил в Ленинграде (в начале 1930-х переехал в Москву). Катастрофическое положение Клюева, в том числе и материальное, не улучшилось после выхода в свет его сборника стихов о Ленине (1924).
В 1929 году Клюев познакомился с молодым художником Анатолием Кравченко , к которому обращены его любовные стихотворения и письма этого времени [14] (насчитается 42 письма Клюева [15] ). Преобладание воспевания мужской красоты над женской в поэзии Клюева всех периодов подробно исследовано филологом А. И. Михайловым [16] .
В письме Анатолию от 23 мая 1933 года Клюев так рассуждает об их близких отношениях:
На этой вершине человеческого чувства, подобно облакам, задевающим двуединый Арарат, небесное клубится над дольним, земным. И этот закон неизбежен. Только теперь, в крестные дни мои, он, как никогда, становится для меня ясно ощутимым. Вот почему вредно и ошибочно говорить тебе, что ты живешь во мне только как пол и что с полом уходит любовь и разрушается дружба. Неотразимым доказательством того, что ангельская сторона твоего существа всегда заслоняла пол, — являются мои стихи, — пролитые к ногам твоим. Оглянись на них — много ли там пола? Не связаны ли все чувствования этих необычайных и никогда не повторимых рун, — с тобой как с подснежником, чайкой или лучом, ставшими человеком-юношей? [17][18]
Аресты, ссылка и расстрел
То Беломорский смерть-канал,
Его Акимушка копал,
С Ветлуги Пров да тётка Фёкла.
Великороссия промокла
Под красным ливнем до костей
И слёзы скрыла от людей,
От глаз чужих в глухие топи…
Следователем по делу Клюева был оперуполномоченный 3-го отдела Томского горотдела НКВД младший лейтенант госбезопасности Георгий Иванович Горбенко [31] ).
Посмертная реабилитация
Николай Клюев был реабилитирован в 1957 году, однако первая посмертная книга в СССР вышла только в 1977 году [32] .
Редкостно крупный литературный талант Клюева, которого часто ставят выше Есенина, вырос из народного крестьянского творчества и многовековой религиозности русского народа. Жизнь, питаемая исконной силой крестьянства и искавшая поэтического выражения, соединялась у него поначалу с инстинктивным, а позднее — с политически осознанным отрицанием городской цивилизации и большевистской технократии. При этом и форма его стихов развивалась от близости к народным — через влияние символизма — к более осознанным самостоятельным структурам. Стихи в духе народных плачей перемежаются со стихами, созвучными библейским псалмам, стиль очень часто орнаментален. В богатстве образов проявляется полнота внутреннего, порой провидческого взгляда на мир.
Николай Алексеевич Клюев (1884–1937 гг., расстрелян) – русский поэт, представитель так называемого новокрестьянского направления в русской поэзии XX века.
Николая Клюева связывали сложные отношения (временами дружеские, временами напряженные) с Сергеем Есениным, который считал его своим учителем. В 1915–1916 годах Клюев и Есенин часто вместе выступали со стихами на публике, в дальнейшем их пути (личные и поэтические) несколько раз сходились и расходились.
Н.А. Клюев – автор поэмы
Н.А. Клюев не является автором поэмы
Н.А. Клюев не является автором поэтического сборника
Представителем новокрестьянского направления в русской поэзии XX века был
Н.А. Клюев – представитель поэзии
Религиозной образностью и диалектной лексикой насыщены стихи
Читайте также: