Новокрестьянская поэзия клюева кратко

Обновлено: 05.07.2024

Начало новокрестьянской поэзии в русской литературе XX века положил Николай Алексеевич Клюев (1884— 1937). Уроженец северной России, выходец из семьи старообрядцев, Клюев с гордостью называл себя потомком неистового Аввакума, поэтому в его стихах не было ни униженности, ни покорности, ни смирения.

Я надену черную рубаху

И вослед за мутным фонарем

По камням двора пойду на плаху

С молчаливо-ласковым лицом.

Вскормили нас ущелий недра,

Вспоил дождями небосклон,

Мы валуны, седые кедры,

Лесных ключей и сосен звон.

Тепел паз, захватисты кокоры,

Крутолоб тесовый шеломок.

Будут рябью писаны подзоры

И лудянкой выпестрен конек.

По стене, как зернь, пойдут зарубки:

Сукрест, лапки, крапица, рядки,

Чтоб избе-молодке в красной шубке

Явь и сон мерещились — легки.

Большое место в поэзии Клюева уделено родной северной природе. Но он не только живописует картины природы. С неистовой аввакумовской страстью он обличает тех, кто рожден с холодным сердцем и равнодушен к красоте окружающего мира:

В хвойный ладан дохнул папироской

И плевком незабудку обжег.

Зарябило слезинками плесо,

Сединою заиндевел мох.

Заломила черемуха руки,

К норке путает след горностай…

Сын железа и каменной скуки

Попирает берестяный край.

Бездушное отношение к природе, разрыв животворных связей с нею рассматривается Клюевым, как и другими новокрестьянскими поэтами, как основной признак духовного оскудения человека.

Новокрестьянская поэзия (Клюев, Есенин, Клычков, Ширяевцев)

Новокрестьянская поэзия – это течение поэтов, вышедших из народной среды. Они опирались на фольклорную традицию и литературную традицию XIX века (Некрасов, Кольцов, Никитин, Суриков). Основные мотивы – жизнь деревни, природы, родство жизни деревни с жизнью природы. Основные проблемы – оппозиция город/деревня и трагические противоречия внутри самой деревни.

Первая волна крестьянской поэзии – 1903-1905 гг. (Дрожжин, Леонов, Шкулев) Они объединились внутри суриковского литературно-музыкального кружка, издавали сборники, сотрудничали с пролетарскими поэтами.

Его пейзажи условны, декоративны, в образах славянская мифология. Реальность как таковую он игнорирует. Большинство его стихов – это обработка славянских мифов: о богине весны и плодородия Ладе, о ее сестре Купаве, о Деде, который правит миром природы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Новокрестьянские поэты. Поэзия Н. Клюева

Поэзия Серебряного века чрезвычайно неоднородна и разнообразна по направлениям, формам, эстетическим устремлениям, по читательско­му кругу. Ярким явлением времени была новокрестьянская поэзия, задав­шая песенный настрой поэзии многих последующих десятилетий.

Большинство новокрестьянских поэтов после революции оказались на периферии литературы и жизни, со своей поэтизацией неразрывной связи человека с миром живой природы, стали свидетелями ломки традиционных крестьянских устоев. Клюев, Клычков, Орешин были унич­тожены как кулацкие поэты и на долгие годы вычеркнуты из истории литературы.

Когда свяжу свою вязанку

Сосновых слов, медвежьих дум?

Гремел мой прадед Аввакум!

Клюев творит художественный образ своих предков и свой собствен­ный, в его поэзии много легендарного, вымышленного. Эта мифологиза­ция создавала приподнятый, героический настрой.

Но не стоном отцов

Моя песнь прозвучит,

А раскатом громов

Над землей пролетит.

Поэт сотрудничал с революционными организациями народнической и эсеровской ориентации, распространял прокламации, был арестован за агитационную деятельность и около полугода провел в тюрьме. Револю­ционность Клюева была тесно связана с религиозными представлениями, идеей христианской жертвенности, страдания:

Я надену черную рубаху

И вослед за мутным фонарем

По камням двора пройду на плаху

С молчаливо-ласковым лицом.

Героиня стихотворения идет своим тернистым путем сознательно, зная его печальный исход. Вероятно, образ девушки-революционерки имел конкретную биографическую основу.

Изба — святилище земли,

С запечной тайною и раем;

По духу росной конопли

Мы сокровенное узнаем.

В твоих глазах дымок от хат,

Глубинный сон речного ила,

Рязанский маковый закат —

Твои певучие чернила.

Изба — питательница слов

Тебя взрастила не напрасно:

Для русских сел и городов

Ты станешь Радуницей красной.

Так не забудь запечный рай,

хорошо любить и плакать!

Тебе на путь, на вечный май,

Сплетаю стих — матерый лапоть.

Не стало кружевницы Прони,

С коклюшек ускакали кони,

Лишь златогривый горбунок

За печкой выискал клубок,

Его брыкает в сутеменки.

А в горенке по самогонке

Тальянка гиблая орет —

Хозяев новых обиход.

В силу всех этих обстоятельств представляется полезным:

— С помощью сохранившихся отзывов о Клюеве определить его своеобразие и место, занимаемое им в русской поэзии XX века.

— Проследить политическую эволюцию поэта, акцентировав внимание на том, что обусловило репрессии по отношению к нему советской власти.

— Показать уникальность Клюева в творческом плане на примере наиболее ха­рактерных произведений последнего десятилетия его жизни. Учитывая четырехлетний опыт изучения творчества Клюева, хотел бы дать советы тем, кто включает его в программу.

Тебе, мой совенок, птаха моя любимая.

я твою душеньку, как гнездо касатка.

Ушел ты от меня разбойными тропинками.

Рожоное мое дитятко, матюжник милый,

Гробовая доска — всем грехам покрышка.

Прости ты меня, борова, что кабаньей силой

Не вспоил я тебя до златого излишка.

Овдовел я без тебя, как печь без помяльца.

Он где-то в нас — под нашей тайной клетью.

Знать, так живуч смиренный тот жених —

Сей Аввакум двадцатого столетья!

Пускай придут и вспомнить, и почтить,

И зачерпнуть из древлего колодца.

Мы так его стараемся забыть,

А все забыть никак не удается.

Как понимать то, что революция и советская власть в конечном счете катего­рически отторгли и Клюева, и его ближайшего соратника Клычкова?

В ранней молодости Клюев принимал участие в революционном движении (за участие в революционных волнениях 1905 года он в 1906 году был заключен в выте-горскую, а позже — в петрозаводскую тюрьму). Он и в самом деле с восторгом встретил февраль и октябрь, а в 1918 году вступил в большевистскую партию, из которой в 1920 году был исключен за религиозные убеждения. В 1923 году он был арестован в первый раз советской властью, во второй — в 1934-м и сослан в Нарымский край, а затем благодаря хлопотам М. Горького, певицы Н. Обуховой и других переведен на поселение в Томск. Из ссылки он писал С. Клычкову и его жене В. Горбачевой: «Я сослан. на верную и мучительную смерть. я вообще слаб здоровьем, теперь же я навсегда загублен, вновь опухоли, сильнейшее головокру­жение, даже с рвотой. Есть нечего, продуктов нет или они до смешного дороги. свирепая 50-градусная зима, а я голый, даже без шапки, в чужих штанах.

Еще позже: «У меня. — общая изба, где народу 14 человек — мужичья и баб с ребятишками. Моя бедная муза глубоко закрыла свои синие очи, полные слез и мучительных сновидений. Здоровье мое сильно пошатнулось — лежал в больни­це десять дней. Какая-то незнакомая доселе болезнь сердца и желудка: невыноси­мая боль. Лежал десять дней за плату 6 руб. в сутки. Бесплатно ссыльным лекарства и больницы не полагаются.

Отец, Алексей Тимофеевич Клюев (1842—1918) — урядник , сиделец в винной лавке. Мать, Прасковья Дмитриевна (1851—1913), была сказительницей и плачеёй. Клюев учился в городских училищах Вытегры и Петрозаводска . Среди предков были староверы , хотя его родители и он сам (вопреки многим его рассказам) не исповедовали старообрядчества.

Участвовал в революционных событиях 1905—1907 годов , неоднократно арестовывался за агитацию крестьян и за отказ от армейской присяги по убеждениям. Отбывал наказание сначала в Вытегорской, затем в Петрозаводской тюрьме.

Николая Клюева связывали сложные отношения (временами дружеские, временами напряжённые) с Сергеем Есениным , который считал его своим учителем. В 1915—1916 годах Клюев и Есенин часто вместе выступали со стихами на публике, в дальнейшем их пути (личные и поэтические) несколько раз сходились и расходились.

Религиозность Клюева

В своей записи 1922 года Клюев говорит:

…для меня Христос — вечная неиссякаемая удойная сила, член, рассекающий миры во влагалище, и в нашем мире прорезавшийся залупкой — вещественным солнцем, золотым семенем непрерывно оплодотворяющий корову и бабу, пихту и пчелу, мир воздушный и преисподний — огненный.

Богословам нашим не открылось, что под плотью Христос разумел не тело, а семя, которое и в народе зовется плотью.

Вот это и должно прорезаться в сознании человеческом, особенно в наши времена, в век потрясенного сердца, и стать новым законом нравственности… [13]

Клюев после революции

После нескольких лет голодных странствий около 1922 года Клюев снова появился в Петрограде и Москве, его новые книги были подвергнуты резкой критике и изъяты из обращения.

С 1923 года Клюев жил в Ленинграде (в начале 1930-х переехал в Москву). Катастрофическое положение Клюева, в том числе и материальное, не улучшилось после выхода в свет его сборника стихов о Ленине (1924).

В 1929 году Клюев познакомился с молодым художником Анатолием Кравченко , к которому обращены его любовные стихотворения и письма этого времени [14] (насчитается 42 письма Клюева [15] ). Преобладание воспевания мужской красоты над женской в поэзии Клюева всех периодов подробно исследовано филологом А. И. Михайловым [16] .

В письме Анатолию от 23 мая 1933 года Клюев так рассуждает об их близких отношениях:

На этой вершине человеческого чувства, подобно облакам, задевающим двуединый Арарат, небесное клубится над дольним, земным. И этот закон неизбежен. Только теперь, в крестные дни мои, он, как никогда, становится для меня ясно ощутимым. Вот почему вредно и ошибочно говорить тебе, что ты живешь во мне только как пол и что с полом уходит любовь и разрушается дружба. Неотразимым доказательством того, что ангельская сторона твоего существа всегда заслоняла пол, — являются мои стихи, — пролитые к ногам твоим. Оглянись на них — много ли там пола? Не связаны ли все чувствования этих необычайных и никогда не повторимых рун, — с тобой как с подснежником, чайкой или лучом, ставшими человеком-юношей? [17][18]

Аресты, ссылка и расстрел

То Беломорский смерть-канал,
Его Акимушка копал,
С Ветлуги Пров да тётка Фёкла.
Великороссия промокла
Под красным ливнем до костей
И слёзы скрыла от людей,
От глаз чужих в глухие топи…

Следователем по делу Клюева был оперуполномоченный 3-го отдела Томского горотдела НКВД младший лейтенант госбезопасности Георгий Иванович Горбенко [31] ).

Посмертная реабилитация

Николай Клюев был реабилитирован в 1957 году, однако первая посмертная книга в СССР вышла только в 1977 году [32] .

Редкостно крупный литературный талант Клюева, которого часто ставят вы­ше Есенина, вырос из народного крестьянского творчества и многовековой религиозности русского народа. Жизнь, питаемая исконной силой крестьян­ства и искавшая поэтического выражения, соединялась у него поначалу с инстинктив­ным, а позднее — с политически осознанным отри­цанием городской цивилизации и большеви­стской технократии. При этом и форма его стихов развивалась от близости к народным — через влияние символизма — к более осоз­нанным самостоятельным структурам. Стихи в духе народных плачей перемежаются со стихами, созвучными библейским псалмам, стиль очень часто орнаментален. В богатстве образов проявляется полнота внутреннего, порой провидческого взгляда на мир.

Николай Алексеевич Клюев (1884–1937 гг., расстрелян) – русский поэт, представитель так называемого новокрестьянского направления в русской поэзии XX века.

Николая Клюева связывали сложные отношения (временами дружеские, временами напряженные) с Сергеем Есениным, который считал его своим учителем. В 1915–1916 годах Клюев и Есенин часто вместе выступали со стихами на публике, в дальнейшем их пути (личные и поэтические) несколько раз сходились и расходились.

Н.А. Клюев – автор поэмы

Н.А. Клюев не является автором поэмы

Н.А. Клюев не является автором поэтического сборника

Представителем новокрестьянского направления в русской поэзии XX века был

Н.А. Клюев – представитель поэзии

Религиозной образностью и диалектной лексикой насыщены стихи

Читайте также: