Новокрестьянская поэзия есенина кратко
Обновлено: 04.07.2024
Новокрестьянская поэзия (Клюев, Есенин, Клычков, Ширяевцев)
Новокрестьянская поэзия – это течение поэтов, вышедших из народной среды. Они опирались на фольклорную традицию и литературную традицию XIX века (Некрасов, Кольцов, Никитин, Суриков). Основные мотивы – жизнь деревни, природы, родство жизни деревни с жизнью природы. Основные проблемы – оппозиция город/деревня и трагические противоречия внутри самой деревни.
Первая волна крестьянской поэзии – 1903-1905 гг. (Дрожжин, Леонов, Шкулев) Они объединились внутри суриковского литературно-музыкального кружка, издавали сборники, сотрудничали с пролетарскими поэтами.
Его пейзажи условны, декоративны, в образах славянская мифология. Реальность как таковую он игнорирует. Большинство его стихов – это обработка славянских мифов: о богине весны и плодородия Ладе, о ее сестре Купаве, о Деде, который правит миром природы.
Жанровые формы в русской литературе конца ХІХ- начала ХХ века. – Куйбышев, 1985.
Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм// Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л., 1977.
Искржицкая И.Ю. Культурологический аспект литературы русского символизма. – М., 1977.
Мандельштам О.Э. Слово и культура. – М., 1987.
Якобсон Р. Футуризм // Якобсон Р. Работы по поэтике. – М., 1987.
Авраменко А.П. А. Блок и русские поэты XIX века Валентинов Н.В. Два года с символистами. – М.,2000.
Марков В.Ф. История русского футуризма. – СПб.,2000.
Минералова И.Г. Русская литература серебряного века. Поэтика символизма. – М.,2003.
Пайман А. История русского символизма. – М.,1998.
Бураго С.Б. А. Блок. Очерк жизни и творчества // Бураго С.Б. Собрание сочинений: В 2т. – К.,2005. – Т.1.
Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. – СПб.,1999.
Н.С. Гумилев:pro et contra: Личность и творчество Н. Гумилева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. – СПб., 2003.
Корабчиевский Ю.А. Воскресение Маяковского. – М.,1990.
В русской поэзии 1910 – 1920-х годов выделяются три основные линии развития. Наследие акмеизма культивировалось прежде всего в Петрограде – Ленинграде; наследие футуризма разрабатывалось преимущественно в Москве; третью линию развития составляли новокрестьянские поэты, связанные с деревней.
Свою поэтическую родословную предпочитали вести по семейной линии, видя в своих предках носителей истинно крестьянского мировоззрения, приобщенность к потаенным глубинам народного духа.
Принципы мировидения и поэтики:
- религиозная символика, возникающая на пересечении христианства и язычества;
- поэтизация деревенского быта;
- поэтизация крестьянского труда;
- ориентация на фольклор, воспринятый через литературу;
- пантеизм, природа воспринимается сквозь призму деревенского быта, далекое оказывается близким, метафора одомашнивает мир;
- устремленность к неизреченной тайне человеческого существования, деревенская Русь воспринимается как нездешняя, неразгаданная земля;
- своеобразный поэтический язык – соединение архаики и устной речи.
2. Лирика С. Есенина.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
- Новокрестьянские поэты и русский символизм.
- Традиции русской классической литературы в творчестве новокрестьянских поэтов.
- Своеобразие религиозного сознания новокрестьянских поэтов.
- Поэзия С. Есенина и неоромантическая традиция русской литературы.
- Поэзия и биография С. Есенина в контексте жизнетворчества.
- Прокомментируйте следующие высказывания:
(Р.В. Иванов-Разумник. Две России).
(Н. Клюев. Из письма).
ЛИТЕРАТУРА.
Жанровые формы в русской литературе конца ХІХ- начала ХХ века. – Куйбышев, 1985.
Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм// Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л., 1977.
Искржицкая И.Ю. Культурологический аспект литературы русского символизма. – М., 1977.
Мандельштам О.Э. Слово и культура. – М., 1987.
Якобсон Р. Футуризм // Якобсон Р. Работы по поэтике. – М., 1987.
Авраменко А.П. А. Блок и русские поэты XIX века Валентинов Н.В. Два года с символистами. – М.,2000.
Марков В.Ф. История русского футуризма. – СПб.,2000.
Минералова И.Г. Русская литература серебряного века. Поэтика символизма. – М.,2003.
Пайман А. История русского символизма. – М.,1998.
Бураго С.Б. А. Блок. Очерк жизни и творчества // Бураго С.Б. Собрание сочинений: В 2т. – К.,2005. – Т.1.
Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. – СПб.,1999.
Н.С. Гумилев:pro et contra: Личность и творчество Н. Гумилева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. – СПб., 2003.
Корабчиевский Ю.А. Воскресение Маяковского. – М.,1990.
В русской поэзии 1910 – 1920-х годов выделяются три основные линии развития. Наследие акмеизма культивировалось прежде всего в Петрограде – Ленинграде; наследие футуризма разрабатывалось преимущественно в Москве; третью линию развития составляли новокрестьянские поэты, связанные с деревней.
Свою поэтическую родословную предпочитали вести по семейной линии, видя в своих предках носителей истинно крестьянского мировоззрения, приобщенность к потаенным глубинам народного духа.
Принципы мировидения и поэтики:
- религиозная символика, возникающая на пересечении христианства и язычества;
- поэтизация деревенского быта;
- поэтизация крестьянского труда;
- ориентация на фольклор, воспринятый через литературу;
- пантеизм, природа воспринимается сквозь призму деревенского быта, далекое оказывается близким, метафора одомашнивает мир;
- устремленность к неизреченной тайне человеческого существования, деревенская Русь воспринимается как нездешняя, неразгаданная земля;
- своеобразный поэтический язык – соединение архаики и устной речи.
2. Лирика С. Есенина.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
- Новокрестьянские поэты и русский символизм.
- Традиции русской классической литературы в творчестве новокрестьянских поэтов.
- Своеобразие религиозного сознания новокрестьянских поэтов.
- Поэзия С. Есенина и неоромантическая традиция русской литературы.
- Поэзия и биография С. Есенина в контексте жизнетворчества.
- Прокомментируйте следующие высказывания:
(Р.В. Иванов-Разумник. Две России).
(Н. Клюев. Из письма).
Первые жизненные и творческие шаги П. Орешина достаточно подробно прослежены в ряде работ разных лет. [7]
Во время Первой Мировой войны Петр Орешин оказался во фронтовых окопах. Не воссоздавая подробных картин окопной фронтовой жизни, непосильного быта солдаток, Орешин сумел передать всю глубину скорбных переживаний в незамысловатых, внешне спокойных по интонациям стихах. Продолжающий реалистическую линию крестьянской поэзии Петр Орешин воспринимает и изображает войну как беду всего народа.
Месяц ушел в облака
За туманный плетень
Синие чешет бока
За лачугами день
Если Пушкин – осень,
Ты у нас – весна!
Первый сборник стихов Орешина вышел тиражом всего 500 экземпляров, но Есенин оказался прав, предсказав поэту широкое будущее: свыше 30 его поэтических сборников увидели свет при жизни автора, в том числе четырехтомное собрание стихов. [11]
Розанов И. Крестьянские поэты. М., 1927;
Салькова Л. Волжские мотивы в произведениях Петра Орешина // От жизни к образам. Саратов, 1965. С. 149 – 158;
Михайлов А.И. Пути развития новокрестьянской поэзии. Л., 1990;
Мекш Э.Б. Петр Орешин и крестьянская поэзия начала ХХ века (кандидатская диссертация). Л., 1975;
Юшкин Ю. Поэт есенинского круга // Литературная Россия. 1986, № 7. С. 4;
Савченко Т.К. Сергей Есенин и его окружение. М., 1990;
Солнцева Н. М. Китежский павлин: Филологическая проза. Документы. Факты. Версии. М., 1992. и др.
Профессиональный репетитор помогает разобраться с творчеством Сергея Есенина
сергей есенин в помощь школьнику
Текст: Ольга Разумихина *
Большинство поэтов Серебряного века принадлежало к какому-то одному объединению или литературному методу. С. А. Есенин, несмотря на то что ему было отведено прожить всего 30 лет, успел пройти сразу несколько творческих этапов. Сначала он входил в объединение так называемых новокрестьянских поэтов, затем позиционировал себя как имажинист, а в последний год жизни не причислял себя к сторонникам какого-либо направления. Вспомним биографию классика, а затем рассмотрим основные стихотворения, написанные им в каждый из периодов.
Гражданин села
Сергей Александрович Есенин появился на свет в деревне Константиново (Рязанская область). Казалось бы, что в этом такого? Многие классики, такие как Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин и А. А. Фет, рождались в родовых имениях, расположенных очень далеко от Москвы или, скажем, Санкт-Петербурга. Вот только Есенин, в отличие от вышеперечисленных авторов, не является выходцем из дворянской семьи. Его родители были простыми крестьянами, у которых впоследствии родилось ещё трое детей. Будущий поэт учился в церковно-приходской школе и, будучи юным, ни разу не присутствовал на светских приёмах, не ходил в музеи и библиотеки. Но дух творчества всё равно окружал его с младенческих лет: мама и бабушка пели ему русские народные песни и рассказывали сказки. Поэтому мальчик живо заинтересовался фольклором, а затем стал сам пробовать себя в роли сочинителя.
Новокрестьянские поэты
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани.
Имажинизм
Поэт работает словом, беромым только в образном значении. Мы не хотим, подобно футуристам, морочить публику и заявлять патент на словотворчество, новизну и пр., и пр., потому что это обязанность всякого поэта, к какой бы школе он ни принадлежал.
Заметьте: какие мы счастливые. У нас нет философии. Мы не выставляем логики мыслей. Логика уверенности сильнее всего.
В наши дни квартирного холода — только жар наших произведений может согреть души читателей, зрителей. Им, этим восприемникам искусства, мы с радостью дарим всю интуицию восприятия. От нашей души, как от продовольственной карточки искусства, мы отрезаем майский, весенний купон.
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты всё реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь.
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
После имажинизма
Тот ураган прошёл. Нас мало уцелело.
На перекличке дружбы многих нет.
Я вновь вернулся в край осиротелый,
В котором не был восемь лет.
Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?
Здесь даже мельница — бревенчатая птица
С крылом единственным — стоит, глаза смежив.
И в голове моей проходят роем думы:
Что родина?
Ужели это сны?
Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый
Бог весть с какой далёкой стороны.
И это я!
Я, гражданин села,
Которое лишь тем и будет знаменито,
Что здесь когда-то баба родила
Российского скандального пиита.
Ольга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.
Читайте также: