Новокрестьянская поэзия есенина кратко

Обновлено: 04.07.2024

Новокрестьянская поэзия (Клюев, Есенин, Клычков, Ширяевцев)

Новокрестьянская поэзия – это течение поэтов, вышедших из народной среды. Они опирались на фольклорную традицию и литературную традицию XIX века (Некрасов, Кольцов, Никитин, Суриков). Основные мотивы – жизнь деревни, природы, родство жизни деревни с жизнью природы. Основные проблемы – оппозиция город/деревня и трагические противоречия внутри самой деревни.

Первая волна крестьянской поэзии – 1903-1905 гг. (Дрожжин, Леонов, Шкулев) Они объединились внутри суриковского литературно-музыкального кружка, издавали сборники, сотрудничали с пролетарскими поэтами.

Его пейзажи условны, декоративны, в образах славянская мифология. Реальность как таковую он игнорирует. Большинство его стихов – это обработка славянских мифов: о богине весны и плодородия Ладе, о ее сестре Купаве, о Деде, который правит миром природы.

Жанровые формы в русской литературе конца ХІХ- начала ХХ века. – Куйбышев, 1985.

Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм// Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л., 1977.

Искржицкая И.Ю. Культурологический аспект литературы русского символизма. – М., 1977.

Мандельштам О.Э. Слово и культура. – М., 1987.

Якобсон Р. Футуризм // Якобсон Р. Работы по поэтике. – М., 1987.

Авраменко А.П. А. Блок и русские поэты XIX века Валентинов Н.В. Два года с символистами. – М.,2000.

Марков В.Ф. История русского футуризма. – СПб.,2000.

Минералова И.Г. Русская литература серебряного века. Поэтика символизма. – М.,2003.

Пайман А. История русского символизма. – М.,1998.

Бураго С.Б. А. Блок. Очерк жизни и творчества // Бураго С.Б. Собрание сочинений: В 2т. – К.,2005. – Т.1.

Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. – СПб.,1999.

Н.С. Гумилев:pro et contra: Личность и творчество Н. Гумилева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. – СПб., 2003.

Корабчиевский Ю.А. Воскресение Маяковского. – М.,1990.

В русской поэзии 1910 – 1920-х годов выделяются три основные линии развития. Наследие акмеизма культивировалось прежде всего в Петрограде – Ленинграде; наследие футуризма разрабатывалось преимущественно в Москве; третью линию развития составляли новокрестьянские поэты, связанные с деревней.

Свою поэтическую родословную предпочитали вести по семейной линии, видя в своих предках носителей истинно крестьянского мировоззрения, приобщенность к потаенным глубинам народного духа.

Принципы мировидения и поэтики:

- религиозная символика, возникающая на пересечении христианства и язычества;

- поэтизация деревенского быта;

- поэтизация крестьянского труда;

- ориентация на фольклор, воспринятый через литературу;

- пантеизм, природа воспринимается сквозь призму деревенского быта, далекое оказывается близким, метафора одомашнивает мир;

- устремленность к неизреченной тайне человеческого существования, деревенская Русь воспринимается как нездешняя, неразгаданная земля;

- своеобразный поэтический язык – соединение архаики и устной речи.

2. Лирика С. Есенина.




Вопросы и задания для самостоятельной работы.

  1. Новокрестьянские поэты и русский символизм.
  2. Традиции русской классической литературы в творчестве новокрестьянских поэтов.
  3. Своеобразие религиозного сознания новокрестьянских поэтов.
  4. Поэзия С. Есенина и неоромантическая традиция русской литературы.
  5. Поэзия и биография С. Есенина в контексте жизнетворчества.
  6. Прокомментируйте следующие высказывания:

(Р.В. Иванов-Разумник. Две России).

(Н. Клюев. Из письма).

ЛИТЕРАТУРА.

Жанровые формы в русской литературе конца ХІХ- начала ХХ века. – Куйбышев, 1985.

Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм// Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л., 1977.

Искржицкая И.Ю. Культурологический аспект литературы русского символизма. – М., 1977.

Мандельштам О.Э. Слово и культура. – М., 1987.

Якобсон Р. Футуризм // Якобсон Р. Работы по поэтике. – М., 1987.

Авраменко А.П. А. Блок и русские поэты XIX века Валентинов Н.В. Два года с символистами. – М.,2000.

Марков В.Ф. История русского футуризма. – СПб.,2000.

Минералова И.Г. Русская литература серебряного века. Поэтика символизма. – М.,2003.

Пайман А. История русского символизма. – М.,1998.

Бураго С.Б. А. Блок. Очерк жизни и творчества // Бураго С.Б. Собрание сочинений: В 2т. – К.,2005. – Т.1.

Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. – СПб.,1999.

Н.С. Гумилев:pro et contra: Личность и творчество Н. Гумилева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. – СПб., 2003.

Корабчиевский Ю.А. Воскресение Маяковского. – М.,1990.

В русской поэзии 1910 – 1920-х годов выделяются три основные линии развития. Наследие акмеизма культивировалось прежде всего в Петрограде – Ленинграде; наследие футуризма разрабатывалось преимущественно в Москве; третью линию развития составляли новокрестьянские поэты, связанные с деревней.

Свою поэтическую родословную предпочитали вести по семейной линии, видя в своих предках носителей истинно крестьянского мировоззрения, приобщенность к потаенным глубинам народного духа.

Принципы мировидения и поэтики:

- религиозная символика, возникающая на пересечении христианства и язычества;

- поэтизация деревенского быта;

- поэтизация крестьянского труда;

- ориентация на фольклор, воспринятый через литературу;

- пантеизм, природа воспринимается сквозь призму деревенского быта, далекое оказывается близким, метафора одомашнивает мир;

- устремленность к неизреченной тайне человеческого существования, деревенская Русь воспринимается как нездешняя, неразгаданная земля;

- своеобразный поэтический язык – соединение архаики и устной речи.

2. Лирика С. Есенина.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

  1. Новокрестьянские поэты и русский символизм.
  2. Традиции русской классической литературы в творчестве новокрестьянских поэтов.
  3. Своеобразие религиозного сознания новокрестьянских поэтов.
  4. Поэзия С. Есенина и неоромантическая традиция русской литературы.
  5. Поэзия и биография С. Есенина в контексте жизнетворчества.
  6. Прокомментируйте следующие высказывания:

(Р.В. Иванов-Разумник. Две России).

(Н. Клюев. Из письма).

Первые жизненные и творческие шаги П. Орешина достаточно подробно прослежены в ряде работ разных лет. [7]

Во время Первой Мировой войны Петр Орешин оказался во фронтовых окопах. Не воссоздавая подробных картин окопной фронтовой жизни, непосильного быта солдаток, Орешин сумел передать всю глубину скорбных переживаний в незамысловатых, внешне спокойных по интонациям стихах. Продолжающий реалистическую линию крестьянской поэзии Петр Орешин воспринимает и изображает войну как беду всего народа.

Месяц ушел в облака

За туманный плетень

Синие чешет бока

За лачугами день

Если Пушкин – осень,

Ты у нас – весна!

Первый сборник стихов Орешина вышел тиражом всего 500 экземпляров, но Есенин оказался прав, предсказав поэту широкое будущее: свыше 30 его поэтических сборников увидели свет при жизни автора, в том числе четырехтомное собрание стихов. [11]

Розанов И. Крестьянские поэты. М., 1927;

Салькова Л. Волжские мотивы в произведениях Петра Орешина // От жизни к образам. Саратов, 1965. С. 149 – 158;

Михайлов А.И. Пути развития новокрестьянской поэзии. Л., 1990;

Мекш Э.Б. Петр Орешин и крестьянская поэзия начала ХХ века (кандидатская диссертация). Л., 1975;

Юшкин Ю. Поэт есенинского круга // Литературная Россия. 1986, № 7. С. 4;

Савченко Т.К. Сергей Есенин и его окружение. М., 1990;

Солнцева Н. М. Китежский павлин: Филологическая проза. Документы. Факты. Версии. М., 1992. и др.

Профессиональный репетитор помогает разобраться с творчеством Сергея Есенина

сергей есенин в помощь школьнику

сергей есенин в помощь школьнику

Текст: Ольга Разумихина *

Большинство поэтов Серебряного века принадлежало к какому-то одному объединению или литературному методу. С. А. Есенин, несмотря на то что ему было отведено прожить всего 30 лет, успел пройти сразу несколько творческих этапов. Сначала он входил в объединение так называемых новокрестьянских поэтов, затем позиционировал себя как имажинист, а в последний год жизни не причислял себя к сторонникам какого-либо направления. Вспомним биографию классика, а затем рассмотрим основные стихотворения, написанные им в каждый из периодов.

Гражданин села

Сергей Александрович Есенин появился на свет в деревне Константиново (Рязанская область). Казалось бы, что в этом такого? Многие классики, такие как Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин и А. А. Фет, рождались в родовых имениях, расположенных очень далеко от Москвы или, скажем, Санкт-Петербурга. Вот только Есенин, в отличие от вышеперечисленных авторов, не является выходцем из дворянской семьи. Его родители были простыми крестьянами, у которых впоследствии родилось ещё трое детей. Будущий поэт учился в церковно-приходской школе и, будучи юным, ни разу не присутствовал на светских приёмах, не ходил в музеи и библиотеки. Но дух творчества всё равно окружал его с младенческих лет: мама и бабушка пели ему русские народные песни и рассказывали сказки. Поэтому мальчик живо заинтересовался фольклором, а затем стал сам пробовать себя в роли сочинителя.

Новокрестьянские поэты

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребёнком

Запрягался в наши сани.

Имажинизм

Поэт работает словом, беромым только в образном значении. Мы не хотим, подобно футуристам, морочить публику и заявлять патент на словотворчество, новизну и пр., и пр., потому что это обязанность всякого поэта, к какой бы школе он ни принадлежал.

Заметьте: какие мы счастливые. У нас нет философии. Мы не выставляем логики мыслей. Логика уверенности сильнее всего.

В наши дни квартирного холода — только жар наших произведений может согреть души читателей, зрителей. Им, этим восприемникам искусства, мы с радостью дарим всю интуицию восприятия. От нашей души, как от продовольственной карточки искусства, мы отрезаем майский, весенний купон.

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты всё реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льётся с клёнов листьев медь.

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

После имажинизма

Тот ураган прошёл. Нас мало уцелело.

На перекличке дружбы многих нет.

Я вновь вернулся в край осиротелый,

В котором не был восемь лет.

Кого позвать мне? С кем мне поделиться

Той грустной радостью, что я остался жив?

Здесь даже мельница — бревенчатая птица

С крылом единственным — стоит, глаза смежив.

И в голове моей проходят роем думы:

Что родина?

Ужели это сны?

Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый

Бог весть с какой далёкой стороны.

И это я!

Я, гражданин села,

Которое лишь тем и будет знаменито,

Что здесь когда-то баба родила

Российского скандального пиита.

Ольга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.

Читайте также: