Новое осмысление проблемы человека на войне кратко

Обновлено: 05.07.2024

XX век стал тяжелым испытанием для российского народа. Это было время революционных потрясений, двух мировых войн и Гражданской войны.

В литературе отражаются наиболее значимые исторические события, происходит их осмысление.

Тема войны является одной из доминирующих в русской литературе XX века. Это произошло в силу разных причин:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Многие писатели сами являлись участниками военных событий. В своих произведениях они описывали то, что видели собственными глазами.
  2. Советское государство нуждалось в сильной идеологии. В героическом прошлом черпались образцы мужества и доблести, стойкости ко всем лишениям и невзгодам.
  3. Страшные последствия боевых действий, выразившиеся в многочисленных человеческих жертвах и поломанных судьбах, требовали осмысления самого факта войны как бесчеловечного и жестокого явления, которое никогда не должно повториться.

Военная тематика представлена в самых разных жанрах:

  • художественная литература — преломление реальности в художественной форме с помощью образов и символов;
  • документальная проза — построение сюжетной линии на реальных событиях с небольшими включениями художественного вымысла;
  • мемуары — описание событий, очевидцем которых был сам автор.

Среди наиболее часто встречающихся литературных форм о войне следует отметить следующие:

  • повести;
  • рассказы;
  • романы;
  • поэмы;
  • стихотворения;
  • эссе.

Цели, которым служила военная литература, были многообразны:

  1. Патриотическая — воспитание чувства любви к Родине и восхищения перед ее героическим прошлым.
  2. Морально-нравственная — предоставление лучших образцов поведения человека как нравственных ориентиров.
  3. Историческая — фиксация произошедших событий для дальнейшего их осмысления будущими поколениями.
  4. Художественно-эстетическая — создание системы символов и художественных образов, эстетическое преломление реальности.
  5. Пропагандистская — внедрение установок, идей и принципов, продиктованных Коммунистической партией и руководством страны.
  6. Гуманистическая — приоритет общечеловеческих ценностей, разоблачение антигуманного характера войны.

В каких произведениях звучит тема человека на войне

В XX столетии советские поэты и писатели обращались к разным историческим событиям военных лет. Преобладающей в первой половине XX века была тема Гражданской войны, с 1940-х гг. — Великой Отечественной.

Тема войны 1812 года переосмысливалась в контексте новых исторических реалий. Проводились параллели между национально-освободительным движением двух Отечественных войн, сравнивались масштабы партизанских движений, высмеивались неудачи захватчиков.

Великая Отечественная война

Война 1941-1945 гг. стала самой страшной в истории российского народа. Она принесла неисчислимые бедствия, оставила незаживающую рану в душе. Ее осмысление началось еще в годы самой войны. Многие писатели и журналисты становились добровольцами, работали на линии фронта, попадали в плен, погибали от ранений.

Творчество военных лет отмечено следующими именами:

В течение первых послевоенных десятилетий появилась блестящая плеяда писателей-фронтовиков, которые в своих произведениях осмысливали пережитый ими опыт.

Первая мировая и гражданская война

Тема Гражданской войны была доминирующей в произведениях советских писателей 1920-1930-х годов. Молодому советскому государству было нужно идеологическое обоснование своего существования, поэтому литературное творчество тех лет часто носило пропагандистский характер.

Высокохудожественной ценностью отличалось творчество тех писателей, которые сумели соединить идеологию с правдой жизни, показать в разрезе этого переломного момента историю судьбы простых людей.

Среди наиболее знаковых писателей того времени следует отметить следующие имена:

Отечественная война 1812 года

О войне 1812 года много писалось в XIX веке. Советские писатели не часто рисковали браться за эту тему, поскольку на фоне гениальных произведений Лермонтова и Толстого любое произведение казалось не столь ярким.

После 1940-х годов две Отечественных войны стали часто рассматриваться в едином контексте. Национально-освободительное движение описывалось как духовный подвиг русского народа. Подчеркивалось умение наших людей объединиться в трудные моменты истории для защиты от общего врага.

В советские годы переиздавались мемуары о войне 1812 года, в том числе Дениса Давыдова и Надежды Дуровой, печатались публицистические и художественные произведения.

На что делали упор советские авторы на страницах произведений

Содержание военных произведений в основном концентрировалась вокруг нескольких тем:

  • подвиг советского солдата;
  • народное единение в борьбе с захватчиком;
  • простой человек в условиях войны;
  • нравственный выбор;
  • патриотизм;
  • жестокий и антигуманный характер войны.

Многие советские авторы рисовали идеологически выверенные образы: воин-освободитель обязательно должен быть бесстрашным и честным, совершать подвиги без малейших колебаний. Фашисты, напротив, часто изображались карикатурными злодеями, начисто лишенными каких бы то ни было человеческих качеств. Но такие произведения остались забытыми, не сумели пережить свою эпоху.

В лучших военных творениях советских лет присутствует драматизм и глубина, герои сомневаются и рефлексируют, мучительно делают нравственный выбор.

Василя Владимировича Быкова часто называют человеком, который выжил. Но стоит сказать, что он не просто выжил, участвуя в боях на полях Великой Отечественной войны, но и остался в памяти многих любителей литературы как бессмертный автор героических произведений. Повести и рассказы Василя Быкова пропитаны жестокой правдой тех смутных лет, он не боялся отходить от идеологических ярлыков, за что подвергался гонениям и травле. Но труды писателя прошли сквозь многие годы и были экранизированы именитыми режиссерами.

Детство и юность

Василь Владимирович Быков родился на севере Белоруссии 19 июня 1924 года в небольшой деревушке Бычки, что в Ушачском районе Витебской области. Мальчик рос в крестьянской многодетной семье: помимо него воспитывались сестры Антонина (умерла в 15 лет), Валентина и брат Николай.


Писатель Василь Быков

Его отец Владимир Федорович раньше отправлялся на заработки в Латвию, а также служил в царской армии в Гродно. Затем Быков-старший с началом Первой мировой войны был демобилизован, далее попал в плен и оказался в Германии, где трудился у бауэра. Владимир Федорович рассказывал пятилетнему чаду о том, как сражался в Гражданской войне и как попался немцам в Восточной Пруссии, а Василь слушал, внимая каждому слову, и задавал любопытные вопросы.

Мать писателя Анна Григорьевна происходила из простой семьи, которая жила в деревне Заулок, находящейся на территории Польши. В отличие от главы семейства, которого дети побаивались, Анна была женщиной мягкой и доброй. Родители Василя жили бедно и еле сводили концы с концами, поэтому сытный обед или вкусный ужин были большой редкостью, к тому же будущему писателю порой нечего было надеть, так как его гардероб не отличался обилием одежды.


Василь Быков в молодости

Поэтому единственной отрадой для маленького мальчика были природа и книги. Он обожал проводить свободное время (если оно было, потому что Василь с раннего детства познал, каково это - зарабатывать на хлеб тяжелым трудом) на улице, наслаждаясь пением птиц и свежим воздухом. Но в особенности маленький мальчик обожал озеро Беляковское, где купался, ловил рыбу и раков.


Важно, что в своей повести Кондратьев обращается не к ключевым событиям, изменившим ход войны и ставшим переломными в жизни народа. Писатель рисует картины, обыденные для военных лет. Через частное у автора проступает большое, глобальное. Таким образом, Кондратьев видит своей основной целью показать мир войны без приукрашивания мажорными картинками побед, небывалого патриотизма и восхваления героев.

Реалистичность – вот к чему стремится автор. Читая произведения Кондратьева о войне, всегда оказываешься частью тех событий и переживаешь те чувства, которые ощущали солдаты во время боев и в редкие минуты покоя.

В .Кондратьев принес в военную прозу: небывало острая постановка нравственных вопросов. Никогда ещё в нашей литературе с такой силой не сталкивался воинский долг с общечеловеческой нравственностью, запрещающей убивать.

Торшин А. Жанровые особенности современной повести о Великой Отечественной войне. - М.: 1985. – 175с.

Новое осмысление военной темыв литературе 50-90-х годов

№ слайда 1

Новое осмысление военной темыв литературе 50-90-х годов

Война уже стала историей. Но так ли это? Для меня ясно одно: главные участники и

№ слайда 2

Война уже стала историей. Но так ли это? Для меня ясно одно: главные участники истории — это Люди и Время. Не забывать Время — это значит не забывать Людей, не забывать Людей это значит не забывать Время. Быть историчным это быть современным. Количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, со скрупулезной точностью подсчитывают историки. Но они не смогут подслушать разговор в окопе перед танковой атакой, увидеть страдание и слезы в глазах восемнадцатилетней девушки -санинструктора, умирающей в полутьме полуразрушенного блиндажа, вокруг которого гудят прорвавшиеся немецкие танки, ощутить треск пулеметной очереди, убивающей жизнь. В нашей крови пульсируют токи тех людей, что жили в Истории.

Если горе имеет свой запах, то война пахнет огнем, пеплом и смертью. Война - это

№ слайда 3

Если горе имеет свой запах, то война пахнет огнем, пеплом и смертью. Война - это горький пот и кровь, это после каждого боя уменьшающиеся списки у полкового писаря, это последний сухарь во взводе, разделенный на четырех оставшихся в живых, это котелок ржавой болотной воды и последняя цигарка, которую жадно докуривает, обжигая пальцы, наводчик, глядя на ползущие танки. Война — это письма, которых ждут и боятся получать; и это особая обнаженная любовь к добру и особая жгучая ненависть к злу и смерти; погибшие молодые жизни, непрожитые биографии, несбывшиеся надежды, ненаписанные книги, несовершившиеся открытия, невесты, не ставшие женами.

В войну мое поколение научилось любить и верить, ненавидеть и отрицать, смеяться

№ слайда 4

ЮрийВасильевич БондаревЮрий Васильевич Бондарев родился в 1924 году в г. Орске н

№ слайда 5

ЮрийВасильевич БондаревЮрий Васильевич Бондарев родился в 1924 году в г. Орске на Урале.Когда началась Великая Отечественная война, ему было немногим более семнадцати лет. В огне Сталинградской битвы произошло боевое крещение будущего писателя. В боях он прошел длинный путь от Сталинграда до Чехословакии.

С 1946 по 1951 год Юрий Бондарев учился в Литературном институте имени Горького.

№ слайда 6

О кровопролитных боях, развернувшихся юго-западнее Сталинграда в тревожную зиму

№ слайда 7

Юрий Бондарев - лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и РСФСР. Произве

№ слайда 8

Юрий Бондарев - лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и РСФСР. Произведения его переведены на многие иностранные языки.

Виктор ПетровичАстафьевВиктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в крестьянской се

№ слайда 10

С 1958г. Астафьев член Союза писателей, художник, которого критика относила то к

№ слайда 12

Евгений Иванович Носов

№ слайда 15

Евгений Иванович Носов

В сборник писателя-фронтовика Константина Воробьёва вошли широко известные повес

№ слайда 16

Домашнее задание: написать сочинение на одну из тем: Что такое героизм? (По прои

№ слайда 17

Домашнее задание: написать сочинение на одну из тем: Что такое героизм? (По произведениям 1-2 писателей)Правда о войне в современной отечественной прозе. (По произведениям одного из писателей).Человек на войне. (По 1-2 произведениям одного из писателей).

Желаютворческих успехов в работе

№ слайда 18

Читайте также: