Какова была реакция осла на пение соловья кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.

Задачи:

Образовательная : формировать теоретические знания о басне как о литературном жанре и практическое применение этих знаний в процессе интерпретации (индивидуальной трактовки) басни; проверить знание учащихся биографии И.А. Крылова; повторить жанровые особенности басни.

Развивающая: развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст понимать иносказательный смысл басни и её мораль, различать человеческие достоинства и недостатки.

Коррекционная: коррекция речи: совершенствовать слуховое восприятие.

Воспитывающая: воспитывать стремление к расширению кругозора учащихся.

- Чему учимся на уроке?

Психологический настрой учащихся на урок

Глаза смотрят и видят

Уши слушают и слышат

Сначала думаю, а потом говорю

Помню, что в классе я не один

Умею слушать мнения других.

- Ребята, начнём наш урок с хорошим настроением.

Артикуляционная разминка:

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

Проверка домашнего задания:

Учитель читает строки из стихотворения П. А. Вяземского:

«Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Учитель : Как вы думаете, о ком эти строки? (О Крылове.)

Учитель : - Кто такой И.А. Крылов? Как его ещё называют?

- Что вы можете о нём рассказать? (рассказ уч-ся)

Итак, Иван Андреевич Крылов-баснописец. Он писал басни .

- Что такое басня ?

( Короткий - стихотворный нравоучительный рассказ, построенный на олицетворении животных, растений).

Учитель : Что вы ещё знаете про басню? (подготовленный рассказ учащихся)

Басня – это короткий рассказ в стихах со сравнением образов. Язык басен прост. Часть басни похожа на сказку. Часто в басне присутствует смешное.

Басня – это рассказ о вымышленных персонажах (чаще всего о зверях) в которых скрываются нравственные и общественные проблемы.

В конце басни или вначале автор помещает мораль, в котором заключена главная мысль.

Учитель: Что такое мораль басни?

(это вывод, который даётся вначале или в конце басни).

Выражение с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой.

Таким образом, вспомним ещё раз, в связи с какими событиями была написана басня? Кто в басне показан как представитель зла? Волк – это кто? (Наполеон) Кто олицетворяет добро? (Ловчий-Кутузов).

Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться, (потянулись),

Два - согнуться, разогнуться (прогнули спинки, руки на поясе),

Три - в ладоши три хлопка, (хлопки в ладоши),

Головою три кивка. (движение головой)

На четыре - руки шире (руки в стороны).

Пять - руками помахать (махи руками).

Шесть - на место тихо сесть, (присели)

Чтение басни учителем;

Словарная работа:

МАСТЕРИЩЕ - искусный мастер,

СВИРЕЛЬ - русский музыкальный инструмент; род двуствольной продольной флейты. (показать флейту)

Чтение басни учащимися

- Чтение по цепочке

История басни

Поводом к созданию басни послужил случай из жизни Крылова: "Какой-то вельможа, может быть, следуя примеру императрицы Марии Федоровны, покровительствовавшей поэту, а может быть, искренно желая свести с ним знакомство, пригласил его к себе и просил прочитать две-три басни-басенки. Крылов артистически прочитал несколько басен, в том числе одну, заимствованную у Лафонтена. Вельможа выслушал его благосклонно и глубокомысленно сказал: "Это хорошо, но почему вы не переводите так, как Ив. Ив. Дмитриев?" — "Не умею", — скромно отвечал поэт. Тем разговор и закончился. Возвратясь домой, задетый за живое баснописец вылил свою желчь в басне "Осел и Соловей". После публикации басни Крылова стали называть "Соловьем". Это прозвание вошло в литературу.

Итак, Соловей. Птица прекрасным пением олицетворяет человека - мастера своего дела, с даром от самой Природы. К пению птицы прислушивается каждый, кто его услышит и каждый высоко оценит талант Соловья, чем тот по праву гордится. Крылов использует такие выразительные интонации и слова в адрес Соловушки, которые кажется не превзошел никто из русских писателей. Очаровательные, подробные описания окружающей обстановки, реакции людей и животных на песню птицы, доказывают к тому же, что Крылов - не просто баснописец, он - великий поэт. Соловей описан так, что не найдется больше ничего того, что стоило бы добавить.

Осёл же, напротив, совершенно не разбирается в пении, но оценивать Соловья считает возможным. За неимением слуха и понимания прекрасного, посчитал, что даже петух спел бы лучше. Крылов здесь передает абсурдность сложившейся ситуации и моралью в последней строчке басни подводит итог: браться судить о том, о чем даже не имеешь представления - глупо. Осел, сравнивая Соловья с Петухом, сопоставляет две совершенные противоположности, показывая нам отсутствие какого-либо вкуса.

Мораль басни: Избави бог и нас от этаких судей (судить без знания дела абсурдно, а принимать во внимание такие суждения тем более).

Проверка усвоения нового материала.

Ответы на вопросы: работа с учебником, стр79

- Назовите героев басни;

- С какой просьбой обратился Осёл к Соловью?

- Как описывает Крылов пение соловья? Кто из вас слышал пение соловья?

- Как слушали пение Соловья все в округе?

- Какова была реакция осла на пение Соловья? Как он его слушал? Какой приговор услышал Соловей?

- Как поступил Соловей, услышав приговор Осла?

- Какова мораль этой Басни? (Мораль басни Осёл и Соловей “Избави бог и нас от этаких судей” (судить без знания дела абсурдно, а принимать во внимание такие суждения тем более)).

Осел увидел Соловья И говорит ему: “Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. Хотел бы очень я Сам посудить, твое услышав пенье, Велико ль подлинно твое уменье?” Тут Соловей являть свое искусство стал: Защелкал, засвистал На тысячу ладов, тянул, переливался; То нежно он ослабевал И томной вдалеке свирелью отдавался, То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался. Внимало все тогда Любимцу и певцу Авроры: Затихли ветерки, замолкли птичек хоры, И прилегли стада. Чуть-чуть дыша, пастух им любовался И только иногда, Внимая Соловью, пастушке улыбался. Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом: “Изрядно,- говорит,- сказать неложно, Тебя без скуки слушать можно; А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом; Еще б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился”. Услыша суд такой, мой бедный Соловей Вспорхнул и – полетел за тридевять полей. Избави, бог, и нас от этаких судей.

Краткое содержание

Осел узнал, что соловей был большим мастером петь. Он попросил соловья продемонстрировать собственное мастерство. Соловей начал красиво петь. Его пением заслушались все. Осел хоть и похвалил певца, но дал совет для улучшения собственного таланта взять уроки у петуха во дворе.

Мораль

Анализ басни

История создания

В 1811 г. в “Чтении в Беседе любителей русского слова” была опубликована басня И. А. Крылова “Осел и соловей”. Об истории ее написания В. Кеневич рассказал следующий случай. Крылова пригласил к себе “какой-то вельможа” (вероятно, граф Разумовский, либо князь А. Н. Голицын) с просьбой прочитать свои басни. Баснописец сделал это с большим артистизмом, надеясь на похвальный отзыв. Вельможа сдержанно поблагодарил Крылова, спросив при этом: “… почему вы не переводите так, как Ив. Ив. Дмитриев?”. Вернувшись домой, раздосадованный поэт описал эту сцену в новой басне.

Иллюстрация художника М. Гужавина

Смысл названия

Образ Соловья символизирует самого автора, а Осла – пригласившего его вельможу. В более широком смысле в названии заложено противостояние поэзии и не способного оценить истинный талант высшего общества.

Основная тема

Основная тема произведения – насмешка над мнимыми ценителями поэзии.

Крылова не следует упрекать в выглядящем самонадеянно сравнении своего творчества с чудесным пением Соловья. Поэт по достоинству оценивал свои басни, вошедшие в золотой фонд русской литературы.

Не менее точным является и сравнение неблагодарного вельможи с Ослом. Не придав особого значения творчеству приглашенного им самим автора, он упоминает И. И. Дмитриева. Этот поэт вместе с Карамзиным стоял у истоков русской поэзии, оставил очень богатое литературное наследство, включающее стихотворения, сказки, басни и другие произведения. Однако вельможу больше привлекает творчество Дмитриева в качестве переводчика. Именно отсутствием переводов он попрекает Крылова.

Крылов сравнивает переводы с кукареканьем. Они обладают определенной ценностью, но все же не могут считаться проявлением истинного таланта.

Проблематика

В незатейливой на первый взгляд басне заложена очень серьезная проблема, ставшая актуальной в России еще с правления Петра I: преклонение высшего общества перед европейским искусством в ущерб национальному.

В России уже давно появились свои талантливые поэты (Соловьи), но их судьи (Ослы) до сих пор отдают предпочтение античным и западным произведениям. Они считают, что лучший вид деятельности для национальных творцов – перевод классических образцов поэзии.

Композиция басни последовательная: основная часть и финальный нравоучительный вывод автора.

Чему учит автор

Огорченный от посещения вельможи Крылов страстно желает, чтобы в среде высшего общества появились люди, способные по достоинству оценить национальную поэзию. Избавление от невежественных судей – необходимое условие для развития всей русской литературы и искусства.

Басни Ивана Крылова высмеивают пороки современного ему общества. Современная ситуация подобна той, которую русский литератор наблюдал в начале XIX в. Главный герой басни - напыщенный Осел. Он свел знакомство с Соловьем, о пении которого наслышан. Осел сразу же просит птицу исполнить что-то для него, но голос Соловья ему не приходится по нраву. Осел грубо критикует знакомца и сразу же дает ему "дельные советы" по вокалу. Крылов в этой басне высмеивает чванливое невежество. Он критикует примитивный псевдо-патриотизм - Ослу кажется, что на его скотном дворе все верно и благозвучно, а чужак-Соловей непонятный, значит и плохой. Так же Крылов намекает на то, что не все "учителя" являются знатоками своего дела. Часто с наставлениями лезут безграмотные персоны с примитивными вкусами.


В басне "Осел и Соловей" признанный мастер сатиры Крылов высмеивает глупость и невежество Осла, так как этот персонаж берется судить о том, в чем не разбирается. Но самоуверенность Осла настолько велика, что он даже не понимает глупость ситуации: сравнивая пение Соловья с петухом и желая мастеру даже поучиться у его "громкого" собрата. Пороки, которые осуждает автор басни - это невежество, упрямство и желание оценивать других, не имея достаточных для этого знаний и квалификации.

Лучше вообще не высказывать свое мнение, если оно может показаться нелепым и основано лишь на ваших субъективных впечатлениях, так как можно выставить себя невежей. А оценивать чье-то мастерство или искусство можно лишь в том случае, если имеешь об этом представление.


Пороки в басне Крылова "Осел и Соловей":

Образ Осла - отрицательный, порочный в басне, он противопоставляется образу Соловья. Ослу присущи такие качества как невежество, хамство, нетактичность, самомнение, глупость. Не стоит давать советы и судить о том, в чем не разбираешься, тем самым обижать талантливых людей.

wFrbdWGsNiulxd5q9vhfnGnAbKVceE.jpg

В басне "Осел и соловей" автор обличает такие пороки как непомерное самомнение, ограниченность, тупость и глупость, считает невежество опасным и губительным, особенно когда такой невежа берет на себя роль судьи, недаром Крылов в конце басни восклицает:

9Og9MLmVPJpzMCQEjPSGvz33AiBT4SDp.jpg

Хуже всех тот невежа, который не видит свою глупость, и называет глупцами тех, кто на самом деле понимает гораздо больше него.

Басня Крылова "Осёл и соловей" проста и легка для понимания. Автор повествует нам о том, как осёл просит соловья спеть ему. Соловей поёт, как мастер, то

a7MXgeNblDQcFecdXA9fLbuZCme5sHSD.jpg

После чего осёл говорит, что

wz6ISGKd6TBfivrf2TJFY4KL4C3JwN6.jpg

Порок который высмеивает автор басни это невежество, нет ни чего хуже, когда человек судить берется кого-то, а сам он не свед в данном вопросе.

Басня Ивана Крылова "Осел и соловей" достаточно лаконична, но в ней содержатся очень важные мысли и выводы.

Осел, который не разбирается ни в музыке, ни в пении, мало того, что критикует пение соловья - настоящего гения и мастера пения, так еще и дает ему советы как пойти и поучиться петь.

В этой басне Крылов высвечивает такие пороки человека как некомпетентность и невежество, неуважение к талантливым людям.


Сюжет басни Крылова такой: осел просит соловья спеть, чтобы услышать его пение. Соловей поет, осел слушает, а в конце говорит соловью, что пение его неплохое, его можно слушать от скуки, но вот если бы соловей поучился у петуха!

В басне автор сравнивает соловья с мастером, талантливым человеком, профессионалом. А осла сравнивает с человек, который береться судить мастера, не разбираясь в этом деле.

Другими словами, Крылов высмеивает такие пороки человечества, как хамство, невежество.

Осла можно назвать нетактичным, он судит талант соловьев, как он поет, но сам же не разбирается в этом искусстве. Он глупая и циничен, не может объективно оценить пение соловьев и говорит что его пение можно слушать от скуки. Что лучше бы он пению получился у петуха.

Сюжет басни "Осел и соловей" таков, что осел просит спеть соловья. Когда поет соловей все заслушиваются его пению. А в конце осел хвалит певца, но говорит, что ему бы надо подучиться у петуха.

А теперь пороки человека, которыми Крылов наделил главных героев своей басни:

Осел - невежда, самоуверенный в себе, так как считает, что может давать советы в том деле, в котором совсем не разбирается.

Главный порок человека в басне Крылова "Осел и Соловей" - невежество.

Основные пороки в басни "Осел и соловей" - это прежде всего невежество. Осел слушал прекрасное пение Соловья, однако по окончании пения решил ему дать замечание, сказав, что поет он неплохо, но стоило бы поучиться в этому деле у Петуха.

Также в басни есть такие пороки, как - отсутствие такта, Осел не понимает, что своими фразами глубоко обидел Соловья. Осел очень самоуверенный и не воспитанный.

В одной из былин рассказывается как богатырь победил змея, запряг его в плуг и сделал защитные валы южнее Киева, действительно в этом районе существует система земляных валов. Эту систему называют Змиевы валы. В 1941 году при обороне Киева некоторые валы использовались Красной Армией как рубежи обороны.

Если ознакомится с сохранившимися письменными произведениями наших далеких предков, то основное их предназначение было в не описании чья одежда была богаче или кто чего кушал на ужин, а это по сути летопись поступков, действий, где в основном отображались народные идеалы и духовная красота русских людей.

Для народа важны герои их героические поступки, и все летописцы, пусть где-то и приукрашивая, отображали самое необходимое – фиксирование великих дел князей и значимых для Руси исторических событий, т.е. то что должно передаваться из поколения в поколение.


Повесть временных лет - древнерусская летопись, написанная Нестором-летописцем и другими неизвестными авторами еще в ХІІ веке. В летописном своде исторические события переплетаются с художественным литературным оформлением. События, охваченные в Повести, начинаются с библейских времен и до 1117 года.

Почему такое название: Повесть временных лет? Потому что сама летопись начинается такими словами: Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля.

Как с древнерусского перевести эти слова? Скорее всего, они имеют примерно такой смысл: история прошлых лет; история ушедших лет, известия о прошедших временах.

Конь Сивко-бурко встречается в почти шестидесяти вариантах русских сказок, где он помогает своим хозяевам. В каждом варианте описывается по-разному и обладает разными свойствами. в основном делает то, что не под силу обычному коню. Сивко бурко стал прообразом Конька-горбунка в сказке Ершова. В "Сказке о молодильных яблоках и живой воде" богатырский конь помогает Ивану-царевичу.

Сказки с конями помощниками:"Сивка-б­ урка","Иван-дурак","Б­ уй-волк и Иван-Царевич", "Буря-Богатырь Иван коровий сын", "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо", "Жар-птица и Василиса-царевна", "Волшебный конь", "Золотой конь", "Иван-царевич и Серый волк", "Морской царь и Василиса Премудрая", "Волшебный сундучок". Еще есть богатырские сказки про Илью Муромца с его Бурушкой, Алешу Поповича и Добрыню Никитича ("Илья Муромец м Соловей-разбойник", "Алеша Попович и Тугарин Змей", "Добрыня Никитич и Змей Горыныч")

Смысл пословицы состоит в том, что человек счастлив, когда помогает другим людям, когда делает добрые поступки, творит добро. Это действительно так. Когда человек думает о благе других, он поступает бескорыстно, становится добрее.

Анализ и мораль басни осел и соловей

Краткое содержание

Так выглядит краткое содержание небольшого, но очень емкого и образного текста. Главных героев два.

Они вынесены в название, именно на их противостоянии и строится басня. Сюжет линейный, что в целом характерно для басенного творчества.

Основной конфликт

Мораль басни осел и соловей

Осел — невежественный и неблагодарный критик, неспособный к восприятию прекрасного. Своими грубыми комментариями и сравнением с бездарным, но громкоголосым Петухом он наносит музыканту оскорбление, больно ранит его.

Такими были многие современники Крылова. Неспособные понять художественное произведение, они начинают ругать его создателя, поучать. От подобных критиков стоит держаться подальше, их оценка — субъективная и несправедливая попытка подчеркнуть собственную значимость. Соловей — это образ не только музыканта, но любого деятеля искусства, деяния которого не были по достоинству оценены современниками.

Смысл текста в том, что даже самое выдающееся произведение неизбежно будет осуждаться только из-за того, что публика в силу своей ограниченности и узколобости не сможет по достоинству оценить его и понять.

При написании сочинения по тексту важно указать, что люди, подобные басенному Ослу, встречаются и в наше время.

Авторский замысел и уроки

 анализ басни осёл и соловей

Такой является основная характеристика авторских идей, которые мастерски излагает Крылов в своем небольшом по размеру произведении.

Баснописец высмеивает невежество и глупость, делится с читателем размышлениями о том, что его герой Осел является средоточием порока не потому, что глуп, а потому, что своими словами оскорбляет талантливого Соловья.

Автобиографичность текста

То, что описанная тематика важна для писателя, доказывает тот факт, что сказка-басня была написана им сразу после произошедшего в жизни реального события. Оно настолько впечатлило Крылова, что он за один вечер излил на бумаге свою обиду в лучшей форме, на которую был способен, — в стихотворном произведении.

Осел и соловей крылова

На светском приеме Крылов, который был знаменит прежде всего как переводчик произведений Лафонтена, прочитал вслух несколько своих текстов. Он сделал это мастерски, публика пришла в восторг. Однако один из присутствующих не сдержался и позволил себе критику Крылова, сравнив его с еще одним баснописцем тех лет, Дмитриевым, популярным, но не столь талантливым. Автора настолько задела эта критика, что, вернувшись домой, он написал текст, полный ярости и желчи. В этом и заключается описание автобиографической первоосновы произведения.

Басня написана Крыловым на тему, которая волновала ему. Суть произведения и его совет талантливым людям — не стоит обращать внимания на критику бездарностей. Крылов сам столкнулся с этой проблемой и прекрасно понимал, каково негативное влияние критики от неучей. Они лишают одаренных мастеров веры в себя, приводят к тому, что выдающиеся произведения искусства начинают оцениваться не с позиции художественных достоинств, а с точки зрения понятности и доступности.

Вот как можно изложить кратко анализ произведения, его главную мысль, мораль, особенности выражения и передачи образной системы.

Читайте также: