Новейшие концепции в этнологии кратко

Обновлено: 06.07.2024

идея о прогрессивном поступательном развитии человеческой культуры от первобытного состояния до современной цивилизации; о преемственности и взаимосвязи разных народов; различия между народами связаны не с расовой принадлежностью, а с разными ступенями развития культуры.

идея прогрессивного развития культур; человек – часть природы; все люди одинаковы по психологическим интеллектуальным задаткам; у всех народов есть одинаковые черты культуры; разнообразие культур определяется разными ступенями развития общества.

Герберт Спенсер (1820-1903)

концепция эволюции как особого типа последовательных необходимых изменений культурных феноменов; аналогия между обществом и организмом.

Адольф Бастиан (1826-1905)

— идея о развитии человеческой истории от несовершенного к совершенному. Психология – краеугольный камень единого мировоззрения людей. Единство человеческой психики обусловливает единство человеческой культуры. Психологизм и биологизация всех общественных явлений. Этнология – естественная наука.

— родовая организация – универсальная основа древних обществ; превращение материнского рода в отцовский в связи с накоплением собственности и передачи ее по наследству; попытка периодизации первобытного общества и истории человечества – дикость, варварство и цивилизация.

Основные идеи эволюционизма:

  • человеческий род един; люди имеют равные умственные способности, что определяет единство развития культуры в разных частях света;
  • в обществе имеет место непрерывный прогресс;
  • развитие культуры многоступенчато и едино для всех культур;
  • общественное развитие подчиняется законам эволюции живой природы;
  • культурные различия народов обусловлены их ступенью развития.

Слабые стороны эволюционизма:

Историческое развитие человеческого сознания

. своего труда, тем большую власть приобретали над жизненными обстоятельствами. Историческое развитие человеческого сознания оказался прежде всего в обогащении ее содержания, отражающий . то же время историческое развитие людей создает предпосылки для индивидуального развития человеческой личности, ее сознания. Влияние истории человеческой жизни на развитие человека определяют, во-первых, .

  • вершина развития – европейская цивилизация; все народы должны прийти к ценностям европейской культуры;
  • непрерывное прямолинейное развитие культуры происходит путем чисто количественных изменений, без учета диалектики исторического процесса;
  • излишняя биологизация общественных явлений и излишнее значение психологического фактора;
  • прием проведения аналогии между народами, стоящими на разных уровнях развития

2. Диффузионизм (Германия, сша, Англия)

Фридрих Ратцель (1844-1904)

  • вызванные природными условиями различия между культурами народов постепенно сглаживаются благодаря пространственным перемещениям этнографических предметов через культурные контакты народов. Фактор распространения этнографических предметов важнее, чем роль языков и расовых признаков.

Лео Фробениус (1873-1938)

Основные идеи диффузионизма:

  • культура – живой организм, развивающийся в определенных географических условиях; каждый элемент культуры возникает в конкретном регионе и оттуда распространяется по всему миру;
  • факторы развития культуры – заимствования и смешение ее элементов (предметы материального быта, мифы, культы, обычаи);
  • у каждой культуры есть свой центр зарождения и распространения;
  • каждый элемент культуры возникает только однажды; по карте его распространения можно определить место возникновения каждого элемента.

Слабые стороны диффузионизма:

  • стремление заменить основанное на принципах историзма понимание развития культуры механистическими принципами посредством перемещения ее элементов;
  • отрицание наличия всемирно-исторических законов – взамен идеи единичности и неповторимости явлений

3. Социологическая школа (Франция)

— человеческие общества – закрытые статичные системы, их исследование должно осуществляться с помощью метода изучения социальных фактов. Классификация обществ по уровню развития приводит к выводу, что всякое общество – это усложненная модификация одного и того же первобытного общества.

— учение о коллективных представлениях: человеческое сознание существует в двух формах – как коллективное и как индивидуальное. Индивидуальное сознание специфично для каждого конкретного человека и определяется особенностями его психики. Коллективное сознание находит выражение в мифах, верованиях, морали и права и укореняется в социальной жизни.

Передовой педагогический опыт, его значение на современном этапе .

. считает, что каждому этапу изучения опыта (обнаружение – изучение – обобщение – распространение – внедрение) соответствуют свои критерии. На этапе обнаружения (выявления) главный критерий – . его актуальность, которая выражается в соответствии опыта современным тенденциям общественного развития, передовым идеям педагогической науки и практики, региональной образовательной политике; профессиональным .

— человек — биосоциальное существо, в котором сосуществуют два начала: индивидуальное (его основой является организм) и социальное, которое формируется обществом. Общество — это независимая от индивидов вне- и над-индивидуальная реальность. Оно доминирует над ними и является источником всех высших ценностей. Общество — это совокупность коллективных представлений — общих идей, религии, правил морали, интеллектуальных операций, социальных норм и обычаев.

Основные идеи социологической школы:

Слабые стороны социологической школы:

  • несмотря на то что главным объектом исследования полагалось общество, система нравственных связей и проблемы этнопсихологии, каждое общество рассматривалось при этом изолированно, отрицались исторические законы развития.

4. Функционализм (Англия)

Бронислав Малиновский (1884-1942)

— задачи этнологии состоят в изучении функции культурных явлений и их взаимосвязей. Важно раскрыть механизмы действия и воспроизводства социальных структур и культуры. Культура есть единое гармонически функционирующее целое, каждая часть которого выполняет определенную функцию, важную для целого.

Альфред Радклифф-Браун (1881-1955)

Создатель социальной антропологии, задача которой − в поиске общих законов социального и культурного развития.

— жизнь общества – динамическая система взаимозависимых элементов, основанная на взаимной вере и функциональной совместимости.

Основные идеи функционализма:

  • человеческое общество – часть объективного мира, развивается как живой организм; его элементы выполняют свою функцию;
  • культура служит основным потребностям человека;
  • ключевая роль культуры – в наличии обычаев, ритуалов и моральных норм как регуляторов в поведении людей.
  • прикладной характер исследований;
  • достоверность и обилие этнографического материала;
  • оценка социальной антропологии как прикладной науки, решающей актуальные задачи в английских колониях (управление на территориях с доминированием традиционных культур);
  • призыв изучать культуру каждого общества как единое явление, где все элементы связаны между собой выполнением определенных функций.

5. Американская школа исторической этнологии

Развитие сохраннных анализаторов

Альфред Кребер (1876-1960)

— последовательная критика эволюционизма и диффузионизма;

— культурные ценности разных народов несопоставимы;

— отрицательное отношение к обобщениям, к возможности выведения исторических закономерностей, к идее общности человеческой культуры.

  • задачи этнологии состоят в изучении каждого народа, его языка, культуры и антропологического типа;
  • в пределах конкретных географических ареалов можно найти и формы взаимовлияния, и следы диффузии отдельных культурных элементов;
  • развитие человечества и культуры происходит на основе общих законов, которые познаются с большим трудом;
  • у каждого народа свои моральные нормы и социальные идеалы.

6. Американская этнопсихологическая школа

Абрам Кардинер (1891-1981)

Рут Бенедикт (1887-1948)

Маргарет Мид (1901-1978)

  • для той или иной культуры характерны определенные психологические особенности;
  • национальный характер отражает психологические особенности нации;
  • национальный характер как способ распределения и регулирования ценностей и поведенческих моделей внутри той или иной культуры.

7. Структурализм (Англия, Франция)

Эдуард Эванс-Причард (1902-1972)

— описание конкретных фактов должно подчиняться определенной социологической теории; все элементы социальной и культурной систем, созданных человеком, составляют единое целое;

— культура имеет свою структуру, что позволяет объяснить связь всех культурных явлений;

— любые отношения людей – это своеобразные структуры, образующие сложную иерархию в форме социальной системы.

— представление о некой вечной, внеисторической структуре, которая является плодом непознанного, существующего вечно человеческого сознания;

— все явления мира представляют собой модификации некой исходной модели и могут быть систематизированы и классифицированы;

— человеческий разум един на всех стадиях исторического развития; в сознании превалирует разумное, а не эмоциональное и подсознательное начало;

Этнология 2

. Фробениуз стал основоположником идеи культурных кругов. Признанным главой немецких этнологических откр считается Фриц Гребля (метод этнологии). Утверждал что ему удалось объединить культуру народов всей Земли. Объединил всю культуру человечества в 19 .

— через структурный анализ мифов можно расшифровать коды, лежащие в основе различных форм мышления;

— структура общества вечна и неизменна, что отражает извечные свойства человеческого сознания.

8. Культурный релятивизм (сша)

— признание равноправия различных культур, отрицание (европейского) этноцентризма;

— каждая культура должна рассматриваться как закрытая система специфических форм существования;

— идея абсолютизации каждой культуры и отрицание единства человечества.

9. Теория психоанализа в этнологии

Зигмунд Фрейд (1856-1939)

— сновидения – наиболее плодотворный источник познания закономерностей психической жизни человека;

— выход за пределы неврологии и психиатрии в область мифологии и литературы.

— идея сходства психологии первобытных народов и психологией невротиков; возможность интерпретации этнографических фактов на основе данных психоанализа (табуация, магия, анимизм, тотемизм);

10. Новейшие концепции в этнологии

(США, Франция, Англия)

— преодоление упрощенной прямолинейности эволюционизма;

— эволюция как поступательное развитие, происходящее по неопределенным причинам; разработка нескольких теорий эволюций: общего и частного развития, микро- и макропроцессов, закон культурной доминанты, закон потенциала развития и др.;

— история человечества понимается как сумма многолинейно развивающихся замкнутых систем в различных экологических средах.

— идея о превращении отдельных культур в единую глобальную культурную систему;

— сомнение в возможности построения общей универсальной антропологической теории, позволяющей объяснить все многообразие человеческих проявлений;

— понимание важности сужения проблемного поля этнологии (исследуются наиболее значимые в жизни этноса явления);

— плюрализм как осознание множественности сосуществующих этнокультурных идентичностей.

Примеры похожих учебных работ

Цивилизация как стадия развития общества

. же, иначе общество бы распалось, погибло. Каковы же основные функции культуры, позволяющие обществу существовать длительный . антропологией, акцентирующей внимание на описании динамики развития культуры, на выявлении социальных механизмов трансляции .

Основные этапы развития психологии, основные направления развития зарубежной психологии .

. психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души . на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось . правил, требовало и новой культуры, нового самосознания человека. Появилась .

Биография, основные труды, теоретические истоки идей Г. Спенсера

Для развития общества и человечества в целом все более актуальным становиться изучение .

. развития, а понятие, имеющее сложное, неодинаковое в разные эпохи социальное и культурное содержание. По его мнению, то, как общество воспринимает и воспитывает своих детей, характеризует его культуру . жизни и культуры любого отдельно взятого народа и .

1. Перспективы развития общества

. развития общества делаются и проявляются в совокупной сознательной деятельности людей. 3)носят более сложный характер 4)так же как и в природе в обществе . дух культуры. Нельзя . основных жизненных установок чел., определенной соц. группы и общества, .

Демографический фактор в развитии общества

. чрезвычайно велики при низком экономическом и культурном развитии общества, резко снижаются в странах и регионах со . план в большом обществе выступают более абстрактные интегративные формы - идеи типа "национальной идеи", известной формулы " .

За последние четыре десятилетия все наиболее значительные теоретические новации в этнологии формировались в США. Это было обусловлено изменением политической ситуации в мире. Разрушение колониальных империй после второй мировой войны сказалось на развитии этнологии. С потерей колоний в ведущих европейских странах значительно уменьшился интерес к этноло­гической науке, что привело к сокращению средств, выделяемых на этнологические исследования. Отсутствие практического инте­реса к этнологии привело к закрытию целого ряда исследователь­ских институтов в некоторых странах (Нидерланды), а в других

Развитие европейской этнологии в это время находилось под сильным давлением со стороны американских ученых, поскольку после Второй мировой войны в США культурная антропология пережила чрезвычайный подъем. Только в 40-50-х годах число колледжей и университетов, где изучалась этнология, увеличилось вдвое. Такое бурное распространение этнологии было следствием двух обстоятельств. Во-первых, культурная антропология в США считалась гуманитарной наукой, игравшей важную роль в общем образовании студентов. Во-вторых, этому способствовала изме­нившаяся политическая ситуация после войны, оказавшая поло­жительное воздействие на развитие этнологии в США. Предло­женная американцами освободившимся странам третьего мира концепция культурного релятивизма рассматривалась первона­чально как некая идеология нового мирового порядка. Вместе с культурным релятивизмом заметное распространение получили также идеи неоэволюционизма.

Из плеяды американских этнологов последних двух десятиле­тий следует выделить Клиффорда Гирца (р. 1926) и Рихарда Терне-ра, которые основали новое герменевтическое направление иссле­дований, поставившее своей целью изучить роль символов в со­циальной коммуникации, их мировоззренческую, ценностную и нравственную значимость в современных культурах. При этом для Тернера представлял интерес прагматический аспект симво-

В современных дискуссиях о путях развития этнологии в сле­дующем столетии большинство западных этнологов отдают предпочтение развитию герменевтической антропологии. Этот прогноз обосновывается полным отказом представителей дан­ного направления от принципа европоцентризма, когда роль субъекта в изучении культур отводится только западному уче­ному, а неевропейские общества выполняют при этом роль объ­екта. Современный процесс взаимодействия и сближения от­дельных культур все больше превращает их в единую глобаль­ную культурную систему. В связи с этим лучшие перспективы для развития получает то направление в этнологии, которое рассматривает другие культуры не просто как объект исследо­вания, а признает их равноправными участниками культурно-исторического процесса; которое придает решающее значение пониманию чужих форм жизни, систем ценностей и образа мыс­лей и отводит второстепенную роль объяснению социальных и культурных взаимосвязей. В любом случае уже сегодня можно с уверенностью утверждать, что сциентизм в современной этноло­гии утратил свои позиции. На месте единой сциентистской тео­рии культуры в этнологии сложился плюрализм различных тео­ретических направлений.

Вместе с тем начиная с 70-х годов в гуманитарных науках про­исходит смена парадигмы в познании человека, общества и куль­туры. Те общие концепции социокультурной жизни, которые бы­ли популярными и казались исчерпывающими в первые полтора Десятилетия после Второй мировой войны, сейчас представляются лишь частными случаями в более широком познавательном кон­тексте. Таковыми являются практически все представленные вы­ше школы и направления, каждое из которых в течение опреде­ленного периода времени объявлялось универсальным средством Познания этнокультурной реальности.

Одной из характерных черт современного научного мировоз­зрения является сомнение в возможности построения общей уни­версальной антропологической теории, с помощью которой можно было бы объяснить все многообразие человеческих проявлений. Кроме того, стало совершенно очевидным, что ни одно теоретиче­ское этнокультурное построение не является изоморфным (однозначно соответствующим) описываемой им реальности, а представляет собой только ее модель и инструмент познания. По­тому в настоящее время в этнологии не ставится задача описать су­ществование и движение человечества в целом, в глобальном мас­штабе и до конца понять путь его становления от момента зарож­дения до сегодняшнего дня.

Стало очевидным, что при изучении и локальных, и глобаль­ных процессов происходит исследовательский отбор, в соответ­ствии с которым отбираются лишь наиболее значимые из них с точки зрения репрезентативности для этноса и его культуры. Поэтому современная познавательная ситуация характеризуется проблемной ориентированностью. Речь идет о том, что научные исследования концентрируются вокруг социально значимых проблем и для их решения используются наборы уже сущест­вующих теорий или, в случае необходимости, разрабатываются новые концептуальные модели.

Обобщая сказанное выше, можно сделать вывод о том, что в задачи этнологии, связанной с идеологией постмодерна, входит изучение внутриэтнических и межэтнических процессов, порож­дающих этнокультурные отношения. Соответственно акцент в таком исследовании смещается на те ранее незамеченные, но су­щественные свойства человека, которые обусловливают его от­ношения с окружением. Речь идет о тех неотрефлексированных механизмах, что определяют содержание этнических культур в повседневных контактах людей, сохраняют устойчивость в дина-

мичной жизненной среде и являются сегодня основным предме­том исследования в рамках постмодернистской этнологии.

На протяжении всей жизни, человек сталкивается с проблемой недопонимания или непонимания вовсе совей культуры, традиций, правил морали, норм. На помощь этому приходят такие источники культуры, как: мифы, сказки, легенды, летописи дошедшие до нас. Основываясь на знаниях, полученных из истории человеческой жизни, применять это на практике становится более удобно, чем раньше. Развитие этнологической мысли в этом вопросе выдвигается на передовой план.

Во все времена для человека служит примером его собственная культура. Ещё в древние века, было накоплено множество сведений о том, как человек жил раньше, чем пользовался, что изобретал, как добывал себе пищу. Такие сведения и стали впоследствии основой для первых этнографических описаний.

Человек также всегда имел интерес познать не только жизнь своего народа, но и культуру других стран. С эпохи просвещения начинается история этнологии, как особой науки о жизни людей на нашей планете.

Этнология по сей день не перестанет сохранять связь с реальными общественными процессами, что является прямым свидетельством важности этой науки в наши дни. Даже поверхностный анализ основных исторических событий XX в. позволяет сделать вывод о возрастании роли этнического фактора в культурно-историческом процессе. Этнические процессы служат основой национальных движений в политике. Недавно минувшее столетие по праву считается веком национальных идеологий, национальных движений, веком национализма. Постоянно убыстряющиеся темпы культурно-исторического развития народов стимулируют межэтнические взаимодействия и национально - освободительные движения.

За последнее время этнология начинает изучаться не как интересная наука о ранних фактах человеческой жизни. Сейчас это служит залогом дальнейшего существование людей на этой планете. Развитие новейших информационных процессов является образцом того, как сохранение культурных ценностей приводит к созданию более улучшенных условий для существования. Обеспечение необходимыми жизненными ресурсами. К тому же рекомендации и знания этнологов эффективно используются в самых разных сферах общественной жизни — в политике, экономике, социальной области, они необходимы в массовых коммуникациях, международной торговле, дипломатии.

Периодизация человеческой истории Л. Г. Морган

Теоретическим ядром в работах Моргана является теория о едином прогрессивном пути развития цивилизации. Он разделяет историю общества на три этапа:

- дикость, обозначающая самую примитивную ступень развития. Когда прародина человека была Южная Африка и люди, выживали путем охоты и собирательства.

- варварство, промежуточный период в истории. Люди в этот период начали переходить от охоты к земледелию, но ещё не достигли лучшего развития.

- цивилизация, знаменуется появлением письменности, городов. Примером первых цивилизация, может послужить Древний Египет, именно там впервые мы знакомимся с памятниками культурной древности.

Периодизация Л. Г. Моргана стала периодизацией для доклассового изучения общества. Он разделяет человеческое развитие на две стадии: первая основана на родовых отношениях (племя), вторая представляет собой некое государство, где всё основано на частной собственности.

На протяжении столетий в ходе своей эволюции, люди научились действовать по принципу, управлять и подчиняться. Необходимо было участие лидера, благодаря которому будет существовать определенный строй. Самый значительный документ по осуществлению правовой власти, впервые можно увидеть в Древней Месопотамии – законы Хаммурапи. Законник отражает многовековой итог юридической мысли и практики, в нем заметно влияние древних законов Шумера и Аккада. Следуя традиции, Хаммурапи провозглашает себя поборником Справедливости, Истины, Милосердия. Вместе с тем законы Хаммурапи не затрагивали многие важные области внутриобщинных отношений, отношений общин с царской властью. Большое значение имели статьи, посвященные собственности.

Если есть правитель, необходимо создавать и семейные отношения, которые будут являться залогом любого государства. Л. Г. Морган различает пять последовательных форм семьи:

- кровнородственная семья, она была основана на групповом браке между братьями и сестрами, родными и коллатеральными.

- пуналуальная семья, она была основана на групповом браке нескольких сестер, родных и коллатеральных, с мужьями каждой из них, при чем общие мужья не были обязательно в родстве друг с другом, или на групповом браке нескольких братьев, родных и коллатеральных, с женами каждого из них, при чем эти жены не были обязательно в родстве друг с другом, хотя это часто и бывало в обоих случаях. В том и другом случае группа мужчин совместно состояла в браке с группой женщин.

- синдиасмическая или парная семья, она была основана на браке отдельных пар, но без исключительного сожительства. Продолжительность брака зависела от доброй воли сторон.

- патриархальная семья, она была основана на браке одного мужчины с несколькими женщинами, сопровождающемся обычно затворничеством жен.

- моногамная семья, она была основана на браке отдельных пар при исключительном сожительстве. [4]

Три из этих форм, а именно первая, вторая и пятая, могут считаться основными, так как они были в достаточной мере универсальны и достаточно влиятельны, чтобы создать три различные системы родства, существующие и действующие доныне.

Самые ранние идеи собственности были тесно связаны с добычей средств существования, что составляло первую потребность человека. Число объектов, частной собственности естественно возрастало в каждом последующем этническом периоде по мере увеличения количества тех производств, от которых зависели средства существования. Период дикости внес громадные изменения в состояние человечества. Передовая часть его окончательно организовала родовое общество и образовала небольшие племена, жившие, в разбросанных селениях, что стимулировало способность к изобретениям. Но собственность дикарей была незначительной. Их представления об ее ценности, ее привлекательности и ее наследовании были в зачатке. Несовершенные оружие, ремесленные изделия, утварь, одежда, орудия из кремня, камня и кости, личные украшения составляют главные объекты собственности в диком состоянии. Стремление к обладанию собственностью лишь едва возникло в уме, поскольку сами объекты едва существовали.

Выдающийся этнограф Л. Г. Морган, считает, что конечным результатом истории должна стать гибель всего общества. Демократия в управлении, равенство в правах, всеобщее образование – должно быть характерно для следующего социального строя, к которому стремится опыт, знание и разум человека.

Развитие европейской этнологии

Этнология находится в своем постоянном и не прекращающемся развития. Возникнув в Германии, эта наука первоначально подразделялась на: этнологию - науку о культурно отсталых и первобытных заморских народах, изучаемых в сравнительном теоретическом плане; народоведение - науку о европейском, но преимущественно немецкоязычном населении; этнографию - вспомогательную дисциплину, посвященную собирательской деятельности и описанию эмпирического материала.

А. Бастиан был приверженцем немецкой классической философии. Он связывал свои учения с закономерностями, существующие в развитии человеческой культуры. Главные научные интересы Бастиана, составляли проблемы религиозных верований, обрядов, культов, мировоззрений. Попутно его волновали вопросы социальных отношений и юридических норм. Он считал, что музейные наследия должны быть не просто красивой вещью, которая найдена при раскопках, а отражать в себе элементы первобытно культуры и определенные народные представления.

Важным вопросом для него было – развитие. Бастиан пытался связать историю и изменения связанные в обществе. Стадии постепенного преобразования первобытного человека в цивилизованного. Расовые и культурные различия у отдельных групп человека, Бастиан объяснял различиями в окружающей среде. [8]

Первобытная культура для Бастиана обусловлена только природными факторами, но развития всех народов происходит только в их взаимодействии с другими провинциями. [9]

Таким образом, как мы могли убедиться, предмет этнологии постоянно расширяется, что не дает возможности дать четкое определение этой науки. Вот почему в отечественной и зарубежной этнологии нет какого-то общепринятого определения этнологии, а существует довольно большое число определений, основанных на различных методологических подходах, которые, по мнению их авторов, подчеркивают наиболее существенные черты этнологической науки.

Наука этнология является достаточно многогранной наукой. Она не поддается точному объяснению и всё – таки на нее не перестают искать ответы. Различные школы и философы по – разному определяют термин этнология. Для многих это остается загадкой, то, как зародился, развивался и продолжает свое развития человек.

Каждый из элементов культуры, обнаруженных этнологами в их полевых экспедициях сопоставлялся с мифологемой “первобытного общества” и классифицировался как относящийся к той или иной стадией развития культуры. В результате, выделялись те сферы жизни первобытного общества, которые развивались как бы “опережающими темпами” и таким образом выстраивалась взаимосвязь различных элементов культуры друг по отношению к другу.

Различные элементы культуры выстраивались в последовательную цепочку, которая, как предполагалось, отражает этапы развития той или иной культурной модели. Сопоставлялись аналогичные элементы различных культур с точки зрения их соответствия тем или иным стадиям развития общества. Список используемой литературы

  1. Бестужев И.З. Германская этнология в 20 веке // Журнал Золотой Лев. № 140-141.
  2. Дарвин Ч. О происхождении видов путем естественного отбора или сохранении благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь // Сочинения. Т. 3. 1939. С. 126
  3. Марков Г.Э. От истоков немецкой этнологии к ее расцвету. // Вопросы теории. 1996. № 4
  4. Морган Л.Г. Лига ирокезов // Этнографическая библиотека. 1983
  5. Морган Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. 1935
  6. Морган Л.Г. Древнее общество или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. 1935. С. 76.
  7. Морган Л.Г. Лига ирокезов // Этнографическая библиотека. 1983
  8. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология // Учебник для студентов высших учебных заведений. 2000. С. 47

[1] Морган Л.Г. Лига ирокезов // Этнографическая библиотека. 1983

[2] Морган Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. 1935

[3] Дарвин Ч. О происхождении видов путем естественного отбора или сохранении благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь // Сочинения. Т. 3. 1939. С. 126

[4] Морган Л.Г. Древнее общество или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. 1935. С. 76.

[5] Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология // Учебник для студентов высших учебных заведений. 2000. С. 47

[6] Бестужев И.З. Германская этнология в 20 веке // Журнал Золотой Лев. № 140-141.

[7] Бестужев И.З. Германская этнология в 20 веке // Журнал Золотой Лев. № 140-141.

[8] Марков Г.Э. От истоков немецкой этнологии к ее расцвету. // Вопросы теории. 1996. № 4

[9] Марков Г.Э. От истоков немецкой этнологии к ее расцвету. // Вопросы теории. 1996. № 4


Приступая к рассмотрению парадигм этноса (этничности), хотелось бы обратиться к эпистемологическим концепциям, которые существуют в современной науке. Наука есть поле битвы исследовательских программ и отдельную исследовательскую программу не следует свертывать лишь потому, что она не сумела одолеть более сильную концепцию в данный отрезок времени. Познание, исследование, по сути дела, выполняет роль приспособления к меняющейся среде, т.е. оно практично. В этой связи представляется убедительными высказывания А.В. Козенко и Л.Ф. Моногаровой о релятивном характере получаемых знаний всеми научными дисциплинами, в т.ч. и естественными. Исходя из этого следует признать, что и этнология имеет объективистскую основу. [1]

В современной этнологии существуют три основных подхода к этничности: примордиализм, ситуационизм (инструментализм) и конструктивизм.

Термин "примордиальные связи" (от primordial - изначальный) введен социологом Шилсом. А К. Гирц, кто первым применил это понятие в этнической области, отмечает, что "в каждом обществе почти во все времени некоторые привязанности проистекают больше из чувства естественной . духовной, близости, чем из социального взаимодействия". [3]

Примордиализм особое значение при определении этноса уделяет культуре. К тому же этничность обладает такими объективными свойствами, как язык, традиции, религия и т.п. - подчеркивается этим направлением.

Следующим подходом к определению параметров этничности является ситуационизм или инструментализм (мобилизационизм). Этничность, как бы пребывая в дремотном состоянии, вызывается к жизни определенными условиями. Вызванная потенция и энергия этничности направляется на социальную динамику. Исследователи этого подхода уверены, что ситуационизм (инструментализм) является средством мобилизации за ресурсы в этнических конфликтах. Инструментализм позволил сделать много важных выводов в социальной среде, в политической жизни, а также в области языковых и межэтнических контактов.

Ф. Барт отмечает, что основным индикатором этничности является этническая граница. А членство в этнической группе, очерченной социальными границами, определяется самоприписыванием или приписыванием личности иными людьми (asription and self-аsription).

Инструментализм утверждает, что отдельные личности (политическая элита) специально мобилизируют этнические ресурсы для достижения собственных интересов. Особое значение ситуационизм уделяет определению этнических потребностей. Ситуационизм пытается отыскать и объяснить взаимосвязь этнических границ с политическими и экономическими изменениями, и на какой фазе этих изменений происходит вспышка этнической энергии.

Многое из того, что описывают конструктивисты, очевидно важны для существования этнических сообществ, однако они сильно преувеличивают значимость осознанной "вычисляемой" деятельности элиты в процессе становления этнической общности.

Читайте также: