Новаторство и традиции в культуре кратко

Обновлено: 02.07.2024

[от лат. novator обновитель] — исторически сложившиеся понятия, характеризующие диалектичность процесса созидательной деятельности людей. Традиция — это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, обряды, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.п., обнаруживаемые в элементах социально-культурного наследия и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. Новаторство — новое в созидательной деятельности людей. Традиция характеризует функционирование постоянных форм, структурных элементов культуры, а новаторство — прогрессивные либо регрессивные тенденции развития.

Найдено научных статей по теме — 15

В. О. Пелевин. Традиции и новаторство

Танец с вещью (традиции и новаторство)

В статье рассматривается вопрос использования вещей и бытовых предметов в хореографии, их роль и функции в процессе формообразования современных хореографических произведений; предпринимается попытка проанализировать соотношение т

Традиции и новаторство в искусстве начала XXвека

Анализируются особенности изменения основных тенденций развития в изобразительном искусстве начала XX века.

Фантастика Стивена Кинга: традиции и новаторство

В статье рассматриваются особенности фантастической прозы современного американского прозаика Стивена Кинга.

Мемуары кардинала де Реца: традиция и новаторство

Французский мемуарист XVII в. кардинал де Рец видел смысл своего творчества в борьбе за свободу Личности.

Традиции и новаторство в современном храмостроении

В статье поставлен актуальный вопрос о соотношении традиций и новаторства в современных храмах. Сопоставлены направления храмостроения, основанные на обращении к различным периодам российской истории.

Традиции и новаторство в творчестве Жозефа Бернара.

В статье дан краткий очерк творчества французского скульптора Жозефа Бернара, возродившего в начале прошлого века традиционный метод ваяния в камне без предварительно вылепленной модели.

Музыкальный театр Мередит Монк: традиции и новаторство

Данная статья посвящена осмыслению творческой концепции крупного американского композитора, хореографа и перформера Мередит Монк. Автор уделяет особое внимание проблеме преломления в творчестве М.

Новаторство в традиционной одежде для кормящих матерей

Статья посвящена анализу традиций народного костюма и способов привнесения его элементов в современную одежду.

Живая поэзия: традиции и новаторство Николая савостина1

В статье раскрывается актуальная проблема, связанная с анализом живого художественного текста. Основное внимание уделяется анализу языковых традиций и новых тенденций в тексте.

Традиция и новаторство в современной немецкой литературе

Традиции и новаторство в духовной музыке С. В. Рахманинова

На протяжении всего XIX века настойчивый интерес к церковной музыке проявляют русские классики. Эта эпоха стала моментом обострения, сплетения многовековых противоречий, разногласий и споров в области церковного пения.

С другой стороны, культура не может существовать, не обновляясь. Творчество, изменение являются другой стороной развития общества. Единство традиции и обновления -универсальная характеристика любой культуры.

Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Феникс . Под ред. О. М. Штомпеля . 1996 .

Полезное

Смотреть что такое "Новаторство и традиции в культуре" в других словарях:

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ — свойство человека, выражающееся в настроенности на культуру, на разум, на понимание, в ощущении ценности и необходимости культуры. И. связана с пониманием явлений культуры как авторских законченных самоценных произведений, несводимых к проявлению … Российская педагогическая энциклопедия

Мацуев, Денис Леонидович — Денис Мацуев Д. Л. Мацуев. Октябрь 2010 г … Википедия

СССР. Литература и искусство — Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… … Большая советская энциклопедия

Украинская Советская Социалистическая Республика — УССР (Украïнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украïна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Расположена на… … Большая советская энциклопедия

КУЛЬТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ — ответвление русской культуры, созданной на протяжении неск. периодов российской истории эмигрантами; как правило, противостояла официальной. Истоки К.р.з. восходят к первым рус. полит, эмигрантам 16 17 вв., сам факт эмиграции к рых… … Энциклопедия культурологии

ЛИВИС — (Leavis) Фрэнк Реймонд (1895 1978) англ. лит. критик, культуролог, педагог. Почти вся его жизнь связана с Кембридж, ун том: там он учился, стал доктором философии (1924), издавал лит. и публицистич. ежеквартальник “Скрутини” (1932 53),… … Энциклопедия культурологии

Немецкая музыка — Корни Н. м. уходят в глубокую древность. Данные археологич. исследований свидетельствуют о существовании у др. герм. племён различного рода дух. инструментов (луров), изготовление к рых относится к бронзовому веку. Лит. и историч.… … Музыкальная энциклопедия

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ — возникновение и генезис саморефлексий культуры. Генезис истории мировой культурологич. мысли восходит к тому условному моменту, когда культура начинает рефлектировать свое движение, отмечая в себе содержат. изменения, смысловые сдвиги,… … Энциклопедия культурологии

Русская литература 19 века и Лермонтов — РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА и Лермонтов. 1. Лермонтов и русская поэзия 19 в. Л. наследник пушкинской эпохи, начавший непосредственно с того рубежа, к рый был обозначен в рус. поэзии А. С. Пушкиным. Он выразил новое положение лит ры, характерное… … Лермонтовская энциклопедия

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Мальцев А. Модернизационная парадигма: теоретические подходы и исторический опыт // Мировая экономика и международные отношения. 2012 – № 4.
2.Панищев А.Л. Глобализация и культурная жизнь нации в России // Вопросы культурологии. – 2012. – № 11.
3.Петровский А.Д., Селиверстов Ю.П. По дорогам и тропам гвинейской саваны. – М.: Мысль, 1986.
4.Стинг М. Приключения в Океании. – М.: Правда, 1985.
5.Федотова В. Г. Модернизационный проект для России: население и территория // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. – 2003. – № 5.
6.Шацкий Е. Утопия и традиция. – М., 1990.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
1.Что такое традиция? Какие типы традиций можно выделить?
2.Какими принципами должен руководствоваться солдат-миротворец?
3.Как вы можете охарактеризовать такое явление современного общества, как глобализация?
4.Что могло стать причиной для индустриализации западноевропейского общества?
5.Когда в России была проведена индустриализация? Кто её инициировал? Какие факторы стали импульсом к индустриализации в России? Какие методы были использованы для индустриализации в России? Могли ли быть иные пути для индустриализации в России?
6.Какие элементы общественной организации стран Западной Европы современная Россия могла бы перенять в случае культурной модернизации?

У культуры, как у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются устойчивая и развивающаяся (новаторская) стороны.

Устойчивая сторона культуры – это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение людей может актуализировать этот опыт, опираясь в своей деятельности на созданное предшествующими поколениями. Такая устойчивая культурная традиция в определенных условиях необходима для выживания человеческих коллективов. Но если те или иные общества отказываются от гипертрофированной традиционности и развивают более динамические типы культуры, это не значит, что они могут отказаться от культурных традиций вообще.

В культуре отражаются различия в мировоззрении, системах ценностей, идейных установках. Но это не дает основания отбрасывать предшествующую культуру.

Вопрос о традициях в культуре и об отношении к культурному наследию касается не только сохранения, но и развития культуры, т.е. созидание нового. Созидание нового становиться одновременно творчеством культурных ценностей тогда, когда оно не несет в себе всеобщее содержание, приобретая общую значимость, получает отзвук от других людей. В творчестве культуры всеобщее органическое слито с уникальностью: каждая культурная ценность неповторима, идет ли речь о художественном произведении, изобретении и т.п. Творчество культуры обязательно предполагает включение нового в процесс исторического развития культуросозидающей деятельности человека, следовательно, является источником инноваций. Но также как не всякое новаторство есть явление культуры, не все новое, включающееся в культурный процесс, является передовым, прогрессивным, отвечающим гуманистическим интенциям культуры. В культуре существует и прогрессивные, и реакционные тенденции. Развитие культуры - противоречивый процесс, в котором отражается широкий спектр подчас противоположных и противоборствующих социально классовых, национальных интересов данной исторической эпохи. За утверждение передового и прогрессивного в культуре.

Культура и цивилизация.

Цивилизация представляет собой социокультурное образование, возникающее как способ существования людей в условиях и на основе общественного разделения труда.

Цивилизация включает в себя всю созданную человеком культуру, человека, освоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания (в девственной природе существование цивилизации невозможно), а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение.

Становление цивилизации связано с глубинным переворотом в культуре. Происходит отделение умственного труда от физического, развиваются различные формы общественного сознания, возникают зачатки наук. Социальные механизмы цивилизации, бесспорно, находятся в весьма сложном и противоречивом взаимоотношении с культурой, способствуя ее развитию и тормозя его. Причем такие тенденции могут действовать одновременно, с преобладанием той или иной. Это иногда служит основанием для утверждений о враждебности культуры и цивилизации. Но точнее можно было бы сказать, что цивилизация характеризует социальное бытие культуры. Другой вопрос, что это бытие бывает противоречивым.

Если социальные механизмы цивилизаций являются общими для них, то именно культуры каждой цивилизации уникальны и отличают их друг от друга. Уникальность каждой культуры — достаточное основание для последовательного проведения принципа равенства в сфере культуры, а их многообразие является великим достоянием человечества, его богатством, потеря которого была бы невосполнимой.

Читайте также: