Нотоносец это кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

  • K/Jazz
    • Логотипы значки
    • Игра под минус (соло)
    • Игра Антологии (минуса)
    • Игра под плюс
    • Уроки теории (курс лекций)
    • Курс Нахума Переферковича
    • Дополнительный курс
    • В рамках курса сольфеджио
    • Курс по импровизации
    • Джаз ноты для фортепиано
    • Ноты ф-но архив
    • Ф-но фактура джаза
    • Аудио примеры по ф-но фактуре джаза
    • Рекомендации по приобретению
    • Джаз ноты для саксофона
    • Ноты саксофон архив
    • Где заказать саксофон
    • Джаз ноты для контрабаса
    • Ноты для ударной установки
    • Электронные установки
    • Ноты для кларнета
    • Ноты & минусовки
    • Общая информация
    • Гаммы для кларнета
    • Этюды для кларнета
    • Покупка кларнета
    • Джаз ноты для трубы
    • Архив нот (brass)
    • Купить трубу
    • Джаз ноты баян (аккордеон)
    • Ноты для баяна архив
    • Аккомпанементы
    • Нотные наборы
    • Архив пользователей
    • Джаз ноты для гитары
    • Джаз ноты для скрипки
    • Муз. Инструменты
    • Детские кровати
    • Двухъярусные кровати
    • Домик для кота
    • Письменные столы
    • Валторна
    • Набор нот
    • Минус фонограммы vocal
    • Нотные листы A4
    • Донат

    Нотоносец

    Ноты для большинства музыкальных инструментов записываются на одном нотоносце. На двух нотоносцах, объединённых фигурной акколадой, записываются ноты для фортепиано, арфы. На трёх нотоносцах записывают партию органа.

    Литература

    Ссылки

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Полезное

    Смотреть что такое "Нотоносец" в других словарях:

    нотоносец — нотоносец … Орфографический словарь-справочник

    нотоносец — сущ., кол во синонимов: 1 • нотный стан (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Нотоносец — то же, что нотный стан … Музыкальная энциклопедия

    Нотоносец — м. Строка из пяти горизонтальных параллельных линий, служащая для написания нота I 1.. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    нотоносец — нотон осец, сца, твор. п. сцем, род. п. мн. ч. сцев … Русский орфографический словарь

    нотоносец — нот/о/нос/ец/ … Морфемно-орфографический словарь

    Нотный стан — нотоносец, строка из пяти горизонтальных параллельных линий, служащая для нотной записи; см. Нотное письмо … Большая советская энциклопедия

    Нотный стан — нотоносец, строка из пяти горизонтальных параллельных линий, служащая для нотной записи. Нотные знаки размещаются на линиях Н. с. и в промежутках между ними. Звуковысотное значение линий и промежутков устанавливается посредством ключа, к… … Музыкальная энциклопедия

    Кострома (альбом) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кострома (значения). Кострома … Википедия

    нотоносец м. Строка из пяти горизонтальных параллельных линий, служащая для написания нот.

    нотоносец сущ., кол-во синонимов: 1 • нотный стан (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: нотный стан


    1) Орфографическая запись слова: нотоносец
    2) Ударение в слове: нотон`осец
    3) Деление слова на слоги (перенос слова): нотоносец
    4) Фонетическая транскрипция слова нотоносец : [натан`ос'и]
    5) Характеристика всех звуков:
    н [н] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
    о [а] - гласный, безударный
    т [т] - согласный, твердый, глухой, парный
    о [а] - гласный, безударный
    н [н] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
    о [`о] - гласный, ударный
    с [с'] - согласный, мягкий, глухой, парный
    е [и] - гласный, безударный
    ц ц - согласный, твердый, глухой, непарный 9 букв, 8 звук

    корень - НОТ; соединительная гласная - О; корень - НОС; суффикс - ЕЦ; нулевое окончание;
    Основа слова: НОТОНОСЕЦ
    Вычисленный способ образования слова: Суффиксальныйи сложение основ

    ∩ - НОТ; соединительная гласная - О; ∩ - НОС; ∧ - ЕЦ; ⏰

    Нотная грамота

    Теория музыки невозможна без нотной грамоты. В этом вы уже успели убедиться, когда изучали на первом уроке ступени звукоряда. Вы уже знаете, что основным ступеням звукоряда присвоены те же названия, что и нотам, и понимаете что такое понижение ступени, т.е. ноты.

    Это нужно, чтобы вы могли в будущем самостоятельно разбирать ноты, записанные на нотном стане, и ориентироваться в табах и аккордах, если вам попадется аккордовая запись мелодии либо табулатура.

    Содержание:

    Заметим, что большинство современных музыкальных сайтов чаще предлагают для гитары именно аккорды либо табулатуру (табы) к песне, нежели традиционную запись на нотном стане. Для начинающих музыкантов нужно уточнить, что аккорды и табы – это те же самые ноты, только записанные в другом виде, т.е. в другом виде музыкальной нотации, поэтому выучить ноты нужно обязательно. В общем, приступаем!

    Кто придумал ноты

    Начнем с небольшого исторического экскурса. Считается, что первым человеком, кому пришла в голову идея обозначать высоту звука знаками, был флорентийский монах и композитор Гвидо д’Ареццо. Это случилось в первой половине 11 века. Гвидо учил монастырских певчих различным церковным песнопениям, а чтобы добиться слаженного звучания хора, придумал систему знаков, указывающих на высоту звука.

    Расположение нот на нотном стане

    Вы уже знаете, что нота – это музыкальный звук. Ноты отличаются по высоте, и за каждой нотой закреплено свое обозначение. Также вы уже поняли, что нотный стан представляет собой 5 параллельных линий, на которых расположены ноты. За каждой нотой закреплено свое место. Собственно, именно так и можно идентифицировать ноты, глядя на обозначения в нотном стане. Теперь давайте совместим эти знания и посмотрим, как выглядит нотный стан с нотами в самом общем виде (на значки слева пока не смотрим):

    Названия нот на нотном стане общий вид

    Нотный стан (он же нотоносец) – это те самые 5 параллельных линий, которые вы видите на картинке. Кружочки на нотах – это условные обозначения нот. На верхнем нотоносце вы видите ноты для 1-й октавы, на нижнем – ноты для малой октавы.

    Однако мы помним, что музыкальные звуки охватывают намного больший диапазон, чем малая и первая октавы. Поэтому, чтобы получить полное представление о расположении нот на нотном стане, вам нужно изучить более подробную схему размещения нот:

    Названия нот на нотном стане подробно

    Самые внимательные из вас увидели, что и на подробной схеме мы видим не все октавы. Чтобы увидеть правильное расположение всех нот, нам снова понадобятся добавочные линейки. Посмотрите, как это выглядит, на примере контроктавы:

    Ноты субконтроктавы на нотном стане

    Клавиатура фортепиано и нотный стан

    Как изобразить ноту до руками

    Нота до руки и нотный стан

    Итак, с расположением нот на нотном стане, думаем, в целом все понятно. Самые внимательные уже заметили, что при рассмотренной выше расстановке нот места для диезов и бемолей, т.е. повышения и понижения ноты, уже не остается. И вот для этого нам нужны знаки альтерации в нотах.

    Знаки альтерации

    Чтобы обозначить повышение или понижение ноты на нотном стане, значок диеза или бемоля располагается либо непосредственно перед нотой, либо, если ту или иную ноту нужно снизить или повысить во всем произведении, в начале нотного стана с нотами к произведению. Для случаев, когда изменение ноты предусмотрено на протяжении всего произведения, за символами диезов и бемолей закреплены определенные места на нотном стане:

    Знаки альтерации

    Диезы

    Бемоли

    Диезы басовый ключ

    Бемоли басовый ключ

    Как вы уже заметили, для расположения диезов и бемолей в начале произведения возле ключа – скрипичного или басового – задействуются только основные линейки нотоносца. Такие знаки альтерации называются ключевыми.

    Знаки альтерации, относящиеся только к одной ноте, называются случайными или встречными, действуют в пределах одного такта и располагаются непосредственно перед этой нотой.

    А сейчас давайте разберемся, что же делать, если нужно отменить диез или бемоль, установленный в начале нотного стана. Такая необходимость может возникнуть при модуляции, т.е. при переходе в другую тональность. Это модный прием, часто применяемый в эстрадной музыке, когда последний припев или куплет и припев исполняется на 1-2 полутона выше, чем предыдущие куплеты и припевы.

    Для этого существует еще один знак альтерации: бекар. Его функция – отмена действия диезов и бемолей. Бекары тоже подразделяются на случайные и ключевые.

    Функции бекара:

    • Случайный бекар отменяет действие случайных знаков альтерации, ставится в том месте и перед той нотой, для которой нужно отменить действие диеза или бемоля, и действует в пределах такта.
    • Ключевой бекар отменяет действие диезов и бемолей, указанных в начале произведения, т.е. ключевых. Он действует до следующей смены ключевого знака либо, если такового не будет, до конца произведения.

    Чтобы было нагляднее, посмотрите, где располагается случайный бекар на нотном стане:

    Случайный бекар

    А теперь посмотрите, где располагается ключевой бекар, и вы сразу поймете разницу:

    Ключевой бекар

    Уточним, что запись на нотном стане применяется для гитары и фортепиано, и любых других музыкальных инструментов, а вот табы, которые вы видите на предыдущей картинке под нотным станом, используются для гитары.

    В гитарных табах 6 линий по количеству струн гитары. Верхняя линия обозначает самую тонкую струну, которая будет нижней, если вы возьмете гитару в руки. Нижняя линия означает самую толстую гитарную струну, которая является верхней, когда вы держите гитару в руках. Цифры указывают, на каком ладу зажимать ту струну, на которой написана цифра.

    Подведем итог и сведем воедино всю информацию по знакам альтерации на следующей картинке:

    Знаки альтерации

    Ключи на нотном стане

    Ключ выписывается так, чтобы линия, откуда стартует отсчет, пересекла его в главной точке. Таким способом ключ закрепляет за нотой, написанной на данной линии, точную высоту, относительно которой отсчитывается высотность и наименования прочих звуков. Различают несколько разновидностей ключей.

    Ключи – перечень:

    Давайте проиллюстрируем:

    Ключи

    Длительности нот

    Когда на 1-м уроке мы изучали физические свойства звука, мы узнали, что для музыкального звука важной характеристикой является его длительность. Глядя на нотный стан, музыкант должен понимать не только то, какую ноту нужно сыграть, но и как долго она должна звучать.

    Как считать длительности:

    Понятно, что считать можно с разной скоростью, поэтому для унификации счета используется специальное устройство: метроном. Там четко выверено расстояние между звуками и устройство как бы считает вместо вас. Сейчас существует бесчисленное множество программ с функцией метронома, как самостоятельных, так и имеющих данную опцию в составе других мобильных приложений для музыкантов.

    Длительности (обозначения):

    Думается, принцип понятен, а для наглядности предлагаем вам следующую иллюстрацию:

    Обозначения длительности нот

    Объединение нот в группу:

    Вот как это выглядит:

    Объединение нот

    Обычно ноты объединяются внутри такта. Напомним, что такт – это ноты и сопутствующие им знаки между двумя вертикальными линиями, которые именуются тактовыми чертами:

    Объединение нот внутри такта

    Как вы заметили, штиль может смотреть наверх либо вниз. Тут есть свои закономерности.

    Направление штиля:

    Более подробную информацию про длительности нот можно найти у Вахромеева в «Элементарной теории музыки [В. Вахромеев, 1961].

    И, наконец, в любой мелодии есть и звуки, и паузы между ними. Поговорим о них.

    Паузы

    Паузы измеряются по такому же принципу, как нотные длительности. Пауза точно так может быть целой, половинной и т.д. Однако пауза может длиться дольше, чем целая нота, и для таких случаев придуманы особые названия. Так, если пауза длится в 2 раза дольше, чем целая нота, ее называют бревис, если в 4 раза дольше – это лонга, в 8 раз – максима. Полный перечень названий с обозначениями можно увидеть в нижеследующей таблице:

    Длительности пауз

    Тест на усвоение материала урока

    Читайте также: