Искусство италии 17 века кратко

Обновлено: 07.07.2024

Победа феодально-католической реакции, экономические и политические потрясения, постигшие в 16 в. Италию, положили конец развитию культуры Возрождения. Наступление воинствующего католицизма на завоевания эпохи Возрождения ознаменовалось жесточайшими преследованиями людей передовой науки, попыткой подчинить искусство власти католической церкви. Инквизиция беспощадно расправлялась со всеми, кто прямо или косвенно выступал против догматов религии, против папства и духовенства. Изуверы в рясах отправляют на костер Джордано Бруно, преследуют Галилея. Тридентский собор (1545—1563) выносит специальные постановления, регламентирующие религиозную живопись и музыку, направленные на искоренение светского духа в искусстве. Основанный в 1540 г. орден иезуитов активно вмешивается в вопросы искусства, ставя искусство на службу религиозной пропаганде.

К началу 17 в. дворянство и церковь в Италии закрепляют свои политические и идеологические позиции. Положение страны по-прежнему остается тяжелым. Гнет испанской монархии, захватившей Неаполитанское королевство и Ломбардию, еще более усиливается, а территория Италии, как и раньше, остается ареной непрерывных войн и грабежей, особенно на севере, где сталкивались интересы испанских и австрийских Габсбургов и Франции (о чем свидетельствует, например, взятие и разграбление Мантуи императорскими войсками в 1630 г.). Раздробленная Италия фактически теряет свою национальную независимость, давно уже перестав играть активную роль в политической и экономической жизни Европы. В этих условиях абсолютизм мелких княжеств приобрел черты крайней реакционности.

Бедственное положение народа резко контрастирует с бьющей через край роскошью земельной и денежной аристократии и сановного духовенства. Пышные празднества, карнавалы, строительство и украшение дворцов, вилл и церквей достигают в 17 в. небывалого размаха. Вся жизнь и культура Италии 17 в. сотканы из острых контрастов и непримиримых противоречий, находящих свое отражение в противоречиях прогрессирующей науки, в столкновении светской культуры и католической реакции, в борьбе условно-декоративных и реалистических тенденций в искусстве. Вновь вспыхнувший интерес к античности уживается с проповедью религиозных идей, трезвый рационализм мышления сочетается с тягой к иррациональному, мистическому. Одновременно с достижениями в области точных наук процветают астрология, алхимия, магия.

Папы, переставшие претендовать на роль ведущей политической силы в европейских делах и превратившиеся в первых владетельных государей Италии, используют тенденции к национальному объединению страны и централизации власти для усиления идеологического господства церкви и дворянства. Папский Рим становится центром не только итальянской, но и европейской феодально-католической культуры. Здесь формируется и расцветает искусство барокко.

Одной из главных задач художников барокко было окружение ореолом величия и кастового превосходства светской и церковной власти, пропаганда идей воинствующего католицизма. Отсюда характерное для барокко стремление к монументальной приподнятости, большому декоративному размаху, преувеличенному пафосу и нарочитой идеализации в трактовке образов. В искусстве барокко остро выступают противоречия между его социальным содержанием, призванным служить правящей верхушке общества, и необходимостью воздействия на широкие народные массы, между условностью образов и их подчеркнуто чувственной формой. В целях усиления выразительности образов мастера барокко прибегают к всевозможным преувеличениям, гиперболам и натуралистическим эффектам.

Гармонический идеал искусства Возрождения сменяется в 17 в. попыткой раскрытия образов через драматический конфликт, путем их психологического углубления. Это вело к расширению тематического диапазона в искусстве, к использованию новых средств образной выразительности в живописи, скульптуре и архитектуре. Но художественные завоевания искусства барокко были достигнуты ценой отказа от целостности и полноты мировосприятия людей Возрождения, ценой отказа от гуманистической содержательности образов.

Присущая искусству Возрождения автономия каждого вида искусства, их равноправное соотношение между собой теперь разрушается. Подчиняясь архитектуре, скульптура и живопись органически сливаются в одно общее декоративное целое. Живопись стремится иллюзорно расширить пространство интерьера; скульптурный декор, вырастая из архитектуры, переходит в живописную декорацию; сама архитектура то становится повышенно пластической, теряя строгую архитектонику, то, динамически формируя внутреннее и внешнее пространство, приобретает черты живописности.

В барочном синтезе искусств происходит не только слияние отдельных видов искусства, но и слияние всего художественного комплекса с окружающим его пространством. Скульптурные фигуры как живые выступают из ниш, свешиваются с карнизов и фронтонов; внутреннее пространство зданий продолжается с помощью иллюзионистически трактованных плафонов. Внутренние силы, заложенные в архитектурных объемах, как бы находят выход в примыкающих к зданию колоннадах, лестницах, террасах и решетках, в декоративных скульптурах, фонтанах и каскадах, в убегающих перспективах аллей. Природа, преображенная искусной рукой паркового декоратора, становится неотъемлемой частью барочного ансамбля.

Это стремление искусства к широкому охвату и всеобщему художественному преображению окружающей действительности, ограничившееся, однако, решением внешне декоративных задач, в какой-то мере созвучно передовому научному мировоззрению эпохи. Идеи Джордано Бруно о вселенной, ее единстве и бесконечности раскрывали новые горизонты человеческому познанию, по-новому ставили извечную проблему мира и человека. В свою очередь Галилей, продолжая традиции Эмпирической науки Возрождения, от исследования единичных явлений идет к познанию общих законов физики и астрономии.

Таким образом, хотя барокко и является господствующим направлением для Италии 17 в., оно далеко не охватывает всего многообразия явлений культуры и искусства этого времени. Реалистическое искусство Караваджо, открывающее собой живопись 17 в., выступает как прямая противоположность всей эстетике барокко. Несмотря на неблагоприятные для развития реализма общественные условия, жанрово-реалистические тенденции в живописи дают о себе знать на всем протяжении 17 столетия.

Во всем итальянском изобразительном искусстве 17 в. можно назвать только двух великих мастеров общеевропейской значимости — Караваджо и Бернини. В ряде своих проявлений итальянское искусство 17 в. носит специфический отпечаток упадка общественной жизни, и весьма показательно, что Италия, раньше других стран выступившая с новой реалистической программой в живописи, оказалась несостоятельной в ее последовательном осуществлении. Несравненно более яркое, чем живопись, историческое значение имеет итальянская архитектура, которая наряду с французской занимает ведущее место в европейском зодчестве 17 века.

17 век – важнейший этап истории европейской культуры, характеризующийся резкими контрастами и противоречиями. После победы буржуазных революций завершается формирование капиталистических отношений в Нидерландах и Англии, в Испании, Италии, Франции утверждается абсолютизм. С 1645-1653гг. после Тридентского собора укрепились позиции католической реакции, наступила эпоха контрреформации в Италии и Испании, но в то же время в религии зародился деизм (представление о боге как средоточии разума). Фор­мируется мировоззрение буржуа, будущего основного заказчика и ценителя искусства.

Сложность и противоречивость эпохи оп­ределили характер новой культуры и искусства. На смену спокойной уравновешенности и совершенству образов Высокого Возрождения пришла сложная многогранность характеров, острота драматических столкновений личности и окружающего мира.Обогатилась тематика, сюжеты, разработка самостоятельных жанров, появилась новая интерпретация известных религиозных и мифологических сюжетов. Предмет творческого познания и осмысления в искусстве Нового времени – не только человек, но также все многообразие действительности, ее сложные и многозначные связи с человеком. Сложилась разветвленная система жанров искусства.Программное значение приобрел портретный жанр и пейзаж (активность восприятия природы). Сформировалась новая концепция исторического жанра, как жизненно убедительного изображения конкретного события. Самостоятельное значение получили анималистический и натюрмортный жанры. Произошло обогащение творческого метода, художественного языка искусства – зародилось новое понимание композиции: она должна была иметь напряженность и динамичность, активно использовать пространство, трактовка которого также изменилась – вместо строгого деления на планы, характерного для композиций эпохи Возрождения, сформировалось целостное решение пространства. Техника исполнения стала более разнообразной, богатой и выразительной. В искусстве 17 в. нет единого стиля. Развивалось несколько стилистических систем, появившихся одновременно в последней четверти 16 в. в Италии:




Барокко (причудливый, изменчивый) – стиль, преимущественно связанный с католической и феодальной культурой (Италия, Франция, Испания, Фландрия). Стиль резких контрастов, противопоставлений, сочетающий идеальное и конкретное, духовное и физическое, ирреальное и реальное. Для него характерна напряженная динамика, подчеркнутые эффекты, патетика. Максимально ярко стилистика барокко проявилась в итальянской скульптуре и фламандской живописи школы Рубенса.

Академизм-Классицизм – эстетическая аналогия рационалистической философии, противопоставлявший несовершенству действительности идеальный образ мира, соответствующий представлениям о разумном мироустройстве. Стилистические принципы академизма-классицизма сформировались на основе творческого истолкования традиций античного искусства. Высшее выражение этот стиль нашел в конце 16 в. в Италии в Болонской школе, в 17 в. – в искусстве Франции.

Реализм 17 века или Внестилевая система – основа этого стилевого направления в непосредственном контакте с жизнью, с натурой. Оно нашло свое отражение практически во всех школах искусства 17 века.

Все стилевые системы 17 века существуют не изолированно друг от друга, они находятся в непосредственном и сложном взаимодействии. Параллельное их развитие сопровождается борьбой и активным взаимовлиянием и обогащением.

К 17 в. относится расцвет локальных художественных школ стран Западной Европы – Италии, Фландрии, Испании, Франции, Голландии.

Искусство Италии 17 века

В середине 16 в. после победы католической реакции в Италии наступила эпоха контрреформации. Борьба с Испанией надолго превратила Италию в ее провинцию. Драматическая сложность политической и экономической ситуации – фон для развития художественной культуры. Сложение нового художественного мироощущения, противоположного ренессансному, формируется в Италии на рубеже 16-17 вв., в важнейшем художественном центре Европы – в Риме. Мировоззрение Ренессанса строилось на безграничной вере в гармонию мира, в силу и волю человека-героя, в то, что человек — мера всех вещей. Мировоззрение 17в. было пронизано ощущением трагического противоречия человека и мира, в котором он занимает совсем не главное место, а растворен в его многообразии, подчинен среде, обществу, государству.

Отражая сложную атмосферу времени, искусство стиля барокко соединило иррациональность, повышенную экспрессию с трезвостью и приземленностью. В религиозной тематике пре­обладает интерес к патетичным сюжетам чудес и мученичества. Патетика характерна и для светских сюжетов. На смену ренессансному чувству меры и ясности приходит грандиозное, перегружен­ное декоративными мотивами искусство, построенное на контрастах, асимметрии.

















Живопись барокко предпочитает линии живописное пятно, массу, светотеневые контрасты, нарушает принципы деления пространства на планы, принципы прямой линейной перспективы для усиления иллюзии ухода в глубину. Однако в итальянской школе живописи традиции этого стиля не нашли отражения.

Тема 6. Искусство Нового времени

Искусство 17 века.

Таблица стилей

Новое время – 17 век

Италия – родина стилей

Конец 16в. – первое десятилетие 17 в.

Первая половина 17в.

Реализм (внестилевое направление)

Середина 17 в., вторая половина

С 30-х гг. 17 в., вторая половина

С 30-х гг. 17 в., вторая половина

Реализм (внестилевое направление)

17 век – важнейший этап истории европейской культуры, характеризующийся резкими контрастами и противоречиями. После победы буржуазных революций завершается формирование капиталистических отношений в Нидерландах и Англии, в Испании, Италии, Франции утверждается абсолютизм. С 1645-1653гг. после Тридентского собора укрепились позиции католической реакции, наступила эпоха контрреформации в Италии и Испании, но в то же время в религии зародился деизм (представление о боге как средоточии разума). Фор­мируется мировоззрение буржуа, будущего основного заказчика и ценителя искусства.

Сложность и противоречивость эпохи оп­ределили характер новой культуры и искусства. На смену спокойной уравновешенности и совершенству образов Высокого Возрождения пришла сложная многогранность характеров, острота драматических столкновений личности и окружающего мира.Обогатилась тематика, сюжеты, разработка самостоятельных жанров, появилась новая интерпретация известных религиозных и мифологических сюжетов. Предмет творческого познания и осмысления в искусстве Нового времени – не только человек, но также все многообразие действительности, ее сложные и многозначные связи с человеком. Сложилась разветвленная система жанров искусства.Программное значение приобрел портретный жанр и пейзаж (активность восприятия природы). Сформировалась новая концепция исторического жанра, как жизненно убедительного изображения конкретного события. Самостоятельное значение получили анималистический и натюрмортный жанры. Произошло обогащение творческого метода, художественного языка искусства – зародилось новое понимание композиции: она должна была иметь напряженность и динамичность, активно использовать пространство, трактовка которого также изменилась – вместо строгого деления на планы, характерного для композиций эпохи Возрождения, сформировалось целостное решение пространства. Техника исполнения стала более разнообразной, богатой и выразительной. В искусстве 17 в. нет единого стиля. Развивалось несколько стилистических систем, появившихся одновременно в последней четверти 16 в. в Италии:

Барокко (причудливый, изменчивый) – стиль, преимущественно связанный с католической и феодальной культурой (Италия, Франция, Испания, Фландрия). Стиль резких контрастов, противопоставлений, сочетающий идеальное и конкретное, духовное и физическое, ирреальное и реальное. Для него характерна напряженная динамика, подчеркнутые эффекты, патетика. Максимально ярко стилистика барокко проявилась в итальянской скульптуре и фламандской живописи школы Рубенса.

Академизм-Классицизм – эстетическая аналогия рационалистической философии, противопоставлявший несовершенству действительности идеальный образ мира, соответствующий представлениям о разумном мироустройстве. Стилистические принципы академизма-классицизма сформировались на основе творческого истолкования традиций античного искусства. Высшее выражение этот стиль нашел в конце 16 в. в Италии в Болонской школе, в 17 в. – в искусстве Франции.

Реализм 17 века или Внестилевая система – основа этого стилевого направления в непосредственном контакте с жизнью, с натурой. Оно нашло свое отражение практически во всех школах искусства 17 века.

Все стилевые системы 17 века существуют не изолированно друг от друга, они находятся в непосредственном и сложном взаимодействии. Параллельное их развитие сопровождается борьбой и активным взаимовлиянием и обогащением.

К 17 в. относится расцвет локальных художественных школ стран Западной Европы – Италии, Фландрии, Испании, Франции, Голландии.

Искусство Италии 17 века

В середине 16 в. после победы католической реакции в Италии наступила эпоха контрреформации. Борьба с Испанией надолго превратила Италию в ее провинцию. Драматическая сложность политической и экономической ситуации – фон для развития художественной культуры. Сложение нового художественного мироощущения, противоположного ренессансному, формируется в Италии на рубеже 16-17 вв., в важнейшем художественном центре Европы – в Риме. Мировоззрение Ренессанса строилось на безграничной вере в гармонию мира, в силу и волю человека-героя, в то, что человек — мера всех вещей. Мировоззрение 17в. было пронизано ощущением трагического противоречия человека и мира, в котором он занимает совсем не главное место, а растворен в его многообразии, подчинен среде, обществу, государству.

Отражая сложную атмосферу времени, искусство стиля барокко соединило иррациональность, повышенную экспрессию с трезвостью и приземленностью. В религиозной тематике пре­обладает интерес к патетичным сюжетам чудес и мученичества. Патетика характерна и для светских сюжетов. На смену ренессансному чувству меры и ясности приходит грандиозное, перегружен­ное декоративными мотивами искусство, построенное на контрастах, асимметрии.

















Живопись барокко предпочитает линии живописное пятно, массу, светотеневые контрасты, нарушает принципы деления пространства на планы, принципы прямой линейной перспективы для усиления иллюзии ухода в глубину. Однако в итальянской школе живописи традиции этого стиля не нашли отражения.

Барокко (вычурный, причудливый) – стиль, получивший развитие в 17 и 1-ой половине 18 вв. В искусстве ряда европейских стран, главным образом в Италии, а также в Испании, Германии, Франции.

Для искусства Б. характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Дворцы и церкви Б. благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность, вливались в окружающее пространство.

Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — атланты, кариатиды, маскароны. Парадные интерьеры зданий украшались многоцветной лепкой, резьбой; зеркала и росписи стен и плафонов иллюзорно расширяли пространство. Сочетание контрастных цветов, богатыцветовые палитры (от изумрудного до бордо). Популярное сочетание — белый с золотом. Линии – выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружности, прямоугольника, овала; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение. Общая симметрия. Утрированная роскошь, обилие росписи, вычурной мебели, украшенной лепниной, инкрустацией. Каждый уголок интерьера – богато декорирован.

В изобразительном искусстве преобладают декоративные композиции религиозного, мифологического и аллегорического характера. В живописи – эмоции, непринужденная свобода мазка, в скульптуре – живописная текучесть формы, ощущение изменчивости. Знаменитый мастер – архитектор и скульптор Бернини. В живописи черты Барокко проявились в творчестве Тьеполо, Рубенса.

Архитектура Барокко

Карло Мадерна — один из основоположников итальянского Барокко, видный представитель Барокко в Италии. Главное творение — фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.).


Площадь Св. Петра в Риме

Франческо Бартоломео Растрелли — знаменитый русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры. Две его наиболее известные работы: ансамбль Смольного монастыря и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей. Известными киевскими проектами Растрелли являются Мариинский дворец и Андреевская церковь в Киеве. Сооружены по заказу императрицы Елизаветы Петровны под руководством И. Ф. Мичурина.

Барокко было господствующим стилем итальянского искусства 17 века, и прежде всего в архитектуре и скульптуре. Но наряду с ним существовало реалистическое направление, которое нашло наиболее полное выражение в произведениях художника Караваджо, оказавшего громадное воздействие на развитие всей реалистической живописи Европы.

Живопись Барокко.

Микеланджело Меризи да Караваджо (1573—1610)


Смело трактует Караваджо религиозные образы, не боясь грубости и резкости, сообщая им черты сходства с простонародьем. Он находит своих героев среди рыбаков, ремесленников, солдат — людей цельных, наделенных силой характера. Резкими контрастами светотени он усиливает мощную, почти пластическую моделировку форм, приближая фигуры к переднему плану картины, показывая их в сложных ракурсах, подчеркивает их значимость, монументальность.

Воздействие творчества Караваджо на развитие реализма в европейском искусстве было огромным. В самой Италии нашлось много его последователей, получивших название караваджистов. Но еще значительнее было его влияние за рубежами Италии. Ни один крупный живописец того времени не прошел мимо увлечения караваджизмом, явившимся важным этапом на пути европейского реалистического искусства.

Центром развития нового искусства барокко на рубеже XVI— XVII столетий был Рим. Архитектура этого города в XVII в. представляется типичной для эпохи барокко.

Создан новый тип города барокко - Начало и конец улиц непременно отмечены какими-либо архитектурными (площади) или скульптурными (памятники) акцентами. Доменико Фонтана применяет впервые в истории градостроительства трехлучевую систему улиц, расходящихся от площади дель Пополо, чем достигается связь главного въезда в город с основными ансамблями Рима. Обелиски и фонтаны, поставленные в точках схода лучевых проспектов и в их концах, создают почти театральный эффект уходящей вдаль перспективы. Принцип Фонтана имел огромное значение для всего последующего европейского градостроительства.

На смену статуе как организующему площадь началу приходит обелиск, чаще — фонтан, обильно украшенный скульптурой (фонтаны Бернини: фонтан Тритона на площади Барберини и фонтаны Четырех рек и Мавра на площади Навона.)

В эпоху раннего барокко не столько были созданы новые типы дворцов, вилл, церквей, сколько усилен декоративный элемент: усложнился декор порталов, много внимания барочные мастера стали уделять внутреннему двору, дворцовому саду. Особого размаха достигла архитектура вилл с их богатым садово-парковым ансамблем. В период зрелого барокко, со второй трети XVII в., более пышным становится архитектурный декор. Украшается не только главный фасад, но и стены со стороны сада.

В культовом зодчестве зрелого барокко пластическая выразительность и динамичность усиливаются

Самым тесным образом с архитектурой связана скульптура. Она украшает фасады и интерьеры церквей, вилл, городских палаццо, сады и парки, алтари, надгробия, фонтаны.

Джованни Лоренцо Бернини (1598—1680). В качестве придворного архитектора и скульптора римских пап Бернини выполнял заказы и возглавлял все основные архитектурные, скульптурные и декоративные работы. Ему принадлежит типичнейшее создание барокко — ослепляющая декоративным богатством разнообразных материалов, безудержной художественной фантазией сень-киворий в соборе св. Петра (1657—1666)

Бернини был не менее знаменитым скульптором. Он обращался, подобно ренессансным мастерам, к сюжетам как античным, так и христианским. Бернини создал множество скульптурных алтарей для римских церквей, надгробия знаменитым людям своего времени, фонтаны главных площадей Рима (площадь Барберини, площадь Навона и др.). Бернини был типичнейшим художником, работавшим по заказу католической церкви. Поэтому в его алтарных образах, созданных с тем же декоративным блеском, что и другие скульптурные работы, языком барочной пластики всегда четко выражена определенная религиозная идея

Бернини явился создателем барочного портрета, в котором все черты барокко выявлены в полной мере: это изображение парадное, театрализованное, декоративное, но общая парадность изображения не заслоняет в нем реального облика модели (портреты герцога д'Эсте, Людовика XIV).

С 20—30-х годов в Италии начинается формирование стиля барокко, в основе которого лежала академическая система болонцев.. Но этот стиль воспринял нечто и от Караваджо: материальность формы, энергию и драматизм, новшества в понимании светотеневой моделировки. В результате сплава двух разных художественных систем и родилось искусство итальянского барокко(Пьетро ди Кортона, Доменико Фети, Луки Джордано,).В последней трети XVII в. в искусстве итальянского барокко намечаются определенные изменения: усиливается декоративность, усложняются ракурсы фигур, как бы «убыстряются движенияВ композициях, как монументально-декоративных, так и станковых, все чаще побеждает холодность, риторичность, ложный пафос.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

В XVII в. Италия еще сохраняла ведущее положение в искусстве Европы. Но с XVIII в. начался упадок, причины которого лежат в исторической судьбе Италии, очень сложной с конца XVII в. и ставшей еще более сложной в XVIII столетии, когда испанское владычество сменилось австрийским, а вся страна оказалась во власти разных сильных централизованных государств

4.Искусство Фландрии 17 в.

В XVII в. нидерландское искусство разделилось на две школы — фламандскую и голландскую. Сюжеты из Священного Писания, античные мифологические сцены, портреты именитых заказчиков, сцены охот, огромные натюрморты — основные жанры искусства Фландрии XVII в. В нем смешались черты и испанские, и итальянского Возрождения с собственно нидерландскими традициями. А в итоге сложилось фламандское искусство барокко, по-национальному жизнерадостное, эмоционально-приподнятое, материально-чувственное, пышное в своих изобильных формах. Фламандское барокко мало проявило себя в архитектуре, зато ярко и выразительно — в декоративном искусстве (в резьбе по дереву, чеканке металла), искусстве гравюры, но особенно — в живописи.

Центральной фигурой фламандского искусства XVII в. был Питер Пауль Рубенс (1577—1640). Универсальность таланта Рубенса, его поразительная творческая продуктивность роднят его с мастерами Возрождения.

Картины Рубенса насыщены бурным движением. Обычно для усиления динамики он прибегает к определенной композиции, где преобладает диагональное направление. Так, в обоих антверпенских образах, например, диагональ образует линия креста. Это динамическое направление создается и усложненными ракурсами, позами фигур, находящихся во взаимосвязи, образующими сложную пространственную среду. Все композиции Рубенса пронизаны движением, это поистине мир, где нет покоя.

Рубенс понимал и любил античность, он часто претворял мифы в живописные образы. Но избирал он преимущественно те сюжеты, которые можно воплотить в динамические композиции. Юпитер похищает своих возлюбленных, амазонки сражаются, сатиры нападают на нимф.

Рубенс обращается и к жизни природы. Широкие равнины, тучные стада, могучие деревья, спокойное приволье или, наоборот, разбушевавшаяся стихия переданы кистью Рубенса с одинаковым чувством реализма и неизменного жизнеутверждения. В ощущении подлинно народного духа Рубенс выступает наследником великого нидерландского художника Питера Брейгеля Мужицкого.

Рубенс умер в 1640 г. в расцвете творческих сил. Наиболее знаменитым из всех учеников Рубенса, был Антонис ван Дейк (1599—1641).

Но главным жанром ван Дейка становится портрет Портреты ван Дейка декоративны всем своим строем: пластическим и линейным ритмом, игрой светотени, чему он учился у Караваджо, и, конечно, колоритом, в котором воздействие величайшего колориста Рубенса слилось с влиянием на художника колористической школы венецианцев (портрет Паолы Адорно).

Ван Дейк был во многом далек от Рубенса. Истинным последователем и главой фламандской школы после смерти Рубенса был Якоб Иордане (1593—1678), крупнейший художник Фландрии XVII в. Художник искал свои образы в крестьянской среде, в народной толпе. Живопись Иорданса сочная, свободная, пластически мощная, выказывающая большие декоративные возможности художника. Национальный колорит, национальный тип выражены в произведениях Иорданса с наибольшей полнотой и прямолинейностью.

В творчестве последователя Броувера — Давида Тенирса Младшего (1610—1690) крестьянская тема трактуется как сельские празднества. В больших по размеру, но мелкофигурных композициях он представляет праздничное веселье под открытым небом, с танцами, трапезами, мирными беседами. Во второй половине XVII в. крупных мастеров во фламандской живописи нет, но вклад в европейское искусство Фландрией уже был сделан.

Читайте также: