Нормы употребления причастных оборотов кратко

Обновлено: 02.07.2024

Использование причастных оборотов – это один из наиболее часто встречающихся приёмов в литературном стиле русского языка. В устном и неформальном общении этот приём стоит использовать как можно реже, чтобы не звучать слишком патетично. При необходимости, причастный оборот всегда можно заменить имеющим зеркальное значение придаточным предложением:

Студент, прочитавший роман – Студент, который прочитал роман.

Факторы, которые необходимо учитывать при использовании причастий и причастных оборотов. Категории вида и времени причастных оборотов.

Причастия настоящего времени употребляются:

  • Когда нужно обозначить признак, который происходит одновременно с настоящим моментом или с действием сказуемого:

Я увидела девушку, бегущую мне навстречу.

Я увидела девушку, бегающую по утрам возле моего дома.

Причастия прошедшего времени.

  • Причастия прошедшего времени несовершенного вида и сказуемое в форме глагола прошедшего времени несовершенного вида употребляются для того, чтобы подчеркнуть одновременность обоих действий:

Встретивший меня вечером коллега выглядел усталым и встревоженным.

Для того, чтобы подчеркнуть регулярность происходящего действия, можно употребить причастие настоящего времени:

Встречающий меня вечером коллега выглядел усталым и встревоженным.

  • Причастия прошедшего времени совершенного вида обычно призвано указать на то, что действие, выраженное сказуемым, состоялось после него. Также такое причастие часто может указывать на действие, которое предшествовало моменту речи:

Я увидел коллегу, вошедшего в кабинет. Он выглядел встревоженным и уставшим.

Одной из самых распространенных ошибок является путаница в использовании времен и видов глаголов-сказуемых и причастий в одном предложении:

Строительство жилищного комплекса заняло три года вместо предполагаемых двух.

В этом предложении действия не являются одновременными или постоянными, поэтому следовало бы употребить причастие прошедшего времени:

Строительство жилищного комплекса заняло три года вместо предполагавшихся двух.

Так, несуразно звучит следующее предложение:

Мне пришлось сделать всё, чтобы избежать событий, вызвавших бы финансовый коллапс компании.

Положение причастного оборота в предложении.

Ошибки, связанные с расположением причастного оборота в предложении, встречаются не менее часто, чем ошибки, связанные с использованием форм времени и вида глаголов и причастий. В идеальном варианте причастный оборот находится либо перед определяемым словом, либо сразу после него:

Над горизонтом появилось солнце, возвещавшее о начале нового дня.

Возвещавшее о начале нового дня солнце появилось над горизонтом.

Нормы употребления причастий и деепричастий в письменной речи

Теоретическая справка

Причастный оборот – принадлежность книжной речи.

При их использовании в речи соблюдайте следующие нормы.

1. Определяемое слово должно находиться или перед всем оборотом, или после него.

Нельзя сказать: Лежащая на столе книга прочитана (правильно: Книга, лежащая на столе… или Лежащая на столе книга…)

2. Соблюдайте нормы согласования причастия с определяемым словом.

3. Не допускайте нагромождения причастных оборотов. Это затрудняет восприятие речи.

4. Не забывайте, что причастия имеют только две формы времени – настоящего и прошедшего, поэтому не образовывайте причастий от глаголов совершенного вида.

Нельзя сказать: пленник, попытающийся убежать… (правильно: пленник, который попытается убежать…)

5. Причастия не образуются от глаголов в форме условного наклонения.

Нельзя сказать: каждый, пожелавший бы выступить… (правильно: каждый, кто пожелает…)

6. Правильно используйте залоговые значения причастий.

Нельзя сказать: девочка, воспитывающаяся бабушкой (правильно: девочка, воспитываемая…)

Деепричастный оборот – принадлежность книжной речи.

1. При использовании деепричастных оборотов следует помнить, что, как правило, называемое ими действие обозначает действие подлежащего. Например: Проезжая березовую рощу, я вспомнил родную деревню (я проезжал, и я вспомнил).

2. Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве. В таких предложениях нет ни грамматического, ни логического подлежащего. Например: Редактируя рукопись, нужно учитывать авторский стиль.

3. Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях.

1) Если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.

Нельзя сказать: Проезжая березовую рощу, у меня закружилась голова (правильно: Когда я проезжал березовую рощу…)

2) Если в безличном предложении имеется логическое подлежащее, выраженное косвенным падежом, и нет инфинитива.

Нельзя сказать: Проезжая мимо березовой рощи, мне стало грустно (правильно: Когда я проезжал березовую рощу…)

3) Если предложение представляет собой пассивную конструкцию. В этом случае субъект действия пассивной конструкции не совпадает с субъектом действия, обозначенного деепричастием.

Нельзя сказать: Убежав из дома, мальчик был найден родителями (два субъекта: убежал мальчик, нашли родители). Правильно: убежавший из дома мальчик…

Практические упражнения

Упражнение 5.Найдите ошибки, возникшие при употреблении причастных оборотов. Отредактируйте предложения.

Упражнение 6.Спишите. В предложениях, где не соблюдены грамматические нормы использования в речи деепричастных оборотов, исправьте допущенные ошибки.

1) Подъезжая к городу, начался сильный ветер. 2) Читая эту рукопись, обратите внимание на подчеркнутые места. 3) Приехав в Париж, его пригласили в посольство. 4) Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, остановились у нас. 5) Не любя жизнь, не сможешь понять ее. 6) Промотав все состояние, ему нечего было оставить своим детям. 7) Прильнув к окну, старики с грустью смотрели на удаляющуюся фигуру сына. 8) Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко. 9) Я стал чувствовать себя намного лучше, бросив курить и когда стал заниматься спортом. 10) Ю. Тынянов, работая над образом своего героя, постоянно обращался к различным историческим документам. 11) Считается, что этот препарат – средство для похудения без диеты, голода, сохраняя эластичность кожи. 12) Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей. 13) Стоя у двери в гостиную, мне был ясно слышен весь их разговор. 14) Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности полтора года. 15) Офицер вернулся в избу и, позвав кучера, велел ему выезжать. 16) Получив признание широких читательских масс, книгу переиздали. 17) Не восстановив своего здоровья, не сможешь серьезно заниматься спортом. 18) Ему стало легко, узнав, что занятий сегодня не будет. 19) Чиркнула спичка, на секунду осветив развешенные сети, сено, старика.

Грамматические нормы употребления причастий и деепричастий в речи
статья по русскому языку (6, 7 класс)


В статье рассматриваются грамматические ошибки при употреблении причастий и деепричастий в речи, а также виды заданий, формирующих навык грамотного их использования при создании собственного высказывания.

Предварительный просмотр:

Грамматические нормы употребления причастий и деепричастий в речи

Новикова Ольга Николаевна

учитель русского языка и литературы первой категории
МБОУ СОШ №6 г. Пушкино Московской области

Грамматические нормы употребления причастий и деепричастий в речи

Аннотация. В статье рассматриваются грамматические ошибки при употреблении причастий и деепричастий в речи, а также виды заданий, формирующих навык грамотного их использования при создании собственного высказывания.

Ключевые слова: грамматические ошибки, причастие, деепричастие.

Современная государственная образовательная система предъявляет высокие требования к учителю и ученику, побуждает преподавателей искать эффективные приемы обучения для формирования грамотного человека, умело владеющего своей речью, способного избегать грамматических ошибок, в том числе при употреблении причастий и деепричастий.

Причастие и деепричастие – две самостоятельных части речи, каждая из которых имеет глагольные признаки. Нарушение грамматической языковой нормы у старшеклассников при написании сочинения по русскому языку в рамках единого государственного экзамена – далеко не редкое, к сожалению, явление. Кроме того, задание №8 ЕГЭ предполагает знание выпускниками таких видов ошибок, как:

  1. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
  2. Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом.

Остановимся на каждой из них особо.

Для успешного построения предложения с причастным оборотом необходимо знать:

  1. правила согласования причастия и главного (или определяемого) слова;
  2. правила расположения причастного оборота по отношению к главному слову;
  3. время и вид причастий (настоящее, прошедшее; совершенный, несовершенный);
  4. залог причастий (действительный или страдательный).
  1. Причастие согласуется в роде, числе и падеже с определяемым существительным, нарушение этой связи является ошибкой.

Например: Мать тревожилась за своего сына, уехавшем в город поступать в институт. – Это предложение содержит ошибку в употреблении причастного оборота, здесь причастие уехавшем (предложный падеж) не согласуется в падеже с определяемым именем существительным сына , стоящим в форме родительного падежа. Изменив форму причастия, получим верный вариант: Мать тревожилась за своего сына, уехавшего в город поступать в институт.

В предложении – Одним из художников, применивший пленэрную живопись, был В.Д. Поленов. – допущена та же самая грамматическая ошибка. Исправим её. Одним из художников, применившим пленэрную живопись, был В.Д. Поленов.

Иногда ошибка при согласовании причастия с существительным может возникнуть при неверном определении слова, к которому относится данное причастие.

Например, В городе создана специальная комиссия по градостроительству, координирующему работу всех строительных фирм . – В этом предложении причастие координирующему согласуется в роде, числе и падеже с существительным градостроительству, но по смыслу относится к слову комиссия , поэтому верный вариант предложения таков: В городе создана специальная комиссия по градостроительству, координирующая работу всех строительных фирм .

  1. Кроме того, при использовании причастного оборота важно учитывать, что определяемое слово может стоять как перед ним, так и после него, но ни в коем случае не разрывать причастный оборот.

Например: Улица замковых мастеров ведёт к уютной, мощенной площади серыми плитами. – В этом предложении причастный оборот мощенной серыми плитами разорван определяемым словом площади . Правильных вариантов употребления может быть два: Улица замковых мастеров ведёт к уютной площади, мощенной серыми плитами. Улица замковых мастеров ведёт к уютной, мощенной серыми плитами площади.

В предложении – Разбуженная фантазия чтением развивает пытливость, ум. – та же ошибка. Устраняем её, изменяя порядок слов в предложении: Разбуженная чтением фантазия развивает пытливость, ум. Фантазия, разбуженная чтением, развивает пытливость, ум.

Кроме того, важно учитывать, что причастный оборот должен быть рядом с определяемым словом. Так, в предложении – Ф.И.Тютчев написал первое стихотворение в одиннадцать лет, ставший крупнейшим представителем русской философской лирики. – допущена такого рода ошибка. Верный вариант следующий: Ф.И.Тютчев, ставший крупнейшим представителем русской философской лирики, написал первое стихотворение в одиннадцать лет.

  1. Неверное словообразование причастий может тоже привести к неверному их употреблению в речи. От глаголов совершенного вида не могут быть образованы причастия, оканчивающиеся на –щий, так как причастия не могут иметь форму будущего времени.

Так, в предложении – Ученик, прочитающий эту книгу, сможет узнать много нового из истории нашей страны. – употреблено причастие прочитающий, которое необходимо заменить на прочитавший (прош. время) или читающий (наст. время), согласовав время со сказуемым, а также возможна замена причастного оборота определительным придаточным с союзным словом который:

Ученик, читающий эту книгу, узнает много нового из истории нашей страны.

Ученик, прочитавший эту книгу, узнал много нового из истории нашей страны.

Ученик, который прочитает эту книгу, сможет узнать много нового из истории нашей страны.

  1. При употреблении причастий важно учитывать форму залога, ошибка возникает при использовании действительного причастия вместо страдательного.

Например, Исследовательские проекты, отправляющиеся на конкурс, необходимо правильно оформлять. – Исследовательские проекты, отправляемые на конкурс, необходимо правильно оформлять.

Таковы основные моменты, которые нужно учитывать в процессе обучения школьников употреблению причастий в речи.

А вот для успешного построения предложения с деепричастным оборотом необходимо знать, что деепричастие всегда обозначает добавочное действие, которое происходит параллельно с основным, выраженным глаголом.

Подобные примеры можно встретить в задании №8 ЕГЭ. Например, Подъезжая к дому, нам послышался чей-то крик.– В данном случае основное и добавочное действие выполняется разными лицами. Верный вариант: Подъезжая к дому, мы услышали чей-то крик.

Чтобы достичь высоких результатов в обучении школьников нормам употребления причастий и деепричастий в речи, необходимо уделять внимание этим ошибкам на этапе знакомства с этими частями речи.

Программа русского языка под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской предлагает изучение причастия и деепричастия в 7 классе. На какие особенности этих частей речи обращают внимание авторы данного учебно-методического комплекса (УМК)?

Чтобы избежать грамматических ошибок в употреблении причастий, важно правильно согласовать одиночное причастие или причастный оборот с определяемым словом. Этому способствует ряд упражнений УМК. Например, в упражнении 82 необходимо употребить причастия в определенном роде, числе и падеже. Из красивых ваз, (висевший) в воздухе между деревьями, спускались гирляндами вниз вьющиеся растения. В упражнении 134 задание усложнено, надо не только верно согласовать причастие с определяемым словом, но и самостоятельно образовать страдательное причастие прошедшего времени от данного глагола. Владимир ехал полем, (пересечь) глубокими оврагами.

А вот упражнений, формирующих умение видеть грамматическую ошибку в употреблении деепричастий, в данном УМК для 7 класса нет.

Учителю необходимо учитывать разные подходы авторов УМК в подаче норм употребления причастия и деепричастия, чтобы сориентировать обучающихся в необходимости грамотного использования этих частей речи.

Формирование навыка правильного употребления причастий и деепричастий в речи – процесс длительный, работа по изучению норм современного русского языка и овладению ими должна иметь систематический и целенаправленный характер на протяжении всего периода обучения русскому языку.

  1. Русский язык. 6 класс. Учебник под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. М.: 2013 — 336с.
  2. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.]: 2013. – 223с.
  3. ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: 2019. – 384с.

Причастный и деепричастный оборот

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 5856.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 5856.

В русском языке речевые конструкции могут обогащаться причастными и деепричастными оборотами. В данной статье рассмотрены особенности и правила употребления каждого вида оборота, приведены примеры их грамотного использования в речи.


Причастие и деепричастие в русском языке – это особые формы глагола (у некоторых авторов самостоятельные части речи), которые вместе с зависимыми словами образуют особые синтаксические конструкции: причастный и деепричастный обороты.

    Причастный оборот, как и одиночное причастие, обозначает признак по действию, отвечает на вопросы Какой? Что делающий? Что сделавший? и в предложении относится к определяемому слову. Синтаксическая роль – обособленное либо необособленное определение.

Обособление причастных оборотов

В предложении обособление (выделение запятыми) причастного оборота в предложении зависит от его позиции по отношению к определяемому слову:

    Перед определяемым словом причастный оборот не обособляется.

Также причастный оборот обособляется, если относится к личному местоимению или выражает дополнительное обстоятельственное значение.

Обособление деепричастных оборотов

У деепричастных оборотов правило обособления в предложениях одно: деепричастный оборот всегда выделяется запятыми, независимо от его позиции по отношению к глаголу-сказуемому.

Ср.: человек, встретившийся мне в пути – человек, которого я встретил в пути.

Именно книжный характер причастий обусловливает достаточно большое число ошибок и недочётов, связанных с их употреблением в речи.

При использовании причастий и причастных оборотов необходимо учитывать несколько факторов.

1. Причастие – это именная форма глагола, она не имеет наклонения, поэтому при причастии не может употребляться частица бы .

Грамматически некорректным будет предложение:

Власти решили не рисковать и не использовать такую меру, как отстранение губернатора от должности, вызвавшей бы непредсказуемую реакцию.

В этом случае следует употреблять придаточное предложение:

Власти решили не рисковать и не использовать такую меру, как отстранение губернатора от должности, поскольку это вызвало бы непредсказуемую реакцию.

2. По той же причине недопустимо включение в состав причастного оборота союзов и союзных слов.

Ср.: Так как кот, удивлённый случившимся, он перестал красть.

В этих случаях происходит наложение структуры простого предложения на структуру сложноподчинённого. Корректным будет следующий вариант высказывания:

Кот, удивлённый случившимся, перестал красть.

3. Очень частотны в речи ошибки, связанные с нарушением порядка расположения причастного оборота и определяемого слова. Нормой предусматривается расположение причастного оборота непосредственно перед определяемым словом (ср.: приехавшие в лагерь студенты) или после него (студенты, приехавшие в лагерь ).

Чаще всего в речи допускается два типа ошибок и недочётов:

причастный оборот, расположенный после определяемого слова, отделяется от главного слова другими словами.

Ср.: Студенты спешат к реке, приехавшие в лагерь – грамматически некорректное предложение; правильный вариант: Студенты, приехавшие в лагерь , спешат к реке;

определяемое слово включается в середину причастного оборота.

Например: У него было раскрасневшееся лицо от мороза – грамматически некорректное предложение, поскольку здесь нарушены законы словосочетания: раскрасневшееся от мороза, а не лицо от мороза. Грамматически корректным будет вариант: У него было раскрасневшееся от мороза лицо.

4. При использовании причастных оборотов важно учитывать присущие им категории вида и времени.

Например, причастия настоящего времени употребляются тогда, когда необходимо подчеркнуть, что причастие обозначает:

признак, действие которого совпадает с моментом речи или с действием глагола-сказуемого:

Я узнал мальчика, несущегося мне навстречу на велосипеде;

Я знаю почтальона, носящего нам письма.

Иногда при указании на постоянный признак можно употреблять и причастие прошедшего времени.

Ср.: Я уселся на скамью, стоящую в конце бульвара; Я уселся на скамью, стоявшую в конце бульвара.

Если необходимо подчеркнуть совпадение по времени действий, выраженных причастием и глаголом-сказуемым, то обычно употребляют причастие прошедшего времени несовершенного вида и глагол-сказуемое несовершенного вида в форме прошедшего времени (хотя в этом случае возможна и форма настоящего времени причастия, поскольку выраженный им признак будет постоянным).

Ср.: Приходивший поздно вечером сын обычно ужинал один, на кухне; Приходящий поздно вечером сын обычно ужинал один, на кухне.

Причастие прошедшего времени совершенного вида обычно указывает на действие, которое предшествует моменту речи или тому действию, которое выражено глаголом-сказуемым:

Я увидел почтальона, принёсшего мне письмо.

Если категории времени и вида не учитываются, то это приводит к смысловой неточности.

Например: Завод построили за три года вместо предполагаемых двух. В данном случае, поскольку речь идёт о прошлом, следовало бы использовать не причастие настоящего времени (предполагаемых), а причастие прошедшего времени (предполагавшихся). В предложении: Приказы, издаваемые дирекцией завода, не выполнялись начальниками цехов – использовано причастие настоящего времени. Это допустимо, если необходимо подчеркнуть постоянность признака, выраженного причастием. Но поскольку в действительности действия, выраженные причастием и глаголом, следовали одно за другим (сначала издавались приказы, а затем начальники цехов их не выполняли), то следовало бы употребить причастие прошедшего времени (Приказы, издававшиеся дирекцией завода, не выполнялись начальниками цехов).

причастный оборот

5. Следует помнить, что действительные причастия обозначают признак того, кто (что) непосредственно производит действие (поющая девочка, рисовавший мальчик). Страдательные причастия обозначают признак того, кто (что) испытывает действие (читаемая книга, прочитанная книга).

Иногда значение страдательного залога может быть выражено действительными причастиями с суффиксом -ся. Однако значение этих форм далеко не всегда синонимично, поскольку причастия, образованные от возвратных глаголов, прежде всего указывают на то, что субъект выполняет действие сам, а не испытывает действие со стороны (сын, учащийся в первом классе). Поэтому неудачными будут конструкции типа: коровы, отправляющиеся на убой; девочка, воспитывающаяся у бабушки; работы, выполняющиеся студентами. В данном случае уместнее использовать формы страдательных причастий: коровы, отправляемые на убой; девочка, воспитываемая бабушкой; работы, выполняемые студентами.


В русском языке речевые конструкции могут обогащаться причастными и деепричастными оборотами. В данной статье рассмотрены особенности и правила употребления каждого вида оборота, приведены примеры их грамотного использования в речи.


Причастие и деепричастие в русском языке – это особые формы глагола (у некоторых авторов самостоятельные части речи), которые вместе с зависимыми словами образуют особые синтаксические конструкции: причастный и деепричастный обороты.

    Причастный оборот, как и одиночное причастие, обозначает признак по действию, отвечает на вопросы Какой? Что делающий? Что сделавший? и в предложении относится к определяемому слову. Синтаксическая роль – обособленное либо необособленное определение.

Примеры предложений с причастным оборотом: Сидевший у окна мальчик отложил книгу и посмотрел на маму (мальчик (какой? что делавший?) сидевший у окна). Мебель, привезенную с дачи, мы поставили в коридоре (мебель (какую?) привезенную с дачи).

Что сделав? Как? и в предложении относится к глаголу-сказуемому. Выполняет синтаксическую роль обособленного обстоятельства.

Примеры употребления деепричастного оборота: Выполняя упражнение, ученик заметил опечатку в учебнике (заметил (что делая?) выполняя упражнение). Приготовив ужин, Катя решила немного отдохнуть (решила отдохнуть (что сделав?) приготовив ужин).

Обратите внимание! При образовании причастного оборота главным словом конструкции может быть только причастие, а деепричастного оборота – только деепричастие.

Обособление причастных оборотов

В предложении обособление (выделение запятыми) причастного оборота в предложении зависит от его позиции по отношению к определяемому слову:

    Перед определяемым словом причастный оборот не обособляется.

Примеры: Дворник, сметавший листья все утро, ушел на обед. Картина, нарисованная в стиле модерн, висела над диваном.

Также причастный оборот обособляется, если относится к личному местоимению или выражает дополнительное обстоятельственное значение.

Примеры: Перешедшие в другую группу, они еще не успели познакомиться. Переживающий за друга, мужчина каждый час звонил в больницу (звонил (почему? что делавший?) переживающий за друга).

Обособление деепричастных оборотов

У деепричастных оборотов правило обособления в предложениях одно: деепричастный оборот всегда выделяется запятыми, независимо от его позиции по отношению к глаголу-сказуемому.

которые читают вместе с этой






Примеры: Испугавшись грохота, котенок спрятался под диван. Бабушка готовила нам чай, расспрашивая о случившемся.

Читайте также: