Городская реформа александра 2 кратко таблица

Обновлено: 04.07.2024

В расположенную ниже таблицу реформ Александра 2 Освободителя вошли шесть основных видов преобразований, осуществленных при этом правителе. В таблице даны сведения о времени проведения реформ, их краткое содержание и основные результаты.

Краткие результаты реформы

Крестьяне получили свободу, но не получили землю. Условия выкупа были крайне невыгодны и загоняли земледельцев в новую кабалу. По стране прокатилась волна крестьянских восстаний. Однако со временем свобода бывших крепостных приняла реальные очертания, особенно для трудолюбивых и предприимчивых.

Реформы образования Александра 2

Реформы народного просвещения Александра 2 (иначе называемые образовательными), коснулись прежде всего университетов (университетский устав дал им большую самостоятельность во внутренних делах), гимназий (их устав обеспечивал возможность получения среднего образования всем слоям населения Российской империи вне зависимости от сословия и вероисповедания) и начальных школ (положение о начальных народных училищах возлагало заботы об основах грамотности населения на государство, духовенство и на городские и земские управы.

Итоги и значение реформ образования Александра 2 невозможно переоценить: менее чем за десятилетие после их проведения количество школ в России выросло почти до 20 тысяч, а число студентов в ВУЗах увеличилось в полтора раза. Уровень грамотности в народной среде существенно повысился.

Земская реформа Александра 2

Были введены земские и уездные учреждения: собрания и управы. Они стали элементами местного самоуправления. Это были выборные органы. Причем в голосовании (пусть и в разной степени) принимали участие все сословия. Собрания, как правило, созывавшиеся ежегодно, давали управами распоряжения. Управы их выполняли и отчитывались. Их штат составлял шесть человек и занимался хозяйственными нуждами: в их ведении были местные образование и медицина, они способствовали развитию в своих районах торговли, сельского хозяйства, промышленности и т.п. Подчинялись земства губернаторам. Земские учреждения были введены не во всех губерниях.

Земства сыграли значительную роль в распространении грамотности среди российского крестьянства. Земские учреждения способствовали открытию множества школ, а также больниц на селе, поднимая, таким образом, уровень медицинского обслуживания крестьян (например, количество врачей в земских губерниях с 1870 по 1910 год выросло в 5 раз).

20.11.1864 г. были введены судебные Уставы, которые предусматривали независимость судей и судов, самостоятельность и несменяемость судей, разделение обвинителей и судей, равенство всех сословий в России перед судом. Судебная реформа Александра 2 предусматривала, что приговор мог теперь выноситься только судом и учреждала суд присяжных заседателей, а также вводила институт адвокатуры (тогда адвокаты назывались присяжными поверенными). Также реформа обеспечивала гласность судебного производства.

Судебная реформа 1964 года была весьма прогрессивной. Она частично отделила суд от власти и сформировала систему судебных инстанций. Эта реформа (пусть и не намного) уменьшила произвол и сделала судебные решения справедливее.

Городская реформа Александра 2 вводила новые элементы городского самоуправления: избирательные собрания, думы (выбирались раз в 4 года, избирательное право сильно ограничивалось величиной имущества) и управы (отвечали за пожарную безопасность, благоустройство, продовольствие, возведение общественно-полезных строений (например, пристаней) и т.п.). Сильно напоминала земскую реформу с поправкой на городские условия и особенности.

Результатом реформы городского управления Александра 2 стало бурное развитие городов, особенно в области торговли и промышленности, а также усиление роли общества в процессе управления городами.

Главным творцом военной реформы Александра 2 был военный министр Д. А. Милютин. Что было сделано: армия и флот получили более современное вооружение, проведена реконструкция военных заводов, отменено подавляющее число телесных наказаний в армии, создание Главного Штаба, введение военных образовательных учреждений, значительное сокращение численности армии. Но главным элементом военной реформы была замена рекрутского набора всеобщей воинской повинностью.

В результате военной реформы Александра 2 русская армия значительно уменьшилась, зато получила огромный резерв на случай войны, состоящий из обученных военному делу, но живущих обычной мирной жизнью мужчин. Кроме того, армия была лучше вооружена и экипирована по сравнению с дореформенным периодом. Из недостатков следует отметить слабую организацию тыла.


Городская реформа императора Александра II была проведена в 1870 году. Ее проведение укладывалось в общий либеральный реформаторский курс царствования. Власти ставили целью дать подданным городское право. Для понимания истории развития городов Российской империи во второй половине XIX века, а также для особенностей самоуправления, следует знать плюсы и минусы городской реформы, ее значение и содержание.

Причины и начало реформы

Подготовка реформы началась сразу после отмены крепостного права, в 1862 году, на седьмой год царствования императора.

Император Александр II

Рис. 1. Император Александр II.

Министром внутренних дел в 1861 году стал граф Петр Валуев, который провел две важные реформы, земскую и цензурную, а потом был уволен со своей должности в 1868 году из-за голода в ряде губерний. Должность министра внутренних дел на следующие 10 лет, до 1878 года, занял генерал Александр Тимашев. Он и провел городскую реформу.

Сословное самоуправление в городах Российской империи существовало с 1785 года, то есть согласно Жалованной грамоте городам от императрицы Екатерины II. Доля городского населения была одной из самых низких среди европейских государств того времени, менее 10%.

Граф Петр Валуев

Рис. 2. Граф Петр Валуев.

Суть реформы

Основные положения реформы были следующие:

  • В городах появились общественные управления. Они занимались хозяйственным вопросами, в том числе благоустройством, пожарной безопасностью, строительством пристаней, бирж, амбаров.
  • Органами городского управления стали: городская дума и управа, городское избирательное собрание.
  • Членов городских дум (гласных) избирали раз в 4 года. Им мог стать каждый, кто обладал избирательным правом. Доля нехристиан была ограничена 30 %.
  • Городской глава не мог быть евреем.
  • Расходы на городскую думу входили в ведомство губернатора.
  • Дума на 4 года выбирала городскую управу.
  • Управа ведала делами городского хозяйства и расходов сборов, составляла городские сметы. Также она могла признать решение думы незаконным.

Итогом реформы стало появление дум, то есть бессословных органов городского самоуправления, в 509 городах. Думы избирались горожанами, которые платили налоги и имели установленный имущественный ценз. От избирателей требовалось соответствовать четырем условиям:

  • подданство Российской империи без судимостей;
  • возраст от 25 лет;
  • владение имуществом;
  • отсутствие недоимок (неуплат) по налогам.

Список избирателей формировался на основе сведений об уплаченных ими налогах. Они делились на три группы. К первым двум относились те, кто уплатил по трети от общей суммы налогов, а в последнюю — все остальные.

Голосование было тайным. Городского главу избирала городская дума. Кандидатуру утверждал губернатор или министр внутренних дел, если выборы происходили в крупном городе. В целом, реформа способствовала развитию городов России и приобщению общества к самоуправлению и гражданской жизни.


Рис. 3. Городская Дума XIX век.

Что мы узнали?

В итоге городской реформы 1870 г. появились думы — бессословные органы городского самоуправления, которые избирались горожанами. Кратко городскую реформу Александра 2 изучают в школьном курсе истории 8 класса.


Предлагаем вашему вниманию таблицу реформ Александра 2:

Название реформы Годы проведения Суть преобразований Краткие результаты
Крестьянская реформа 1861 Помещики не имели право вмешиваться в жизнь крестьян.

Реформа давала крестьянам личную свободу – распоряжаться имуществом, совершать сделки, вступать в брак, заниматься торговлей и т. д.

Помещики, сохраняя собственность на землю, были обязаны выделить крестьянам надел.

У земледельцев появилась возможность получить государственную ссуду на 49 лет, для выкупа земли.

  1. Крестьяне стали свободными от крепостной зависимости.
  2. Получили право на выкуп земли.
  3. Получили гражданские права.
  4. На селе начали зарождаться капиталистические отношения.

К работе были подключены духовенство, земства и управы. В России насчитывалось уже более 20000 школ.

Но в гимназиях для низших слоев населения не предусматривалось обучение иностранным языкам. А для поступления в высшие учебные заведения знание языков было обязательным. Поэтому доступ в вузы широким массам был по-прежнему закрыт.

  1. Повысился культурный уровень населения.
  2. Были созданы условия для развития науки.
  3. Грамотность широких масс населения заметно повысилась.
  4. Снизилась цензура СМИ, появились первые признаки гласности.

В компетенцию земских управ входили: медицина, образование, торговля, сельское хозяйство, дороги и все другие социальные вопросы. Особенное внимание уделялось взысканию налогов с населения и сельхозпредприятий.

Но для крестьянского сословия были созданы волостные суды, сохранилось телесное наказание.

Должностные преступления остались вне зоны судебных инстанций, а политические процессы оканчивались репрессиями.

  1. Была сформирована новая система судов.
  2. Судебная система вышла из-под контроля административной власти.
  3. Провозглашено равенство всего население перед законом.
  4. Уменьшился судебный произвол.
  1. Быстрые темпы развития городов.
  2. Развитие промышленности, торговли.
  3. Укрепление местного самоуправления, вовлечением всех жителей, независимо от сословий (дума и управа).

Военные училища и гимназии готовили образованных офицеров.

По закону воинской повинности в армию призывались мужчины, достигшие 20-летнего возраста. Но реально призывали всего 25% от общего числа призывников. Служили 6 лет в армии и 7 лет во флоте.

Было создано 15 военных округов, во главе которых стоял командующий. Он подчинялся непосредственно министру.

Городская реформа Александра 2

Подготовка к реформе

Суть реформы и основные преобразования

Городская реформа 1870 года создавала в каждом городе 2 формально независимые инстанции:

  • Городская дума - распорядительный орган.
  • Городская управа - исполнительный орган.

Если же рассматривать общую концепцию городского управления по реформе Александра 2 выглядит следующим образом.

Система городского управления по реформе 1870

Кто имел право голоса

Правом голоса по реформе наделялись горожане, которые:

  • Были старше 25 лет
  • Были подданными Российской Империи
  • Не имели задолженностей по налоговым платежам
  • Имели в собственности недвижимость в городе

Система городского присутствия

Историческое значение

Рассматривая городскую реформу Александра 2 важно понимать ее ограниченность. Да, она предоставляла определенную самостоятельность каждому городу в виде возможности формирования органов местного самоуправления. Но эти органы занимались решением исключительно хозяйственных вопросов: благоустройство, местные промыслы, городская торговля, строительство больниц и так далее. Реальной власти у этих органов не было. Это само по себе вызывало бурную критику реформы со стороны либералов, которые называли ее несостоятельной из-за отсутствия реальных свобод. В действительности же дела обстояли еще хуже. Деятельность городских дум и управ жестко контролировалась государством. Об утверждении Городского головы выше уже говорилось. Кроме того губернаторы наделялись правами полной отмены любого решения городских органов. Аналогичными возможностями наделялся руководитель МВД.

Изучая работу городских дум и управ более глубоко, важно отметить, что у них не было никакой самостоятельности и действительной власти. Вся самостоятельность ограничивалась принятием незначительных, даже для города, решений. Для масштабных изменений и дел у Думы не было ресурсов и власти. Например, для реализации своих решений часто им приходилось обращаться к полиции, сборщикам налогов и других лицам, которые находились в подчинении государства и губернаторов. Поэтому реформа 1870 года дала иллюзорность наличия власти у органов местного самоуправления. Реальная же власть во всех городах по-прежнему находилась в руках губернатора и государства.

Читайте также: