Нормы употребления местоимений кратко

Обновлено: 04.07.2024

Эти местоимения имеют две формы: с начальной н- и без неё (с ними — ими; её — неё и т. д.).

Однако начальной н- нет в местоимениях без предлога, а также в словах, стоящих после:

  • производных предлогов, образованных от наречий и требующих форму дательного падежа ( подобно е му, наперекор и м);
  • производных предлогов, образованных от существительных ( навстречу и м, при помощи е ё);
  • форм сравнительной степени ( выше е го, старше е ё).

Местоимения (чей?) его, её, их — неизменяемые, поэтому формы *ихний, *егошний, *ейная и т. д. неправильные .

Свои морфологические нормы действуют при употреблении местоимений:

1) Местоимение они не соотносится с собирательными существительными (народ, молодежь, купечество). Нельзя: Народ дружно шёл на выборы, потому что они понимали как это важно. Следует они → он или народ → люди.

2) Личные местоимения не могут употребляться в роли второго подлежащего или дополнения. Нельзя: Плюшкин, он – отрицательный герой романа.

3) При наличии двух субъектов действия личные и притяжательные местоимения требуют дополнительного пояснения или перефразирования предложения в целом, чтобы не возникало двусмысленности. Нельзя: Профессор предложил аспиранту прочитать его доклад (чей? Профессора или аспиранта?).

5) Определительные местоимения всякий, любой и каждый не могут заменять друг друга (Нельзя: Любой человек сам отвечает за свою жизнь. Только: Каждый человек…).

13. Нормы употребления числительного (краткие сведения о числительном, причины возникновения вариантов форм, условия их выбора, принятые нормы).

Существуют свои нормы при употреблении имён числительных:

1) В сложных и составных количественных числительных склоняются все части (книга со ста пятьюдесятью шестью страницами).

2) При склонении сложных и составных порядковых числительных изменяется только последнее слово в числительном (родиться в тысяча девятьсот девяносто втором году).

3) Количественные числительные (кроме числительного одни) не соединяются со словами, обозначающими парные предметы, как: сани, ножницы, сутки, брюки, очки и т.д. (нельзя: двадцать две сутки, тридцать три ножницы) – следует использовать правку выражения: Прошли двадцать вторые сутки / двадцать два дня. Куплены ножницы в количестве тридцати трёх штук.

4) Собирательные числительные сочетаются только с одушевленными существительными мужского рода (двое юношей, трое мужчин) и не сочетаются с существительными женского рода (нельзя сказать: трое девушек, только: три девушки).

5) При сочетании существительного с числительным, обозначающим дробь, существительное должно стоять в родительном падеже единственного числа (нельзя: 12,6 километров, только: 12,6 километра).

6) Числительные полтора и полтораста имеют только две падежные формы: в Именительном и Винительном падежах: полтора – полторы и полтораста, во всех остальных падежах полýтора и полýтораста. Эти числительные соединяются с существительными в Родительном падеже единственном числе (Им. и Вин. падеж): полторы ложки, и во множественном числе (все остальные падежи): около полтораста страниц.

14. Нормы употребления глагола (краткие сведения о глаголе, причины возникновения вариантов форм, условия их выбора, принятые нормы).

Кратко обратимся к основным морфологическим нормам, регулирующим употребление глаголов:

1) Стилистически различаются глагольные пары: видеть – видать, слышать – слыхать, поднимать – подымать, лазить – лазать и т.п. Первый вариант книжный – литературный, второй – разговорный.

2) Глаголы с чередованием О//А в основе: обусловливать – обуславливать, сосредоточивать – сосредотачивать и т.п. также различаются как книжный (форма на О) и разговорный (форма на А).

3) У так называемых недостаточных глаголов (победить, убедить, очутиться, дерзить, ощутить) форма 1-ого лица единственного числа будущего времени имеет составной характер (смогу / сумею / должен победить).

4) У так называемых изобилующих глаголов есть две формы настоящего времени со стилистическим или смысловым различием. Например: машет – махает (книжный и разговорный вариант), двигает (перемещает) – движет (руководит, побуждает).

5) У глаголов в прошедшем времени основной выступает форма без суффикса –ну (мокнуть – мок, привыкнуть – привык).

6) Единство видо-временных форм глаголов – правило, согласно которому все глаголы в рамках одного предложения должны употребляться в одной и той же грамматической форме. Нельзя: В отпуске он отдохнул и снова занимался любимым делом. Только: занялся!

Свои морфологические нормы действуют при употреблении местоимений:

1) Местоимение они не соотносится с собирательными существительными (народ, молодежь, купечество). Нельзя: Народ дружно шёл на выборы, потому что они понимали как это важно. Следует они → он или народ → люди.

2) Личные местоимения не могут употребляться в роли второго подлежащего или дополнения. Нельзя: Плюшкин, он – отрицательный герой романа.

3) При наличии двух субъектов действия личные и притяжательные местоимения требуют дополнительного пояснения или перефразирования предложения в целом, чтобы не возникало двусмысленности. Нельзя: Профессор предложил аспиранту прочитать его доклад (чей? Профессора или аспиранта?).

5) Определительные местоимения всякий, любой и каждый не могут заменять друг друга (Нельзя: Любой человек сам отвечает за свою жизнь. Только: Каждый человек…).

13. Нормы употребления числительного (краткие сведения о числительном, причины возникновения вариантов форм, условия их выбора, принятые нормы).

Существуют свои нормы при употреблении имён числительных:

1) В сложных и составных количественных числительных склоняются все части (книга со ста пятьюдесятью шестью страницами).

2) При склонении сложных и составных порядковых числительных изменяется только последнее слово в числительном (родиться в тысяча девятьсот девяносто втором году).

3) Количественные числительные (кроме числительного одни) не соединяются со словами, обозначающими парные предметы, как: сани, ножницы, сутки, брюки, очки и т.д. (нельзя: двадцать две сутки, тридцать три ножницы) – следует использовать правку выражения: Прошли двадцать вторые сутки / двадцать два дня. Куплены ножницы в количестве тридцати трёх штук.

4) Собирательные числительные сочетаются только с одушевленными существительными мужского рода (двое юношей, трое мужчин) и не сочетаются с существительными женского рода (нельзя сказать: трое девушек, только: три девушки).

5) При сочетании существительного с числительным, обозначающим дробь, существительное должно стоять в родительном падеже единственного числа (нельзя: 12,6 километров, только: 12,6 километра).

6) Числительные полтора и полтораста имеют только две падежные формы: в Именительном и Винительном падежах: полтора – полторы и полтораста, во всех остальных падежах полýтора и полýтораста. Эти числительные соединяются с существительными в Родительном падеже единственном числе (Им. и Вин. падеж): полторы ложки, и во множественном числе (все остальные падежи): около полтораста страниц.

14. Нормы употребления глагола (краткие сведения о глаголе, причины возникновения вариантов форм, условия их выбора, принятые нормы).

Кратко обратимся к основным морфологическим нормам, регулирующим употребление глаголов:

1) Стилистически различаются глагольные пары: видеть – видать, слышать – слыхать, поднимать – подымать, лазить – лазать и т.п. Первый вариант книжный – литературный, второй – разговорный.

2) Глаголы с чередованием О//А в основе: обусловливать – обуславливать, сосредоточивать – сосредотачивать и т.п. также различаются как книжный (форма на О) и разговорный (форма на А).

3) У так называемых недостаточных глаголов (победить, убедить, очутиться, дерзить, ощутить) форма 1-ого лица единственного числа будущего времени имеет составной характер (смогу / сумею / должен победить).

4) У так называемых изобилующих глаголов есть две формы настоящего времени со стилистическим или смысловым различием. Например: машет – махает (книжный и разговорный вариант), двигает (перемещает) – движет (руководит, побуждает).

5) У глаголов в прошедшем времени основной выступает форма без суффикса –ну (мокнуть – мок, привыкнуть – привык).

6) Единство видо-временных форм глаголов – правило, согласно которому все глаголы в рамках одного предложения должны употребляться в одной и той же грамматической форме. Нельзя: В отпуске он отдохнул и снова занимался любимым делом. Только: занялся!


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

· В современном русском языке звук (буква) н добавляется к личным местоимениям, употребленным после простых предлогов (без, в, для, до, за, из, к, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, черези др.): безнего, вних, а также после ряда наречных предлогов (мимо, впереди, напротив, около, после, возле, вокруги др.): возленего, вокругнее.

· Не добавляется начальное н к местоимениям после наречных предлогов, требующих дательного падежа (благодаря, согласно, наперекор, вслед, навстречу, подобнои др.): вопрекиему, согласноим. Не требуют после себя вставки ни отыменные предлоги (в отношении, при помощи, в противовес, по поводуи др.): в отношенииего, в противовесему.

· После сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-го лица также употребляются без начального н: моложеее, смелееего, вышеих.

· Местоимение 3 лица (он, она, оно, они) обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Возможность соотнесения местоимения с разными словами в предшествующем тексте может привести к двусмысленности: Во дворе я увидел девочку с собачкой. Она была маленькой и игривой. В подобных случаях необходима правка: Во дворе я увидел девочку с маленькой, игривой собачкой.

· Местоимение они не должно соотноситься с собирательным существительным, имеющим форму единственного числа: В зале собралась молодежь: они ждали своего кумира. – В зале собрались молодые люди: они ждали своего кумира.

· Конструкции, в которых личное местоимение 3 лица дублирует имеющееся в предложении подлежащее–существительное, в литературном языке без особого стилистического задания не употребляются: Ср.: Эта Светлана, она была моей подругой. – Эта Светлана была моей подругой.

· Следует особо отметить, что употребление просторечного характера форм личных и притяжательных местоимений 3-его лица недопустимо. Например, неправ.: От их создатся хорошее впечатление; у ней не было жилья; ейный, евонный, ихний; прав.: От них; у нее; ее, его, их.

· В современном русском языке звук (буква) н добавляется к личным местоимениям, употребленным после простых предлогов (без, в, для, до, за, из, к, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, черези др.): безнего, вних, а также после ряда наречных предлогов (мимо, впереди, напротив, около, после, возле, вокруги др.): возленего, вокругнее.

· Не добавляется начальное н к местоимениям после наречных предлогов, требующих дательного падежа (благодаря, согласно, наперекор, вслед, навстречу, подобнои др.): вопрекиему, согласноим. Не требуют после себя вставки ни отыменные предлоги (в отношении, при помощи, в противовес, по поводуи др.): в отношенииего, в противовесему.

· После сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-го лица также употребляются без начального н: моложеее, смелееего, вышеих.

· Местоимение 3 лица (он, она, оно, они) обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Возможность соотнесения местоимения с разными словами в предшествующем тексте может привести к двусмысленности: Во дворе я увидел девочку с собачкой. Она была маленькой и игривой. В подобных случаях необходима правка: Во дворе я увидел девочку с маленькой, игривой собачкой.

· Местоимение они не должно соотноситься с собирательным существительным, имеющим форму единственного числа: В зале собралась молодежь: они ждали своего кумира. – В зале собрались молодые люди: они ждали своего кумира.

· Конструкции, в которых личное местоимение 3 лица дублирует имеющееся в предложении подлежащее–существительное, в литературном языке без особого стилистического задания не употребляются: Ср.: Эта Светлана, она была моей подругой. – Эта Светлана была моей подругой.

· Следует особо отметить, что употребление просторечного характера форм личных и притяжательных местоимений 3-его лица недопустимо. Например, неправ.: От их создатся хорошее впечатление; у ней не было жилья; ейный, евонный, ихний; прав.: От них; у нее; ее, его, их.

Что такое местоимение
Употребление местоимений в речи кратко. Что такое местоимение? К какому разряду они относятся.

Что такое местоимение?

Местоимение — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая ука­зы­ва­ет на пред­ме­ты, при­зна­ки, коли­че­ства, но не назы­ва­ет их конкретно.

Чтобы узнать, что такое место­име­ние как часть речи в рус­ском язы­ке, обра­тим­ся к его мор­фо­ло­ги­че­ским при­зна­кам, посто­ян­ным и непостоянным.

Местоимение — это самостоятельная часть речи

Местоимение зани­ма­ет осо­бое поло­же­ние в систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка. Другие части речи кон­крет­но назы­ва­ют пред­ме­ты, напри­мер имя суще­стви­тель­ное; обо­зна­ча­ют их при­зна­ки, как имя при­ла­га­тель­ное; коли­че­ство пред­ме­тов и поря­док их при сче­те, как числительное.

местоимение

Местоимения отли­ча­ют­ся от зна­ме­на­тель­ных частей речи тем, что они не име­ют кон­крет­но­го, реаль­но­го, веще­ствен­но­го зна­че­ния, то есть не назы­ва­ют и не обо­зна­ча­ют пред­ме­ты и их при­зна­ки, а при­об­ре­та­ют в речи зна­че­ние того сло­ва, на кото­рое ука­зы­ва­ют или вме­сто кото­ро­го употребляются.

Почтовый голубь может лететь мно­го часов под­ряд. Он воз­вра­ща­ет­ся в свою голу­бят­ню из любо­го места.

В сме­шан­ных лесах живут мно­гие пти­цы. В наших лесах живет филин — одна из самых круп­ных сов мира.

Три яго­ды лежит на тарел­ке. Сколько ягод лежит на тарелке?

Местоимения обла­да­ют уни­каль­ной спо­соб­но­стью заме­щать сло­ва дру­гих частей речи. С этой точ­ки зре­ния раз­ли­ча­ют груп­пы слов:

    , кото­рые отве­ча­ют на вопро­сы: кто? что? (я, ты, некто, кто-то, что, что-либо); , кото­рые отве­ча­ют на вопро­сы: какой? чей? (наш, твой, чей-то); , кото­рые отве­ча­ют на вопрос: сколь­ко? (столь­ко, несколь­ко, столько-то).

Как и любая само­сто­я­тель­ная часть речи, место­име­ние обла­да­ет набо­ром опре­де­лен­ных мор­фо­ло­ги­че­ских при­зна­ков, одним из кото­рых ука­жем разряд.

Разряды местоимений

Семантический раз­ряд явля­ет­ся посто­ян­ным мор­фо­ло­ги­че­ским при­зна­ком всех место­име­ний. По зна­че­нию и грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам выде­ля­ют сле­ду­ю­щие раз­ря­ды местоимений:

У лич­ных место­име­ний посто­ян­ным мор­фо­ло­ги­че­ским при­зна­ком явля­ет­ся грам­ма­ти­че­ская кате­го­рия лица.

Как изменяются местоимения

Местоимения обла­да­ют непо­сто­ян­ны­ми грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми паде­жа, рода и числа.

Все место­име­ния изме­ня­ют­ся по паде­жам, кро­ме несколь­ких нескло­ня­е­мых слов, име­ю­щих застыв­шие фор­мы одно­го или двух падежей:

  • таков вопрос , таков а дей­стви­тель­ность, таков о реше­ние, таков ы указания;
  • каков мастер, каков а рабо­та, каков о содер­жа­ние, каков ы итоги;

Понаблюдаем, как скло­ня­ют­ся лич­ные место­име­ния, у кото­рых меня­ет­ся корень и воз­ни­ка­ют суп­пле­тив­ные фор­мы.

Единственное чис­лоМножественное чис­ло
И.п.ятыон, оноонамывыони
Р.п.менятебяегоеёнасвасих
Д.п.мнетебеемуейнамвамим
В.п.менятебяегоеёнасвасих
Т.п.мной
(мною)
тобой
(тобою)
имеюнамивамиими
П.п.обо мнео тебео нёмо нейо насо васо них

Посмотрим, как скло­ня­ют­ся местоимения-прилагательные, име­ю­щие непо­сто­ян­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки рода и числа.

ПадежМуж. родЖен. родСр. родМн. чис­ло
И. п.моймоямоёмои
Р. п.мое­гомоеймое­гомоих
Д. п.мое­мумоеймое­мумоим
В. п.мой
(мое­го)
моюмой
(мое­го)
мои
(моих)
Т. п.моиммоеймоиммои­ми
П. п.о моёмо моейо моёмо моих

Местоимения-числительные изме­ня­ют­ся толь­ко по падежам.

ПадежиМестоимения-числительные
И. п.ско́лькостоль­ко
Р. п.ско́лькихстоль­ких
Д. п.ско́лькимстоль­ким
В. п.ско́лькостоль­ко
Т. п.ско́лькимистоль­ки­ми
П. п.о ско́лькихо столь­ких

Синтаксическая роль местоимений

Синтаксическая роль место­име­ний в пред­ло­же­нии доволь­но раз­но­об­раз­на. Местоимения могут являть­ся любым чле­ном пред­ло­же­ния по той при­чине, что они заме­ща­ют сло­ва раз­ных частей речи. В зави­си­мо­сти от того, что они заме­ща­ют в речи, суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное или чис­ли­тель­ное, и какой член пред­ло­же­ния пояс­ня­ют, место­име­ния выпол­ня­ют син­так­си­че­скую роль

  • под­ле­жа­ще­го
  • имен­ной части сказуемого
  • допол­не­ния
  • опре­де­ле­ния
  • обсто­я­тель­ства

Синтаксическая роль местоимений

Примеры

Что-то послы­ша­лось из-за две­ри дома: то ли шорох, то ли скрип.

Ситуация тако­ва , что нуж­но при­ни­мать ответ­ствен­ное решение.

Их ответ был для нас неожиданным.

Сегодня у нас появи­лась пре­крас­ная воз­мож­ность пой­ти на выставку.

На опуш­ке мы уви­де­ли столь­ко ело­чек , что, кажет­ся, ско­ро здесь будет дре­му­чий лес.

Несколько дней солн­це не выгля­ды­ва­ло из-за густой пеле­ны облаков.

Видеоурок

Местоимение – что это такое простыми словами, какие есть разряды местоимений и какие у них постоянные и непостоянные признаки

Местоимения указывают на предметы или признаки, не называя их.

Что такое местоимение простыми словами

Разряды местоимений по значению

Разряды – это такие группы, в которые объединяются местоимения с похожим значением. Разделов девять.

Личные. Сюда относятся местоимения, которые указывают на мою личность: я, на личность моего собеседника: ты, вы; на нас обоих: мы; на личность тех, кто в разговоре не участвует: он, она, оно, они.

Притяжательные – показывают принадлежность предмета. Он может принадлежать мне: мой; моему собеседнику: твой, ваш; нам обоим: наш; а также людям, которые не участвуют в разговоре: его, ее, их.

Указательные. Мы их используем, когда хотим указать на какой-то предмет: (вон) тот, (вот) этот; количество: (вот) столько; признак: (вот) такой (а не какой-то другой), таков.

Так учительница пыталась помочь нам запомнить эти местоимения в школе. Текстом трудно передать, но попробуйте их произносить сначала с медленной интонацией: Весь – Всякий, Сам – Самый, а потом с очень быстрой: Каждый, Любой, Иной, Другой!

Вопросительные – это такие, с помощью которых мы задаем вопросы. Можно спрашивать о предмете: кто, что. О признаке: какой, который (из двух), чей. О количестве: сколько.

Относительные – это те же вопросительные, но они используются не для вопроса, а для связи двух частей сложного предложения. Сравните:

  • Кто там? – вопрос.
  • Я знаю, кто там – связь двух простых.
  • Какой цвет вам нравится? – вопрос.
  • Я знаю, какой цвет вам нравится – связь двух простых.

Неопределенные – когда возникает какая-то неопределенность и указать на конкретный предмет, признак или качество нельзя. Неопределенный предмет: некто, нечто. Признак: некоторый, некий. Количество: несколько.

Разряды по грамматическим признакам

Я вот такую классификацию в школе не встречал, только в вузе. Но на многих образовательных сайтах она приводится, поэтому даю ее тоже.

К местоимениям-прилагательным относятся и указательные местоимения тот, этот.

Постоянные морфологические признаки местоимений

Постоянных признаков два: разряд и лицо. Разряд указывается по значению, то есть не надо писать, является ваше слово местоимением-прилагательным, местоимением-наречием и т. д. Просто: личное/определительное/возвратное…

Непостоянные признаки

Их три: род, число, падеж.

Род – это непостоянный признак, потому что одно и то же местоимение может принимать форму разных родов: Тот (мужской), та (женский), то (средний).

Число – либо единственное (Я, этот), либо множественное (Мы, они, эти).

Если вы путаетесь в падежах, не можете запомнить их порядок или вопросы – посмотрите мою статью про косвенные падежи. Основная информация там в самом начале, долго читать не придется.

Если быть более точным, непостоянные признаки есть у местоимений-существительных и местоимений-прилагательных.

Зачем нужны местоимения

Читайте также: