Нодар думбадзе биография кратко

Обновлено: 05.07.2024


Нодар Владимирович Думбадзе - грузинский советский писатель родился в Тбилиси 14 июля 1928 году в семье секретаря райкома. На его детские годы легли тяготы политических репрессий 30-х годов и Великой Отечественной войны.

Самое ужасное, не поддающееся пониманию, что расстрел был осуществлен по указу близкого друга Владимира Думбадзе - Лаврентия Берии. Оба учились в механико-техническом строительном училище. Дед Нодара Думбадзе держал в Баку столовую. Берия был беден и постоянно голоден, и Думбадзе-старший каждый день кормил нищего студента в своей столовой. Конечно, бесплатно…


Встреча с матерью принесла бурю неожиданных эмоций. Выяснилось, что общаться с мамой Нодару очень тяжело. Он никак не мог преодолеть какого-то отчуждения, не мог называть маму мамой. Да и сама Анико не сразу узнала сына. Как-то ночью подозвала сына и попросила поднять рубашку. Не понимая, в чём дело, он повиновался. Она, увидев на его животе родинку, которую вспоминала каждую лагерную ночь, заплакала…

Первые стихи были опубликованы в университетском альманахе в 50-е годы, первые юмористические рассказы в виде трех книг появились в 1956-1957 годах и сразу же обратили на себя внимание.




Пересказывать талантливо написанные книги труд не благодарный и, думаю, вредоносный. Его книги надо просто читать и перечитывать. Если прочитаешь одно произведение, то непременно тянет читать другие.

Лучшие книги автора

Я вижу солнце

Я, бабушка, Илико и Илларион

Белые флаги

Не бойся, мама!

Похожие авторы:

Браунинг Гай

Упоминание книг автора:

Цитаты из книг автора

Душа человека во сто крат тяжелее его тела. Она настолько тяжела, что один человек не в силах нести ее. И потому мы, люди, пока живы, должны стараться помочь друг другу, стараться обессмертить души друг друга: вы мою, я - другого, другой - третьего, и так далее до бесконечности. Дабы смерть человека не обрекала нас на одиночество в жизни.

— Вашаломидзе, что было задано на сегодня?

— Ну, пожалуй-ка отвечать!

Я удрученно поплелся к доске.

— Существует несколько способов применения соды, — начал я. Илико Чигогидзе, к примеру, насыпает соду на кончик языка и глотает прямо без воды; Илларион Шеварднадзе чайную ложку соды растворяет в стакане теплой воды, а моя бабушка…

— Вашаломидзе, убирайся вон!

— Студент Вашаломидзе! В каких странах света добывается олово, и у кого имеются наибольшие запасы этого металла? — грозно вопрошает Цира.

— Наибольшее количество олова, насколько я помню, у нашего сельского лудильщика Али, а где он его добывает, — это мне неизвестно.

— Сихарулидзе заболел! Чкония, Центерадзе, Бурчуладзе, Коридзе, Нинидзе и Глонти пошли провожать его.

— Пошли бы уж всем классом… — сказал сердобольный учитель. Вашаломидзе! Вашаломидзе!! Ваша-ло-ми-дзе. — надрывался учитель и стучал по столу кулаком.

— Здесь я, уважаемый учитель!

— Будешь ты здесь или не будешь, все равно от этого мало пользы!

- Мой внук должен стать врачом, - заявила бабушка. -
Состарилась я, за мной уход нужен!
- Ты что, обязательно от его руки умереть хочешь? - сказал
Илико

Последние рецензии на книги автора

Очень странная книга, очень грузинская и очень советская. Долгий спор между коммунистической идеологией и верой в бога, и, одновременно, попытка примирить их. А еще много критики взяточников и хапуг всех мастей.
Популярный писатель и редактор газеты попадает в больницу в инфарктом миокарда, и, оказавшись между жизнью и смертью, вспоминает свое трудное прошлое и видит странные пророческие сны. Бачана Рамишвили узнает, что он гуманоид, что он избранный для того, чтобы нести свет и добро, за время лечения выводит он закон вечности. Вторая в этом месяце книга о больнице и о том, как люди переносят страдание у меня. И здесь тоже есть желание жить, любить и бороться.
Впечатления весьма двойственные. Весьма понравились воспоминания о квартале, о молодости, о сумасшедшей Марго (это вообще самая трагическая и одновременно лучшая часть книги), про горы и пастухов. Но весьма не понравились те места, где Бачану упорно автор пытается изобразить чуть ли не святым. Я понимаю задумку автора изобразить честного человека, не готового торговать своей совестью ради денег или продвижения по партийной линии. Жить не по лжи, и по настоящим законам чести, брать на себя ответственность, помогать ближнему, но как-то не поверила в такого героя. А еще бесконечно раздражали эпитеты по отношению к женщинам, все они красавицы как на подбор (страшные и обычные видимо просто не существуют в Тбилиси:), и всех их обсуждают как породистых лошадей (ту же Марго жалеют потому что она была красивой в молодости, остался вопрос жалели бы ее так же, если бы она была обычная или даже страшная?).
Что еще хорошо, так это атмосфера Грузии, так и видишь все эти горы, реки, солнце и небо, слышишь шутливые речи за полным столом, видишь блеск кинжалов и глаз, бесконечные отсылки к "Витязю в тигровой шкуре", поддержка соседей и месть врагов. Однако советовать книгу все же не могу, местами мне было откровенно скучновато, нет интересных женских образов, все красавицы, дамы в беде или дамы с темным прошлым, а в остальном сплошной man's world, всегда удивляла эта способность некоторых писателей игнорировать половину реального мира, и, при всем уважении, не могу восторгаться как положено данным произведением и его автором.


"Писатель, батюшка, преданный пес народа. Я не верю в перевоплощение душ, но если такое существует, то моя душа, несомненно, возродится в облике собаки. Так что после моей смерти любите и жалуйте бездомных собак, не бейте их камнями, - быть может, одной из них буду я?!" Нодар Думбадзе. "Закон вечности"

Трудно передать словами всю ту гамму чувств, ощущений и разнообразных состояний, которые посещают тебя в процессе чтения произведений Нодара Думбадзе. Писать о нем - значит писать о самом себе, а это слишком серьезно, чтобы писать о Нодаре Думбадзе в таком тоне. "Закон вечности", например, всего-то каких-то 200 страниц, которые ты, к тому же, когда-то уже читал. На этот раз чтение растянулось на 4 дня, а путь, пройденный повзрослевшим читателем, соизмерим, как говорит один из героев, с "то пешком, то на поезде от Архангельска до Караганды", а по времени, пережитому вместе с героями (да чего там, "с героями", как будто сам все это еще раз пережил), лет 30. Определенно, "Закон вечности" слишком зрел, чтобы мог когда-то в полном объеме затронуть неопытного юнца. Тем и хорошо Думабадзе - в любом возрасте ты находишь у него свое. То давишься от смеха в каком-нибудь общественном месте, где окружающие удивленно на тебя косятся, то, буквально через пару минут, уже сидишь, глядя куда-то вдаль, тебя реально накрыло. Многое не подлежит логическому обоснованию, хотя кажется довольно материальным и даже рациональным. Это многое ты ощущаешь каким-то шестым чувством, тем самым, о котором Моэм писал, что остальным пяти без него грош цена.

Нодар Думбадзе всегда говорил, что всю жизнь автор пишет одну и ту же единственную книгу. Дает ей разные названия, экспериментирует и меняется со временем сам. Когда-то в детстве я воспринял эти слова буквально и запасся книгой потолще. Чтобы ее надолго хватило. Потом решил, что толщина неважна, гораздо ценнее содержание. Теперь думаю, что и писать-то что-то не обязательно. У каждого своя книга жизни и записи в ней делаются в соответствии с собственными представлениями об их ценности. Когда ты сделал все, что хотел и сказал все, что собирался. Закон вечности, тот самый, что сформулировал Нодар Думбадзе, - этот закон в нас самих. Мы - та самая вечность. Любовь, что в каждом из нас. Она разная, но есть у каждого. И к совершенству мы движемся именно потому, что мы есть. Движемся даже неосознанно. И даже сознательно и со знанием дела, порою наши стремления приобретают обратное направление. Но и этот путь - путь к совершенству. Только более длинный. Но и, двигаясь гораздо дольше, к нам приходят нестандартные решения, мы создаем новые образы, философски воспринимаем суету. А потому - слова любви всему человечеству может сказать абсолютно каждый. Вот и я говорю. Люди! Я люблю вас! Люблю вас, убогие обыватели, уроды, дураки и вырожденцы. Все мы что-то любим. А любовь прекрасна. Например, любовь к деньгам, пиву, продажным женщинам. Не все ли равно - что любить. Ведь прекрасна сама любовь.

"Закон вечности" - последнее произведение Нодара Думбадзе, написанное на изломе жизни, в критической точке функции, при максимальном значении по шкале "мудрость". Боль сердца, больницу, больничных крыс - все это он перенес на страницы произведения, но, как и присуще Думбадзе, в таком виде, что выглядит это позитивно и даже часто смешно. На кардиологической кровати этот человек продолжал шутить и за своими шутками, как всегда, умело скрывал что-то действительно ценное, водя за нос цензуру и советскую охранку. Формальному подходу вручили собачью кость и написанный при советской власти "Закон вечности" совершенно не отягощен глупой пропагандой. Она кое-где встречается на словах, но ее нет фактически. Крайности же порождают крайности и, чтобы заглушить сомнения, Думбадзе за "Закон вечности" вручили Ленинскую премию. В таком виде ее не стыдно обозначить с большой буквой и ею можно гордиться, как эталоном мудрости и верхом наглости Нодара Владимировича. Для меня всегда было и остается загадкой - как произведения Думбадзе пропускала цензура. Выглядит все это примерно так - пойманного с поличным хакера берут на работу в ФБР, а он продолжает публиковать в американских газетах открытые письма для ФСБ.

Ничего вечного, конечно, в природе нет, но и мы не вечны. А потому - есть вечное конкретно для нас. И это есть вечность. И хотя Думбадзе считал, что нет ничего ужаснее для автора утраты объективности, все же объективный субъективизм лучше, чем субъективный объективизм. Поэтому через 33 год после смерти (всего лишь физической оболочки) Нодара Думбадзе, однозначно заявляю, что его Закон Вечности представлен и сейчас в действующей редакции. Пока живы все те, кто его любит. Под чем и подписываюсь сам. Анатолий Шишкодремов.

Кто не читал в молодости умные и печальные, смешные и добрые книги Нодара Думбадзе — одного из самых популярных грузинских писателей прошлого века, благодаря своему уникальному стилю, обретший популярность в первые же годы литературной карьеры. Произведения автора были изданы на многих языках: начиная с русского многих кавказских и заканчивая арабским, польским и японским. Все его романы были экранизированы, большинство вышло на сцены Грузии и других государств в виде театральных постановок.

Нодар Думбадзе: биография

Нодар Думбадзе

Осиротевшего мальчика забрали к себе родственники из Западной Грузии. Там, в селении Хидистави, он учился в школе, помогал родным по хозяйству, бегал по окрестностям с другими мальчишками. Потом поступление на факультет экономики ГУ им. И. В. Сталина (сегодня ТГУ) и 1950 году получение диплома. Работать Нодар Владимирович остался при этом же университете, на должности лаборанта и тогда же начал примерять на себя роль писателя.

По этому произведению в соавторстве с Г. Лордгипанидзе была создана театральная пьеса, обошедшая впоследствии чуть ли не все сцены СССР. Особенно запоминающимся в той постановке был блестящий дуэт молодого Сергея Юрского и Ефима Копеляна – старик Илико и Илларион. В 1962 году Тенгизом Абуладзе по этому роману был снят одноименный фильм также получивший огромную популярность.

Далее последовали публикации других повестей и романов, сделавшие Нодара Думбадзе одним из самых выдающихся прозаиков второй половины ХХ века. Большинство его произведений, по отдельности и в сборниках, публиковались десятки раз. Помимо этого, вышло множество поэм, стихов и детских изданий. Скончался писатель в родном Тбилиси, 14 сентября 1984 года и, наверно хорошо, что этот светлый человек не увидел ни Перестройки, ни развала СССР, ни последовавших за ними событий.

Отражение судьбы писателя в его произведениях

Нодар Думбадзе: идея противления злу

Книги Нодара Думбадзе всегда привязаны к какому-то времени и месту действия, к определенному периоду в истории Грузии. Язык героев зачастую наполнен гурийскими диалектизмами, свойственными народу западной части страны. Он, как и жаргон молодежи, передается автором с лингвистической точностью. Но даже в переводе его произведения прекрасны, а их герои встают перед читателями как живые!


Нодар Владимирович Думбадзе родился в 1928 году в Тифлисе (так до 1936 года именовался нынешний город Тбилиси).

Разворачивавшиеся в 30-е годы ожесточенные политические события сильно омрачили детские годы писателя. Отец мальчика был секретарем райкома. В 1937 году родителей арестовали, и с этого момента у ребенка началась тяжелая, наполненная трудностями, невзгодами и переживаниями жизнь. Детство и юность Нодар провел в Западной Грузии, в деревушке Хидистави у своих родственников. Будучи прилежным учеником и окончив в этой деревне среднюю школу, он поступил в Тбилисский государственный университет, который на тот момент носил имя И.В. Сталина, на экономический факультет.

Нодар Думбадзе – автор замечательных стихов, великолепных поэм и детских произведений, а вместе с тем еще путевых записей и публицистических статей. Его произведениям присущ лиризм и драматизм, бесценный юмор и комизм в описании многих ситуаций. Глубоко в текстах выражены размышления автора о добре и зле, о праве человека на счастливую жизнь и взаимную любовь. Во многих произведениях символом высшего добра и человеколюбия выступает солнце. Нельзя не отметить, что герои произведений Думбадзе – это люди различных национальностей: русские, армяне, украинцы, греки, цыгане. Писатель никогда не пропускает мимо своего внимания ни бродячего пса, ни яблони, для него они являются такой же частью Вселенной, неотъемлемой частичкой мироздания.

Язык и стиль автора отличается лаконичностью и простотой, он не скупится на слова и выражения, а его диалектная лексика придает речи героев произведений особую выразительность, свежесть и колорит, способствует раскрытию их характеров.

Думбадзе и по сей день является одним из самых читаемых и популярных писателей Грузии. Он достаточно хорошо известен и в других странах, в которых тоже пользуется большим успехом.

Читайте также: