Субъектность инициативы это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Главным требованием современного общества является воспитание человека как уникальной, успешной личности. Формирование личности не представляется возможным без развития у нее субъектности.

Таким образом, субъектность — это способность человека преобразовывать свою жизнь, реализовывать поставленные цели, контролировать и оценивать свои действия и поступки, управлять ими.

Чтобы ребенок успешно развивался как личность, необходимо наличие соответствующих условий. Это благоприятная обстановка в семье, возможности для личностного роста и развития, хорошо организованная система обучения и воспитания и самое главное — интерес и желание самого ребенка. Иными словами, у ребенка должна появиться мотивация к самосовершенствованию и саморазвитию, активному участию в общественно полезных видах деятельности, то есть должны сформироваться субъектные качества. Таким образом, приоритетная задача современной системы воспитания — это развитие у ребенка субъектности по отношению к себе, своим поступкам и действиям, а также к обществу.

Субъектность характеризуется наличием у человека таких качеств, как активность, осознанность, ответственность, рефлексивность, креативность, дисциплинарность, самостоятельность в принятии решений, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. Субъектность проявляется в деятельности, познании и общении. Высший уровень развития субъектности — это активная творческая деятельность.

Для воспитания и развития субъектности у детей необходимо наличие и соблюдение следующих условий.

Первое условие — это организация общения, т. е. субъектом может быть тот человек, который постоянно находится в отношениях субъектности с другими людьми. Так, если родители или педагоги относятся к ребенку лишь как к объекту воспитания, то это значительно снижает шансы ребенка обрести субъектность.

Второе условие — это организация соответствующей деятельности. Ребенок должен находиться в пространстве такой деятельности, в которой будет возможна самореализация и саморазвитие, которая будет требовать от ребенка проявления ответственности и самостоятельности в принятии решений.

Третье условие — это то, что субъектность может быть реализована на трех социокультурных уровнях: уровень выбора ценностей, уровень собственного содержания деятельности, ее общественной формы (наука, искусство и др.), уровень технологического содержания деятельности (знания, умения и навыки).

Становление успешной личности неосуществимо без развития субъектности, поэтому в современном мире приоритетной задачей становится отождествление ребенка как субъекта жизнедеятельности. Грамотный подход к воспитанию субъектности у детей создает благоприятные условия для стимулирования их внутренних побуждений к творческой активности и дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.

Таким образом, субъектность — это важное условие формирования успешной личности. Ведь именно субъектность как свойство личности выступает в качестве интегративной функции, олицетворяя ценность человека как деятеля.

Субъектность человека проявляется в его деятельности, общении, стремлении к самопознанию. Наиболее ярко субъектность проявляется в процессах целеполагания и не возможна без свободы личности.

Педагогика рассматривает данное понятие как наиболее личностную характеристику сознания. Под субъектностью дошкольника понимаются особенности его восприятия самого себя и окружающего мира, которые связаны с осознанием себя как субъекта деятельности.

В момент перехода ребенка из раннего возраста в младший дошкольный становление субъектности происходит как раз в предметно-игровой деятельности. В этом возрасте игра выступает ведущим видом деятельности и включает в себя взаимодействие ребенка со взрослым и элементарное ролевое поведение. Эти два направления деятельности не всегда удается совместить, поэтому разработаны специальные рекомендации по реализации игры с детьми с учетом их личностных особенностей.

Что должно происходить в дошкольном возрасте, чтобы ребенок смог развить свою субъектность?

С ребенком надо именно жить, вовлекать его в то, что вы делаете, своим примером показывать ему инициативность, обустраивать для него ту ситуацию, в которой он будет активен.

По данным исследований, помимо когнитивных умений, детям очень важен опыт умных эмоций, познавательной радости. Им нужна возможность рисковать и делать это в безопасной среде.

Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем.

В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник — это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.

Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности.

И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развит ребенок. Основными проявлениями субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности будут:

• интерес к деятельности;

• избирательное отношение к разным видам деятельности;

• инициативность и желание заниматься тем или иным видом деятельности;

• самостоятельности выбора и осуществления деятельности, в творческих проявлениях способов действий и продуктов деятельности.

Т. о. субъектная позиция будет проявляться в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат.

Родителям и дошкольным организациям приходится балансировать между инициативностью как приоритетом и безопасностью как приоритетом. Проще говоря, разрешить шагнуть в лужу или одернуть?

• Фокусированный обмен идей - ТРИЗ (как уладить конфликт, разработка новых правил, как украсить группу …);

К образовательным результатам Утреннего сбора можно отнести способность ребенка:

• Высказывать свое отношение;

• Комментировать свои действия;

• Задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта;

• Присваивать полученную в простой форме информацию;

• Совершать на элементарном уровне действия по обработке информации: сравнивать, обобщать, выделять признаки, замечать изменения;

• Делать спонтанные и подготовленные высказывания в пределах определенной заранее темы;

• Высказываться в связи с высказываниями других;

• Сотрудничать (со взрослыми и детьми разного возраста) в предложенных формах.

Таким образом, грамотный подход к воспитанию субъектности у детей создает благоприятные условия для стимулирования их внутренних побуждений к творческой активности и дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.

  • Леонтьев Д.А. Что дает психологии понятие субъекта: субъектность как измерение личности // ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. 2010. № 3. P. 136–153.


Высокий уровень субъектности характерен для студентоцентрированного, демократического обучения, когда учащиеся вовлечены в активную созидательную деятельность, которую они же сами и контролируют. Низкий уровень субъектности характер для авторитарного процесса обучения, в центре которого находится учитель, а ученики пассивно наблюдают и воспроизводят программируемые учителем действия.

Характеристики субъектности

Российская неагентивность

It is also connected with what in linguacultural studies is defined as “non-agentivity” in the Russian cultural outlook: it is a tendency to resignation and submissiveness, lack of emphasis on the individual as an “achiever”, especially in the material, “external” sense.

Non-agentivity - the feeling than human being are not in control of their lives and that their control over events is limited; a tendency of fatalism, resignation, submissivenes; a lack of emphasis on the individual as an autonomous agent, "achiever", and controller of events.

Занимая в ситуации центральную позицию, человек вместе с тем может быть над ней не властен. Безличные предложения фиксируют когнитивные модели, сформировавшиеся в национальном сознании и соответствуют следующему положению дел: способность контролировать события ограничена, склонность к фатализму, смирению, покорности. Вследствие этого недостаточная выделенность индивида как автономного агента.

  • Но не писалось ему на этот раз.
  • Женщины не всегда любят, когда мужчинам не стреляется, не пишется, не любится, не строится.
  • Хорошо нам с тобой живется.
  • Не получилось
  • Нам представляется .

Продуктивная субъектность (агентивность)

  • Schwartz D.L. The productive agency that drives collaborative learning // In P. Dillenbourg (Ed.), Collaborative learning: Cognitive and computational approaches. : NY: Elsevier Science/Permagon, 1999. С. 197 – 218.

Д.Шварц связывает продуктивность и субъектность и разводит коммуникацию и взаимодейстие (коллаборация - Communication and collaboration are distinct.). По его мнению коммуникация не обязательна для того, чтобы произошла коллаборация. Даже если люди говорят на разных языках, они могут успешно сотрудничать. Хотя коммуникация и коллаборация коррелируют, они остаются разными сущностями.


Люди мотивированы к коллаборации постольку поскольку они могут проявить свою субъектность через участие в продуктивной деятельности.

  • People are motivated to collaborate to the degree they get to exert their agency through productive behavior.

Для Маркса состоявшаяся личность не просто обладает доступом к материальным и интеллектуальным богатствам общества, но обладает правом (доступом) к продуктивной деятельности. Маркс не был сторонником государство всеобщего благосостояния, в котором люди только имел доступ к присвоению. Он выступал сторонником продуктивного государства, в котором люди могли бы вносить свой вклад и выражать себя, были бы строителями своего общества, а не просто получатели. Ключевой вопрос для Маркса - у кого средства производства. Работы Маркса отличало внимание к индивидуальной продуктивной деятельности. В дальнейшем это внимание стало менее заметным в рамках культурно-исторического подхода, развитого Выготским и его последователями, которые большее внимание уделяли общению и социальным взаимодействиям. Очевидно воздействие идей Маркса о продуктивной деятельности и доступу к средствам производства на работы И.Иллича и особенно на его концепцию дружественных или праздничных средств, согласно которой человек нуждается в средствах, которые человек может использовать в соответствии со своими намерениями - так как ему хочется, и которые он может видоизменять так, как ему хочется. Люди должны не только получить вещи, они должны получить прежде всего свободу производитьвещи, среди которых они могут жить, формировать эти вещи в соответствии с собственными вкусами, и использовать эти вещи в заботе о других людях. В богатых странах заключенные в тюрьмах зачастую имеют доступ к более дорогим вещам и сервисам, чем члены их семей на свободе, но заключенные не в праве решать вопрос о том, как могут быть использованы эти вещи. Их наказание заключается в том, что они деградированы до статуса простых потребителей и лишены того, что я называю "праздничность".


Субъектность и агентивность - agency connected with learner learner autonomy Deci - liken this phenomenon to a situation where the learners are equipped and empowered to make autonomous decisions in the learning process given the accessibility and availability of “pertinent information and opportunities for choice”

Субъектность деятельности и автономность = самодетерминация как мотив деятельности.

Почему важно личностно ориентированное образование?

У каждого человека есть мечта. Учитель мечтает о мотивированных учениках, которые понимают, что им нужно, и задают правильные вопросы. Но эта мечта пока остается мечтой: нечасто можно увидеть школьника, из года в год замотивированного на 100%. Универсальных приемов массовой мотивации нет. Так как же научить детей понимать и актуализировать смыслы?

Здесь приходит на помощь личностно ориентированное образование. На эту тему написано много книг, статей — однако школа все еще контролирует каждый шаг ученика, а не помогает ему развиваться как личности. Ожидания не совпадают с реальностью.

Школа, находящаяся под контролем государства, чаще всего действует в рамках, которые диктует это государство. Чиновнику сложно измерить качество, и он подменяет качественные показатели количественными. В результате от школы требуются только отчеты об успешной деятельности.

Карл Роджерс, один из создателей и лидеров гуманистической психологии, противопоставлял информационное учение (как диктует государство) значимому учению (то, что нужно человеку). Ученик стремится к самосознанию и самопознанию — к этому же следует стремиться и учителю. Как действовать педагогу?

Образовательные ситуации

  1. Вся инициатива от взрослого (классический репродуктивный урок).
  2. Возможность выбора (ученик выбирает форму работы, уровень сложности задач, домашнее задание).
  3. Сотворчество (взрослые и дети вместе выбирают тему, формулируют проблемы, ищут пути решения).
  4. Инициатива от учеников (учитель только задает рамки и наблюдает).
  5. Задумка и реализация полностью на учащемся (проявление субъектности в чистом виде).

Другая школа

Целый год я ездил по школам в разных странах мира. Подмечал мелкие детали образования, которые формируют нас и готовят к реальной жизни. Посещал учебные заведения, в которых мечтал бы учиться, если бы знал об их существовании раньше. И пытался узнать секрет учителей, которых мы помним десятилетия спустя после окончания школы.

Примеры развития субъектности

Пример 1

Пример 2

Пример 3

Изучая трудовое право, ученики захотели инсценировать собеседование в деловой игре. Из-за дефицита времени было решено устроить историческое собеседование на уроке истории. Чтобы задействовать весь класс, помимо соискателя работали три группы: HR (они задавали вопросы), команда фактического материала и команда внешнего наблюдения. Собеседование проходило дважды. Со второго раза ученики поняли предыдущие ошибки (слабое знание героя, слабый контроль поведения, неглубокое погружение в процесс собеседования). На рефлексию был потрачен целый урок — но этого времени не жалко, если речь идет об образовании (а не об отчетах).

Рефлексия, конечно, важна не только для детей. Хорошо, когда учитель хотя бы раз в неделю задает самоактулизирующие вопросы: Что хотят получить на уроке мои ученики? Что хочу получить от учеников я?

Субъектность [лат. subjectum — подлежащее] — свойство индивида быть субъектом активности. Применительно к человеку, "быть субъектом" — значит быть носителем идеи Я, а это, в свою очередь, означает, что человек мыслит, воспринимает, переживает и осуществляет себя в качестве причины себя самого, то есть обнаруживает себя как causa sui. Потребность человека выступить перед собой, испытать себя в своей первопричинности по отношению к миру, в конечном счете, обосновать перед собой тождество "Я = Мир", образует глубинный источник его надситуативной активности. С. человека проявляется в его витальности, деятельности, общении, самосознании как тенденция к самовоспроизводству. Из этого прежде всего следует, что: С. необходимым образом выступает в актах целеполагания (воспроизводство предполагает наличие постоянно обновляющегося "образа-эталона", направляющего процесс воссоздания сущего); далее, что С. подразумевает свободу (в конечном счете, именно сам индивид, а не кто-то другой "за него", осуществляет воспроизводство, направляет этот процесс и указывает на его завершение), наконец, что С. немыслима вне развития (индивиду приходится действовать в сложной, непредсказуемой, изменчивой среде и по этой причине воспроизводству подлежат новые, обозначившиеся на предшествующем шаге, способы воспроизводства). Человек обнаруживает перед собой свою С., подвергая испытаниям собственную способность быть причиной себя, что образует основу активной неадаптивности. В.А. Петровский

Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. — М.: ПЕР СЭ . Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского . 2006 .

Смотреть что такое "Субъектность" в других словарях:

субъектность — персональность Словарь русских синонимов. субъектность сущ., кол во синонимов: 1 • персональность (3) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

субъектность — субъ ектность, и … Русский орфографический словарь

СУБЪЕКТНОСТЬ — способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, выстраивать планы жизни. Термин начинает входить в пед.… … Педагогический словарь

субъектность отраженная — идеальная представленность одного человека в другом, инобытие кого либо в ком либо. Отражаясь в других людях, человек выступает как деятельное начало, способствующее изменению их взглядов, формированию новых побуждений, появлению ранее не… … Большая психологическая энциклопедия

Субъектность речи, текста — (авторизация, субъектная организация текста) – глобальная интегрирующая категория текста, соотносимая с одним из двух составляющих творческой деятельности – субъекта и объекта. Вопрос о субъекте познавательной науч. деятельности обсуждается в… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Субъектность отраженная — идеальная представленность одного человека в другом, инобытие кого либо в ком либо. Отражаясь в других людях человек выступает как деятельное начало, способствующее изменению их взглядов, формированию новых побуждений, возникновению ранее не… … Психологический лексикон

отраженная субъектность — идеальная представленность и продолженность одного человека в другом, инобытие кого либо в ком либо. Отражаясь в других людях, человек выступает как деятельное начало, способствующее укреплению или изменению их взглядов, формированию новых… … Большая психологическая энциклопедия

СУБЪЕКТ, СУБЪЕКТИВНОСТЬ, СУБЪЕКТНОСТЬ — характеристики познания и практической деятельности человека. Субъект человек, вступающий в контакт с миром, изменяющий предметную обстановку своего бытия и самого себя (свои качества и силы) в процессе решения практических и духовно… … Современный философский словарь

Категория активность и соподчиненные с ней понятия (действие, деятельность, свобода) в ЮП — Субъектность правовой активности (В.М. Поздняков, 1997) обязывает всесторонне изучать человека и социальные группы в качестве субъектов деятельности, общения, духовного созерцания и т.д. Это позволяет с одной стороны преодолевать доминировавшие в … Энциклопедия современной юридической психологии

Субъект общения — В рос. психологии отсутствует общепринятая трактовка С. о., несмотря на то что ведущие отеч. психологи постоянно обращались к данному понятию. Анализ работ филос. психол. плана приводит к выводу о том, что имеется ряд основополагающих параметров… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Читайте также: