Нильс норденшельд северный ледовитый океан кратко

Обновлено: 04.07.2024

Родился 18 ноября 1832 г. в Гельсингфорсе (Хельсинки). Умер 12 августа 1901 г. в Швеции.

Окончил Хельсинкский университет в 1853 г. В 1855 г. Норденшельд защитил магистерскую диссертацию и получил приглашение на должность хранителя университетского минералогического музея, однако после ряда выступлений за независимость Финляндии от России был вынужден уехать в Швецию. Здесь ему поручили заведовать коллекциями минералов в естественно-историческом музее и избрали профессором национальной академии наук.

В 1861 г. Норденшельд участвовал в шведской экспедиции Отто Торелля на Шпицберген. В 1864, 1868 и 1872—1873 гг. он проводил уже собственные экспедиции, целью которых была картографическая съемка берегов Шпицбергена. Во время одной из этих экспедиций Норденшельд впервые пересек Восточное ледяное поле. В 1870 и 1883 гг. он руководил шведскими экспедициями в Гренландию, положившими начало исследованиям ее ледяного щита.

Похоронен в Швеции.

Именем Норденшельда названы архипелаг к северу от полуострова Таймыр, заливы у берегов Новой Земли и Северо-Восточной Земли Шпицбергена, полуостров Западного Шпицбергена (Земля Норденшельда), астероид, озеро в национальном парке в Чили и другое. Море Лаптевых до 1935 г. носило имя Норденшельда.

Адольф Норденшёльд. Учёный, который покорил Северный морской путь

В последние годы популярность арктических исследований в нашей стране во многом связана с активным освоением Северного морского пути. Сегодня в развитие этой судоходной трассы вкладываются большие материальные и финансовые средства. За последние три года грузоперевозки по нему многократно выросли.

Происхождение и семья



Нильс Густав Норденшёльд

Поступив в Гельсингфорский (ныне Хельсинкский) университет, Норденшёльд решил идти по стопам своего отца. Нильс Густав брал своего сына в экспедиции по Финляндии, заметив в нём особый интерес к геологии и минералогии. После окончания университета отец взял его в экспедицию по России, и Адольф Эрик впервые оказался на Урале, где они исследовали нижнетагильские рудники Демидова. Именно на Урале Норденшёльд-сын впервые задумался о том, какое поле деятельности представляют для учёного просторы между Каменным поясом (Уральские горы) и Тихим океаном. Тогда же он впервые задумался о путешествии по Сибири. Но далеко идущим планам в то время не суждено было сбыться: началась Крымская война. В это время Норденшёльд готовился к защите степени магистра, которую получил в 1855 году.

Становление полярника и первые арктические экспедиции

Норденшёльд интересовался не только наукой, он внимательно следил за тем, что происходит в мире, имел свои политические взгляды. Он был резко против крепостничества, угнетавшего личность и свободу мысли. Получив работу преподавателя в Гельсингфорском университете, он не раз высказывал либеральные идеи, после чего у него начались проблемы с властями. В 1857 году он получил степень доктора наук и на празднестве вручения степеней сказал небольшую речь, в которой также были неугодные власти высказывания. Об этой речи донесли генерал-губернатору Ф.Ф. Бергу, и Норденшёльду посоветовали временно покинуть Гельсингфорс, после чего он эмигрировал в Швецию. В 1860 году он получил шведское подданство.

Первые полярные экспедиции Норденшёльда проходили на Шпицбергене, где производились различные научные исследования и съёмка побережья.


Адольф Эрик Норденшёльд в 1868 году (год плавания на Шпицберген)

Летом 1871 года в загородный дом Норденшёльда прибыл член Русского географического общества, геолог и будущий анархист П.А. Кропоткин. Учёные обсуждали не только науку, но и политику в Европе – в частности, Норденшёльд выразил скорбь по поводу недавней кончины Герцена, за деятельностью и статьями которого он пристально следил. По словам Кропоткина, Норденшёльд в том же 1871 году уже высказал идею о том, что желает пройти северными морями из Атлантики в Тихий океан.

Прежде чем мы перейдём к главной экспедиции Адольфа Эрика Норденшёльда, нужно сказать о ещё нескольких важнейших экспедициях. В 1872 – 1873 годах он вновь участвовал в экспедиции на Шпицберген, ставший спорной территорией между Россией и Шведско-норвежской унией. Норденшёльд организовал зимовку на этом архипелаге настолько хорошо, что никто из её участников не погиб и даже не заболел цингой.


После успеха этой экспедиции многие считали, что Норденшёльду просто повезло с относительно лёгкой ледовой обстановкой, и через год он повторил свой маршрут. Он хотел доказать обратное – что успех его экспедиции был обеспечен тщательным

Подготовка экспедиции

Помимо осуществления сквозного плавания, главными задачами Норденшёльд считал географические, геологические и гидрометеорологические исследования, изучение животных и растений на побережье Сибири и в арктических морях. Для успешного осуществления экспедиции Норденшёльду было необходимо современное паровое судно, подходящее для арктических условий. Он опирался на опыт многих предыдущих экспедиций и знал о подвиге Семёна Дежнёва и Великой Северной экспедиции. Однако Норденшёльд считал, что именно паровые технологии и благоприятная ледовая обстановка могут дать преимущество, которое не было доступно путешественникам прошлых столетий. Действительно, в середине XIX века происходило изменение арктического климата, его потепление, поэтому толщина ледового покрова арктических морей уменьшилась, что облегчило задачу учёному.

С полной уверенностью утверждать, что пройти из Атлантики в Тихий океан возможно, даже в XIX веке было трудно. Так, после плавания Дежнёва и Федота Попова через Берингов пролив, полностью его преодолеть долго не удавалось ни одной известной экспедиции. Даже экспедиция Джеймса Кука в XVIII столетии заявила, что между материками может быть перешеек, а Северного прохода не существует. Тем не менее, Норденшёльд был уверен, что задача выполнима, и в середине 1877 года программа экспедиции увидела свет. Весь мир начал следить за приготовлениями к такому амбициозному путешествию.

Финансирование экспедиции взяли на себя Шведское общество антропологии и географии и Королевское общество искусств и наук в Гётеборге. Также Норденшёльд ввёл практику привлечения средств из частного финансирования. Значительные средства на экспедицию выделили русский золотопромышленник А.М. Сибиряков и Оскар Диксон, а также король Швеции Оскар II.



"А.М. Сибиряков с орденом Полярной звезды". А.И. Корзухин




Норденшёльду предстояло проверить, можно ли свободно пройти мыс Челюскин – самую северную точку Евразии. К мысу продвижение шло достаточно свободно, большее затруднение представлял собою густой туман. Высадившись на одном из островов у северного Таймыра, учёные заметили, что, при яркой растительности, фауна была крайне скудна – не было ни белых медведей, ни тюленей. Даже птиц было очень мало, в воде почти отсутствовали водоросли и всюду был густой туман. По сравнению со Шпицбергеном, эти края показались Норденшёльду мертвенно тихими.

Норденшёльд решил сделать чукчам подарки в виде табака, глиняных трубок и тёплой одежды. Участники плавания думали, что совсем скоро выйдут в Берингов пролив и тёплая одежда им уже не понадобится. Однако произошло совсем иначе.


На это время пришлись и зимние праздники – Рождество и Новый год. В кают-компании была установлена импровизированная ёлка – заранее попросили чукчей принести ивовых ветвей, а ствол сделали из бревна, выброшенного на берег. Полярники поздравляли друг друга, дарили подарки, пели, танцевали и угощались за праздничным столом.


Норденшёльду удалось передать с помощью местных жителей письма Сибирякову, Диксону и Оскару II, в которых он просил не снаряжать спасательной экспедиции и писал, что на время зимовки им всего хватает, а экипаж здоров. Жене он писал о том, что судно стоит в безопасном месте, угля и провизии в изобилии, а на берегу живут чукчи.

Освобождение и возвращение на Родину

2 сентября судно прибыло в Иокогаму, и шведский путешественник тут же известил Сибирякова, Диксона и Оскара II об успешном завершении своей экспедиции. Норденшёльд пробыл в Японии полтора месяца, путешествуя по стране и оставшись от неё в восторге. Участники экспедиции были приняты императором Мэйдзи.



Норденшёльд в японских носилках

Переоценить вклад Адольфа Эрика Норденшёльда в освоение Арктики невозможно. Он первый показал миру, что успешная полярная экспедиция – это, прежде всего, тщательная подготовка. Норденшёльд, пожалуй, первым всё подстраивал под нужды экспедиции: подгонял под условия плавания судно, подбирал правильное питание на основе опыта других экспедиций, тщательно изучал географические карты и ледовые режимы тех вод, куда направлялся. Он одним из первых начал привлекать частное финансирование для своих путешествий и уделял огромное внимание научным исследованиям.

Норденшёльд раз и навсегда уничтожил сомнения мореплавателей относительно возможности плавания между северными морями и Тихим океаном и открыл торговые пути между Европой, сибирскими реками и Азией. Это никому не удавалось целых 386 лет, начиная с экспедиции англичанина Хьюго Уиллоуби. Так Норденшёльд навсегда вписал своё имя в историю изучения Арктики.

Автор: Илья Андреевич Рудь, научный сотрудник Музея Арктики и Антарктики, Санкт-Петербург.

Результаты Великой Северной экспедиции (1733—1743 гг.) показали, что, хотя сквозной путь по морям Ледовитого океана на Дальний Восток и существует, практическое использование его в торговых и военных целях маловероятно. Некоторые участки этого пути были с превеликим трудом пройдены за несколько сезонов, а два из них преодолеть вообще не удалось. После этого идея освоения Северного морского пути не то чтобы совсем умерла — об этом свидетельствуют состоявшиеся в 1820-е гг. плавания к Новой Земле Ф. П. Литке, Устьянская экспедиция П. Ф. Анжу и Колымская Ф. П. Врангеля, — но была отложена до лучших времен.


При этом, однако, не учли, что руководители северных экспедиций, люди образованные и бывалые мореходы, тем не менее никогда не плавали во льдах в отличие от неграмотных поморов XVII в. На судах Северной экспедиции главным двигателем были паруса. Но парусникам требуется пространство, а среди льдов его часто нет. Поморы же ходили на веслах, а паруса использовали только на чистой воде. Плавали они на небольших плоскодонных судах, которые легко вытащить на берег или на льдину — не то что большой бот или дубель-шлюпку. И наконец, ледовые условия в Арктике, судя по сохранившимся описаниям, во время Великой Северной экспедиции оказались экстремально суровыми.

Маршрут экспедиции Н. Норденшёльда

В 1877 г. Норденшёльд обнародовал свою программу прохождения Северного морского пути из Атлантики в Тихий океан. После двух плаваний к Енисею он был убежден: мощному паровому судну под силу достичь Берингова пролива — возможно, даже за одно лето. Он постарался учесть всю имевшуюся информацию о побережье, ледовой обстановке, морских течениях и погодных условиях по маршруту будущего плавания, в чем значительную помощь ему оказал Сибиряков. Норденшёльд собирался не просто первым преодолеть Северный морской путь, но и исследовать полярные акватории с использованием новейших технических средств. Научная программа экспедиции включала геологические, палеонтологические, ботанические, зоологические, метеорологические и этнографические исследования.

Шведский полярный капитан Норденшёльд родился в 1832 г. в Финляндии, входившей тогда в состав Российской империи. Отец его, Нильс Густав Норденшёльд, был известным минералогом. Поступив в университет Хельсинки, Норденшёльд изучал химию, математику, геологию и минералогию. Получив докторскую степень, он, однако, не поладил с русскими властями в Финляндии и в 1857 г. уехал в Швецию, где продолжил научную карьеру. Через год он стал профессором, а в 1861 г. его избрали членом Королевской академии наук. В 1863 г. он женился на Анне Маннергейм, тетке будущего генерал-лейтенанта русской армии и замечательного путешественника, участника Русско-японской и Первой мировой войн, а впоследствии финского фельдмаршала, участника советско-финляндской войны, президента Финляндии.

Он вкладывал деньги в кораблестроение, экспедиции, строительство дорог, выделял огромные средства на открытие высших учебных заведений и школ, на издание научных трудов. Состояние Сибирякова стремительно таяло. В конце концов, он отошел от дел и уехал в Европу. В 1920 г. шведы нашли Сибирякова в Ницце — практически нищим. В 1921 г. шведское правительство назначило бывшему миллионеру пожизненную пенсию в несколько тысяч крон ежегодно.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главный герой

Нильс Адольф Эрик Норденшёльд, шведский полярный мореплаватель

Другие действующие лица

А. М. Сибиряков, русский промышленник, меценат; О. Диксон, шведский коммерсант; Дж. Уиггинс, шотландский мореплаватель; Оскар II, король Швеции и Норвегии; А. Паландер, шведский моряк; Д. В. Де Лонг, американский капитан

Время действия

1878—1880 гг.

Маршрут

Из Тромсё на восток до Берингова пролива, на юг до Японии и вокруг Евразии в Швецию

Цели

Сквозное прохождение Северного морского пути, исследования полярных морей

Значение

Первое плавание вокруг Евразии

корабли Норденшельда

Энергия пара открывала новые горизонты перед арктическими мореплавателями. В 1828 году Ен Эрикссон построил для полярного исследователя Джона Росса остроумную, но — увы! — очень сложную паровую машину. Ее гребные колеса были пригодны для работы во льдах. Эрикссон сконструировал приспособление, которое поднимало колеса из воды в считанные минуты.

Эрик Норденшельд

Судно нельзя назвать первоклассным. Сильная течь в корпусе, плохая маневренность делали его тем самым судном, для плавания на котором требовались, прежде всего, находчивость, удача и здоровый юмор.

В последующие годы Норденшельд совершил еще несколько плаваний на промысловых парусниках к Шпицбергену для изучения геологии архипелага. Но заветной его целью, конечно же, оставался поход к Северному полюсу. Средство его достижения — паровые машины.

корабль Норденшельда

Пятнадцать лет затратил ученый, чтобы прийти к такому неутешительному выводу. И следующие годы странствий он целиком посвятил экспедициям на восток, вдоль северных берегов Азии.

На Норденшельда сильное впечатление произвела встреча с сибирским золотопромышленником Михаилом Константиновичем Сидоровым, который страстно мечтал об организации северного мореплавания. Он долго — несколько лет — убеждал Норденшельда в необходимости экспедиций, исследований и плавания в прибрежных водах Северного Ледовитого океана.

корабли Норденшельда

Опыт, накопленные знания позволили Норденшельду начать подготовку к сквозному плаванию через моря Северного Ледовитого океана в Тихий океан. Первым этапом серьезной подготовки стала покупка подходящего судна.

Читайте также: