Философские взгляды абая кунанбаева кратко

Обновлено: 02.07.2024

В мировую культуру каждый народ вносит неповторимое содержание своей собственной культуры, что обогащает культуру всего человечества. В этом плане казахский народ несомненно внес свой вклад в мировую духовную культуру. Достаточно назвать имена: аль-Фараби, Ахмед Яссави, Бухар-жырау, Шортанбай, Ч. Валиханов. И. Алтынсарин, Абай, Шакарим Кудайбердыев, А. Байтурсынов, С. Торайгыров, С. Сейфуллин, М. Жумабаев, М. Ауэзов и др. В ряду этих великих людей Абай занимает особое место, ибо он является гением, поднявшим духовную культуру и мышление своего народа на новую ступень, открывшим новое духовное пространство, разра­ботавшим новые образцы художественного освоения действительности. Великий немецкий философ Кант писал: гений поднимает свой народ и человечество на новую ступень, дает новое направление в худо­жественной культуре. Следовательно, гений создает не только талантливые произведения искусства, но творит высокие образцы, задает новые параметры художест­венной культуры. Творения Абая коренным образом отличаются от всего того, что было создано в нашей традиционной культуре. Он обосновал новое мышление, новое мировоззрение, выработал новые этические и эстетические ценности, доказывал необходимость нового принципа жизни, бытия и новых идеалов. С позиции новых идей и мировоззренческих принципов он подверг резкой и универсальной критике жизнь, ценности, идеалы, мировосприятие своих современников. В его произведениях объектом критики прежде всего выступают казах, современное ему казахское общество, хотя это обстоятельство является свое­образной и особой формой, через которую он поднимает общечеловеческие, проблемы, коренные вопросы человечества, идеи добра и красоты, и т.п. Абай особое внимание обращал на такие фундаментальные понятия, как принцип просвещения, принцип развития, принцип прогресса и ци­вилизованного существования и т.п. В традиционной казахской культуре выдающиеся ее деятели и до Абая говорили о высокой роли разума, знания, науки и т.п. В отличие от них Абай рассмат­ривает идею просвещения, разума, знания не только как важнейшее свойство человека, а как фундаментальный принцип человеческого бытия, который пронизывает и Обусловливает все стороны человеческой жизни. В понимании Абая, знание, наука — это начала, от которых зависят все другие стороны человеческой духовности. Мыслитель постоянно настаивал на том, что знание, наука являются истинным условием развития, формирования человека, личности. По мнению Абая, цель и смысл человеческого сущест­вования реально может быть достигнута только тогда, когда человек постигает знание, науку, поднимается на вершину научного творчества. Абай также придавал важное значение принципу развития природных и социальных явлений. В традиционной казахской культуре казахи имели представление о непостоянности жизни, о старении человека, о смерти, о перемене человеческой судьбы и т.п. В сознании господствующее положение занимала идея верности словам, принципам жизни предков, в обществе приоритетной идеей являлась идея постоянства и круговорота жизни. В противоположность этим традиционным идеям Абай всесторонне развивал идею изменения и развития. Мир находится, полагал мыслитель, в постоянном изменении, в непрерывной смене одного явления другим. В этом отношении интересны следующие его слова:

Время — пряди тумана вдоль гребней гор,

Ты с надеждой глядишь в туманный простор,

Ты следишь за потоком безликих дней,

Вечной сменою их утомляя взор.

Дни — один в один, словно серая мгла,

Пролетят-улетят, расправив крыла,

Притаился меж них твой последний день,

Но узнать его в силах только Аллах.

Абай высказал новое слово и о труде, ввел в казахское общество новое понимание категории труда. Разумеется, казахи понимали и имели представление о труде и до Абая. Однако, в их представлении труд являлся обычной формой деятельности наряду с другими. В традиционной культуре, когда речь шла о труде, подчеркивалась его отрицательная сторона, труд рассматривался как то, что отнимает покой, радость и счастье человека. В отличие от такого представления Абай открыл и внедрил в казахское сознание принципиально новую трактовку деятельности. Согласно философу, труд — не просто функция, а фундаментальный принцип челове­ческого бытия. Поэтому он имеет громадное значение в развитии общества, в формировании личности. Абай глубоко раскрыл двоякое значение труда. С одной стороны, труд имеет великое значение в формировании личности, ибо только посредством труда достигается подлинное знание. По его убеждению, постижение науки, обладание подлинным знанием суть самый напряженный и тяжелый труд. Поэтому он постоянно прославлял человеческую целенаправленную деятельность. С другой стороны, Абай понимал труд как занятость человека, как средство для жизни, как важнейшее условие самостоятельного существования. В силу этого человек, опирающийся на свой труд, по мнению мыслителя, несомненно достойный человек. Поэтому мыслитель резко критиковал безделье, психологию иждивенчества, попрошайничество и тех, кто пытается существовать без серьезного дела. Абай смог совершить такой подвиг в развитии казахской духовной культуры, потому что он прежде всего выступает синтетической фигурой, в своей цельной личности объединившей три великие начала — казахскую, восточную и русскую духовную мысль. Действительно, в своем становлении и формировании как поэта, мыслителя он прекрасно впитал тради­ционную культуру казахского народа, тюркские источники, был знатоком казахского фольклора, казахской философской мысли. В ходе своего образования в медресе он постиг глубину и тайну восточной поэзии, ее подлинные образцы, а также исламскую философию, религию и их основные нравственные ценности. В начале же зрелого периода мыслитель глубоко осваивает русскую духовную культуру, русскую поэзию и философию и через нее осваивает западную духовную культуру. Абай не просто соединил эти три начала. Он был талантом и гением от Бога. Кроме того, казахский мыс­литель, опираясь на духовные ценности человечества, создал свою великую оригинальную поэзию, фило­софию, по-новому осмыслил многие фундаментальные понятия, этические ценности. В творчестве Абая центральное место занимает проблема человека. В исследовании этого вопроса надо обратить внимание на два момента. Прежде всего, Абай далеко продвинул развитие традиций восточной философии. В отличие от западной философии, которая больше обращала внимание на построение философской системы, на создание учения о мире, о мировом космосе, исследовала проблему начала, логику, гносеологию, создавала учение об обществе, о государстве, об этике, т.п., восточная философия прежде всего изучала человека, человеческую душу, сердце, психологию. Если западная философия была в основании рационалистична, то восточные мыслители больше обращали внимание на психологическую, эмоциональную, чувственную сторону проблемы. В этом смысле Абай продолжил традицию восточной философии. Он не строил философские системы, а концентрировал свое внимание на изучении человека, размышлял о смысле человеческой жизни, толковал о добродетели, добре и зле, прекрасном и т.п. Разработка своего понимания человека является важнейшей стороной философского творчества Абая. Критикуя эмпирически существующего человека (казаха), Абай разработал идею подлинного и истинного человека, которая принципиально отличается от искаженных и извращенных форм, существующих в эмпирической реальности. В отличие от эмпирического, извращенного человека подлинный человек, по мнению Абая, просвещен, устремлен к знанию, стремится познать науку. У него развит ум, мышление. Он является нравственным человеком, у него развито чувство долга, присутствует умение различать добро и зло. Настоящий человек во всем опирается на свой труд, который является условием его благополучия и свободы, ему чужды безделье, иждивенчество, спекуляция своим возрастом и т.п. Подлинный человек имеет развитую чувственность, сердце, понимает красоту и гармонию.

Великий гуманист не только разработал свое понимание человека, выработал идею, идеал подлинного человека, но также интересно сформулировал пути и средства, которые способствуют формированию истинного человека, личности. По его убеждению, здесь первое место занимает целеустремленность (талап), благодаря которой мобилизуются все душевные и физические силы человека для достижения поставленной цели. Другим условием достижения идеала подлинного человека в понимании Абая является труд, деятельность. Философ глубоко понимал, что труд является не только необходимостью в человеческой жизни, но и выступает условием формирования личности. Важнейшим средством в достижении идеала человечности, по мнению мыслителя, также является творческое мышление. Согласно Абаю, мышление дает возможность человеку анализировать, синтезировать, сравнивать не только природные явления, но человеческую жизнь.

О казахи мои! Мой бедный народ!

Жестким усом небритым прикрыл ты рот.

Кровь — на правой щеке, на левой-жир…

Где правда? Твой разум не разберет.

Ұлы Абайды өмір, қоршаған дүние, табиғат, болмыс сыры, олардың заңдылықтары көп ойландырған, ол дүние сырына бойлап, өзін мазалаған сауалдарға жауап табуға тырысқан. Мен осы кіммін? Жан иелері өмірінің түпкі мәні неде? Барлық адам баласы, жан-жануарлар да тамақтанады, ұйықтайды, қорғанады, артына ұрпақ қалдырады. Сонда адам баласының басқа жан иелерінен айырмашылығы неде? Міне, Абай әркімді де толғандыратын терең сырлы сұрақтарға жауап іздейді. Ол өзінің ілімінде, пәлсапалық шығармаларында адам баласының өмір сүру мақсатын, сол мұратына жету жолын, әлемдегі болмыстың мәні мен өзіндік ішкі байланысты, жалпы заңдылықтарын ашып көрсетеді. Кемелдену, жетілу – адам өмірінің мақсаты екенін айтады Абай. Жетілу дегеніміз не? Түрлі жетілулер бар. Мысалы, спортпен шұғылданып өзіміздің денемізді, күш-қуатымызды жетілдірсек, ал ғылым-білім, өнерге үйрену арқылы ой-өрісімізді жетілдіреміз. Абай осыларды айта отырып, бұлардан гөрі маңыздырақ жетілу барын, ол – рухани жетілу, яғни жанды жетілдіру деп көрсетеді.

Абайдың айтуы бойынша жан жүректе орын тепкен. Жан адамның тыныс-тіршілігін, іс-әрекетін жүрек арқылы басқарады. Егер жан жетілмеген болса, онда адамның іс-әрекетінде де кемшілік болады. Ішкі дүниесі тазарып, жетілген адам ғана қателікке ұрынбай, өмірде жаңсақ баспай, дұрыс өмір сүре алады. Адам баласының бақыты оның жүрегінің тазалығымен тығыз байланысты деп үйретеді Абай. Сонымен, жетілудің негізі – женді, жүректі жетілдіру екен. Бұл – адамның ішкі нәзік болмысын тазарту деген сөз. Абай өз шығармаларында жетілу жолдарын, олардың түрлі белестерін көрсетеді. Әрбір адам осы жетілу жолдарынан өте отырып өзінің қай деңгейде тұрғанын және өмірінің келесі белесін анықтай алады. Мәні терең ашылып, келешегі айқындалғанда ғана адам өмірі маңызды болмақ. Абай ілімі осылай әркімнің өмірінің мәнін ашып, оның келешектің жарқын жолына шығуына мүмкіндік береді.

Ақын шығармалары 19 ғасырда да Қазақстанда демократиялық қоғамдық ойдың қалыптасып, дамуына негіз болған басты-басты идеялық үш қайнардан нәр алды:

1) қазақтың ауыз әдебиеті мен өткен замандардағы жазба ескерткіштерінен сусындаған алдыңғы қатарлы халықтық дәстүр;
2) ежелгі және орта ғасырдағы Шығыс ойшылдарының таңдаулы шығармалары;
3) орыстың материалистік философиясы мен демократиялық мәдениеті, сол арқылы дүниежүзілік (ең алдымен Батыс Европаның) философиялық ойдың жетістіктері.

Данышпан нұсқаған жолмен жүріп, оның өсиеттерін бұлжытпай орындаған адамның жан сарайы күннен-күнге тазарып, кемелденудің биік деңгейіне шыға алады

Чтобы понять процесс формирования казахской философской мысли необходимо обратиться к такой яркой фигуре в казахской культуре как Абай. Как сын своего народа, Абай взял лучшее от многовековой культуры казахского народа и обогатил эти сокровища благотворным влиянием русской культуры. Философская направленность поэта, прежде всего, проявляется в его поэтическом творчестве. Он поэт-сатирик, обличитель. Его стихи носят просветительский характер: есть стихи-притчи, стихи-назидания . Но во всех произведениях звучит основная мысль: любовь к человеку и природе – это ключ к философии Абая. Исходя из своего философского мироощущения, ему близки такие русские поэты и писатели, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, И. Бунин, Л. Толстой, Салтыков-Щедрин. Именно поэтому он переводит их произведения на казахский язык. Особенно с огромной любовью Абай переводил стихи М. Лермонтова. Об этом можно судить по количеству переведенных стихов, их 29. Можно сказать, что с Лермонтовым его роднит гражданская позиция по отношению к своему народу. Не менее оригинальны и его переводы басен Крылова. В своих переводах он использует популярные казахские пословицы. С творчеством Салтыкова-Щедрина его объединяет сатирическая меткость осмеивающая баев, управителей, чиновников. У Абая конечное назначение человека и смысл жизни – Аллах (Бог). духовность – одно целое, неделимое свойство выражающее суть человека независимо от нации и религии. Поэтому по своей духовной наполненности Абай не может принадлежать к какой-то определенной религии. Его духовность- это выражение Вселенского мироздания Души… И чтобы постигнуть ее, нам еще очень много надо работать над собой. Абай считал, что первое достоинство философа – мудрость, которая и завтра будет озарять, греть своими лучами людей.

Чтобы понять процесс формирования казахской философской мысли необходимо обратиться к такой яркой фигуре в казахской культуре как Абай. Как сын своего народа, Абай взял лучшее от многовековой культуры казахского народа и обогатил эти сокровища благотворным влиянием русской культуры. Философская направленность поэта, прежде всего, проявляется в его поэтическом творчестве. Он поэт-сатирик, обличитель. Его стихи носят просветительский характер: есть стихи-притчи, стихи-назидания . Но во всех произведениях звучит основная мысль: любовь к человеку и природе – это ключ к философии Абая. Исходя из своего философского мироощущения, ему близки такие русские поэты и писатели, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, И. Бунин, Л. Толстой, Салтыков-Щедрин. Именно поэтому он переводит их произведения на казахский язык. Особенно с огромной любовью Абай переводил стихи М. Лермонтова. Об этом можно судить по количеству переведенных стихов, их 29. Можно сказать, что с Лермонтовым его роднит гражданская позиция по отношению к своему народу. Не менее оригинальны и его переводы басен Крылова. В своих переводах он использует популярные казахские пословицы. С творчеством Салтыкова-Щедрина его объединяет сатирическая меткость осмеивающая баев, управителей, чиновников. У Абая конечное назначение человека и смысл жизни – Аллах (Бог). духовность – одно целое, неделимое свойство выражающее суть человека независимо от нации и религии. Поэтому по своей духовной наполненности Абай не может принадлежать к какой-то определенной религии. Его духовность- это выражение Вселенского мироздания Души… И чтобы постигнуть ее, нам еще очень много надо работать над собой. Абай считал, что первое достоинство философа – мудрость, которая и завтра будет озарять, греть своими лучами людей.


Время, в которой проживал Абай, является временем, завершающим самостоятельное существование казахской степи, как самостоятельной единицы, после последней попытки реставрации ханской власти Кенесары Касымовым, временем, все активнее проникавшим царским самодержавием в жизнь казахского общества. Развитие экономики края под влиянием более прогрессивных производственных отношений вызывали в казахском народе потребность в распространении науки и знаний, создали благоприятные материальные и духовные предпосылки возникновения в Казахстане просветительских идей.

Эти объективные исторические условия, окружающая среда и выдвинули Абая как главного идеолога казахского народа. У Абая нет специальных философских трактатов, в которых были бы изложены его взгляды на природу и общество, у него философская мысль изложена по-иному.

Всем известно, что в жизни казахского народа была очень развита роль биев, которые свои мудрые изречения и решения облекали в стихотворную форму, подавая мысли красноречиво, витиевато — о котором не раз писали иностранцы, побывавшие среди степняков. В этих выступлениях биев-ораторов, акынов и жырау подавалась вся жизненная мудрость народа. Абай рос в этой среде, и сам прекрасно владел словом. Обучаясь в медресе, ознакомился с наследством великих восточных мудрецов, увлекался восточной поэзией, которые оставили свой след в его творчестве.

Смеем утверждать, рассмотрение Абаем природы и общества в состоянии постоянного движения, их закономерностей, в чем заключается их источник, их двигательная сила, его попытка рассмотреть через призму накопленных человечеством знаний и объяснение им этих закономерностей ставят его в ряд с выдающимися мыслителями человечества. Диву даешься мысли о том, насколько он прекрасно ориентировался в учениях разных времен.

Необходимость привела Абая к изучению разных учений и составлению собственных выводов по той или иной полемике, проблеме или ситуации. Абай поднял жизненную философию казахов до уровня мудрого учения, философские взгляды которого пронизаны идеями научного прогресса и просвещения народа.

Абай возвышает человеческий разум и осуждает невежество. Объектом его изучения служит человек, он задается вопросом – в чем смысл появления человека на этом свете, как устроен организм человека, какова связь человека с окружающей средой, может ли человек влиять на ход жизни, какова роль Всевышнего в жизни человека? Все эти и другие вопросы беспокоили Абая, он задавался вопросом и искал ответы в повседневной жизни казахов, увязывая с утверждениями мыслителей разных эпох. На некоторые вопросы Абая не смогли бы найти ответы даже современные люди.

«Однажды поспорили трое —

Три качества: Воля, Рассудок и Сердце –

Кто среди троих их главней?

Чтоб спор разрешить пригласили судиею

Науку, куда без науки-то деться,

Выслушав доводы всех …

Наука тогда им сказала:

«Ты, Воля права, в тебе много достоинств еще,

Которые не назвала ты.

Но все же в тебе и жестокость бывает, немало

Творишь ты с упорством и зло, разве это не в счет?

Тогда не уму и не сердцу, сама виновата.

И Разум прав, но бывают в тебе и лукавство, коварство, и ты служишь злу,

Но все же ты мыслишь с добром?

Поэтому, главным между вами

Легко станет тогда и уму:

Так как мы пользуемся источниками на русском языке, возможны искажения в передаче ряда слов и собственных имен, точно также вряд ли удалось передать богатство языков, потому что все эти мыслители писали на арабском языке, на фарси, на древнетюркском и других языках. Так что чем богаты, тому и рады. Но что неоспоримо, это то, что влияние восточных мыслителей на окружающий мир было настолько сильно, позже многие западноевропейские и русские писатели и поэты только из-за невозможности превзойти их в науке житейской мудрости создавали свои произведения заимствуя некоторые идеи и образы.

Через века Абай, увязывая свои знания учений великих предшественников, жизненные наблюдения с практической жизнью народа, развивает:

«Пяти вещей ты избегай,

К пяти вещам стремленье знай,

Раз хочешь войти в люди.

Все сбудется в твоей,

Когда так жить полюбишь.

Узнай же, что бахвальство, ложь,

Лень, сплетни, деньги на кутеж –

Твои враги повсюду.

Мысль, труд, стремлений высота,

Довольство малым, доброта:

Горячее Сердце согреет всегда.

Разумность и такт, прозорливость терпенья,

В нас Воля рождает тугая узда.

Держа в единении Ум, Сердце, и Волю,

Мы лишь обозначили контуры учения Абая, согласно которому главная ценность – человек, и не просто человек, а духовно совершенный, целостный человек, стремящийся к благородным целям, решительно отбрасывающий отсталые, вредные предрассудки и убежденный, что все зависит от самих же людей.

Читайте также: