Нил армстронг кратко о полете на луну

Обновлено: 05.07.2024

Эдуард Варламов, уроженец Петрозаводска, а последние десятилетия житель американского штата Флорида, вспоминает, как следил по радиоприемнику за этим историческим событием в Петрозаводске, и рассказывает, как отпраздновали полувековой юбилей в США.

16 июля 2019 года после ужина, когда уже спала дневная жара, я пошел посидеть на берегу Атлантического океана. В этот день океан был спокойный, и вскоре вышла Луна, почти полная.

В этот день во Флориде в Космическом центре имени Кеннеди начались многодневные торжества по поводу 50-летия первой лунной экспедиции и первых шагов человека по Луне. 16 июля 1969 года самая большая ракета в мире, Сатурн -5, с двумя космическими аппаратами на борту и с тремя астронавтами стартовала с мыса Канаверел. Это была первая космическая экспедиция на Луну, именно на Луну, а не к Луне, как прежние полёты, которые были подготовительными.

На вершине этой гигантской ракеты, собранной на заводе в штате Алабама, имелся командный отсек, в котором при запуске находились три астронавта: Нил Армстронг, командир, пилот Эдвин (Базз) Олдрин и второй пилот Майкл Коллинз. Все трое были 1930-го года рождения. Армстронг был гражданским сотрудником НАСА, но в прошлом летчик-испытатель. И в этом, мне кажется был символ — на планету Луна первым вступил не военный летчик, а гражданский человек. Не знаю, думали ли об этом при подготовке полёта, но это было символично и замечательно, что так получилось.

Нил Армстронг родился в штате Огайо, там же, где в своё время родился один из братьев Райт, Орвилл, который вместе со своим братом Уилбуром не только сконструировали первый самолет, но и поднял его в воздух 17 декабря 1903 года. Предполагаю, что это случайность, но опять же символическая.

Был великолепный ясный, безветренный солнечный день, типичный для Флориды, и тысячи людей наблюдающие запуск космического корабля встретили его подъём ликованием. Через 16 с лишним минут после старта космический корабль вышел на траекторию полёта к Луне, и астронавты произвели перестановку командного модуля и лунного и состыковали их. Начался главный этап полёта.

Начиная с запуска первого советского спутника осенью 1957 года все космические полёты стали предметом моего внимания. Помню, как осенью 1957 года петрозаводчане, информированные газетами и местным радио, выходили толпами на улицы, чтобы увидеть эту мерцающую звездочку-спутник, пролетающую над Карелией. Потом ажиотаж понемногу спал, запуски спутников стали делом обыденным. Но я уже тогда стал собирать газетные заметки об этих запусках.

Помню репортажи советских корреспондентов со всего мира о том, как восприняли во всём мире полёт Юрия Гагарина, с какими огромными заголовками вышли зарубежные газеты! И опять же восхищал людей планеты именно первый полёт Человека в Космос, а не партийная или национальная принадлежность Героя.

Конечно, я собрал все газеты, что мог в нашем Петрозаводске.

Потом, с годами, интерес к полётам людей в космос спал. Советские газеты оживлялись лишь по случаю, если что-нибудь неприятное происходило в космических программах США, как, например, пожар на борту Аполлона-1, когда при стартовых испытаниях 27 января 1967 года погибли три американских астронавта: В. Гриссон, первый в мире астронавт, который летал в космос дважды, Э. Уайт, который первым из американских астронавтов вышел в открытый космос, и Р. Чаффи.

Пожар возник по причине электрического короткого замыкания в атмосфере чистого кислорода в кабине корабля. До этой трагедии считали, что использование чистого кислорода имело преимущество, но было неизвестно, что в атмосфере чистого кислорода многие обыденные вещи могли быть источником возгорания, например, застёжка-липучка. Астронавты погибли через 14 секунд с начала пожара. Помню, что не столько сочувствие и соболезнование были в советских газетах, сколько опять же идеологическая пропагандистская шелуха. Мол, погибли люди, потому что в гонке за первенством американцам плевать на живых людей. Абсолютная неправда! Мне, давно уже прильнувшего к коротким волнам моей спидолы, это было совершенно ясно.

Вы, наверное, помните, что в Советском Союзе все приёмники, имеющие короткие волны, имели ограничения. Все приёмники принимали частоты коротких волн только с 31 метра, и до этого диапазона всё глушилось. Думаю, было специальное распоряжение, запрещающее выпускать приёмники с более короткими волнами. Но народ нашёл выход. Простая операция с дополнительными мотками медной проволоки в соответствующем узле любого радиоприёмника позволяла слушать передачи всех западных радиостанций с 19 метров, что не глушилось. У моего доброго знакомого в Петрозаводске Михаила Семёновича Зингера был приятель радиомастер, который за скромную плату модернизировал и мою спидолу, так что я мог беспрепятственно слушать что хотел.

Среди почетных гостей были 36-й президент Соединенных штатов Линдон Джонсон и действующий вице-президент Спиро Агню. Был приглашен и советский посол в США Анатолий Добрынин. Советская сторона подтвердила его присутствие, но в последний момент советское посольство заявило, что Анатолий Добрынин не находится в Вашингтоне.

И надо было так случиться, что в ночь, когда американцы должны были высадиться на Луну, то есть в ночь с 20 на 21 июля, мне выпало дежурить в петрозаводской психиатрической больнице на Военной улице. Конечно, я взял свою спидолу с собой и молил всех богов, чтобы никого не привезли по скорой помощи в это время в наш приёмный покой. И боги меня услышали!

Как потом рассказывал Армстронг, они не заметили посадки, настолько она была мягкой. В баках посадочного модуля горючего оставалось 349 килограммов топлива на 25 секунд работы двигателя. Последние 20 секунд предназначались для экстренного взлёта, если бы что-то пошло бы не по плану.

В подготовке лунной экспедиции участвовали более 400 тысяч человек, непосредственно всем полётом управляла команда из 12 главных операторов связи в Хьюстоне, штат Техас. Все они были уже астронавтами или стали ими в будущем.

В разговоре с астронавтами президент Никсон сказал, что благодаря тому, что сделали астронавты, небо стало частью человеческого мира и впервые за всю историю человечества люди Земли воистину едины. Армстронг поблагодарил президента, сказав, что для них большая честь представлять не только Соединенные Штаты, но и людей всех стран мира. День высадки астронавтов на Луну президент Никсон объявил праздничным днем.

Но потом, уже с другими запусками, советская пропагандистская идеологическая машина продолжала уверять советских людей, что американцы не ценят человеческие жизни, тогда как в СССР, ценя жизнь людей, на Луну посылают автоматические корабли. И особенно мне запомнилось, что не умаляя роли американской науки и техники, американцы всё-таки постоянно подчеркивали, что это прорыв человечества, а не только Соединенных Штатов.

Тогда бы мне знать, что через 22 года я буду жить в этом самом графстве, в маленьком городке в районе Бревард, что в штате Флорида, и наблюдать запуски очередных космических кораблей, спутников из своего двора. Ведь космодром имени Кеннеди находится всего в 30 милях от моего дома.

Вот что мне вспомнилось в тот тихий вечер на берегу Атлантического океана пятьюдесятью годами позже после того памятного дня 16 июля 1969 года, когда первые земляне полетели на Луну.

Автор: Эдуард Варламов

Большое спасибо, что дочитали до конца. Будем вам очень признательны, если вы поставите лайк этой публикации и поделитесь ею в своих соцсетях (нажав на логотип соцсетей справа), чтобы и другие люди могли увидеть этот материал.


След на Луне. Фото: NASA


Вид на Землю с Луты. Фото: NASA

Испытав шок от космических успехов Советского Союза в NASA были в замешательстве - Чем можно на это ответить? Агентство подготовило для президента Кеннеди несколько вариантов на выбор. Среди них был и проект изучения Луны с помощью пилотируемых космических полетов. Он был задуман не военными стратегами ради показухи, типичной для времен "холодной войны", и не политиками, обеспокоенными национальным престижем. Его автором стал один из крупнейших ученых ХХ века, человек, который посвятил себя изучению вопросов, связанных с происхождением Земли.

Физик Гарольд Юри предложил NASA начать программу по изучению Луны ещё в 1950-х годах. Юри считал, что поскольку на Луне нет атмосферного воздействия и выветривания ее поверхности, то там могли сохраниться очень древние геологические реликты раннего периода Солнечной системы, которые уже давно исчезли на Земле.

Под эту идею и была предложена амбициозная программа, направленная на проверку его теорий с использованием управляемых аппаратов для составления карт Луны. Кульминацией программы должна была стать посадка на поверхность Луны космического модуля с людьми на борту.

Вначале Кеннеди сомневался, т.к. никаких гарантий на успех не было, а ему предстояло убедить конгресс выделить под программу огромные деньги. По слухам, его окончательно убедил вице-президент Линдон Джонсон словами: -"Быть вторыми в космосе значит быть вторыми во всем".

Когда программа высадки наконец заработала, в ней приняли участие более 400 тысяч человек. Иногда даже инженеры сомневались в том, что ее можно осуществить. Заставить работать каждую ступень ракеты "Сатурн-5" казалось непреодолимым препятствием. Серьезной проблемой стала безопасность командного модуля после того, как в результате пожара во время испытаний погибли три астронавта.


Ракетоноситель Саеурн 5 на стартовой позиции. Фото: NASA

Около миллиона человек собралось возле космодрома во Флориде, чтобы своими глазами увидеть старт первой лунной миссии, а по телевидению за ним наблюдало более миллиарда людей.

Двигатель последней ступени ракеты-носителя включился через 2 часа 44 минуты и 22 секунды после старта и проработал 347 секунд, после чего корабль начал самостоятельное движение к Луне.


Старт Аполлон-11 с мыса Канаверал во Флориде.

Ещё через 55 часов Нил Армстронг и Эдвин Олдрин перешли в спускаемый модуль, а Майкл Коллинз остался в командном. Через 76 часов после старта корабль достиг орбиты Луны и ещё через 24 часа модули были расстыкованы.

Схема полётов к Луне по программе Аполлон.

Схема перестыковки орбитального и посадочного модулей Аполлонов на пути с Земли к Луне

Прилунение было возможно в автоматическом режиме, но Армстронг еще на Земле решил, что на высоте примерно 100 метров возьмет управление на себя, сказав при этом: "Автоматика не знает, как выбирать посадочные площадки".


Посадочный модуль Аполлон-11, снятый с орбитального модуля, на фоне Луны и Земли. Фото: NASA

Он как в воду глядел, потому что перейти на ручной режим пришлось даже раньше. Во-первых, автоматическая программа вела корабль в заваленный камнями кратер диаметром около 180 метров. Армстронг перелетел его, чтобы избежать переворачивания при посадке. Во-вторых, во время снижения бортовой компьютер по неизвестной причине зажег аварийный сигнал.


Внутри лунного модуля Аполлон-11. Фото: NASA

Оператор в Хьюстоне верно предположил, что лампочка загорелась из-за перегрузки компьютера, который должен был одновременно управлять посадкой и поддерживать связь с орбитальным модулем, и посоветовал Армстронгу и Олдрину не обращать на сигнал внимания (впоследствии он получил за это специальную награду NASA).

Лунный модуль опустился в Море Спокойствия 20 июля в 20 часов 17 минут 42 секунды по Гринвичу. Согласно утверждённому плану, перед выходом астронавтам полагалось поспать, но они заявили, что все равно не уснут, и медицинский руководитель полета разрешил сначала погулять по Луне, а отдохнуть перед стартом.


Стойка лунного модуля Аполлон-11 на поверхности Луна. Фото NASA

Нил Армстронг ступил на поверхность Луны в 2часа 56 минут по Гринвичу 21 июля 1969 года.


Шаг по Луне. Фото: NASA

Олдрин вышел через пятнадцать минут после Армстронга. "Аполлон-11" пробыл на Луне 21 час 36 минут.


Базз Олдрин возле лунного модуля. Фото: NASA

Первым делом астронавты опробовали разные способы передвижения по Луне, и нашли самым удобным обычную ходьбу. Затем установили телевизионную камеру и американский флаг на проволочном каркасе (Конгресс еще до полета отверг идею NASA установить флаг ООН), в течение двух минут поговорили по радио с президентом Никсоном, собрали 24,9 кг лунных камней и грунта (при максимально допустимом весе 59 кг), установили два научных прибора - сейсмометр и отражатель лазерного излучения - и вернулись на корабль. Пришлось повозиться с одной из двух солнечных панелей сейсмометра, которая автоматически не развернулась, и ее приводили в рабочее положение вручную. Армстронг оставался вне корабля 2 часа 10 минут, Олдрин - чуть больше полутора часов. Системы жизнеобеспечения в скафандрах были рассчитаны на четыре часа у каждого.


Базз Олдрин готовит лунное оборудование к установке. Фото: NASA


Базз Олдрин развёртывает предварительный комплект научных инструментов Аполлона. Фото: NASA

Вернувшись на борт, астронавты выбросили наружу мешок с мусором, проверили бортовые системы, пообедали куриным супом, ветчиной и пирогом с финиками, проспали около семи часов (Армстронг в гамаке, подвешенном над кожухом двигателя взлетной ступени, Олдрин - свернувшись на полу), еще раз слегка перекусили, и в 17 часов 57 минут 21 июля дали старт на возвращение.


Выброшенный мешок с мусором Аполлона-11. Фото: NASA

Все понимали, что первые люди на Луне рискуют, но лишь через 30 лет, когда за истечением срока давности были опубликованы секретные документы Белого дома и NASA, стало по настоящему ясно, насколько сильно.

Ученые весьма серьезно относились к метеоритной опасности. Многие полагали, что поверхность Луны находится под непрерывным обстрелом мелких частиц, а с учетом космических скоростей, даже пылинка обладает убойной силой крупнокалиберной пули. И это не подтвердилось.

В случае разгерметизации скафандра во время лунной прогулки астронавт мог прожить всего две минуты - недостаточно, чтобы добежать до корабля, подняться по лесенке и протиснуться в узкий люк.


Подъём лунного модуля. Фото: NASA

Больше всего опасались, что лунный модуль не сможет взлететь из-за неисправности двигателя или бортовых систем. В этом случае астронавты были бы обречены на мучительное ожидание конца в течение примерно трех суток - пока не иссякнет воздух и опасное "ЧП", едва не погубившее экспедицию, произошло при выходе из корабля. С трудом двигаясь в тесном отсеке в громоздких скафандрах, кто-то из астронавтов - вероятнее всего, Олдрин - задел одну из кнопок на пульте управления. Вернувшись на борт, путешественники сразу увидели на полу кусочек черной пластмассы. Невероятно, но факт: из примерно двухсот кнопок и тумблеров пострадала именно та, которая включала зажигание двигателя для взлета с Луны, а дублирование ее не было предусмотрено!

Когда астронавты доложили о случившемся на Землю, в протоколе переговоров единственный раз за весь полет появилась запись: "Долгая пауза". В конце концов, астронавты стартовали, потыкав в образовавшуюся дырку шариковой ручкой. При этим им пришлось пережить неприятные минуты. Протокол сохранил слова Олдрина, несколько раз докладывавшего в Центр управления полетом: "No fire!" ("Нет зажигания!"). Оказалось, клапан гелиевого баллона во втором топливном баке не сразу сработал, и топливо не поступало в двигатель.

Зато полет на Землю прошел без происшествий. Стыковка с орбитальным модулем, где ждал Майкл Коллинз, состоялась примерно через три часа. 24 июля, через 195 часов 15 минут 21 секунду от начала экспедиции, "Аполлон-11" приводнился в Тихом океане в точке с координатами 13 градусов 30 минут северной широты и 169 градусов 15 минут восточной долготы.


Возвращение экипажа Аполлона-11 на Землю. Фото: NASA


Проекция старта Аполлона-11 на монумент Джорджа Вашингтона перед Белым Домом, на праздновании 50-ти летия первой высадки человека на Луну.

Первый полет на Луну

Старт

Полет до Луны

Материалы по теме


Посадка на Луну

За 460 метров до посадки астронавт Армстронг заметил, что автопилот направил лунный модуль на край кратера, который был окружен множеством 2-3-хметровых валунов. По этой причине командир лунного модуля взял управления двигателями ориентации на себя и сменил траекторию корабля. Вскоре появилось уведомление о том, что осталось всего 8% топлива, позже – 5%, начался обратный отсчет. По истечении 94-х секунд у экипажа будет 20 секунд для посадки модуля, либо для прерывания посадки и последующего взлета.

Пребывание на Луне

Далее Олдрин, будучи старейшиной пресвитерианской церкви решил провести краткую церковную службу путем выполнения таинства причастия. В этот момент была отключена прямая трансляция по радио во избежание разбирательств со стороны атеистов. Армстронг, который являлся атеистом, участие не принимал.

Взлет лунного модуля

Переодевшись, экипаж выбросил наружу обувь и другое снаряжение для уменьшения веса модуля. Баз Олдрин доложил в ЦУП, что кнопка запуска двигателей для взлета – сломана, вероятно один из астронавтов задел оборудование своим снаряжением. Было выявлено, что нажатие кнопки можно будет произвести при помощи фломастера, который был на борту лунного модуля. После приема пищи астронавты надели скафандры и начали разгерметизацию. Примечательно, что под их ногтями осталась лунная пыль, которую так и не удалось вычистить. Перед экипажем стояла задача выспаться перед взлетом, однако это было затруднительно по нескольким причинам: астронавты были в скафандрах, в кабине было мало места и холодно (+ 16°С), отвлекал шум работающих насосов модуля и свет Солнца, пробивающийся через занавески иллюминатора. И если Олдрин перерывами спал около двух часов, то Армстронг так и не уснул.

Возвращение на Землю

армстронг нил на луне

Нил Армстронг изменил мир. Он был отличным инженером и выдающимся пилотом. Мужчина получил задание посадить совершенно новую ракетную машину на Луну, потому что он был идеальным человеком для этой работы: он действительно мог летать, и он отлично оценивал возможности своего корабля.

Путь Нила Армстронга к полету на Луну

Нил Армстронг изучал авиационную технику параллельно с обучением в колледже, оплачиваемым военно-морским флотом США по плану Холлоуэя. Он стал мичманом в тысяча девятьсот сорок девятом году и военно-морским летчиком в следующем году. Он участвовал в Корейской войне, летая на Grumman F9F Panther с авианосца USS Essex. В сентябре пятьдесят первого года Нил был обстрелян зенитным огнем во время малой бомбардировки и был вынужден прыгать с парашютом.

После войны он получил степень бакалавра в Университете Пердью и стал летчиком-испытателем на высокоскоростной летной станции Национального консультативного комитета по аэронавтике (NASA) на авиабазе Эдвардс в Калифорнии. Он был пилотом проектируемых истребителей Century Series и североамериканских Х-15.

как нил армстронг стал космонавтом

Армстронг присоединился к Корпусу астронавтов NASA во второй программе, к группе, которая была отобрана в шестьдесят втором году. Он совершил свой первый космический полет в качестве командного пилота Gemini 8 в марте шестьдесят шестого года, став первым гражданским астронавтом NASA, совершившим полет в космос. Во время этой миссии с пилотом Дэвидом Скоттом он выполнил первую стыковку двух космических кораблей, но миссия была прервана после того, как Нил использовал часть своего топлива для контроля повторного входа, чтобы стабилизировать опасный крен, вызванный застрявшим двигателем.

Во время подготовки ко второму и последнему космическому полету Армстронга в качестве командира Apollo 11 ему пришлось выброситься из Лунного корабля за несколько минут до крушения.

Почему полетел именно Нил?

Реальный ответ на вопрос, почему для полета на Луну выбрали именно Нила Армстронга, заключается в том, что он не был выбран. После пожара на Apollo в январе шестьдесят седьмого руководство программы Apollo составило график из шести миссий, в процессе которых необходимо было провести подготовку к первой лунной посадке. Первая посадка должна была стать седьмой миссией, если остальные шесть прошли бы хорошо.

Командиры были выбраны из членов команды Gemini. Если одна из первых шести миссий не стала бы успешной, она должна была выполняться повторно до тех пор, пока она не будет таковой.

миссия нила армстронга в космосе

Армстронг был выбран, чтобы командовать миссией, известной как Apollo 11, но тот факт, что он совершил первую посадку, был просто удачей. Фактически, согласно первоначальным назначениям экипажа, Пит Конрад должен был быть первым, но произошел переход экипажа, когда первый пилот опоздал, поэтому Пит командовал Apollo 12, а Армстронг перешел на Apollo 11. Если бы он потерпел неудачу по какой-то причине (а риск считался высоким) Пит был бы первым человеком на Луне.

Когда был осуществлен полет на Луну?

Apollo 11 Соединенных Штатов был первым кораблем с экипажем, который приземлился на Луну двадцатого июля тысяча девятьсот шестьдесят девятого года. Было произведено шесть американских посадок с экипажем (между шестьдесят девятым и семьдесят вторым годами) и множество посадок без экипажа.

полет человека на луну

На сегодняшний день Соединенные Штаты являются единственной страной, которая успешно выполнила полеты с экипажем на Луну, причем последний полет на поверхность земного спутника произошел в декабре семьдесят второго года. Все мягкие посадки с экипажем и без экипажа происходили на ближней стороне Луны, пока третьего января две тысячи девятнадцатого года китайский космический корабль Chang’e 4 не совершил первую посадку на дальнем конце земного спутника.

Сколько длился полет?

К первому часу и одиннадцати минутам двадцать первого июля оба космонавта вернулись в лунный модуль, и люк был закрыт. В тринадцать часов пятьдесят четыре минуты Eagle начал свое восхождение к командному модулю.

В семнадцать часов тридцать пять минут Армстронг и Олдрин успешно состыковались и присоединились к Коллинзу, а в двенадцать часов пятьдесят шесть минут двадцать второго июля Apollo 11 начал свой путь домой, благополучно упав в Тихий океан в двенадцать часов пятьдесят минут двадцать четвертого июля.

Что человечество узнало о Луне благодаря Армстронгу?

Благодаря Нилу Армстронгу ученые смогли исследовать материалы, собранные им на поверхности земного спутника. Результаты этого анализа позволили человечеству выдвинуть гипотезу о возникновении Луны.

лунные образцы после полета

Заключение

Нил Армстронг поднял ожидания, надежды и мечты каждого человека на Земле. Благодаря нему мы все верим, что люди могут достичь великих целей, что мы можем узнать о нашем месте среди звезд, и, что мы можем летать и изменять мир.

Читайте также: