Николай гедда биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Никола́й Ге́дда, полное имя Га́рри Гу́став Никола́й Ге́дда (швед. Harry Gustaf Nikolai Gedda ; род. 11 июля 1925, Стокгольм) — шведский оперный певец (тенор).

Биография

Родился в Стокгольме, в семье уроженки Риги Ольги Гедды и уроженца Новочеркасска Михаила Устинова, который после революции эмигрировал и сначала пел в эмигрантском кубанском казачьем хоре, а затем стал псаломщиком в православных церквях Лейпцига и Стокгольма. В возрасте 20 лет Гедда узнал, что его биологическими родителями были брат Ольги Николай Гедда и шведка Клэри Линнеа Линдберг.

Гедда говорит и поёт на семи языках, в совершенстве владея ими. Помимо оперной карьеры, вплоть до 1990-х годов певец давал многочисленные сольные концерты и делал записи.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Гедда, Николай" в других словарях:

Гедда, Николай — ГЕДДА (Gedda) Николай (родился в 1925), шведский певец (тенор). Выступал во многих оперных театрах мира; обладает голосом мягкого, теплого тембра. Лучшие партии: в операх В.А. Моцарта; Фауст, Вертер (в одноименных операх Ш. Гуно, Ж. Массне).… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ГЕДДА Николай — Н. Гедда … Энциклопедия Кольера

Гедда Николай — … Википедия

Николай Гедда — Nikolai Gedda Полное имя Гарри Густав Николай Гедда Дата рождения 11 июля 1925 Место рождения Стокгольм Страна … Википедия

ГЕДДА (Gedda) Николай — ГЕДДА (Gedda) (наст. фам. Устинов) Николай (р. 1925) шведский певец (лирический тенор). По происхождению русский. Выступает во многих оперных театрах мира, в т. ч. в Метрополитен опера (Нью Йорк), с 60 х гг. также на концертных эстрадах … Большой Энциклопедический словарь

ГЕДДА — (Gedda) Николай (родился в 1925), шведский певец (тенор). Выступал во многих оперных театрах мира; обладает голосом мягкого, теплого тембра. Лучшие партии: в операх В.А. Моцарта; Фауст, Вертер (в одноименных операх Ш. Гуно, Ж. Массне). Исполняет… … Современная энциклопедия

Гедда Н. — (Gedda) Николай (р. 11 VII 1925, Стокгольм) швед. певец (тенор). Обучался в Стокгольмской консерватории; брал частные уроки пения у К. М. Эмана. В 1952 успешно дебютировал на оперной сцене в Стокгольме. Быстро приобрёл междунар.… … Музыкальная энциклопедия


Николай Гедда, выдающийся шведский оперный певец-тенор. Безупречное исполнительское мастерство прославило его на весь мир.

Детство

Гарри Густав Николай Гедда родился в Стокгольме, в столице Швеции, в 1925 г. Его мать – этническая шведка, а отец – наполовину русский. Когда он был ещё совсем маленьким, родители расстались. Вскоре мать вышла замуж во второй раз. Отчимом Николая стал русский эмигрант. Он был почти профессиональным певцом, выступал в составе хора кубанских казаков, служил певчим в православных храмах в Швеции и в Германии. Именно отчим стал для Николая первым человеком, приобщившим его к музыке и исполнительскому искусству. С очень раннего возраста Николай и сам начал петь в церковном хоре. Со временем это стало укреплять в нём любовь к музыке веру в собственные способности, как позже подчёркивал Гедда в своих воспоминаниях. У него обнаружился безукоризненный музыкальный слух. Но всё его семейство испытывало хронические материальные трудности. Это стало непреодолимым препятствием, не позволившим Николаю в тот период получить профессиональное музыкальное образование и совершенствовать свою вокальную технику. В 1934 г. Семья вернулась из Германии в Швецию. Там Николай окончил обычную гимназию. Получив аттестат зрелости, он нашёл работу мелкого служащего в почтовом ведомстве.

Обучение музыкальному искусству

В период II Мировой войны Швеция придерживалась нейтралитета, но это и её экономику не избавляло от определённых трудностей, связанных, в частности, с ограничениями международной морской торговли. В годы войны Николай работал на почте и по совместительству в лесу дровосеком. Он помогал отчиму в заготовке дров. Как он рассказывал в мемуарах, на почте его основные обязанности в первое время состояли в упаковке посылок. Но позже ему и на почте поручили заниматься заготовкой дров для отопления помещений.

Занятия тяжёлым физическим трудом не помешали Николаю значительную часть свободного времени уделять прослушиванию оперных произведений по радио. В итоге именно в этот период Гедда принял важнейшее решение в своей жизни. Он отважился приложить все усилия к тому, чтобы стать профессиональным певцом. По началу он стал брать уроки у М. Винтере, певицы, приехавшей в Швецию из Латвии. Но осознав вскоре, что её уроки не позволяют ему развивать свои индивидуальные способности, Гедда нашёл другого учителя. Им стал М. Эман, который оказал начинающему певцу неоценимую помощь. Он не только помог ему овладеть навыками, позволяющими управлять голосом, но и выхлопотал для него особую стипендию. Значительная её часть расходовалась на уроки у других педагогов. М. Эман ввёл своего ученика в круг музыкальных профессионалов, что открыло для него возможность начать успешную исполнительскую карьеру. Достигнутые успехи позволили Гедде поступить в Музыкальную академию со статусом вольнослушателя.

Первые профессиональные успехи

Вершина карьеры

С середины 50-х гг. Николай Гедда, с огромным успехом гастролировал во многих странах, принимал участие в крупнейших музыкальных фестивалях. После первого оглушительного успеха на сцене "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке, этот прославленный театр поддерживал с Геддой постоянное плотное сотрудничество в течении двух десятков лет. В США он сдружился с прославленной русской вокалисткой П. Новиковой. Она давала ему уроки. Её огромный исполнительский опыт и педагогический талант, по его признанию, имели важнейшее значение для дальнейшего совершенствования музыкального мастерства.


Николай Гедда – один из наиболее известных мировых оперных певцов-теноров. Его блестящее, идеальное исполнение самых различных партий классического репертуара, начиная от лирических и драматургических опер и кончая трогательными романсами и русскими народными песнями, заслуженно снискало ему репутацию настоящего вокального мастера.

Детство

Николай Гедда родился в 1925 году в Стокгольме. Его мать была шведкой, а отец – наполовину русским. Родительница маленького Коли вышла замуж во второй раз. И отчим мальчика был прекрасным певцом. В эмиграции он пел в казачьем кубанском хоре, а потом был псаломщиком в православных церквях в Лейпциге и Стокгольме. Именно он стал первым учителем и наставником будущего тенора.

Мальчик пел в церковном хоре. Именно тогда он, по его собственным воспоминаниям, понял и осознал, что наделен несомненным музыкальным даром. Тогда Николай Гедда почувствовал в себе любовь к музыке и абсолютный слух. Однако трудная жизнь семьи не позволила ему профессионально заняться разработкой голоса. Вернувшись в 1934 году на родину, он окончил гимназию и стал обычным служащим, вынужденным зарабатывать себе и своей семье на хлеб.

николай гедда

Обучение

В годы войны он работал на почтовой службе и в лесу, помогая отчиму рубить деревья. По воспоминаниям артиста, в его обязанности поначалу входила упаковка посылок. Потом он был ответственным за заготовку дров. Тем не менее это были очень важные для него годы, потому что именно тогда в нем окончательно окрепла любовь к музыке. И он решил стать профессиональным певцом. Большое значение для него имело прослушивание выдающихся теноров современности. Николай Гедда наслаждался звучавшими по радио голосами Х. Росвенге, Джильи, великолепное исполнение которых подтолкнули его заняться собственным вокалом.

вечерний звон

Поначалу он брал уроки у латышской певицы М. Винтере. Но, по признанию певца, она не развила в нем необходимую ему технику. Зато обучение у М. Эмана имело для него принципиальное значение. Последний не только научил его правильно управлять голосом, но и в буквальном смысле ввел его в современный музыкальный мир. Благодаря ему тенор Николай Гедда стал получать специальную стипендию. Она позволила ему оплачивать уроки и больше времени уделять музыке. Впоследствии он поступил вольнослушателем в Музыкальную академию.

Первый успех

тенор николай гедда

Рост карьеры

николай гедда биография

Русский репертуар

шведский оперный певец

Особенности исполнения

Николай Гедда (Nicolai Gedda)

Николай Гедда родился в Стокгольме 11 июля 1925 года. Его воспитателем стал русский органист и хормейстер Михаил Устинов, в семье которого жил мальчик. Устинов стал и первым учителем будущего певца. Детство Николая прошло в Лейпциге. Здесь уже в пять лет он начал учиться играть на фортепиано, а также петь в хоре русской церкви. Им руководил Устинов. «В это время, — вспоминал позднее артист, — я усвоил две очень важные для себя вещи: во-первых, что я горячо люблю музыку, а во-вторых — что у меня абсолютный слух.

В 1934 году вместе с приемными родителями Николай вернулся в Швецию. Окончилась учеба в гимназии и начались рабочие будни.

«. Одно лето я работал у первого мужа Сары Леандер Нильса Леандера. У него было издательство на Регерингсгатан, они издавали большой справочник о киношниках, не только о режиссерах и актерах, но и о кассиршах в кинотеатрах, механиках и контролершах. Моя работа заключалась в том, чтобы упаковывать этот труд в почтовый пакет и рассылать по всей стране наложенным платежом.

Летом 1943 года отец нашел работу в лесу: он колол дрова у одного крестьянина недалеко от города Мершта. Я поехал с ним и помогал. Было потрясающе красивое лето, мы вставали в пять утра, в самое приятное время — жары еще не было и комаров тоже. Мы работали до трех и ложились отдыхать. Жили мы в доме крестьянина.

Лето 1944 и 1945 годов я работал в „Нурдиска компаниет“, в том отделе, который готовил дарственные посылки для отправки в Германию, — это была организованная помощь, руководил ею граф Фольке Бернадот. „Нурдиска компаниет“ имела для этого специальные помещения на Смоландсгатан — там паковались пакеты, а я писал уведомления.

После службы в армии Николай поступил служащим в Стокгольмский банк, где и проработал несколько лет. Но он продолжал мечтать о карьере певца.

«Хорошие друзья моих родителей посоветовали брать уроки у латышской преподавательницы Марии Винтере, до приезда в Швецию она пела в Рижской опере. Муж ее был дирижером в том же театре, с ним я позже стал заниматься теорией музыки. Мария Винтере давала уроки в снятом актовом зале школы по вечерам, днем она должна была зарабатывать на жизнь обычной работой. Я прозанимался у нее год, но она не знала, как развить самое нужное мне — технику пения. По-видимому, никакого прогресса я у нее не добился.

Осенью 1949 года я начал заниматься с Мартином Эманом. Через несколько месяцев он устроил мне пробное прослушивание на стипендию имени Кристины Нильсон, в то время она составляла 3000 крон. Мартин Эман сидел в жюри с тогдашним главным дирижером оперы Йоэлем Берглундом и придворной певицей Марианной Мернер. Впоследствии Эман рассказал, что Марианна Мернер была в восторге, чего нельзя было сказать о Берглунде. Но премию я получил, притом один, и теперь мог платить Эману за уроки.

В тот момент, когда я передавал чеки, Эман позвонил одному из директоров Скандинавского банка, которого он знал лично. Он попросил, чтобы меня взяли на полставки дали мне возможность по-настоящему, серьезно продолжить занятия пением. Меня перевели в главную контору на площадь Густава Адольфа. Мартин Эман также организовал новое прослушивание для меня в Музыкальной академии. Теперь они приняли меня в качестве вольнослушателя, это означало, что я, с одной стороны, должен сдавать экзамены, а с другой стороны, освобожден от обязательного посещения занятий, поскольку полдня должен проводить в банке.

Я продолжал заниматься у Эмана, и каждый день того времени, с 1949 по 1951 год, был заполнен работой. Эти годы были самыми замечательными в моей жизни, тогда для меня так много вдруг открылось.

8 апреля 1952 года прошел дебют Гедды. На следующий день многие шведские газеты заговорили о большом успехе новичка.

В 1954 году Гедда спел сразу в трех крупнейших европейских музыкальных центрах: в Париже, Лондоне и Вене. Затем следует концертное турне по городам ФРГ, выступление в музыкальном фестивале во французском городе Экс-ан-Прованс.

В марте 1980 года Гедда впервые посетил нашу страну. Он выступил на сцене Большого театра Союза ССР именно в роли Ленского и с большим успехом. С того времени певец часто бывал в нашей стране.

Искусствовед Светлана Савенко пишет:

«Шведского тенора можно без преувеличения назвать универсальным музыкантом: ему доступны самые разные стили и жанры — от ренессансной музыки до Орфа и русских народных песен, самые разные национальные манеры. Он одинаково убедителен в „Риголетто“ и в „Борисе Годунове“, в мессе Баха и в романсах Грига. Возможно, в этом сказывается гибкость творческой натуры, свойственная художнику, росшему на чужой почве и вынужденному сознательно приспосабливаться к окружающей культурной среде. Но ведь и гибкость нуждается в сохранении и культивировании: к зрелым годам Гедда вполне мог забыть русский язык, язык его детства и юности, но этого не произошло. Партия Ленского в Москве и в Ленинграде звучала в его интерпретации на редкость осмысленно и фонетически безукоризненно.

Дебют Николая Гедды состоялся в 1951 году и у него была длинная и очень успешная карьера в опере до семидесяти семилетнего возраста (июнь 2003 года), когда он сделал свою последнюю оперную запись. Он исполнял оперы на итальянском, русском, французском, немецком, английском, чешском и шведском языках и даже однажды на латыни.

Николай Гедда - один из самых известных оперных певцов в истории, он сделал около двухсот граммзаписей.


Николай Гедда родился 11 июля 1925 года в Сёдермальме, районе Стокгольма. Его матери шведке Клэри Линнеа Линдберг было семнадцать лет, она служила официанткой. Отец Николая, тоже Николай, был наполовину русским и наполовину шведом. Будущий певец воспитывался в семье своей тёти, сестры отца, Ольги Гедды. Сначала тётя занималась племянником сама, затем, когда вышла замуж, они с мужем усыновили мальчика и его приёмный отец Михаил Устинов принял непосредственное участие в судьбе Николая. Он оказал серьёзное влияние на формирование личности будущего артиста, помог развитию его музыкальных способностей. Михаила Устинов после революции эмигрировал из России и сначала пел в эмигрантском кубанском казачьем хоре, а затем стал псаломщиком в православных церквях Лейпцига и Стокгольма.
В доме приёмных родителей Николая жили и его настоящие родители, которых мальчик считал своими тётей и дядей. Трудно сказать, почему так случилось, что не они взяли на себя родительские заботы, скорей всего потому, что были слишком молоды на момент рождения сына и безответственны.

Органист и хормейстер Михаил Устинов стал первым учителем будущего певца. Детство Николая прошло в Лейпциге. Здесь уже в пять лет он начал учиться играть на фортепиано, а также петь в хоре русской православной церкви, которым руководил приёмный отец.

"В это время, - вспоминал позднее артист, - я усвоил две очень важные для себя вещи: во-первых, что я горячо люблю музыку, а во-вторых - что у меня абсолютный слух.

. Несчетное число раз меня спрашивали, откуда у меня такой голос. На это я могу ответить только одно: я получил его от Бога. Черты художника я мог унаследовать от деда по материнской линии. Сам я всегда рассматривал свой певческий голос как нечто такое, чем надо управлять. Поэтому я всегда старался заботиться о голосе, развивать его, жить так, чтобы не наносить ущерба моему дару".

В 1934 году вместе с приемными родителями Николай вернулся в Швецию. Окончилась учеба в гимназии и началась новая жизнь. В Швеции мальчик учился в средней школе Катарины и в Шкодринской гимназии. В школе изучал английский, французский и латынь. Итальянский язык изучил самостоятельно уже после окончания школы.

Николай сначала работал в местном банке в Стокгольме, так как должен был поддерживать родителей, испытывавших материальные трудности. Он спал на кухне в их небольшой квартирке в Стокгольме. Однажды он разговорился с клиентом Бертилем Странге - валторнистом в Придворной капелле. Николай рассказал ему о желании найти хорошего учителя пения, на что Бертиль Странге назвал имя Карла Мартина Эмана: "Думаю, он вам подойдет".

Эман с энтузиазмом отнёсся к Гедде и даже первое время не брал с него плату за обучение, понимая, что Николаю нужно было помогать родителям. Два месяца спустя прогресс молодого певца был таким, что он получил грант, а затем выиграл Кристин Нильссон Приз (Кристин Нильссон - знаменитая шведская оперная дива, сопрано). Ещё через несколько месяцев Николай получил стипендию и смог оплачивать уроки пения у Эмана.

Гедда учился в оперной школе Королевской академии музыки с 1950 по 1952 год.

Дебют певца состоялся в 1951 году на сцене Шведской королевской оперы в опере Генриха Зютермайстера "Красный сапог", а через год он исполнил партию Шаплу в опере Адана "Почтальон из Лонжюмо", которая принесла ему известность. В 1953 году Гедда впервые выступил в театре "Ла Скала", исполнив партию дона Оттавио в опере Моцарта "Дон Жуан". Затем выступил в трилогии Карла Орфа "Триумфы" на той же сцене.

В течение 22 лет, начиная с 1957 года, Гедда был ведущим солистом театра Метрополитен Опера в Нью-Йорке. За это время певец исполнил практически весь теноровый репертуар в классических операх: партия Гофмана в "Сказках Гофмана" Оффенбаха, партия Герцога в "Риголетто" Верди, партия Эльвино в "Сомнамбуле" Беллини, партия Эдгара в "Лючии ди Ламмермур" Доницетти, партия Рудольфа в "Богеме" Пуччини, партия Лоэнгрина в "Лоэнгрине" Вагнера, партия Германа в "Пиковой даме" и партия Ленского в "Евгении Онегине" Чайковского, партия Фауста в "Фаусте" Гуно и другие. Пел он и современных постановках, например, на премьере оперы Менотти "Последний дикарь".

Джузеппе Верди - Песенка Герцога из оперы "Риголетто"

Джакомо Пуччини - Ария Рудольфа из оперы "Богема"

Пётр Ильич Чайковский - Ария Германа из оперы "Пиковая дама"

Пётр Ильич Чайковский - Ариозо Германа из оперы "Пиковая дама"

Пётр Ильич Чайковский - Ария Ленского из оперы "Евгений Онегин"

Помимо оперной карьеры, вплоть до 1990-х годов певец давал многочисленные сольные концерты и делал записи. С 1980 года гастролировал в СССР.

Концерт Николая Гедды в Москве (1980)
Большой зал Московской консерватории



У шведа Николая Гедды была русская душа - он был православным, верующим человеком. Русский язык был его вторым родным языком. Он любил русскую музыку и народную песню.

Александр Варламов - Не шей ты мне, матушка, красный сарафан

Дремлют плакучие ивы - русская народная песня

Ах, ты, душечка - русская народная песня

Однозвучно гремит колокольчик - русская народная песня

Александр Алябьев на стихи Ивана Козлова - Вечерний звон

Родина - русская народная песня



В 1965 году Николай Гедда был удостоен почётного звания "Придворный певец" в Швеции, через год стал членом Шведской академии музыки. Ему вручались музыкальные награды Швеции и других стран (в том числе приз Карузо в 2007). В 2010 году Николай Гедда был награждён высшей наградой Франции - орденом Почётного легиона. Он был приглашённым профессором, а затем стал почётным членом Королевской академии музыки (Великобритания).

Помимо музыки у Николая Гедды было много увлечений: он был прекрасным спортсменом, остроумным рассказчиком, знатоком живописи и скульптуры, большим любителем литературы, читавшим произведения крупных романистов в оригинале. У него была просто страсть к посещению зоопарков - он говорил, что если ему придется оставить путешествия, связанные с его профессией, то он хотел бы "иметь целый зверинец в своём доме".

Первый раз он был женат на пианистке Надин Сапунов-Нова, второй - на Анастасии Каравиотис, американке греческого происхождения (1965-1991), а с 1997 года - на журналистке и писательнице Айно Селлермарк.
В 1977 году вышла книга его воспоминаний "Gåvan är inte gratis" (Дар не даётся бесплатно), которая была опубликована при содействии его будущей жены Айно Селлермарк. Позже вместе они написали еще одну биографию Николая Гедды: "Моя жизнь и искусство", опубликованную издательством "Amadeus Press" в 1999 году.

Скончался Николай Гедда 8 января 2017 года в своём доме под Лозанной, однако, согласно его пожеланию, семья сообщила об этом лишь спустя месяц.

Читайте также: