Трагедия русской интеллигенции кратко

Обновлено: 18.05.2024

Семья Турбиных, два брата и сестра, в каждом из которых по-своему преломляются родовые черты, пытается решить вопрос, как жить. Опорой семьи в романе является Елена, воплощение женственности, уюта, преданности, которая тщетно пытается сохранить прежний нравственный уклад дома. На ее фоне старший брат, Алексей Турбин, на долю которого падает основной груз смятения и растерянности, выглядит человеком, которому с трудом дается определенная линия поведения. Восемнадцатилетний Николка, в отличие от него, более активно ищет свое место в событиях, способен к активным самостоятельным действиям.

Но несмотря ни на что, позиция автора оптимистична. На примере Турбиных он показывает, что ни войны, ни революции не в состоянии уничтожить Красоту, потому что она составляет основу человеческого бытия. Турбины, следуя завету Пушкина, сумели сберечь честь смолоду и потому выстояли, многое потеряв и дорого заплатив за ошибки и наивность. Прозрение, пусть позднее, все же пришло. Жизнь замечательной книги, ее героев и автора продолжалась, но, как всегда, перетекла в другое русло.

Разорванность, трагизм мироощущения русского человека пер­вой четверти XX в. были обусловлены трагизмом национальной судьбы России. Мы знаем, что противостояние народа и образо­ванной части общества (интеллигенции) на рубеже XIX и XX вв. достигло опасной остроты. Этот раскол завершился октябрьской революцией и гражданской войной. Россия познала явление, неви­данное ранее и ставшее воистину национальной трагедией: это бы­ла эмиграция более двух миллионов русских людей, не желавших подчиниться большевистской диктатуре. Оказавшись на чужбине, они не только не поддались ассимиляции, не забыли язык и куль­туру, но создали — в изгнании, часто без средств к существованию, в чужой языковой и культурной среде — литературу диаспоры, рус­ского зарубежья.

Размежевание русской интеллигенции после революции шло уже не столько по традиционным партийным колеям, но по более широкому водоразделу: решимость на ту или иную меру революци­онного насилия и социального радикализма. Та часть интеллиген­ции, которая пошла за большевиками, поначалу была готова вос­принимать революционную жестокость, однако скоро разочарова­лась в своем выборе.

О позиции В.Г. Короленко необходимо сказать подробнее, по­скольку он с редким бесстрашием и мужеством защищал русскую ин­теллигенцию от большевистского террора и насилия, громко говорил вслух, то, что было на уме у всех независимо мыслящих людей.

В.Г. Короленко безоговорочно осудил октябрьскую революцию, назвав ее авантюрой. Он был убежден, что большевистская револю­ция, разрушая стены старого мира, воспроизводит затем в изуродо­ванном, искаженном варианте все его прежние структуры. Творче­ское бесплодие разрушителей — вот урок, который, по мнению Короленко, вынесла Россия из опыта революции.

С присущей ему откровенно­стью и бесстрашием Короленко открыто высказывал свои взгляды на политику большевиков. Его вы­сказывания стали известны Лени­ну, который мог уговорить М. Горького уехать из России в Италию под предлогом лечения туберкулеза, но изгнать Короленко за пре­делы своей Полтавы у него не получалось.

Письма Короленко к Луначарскому — это по существу преду­преждение о страшной беде, которая ожидает Россию, если ее ны­нешние руководители не осознают, в какой тупик завел страну и народ их схематический коммунистический максимализм.

Несколько дней спустя после этого заседания были освобожде­ны из-под стражи профессор С.И. Сазонов, арестованный по обви­нению в принадлежности к партии кадетов, а также другие предста­вители интеллигенции, принадлежавшие к этой партии. Некоторые из них вскорости эмигрировали.

Социалистическая идея, сосредоточенность на возвышенных идеалах, казалось бы, должны облагораживать общество, вести его действительно вперед. Однако в реальной жизни все не так просто. Социализм порожден проблемами западной цивилизации, составляет естественную часть ее многообразной, плюралистической духовной и идеологической сферы. Только в таком качестве он плодотворен. В нашей стране была установлена монополия социалистической идеи, от социализма было отсечено все культурное "сопровождение". Монополия социалистической идеологии привела к тому, что на ее базе была создана искусственная система ценностей, оторванная от реальности. Весь несоциалистический культурный слой, элита — интеллектуальная, политическая, художественная, были уничтожены. Для России, в которой культурный пласт никогда не был мощным, это — трагедия.

Интеллигенция, не разделявшая большевистских взглядов, даже если она не вела активную политическую борьбу, разрушала систему, идеологическую монополию самим фактом своего существования. М. Горький вспоминал, как однажды В. И. Ленин говорил об интеллигенции: "Но вы же видите как враждебно она настроена, как плохо понимает требования момента. Это — ее вина будет, если мы разобьем слишком много горшков". Бедные российские "горшки"! Начало 20-х гг., когда, казалось бы, произошло смягчение режима в связи с окончанием гражданской войны и переходом к нэпу, было связано с применением репрессий против интеллигенции, введением цензуры, закрытием небольшевистских печатных органов, "чисткой" в преподавательской и студенческой среде. Узнав состав сотрудников петроградского журнала "Экономист", издававшегося Техническим обществом, В. И. Ленин писал Ф.Э. Дзержинскому. ". Это, я думаю, почти все — законченные кандидаты на высылку за границу.

Все это явные контрреволюционеры, пособники Антанты, организация ее слуг и растлителей учащейся молодежи. Надо поставить дело так, чтобы этих "военных шпионов" изловить и излавливать постоянно и систематически высылать за границу". В постановлении ГПУ говорилось: ". Наиболее активные контрреволюционные элементы из среды профессоров, врачей, агрономов, литераторов высланы в северные губернии, часть за границу. Высылка активных контрреволюционных элементов из буржуазной интеллигенции является первым предупреждением советской власти к этим слоям".

Осенью 1922 г. из Советской России за границу была выслана большая группа специалистов в области гуманитарных наук — философы, историки, социологи, профессора университетов. Среди них: ректор Московского университета Новиков (зоолог), ректор Петербургского университета профессор Карсавин (философ), группа математиков во главе с деканом математического факультета МГУ профессором Стратоновым, экономисты — профессора Бруцкус, Ладыженский, Прокопович, историки — Кизеветтер, Флоровский, Мякотин, Боголепов, социолог П. Сорокин, философы — Бердяев, франк, Вышеславцев и др. Все кто был выслан за рубеж, не только выжили, но и получили возможность работать по специальности. Российская профессура начала века высоко котировалась на Западе. Такой необычный гуманизм большевиков являлся пропагандистской акцией. Л. Троцкий в интервью американской журналистке Л. Брайант сказал:

". В случае новых военных осложнений. мы вынуждены будем расстрелять их по законам войны. Вот почему мы предпочли сейчас в спокойный период выслать их заблаговременно. И я выражаю надежду, что вы не откажетесь признать нашу предусмотрительную гуманность и возьмете на себя ее защиту перед общественным мнением".

Обескровливание интеллектуальной элиты России не поддавалось разумному объяснению. На Западе просто не могли этого понять. Эмигранты пытались это сделать. Н. Устрялов утверждал, что ". в России происходит чисто животный процесс восстановления органических государственных тканей. И мозг страны не должен мешать этому процессу". Россия на многие десятилетия стала интеллектуальным донором Запада. Следовавшие одна за другой волны эмиграции (добровольной или насильственной) вымывали прежде всего высококвалифицированных специалистов.

Уже во второй половине 20-х гг. возможности для выражения небольшевистской точки зрения были исключены. Те, кого минула коса репрессий, находились в трудном положении, над ними все равно висел дамоклов меч. Вот как писал Ленин в 1922 г. по поводу специалистов, работавших в Госплане СССР: ". Подавляющее большинство ученых, из которых, естественно составляется Госплан, по неизбежности заражено буржуазными взглядами и буржуазными предрассудками. Проверка их с этой стороны должна составлять задачу нескольких лиц, которые могут образовывать президиум Госплана, которые должны состоять из коммунистов и следить изо дня в день во всем ходе работы за степенью преданности буржуазных ученых и за их отказом от буржуазных предрассудков, а также за их постепенным переходом нa точку зрения социализма". Однако их судьба также трагична. Большинство старых "спецов" было уничтожено в 30-е гг. Из высшего слоя сохранились единицы: В. И. Вернадский, И.П. Павлов, К.А. Тимирязев, Н.Е. Жуковский и некоторые другие ученые.

Особое положение было у И.П. Павлова. Нобелевский лауреат, знаменитый физиолог, после октября 1917 г. он заявил о своем решении уехать, но М. Горький сумел его отговорить. По свидетельству А.В. Луначарского (июнь 1921 г.), В.И. Ленин "приказал, например, осыпать всякими пайками и деньгами проф. Павлова, и это было сделано". Подобные шаги, отмечал он, делались по отношению к нескольким "так называемым европейским светилам культуры", которых беспрестанно приглашала к себе заграница и за бедственное положение которых большевикам посылали тяжелые упреки. Особое положение И.П. Павлова сохранилось и после смерти В.И. Ленина. Ему сходило с рук то, за что другие поплатились бы жизнью. Он публично, даже в студенческой аудитории, высмеивал "Азбуку коммунизма" Н.И. Бухарина и Е. Преображенского, говорил, что ". если то, что делают большевики с Россией, эксперимент", то для такого эксперимента он "пожалел бы предоставить даже лягушку". Условия у него были гораздо лучше, чем у других ученых (и в бытовом, и в научном плане), но НКВД неустанно следил за ним. К началу 30-х гг. сложилось уже пять томов с данными наружного наблюдения за домом Павлова. Однако ему удалось умереть собственной смертью.

С переходом к нэпу у части эмигрировавшей интеллигенции появилась надежда на возвращение России на естественнo-исторический путь развития. Они решили вернуться на Родину и способствовать ее возрождению. ". Так как власть революции — и теперь только она одна — способна восстановить русское великодержавие, международный престиж России, — наш долг во имя русской культуры признать ее политический авторитет" — эти слова принадлежат Н.В. Устрялову, бурная биография которого и трагическая судьба во многом отразили не только драму отечественной истории послереволюционного периода, но и политические, философские, нравственные искания российской интеллигенции. Русский политический деятель, публицист, Н.В. Устрялов играл заметную роль в партии кадетов с 1917 г. В 1918—1920 гг. он являлся председателем Восточного отдела ЦК кадетской партии и "Русского бюро печати". После разгрома А. Колчака Н. Устрялов перебрался в Харбин и с этого времени стал одной из наиболее колоритных фигур русской эмиграции. Именно он в 1920 г., когда еще продолжалось кровопролитие гражданской войны, выдвинул и обосновал программу "смены вех". К этому году появилась и его нашумевшая книга "В борьбе за Россию", в которой Устрялов выступил в поддержку большевиков, боровшихся с интервентами, с крестьянскими и другими выступлениями.

Чем объясняется столь необычная позиция крупного кадетского деятеля и известного интеллектуала? Попытка объединить либерально-демократические устремления с великодержавными имперскими амбициями еще до революции являлась одной из противоречивых политических установок партии кадетов. Н. Устрялов и его единомышленники после 1917 г. явно сместили баланс в сторону великодержавности, в том числе ценой поддержки большевиков. Однако трагедия "сменовеховцев" в том, что большевики не только не спешили опереться на подставленное плечо, но и использовали их в политической борьбе. Тем не менее Н. Устрялов и его единомышленники развернули активную кампанию за возвращение патриотически настроенной эмигрантской интеллигенции в СССР. Судьба "возвращенцев" беспросветна — они все пали жертвами репрессий. В 1935 г. вместе с другими сотрудниками КВДЖ вернулся в СССР и Н. Устрялов. Его арест я гибель в ГУЛАГе подвели черту под иллюзиями русской интеллигенции.

Советская интеллигенция

Общество, имевшее ярко выраженную антизападную ориентацию, нуждалось в другой интеллигенции. Старая российская интеллигенция проповедовала преимущественно европейские традиции, поэтому ее судьба и оказалась предрешенной. Либо ее представители примут новые ценности, либо будут уничтожены. В рамках новой системы они существовать не могли, они разрушали ее фактом своего существования. Однако на первых порах обойтись без старой интеллигенции было нельзя. Проводилась политика использования так называемых "спецов" под жестким контролем коммунистов.

Одновременно уже в годы гражданской войны развернулся процесс создания новой интеллигенции, которая была призвана обслуживать общество на новом этапе. Создавались высшие учебные заведения, которые готовили новую интеллигенцию, исповедующую социалистические ценности в марксистско-ленинском варианте. Это проповедники, которых называли пропагандистами.

В 1918 г. была открыта Социалистическая академия, переименованная в 1924 г. в Коммунистическую. В 1919 г. стал функционировать первый в стране партийный вуз. Коммунистический университет им. AM. Свердлова (Москва). В 1921 г. такой университет был создан в Петрограде, затем они появились в других губернских городах. Тогда же возник Коммунистический университет народов Востока. В 20-е гг. была создана разветвленная сеть совпартшкол. Возникали другие учебные и научные центры, призванные готовить специалистов в области социалистической идеологии.

Заново создавались многие обществоведческие дисциплины на основе марксизма-ленинизма. Колоссальными тиражами издавались труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, других деятелей большевистской партии. В 1921 г. стал функционировать институт Маркса и Энгельса, в 1923 г. — институт Ленина. Институт Красной профессуры поставлял преподавательские кадры новой генерации. Он готовил преподаватели общественных наук — марксистской политической экономии, марксистской философии, советского строительства, новейшей истории. Преподавателей марксистских общественных наук готовили также институты РАНИОН (Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук), факультеты общественных наук (ФОНы) в университетах, в том числе в Московском. Задача, Которая ставилась перед марксистскими преподавательскими кадрами, — насаждать новое мировоззрение, социалистическую систему ценностей через образование.

К началу 30-х гг. необходимость в старых спецах практически отпала. Новая интеллигенция вступила в общественную жизнь. Она была воспитана в других традициях, чем старая российская интеллигенция. Она не нуждалась в большинстве своем в демократии, свободе творчества и других "буржуазных штучках". И тем не менее это не решало проблемы. Интеллигенция, в большинстве, занята творческой работой, пытается размышлять и все осмысливать, поэтому неизбежно она выходит за рамки социалистической идеологии и, следовательно, действует против системы. В силу этого и новая, так называемая партийная, коммунистическая, советская интеллигенция была предметом неусыпного наблюдения власти и разного рода репрессий.

При искусственной, монопольно господствовавшей системе ценностей не требовалось большого культурного слоя, развитой элиты, которая могла бы выявить искусственность и порочность системы. В связи с этим развернулся процесс примитивизации элиты, особенно политической и управленческой. Г. Орджоникидзе, фельдшер по образованию, руководил тяжелой промышленностью, юнкер В. Куйбышев — ВСНХ СССР, малограмотный Л. Каганович длительное время являлся членом узкого круга высших руководителей. Да и сам полубог И. Сталин не смог закончить даже духовной семинарии. Вожди, пришедшие на смену И. Сталину, также не блистали отточенностью интеллекта. Н.С. Хрущев, не имел среднего образования. В 1929 г. был принят в Промышленную академию. Однако проучился там недолго. С января 1931 г. — он на партийной работе. Этот человек длительное время входил в число высших руководителей, в 1953 г. стал первым секретарем ЦК КПСС, с 1958 г. — Председателем Совета Министров. Л.С. Брежнев благополучно с 1964 г. по 1982 г. был Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Верховного Совета СССР, сосредотачивая в своих руках неограниченную власть. Но его нельзя назвать образованным человеком. Вожди идеологического фронта, надзиравшие за интеллигенцией, — А.А. Жданов, М.А. Суслов и другие славились в буквальном смысле слова мракобесием.

Трудно, с перекосами, но общество вновь обретает в настоящее время полифоническую, плюралистическую духовную сферу. Традиционные религиозные ценности стремительно утверждаются в общественном сознании. Социалистическая идея теряет харизматический оттенок, подвергается критике, а порой — и осмеянию. Однако, я убеждена, что она не уйдет в прошлое вместе с тоталитарной эпохой Она сохранится в культуре, занимая в ней естественное и достойное вместо.

Преподаватели российских вузов обычно относят себя к русской интеллигенции, и не затронув этого важнейшего мировоззренческого аспекта - невозможно понять отношения нынешней власти к высшему образованию.

Интеллигентность в 1980-е гг. связывалась в обществе с порядочностью, тактичностью, независимостью перед начальством. Поэтому было непонятно, зачем по поводу феномена интеллигенции агитпроп "реформаторов" с начала 90-х гг. запустил несколько мифов и проявлял удивительную боязнь и ненависть к ней, пытаясь то задобрить ее, то купить, то изничтожить. Одним из мифов является то, что интеллигенция - понятие чисто русское, а в других странах не встречается.

Обратимся к энциклопедии "Британика-2002", из которой выясним интересные и много объясняющие вещи. Оказывается, понятие intelligence имеет целых три трактовки.

Английское обозначает "приспособление, маскировка", поэтому секретная служба в Британии именуется "интеллидженс сервис". Насколько далеко это понимание для нас - показывает реакция одного коллеги, который немного обиделся, узнав про сравнение своего сословия со спецагентами.

Во Франции, а также во многих странах Европы интеллигент означает креативную (творческую) личность, и это слово - похвала не только для человека, но и для созданных им творений. Французы могут сказать с одобрением: "интеллигентный автомобиль", "интеллигентный стиль". Значение интеллигенции в культуре Франции огромно, ее трагедия - это беда всей нации.

Писатель Ромен Роллан отразил в романе "Очарованная душа" "крестный путь" французской интеллигенции 1930-х гг., - и правда, в ее судьбе много общего с положением преподавателей вузов во время грабительских "реформ", когда из новой "элиты" вытеснялись личности, проложившие себе путь трудом и талантом:

"Целый класс средней трудовой интеллигенции старого типа - лучшая, наиболее честная и бескорыстная часть либеральной буржуазии - сгорала на медленном огне. Ее разорили и истребили война, замаскированное банкротство, потеря с трудом накопленных сбережений, нищенские заработки и ее невозможность приспособиться к новым условиям, которые требовали людей иной породы, породы хищников. Как и интеллигенция германская и австрийская, сраженные ранее нее, она угасала стоически, без негодующих воплей. Уже не впервые отмечала история подобные катастрофы, поражавшие наиболее благородные части человеческого Града. Такие крушения неизбежно наступают после больших войн и социальных потрясений".

Эта цитата - достаточное обоснование того, что само понятие "интеллигент" распространилось в России благодаря французскому и в целом европейскому влиянию. Но не спешите с выводами: энциклопедия "Британика" относит русскую интеллигенцию к третьему виду, для которого характерны. "неспособность к компромиссам, признание только своей точки зрения", и "ее представителями являются Ленин, Сталин, Добролюбов, Чернышевский"!?

Откуда же взято сие мнение? Как мне кажется, англичане проштудировали большевистский курс истории академика М.Н. Покровского "Русская история в самом сжатом очерке", где интеллигенция представлена главной революционной силой. Уже и сам-то очерк можно найти случайно "на развалах", а патологическая боязнь интеллигенции проявилась у новых хозяев "независимой" России, родом из перекрасившегося ЦК КПСС.

ТРИ ПУТИ ИНТЕЛЛЕКТА

Выскажу свое мнение по поводу понятия "интеллигенция". В действительности, им обозначается одно и то же явление - это СОСЛОВИЕ ОБРАЗОВАННЫХ, САМОСТОЯТЕЛЬНО МЫСЛЯЩИХ ЛЮДЕЙ. Только пути интеллекта зависят в Англии, Франции и России от особенностей самих стран, их кардинальных отличий.

В АНГЛИИ, ГДЕ СЧИТАЕТСЯ ГЛАВНЫМ ПРЕУСПЕВАНИЕ И ПРИНЦИП "КАЗАТЬСЯ, А НЕ БЫТЬ", ИНТЕЛЛЕКТ ПРИНЯТО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ, выработки имиджа, чтобы заработать на этом прибыль. Это доминанта мировоззрения островной нации, повелевающей континентами. Приспособление может трактоваться в разных смыслах: это умение учесть обстоятельства, плюсы и минусы личного положения, выявить проблемы. Нередко британский ученый отправлялся в другие края, десятками лет изучал их обычаи и культуру, чтобы включить новые страны в орбиту Британии. Именно выходец из Шотландии М. Барклай де Толли предложил Александру I приспособить войну с Наполеоном под особенности России, вымотав армию неприятеля без сражений, в лесах и болотах. Данное развитие может получить интеллект в государстве, где давно не только существует класс ответственной олигархии, но и четко определены интересы державы.

ФРАНЦУЗСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ КУЛЬТИВИРУЕТ В СЕБЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА. Индивидуализм - отличительная черта ее искусства, которая доходит до пределов, нам иногда непонятных.

Например, как можно узнать из романа Д. Вейса "Нагим пришел я", в семье знаменитого скульптора Родена грамоте обучился только Огюст. Его отец был неграмотным, поэтому состоял на низкой должности в полиции и постоянно терял работу. Неграмотными были сестры Родена и жена Роза, которая не могла до старости даже ответить на письма. При этом брат отца Александр был учителем! Отец не мог попросить его дать ему уроки письма, а Огюсту в голову не приходило обучить родных писать.

Опять-таки не следует это воспринимать как недостаток. Для французских интеллигентов не свойственно кумовство. И творчество французских интеллигентов - писателей и художников - главным образом выражает особое видение автора. Очень точно эту черту французской живописи выразил в стихах поэт А. Федоров: "Вот семья - как оранжевый мыс. " При этом интеллигенция во Франции является представителем либерально мыслящей прогрессивной буржуазии. Этот путь интеллекта - возможно, спасение нации в стране, периодически захватываемой врагами.

Мы - другие. Россия - страна с громадными просторами, в которой необходимо действовать коллективно. Миром решали трудные задачи выживания крестьяне, жители государства, на вече, на советах - общие политические проблемы.

В РОССИИ ИНТЕЛЛЕКТ СТРЕМИТСЯ К ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВУ И ПОИСКУ ПРАВДЫ ДЛЯ БЛАГА ОБЩЕСТВА.

У Пушкина в "Барышне-крестьянке" находим вроде бы мелкий эпизод: юный барин, очаровавшись, как ему казалось, хорошенькой крестьянкой, начинает обучать ее читать и писать. После этого влюбленные могут обмениваться записками - и выигрывают от этого умения оба. Неудивительно, что когда в 1860-е гг. в Киеве были открыты первые воскресные школы, то за год их число в России увеличилось до 500.

В интересной статье И. Лисочкина, опубликованной несколько лет назад, объяснялось, что привычка называть "интеллигентом" каждого российского писателя, включая Пушкина и Лермонтова, порождена незнанием времени. Для дворян начала XIX в. это было оскорблением. "Интеллигентами" тогда именовали себя личности из разночинцев с нечесаными бородами или небрежно одетые дамы, пыхтящие папиросами. Но времена шли, и по мере разорения и разложения дворянства в пору реформ Александра II интеллигенция становится новой элитой, которая вытесняет прежнюю. В конце XIX в. к интеллигентам стали относить уже не только врачей, адвокатов, журналистов, но и управляющих банками, что можно узнать из чеховского рассказа "Маска".

Разумная политика власти должна была заключаться в том, чтобы в лице интеллигенции иметь аналог интеллектуальной оппозиции дворянству, ведь она куда более трезво смотрит на содеянное верхами, чем правящая группировка.

ХОЖДЕНИЕ В НАРОД

В последние годы особенно оболгано хождение интеллигенции в народ. А. Бушков в своем "Красном монархе" буквально измывается над якобы глупыми, не знающими жизни интеллигентами, попавшими в рабочую или крестьянскую среду.

В середине и второй трети XIX в. в вузы России пошли по призванию, нередко выучившись на "медные деньги", многие будущие знаменитые врачи, педагоги, ученые, писатели: И.И. Мечников, И.М. Сеченов, П.Ф. Лесгафт, Д.И. Менделеев, А.С. Попов, Н.А. Морозов, В.И. Вернадский, А.П. Чехов, В.В. Вересаев. Что ни имя - то эпоха в русской науке и культуре! Они создали особую одухотворенную среду для остальных, а таланты самородков требовали поприща для реализации проектов. И вот эти-то люди начали обнаруживать трагический разрыв между мировым прогрессом и возможностями тогдашнего строя России. Знали они положение в стране не из книг. Книжный идеал среди таких подвижников не ценился:

"То, что последняя книга покажет,
То на душе его сверху и ляжет", -

с презрением писал Н.А. Некрасов о "современном герое".

Откуда возникало у интеллигента отрицание правящего режима? Это очевидно из фактов, приведенных М.Н. Покровским.

Представьте себе, что вы врач, работающий в Москве при "царе-освободителе", а в окрестности ткацкая фабрика. На ней туберкулезом больна каждая десятая ткачиха. Поступает множество изувеченных станками, поскольку на заводе проход между механизмами со вращающимися зубчатыми колесами составляет полметра, а футляры для них почему-то лежат рядом. На Соколовской мануфактуре за два года на 1000 рабочих каждой специальности было изувечено: 67 ткачей, 535 слесарей, 625 токарей и свыше 750 котельщиков. Везде в кухнях и столовых была невообразимая грязь и теснота. Это же подтверждал врач В.В. Вересаев. Фабрики создавали очаги эпидемий, которые угрожали городу, вам и вашей семье, а хозяин мог быть чубайсоподобным, который заявлял: пусть сдохнут, русские бабы еще нарожают.

Инженер, приехавший за город, убеждался, что электрического света не было даже в деревнях вокруг дачи московского генерал-губернатора. Геохимик узнавал, что Россия, имеющая богатые месторождения соли, покупает ее в Бельгии. Адвокат видел, что крестьяне небольших деревень настолько неграмотны, что не в состоянии составить исковое заявление, поэтому их не грабит только самый ленивый чиновник. Учитель, желавшей работать в воскресной школе на пользу просвещения, выяснял, что места для него нет, так как школы закрыты "борцами с терроризмом". Это при том, что на образование в России выделялось в десятки раз меньше денег, чем в Англии.

В официальных же газетах в это время обсуждали благотворительный бал, высокий "европейский политик" и, конечно, новые "реформы".

Русская интеллигенция не могла опираться на созидательный и ответственный класс капиталистов - его не было прежде, нет и сегодня. Не помогла и армия, "умывшая руки", объявившая себя вне политики. Интеллигенты не считали возможным скрыться в оболочке индивидуального, понимая, что это было бы гибелью для страны, не могли приспосабливаться под среду, а стали ее изменять. Иногда учителям, врачам для этого приходилось брать в руки оружие и погибать на виселице. Главным же средством интеллигентов, привлекавших сторонников из разных слоев общества, был пример яркой, вдохновенной жизни, освещенной светом собственного идеала.

При Александре II они объясняли вред и противодействовали губительной политике "свободного рынка". Александр III стал проводить покровительственную промышленную политику, отказавшись от разорявшего страну "свободного рынка", что сразу создало реальный промышленный рост. Были введены законы, ограничивающие произвол хозяев, защищающие рабочего и крестьянина. Это были немалые достижения общества.

Интеллигенты поддерживали не царя или партии, а улучшение жизни народа и возможности его и своей самореализации. Когда к власти пришли большевики, то попрание ими святынь, государственный террор вызвали протест интеллигентов. И тогда такие как Ленин, сами многим обязанные русским интеллигентам, стали орать, что это г. нации. Позже немало интеллигентов погибло в сталинском ГУЛАГе.

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И КУЛЬТУРА

Направленность действий интеллигенции глубоко органична для русской культуры, которая основана на интересе к правде жизни, истории, ко всем людям, а не только к "звездам".

Известно значение гоголевской "Шинели" для развития литературы, пушкинских "повестей Белкина", но очень характерно в этом смысле творчество художника В. Верещагина, поставившего целью "бить войну", показывая ее неприглядные стороны, и выпустившего в пику публикациям про знаменитости сборник рассказов о "невыдающихся людях" России - первые записи историй жизни крестьянина, нищенки, приказчика, рабочего, с портретами.

К.С. Станиславский многое сделал, чтобы вытащить рыночный театр из дешевых антреприз и обслуживания подгулявших купцов. Он начал воссоздавать в спектаклях мир прежней России. Этот интеллигент, обычно изображаемый мэтром в пенсне, однажды на ярмарке накупил так много старых вещей крестьянского быта, что не мог их увезти. Тогда он закопал их, а потом вернулся, чтобы достать "клад" для своего спектакля.

Великие русские актеры-интеллигенты отличались вниманием к людям разных сословий, наблюдая за ними в жизни, изучая их походку, манеру говорить, привычки, что делало образ необычайно достоверным. Русский театр был не просто игрой лицедеев, а правдивым разговором о жизни со зрителем.

Весьма непростыми были взаимоотношения интеллигенции с религией. Такие люди шли в церковь не потому, что там стояли толпы или истово крестились члены императорской фамилии, но их путь через тернии часто все равно вел к Богу.

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЮ СНОВА ТРАВЯТ

В начале 90-х по радио я услышал сладкоречивые заклинания горбачевцев: интеллигенция - совесть нации, помоги перестройке. Интеллигенция - создатель и распространитель новых концепций и идей. Это не значит, что принадлежность к ней - гарантия добродетелей и совести, как прежде большевики подавали "пролетарское происхождение". Интеллигенция обоснованно критиковала разложившуюся коммунистическую верхушку и поддержала демократию - но опять-таки, увидев, какое "мурло" порой поперло из прежних высокопоставленных коммунистов-"демократов", перестала оказывать поддержку партиям и кандидатурам официоза.

В ответ был ликвидирован барьер явки на выборы и запущены грязные выборные технологии: обойдемся без вас! На интеллигенцию спустили "медиа-шавок", которые стали доказывать ее ничтожность и ненужность.

"Окормляясь" в Англии, Горбачев, а также СПС, видимо, познакомились с британской энциклопедией и опасностью интеллигенции, - но коварные британцы, возможно, так сформулировали определение, чтобы новые деспоты России уничтожили носителей интеллекта, ведь тогда с державой будет покончено.

В этом смысле многое было достигнуто. Финансирование вузов урезается уже 12 лет подряд(!), преподавателям оставлена нищенская зарплата. Реформы сопровождались упадком русской культуры, так как исчезало внимание к простому человеку - не "звезде" или "олигарху".

Одновременно власть осыпала премиями узкую группку прежних академиков, режиссеров, писателей. Ельцин приглашал к себе академика Д.С. Лихачева, режиссера Э.А. Рязанова, актера О.В. Басилашвили, видимо, стараясь сделать из них "вождей" интеллигенции. Тем же, кто отказывался следовать за режимом, ельцинским агитпропом был уготован ярлык "красно-коричневых".

В середине 1990-х гг. в телепередаче один из "новых" чиновников выразил надежду, что интеллигенция превратится в советников и экспертов власти, а в прежнем виде. исчезнет. Режим бесило, что русские интеллигенты даже после посулов не стали менять свою точку зрения на военный переворот и грабеж страны, именуемый "приватизацией".

Судьба интеллигенции всегда была нелегкой. Р. Роллан описывал картину разложения французской интеллигенции после Первой мировой войны, когда социальные заказы стала выполнять часть бывших борцов за правду, а теперь новых слуг: "Теснясь у хозяйской кормушки, они хотят всех уверить в своей независимости. Между этими гордыми интеллигентами и хозяином. установилось молчаливое соглашение, подобное тому, которое существует для домашних животных. Делай, что хочешь, но только в моем загоне. На таких условиях я готов тебя кормить". Часть творческих людей отвлеклись на защиту литературной собственности, что устраивало власть: "все это только ради узких профессиональных интересов, ради охраны авторских прав изданий, переводов, реклам по распространению, согласно принципу: услуга за услугу".

А. Дольский пишет о сходном явлении в России: "рот правдивый забила валюта, совесть выпила пьяная власть". И все же такие, как Р. Роллан, мыслили и обличали.

Правда все равно побеждает. "Противно вспоминать", - говорят сегодня студенты о "всенародном", и американцы тоже разделались с ним и его слугами фильмом "Проект Ельцин". Многое в фильме, который посмотрели уже сотни миллионов зрителей по всему земному шару, совпадает с отношением русских интеллигентов к ширме мафиозного режима.

Интеллигенция ожидала нового курса с 2000 г., но получила "глобалистов" во главе государства. В переводе на русский это означает, что последние оставляют бизнесу право что ему заблагорассудится делать с наемными работниками, и мы бодро движемся к "России, которую потеряли".

Несколько лет назад "фирма" могла красить модные сумки в грязном корыте с краской, а разглаживать их плоскими камнями или предложить выпекать прямо в квартире керамическую плитку. Последние годы ознаменовались "оборзением" хозяев по части их требований к подчиненным. К местным самодурам и психопатам (а таковые среди бизнесменов обоих полов не редкость) добавились иностранные "инвесторы". Одни запрещают женщинам присесть во время рабочего дня - уплывет кус прибыли, другие - приказывают учить наизусть списки вин или пирожных и их ингредиенты, третьи заставляют работать на сквозняке и холоде, четвертые - устанавливают 12-часовой рабочий день. Всем им плевать на то, заболеет или нет человек, есть ли у него малолетние дети. Все одержимы желанием сократить "ненужных".

Ведь в "новой" России прав у народа нет, а профдвижения пока не играют заметной роли, партии же существуют чаще на бумаге. Поэтому России требуются совестливые люди.

НЕ ВОЛНУЙТЕСЬ, РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ НЕ ИСЧЕЗЛА, И НЕ НАДЕЙТЕСЬ - НЕ ИСЧЕЗНЕТ! Она работает, приближая будущее, когда главным станет не бесчеловечное строительство "европейского дома", а созидание Российской державы во имя ее народа.

Читайте также: