Нидерланды национальный костюм кратко
Обновлено: 02.07.2024
Голландский народный костюм очень своеобразен. В нем слишком много вычурности, дорогих украшений, которые свидетельствуют о благосостоянии граждан в ту эпоху, когда костюм был главным признаком принадлежности к определенному классу.
Больше всего вопросов возникает к женскому головному убору. Что это за крылышки? Что за футуристические булавки, похожие на усики насекомых? Попытаемся разобраться.
Чепец hul (хюл)
Чепец - это головной убор из тонкой ткани, который плотно облегает голову. Например, знакомые каждому чепчики для младенцев по сути то же самое, что и голландский хюл.
Они появились в средневековье, чтобы уберечь мужчин от соблазнительного созерцания женских волос и ушей. Уши считались очень эротичным зрелищем, поэтому тщательно скрывались от посторонних глаз. В принципе, в развитии этой идеи средневековые европейцы остановились всего в одном шаге от паранджи. Так что канонический хюл должен закрывать волосы и уши. Если их видно, то это современное падение нравов. Чудесные крылышки призваны были скрывать лицо, вот так:
Немецкая шляпка dietse muts (дитсе мютс)
Второй тип головного убора шел по несколько иному пути развития. Изначально его носили беднейшие слои населения. Шапочка просто покрывала волосы, и по краю шло украшение из дешевого ленточного кружева. Эта шляпка по форме является предшественником панамки.
Однако в деле украшения голландки пошли очень далеко. Во-первых, стали расти размеры полей. В некоторых местностях только сзади, на затылке и шее, в других - на подобие павлиньего хвоста. В богатом варианте поля были настолько широкими, что в края приходилось вставлять обруч. Выглядело это очень эффектно
Во-вторых, чтобы широкополая шляпка не слетела с головы, ее следовало закрепить. Декоративность заколок конкурирует с красотой шляпок
Из всеобщего употребления национальная одежда голландцев вышла относительно недавно. В наши дни только жители рыбацких деревушек Схевенинген и Волендам, а также острова Маркен носят народный костюм в его полном составе. Такую приверженность к старине отчасти можно объяснить тем, что там искусственным путем происходит консервация старых черт быта, поскольку эти деревни являются этнографическими заповедниками, которые ежегодно посещаются массой туристов со всего мира. В этих деревнях мужские костюмы имеют много общего.
Национальный наряд состоит из черных мешковатых широких штанов длиной до колен и цветной (яркой) или однотонной черной рубахи с разрезом у горла, который застегивается на две крупные металлические пуговицы и небольшим воротником. Поверх рубахи принято надевать короткую черную куртку с пуговицами, пришитыми в два ряда. Традиционно принято такую куртку заправлять в брюки. На голову мужчины надевают небольшие плоские кепки с лакированным козырьком.В отличие от мужского женский национальный голландский костюм существенно разниться по деревням.
Самым древним принято считать платье женщин с острова Маркен. Его характерная черта – это пестрота и яркость. На белые полотняные рубашки с длинными рукавами, украшенные вышивкой или обшитые кружевами, маркенские девушки и женщины одевают полосатые кофты, сшитые из хлопчатобумажной ткани. Рукава у таких кофт короткие и узкие, из-под которых ниже локтя виднеются рукава рубахи. Поверх кофт надеваются темно-коричневые корсеты без рукавов, которые наглухо закрывают всю женскую грудь и зашнуровываются сзади или спереди тесьмой. Национальный корсет украшается вышивкой, преимущественно в розовых и красных тонах. Довольно часто корсеты передают как фамильную реликвию из поколения в поколение. Именно по этой причине женщины в обыденные дни на свой корсет надевают ситцевый пестрый чехол. Зимой принято носить темные суконные куртки. Национальная темная юбка собирается у талии в густые сборки, а поверх повязывается светлый полосатый или клетчатый фартук.
Традиционный женский головной убор в Голландии очень своеобразный и сложный, украшенный вышивкой и кружевными узорами. Национальный голландский женский наряд дополняют бумажные или шерстяные чулки и деревянные башмаки белого цвета.
У большинства путешественников Голландия ассоциируется, прежде всего, с полями разноцветных тюльпанов, деревянными башмаками (кломпами), ветряными мельницами, живописными каналами и необычными законами. Если же спросить местного жителя о культуре Нидерландов, то он наверняка назовет искусство, живопись и футбол главными ценностями страны. Итак, давайте узнаем, чем славится эта удивительная земля, и какие ее богатства можно причислить к сокровищам мировой культуры.
Искусство и архитектура
Голландцы с особым трепетом относятся к тем, кто прославил их страну на весь мир, и считают их чуть ли не главными символами Королевства. Среди величайших представителей культуры Нидерландов наиболее почитаемы:
- Художники: Винсент ван Гог, Амброзиус Босхарт, Элиас ван ден Брук, Ян ван Дейк, Рембрандт, Франс Хальс, Герард Терборх, Ян Вермеер, Питер де Кох и др.
- Архитекторы: Якоб ван Кампен, Ливен де Кей, Питер Кейперс, Хендрик Берлаге, Март Стам, Якобус Ауд.
Среди других знаменитостей страны следует отметить:
Культурные символы Голландии
Особую яркость, неповторимый колорит и самобытность Нидерландам придают ее национальные символы, к которым относят:
- Тюльпаны. Главный цветок, украшение и гордость страны, представленный в невероятном разнообразии форм и оттенков. Во времена тюльпаномании (XVII в.) за три луковицы этого растения можно было купить дом, а одну давали в качестве приданого на свадьбу.
- Кломпы – деревянные башмачки, самая эффектная деталь национального голландского костюма. Сегодня используются редко и продаются как сувениры.
- Ветряные мельницы. Являются уникальными музеями под открытым небом и одними из излюбленных моделей фотографов со всего мира. Раньше использовались для орошения болот, изготовления муки, масла и красок, сегодня мельницы – популярные экскурсионные объекты.
Голландия – традиции и обычаи
Голландцы никогда не выпячивают свое богатство, не лезут в спор и не опаздывают. Их жизнь строго регламентирована и подчиняется негласным правилам. Например, прием пищи для жителей Нидерландов – это целый ритуал, который неукоснительно соблюдается дома или в заведениях. Здесь не принято готовить или заказывать порцию больше, чем можно съесть за один раз. Рестораны предназначены исключительно для еды, поэтому танцевать в них – это дурной тон, а чтобы развлечься, следует выбирать только ночные клубы.
Семейные традиции Нидерландов
Семья в Голландии – это обособленная ячейка общества, куда входят супруги, дети и самые близкие родственники. Родители учат своих отпрысков уважению, культуре и терпимости буквально с пеленок. В отличие от консервативной Англии, в Нидерландах приветствуются всякого рода эксперименты, в том числе и во взаимоотношениях внутри семьи. Отец и мать всячески стараются развить в детях самостоятельность, поэтому многие вопросы даже в младшей школе решаются исходя из мнения учеников, а не их родителей. Старшее поколение также не отличается чопорностью: бабушки и дедушки резво гоняют на велосипедах и уверенно смотрят в будущее, постигая и в 70 и в 80 лет новые навыки и профессии.
В брак голландцы вступают в осознанном возрасте, при этом предпочитают связывать себя семейными узами с представителями своей же этнической группы и соответствующего социального уровня. Традиции развода в Нидерландах обеспечивают социальную защиту как детям, так и бывшим супругам: голландские мужчины не уклоняются от уплаты алиментов и стараются обеспечить всех своих детей, независимо от их количества. Бракоразводный процесс в Королевстве – это, прежде всего, четкое определение прав детей и прав родителей на их воспитание.
Праздники в Голландии
Легкие на подъем, либеральные и веселые голландцы обожают праздники и стараются отмечать их с размахом. Самые главные торжества связаны с религией – день Святого Николая, Рождество, день Святого Мартина, Пасха и Троица. Широко отмечают здесь и мусульманский праздник Разговения, который в последнее время приобрел неформальный статус национального.
Рождественские традиции в Голландии связаны, прежде всего, с желанием местных жителей украшать всё вокруг: витрины магазинов, дома, деревья, улицы и площади. Обязательное угощение – “oliebollen”, напоминающее пончики, продается на каждом углу, в специально установленных мобильных павильончиках.
Традиции и обычаи Нового года в Нидерландах схожи с общеевропейскими: подарки здесь вручает сказочный бородатый человек, которого называют Керстманом. 31 декабря под звук автомобильных клаксонов и взрывающихся хлопушек начинаются веселые и шумные проводы уходящего года. В каждом доме накрывают богатые столы, члены семьи дарят друг другу подарки, после чего молодежь отправляется в ночные клубы, чтобы до утра танцевать и развлекаться.
Нидерланды – это не только тюльпаны, кофешопы и красные фонари. Это еще и многочисленные музеи, живописные каналы, старинные мельницы, средневековые замки и потрясающая архитектура современности. Посетить Нидерланды – значит влюбиться в эту страну навсегда!
Музеи Голландии – это не пыльные залы со скучными экспонатами. Это настоящая феерия шедевров искусства, красок, звуков, обычно с интерактивной составляющей. Путешествуя по Нидерландам, непременно включите в программу посещение хотя бы нескольких самых интересных музеев.
Интересные факты о Нидерландах расскажут будущим туристам о том, почему называть эту страну Голландией неверно, какой вид транспорта лучше выбрать для путешествия по городам, где на самом деле находится столица государства и куда ехать, чтобы увидеть знаменитые нидерландские мельницы.
Свадьба в Нидерландах обещает стать грандиозным событием, даже если провести ее символически. Потрясающая природа, красивые локации – от национального парка до футбольного стадиона – позволят молодой паре выбрать идеальные условия для проведения свадьбы, которая запомнится на всю жизнь.
Глава III . 1640 – 1670 гг.
ГОЛЛАНДСКАЯ МОДА ЕВРОПЕЙСКИХ ДВОРОВ
Фото 1. Свадебный костюм Иоганна-Георга I Саксонского (1585 – 1656). Инвентарный №: i. 0015. Время изготовления: 1604 г. Место производства тканей: Италия. Пошив: предположительно Дрезден, Курфюршия пошивочная мастерская. Место хранения: Оружейная палата Дрездена, Германия[1]
Фото 2[2]. Три парадных костюма, принадлежавших Карлу X Густаву. Время изготовления: костюмов слева и справа – 1654 г., костюма в центре – до 1654 г. Место хранения: Королевская оружейная палата Стокгольма, Швеция
Вполне возможно, что, подобно истории с рингравом, возникшая в Голландии мода на широкие прямые штаны, будучи принята во Франции, была окончательно оформлена французскими модельерами и уже потом пришла в другие страны Европы. Одним из подтверждений этой гипотезы служит гардероб короля Швеции Карла X Густава, который отдавал предпочтение именно прямым широким штанам по колено (фото 2). Многие из его парадных костюмов 1647 г. и 1654 г., и в том числе коронационные одежды 1654 г., были изготовлены во Франции или сшиты французским портным, обосновавшимся в Стокгольме.
Городское ополчение (милиция, или гражданская гвардия города) в Нидерландах возникло во время испанского владычества и получило свое развитие в период Восьмидесятилетней войны. Службу в нем несли знатные горожане, которые сами обеспечивали себя экипировкой, лошадьми и оружием. Примечательно, что гвардеец, пожелавший быть изображенным на картине, платил за свое место на ней. В зависимости от платы художник мог изобразить его в полный рост, по пояс, по плечи или написать только голову[i].
Фото 1. Офицеры и другие гражданские гвардейцы III района Амстердама под командованием капитана Алларта Клока и лейтенанта Лукаса Якобса Ротганса, 1632 г. Художник: Томас де Кейзер (Thomas de Keyser). Время создания: 1632 г. Материалы: холст, масло. Размеры: 220×351 см. Вес 100 кг. Объект №: SK-C-381 . Место хранения: Рейксмюсеум, Амстердам, Нидерланды[ii]
Фото 2. Офицеры и другие гражданские гвардейцы XI района Амстердама под командованием капитана Райнира Рейала и лейтенанта Корнелиса Михилса Блау, 1637 г. Авторы: голландские художники Франс Халс (Frans Hals, 1582/1583 – 1666) и Питер Кодде (Pieter Codde, 1599 – 1678). Время создания: 1637 г. Материалы: холст, масло. Размеры: 209×429 см. Объект №: SK-C-374 . Место хранения: Рейксмюсеум[iii]
Фото 2а. Мартен Соулманс (1613 – 1641). Автор: голландский художник Рембрандт ван Рейн (1606 – 1669). Место и время создания: Амстердам, 1634 г. Материалы: холст, масло. Размеры: 207,5×132 см. Объект №: SK-A-5033 . Место хранения: Рейксмюсеум[iiia]
Фото 3. Веселая компания, фрагмент. Автор: голландский художники Дирк Халс (Dirck Hals, 1591 – 1656). Время и место создания: около 1635 г., Харлем, Нидерланды. Материалы: холст, масло. Размеры: 52×83 см. Инвентарный №: BF .1978.15. Место хранения: Музей изобразительных искусств, Хьюстон, Техас, США[iv]
Фото 4. Веселая компания. Автор: Дирк Халс. Время создания: первая половина XVII в. Материалы: панель, масло. Размеры: 45×67,5 см. Место хранения: частная коллекция[v]
Фото 5. Веселая компания, фрагмент. Автор: Дирк Халс. Время создания: 1640 г. Материалы: дерево, масло. Место хранения: Музей изобразительных искусств, Будапешт, Венгрия[vi]
Фото 6. Офицеры и другие гражданские гвардейцы IV района Амстердама под командованием капитана Яна Класа ван Флосвейка и лейтенанта Геррита Худде, 1642 г. Художник: Николас Элиас (Nicolaes Eliasz). Время создания: 1642 г. Материалы: холст, масло. Размеры: 340×527 см. Объект №: SK-C-1177 . Место хранения: Рейксмюсеум[vii]
Офицеры роты IV района Амстердама и, в частности, капитан Ян Клас ван Флосвейк и лейтенант Геррит Худе, показанные сидящими на первом плане, одеты в традиционные черные костюмы с кюлотами. А стоящие по обе стороны от них гвардейцы носят одинаковые костюмы, которые, видимо, следует считать полевой униформой. В них входят длинные колеты из кожи, которые комплектуются с кюлотами, а также со штанами, напоминающими узкие брюки по колено. Те и другие сшиты из тканей защитных цветов.
Фото 10. Офицеры и другие гражданские гвардейцы VIII района Амстердама под командованием капитана Рулофа Бикера и лейтенанта Яна Михилса Блау. Автор: голландский художник Бартоломеус ван дер Хелст (Bartholomeus van der Helst, 1613–1670). Время создания: 1640 – 1643 гг. Материалы: холст, масло. Размеры: 235×750 см. Объект №: SK-C-375 . Место хранения: Рейксмюсеум[ix]
Фото 11. Знаменосец
Наиболее роскошный костюм носит знаменосец (фото 11). Он сшит из серебристого муара и украшен галунами из золотых нитей, большим отложным воротником с кружевными фестонами и такого же качества манжетами. Низки его широких и прямых брюк декорированы множеством эгюйетт , которые сделаны из кружевных лент, сплетенных из золоченых нитей. Раструбы его сапог заполнены кружевами. В правой руке знаменосец держит шляпу со страусовыми перьями.
Фото 12. Офицер с тростью
Костюм гвардейца с тростью (фото 12) если и уступает наряду знаменосца в цене, то не на много. Судя по горжету, его владелец является офицером роты, что обязывает его одеваться не хуже своих подчиненных. Он носит бежевый костюм, состоящий из кожаного колета и бархатных широких штанов с бахромой из кружевных ленточек понизу и золочеными пуговицами на ширинке. Разрезы и швы костюма украшены позументом из позолоченной нити, который имитирует или на самом деле представляет собой застежку. На одной стороне разрезов располагаются мелкие круглые пуговицы, а на другой – петли для них. Как их знаменосец, офицер с тростью, носит гарнитур из большого белого отложного воротника с каймой из кружевных фестонов и таких же манжет на рукавах и бутхосах. На его голове красуется шляпа со страусовыми перьями.
Фото 13. Алебардщик
Третий владелец широких штанов с бахромой понизу одет намного скромнее (фото 13). Это – алебардщик, который носит полевую униформу. Его штаны сшиты из простой плотной ткани серого цвета. Они украшены узким лампасом из трех полосок тонкой тесьмы, которая также пущена по низкам его штанин, декорированных бахромой из ленточек. Однако вполне возможно, что тесьма и бахрома изготовлены из золоченых нитей.
Фото 14. Пикинер
Фото 15. Три варианта коротких прямокроенных штанов
Фото 16. Крупный план ноги первого аркебузира
В 1648 г. между республикой Соединенных провинций Нидерландов и Испанией был подписан Мюнстерский договор, который знаменовал окончание Восьмидесятилетней войны. С его заключением Соединенные провинции наконец обрели независимость от Священной Римской империи. Этому событию было посвящено несколько живописных полотен голландских художников, три из которых служат изобразительными свидетельствами по истории мужского костюма и, в частности, широких прямых штанов.
Фото 18. Прибытие голландского посланника Адриана Пау в Мюнстер в 1646 г. для мирных переговоров о завершении Восьмидесятилетней войны. Авторы: голландские художники Герард тер Борх Младший (Gerard ter Borch, 1617 – 1681) и Герард ван дер Хорст (Gerard van der Horst, 1581/82 –1629), автор пейзажа Мюнстера, который он написал на 20 лет раньше. Время создания: около 1646 г. (1645 – 1648). Материалы: холст, масло. Размеры: 100×161,5 см. Инвентарный №: 210 LG . Место хранения: Государственный музей Мюнстера, Германия[x]
Фото 19. Карета голландского посланника и ее охрана крупным планом
Фото 20. Празднование Мюнстерского мира 18 июня 1648 г. в штаб-квартире гражданской гвардии арбалетчиков (гвардии Святого Георгия) в Амстердаме. Автор: Бартоломеус ван дер Хелст. Время создания: 1648 г. Материалы: холст, масло. Размеры: 232×547 см. Инвентарный №: SK-C-2 . Место хранения: Рейксмюсеум[xi]
Картина показывает, что, согласно традиции, старшее поколение гвардейцев и офицеры в основном продолжают носить черные атласные костюмы со свободными кюлотами, которые комплектуются с чулками и туфлями, как правило, того же цвета. В то же время в праздничном гардеробе гвардейцев помоложе прочное место занимают широкие штаны защитного цвета. Однако они сшиты не из дешевого плотного полотна, а из хорошо драпирующейся тонкой шерсти. В зависимости от толщины кошелька гвардейца штаны могут быть богато украшены или вовсе лишены декора.
Фото 21. Слева направо: лейтенант Йохан Отгенс ван Вейверен, капитан Корнелис Янс, сержант
Фото 22. Барабанщик
Барабанщик в кирасе (фото 22) носит менее дорогой костюм того же фасона с более скудным декором из полосок золотой тесьмы. В него входят такие же широкие штаны, похожие на шорты. Они снабжены ширинкой, конструкция которой приближается к той, которая характерна для современных брюк. Она имеет в своей основе вертикальный разрез и застегивается на пуговицы. Штаны комплектуются с красными шелковыми чулками, сапогами и белыми бутхосами без кружев.
Фото 23. Рота капитана Йоана Хайдекопера и лейтенанта Франса Этгенса ван Вейверена во время празднования в Амстердаме заключения Мюнстерского договора, 1648 г. Художник: Говерт Флинк (Govert Flinck, 1615 – 1660). Время создания: 1648 – 1650 гг. Материалы: холст, масло. Размеры: 265×513 см. Инвентарный №: SA 7318. Место хранения: Амстердамский исторический музей, Нидерланды[xii]
Групповой портрет роты капитана Йоана Хайдекопера и лейтенант Франса Этгенса ван Вейверена (фото 23) был написан Говертом Флинком в том же 1648 г. и тоже приурочен к заключению Мюнстерского договора. Гвардейцы здесь изображены на одной из улиц или площадей Амстердама на фоне праздничного салюта. Сразу бросается в глаза, что почти все они носят дорогие костюмы с широкими прямыми штанами по колено.
Капитаном роты являлся Йоан Хайдекопер из Маарссефейна, очень состоятельный амстердамец из класса регентов, который был мэром города шесть раз[xiii]. Вероятно, он мог влиять на подбор контингента своей роты и старался принимать в нее только богатых горожан, которые имели возможность одеваться по последней моде у дорогих портных.
Фото 24. Капитаном роты Йоан Хайдекопер из Маарссефейна (1599 – 1661)
Фото 25. Знаменосец и лейтенант Франс Этгенс ван Вейверен (1619 – 1659)
Фото 26. Алебардщик и аркебузир
Штаны гвардейцев роты капитана Йоана Хайдекопера в основном украшены только позументами, которые обрамляют внешний шов и низки. Бахромой из лент декорированы лишь штаны мушкетера (фото 26) и гвардейца в шлеме с плюмажем из разноцветных страусовых перьев (см. фото 25). Однако в бахроме теперь используется не один, а два ряда лент, за счет чего она стала пышнее.
Читайте также: