Нидерландская полифоническая школа кратко

Обновлено: 04.07.2024

История нидерландской школы не имеет аналогий в развитии музыкального искусства и охватывает почти два столетия. К XV веку Нидерланды достигли высокого экономического и культурного уровня и превратились в процветающую европейскую страну. В этот период благотворно развивается художественная культура – нидерландская живопись и формируется новая музыкально-творческая школа.

Именно здесь сложилась нидерландская полифоническая школа – одно из крупнейших явлений музыки Возрождения. Для развития искусства XV столетия важное значение имело общение музыкантов из разных стран, взаимное влияние творческих школ. Нидерландская школа вобрала в себя традиции Италии, Франции и Англии.

Основой музыкальной культуры, как и во всех европейских странах, явилась народная музыка. Здесь бытовали любовные, застольные, песни о радостях и горестях жизни народной. Наряду с одноголосными песнями в нидерландском быту все шире распространялись и многоголосные песни. На этой богатой основе в XV — XVI веках развивалась так называемая школа полифонистов, знаменующая классический период развития европейской полифонии.

Полифония нидерландской школы сформировалась в борьбе с церковной реакцией, отстаивавшей устаревшие догмы старого культового одноголосия в противовес новым демократическим тенденциям в музыке. Не смотря на то что в творчестве нидерландских мастеров церковная музыка занимала большое место, много внимания уделяется и светским многоголосным песням, в которых нашёл отражение богатый мир идей и чувств, характерный для эпохи Возрождения.

Выдающийся представитель нидерландской школы: Гийом Дюфаи франко-фламандский композитор, один из родоначальников нидерландской школы. Заложил основы полифонической традиции в нидерландской музыке. Мастер духовных трёх-четырёх голосных месс и мотетов, а также светских трёх — четырёх голосные французские шансон, итальянских песен, баллад, рондо, жанров связанных с народным многоголосием и гуманистической культурой Возрождения. Искусство Дюфаи, впитавшее достижения европейского музыкального искусства, оказало большое влияние на дальнейшее развитие европейской полифонической музыки. Дюфаи первым среди композиторов начал сочинять мессу как цельную музыкальную композицию.
Месса — многочастотное произведение для хора, солистов, оркестра (органа) или хора a capрella на латинский текст католической литургии (мессы). Музыкальная форма мессы развилась из песнопений церковной службы и к XIV веку сложилось циклическое строение мессы. Основные разделы соответствуют первым словам текста:
1. Kyrie eleison — Господи помилуй
2. Gloria in excelsis Deo — Слава в вышних Богу
3. Credo in unum Deum — Верую в единого Бога (в православной церкви называется символ веры)
4. Sanctus Dominus Deus Sabaoth — Свят Господь Бг Саваоф и Benedictus — Благословен
5. Agnus Dei — Агнец Божий

Нередко, создавая мессу, Дюфаи брал хорошо известную мелодию, к которой добавлял собственную. Подобные заимствования для эпохи Возрождения, считалось очень важным для того чтобы в основе мессы лежала знакомая мелодия, которую молящиеся могли легко узнать даже в полифоническом произведении. Кроме церковной музыки Дюфаи сочинял мотеты на светские тексты. В них он также применял сложную полифоническую технику.

МОТЕТ (от французского motet — слово) — жанр вокально многоголосной музыки. Первоначально появился во Франции в XII — веке, в мотете соединялось несколько, чаще всего три самостоятельные мелодии с разными текстами: в нижнем голосе (тенор) — церковное песнопение на латинский текст, в среднем (мотет) и верхнем (триплум) — любовные или шуточные песни на разговорном французском языке.

Представителем нидерландской полифонической школы второй половины XV в. был Жоскен Депре. Композитор создавал не только церковные произведения, но и светские. В церковную музыку Депре привносил черты светских произведений: свежая, живая интонация нарушала строгую отрешённость и вызывала ощущение радости и полноты бытия. Однако чувство меры композитору никогда не изменяло. Полифоническая техника Депре не отличается изощрённостью. Его произведения элегантно просты, но в них чувствуется мощный интеллект автора. В этом и заключается секрет популярности его творений.


Младшими современниками Гийома Дюфаи были Йоханнес Окегем и Якоб Обрехт. Для произведений Окегема характерны строгость, сосредоточенность, длительное развёртывание плавных мелодических линий. Большое внимание он уделял полифонической технике, стремился, чтобы все части мессы воспринимались как единое целое. Творческий почерк композитора угадывается и в его песнях — они почти лишены светской лёгкости, по характеру более напоминают мотеты, а иногда и фрагменты месс.

Якоб Обрехт внёс немало нового в полифоническую традицию. Его музыка полна контрастов, смела, даже когда композитор обращается к традиционным церковным жанрам. В его музыке присутствует определённость мелодики вплоть до рельефного тематизма, чёткость общей структуры. Творчество Обрехта было более жизненным, реалистичным, нежели Окегема этим и были обусловлены особенности музыкального языка: определённость ритма, структуры, интерес к звукокрасочности. Многие эти черты были свойственны для народного творчества, поэтому Обрехт не случайно широко использует народную мелодику, применяет распространённое в народном многоголосии параллельное движение голосов. Отсюда более реалистический характер его творчества.

Эпоха Возрождения, или Ренессанс (фр. renaissance) - поворотный момент в истории культуры европейских народов. В Италии новые веяния появились уже на рубеже XIII-XIV вв., в других странах Европы - в XV-XVI столетиях. Деятели Возрождения признавали человека - его благо и право на свободное развитие личности - высшей ценностью. Такое мировоззрение получило название "гуманизм" (от лат. humanus - "человеческий", "человечный"). Идеал гармоничного человека гуманисты искали в античности, а древнегреческое и римское искусство служило им образцом для художественного творчества. Стремление "возродить" античную культуру дало имя целой эпохе - Возрождению, периоду между Средневековьем и Новым временем (с середины XVII в. до наших дней).

Полнее всего мировоззрение Ренессанса отражает искусство, в том числе музыка. В этот период, так же как в Средние века, ведущее место принадлежало вокальной церковной музыке. Развитие многоголосия привело к появлению полифонии (от греч. "полис" - "многочисленный" и "фоне" - "звук", "голос"). При таком виде многоголосия все голоса в произведении равноправны. Многоголосие не просто усложняло произведение, но позволяло автору выразить личное понимание текста, придавало музыке большую эмоциональность. Полифоническое сочинение создавалось по строгим и сложным правилам, требовало от композитора глубоких знаний и виртуозного мастерства. В рамках полифонии развивались церковные и светские жанры.

Нидерландская полифоническая школа. Нидерланды - историческая область на северо-западе Европы, которая включает территории современных Бельгии, Голландии, Люксембурга и Северо-восточной Франции. К XV в. Нидерланды достигли высокого экономического и культурного уровня и превратились в процветающую европейскую страну.

Её выдающиеся представители:

Дюфаи первым среди композиторов начал сочинять мессу как цельную музыкальную композицию. Для создания церковной музыки требуется незаурядное дарование: умение конкретными, материальными средствами выразить отвлечённые, нематериальные понятия. Трудность состоит в том, чтобы такое сочинение, с одной стороны, не оставило слушателя равнодушным, а с другой - не отвлекало от богослужения, помогало глубже сосредоточиться на молитве. Многие мессы Дюфаи вдохновенны, полны внутренней жизни; они словно помогают на миг приоткрыть завесу Божественного откровения.

Нередко, создавая мессу, Дюфаи брал хорошо известную мелодию, к которой добавлял собственную. Подобные заимствования характерны для эпохи Возрождения. Считалось очень важным, чтобы в основе мессы лежала знакомая мелодия, которую молящиеся могли легко узнать даже в полифоническом произведении. Часто использовали фрагмент григорианского песнопения; не исключались и светские произведения. Кроме церковной музыки Дюфаи сочинял мотеты на светские тексты. В них он также применял сложную полифоническую технику.

Жоскен Депре (1440-1521). Представителем нидерландской полифонической школы второй половины XV в. был Жоскен Депре, оказавший большое влияние на творчество композиторов следующего поколения. В юности он служил церковным певчим в Камбре; брал музыкальные уроки у Окегёма. В возрасте двадцати лет молодой музыкант приехал в Италию, пел в Милане у герцогов Сфорца (позднее здесь же служил великий итальянский художник Леонардо да Винчи) и в папской капелле в Риме. В Италии Депре, вероятно, начал сочинять музыку. В самом начале XVI в. он переехал в Париж. К тому времени Депре уже был известен, и его пригласил на должность придворного музыканта французский король Людовик XII. С 1503 г. Депре вновь поселился в Италии, в городе Феррара, при дворе герцога д'Эсте. Депре много сочинял, и его музыка быстро завоевала признание в самых широких кругах: её любили и знать, и простой народ. Композитор создавал не только церковные произведения, но и светские. В частности, он обращался к жанру итальянской народной песни - фроттоле (ит. frottola, от frotta - "толпа"), для которой характерен танцевальный ритм и быстрый темп. В церковную музыку Депре привносил черты светских произведений: свежая, живая интонация нарушала строгую отрешённость и вызывала ощущение радости и полноты бытия. Однако чувство меры композитору никогда не изменяло. Полифоническая техника Депре не отличается изощрённостью. Его произведения элегантно просты, но в них чувствуется мощный интеллект автора. В этом и заключается секрет популярности его творений.

Иоханнес Окегём (1430-1495), Якоб Обрехт (1450-1505). Младшими современниками Гийома Дюфаи были Йоханнес (Жан) Окегём (около 1425-1497) и Якоб Обрехт. Как и Дюфаи, Окегём был родом из Фландрии. Всю жизнь он усердно трудился; помимо сочинения музыки исполнял обязанности руководителя капеллы. Композитор создал пятнадцать месс, тринадцать мотетов, более двадцати шансон. Для произведений Окегёма характерны строгость, сосредоточенность, длительное развёртывание плавных мелодических линий. Большое внимание он уделял полифонической технике, стремился, чтобы все части мессы воспринимались как единое целое. Творческий почерк композитора угадывается и в его песнях - они почти лишены светской лёгкости, по характеру более напоминают мотеты, а иногда и фрагменты месс. Йоханнес Окегём пользовался почётом как у себя на родине, так и за её пределами (был назначен советником короля Франции).

Якоб Обрехт был певчим в соборах различных городов Нидерландов, руководил капеллами; несколько лет служил при дворе герцога д'Эсте в Ферраре (Италия). Он автор двадцати пяти месс, двадцати мотетов, тридцати шансон. Используя достижения предшественников, Обрехт внёс немало нового в полифоническую традицию. Его музыка полна контрастов, смела, даже когда композитор обращается к традиционным церковным жанрам.

Творчество Орландо Лассо завершает историю нидерландской музыки Возрождения. Орландо Лассо (настоящие имя и фамилия Ролан де Лассо, около 1532-1594) назван современниками "бельгийским Орфеем" и "князем музыки". Лассо родился в городе Монс (Фландрия). С детских лет он пел в церковном хоре, поражая прихожан чудесным голосом. Гонзага, герцог итальянского города Мантуя, случайно услышав молодого певчего, пригласил его в собственную капеллу. После Мантуи Лассо недолго работал в Неаполе, а затем переехал в Рим - там он получил место руководителя капеллы одного из соборов. К двадцати пяти годам Лассо уже был известен как композитор, и его сочинения пользовались спросом у нотоиздателей. В 1555 г. вышел первый сборник произведений, содержавший мотеты, мадригалы и шансон. Лассо изучил всё лучшее, что было создано его предшественниками (нидерландскими, французскими, немецкими и итальянскими композиторами), и использовал их опыт в своём творчестве. Будучи личностью неординарной, Лассо стремился преодолеть отвлечённый характер церковной музыки, придать ей индивидуальность. С этой целью композитор иногда использовал жанровобытовые мотивы (темы народных песен, танцев), таким образом сближая церковную и светскую традиции. Сложность полифонической техники сочеталась у Лассо с большой эмоциональностью. Ему особенно удавались мадригалы, в текстах которых раскрывалось душевное состояние действующих лиц, например Слёзы святого Петра" (1593 г.) на стихи итальянского поэта Луиджи Транзилло. Композитор часто писал для большого числа голосов (пяти - семи), поэтому его произведения трудны для исполнения.

С 1556 г. Орландо Лассо жил в Мюнхене (Германия), где возглавлял капеллу. К концу жизни его авторитет в музыкальных и художественных кругах был очень высок, а слава распространилась по всей Европе. Нидерландская полифоническая школа оказала большое влияние на развитие музыкальной культуры Европы. Выработанные нидерландскими композиторами принципы полифонии стали универсальными, и многие художественные приёмы использовали в своём творчестве композиторы уже XX столетия.

НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА - точ­нее фран­ко-фла­манд­ская шко­ла. Группа композиторов, работавших во второй трети XV - конца XVI веков. Деятельность школы разворачивалась в период после Арс Нова до конца эпохи Возрождения.

Му­зы­кан­ты нидерландской школы име­ли раз­ную эт­ническую при­над­леж­ность, про­ис­хо­ди­ли из ис­то­рических об­лас­тей северо-западной Ев­ро­пы - Ген­не­гау, Бра­бан­та и Флан­д­рии (тер­ри­то­рия совр. Бель­гии, Северной Фран­ции, Ни­дер­лан­дов). Ра­бо­та­ли они ча­ще не на ро­ди­не, бы­ли при­двор­ны­ми му­зы­кан­та­ми у свет­ской ари­сто­кра­тии и ка­то­лических ие­рар­хов (вплоть до па­пы Рим­ско­го), ру­ко­во­ди­ли ка­пел­ла­ми при со­бо­рах и церк­вах на тер­ри­то­рии современной Фран­ции, Ита­лии, Ав­ст­рии, Ис­па­нии, Гер­ма­нии.

Общая характеристика

Периодизация

В нидерландской школе обычно различают несколько периодов развития, причём каждый последующий начинается ещё в рамках предыдущего.



Впрочем, этого разделения на периоды музыковеды придерживаются нестрого. К нидерландской школе относят также Антуана Брюмеля, Луазе Компера, Александра Агриколу, Пьера де ла Рю, Хенрика Изака, Генриха Финка, Адриана Вилларта,Чиприано де Роре и других композиторов.

Влияние нидерландской школы распространилось за пределы эпохи Возрождения, его можно проследить вплоть до И. С. Баха.

Литература

  • Культура Нидерландов
  • Музыка эпохи Возрождения
  • Школы в музыке

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Нидерландская школа" в других словарях:

НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА — (бургундская, фламандская, франко фламандская школа), направление в музыке 15 16 вв., сложившееся на территории исторических Нидерландов. Главные представители: Г. Дюфаи, Й. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре, О. Лассо. С Нидерландской школой связан … Современная энциклопедия

НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА — (франко фламандская школа) направление в музыке 15 16 вв., сложившееся на территории Нидерландов исторических. Знаменовало собой расцвет искусства вокальной полифонии т. н. строгого стиля. Представители. Г. Дюфаи, Й. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен… … Большой Энциклопедический словарь

Нидерландская школа — (бургундская, фламандская, франко фламандская школа), направление в музыке 15 16 вв., сложившееся на территории исторических Нидерландов. Главные представители: Г. Дюфаи, Й. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре, О. Лассо. С Нидерландской школой связан … Иллюстрированный энциклопедический словарь

НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА — – нидерландские мастера контрапункта, едва ли не впервые создавшие музыкальное искусство (срв. Английская школа) и во всяком случае впервые достигшие в нем технического мастерства и доведшие его до такого процветания, перед которым мы и… … Музыкальный словарь Римана

нидерландская школа — (франко фламандская школа), направление в музыке XV XVI вв., сложившееся на территории Нидерландов исторических. Знаменовало собой расцвет искусства вокальной полифонии так называемого строгого стиля. Представители Г. Дюфаи, Й. Окегем, Я. Обрехт … Энциклопедический словарь

Нидерландская школа — ведущее творч. направление в вок. хор. полифонии 15 16 вв. Сложилось в Нидерландах (исторических; объединяли совр. Нидерланды, Бельгию, Сев. Вост. Францию и Люксембург); II. ш. наз. также бургундской и фламандской, франко фламандской. Н.… … Музыкальная энциклопедия

Нидерландская школа — творческое направление в музыке 15 16 вв., сложившееся на территории Нидерландов исторических и распространившееся в странах Западной Европы (другие название франко фламандская, бургундская и фламандская). Ведущая композиторская школа… … Большая советская энциклопедия

Нидерландская школа — (1400 1600) группа композиторов, в среде которой развился контрапункт и контрапунктические формы (имитация, канон), фуга. В Риме Н. школа породила римскую, в Венеции венецианскую. Представитель Н. школы первого периода Дюфе (начало XV ст.),… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Нидерландская школа — (1400 1600) группа композиторов, в среде которой развился контрапункт и контрапунктические формы (имитация, канон), фуга. В Риме Н. школа породила римскую, в Венеции венецианскую. Представитель Н. школы первого периода Дюфе (начало XV ст.),… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Нидерландская — школа (1400 1600) группа композиторов, в средекоторой развился контрапункт и контрапунктические формы (имитация,канон), фуга. В Риме Н. школа породила римскую, в Венеции венецианскую. Представитель Н. школы первого периода Дюфе (начало XVст.),… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА — крупнейшая композиторская школа эпохи Возрождения, достижения которой предопределили высокий расцвет европейской полифонии в XV—XVI вв. Нидерланды той поры (их территория охватывала нынешнюю северо-восточную Францию, юго-западную Голландию, Бельгию, Люксембург) были передовой, экономически развитой страной с широчайшими торговыми связями. Героическая борьба народа против испанских феодалов, с одной стороны, и против католической реакции, с другой вылилась во 2-й половине XVI в. в мощное политическое движение: в 1572—1579 гг. парод Нидерландов совершил первую в Европе буржуазную революцию.

Интенсивностью экономического развития страны был вызван и расцвет науки, культуры, искусств в Нидерландах. Наряду с блестящими достижениями живописи, огромных успехов достигла музыка. Профессиональное композиторское творчество в Нидерландах развивалось в тесной связи с фольклором, имевшим давние, богатые традиции. В стране насчитывались сотни хоровых капелл, существовали всевозможные музыкальные цехи и корпорации. Большую роль в подъеме музыкального искусства сыграли и многочисленные метризы — специальные школы-приюты, организованные при кафедральных соборах нидерландских городов и готовившие высококвалифицированных певчих.

К нидерландской школе принадлежало несколько поколений композиторов. Деятельность их протекала не только в Нидерландах, но и в Италии, Австрии, Германии, Англии, Испании. Поэтому нидерландская школа оказала огромное влияние на развитие европейской музыки, и в первую очередь, на развитие полифонических жанров. Основное место в творчестве нидерландцев занимала церковная музыка — мессы, магнификаты, псалмы и т. п. Вместе с тем композиторы нидерландской школы создавали и светские сочинения (мадригалы, многоголосные песни). Духовные и светские черты свободно сочетались в одном из ведущих жанров той эпохи — мотете. Высокие художественные достижения нидерландцев, тесная связь их музыки с народнопесенными элементами оказали также воздействие на постепенное формирование в недрах полифонии гомофонно-гармонического стиля. Таким образом, если истоки нидерландской школы кроются в образцах раннего многоголосия (XII—XIII вв.), то влияния ее распространяются далеко за пределы эпохи Возрождения и могут быть обнаружены даже в творениях И. С. Баха.

Читайте также: