Ницше и гитлер кратко

Обновлено: 05.07.2024

Данная работа не содержит в себе каких-либо агитационных лозунгов и пропаганды.
В этой статье я попытался сопоставить две теории: А. Гитлера и Ф. Ницше.
Для этого я рассмотрел цитаты из программного манифеста Гитлера “Майн Кампф”
и дополних их своими краткими комментариями, исходя из идей немецкого философа.
Что из этого получилось - читайте далее.

Статья:

Горе тому, кто слаб!

(А. Гитлер)

Известно, какой кровавый след оставили в истории нелюди, возомнившие себя сверхчеловеками. Но виновен ли в этом Ницше? Ни в коем случае. И кому же придет в голову обвинять стрелку барометра, предсказавшего ураган, в наступлении этого бедствия?

"Творчество Ницше - настоящий гимн насилию и войне". "Ницшеанство одержало победу в виде национал-социалистского миросозерцания". "В философии Ницше иррационализм. непосредственно смыкается с открытой апологией насилия, вседозволенности, войны. агрессивного национализма, колониализма, расизма".

Короче говоря, Ницше предстает исчадьем ада. Но никто из отечественных авторов не посчитал нужным объяснить, каким образом у Ницше сочетается проповедь всего этого бреда о мировом господстве арийской расы с тем, что он, напротив, постоянно предупреждал об опасностях национализма и подчеркивал: "Политический расцвет народа почти с необходимостью влечет за собой духовное обеднение и ослабление". “ 1

Однако последние исследования, опубликованные в Германии, заставляют по-новому взглянуть на идейное родство коричневой чумы ХХ века и Ницше, жившего в 1844-1900 годах. Как утверждают их авторы, израильский историк Стивен Ашхайм и его немецкий коллега Манфред Ридель, изучившие архивы философа, близость эта носила больше искусственный характер. В частности, нет документальных свидетельств, что Гитлер серьезно штудировал произведения Ницше. Разумеется, он мог быть знаком с самой известной книгой философа "Так говорил Заратустра": 150 тысяч экземпляров ее были специально отпечатаны для солдат кайзеровской армии в первую мировую войну, а будущий фюрер тогда служил на Западном фронте. Тем не менее в программном манифесте Гитлера "Майн кампф" крайне мало идейных заимствований из Ницше, кроме расхожего тезиса о "сверхчеловеке". “ 2

Остановимся на этих заимствованиях чуть подробнее. Для этого откроем книгу "Майн кампф" и попытаемся сопоставить две теории.

Далее будут предложены цитаты из программного манифеста Гитлера и мои краткие аннотации к ним, которые помогут убедиться в расхождении гитлеровского тезиса о “сверхчеловеке” с высказываниями немецкого философа.

1) “ Результатом этого заложенного во всей природе стремления к расовой чистоте является не только строгое отграничение отдельных рас друг от друга, но и известная однородность внутри каждой из них. Лиса всегда остается лисой, гусь - гусем, тигр - тигром и т.д. ; разница тут может заключаться только в большей или меньшей выносливости отдельных экземпляров, в большем или меньшем уме, понятливости и т.д. Но никогда нельзя встретить лисы, которая обнаруживала бы какие-нибудь гуманные намерения по отношению к гусю, как никогда мы не встретим кошки, склонной к дружбе с мышами. “ 3

Уже сразу замечаем, что идея “сверхчеловека” Ницше “мутировала” у нацистов в теорию о “сверхрасах”. К тому же в этом отрывке человека полностью уподобляют животному. Хотя по Ницше человек – вторая ступень после животного. "Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью. Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка".4 Именно по этому мне не понятно, как Адольф Гитлер может рассуждать о дальнейшем развитии “сверхрасы” и одновременно в своей книге возвращается к “низшей форме существования”.

2) “ Было бы совершенно праздным занятием спорить о том, какая раса или какие расы были первоначальными носителями всей человеческой культуры, а стало быть и основателями того, что мы теперь обозначаем словом "человечество". Все то, что мы имеем теперь в смысле человеческой культуры, в смысле результатов искусства, науки и техники - все это является почти исключительно продуктом творчества арийцев. Из этого конечно можно не без основания заключить, что и в прошлом именно арийцам принадлежала эта самая высокая роль, т.е. что арийцы явились основоположниками человечества. Ариец является Прометеем человечества. ” 5

Прежде всего в этой цитате хочется обратить внимание на время появления “сверхрасы”.

Ницше утверждал, что сверхчеловека ещё не существует “Человек погибнет и придет на его место сверхчеловек.” 6 Гитлер же пишет, что арийская раса – основоположники человечества.

Если у Ницше речь идет о достоинстве человека как личности, то у нацистов - о превосходстве. Яростный протест великого философа против посредственности и унылой серости был деформирован до разновидности массовой, убогой, но страшной идеологии.

Да, Гитлер мог вычитать в "Заратустре" гимн войне. Но дело в том, что у Ницше речь идет прежде всего о войне духа. И призывал он не к войне в обычном смысле этого слова, а к "войне за свои мысли". Извращая суть высказывания Ницше, кто только с торжеством не тыкал пальцем в строки: "Я призываю вас не к работе, а к борьбе!" Но дальше-то идет фраза, придающая совершенно иной смысл сказанному: "Да будет труд ваш борьбой и мир ваш победою !" Разве не ясно, что речь идет о совсем другом значении войны и мира, борьбы и победы?

Да, Гитлер мог отыскать в "Заратустре" мысль о неравенстве людей. Но, по Ницше, неравенство это, помимо различий в одаренности, состоит и в том, что люди "стремятся к будущему по тысяче мостов и тропинок", а не маршируют стройными колоннами под общими лозунгами, как это было в истории некоторых народов.

Для Гитлера кайзеровская Германия была "замечательным примером империи, созданной исключительно на основе политики силы", наградой немцам "за их бессмертный героизм". А для Ницше? Не говоря уже о том, что для него вообще "государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ". Германскую империю он считал концом немецкой культуры и философии, ибо "могущество одуряет". И это одна из самых мягких оценок Ницше.

Хорошо известно, что тремя аксиоматическими постулатами нацистской идеологии явились национализм, славянофобия и, главное, антисемитизм. Как обстоит дело с этими понятиями в философии Ницше, взятой в общем контексте?

О национализме. Ницше писал, что "у современных немцев появляется то антифранцузская глупость, то антиеврейская, то антипольская, то романтико-христианская, то вагнерианская, то тевтонская, то прусская". Крылатый лозунг национализма - "Германия превыше всего"- Ницше считал концом немецкой философии.

Считая евреев "самой сильной, самой цепкой, самой чистой расой из всего теперешнего населения Европы", Ницше глубоко раскрывал корни антисемитизма, им всегда осуждавшегося:

Но довольно примеров. Важен итог. Ницше не имеет ни малейшего отношения к тому, что провозгласили нацисты, бесстыдно и нагло ссылаясь на этот великий ум с его трагическим мироощущением. А ведь он словно дает зарисовку с нацистского митинга:

"Не люблю и этих новейших спекулянтов идеализма, антисемитов, которые нынче закатывают глаза на христианско-арийско-обывательский лад и пытаются путем нестерпимо наглого злоупотребления дешевейшим агитационным средством, моральной позой, возбудить все элементы рогатого скота в народе".7

Родство Гитлера и Ницше - миф, - заключают современные исследователи. - С таким же успехом можно считать пророка Мухаммеда идейным предтечей исламских террористов, а Иисуса Христа – вдохновителем святой инквизиции и крестовых походов. 8

В ницшеанстве Гитлера,естественно,заинтересовала антропология Ницше - его деление людей на рабов и господ, на слабых и сильных, на властителей и подвластных, его учение о сверхчеловеке-Победителе, творящего жизнь по своему произволу, учение о Завоевателе (культ героизма и войны у Ницше).
Второе, что привлекло Гитлера - антихристианство Ницше: "смерть Бога" ведь можно здесь мыслить и как смерть "морального человека", мораль по Ницше есть нечто сомнительное, орудие аморализма и подчинения, угнетения "слабых". Наконец, у Ницше имелся и культ власти, что Гитлер превратил в культ государства и деспотию.
Надо учесть кое что.
1. Ницше неоднозначный философ, со своими недостатками, достоинствами, противоречиями и истинами.Чтобы его понять, нужно анализировать его философию в её глубине и диалектике. По знаком Ницше прошёл весь последующий век. Он дал очень много философам, разного рода свободомыслящим.
Отвергая нравственную личность как ложную, он тем самым, вольно или невольно, возвысил нравственную личность истинную и показал, что ханжеская мораль, создавшая из себя орудие обмана и эксплуатации - не мораль,лжемораль. До сих пор Ницше третируют и считают его,как Нордау,психически ненормальным. Но даже враги Ницше не отвергают его лишь на том основании, что его "признал" Гитлер. Любую информацию можно использовать во благо и во вред людям.Важно как толковать учение.
2. Гитлер исказил, опошлил ницшеанство. Он скользил по поверхности, а из глубины брал лишь самое худшее. Под видом философии он проводил деспотическую и агрессивную политику. Если бы Гитлер не знал Ницше вообще, он имел бы такую же идеологию, которую имел. Его настоящие учителя не Ницше, а ряд немецких мистиков-расистов. Расизм - душа гитлеризма - совершенно чужд ницшеанству.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Хорошо известно, что мифы появляются по незнанию и поддерживаются по невежеству, либо умышленно. Так, миф о желании Гитлера осуществить мечты Ницше не выдерживает никакой критики. Достаточно просто процитировать Ф. Ницше, чтобы понять насколько смешно подобное утверждение.

Ницше о Германии и немцах:

Ницше об антисемитах:

Ницше о России и русских:

Ницше о национализме:

Ницше о сверхчеловеке:

(Миф о том, что Гитлер в своих действиях руководствовался идеями Ницше, основан на том факте, что Элизабет Фёрстер-Ницше, сестра философа, вступив в 1930г. в ряды НСДАП, убедила Адольфа Гитлера посетить архив Ницше, а также подарила ему экземпляр "Воли к власти". Таким образом, для истории были сохранены "компрометирующие" фотографии, например, фото Гитлера, почтительно смотрящего на бюст Ницше. Вместе с тем из работ Ницше ясно, что ни национализм, ни тем более социализм не были близки духу ницшеанской философии. Гитлера могло бы прельстить разве что заглавие книги "Воля к власти", но уж никак не ее содержание, ибо многие из вышеприведенных цитат взяты именно из этой книги. - Прим.ред.)

Ницше был многосторонним, его труды можно разделить на несколько идей:

1) Воля к власти.

4) Переоценка ценностей.

Философия Ницше кратко упоминает теории, являющиеся почвой для его размышлений, таких как теория эволюции и естественного отбора Дарвина и метафизика Шопенгауэра. Не смотря на огромное влияние этих теорий на труды Ницше, в своих размышлениях он безжалостно критикует их. Тем не менее, естественный отбор и борьба за выживание, в которой выживают сильнейшие, привела к желанию философа создать некий идеал человека.

Основные идеи работ Ницше:

Философ считает, что жизнь является отдельной и уникальной для каждого человека реальностью. Он не отождествляет понятия разума и жизни и жестко критикует выражения и учения, касающиеся мыслей как показателя к существованию человека. Ницше представляет жизнь как постоянную борьбу, и поэтому главным качеством человека в ней выступает воля.

Философия Ницше кратко освещает проблемы бытия. Он считает, что нельзя противопоставить истинное и эмпирическое. Отрицание реальности мира способствует отрицанию реальности человеческой жизни и декадансу. Он утверждает, что абсолютного бытия нет, и не могло быть. Существует лишь круговорот жизни, постоянный повтор того, что уже когда-то было.

Ницше яростно критикует абсолютно все: науку, религию, нравственность, разум. Он считает, что большая часть чело

веческой жизни и декадансу. Он утверждает, что абсолютного бытия нет, и не могло быть. Существует лишь круговорот жизни, постоянный повтор того, что уже когда-то было.

Ницше яростно критикует абсолютно все: науку, религию, нравственность, разум. Он считает, что большая часть человечества жалкие, неразумные, неполноценные, люди, единственным способом управления которыми является война.

Смыслом жизни должна являться только воля к власти, а разум не имеет такого значительного места в мире. Также он агрессивно настроен в отношении к женщинам. Философ их отождествлял с кошками и птицами, а также с коровами. Женщина должна вдохновлять мужчину, а мужчина при этом держать женщину в строгости, порой с помощью физических наказаний. Не смотря на это, у философа имеются множество положительных работ об искусстве и здоровье.

Кто такой сверхчеловек, по мнению Ницше? Конечно же, это человек, обладающий огромной волей. Это человек, управляющий не только своей судьбой, но и судьбами других. Сверхчеловек это носитель, новых ценностей, норм, моральных установок. Сверхчеловек должен быть лишён: общепринятых моральных норм, милосердия, у него свой, новый взгляд на мир. Сверхчеловеком можно назвать только, того, кто будет лишён совести, ведь именно она управляет внутренним миром человека. У совести нет срока давности, она может свести с ума, довести до самоубийства. Сверхчеловек должен быть свободен от её оков.

Читайте также: