Ницше ф воля к власти опыт переоценки всех ценностей кратко

Обновлено: 02.07.2024

Воля к власти – это субстанциональный принцип в философии Ницше По данной теме мы уже выполнили реферат реферат по философии подробнее , первоначало которое осуществляет себя через все реальные формы материи в каждый момент ее существования.

Метафизический нигилизм Ницше как основание концепции воли к власти

Ф. Ницше по-своему уникальный философ переходного неклассического периода, который сформировал свой, неповторимый взгляд на основные философские проблемы и вопросы. Ницше необычен тем, что он никогда не ставил перед собой цели стать философом, его главным желанием было творчество, однако те мысли, которые он выражал его посредством еще при жизни принесли ему славу мыслителя. Вместе с тем поэтический, скорее литературный, чем академический характер произведений Ницше, который принес ему широкую известность, сыграл с его философией дурную шутку. Внимание публики оказалось приковано в большей степени к красочным выражением и формам – идее о сверхчеловеке, о белокурых бестиях и т.д., чем к сути его идей, что позволило многим воспользоваться ими для создания концепций и идеологий, напрямую противоречащих основным положениям философии Ницше.

Одной из таких парадоксальных идей Ницше является его метафизический нигилизм. Он коренным образом отличается от негативного нигилизма, широко распространившегося в обществе в конце девятнадцатого века. Главной идеей негативного нигилизма является отвержение всяческих авторитетов – традиции, морали, религии, права, в пользу утверждения идеала науки как абсолютного средства познания и отражения мира, единственного имеющего право на существование и направления деятельности людей. Основными положениями метафизического нигилизма в свою очередь являются:

  • отрицание авторитетов, целей и ценностей существующего общества;
  • отрицание самого представления о необходимости целей и ценностей;
  • принятие абсолютной пустоты и бессмысленности бытия;
  • принятие личного существования как единственной реальности в иррациональном мире.

Таким образом, хотя первичный посыл метафизического и негативного нигилизма совпадают, Ницше в своей философии отрицания продвигается значительно глубже. Он не просто отметает сами авторитеты, заменяя их другими, как в негативном нигилизме, но отрицает само представление о необходимости их существования. Ницше провозглашает абсолютную свободу человека не только от морали и законов, но от самой необходимости подчиняться чему-либо, строить свою жизнь в соответствии с каким-либо представлениями, ибо хаотическая и иррациональная сущность бытия, делает любые представления о мире, включая науку не более чем иллюзиями.

Готовые работы на аналогичную тему

Из этого абсолютного отрицания в его философии парадоксальным образом вырастает страстная жажда жизни и существования. Человек свободен, а потому он сам, то единственное и имеющее значение что у него есть. Именно поэтому, он стремится как можно лучше организовать свое бытие, поскольку полностью свободен. Абсолютная пустота предоставляет абсолютные возможности для философского творчества, и именно на ее пространства Ницше выстраивает свою концепцию воли к власти, как связующее звено всех своих философских идей.

Сущности воли к власти

В то время как нигилизм – это иррациональное, очищающее начало, то воля к власти – это конструктивная идея, объединяющая и скрепляющая между собой все философские идеи Ницше. Утверждая иллюзорную природу человеческих представлений об окружающем мире и бытии, философ формулирует альтернативу. Единым принципом, детерминирующим все сущее, которому подчиняются все процессы реальности выступает воля к власти.

Ницше решительно отделяет волю к власти от других страстей и атрибутов присущих человеку. Напротив, любые человеческие желания – голод, жажду, сексуальную страсть, стремление к богатству, славе, признанию или любви, он сводит к единому мотиву – мотиву обладания, установления власти над внешним объектом – будь то предмет, другой человек, общество, или даже сам субъект.

Более того воля к власти проявляет себя и вне человека – в органическом мире. Ницше отрицает эволюционную теорию Дарвина в том отношении, что естественный отбор ведет с точки зрения борьбы за сохранение вида, самосохранение индивида и выживания лучших особей. Для Ницше все происходит наоборот, не стремление к самосохранению толкает существ к противостоянию, а лишь слепое напряжение воли к власти, стремление установить свою власть над окружающим настолько широко, насколько это будет возможно.

Рассматривая потребность в установлении своего владычества над окружающим Ницше, определяет его как волю прежде всего потому, что ее невозможно понять и освоить ни через непосредственное наблюдение за человеком и его поведением, ни через самоанализ аффективных и рациональных актов. Мысли и идеи, которые как нам кажется детерминируют наше поведение, по мнению философа, не более чем иллюзии, поскольку они возникают лишь по ходу уже совершаемого акта, а часто и после его совершения, как рационалистические интерпретации. Субъект же в действии един с волевым актом, их невозможно расчленить на составляющие.

Воля к власти и понятие счастья

Развивая представление о воли к власти, как единой основе всего человеческого поведения, Ницше приходит к представлению о ложности идеи счастья, как цели человеческого бытия. Воля к власти перманентна, она проявляется в каждом человеке, а потому борьба воль между людьми также будет постоянным спутником человечества. Достижение гармонического общества невозможно. А раз нет гармонии, то невозможно и счастье, которое традиционно трактуется как состояние безмятежности, согласованности с окружающим миром. Более того, движимый волей к власти человек принципиально не может переживать моменты счастья, исходя из самой природы своих стремлений:

Если попытаться дать краткий ответ на поставленный вопрос, то он будет следующим: “Безграничный, доведенный до последовательного иррационализма, волюнтаризм”. Он вычитывается уже с первых страниц “Воли к власти”: “Мне посчастливилось после целых тысячелетий заблуждений и путаницы, снова найти дорогу, ведущую к некоторому да и некоторому нет .

Я учу говорить нет всему, что ослабляет, - что истощает.

Я учу говорить да всему, что усиливает, что накопляет силы, что оправдывает чувство силы.

До сих пор никто не учил ни тому, ни другому: учили добродетели, самоотречению, состраданию. Учили даже отрицанию жизни. Все это - ценности истощенных”[995] . Чему же в более конкретной форме говорит “да”, а чему - “нет” Фридрих Ницше?

Решительное “нет” он говорит платонической теории ценностей, и прежде всего ее отцам-основателям - Сократу, который для него “представляет в истории ценностей пример глубочайшей извращенности”[996], и Платону. В их теоретическом и биографическом наследии его категорически не устраивает буквально все: и примат духовных ценностей над витально-телесными; и попытка рационального обоснования абсолютного и объективного характера этих духовных ценностей, особенно моральных; и стремление к нравственному совершенству; и уж тем более - какая-то там “сама по себе сущая” идея Блага.

Платонизм - это не просто невинное философское заблуждение. С точки зрения Ницше, это источник разжижения человеческой воли и разложения человеческого сообщества. Вот одна из самых дерзких его инвектив против платонизма и христианства, которых он ставит в один ряд своих самых непримиримых врагов. “Нравственный фанатизм (короче Платон) разрушил язычество, переоценив его ценности и отравив его невинность. Мы должны же наконец понять, что разрушенное стояло выше того, что победило! - Христианство возникло из психологической извращенности, могло пустить корни лишь на испорченной почве.”[997] И далее: “Борьба против Сократа, Платона, против всех сократовских школ имеет в своей основе глубокое инстинктивное сознание, что человека нельзя сделать лучшим, внушая ему, что добродетель есть нечто подлежащее доказательству и требующее обоснование. ”[998]. Ницше, впрочем, говорит “нет” и разным формам гедонизма, ибо это мировоззрение грубых рабов и духовных плебеев, серой безликой массы, ненавистное ему не менее, а, пожалуй, даже и более, чем платонический аристократизм и рационализм в трактовке ценностей.

Надо отдать должное его критической проницательности: он тонко подмечает бессильный и бесплодный, лишенный подлинной ценностной укорененности, характер многих научных и философских абстракций, в которые самозабвенно “играет” интеллект, утративший чувство живой жизни и загоняющий себя в “башню из слоновой кости”. Германский мыслитель безжалостно вскрывает и ханжеский характер современной ему христианской морали, примиряющей личность с безобразной действительностью, оправдывающей человеческую лень и слабости, выдающей свою систему мертвых предрассудков за единственно истинную систему ценностей. Ницше одним из первых ставит и так называемую проблему “дискурса власти”, подмечая инструментально-манипуляционный характер многих расхожих понятий (той же категории “истина”), метафор и даже целых идейных комплексов. Он пророчески - задолго до эпохи массовых коммуникаций - восстает против ложных политических и духовных авторитетов, которые попросту маскируют свое человеческое ничтожество и духовное убожество искусно подаваемой словесной мишурой.

Словом, Ницше беспощадно, порой с явными перегибами и откровенным эпатажем, воюет с мертвящим ценностным догматизмом (религиозным, философским и научным) современной ему эпохи. Никакие рациональные, да и внерациональные (типа веры или мистической интуиции) формы обоснования ценностей представляются ему невозможными.

Ценности можно только утверждать, как бы укоренять в бытии личностным волевым усилием - хотя бы живым сподвигающим словом или поступком, если иного не дано. Он и верит, что именно его - ницшевская - воля сокрушает старые и пробивает дорогу к какой-то новой, еще неведомой миру, системе ценностей. Он все еще считает себя Заратустрой.




В этом кроется тайна столь сильного воздействия Ницше на умы современников и на последующую аксиологическую мысль. Он провозглашает невозможность рационального обоснования ценностей. Он вообще отвергает самую возможность логического и общезначимого обсуждения проблемы ценностей. Сам его афористически-художественный, разящий как удар шпаги, стиль, кажется, служит лучшим обоснованием такой идейной позиции!

Но кому же он говорит решительное “да” в истории аксиологии? Не могут же у мыслителя, даже столь экстравагантного, быть одни идейные враги? Кто выступает в роли его союзников?

Ницше говорит “Да!” в первую очередь софистам, которые “имеют мужество всех сильных духом - сознавать свою имморальность”.[999] Он также говорит “да” “мудрой усталости” Пиррона и нигилизму Шопенгауэра. Словом, если учесть, что Ницше сам называет свою позицию “решительным гераклитизмом” и, спрашивая : “Что обозначает нигилизм?”, сам же себе и отвечает - “то, что все высшие ценности теряют свою ценность. Нет цели. Нет ответа на вопрос “зачем?”[1000], то вроде можно было бы квалифицировать его позицию как последовательно софистически-скептическую, где нет ни абсолютных, ни объективных ценностей, а есть сплошная субъективно и самостийно утверждающаяся, эпатирующая и всеразрушающая воля. Это впечатление может тем более усилиться, если учесть что он везде поет гимн бессознательному порыву, аффекту, творческой спонтанной силе и страсти.

Однако, такое заключение будет, конечно же, поспешным. На самом деле, у Ницше, “как философа жизни”[1001] есть весьма твердое, хотя и совершенно иррациональное аксиологическое основание - универсальная жизнеобразующая “воля к власти”. Собственно, жизненная воля и борьба жизненных воль - это и есть единственное подлинное бытие в мире, а единственная подлинная ценность этого бытия - в общем-то абсолютная и объективная - это то, что способствует биологическому сохранению и “росту власти” или “движению по шкале силы[1002].

В целом же позиция позднего Ницше может быть квалифицирована как натуралистический волюнтаризм, из которой следует его итоговый вывод: о непригодности “старых идеалов для истолкования всего происходящего . Все эти идеалы . противоречат жизни”[1003] И никакие будущие ценности и идеалы не смогут быть рационально обоснованы и применены к жизни, ибо никакого объективного разума, никаких общезначимых смыслов, никаких всеобщих целей и никаких принудительных истин в мире нет и быть не может. Разве что полезные для волевого самоутверждения идеологические фикции.

На этот дерзкий ницшеанский вызов и предпринимает попытки ответить как современная ему философская и художественная мысль, так и последующая аксиологическая традиция, в том числе, и натуралистическая.

Если попытаться дать краткий ответ на поставленный вопрос, то он будет следующим: “Безграничный, доведенный до последовательного иррационализма, волюнтаризм”. Он вычитывается уже с первых страниц “Воли к власти”: “Мне посчастливилось после целых тысячелетий заблуждений и путаницы, снова найти дорогу, ведущую к некоторому да и некоторому нет .

Я учу говорить нет всему, что ослабляет, - что истощает.

Я учу говорить да всему, что усиливает, что накопляет силы, что оправдывает чувство силы.

До сих пор никто не учил ни тому, ни другому: учили добродетели, самоотречению, состраданию. Учили даже отрицанию жизни. Все это - ценности истощенных”[995] . Чему же в более конкретной форме говорит “да”, а чему - “нет” Фридрих Ницше?

Решительное “нет” он говорит платонической теории ценностей, и прежде всего ее отцам-основателям - Сократу, который для него “представляет в истории ценностей пример глубочайшей извращенности”[996], и Платону. В их теоретическом и биографическом наследии его категорически не устраивает буквально все: и примат духовных ценностей над витально-телесными; и попытка рационального обоснования абсолютного и объективного характера этих духовных ценностей, особенно моральных; и стремление к нравственному совершенству; и уж тем более - какая-то там “сама по себе сущая” идея Блага.

Платонизм - это не просто невинное философское заблуждение. С точки зрения Ницше, это источник разжижения человеческой воли и разложения человеческого сообщества. Вот одна из самых дерзких его инвектив против платонизма и христианства, которых он ставит в один ряд своих самых непримиримых врагов. “Нравственный фанатизм (короче Платон) разрушил язычество, переоценив его ценности и отравив его невинность. Мы должны же наконец понять, что разрушенное стояло выше того, что победило! - Христианство возникло из психологической извращенности, могло пустить корни лишь на испорченной почве.”[997] И далее: “Борьба против Сократа, Платона, против всех сократовских школ имеет в своей основе глубокое инстинктивное сознание, что человека нельзя сделать лучшим, внушая ему, что добродетель есть нечто подлежащее доказательству и требующее обоснование. ”[998]. Ницше, впрочем, говорит “нет” и разным формам гедонизма, ибо это мировоззрение грубых рабов и духовных плебеев, серой безликой массы, ненавистное ему не менее, а, пожалуй, даже и более, чем платонический аристократизм и рационализм в трактовке ценностей.

Надо отдать должное его критической проницательности: он тонко подмечает бессильный и бесплодный, лишенный подлинной ценностной укорененности, характер многих научных и философских абстракций, в которые самозабвенно “играет” интеллект, утративший чувство живой жизни и загоняющий себя в “башню из слоновой кости”. Германский мыслитель безжалостно вскрывает и ханжеский характер современной ему христианской морали, примиряющей личность с безобразной действительностью, оправдывающей человеческую лень и слабости, выдающей свою систему мертвых предрассудков за единственно истинную систему ценностей. Ницше одним из первых ставит и так называемую проблему “дискурса власти”, подмечая инструментально-манипуляционный характер многих расхожих понятий (той же категории “истина”), метафор и даже целых идейных комплексов. Он пророчески - задолго до эпохи массовых коммуникаций - восстает против ложных политических и духовных авторитетов, которые попросту маскируют свое человеческое ничтожество и духовное убожество искусно подаваемой словесной мишурой.

Словом, Ницше беспощадно, порой с явными перегибами и откровенным эпатажем, воюет с мертвящим ценностным догматизмом (религиозным, философским и научным) современной ему эпохи. Никакие рациональные, да и внерациональные (типа веры или мистической интуиции) формы обоснования ценностей представляются ему невозможными.

Ценности можно только утверждать, как бы укоренять в бытии личностным волевым усилием - хотя бы живым сподвигающим словом или поступком, если иного не дано. Он и верит, что именно его - ницшевская - воля сокрушает старые и пробивает дорогу к какой-то новой, еще неведомой миру, системе ценностей. Он все еще считает себя Заратустрой.

В этом кроется тайна столь сильного воздействия Ницше на умы современников и на последующую аксиологическую мысль. Он провозглашает невозможность рационального обоснования ценностей. Он вообще отвергает самую возможность логического и общезначимого обсуждения проблемы ценностей. Сам его афористически-художественный, разящий как удар шпаги, стиль, кажется, служит лучшим обоснованием такой идейной позиции!

Но кому же он говорит решительное “да” в истории аксиологии? Не могут же у мыслителя, даже столь экстравагантного, быть одни идейные враги? Кто выступает в роли его союзников?

Ницше говорит “Да!” в первую очередь софистам, которые “имеют мужество всех сильных духом - сознавать свою имморальность”.[999] Он также говорит “да” “мудрой усталости” Пиррона и нигилизму Шопенгауэра. Словом, если учесть, что Ницше сам называет свою позицию “решительным гераклитизмом” и, спрашивая : “Что обозначает нигилизм?”, сам же себе и отвечает - “то, что все высшие ценности теряют свою ценность. Нет цели. Нет ответа на вопрос “зачем?”[1000], то вроде можно было бы квалифицировать его позицию как последовательно софистически-скептическую, где нет ни абсолютных, ни объективных ценностей, а есть сплошная субъективно и самостийно утверждающаяся, эпатирующая и всеразрушающая воля. Это впечатление может тем более усилиться, если учесть что он везде поет гимн бессознательному порыву, аффекту, творческой спонтанной силе и страсти.

Однако, такое заключение будет, конечно же, поспешным. На самом деле, у Ницше, “как философа жизни”[1001] есть весьма твердое, хотя и совершенно иррациональное аксиологическое основание - универсальная жизнеобразующая “воля к власти”. Собственно, жизненная воля и борьба жизненных воль - это и есть единственное подлинное бытие в мире, а единственная подлинная ценность этого бытия - в общем-то абсолютная и объективная - это то, что способствует биологическому сохранению и “росту власти” или “движению по шкале силы[1002].

В целом же позиция позднего Ницше может быть квалифицирована как натуралистический волюнтаризм, из которой следует его итоговый вывод: о непригодности “старых идеалов для истолкования всего происходящего . Все эти идеалы . противоречат жизни”[1003] И никакие будущие ценности и идеалы не смогут быть рационально обоснованы и применены к жизни, ибо никакого объективного разума, никаких общезначимых смыслов, никаких всеобщих целей и никаких принудительных истин в мире нет и быть не может. Разве что полезные для волевого самоутверждения идеологические фикции.

На этот дерзкий ницшеанский вызов и предпринимает попытки ответить как современная ему философская и художественная мысль, так и последующая аксиологическая традиция, в том числе, и натуралистическая.

Цитировать Фридриха Ницше — вовсе не значит понимать его. Но теперь ваша светская беседа спасена. Вот короткие разъяснения пяти ключевых идей философа: антихристианства, нигилизма, смерти Бога, сверхчеловека и воли к власти — и бонусом ответы на вопросы, можно ли считать Ницше нацистом и мизогином.

Долой христианство


Почему Ницше так категорично относился к религии и к христианству в частности?

Екатерина Элбакян, религиовед и доктор философских наук:

По мнению Ницше, христианская религия пришла на смену древнегреческому мифу — иррациональному, недоступному разумной доказательности, постичь который можно с помощью инстинктов. Религия же возникает вместе с рационализмом, олицетворением которого для Ницше был Сократ: именно этот древнегреческий философ внес в культуру морализирование.

Ницше считал, что религия — это следствие вырождения человечества и деградации его психической жизни.

А христианство — это утверждение ценностей низших слоев общества: опираясь на разум, они подавляли иррациональные элементы психики и укрепляли мораль, рациональность и науку. Тем самым они уничтожили культуру Греции, чьим фундаментом были инстинкты, и извратили здоровую волю человека к власти.

Нигилизм

Екатерина Элбакян:

Ницше считал, что такая переоценка необходима, потому что современная христианская религия — симптом декаданса, то есть упадка и деградации жизни общества.

Смерть Бога

Впрочем, если Бог мертв, значит, когда-то он был жив. Более того, Ницше прямо говорил, что это было то самое священное, погибшее под ножами человечества.

Люди не оправдали божественных ожиданий и тем самым уничтожили саму идею Бога.

Сверхчеловек

Говоря о смерти Бога, критикуя христианскую мораль за то, что ей должны подчиняться все, за то, что она обращается к несвободным, подавленным людям, считающим несвободу своим жизненным идеалом, Фридрих Ницше считал, что человек должен быть свободен. Он верил, что христианский идеал слабого человека нужно заменить идеалом Античности и эпохи Возрождения — это сильная и свободная творческая личность, не подчиняющаяся моральным нормам христианской религии:

Не всем эта концепция пришлась по душе. В 1899 году философ Владимир Соловьев выразил сожаление, что идеи Ницше влияют на русских юношей. Его тревожило, что молодые люди увлечены идеей превосходства одних людей над другими и придания себе исключительного значения.

Нападки Ницше на христианство имели широкий резонанс в западной культуре. Его учение о нигилизме и переоценке ценностей отразило кризис общественного сознания, в том числе религиозного, в Западной Европе.

Воля к власти

Дмитрий Лобачев, психоаналитик, преподаватель философии:

Вообще, воля к власти есть у всех нас. Просто каждый, очевидно, в силу своего невроза реализует ее по-своему. Невротик будет добиваться этого с помощью накопления капитала — будь то материальный или моральный; истерик будет скорее манипулировать отношениями, пытаясь стать единственным и незаменимым.

С точки зрения бизнеса, амбиции человека, его воля, страсть к достижению большего — это, пожалуй, прекрасные качества. О них рассказывают на модных тренингах и коуч-сессиях. В семейных отношениях, когда кто-то в паре начинает доминировать над другим (без согласия другого человека) или, скажем, ставит свои желания и амбиции выше потребностей другого человека, это выглядит как минимум некрасиво.

Едва ли можно сказать, что воля к власти является чем-то патологическим или таким, от чего следует избавлять человека.

Лечить от воли к власти — это все равно, что лечить от гравитации или силы притяжения. Можно бороться с ней, и есть люди, спортсмены, например, которые на доли секунды могут нарушить законы физики, скажем, прыгнув выше всех или сделав нечто сложное со своим телом. Но вопрос в другом: нужно ли это делать в повседневной жизни?

Ницше — профеминист?

Отношение Ницше к женщинам было противоречивым. В 1882 году он встретил Лу Саломе (уроженку Петербурга). Она покорила его своим умом и обаянием, но на предложение руки и сердца ответила отказом. Отношения философа с сестрой и вовсе были весьма натянутыми из-за ее антисемитских взглядов. Все это наложило свой отпечаток на мировоззрение Ницше. В его работах есть такие высказывания:

Прочитав их, хочется сделать однозначный вывод, что Ницше мизогин и антифеминист. Как можно думать по-другому?

Однако у Ницше был дерзкий, ироничный и метафорический стиль — должны ли мы понимать приведенные выше цитаты буквально или, наоборот, за ними кроется его критика популярных тогда патриархальных взглядов?

Может быть, Ницше в этих цитатах выражает не свои взгляды, а скорее озвучивает распространенное тогда отношение к женщинам и критикует его?

Как пишут некоторые авторы, становясь на защиту философа: важно не то, что говорил Ницше, а как он это говорил.

Но давайте обратимся к его биографии:

Отрицание авторитетов, жесткая критика современной ему морали и общества, отказ от следования правилам — феминистическая философия сегодня может найти в этом какие-то основы для своей теории.

Анастасия Бабаш:

Правда ли, что Ницше антисемит?

А вот против евреев Ницше не выступал. Более того, именно антисемитизм сестры и ее мужа стал поводом для ссор между родственниками. Многие исследователи вообще считают, что именно сестра Ницше ответственна за то, что труды ее брата расценивают как руководство для нацистов.

Это помогло Элизабет добиться внимания фюрера. Она открыла музей-архив Ницше, который трижды посещал Адольф Гитлер. Он назначил ей пожизненную пенсию за заслуги перед отечеством, а музей объявил центром своей идеологии.

Анна Кигай:

Ницше Ф. - Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей

СОДЕРЖАНИЕ

книга четвертая: порода и взращивание
I. ИЕРАРХИЯ РАНГОВ
1. Учение об иерархии рангов
2. Сильные и слабые
3. Благородный человек
4. Хозяева Земли
5. Великий человек
6. Высший человек как законодатель будущего
II. дионис
III. вечное возвращение
заключительные замечания Елизаветы Ферстер-Ницше

приложения
комментарии
именной указатель
предметный указатель
таблица согласований


1. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. — Т. 4 / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А. И. Доватура. — М.: Мысль, 1983. — 830 с.

4. Ницше Ф. В. Антихрист. Проклятие христианству / Перев. Ю. Антоновский, В. Флерова — М.: Азбука, 2014. —22 с.

6. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Перев. Е. Герцык и др. — М.: Культурная Революция, 2005. — 880 с.

7. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Сочинение в 2 т. Т. 2./ Перев. К. А. Свасьян. — М.: Мысль,1990. — 829 с.

9. Хайдеггер М. Преодоление метафизики // Философия Мартина Хайдеггера и современность. — М ., 1991. — С . 214–221.

10. Шопенгауэр А. Собрание сочинений в 4 томах. Мир как воля и представление. — Т. 2. / Пер. Ю. И. Айхенвальда. — М.: Кушнаревъ и К, 1903. — 673 c.

Рецензенты:

Захарова Л.Н., д.филос.н., профессор, профессор Тюменской государственной Академии культуры, искусств и социальных технологий, г. Тюмень;

Шабатура Л.Н., д.филос.н., профессор, профессор Института менеджмента и бизнеса ТюмГНГУ, г. Тюмень.

Читайте также: