Невербальное деловое общение это кратко

Обновлено: 18.05.2024

Невербальная коммуникация в деловом общении вобрала в себя все основы невербальной передачи информации. Это объединяет в одну систему оптико-кинематическую составляющую, куда входит пантомимика, мимика и жесты, а также экстралингвистическую составляющую, где присутствуют такие параметры, как тональность голоса, его тембр, диапазон, темп, интонации и качество.

Благодаря грамотному применению этих приёмов можно существенно увеличить семантическую значимость передаваемой информации.

Роль невербальной коммуникации в деловом общении

Роль такой коммуникации в современном деловом общении состоит в том, что она помогает увеличить эффективность ведения переговоров . У человека появляется набор инструментов, которые могут оказать влияние на партнёра, точнее, на его подсознание, чтобы он принял нужную точку зрения в переговорах. Главное, что все это происходит не явно, а как бы невзначай.

Особенности невербальной коммуникации в деловом общении

Особенности использования невербальных сигналов состоят в том, что человеку нужно использовать их не сильно явно.

Многие деловые люди уже изучали основы и более углублённые курсы, которые посвящены невербальном жестам, так что если применять всё излишне показательно, то это легко будет замечено и все действия будут иметь обратный эффект, так как человек поймёт, что им хотят манипулировать .

В процессе делового общения все производят массу невербальных жестов, но когда это делается специально, то, особенно у новичков, это получается очень заметно. Таким образом, перед использованием нужно изучить не только теорию применения, но и практику.

Методы невербальной коммуникации в деловом общении

Существуют различные методы, которые используются при установке невербальной коммуникации. Сюда может входить:

  • Кинесика , как совокупность поз, жестов и движений, которые дополняют речь им делают её более выразительной. Этот метод помогает поддерживать внимание слушателя и акцентировать те моменты, которые являются самыми важными для рассказчика. Здесь важно соблюдать однозначность толкования, так как в ином случае могут возникнуть нежелательные последствия.
  • Тактильный метод . Если собеседник находится очень близко, то нередко применяется метод прикосновений. Все тактильные виды невербального общения можно разделить на профессиональные, любовные, дружеские и ритуальные. Естественно, что в деловой сфере используются профессиональные прикосновения. Они призваны вызвать больше доверия у человека, но при этом нужно учитывать культурные факторы, которые в каждой стране могут сильно отличаться.
  • Сенсорика . В данном методе идёт воздействие на зону чувственного восприятия собеседника. Это могут быть запах, вкусы, восприятие цветовых сочетаний, ощущение температуры и так далее. Именно по этой причине подготовка внешней обстановки оказывается очень важной.
  • Проксемика . В основе этого метода лежит пространственное отношение. Здесь значение оказывают такие вещи, как расстояние между собеседниками. Можно выделить такие типы проксемики, как публичная, социальная, личностная и интимная.
  • Хронемика . На первом месте становится время, когда выгодно затягивать время встречи, или же ускорять его.
  • Метод паравербальной коммуникации включает в себя особенности тембра голоса, интонации и ритм речи, которые могут со временем меняться.

Культура речи и невербальная коммуникация в деловом общении

Когда дело ведётся с профессионалами, то культура речи является тем параметром, который должен быть у собеседников по умолчанию.

Никакие невербальные воздействия не смогут оказать должного влияния, если будет отсутствовать культурная составляющая.

Здесь необходимо иметь правильную постановку тона, точно произносить слова, не делая классических ошибок, употребляя неправильные словосочетания и расставляя ударения не в тех местах. Речь не должна выходить за рамки делового общения , несмотря на то, что многие невербальные методы призваны дружески расположить собеседника. Любое применение методик требует предварительной практики.

Невербальная коммуникация в деловом общении

Роль невербальной коммуникации в деловом общении. Особенности и методы использования невербальной коммуникации в деловом общении.

Невербальная коммуникация в деловом общении вобрала в себя все основы невербальной передачи информации. Это объединяет в одну систему оптико-кинематическую составляющую, куда входит пантомимика, мимика и жесты, а также экстралингвистическую составляющую, где присутствуют такие параметры, как тональность голоса, его тембр, диапазон, темп, интонации и качество.

Благодаря грамотному применению этих приёмов можно существенно увеличить семантическую значимость передаваемой информации.

Невербальные коммуникации помогают и при деловом общении

Роль невербальной коммуникации в деловом общении

Роль такой коммуникации в современном деловом общении состоит в том, что она помогает увеличить эффективность ведения переговоров. У человека появляется набор инструментов, которые могут оказать влияние на партнёра, точнее, на его подсознание, чтобы он принял нужную точку зрения в переговорах. Главное, что все это происходит не явно, а как бы невзначай.

Специалисты "орудуют" жестами и прочими невербальными сигналами естественным образом, что только подтверждает правдивость их намерений для собеседника.

Особенности невербальной коммуникации в деловом общении

Особенности использования невербальных сигналов состоят в том, что человеку нужно использовать их не сильно явно.

Многие деловые люди уже изучали основы и более углублённые курсы, которые посвящены невербальном жестам, так что если применять всё излишне показательно, то это легко будет замечено и все действия будут иметь обратный эффект, так как человек поймёт, что им хотят манипулировать.

В процессе делового общения все производят массу невербальных жестов, но когда это делается специально, то, особенно у новичков, это получается очень заметно. Таким образом, перед использованием нужно изучить не только теорию применения, но и практику.

Методы невербальной коммуникации в деловом общении

Примеры невербалики

Существуют различные методы, которые используются при установке невербальной коммуникации. Сюда может входить:

    Кинесика, как совокупность поз, жестов и движений, которые дополняют речь им делают её более выразительной. Этот метод помогает поддерживать внимание слушателя и акцентировать те моменты, которые являются самыми важными для рассказчика. Здесь важно соблюдать однозначность толкования, так как в ином случае могут возникнуть нежелательные последствия. Тактильный метод. Если собеседник находится очень близко, то нередко применяется метод прикосновений. Все тактильные виды невербального общения можно разделить на профессиональные, любовные, дружеские и ритуальные. Естественно, что в деловой сфере используются профессиональные прикосновения. Они призваны вызвать больше доверия у человека, но при этом нужно учитывать культурные факторы, которые в каждой стране могут сильно отличаться. Сенсорика. В данном методе идёт воздействие на зону чувственного восприятия собеседника. Это могут быть запах, вкусы, восприятие цветовых сочетаний, ощущение температуры и так далее. Именно по этой причине подготовка внешней обстановки оказывается очень важной. Проксемика. В основе этого метода лежит пространственное отношение. Здесь значение оказывают такие вещи, как расстояние между собеседниками. Можно выделить такие типы проксемики, как публичная, социальная, личностная и интимная. Хронемика. На первом месте становится время, когда выгодно затягивать время встречи, или же ускорять его. Метод паравербальной коммуникации включает в себя особенности тембра голоса, интонации и ритм речи, которые могут со временем меняться.

Культура речи и невербальная коммуникация в деловом общении

Когда дело ведётся с профессионалами, то культура речи является тем параметром, который должен быть у собеседников по умолчанию.

Никакие невербальные воздействия не смогут оказать должного влияния, если будет отсутствовать культурная составляющая.

Здесь необходимо иметь правильную постановку тона, точно произносить слова, не делая классических ошибок, употребляя неправильные словосочетания и расставляя ударения не в тех местах. Речь не должна выходить за рамки делового общения, несмотря на то, что многие невербальные методы призваны дружески расположить собеседника. Любое применение методик требует предварительной практики.

Количество слов: 599 Время на чтение: 3 мин.
Распечатать
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 57 907 раз!
Спасибо нашим читателям, которые оставили 2 комментария и уже оценили статью 38 раз!

Проявление невербального общения обусловлено импульсами человеческого подсознания, подделать эмоции невозможно, поэтому этому языку можно доверять больше, чем вербальным методам.

Любой деловой контакт, его успешность зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником. Доверительный контакт зависит от того, как люди держат себя в разговоре. Исходя из этого, следует обращать пристальное внимание на мимику, жесты, позы, манеру поведения собеседника.

Интерпретируя язык мимики, читая жесты реально осуществить обратную связь, играющую важную роль в процессе делового взаимодействия. Так, собеседник может понять, что вы говорите и как вы это делаете – с одобрением или неприязнью, с открытостью или замкнутостью, увлечен предметом беседы или скучает.

Невербальные средства в деловом общении

К средствам невербального общения относятся:

  • Мимика (выражение лица) – демонстрация/скрытие эмоций.
  • Жесты – подчеркивают эмоциональность высказываемой речи.
  • Взгляд – направление взгляда свидетельствует о внимательности/невнимательности восприятия информации.
  • Паралингвистические и экстралингвистические сигналы – тембр речи, интонация, речевые оттенки, влияющие на смысл высказывания.
  • Дистанция – расстояние, личное пространство каждого собеседника.
  • Тактильный контакт – уровень общения с собеседником (рукопожатия, похлопывания, толчки).
  • Ориентация в пространстве – положение партнеров по отношению друг к другу, оно меняется в зависимости от сотрудничества/соперничества.
  • Поза – меняется в зависимости от эмоционального состояния человека, указывает на межличностные отношения.
  • Внешний вид – собеседник информирует окружающих о своем положении в социуме, самооценке.

Готовые работы на аналогичную тему

Паралингвистические особенности невербальной коммуникации в деловом общении

Энергетика, экспрессия и тональность речи является беспроигрышным вариантом в достижении желаемого результата коммуникации. Правильное произнесение слов, верная манера поведения способствует проявлению интереса со стороны собеседника и созданию доверительной ситуации.

Особо разнообразной и проникновенной является интонация, которая глубоко проникает в душу собеседника. Интонация – звуковые средства языка, связанные с голосом, не требующие концентрации внимания на содержании сказанного.

Человеческий голос имеет следующие характеристики:

  • Громкость речи – высокая говорит об истинности высказывания, либо о самодовольстве; малая указывает на сдержанность, скромность или слабость.
  • Скорость речи – быстрая свидетельствует об уверенности, импульсивности собеседника; спокойная – о рассудительности и невозмутимости.
  • Артикуляция речи – правильное, точное произнесение слов указывает на внутреннюю дисциплину; расплывчатое произношение – вялость, неуверенность, уступчивость.
  • Режим, течение речи – ритмическое говорит об уравновешенности, богатстве чувств; цикличное, правильное – дисциплинированность, напряжение.

Дистанция в деловом общении

Дистанция – это расстояние, которого придерживаются собеседники, относительно друг друга.

Пространство человека подразделяется на 4 зоны.

Интимная зона – индивидуальное пространство человека (расстояние вытянутой руки), куда не подпускается кто-либо из собеседников. Многие люди с трудом переносят ситуации, когда кто-то приближается ближе границы интимного пространства. Человек сам определяет, кого он хочет видеть в этой зоне.

Граница интимного пространства зависит от внешних и внутренних обстоятельств:

  • От статуса собеседника;
  • От собственного настроения.

Нарушение границ пространства делового человека сопровождается следующими сигналами:

  • ёрзанье, говорящее о желании уйти;
  • постукивание пальцами по поверхности;
  • зажмуривание глаз;
  • хватание предметов (например, карандашей);
  • опора на руки говорит о желании подняться и уйти;

Личная зона – расстояние, на котором совершаются деловые взаимодействия, коммуникативный процесс. Из личной зоны происходит вторжение в интимное пространство. Личностная дистанция характерна для дружеских встреч, деловых переговоров, приема посетителей, консультирования.

Социальная зона – расстояние, на котором держатся от людей, с которыми не знакомы или недостаточно знают. Такое расстояние используется при групповой встрече деловых лиц. Социальная зона граничит с личным пространством, важно, чтобы партнеры контролировали сигналы тела, свидетельствующие о приближении в личной границе.

Публичная зона – расстояние, используемое при взаимодействии с большой группой людей, с массовой аудиторией. Зона считается открытой.

Итак, в деловом общении важным элементом этикета является соблюдение границ взаимодействия. Нарушение дистанции может обернуться серьезными последствиями.

Таким образом, общаясь, взаимодействуя в деловой обстановке необходимо правильно воспринимать и интерпретировать жесты, мимику, интонацию, телодвижения собеседника, а также соблюдать дистанцию. Невербальное общение дополняет и усиливает вербальное общение, поэтому адекватное восприятие партнера позволяет гибко реагировать на изменение ситуации общения. Именно эти качества необходимы и незаменимы для людей, занятых в деловой сфере.

Для достижения успехов в бизнесе и любой другой деятельности, которая связана с общением, необходимо изучить приемы невербальной коммуникации. Они нужны для плодотворного сотрудничества, успешных переговоров и достижения поставленных целей. Поэтому особенности невербального делового общения рассматриваются на семинарах и тренингах для руководителей и собственников предприятий, а также для менеджеров среднего и высшего звена и прочих сотрудников, так или иначе занятых общением с клиентами и партнерами.

Роль невербальных приемов

Комплекс невербальных приемов заметно увеличивает эффект восприятия информации, помогает склонить собеседника на свою сторону и добиться ожидаемого результата. Невербальные приемы при деловом общении – это инструменты, благодаря которым можно оказать нужное влияние на собеседника и его подсознание, незаметно для него переубедить в своей правоте.

Очень важно использовать правильные приемы, так как невербальное общение может как помочь, так и навредить при решении важных вопросов в бизнесе.

Главная фишка

Каждое невербальное средство имеет свою собственную функциональность и эффективность, поэтому использовать его надо с учетом рекомендаций специалистов и конкретной ситуации.

Методы

Для того чтобы произвести на собеседника нужный эффект, следует применять невербальные приемы по определенным методикам. Наиболее распространенные методы:

Кинесика

  • Если он, к примеру, скрестил руки на уровне груди, это означает, что он защищается от вас и не хочет воспринимать ту информацию, которые вы ему предоставляете.
  • Если он теребит волосы (сюда же – пуговицы на одежде или другие навязчивые движения), это является признаком страха, опасения и недоверия либо неуверенности в себе.
  • Если он постукивает пальцами или ручкой по столу, это означает, что собеседнику совершенно неинтересно, что вы ему говорите.

Поэтому надо быть внимательным не только к тому, что вы делаете при беседе, но и обращать внимание на обратную невербальную связь человека, с которым вы вступили в деловой разговор.

Тактильный метод

Это коммуникация с применением прикосновений. Существуют 4 вида тактильных прикосновений:

  • Профессиональные.
  • Любовные.
  • Дружеские.
  • Ритуальные.

Естественно, в трудовой и деловой деятельности используются только профессиональные средства тактильного метода. Переборщив с этой методикой, можно просто потерять клиента. Правильное использование тактильного метода в деловой невербальной коммуникации позволяет вызвать доверие и расположить собеседника к себе.

Сенсорика

Это то, что невозможно увидеть и услышать, но то, что можно почувствовать. Например, запах, вкус, температура в комнате и т.д. Сенсорика – это сочетание внешней обстановки и атмосферы, которая может повлиять на настроение гостя, партнера, клиента и в сочетании с остальными невербальными приемами привести к желаемому результату.

Очень важна мимика в деловом общении. Лицо может выдавать массу эмоций и реакцию человека на полученную информацию. Интересно, что эмоции по-разному отражаются на разных сторонах лица, так как левое и правое полушария человеческого мозга выполняют разные функции. Следует помнить, что правое полушарие отвечает за управление эмоциями человека, а вот левое берет на себя интеллектуальные функции.

Краткая расшифровка эмоций по мимике лица:

  • Глаза широко раскрыты, зрачки расширены, опущенные уголки губ, сжатые зубы – это означает, что собеседник недоволен, возмущен.
  • Немного приоткрыт рот, глаза расширены больше, чем обычно, одна или обе брови приподняты, уголки губ немного опущены – это говорит об удивлении или недопонимании.
  • Губы вытянуты в полоску, брови сведены вместе, опущенные уголки губ – собеседник чувствует страх.
  • Взгляд спокоен, незначительно приподнятые и частично отведенные углы губ свидетельствуют о нормальном восприятии, спокойствии, доверии и удовлетворении разговором.

Не стоит забывать о зрительном контакте с собеседником, он позволяет почувствовать вашу уверенность, внимание к человеку, искренность.

1.Невербальные средства общения
2.Пространственная организация общения

На первый взгляд может показаться, что невербальные средства не столь важны, как словесные. Однако исследования, проведенные А. Мейерабианом, показали, что в процессе общения в среднем до 55 % информации от собеседника мы получаем именно за счет невербальных средств (поза, мимика, жесты), 38 % воспринимаемой информации приходится на звуковые средства (тон голоса, интонации речи); и только 7 % от общей информации мы получаем за счет вербальных средств, а именно слов (Пиз А. Язык телодвижений : пер. с англ. – Н. Новгород : Ай-Кью, 1994).

К схожим выводам пришел и профессор Бердвиссл, который установил, что словесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передается с помощью невербальных средств.


Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передается чистая информация, а по вербальному – отношение к партнеру по общению. При этом человеку иногда свойственно говорить не совсем то, что он хотел бы сказать в данном случае. И свое несогласие с произносимыми словами он, так или иначе, отражает в характеристике речи и передает невербально.

Наше подсознание очень точно замечает несоответствие смысла слов собеседника тому, как были произнесены эти слова (интонация, темп, громкость и др.), и какое невербальное сопровождение они имели (поза, жесты, мимика и др.). И хотя сознание при этом главным образом обращено на смысл слов, подсознание может вынести свой вердикт – не верю.

Невербальные средства общения

Поза и положение тела . Положение тела показывает действительное отношение к происходящему. Наклон туловища к собеседнику показывает внимание и расположение, в отличие от отстранения. Обратите внимание на то, как сидит человек, которому приятно общение, который чувствует себя спокойно и комфортно. Он сидит удобно, посадка глубокая, ноги расслаблены, все его тело показывает, что ему это нравится и он настроен на продолжение беседы. Но если в какой-то момент для этого человека беседа станет неприятной (или если он осознает, что спешит), то сразу поднимется центр тяжести его тела, человек вытянется вверх, как будто он уже перестал доверять стулу, на котором сидит. Он подтянет ближе к себе ноги, скорее всего, постарается опереться на что-то руками: или о крышку стола (если он сидит за столом), или на собственные колени, всем своим телом сообщая, что он вот-вот готов встать и уйти. И даже если при этом человек будет убеждать вас в том, что ему приятно продолжать общение, его тело уже сообщило вам истинное отношение человека к происходящему.

Также в позе и изменениях положении тела человека отражается психическое состояние человека.

Частая перемена поз, ерзанье на стуле, суетливость выдают внутреннее беспокойство, напряженность.

Сидение на кончике стула может означать либо желание уйти, либо готовность к действию в создавшейся ситуации, либо стремление унять скопившееся возбуждение, либо желание привлечь к себе внимание и подключиться к разговору. В последнем случае можно предложить человеку высказаться, если это уместно.

Особо стоит отметить открытые и закрытые позиции участников как показатель их эмоциональной вовлеченности.

Открытые позиции проявляются в нескрещенных и незамкнутых позициях рук и ног, открытых ладонях, наклоне корпуса тела к собеседнику. Они свидетельствуют о психологической открытости, искренности и желании продолжать общение.


Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все движения мышц лица скоординированы.

Рукопожатие. Непременным атрибутом любой встречи и прощания является рукопожатие. Оно может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность. Рассмотрим такой пример. Встретились два человека, пожали друг другу руки и пошли дальше. Что может быть проще? Но остаются вопросы. Как именно это произошло? Кто подал руку первым? Когда подал руку: когда они поравнялись, или 98 протянул, когда оставалось еще несколько шагов? Как именно подал руку для приветствия человек: вытянул ее вперед или держал близко к себе? Как ее держал: вверх ладонью, вниз или ребром? Как пожал руку: твердо и уверенно или слабо и безразлично? Произнес ли при этом что-нибудь, и если да, то что? Куда при этом смотрел: в глаза, на одежду, в сторону, или во время рукопожатия он уже мысленно шел дальше? Кто первым закончил рукопожатие? Все это мелочи. Но именно они придают определенный смысл происходящему. Если их удалить, то останется только одно – встретились два человека, пожали друг другу руки и пошли дальше. Если рас- смотреть более детально, то можно обнаружить ряд особенностей. Так, слишком короткое, вялое рукопожатие может свидетельствовать о безразличии. Наоборот, продолжительное рукопожатие свидетельствуют о волнении или чрезмерном почтении. Немного удлиненное рукопожатие наряду с улыбкой и теплым взглядом демонстрирует дружелюбие. Однако задерживать руку партнера в своей руке не стоит: у него может возникнуть чувство раздражения (как будто он попал в капкан).

С помощью различного разворота ладони можно придать этому жесту различные значения. Когда ваша рука охватывает руку партнера так, что она оказывается повернутой вниз своей ладонью, – это властное рукопожатие. Такое рукопожатие свидетельствует о стремлении главенствовать в процессе общения.

Когда рука протягивается партнеру развернутая ладонью вверх – это покорное рукопожатие. Оно бывает необходимо в ситуациях, когда нужно отдать инициативу другому человеку или позволить ему чувствовать себя хозяином положения.

Рукопожатие, при котором ладони партнера находятся в вертикаль- ном положении, обозначает, что оба партнера демонстрируют друг к другу действительно партнерское отношение.

Рукопожатие прямой, не согнутой рукой, как и властное рукопожатие, является признаком неуважения. Его главное назначение состоит в том, чтобы сохранить дистанцию и напомнить о неравенстве.

Взгляд. Зрительный контакт является важным элементом коммуникации и свидетельствует о расположенности к общению. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к 99 нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся безразлично или плохо, а если слишком много, то это либо род вызова нам, либо проявление хорошего отношения.

При общении с аудиторией, если вы смотрите в глаза человеку и при этом что-то говорите, то этот человек воспринимает вашу информацию как адресованную персонально ему. Если вы задаете вопрос и смотрите при этом куда-то в сторону, то и человек воспринимает ваш вопрос как обращенный в сторону, соответственно, ему гораздо проще проигнорировать ваши слова.


Деловой взгляд – направлен на треугольник, образованный глазами собеседника и его ртом. Свидетельствует об официальных, формальных отношениях.

Дружеский взгляд – глаза движутся внутри треугольника, образованного глазами собеседника и центром его груди. Свидетельствует о неофициальных взаимоотношениях, об определенной сердечной близости.

Интимный взгляд – скользит от глаз вниз по телу и обратно. Смысл очевиден.

Взгляд искоса: в сочетании с улыбкой – заинтересованность; в сочетании с опущенными бровями – враждебность.

Пространственная организация общения

Несомненно, что на проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы, но общие закономерности при этом сохраняются. Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку – дист 100 – персональное (от 46 до 120 см) – общение со знакомыми людьми; – социальное (от 120 до 400 см) – предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении; – публичное (более 400) – при выступлении перед различными аудиториями.

Интимная зона – самая главная. Именно эту зону человек охраняет так, как будто это его собственность.

Личная зона – это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на официальных приемах и дружеских вечеринках.

Социальная зона – расстояние, на котором мы держимся от людей, которых не очень хорошо знаем.

Публичная зона – расстояние, которое соблюдается, когда мы адресуемся к большой группе людей.

Скученность людей на концертах, в транспорте и лифте приводит к неизбежному вторжению в интимные зоны друг друга. Существует ряд не- писаных правил поведения для европейцев в условиях скученности людей, например в автобусе, или в лифте. Это следующие правила:

1) не желательно разговаривать, даже со знакомыми;

2) не рекомендуется смотреть в упор на других;

3) лицо должно быть совершенно беспристрастным – никакого про- явления эмоций;

4) если у вас в руках книга или газета, то вы должны быть полностью погружены в чтение;

5) чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть ваши движения;

6) в лифте следует смотреть только на указатель этажей.

Как можно заметить, в нашей культуре эти правила действуют мало. Выбор дистанции зависит от взаимоотношений между людьми (как правило, люди стоят ближе к тем, кому они симпатизируют) и от индивидуальных особенностей человека (например, интроверты плохо переносят слишком близкую дистанцию).

Проксемическое поведение включает не только дистанцию, но и взаимную ориентацию людей в пространстве. Друзья – рядом, участники деловой беседы – через угол стола, конкуренты – через стол.


Существенное влияние на характер и продуктивность общение оказывает расположение его участников за столом. При размещении участников за прямоугольным столом в условиях рабочего кабинета выделяются четыре основные позиции:

1) угловое равноправное расположение;

2) угловое неравноправное расположение;

3) партнерское расположение;

4) конкурирующе-оборонительное расположение.

Угловое равноправное расположение занимают собеседники за квадратным столом, и оно более располагает к дружеской и непринужденной беседой.Эта позиция способствует постоянному контакту глаз и представляет простор для жестикуляции и возможность для наблюдения за жестами собеседника. Кроме того, при угловом расположении угол стола создает ощущение психологической защищенности. При таком расположении отсутствует территориальное разделение стола. Позиция углового равноправного расположения.

Угловое неравноправное расположение занимают собеседники за прямоугольным столом, и оно более характерно для официальных бесед в позиции начальник – подчиненный. В этой позиции человек 1 рас- положен во главе стола и за счет этого имеет психологические преимущества по отношению к человеку 2. В остальном эта позиция сохраняет особенности углового расположения. Позиция углового неравноправного расположения.

Позиция партнерского расположения обычно используется при соавторской работе над какой-нибудь проблемой. При таком расположении партнеры находятся в равноправных позициях по отношению друг к другу и их не разделяет барьер в виде угла. Это одна из удачных стратегических позиций для обсуждения и выработки общих решений.

В конкурирующе-оборонительной позиции собеседники расположены напротив друг друга и разделены столом. Подобное разделение создает ощущение психологической защищенности собеседников и в тоже время более способствует созданию атмосферы соперничества. Поэтому в 1 2 102 оппозиционном взаимодействии обычно используется именно подобное расположение оппонентов. В практике профессионального общения такое расположение собеседников часто применяется при взаимодействии в служебном кабинете. Позиция партнерского расположения

На создание психологической атмосферы делового общения оказывает существенное влияние не только расположение собеседников за сто- лом, но и форма самих столов. Квадратные столы хороши для проведения короткой деловой беседы равноправных партнеров. Прямоугольные столы используются для того, чтобы подчеркнуть отношения субординации. В этом случае человек с наиболее высоким статусом располагается во главе стола обычно лицом к входной двери. Установлено, что отношения сотрудничества более устанавливаются с теми людьми, которые сидят за столом рядом с вами. Максимальное сопротивление может оказывать тот человек, который сидит напротив. Поэтому на совещании ближе к руководителю рассаживаются люди, претендующие на высокое положение.

Конкурирующе-оборонительное расположение Таким образом, прямоугольный стол, который обычно является рабочим столом, используется для деловых бесед, переговоров, брифингов. Круглый стол создает атмосферу неофициальности и непринужденности и за ним лучше всего проводить беседы людям одинакового социального статуса.

Читайте также: