Непроизводственная сфера россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Современное общество предъявляет всё возрастающий спрос на раз­личного рода услуги, к которым можно отнести самые разные виды дея­тельности: жилищно-коммунальное хозяйство, социальное обеспечение, торговля и общественное питание, бытовое обслуживание, наука, культу­ра, искусство, образование, здравоохранение, предоставление юридиче­ских, банковских, страховых и прочих услуг.

Основными закономерностями территориальной организации сферы услуг являются:

  1. Концентрация сферы услуг в общенациональных (Москва и Санкт-Петербург), региональных (Новосибирск, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Ростов-на-Дону и др.) и специализированных центрах (Сочи, Анапа, Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки и др.);
  2. Ярко выраженная иерархия по разнообразию и качеству предостав­ляемых услуг от крупных центров к более мелким;
  3. Чрезвычайно слабое развитие отрасли в малых городах и сельской местности.

Среди субъектов Российской Федерации лишь только Москва и Санкт-Петербург имеют постиндустриальную структуру хозяйства, где ведущей сферой экономики является сфера услуг.

совокупность отраслей народного хозяйства, удовлетворяющих разнообразные, кроме производства материальных благ, потребности людей и общества в целом. Эти потребности сводятся к организации и осуществлению обмена, распределения и потребления материальных благ, к производству духовных благ и всестороннему развитию личности, включая охрану и укрепление здоровья людей. Кроме этого, Н. с. удовлетворяет социальные потребности человека и общества в целом как единого общественного организма. ЦСУ и Госплан СССР относят к Н. с.: жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание населения; пассажирский транспорт; связь (по обслуживанию организаций и непроизводственной деятельности населения); здравоохранение, физическую культуру и социальное обеспечение; просвещение; культуру; искусство; науку и научное обслуживание; управление; общественные организации.

Большой удельный вес по числу занятых в Н. с. занимают такие отрасли, как просвещение, культура, здравоохранение, производящие специфические предметы потребления, которые К. Маркс назвал услугами (См. Услуги). Эти предметы потребления, не имеющие вещной формы, используются в процессе их производства. Поскольку они не принимают вещной формы, то не могут накапливаться и тем самым участвовать в образовании национального дохода (См. Национальный доход), но входят в фонд личного потребления общества.

Труд работников, оказывающих услуги, воздействует непосредственно на человека. Он участвует в воспроизводстве рабочей силы, в котором постоянно возрастают затраты на удовлетворение духовных потребностей. Однако труд работников просвещения, культуры, здравоохранения, участвуя в воспроизводстве рабочей силы, не входит в издержки её воспроизводства. В последние включаются затраты труда работников материального производства (См. Производство) на удовлетворение их потребностей в образовании, культуре, медицинской помощи. В обмен на эту часть необходимого продукта работники материального производства получают полезный эффект труда работников Н. с. В отличие от продукта материального производства, полезный эффект труда работников Н. с., особенно просвещения, культуры и т.д., имеет социальную окраску. Если по вкусу пшеницы невозможно узнать, кто её производил — раб или свободный наёмный рабочий, — то просвещение и культура предполагают как необходимый элемент определённую идеологическую направленность. Труд работников Н. с., если он организован в господствующей форме производственных отношений и реализует цель способа производства, выступает как Производительный труд.

Развитие Н. с. зависит от уровня производительности труда работников материального производства. Чем он выше, тем большими возможностями располагает общество в выделении трудовых и материальных ресурсов в Н. с. Так, в странах с различным уровнем развития производительных сил, но с одинаковой занятостью в Н. с. структура отраслей резко отличается. Страны с высоким уровнем развития имеют и более прогрессивную структуру Н. с.

Характер и масштабы Н. с. определяются системой господствующих производственных отношений. В капиталистических странах высокий уровень развития Н. с. — следствие не только развития производительных сил, но и паразитизма капитализма. Об этом свидетельствует чрезмерное разбухание таких отраслей Н. с., как торговля (реклама и т.п.), управление, кредит, финансы и др. Н. с. здесь возрастает и за счёт военно-полицейского аппарата государства, с помощью которого монополистическая буржуазия стремится сохранить капиталистический строй. Относительно незначительные суммы идут в такие отрасли Н. с., как здравоохранение, просвещение и т.п. Развитие Н. с. подчинено основному экономическому закону капитализма — производству и присвоению прибавочной стоимости. Буржуазная экономическая наука включает Н. с. в инфраструктуру (См. Инфраструктура).

В социалистических странах развитие Н. с. направлено на повышение благосостояния трудящихся и всестороннее развитие личности. С прогрессом общества в ходе обмена деятельностью с материальным производством Н. с. оказывает возрастающее влияние на развитие производительных сил, на повышение производительности общественного труда.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, гл. 4; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Кузнецов А. Д., Развитие производственной и непроизводственной сфер в СССР, М., 1966; Агабабьян Э. М., Экономический анализ сферы услуг, М., 1968; Медведев В. А., Общественное воспроизводство и сфера услуг, М., 1968; Рутгайзер В. М., Экономические проблемы развития непроизводственной сферы в СССР, М., 1971; Солодков М. В., Полякова Т. Д., Овсянников Л. Н., Теоретические проблемы услуг непроизводственной сферы при социализме, М., 1972; Правдин Д. И., Непроизводственная сфера: эффективность и стимулирование, М., 1973.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

это условное наименование отраслей экономики, результаты деятельности которых принимают преимущественно форму услуг.

К непроизводственной сфере относят:

жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание населения;

связь (по обслуживанию организаций и непроизводственной деятельности населения);

здравоохранение, физическую культуру;

науку и научное обслуживание;

кредитование, финансирование и страхование;

Ведущее место в структуре хозяйства любого региона России принадлежит промышленности. Это определяется прежде всего тем, что, обеспечивая все отрасли орудиями труда и новыми материалами, она служит наиболее активным фактором научно-технического прогресса и расширенного воспроизводства в целом. Среди других отраслей хозяйства промышленность выделяется комплексо- и районообразующими функциями.

Промышленность подразделяется на:

добывающую, к которой относят отрасли, связанные с добычей и обогащением рудного и нерудного сырья, а также с добычей морского зверя, ловлей рыбы и других продуктов моря;

обрабатывающую, к которой относятся предприятия по переработке продукции добывающей промышленности, полуфабрикатов, а также по переработке продукции сельского хозяйства, лесного и другого сырья.

Отрасли обрабатывающей промышленности составляют основу тяжелой индустрии. В период экономических реформ происходят существенные изменения в структуре добывающих и обрабатывающих отраслей.

По экономическому назначению продукция промышленности делится на две большие группы:

Читайте также: