Басият шаханов биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

В статье освещается политическая и общественная деятельность одного из видных представителей общественной мысли Северного Кавказа – Басията Абаевича Шаханова. Анализ его творчества и деятельности дает возможность реконструировать сложные процессы истории и культуры балкарского народа в конце XIX – начале XX века. Басият Шаханов активно участвовал в образовании Центрального комитета Союза объединенных горцев, возглавлял балкарскую делегацию на Съезде народов Терека, выступал против сепаратизма, пытался проводить политику нейтралитета в регионе. Кабарда, политика.

Ключевые слова: Земельный вопрос, балкарское общество, Северный Кавказ,

The article highlights the political and social activities of one of the prominent representatives of social thought in the North Caucasus, Basiyat Abaevich Shakhanov. Analysis of his work and activites makes it possible to reconstruct the complex processes of the history and culture of the Balkar people in the late XIX and early XX centuries. Bassiy Shakhanov actively participated in the formation of the Central Committee of the Union of United Highlanders, headed the Balkar delegation at the Terek People’s Congress, spoke out against separatism, tried to pursue a policy of neutrality in the region.

Key words: The land question, Balkarian society, the North Caucasus, politic.

Общественная и политическая деятельность Басията Шаханова составляют одну из значимых страниц истории и культуры балкарского народа. Вклад его в развитие общественного сознания всего Северного Кавказа, с появлением новых исследований и выявлением неизвестных прежде фактов его жизни и творчества, становится все более очевидным. Следует отметить, что творчество Басията Шаханова было по достоинству оценено его современниками. Но с установлением Советской власти на Северном Кавказе он, как и многие другие представители светской интеллигенции Северного Кавказа, был исключен из прошлого. Однако, мало найдется среди современников публициста тех, кто смог бы с такой беспощадностью раскрыть социальные корни противоречий северокавказской действительности рубежа веков, как сделал это Б. Шаханов в своих статьях и очерках [1]. Его научные интересы были опосредованы злободневными проблемами конца XIX начала XX вв., поэтому в его публицистических трудах, как правило, подвергались анализу самые животрепещущие проблемы балкарского народа этого периода – земельный, социальный, политический, национальный.

Искренне приняв Февральскую буржуазно-демократическую революцию 1917 г., Басият Шаханов вошел в новые органы власти Терской области. Был одним из инициаторов создания Союза объединенных горцев, избран председателем Первого съезда горцев Северного Кавказа и Дагестана, работал комиссаром Дагестанской области. Он проявил себя как крупный общественный деятель, юрист, историк, социолог, публицист и просветитель. Жизнь и деятельность Б. Шаханова в период между двух революций 1917 года и гражданской войны была достаточно сложной и не нашла в свое время объективного научного осмысления. В условиях революционных потрясений со всей силой проявился незаурядный талант Шаханова организатора и политика [2, с. 245].

Новый подъем политической активности Шаханова приходится на июль 1917 г., после трагических событий 6-7 июля во Владикавказе. Он не мог оставаться в стороне, когда два братских соседних народа, ингуши и осетины, пошли войной друг на друга, спровоцированные казачьей верхушкой. Взаимоотношение между горцами и русскими всегда было в центре внимания Б. Шаханова. Еще до июльских событий он подчеркивал, что трудящиеся должны объединиться для противостояния реакционным силам. В его многочисленных выступлениях прослеживаются идеи интернационализма. Об этом он говорил 5 мая на объединенном заседании казаков и горцев Терской области. [3, с.53- 54]

Примечателен вклад Шаханова в проекты решения земельного вопроса в балкарских обществах. Впервые в горах Балкарии зазвучали революционные лозунги и сформулированы экономические требования. Тщательно препарируя исторический материал, ссылаясь на действующие законоположения Российской империи, Шаханов доказывал существование института частной собственности в горах Балкарии, последовательно рассматривая законность владения, пользования и распоряжения земельными участками.

Литература:

1. Шаханов-Джанхотов. Еще переселение // Казбек. 1899. № 431.

2. Муратова Е.Г. Басият Шаханов: штрихи к портрету в историческом интерьере // Человек второго плана в истории. Вып.3: Сб. науч. ст. / Отв. ред. Н.А. Мининков. Ростов-на-Дону, 2006. С. 243–254.

3. Биттирова Т.Ш. Басият Шаханов. Жизнь и творчество. Нальчик, 2018. 329 с.

4. Материалы съездов горских народов Северного Кавказа и Дагестана 1917 года / сост., автор вступительной статьи А.Х. Кармов. - Нальчик: Издательский отдел КБИГИ, 2014. – 168 с.

5. Биттирова Т.Ш. Этюды о Балкарии: Урусбиевы, Мисост Абаев, Басият Шаханов. Эльбрус, 2007. 404 с.

МИССИОНЕРСТВО И ПЕРЕВОДЫ ХРИСТИАНСКИХ ТЕКСТОВ НА КАЛМЫЦКИЙ ЯЗЫК *

Оба были балкарцами, что указано выше. Потомки Нашхо позже окабардинились, что не делает самого Нашхо кабардинцем. Его потомки сами писали, что происходят от "горских таубиев".

САЛАМ АЛЕЙКУМ. ДОПУЩЕНЫ БОЛЬШИЕ ОШИБКИ В ЭТОЙ СТАТЬЕ. КЪАРАЧАЕВЦЫ НИКОГДА НЕ ПРИНОСИЛИ ПРИСЯГУ НЕ СУЛТАНУ НЕ ИМПЕРАТОРУ. ПРИНОСИЛА МОЖЕТ БЫТЬ КУЧКА ЛЮДЕЙ КОТОРАЯ ПОСЛАЛА АМАНТИША ВСТРЕТИТЬ ПРОВОДИТЬ РУССКИХ В КАРАЧАЙ. ЭТО ИХ ДЕЛА А НЕ ВСЕГО НАРОДА. ЗА ЭТО ОНИ ЕЩЕ СТО ЛЕТ ОТ РОМАНОВЫХ ПОДАЧКИ ПОЛУЧАЛИ. ЕЩЕ АМАНТИШ БЫЛ ПОБИТ И С ПОЗОРОМ БЫЛ ИЗГНАН С ХУРЗУКА ЗА ТО ЧТО ПОКАЗЫВАЛ ГЕНИТАЛИИ ЖЕНЩИНАМ. МАГОМЕТ АМИН ТОЛЬКО ЕДИНОЖДЫ БЫЛ В АРХЫЗЕ. Я ПОНИМАЮ ЧТО НЕУДОБНО ГОВОРИТЬ ЧТО МЫ НЕ УЧАСТВОВАЛИ В КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ. У НАС У КАРАЧАЕВЦЕВ В ОТЛИЧИЕ ОТ МНОГИХ ДРУГИХ К ЭТОМУ МОМЕНТУ УЖЕ 400 ЛЕТ БЫЛА ГОСУДАРСТВО ЧТОБ ВЫ ЗНАЛИ. С НАМИ РУССКИЕ ЗАКЛЮЧИЛИ ДОГОВОР А НЕ ПРИСЯГУ МЫ ПРИНЕСЛИ.ПРОШУ ВАС НЕ ПИСАТЬ ПРО НАС НЕ ОЗНАКОМИВШИСЬ ХОРОШО С ИСТОРИЕЙ. ОНА ОТЛИЧАЕТЬСЯ ОТ ВЕРСИИ РУССКИХ ИСТОРИКОВ И МЕСТНЫХ УПРВЛЕНЦЕВ ПОДРУЧНЫХ ТО ТУРКОВ ТО РУССКИХ. ПАРУ СЛОВ О ХАСАУКЕ. НЕ ТО ЧТО АДЫГОВ ИЛИ ЗАКУБАНЦЕВ ТАМ НЕ БЫЛО ВОЙНОВ ДАЖЕ ИЗ ДРУГИХ АУЛОВ .БЫЛ НЕБОЛЬШОЙ ПИКЕТ И9 20-25 ВОИНОВ ИЗ УЧКУЛАНА. ВОТ В ЧЕМ МЕРЗОСТЬ АМАНТИША И ТЕХ КТО ЕГО ПОСЛАЛ И ЖДАЛ РУССКИЕ ВОИСКА. МЕНЬШЕ ВСЕГО ОЖИДАЛИ ПО ЭТОЙ ТРОПЕ. ПОЕЗЖАИТЕ В ХУРЗУК ПОСМОТНИТЕ И ПОГОВОРИТЕ ЛЮДЬМИ. АЛЛАХ АМАНАТЫ БОЛУГЪУЗ

САМАЯ НИЗКОПРОБНАЯ ИНТРИГАНТСКАЯ СТАТЕЙКА. АВТОРЫ ДАЖЕ НЕ ПОНИМАЮТ О ЧЕМ РЕЧЬ И КОМ. КЪАРЧА ПРИНЯЛ ИСЛАМ В АЗИИ И ЕГО СПОДВИЖНИКИ ТОЖЕ.КАРАЧАЕВЦЫ НИКОГДА НЕ НАЗЫВАЛИСЬ КАРА ЧЕРКЕСАМИ И НИКОГДА НЕ БЫЛИ ХРИСТИАНАМИ. МЫ ПОКЛОНЯЛИСЬ ТЕЙРИ. ТОГДА ЭТО РЕЛИГИЯ В НАШЕМ РЕГИОНЕ БЫЛА НАМНОГО МОЩНЕЕ ХРИСТИАНСТВА. ПРЕКРАТИТЕ ВЫКАПЫВАТЬ НЕСУЩЕСТВОВАВЩИХ АВТОРОВ И ПИСАТЬ ОТ ИХ ИМЕНИ. НЕ НАДО ИГРАТЬ ИСТОРИЕЙ НАРОДА


Этюды о Балкарии: Урусбиевы, Мисост Абаев, Басият Шаханов
Биттирова Тамара

Общественная деятельность и творчество Басията Шаханова составляют одну из значимых страниц истории и культуры балкарского народа. Вклад его в развитие общественного сознания всего Северного Кавказа с появлением новых исследований и выявлением неизвестных прежде фактов его жизни и творчества становится все более очевидным. Следует отметить, что творчество Басията Шаханова было по достоинству оценено и его современниками. Но с установлением Советской власти на Северном Кавказе он, как и многие другие представители первой светской интеллигенции Северного Кавказа, был исключен из прошлого. Творческое наследие известного северокавказского публициста начала XX века было предано забвению на многие десятилетия, поскольку в исследованиях советских историков имя его возглавляло списки контр-революционеров. Однако, мало найдется среди современни-ков публициста тех, кто смог с такой беспощадностью раскрыть социальные корни противоречий северокавказской действительности рубежа веков, как сделал это Б. Шаханов в своих статьях и очерках.

Бориса Шаханова увезли с Кавказа во младенчестве, и долгое время он ничего не знал о народе, из которого вышел его отец. Но, будучи юнкером Александровского кадетского корпуса, Бо-рис дважды приезжает на Кавказ и живет в семье Мисоста Абае-ва, который доводился родственником Абаю Шаханову со стороны матери. Во время своих отпусков в Балкарии он знакомится с жизнью и бытом родного народа, путешествует по горным ущельям, совершенствует свои знания по балкарскому языку. В этом ему помогала дочь Хамзата Урусбиева - Мадина. Последний свой от-пуск перед окончанием Михайловского артиллерийского училища Борис Шаханов провел на Баксане у Науруза Урусбиева. В этот свой приезд Б. Шаханов сильно ушибся, упав с лошади 4 ЦГА КБАССР, ф. 6, oп. 1, д. 109, л. 52. .

Попав на постоянную службу на Кавказ, Борис с пристальным вниманием вглядывается в окружающую действительность. Она резко контрастировала с той романтизированной экзотикой, которой была переполнена беллетристика о Кавказе, высмеянная впоследствии Б. Шахановым.

Слобода Воздвиженская - место службы молодого офицера -находилась недалеко от административного центра Терской области Владикавказа. Благодаря этому, Б. Шаханов часто бывает в различных государственных учреждениях Терской области: на заседаниях думы, окружного суда, в госпиталях и больницах, в редак-циях местных изданий; посещает учебные заведения, театральные представления, церковные службы, занятия музыкально-хорового общества.

Еще воспитанником Михайловского артиллерийского училища Борис увлекся фотографией. Здесь, в ел. Воздвиженской, это увлечение переросло в каждодневную потребность. И он делает сюжетные фотографии из казарменной жизни, снимает горцев на улицах Владикавказа, своих друзей и родственников. Альбомы с фотографиями Б. Шаханова, к сожалению, были утеряны в ходе многочисленных пе.еездов его семьи.

В академии был трехлетний срок обучения, и поэтому учебная программа была очень насыщенной и немногим отличалась от университетской. В программе отсутствовали лишь римское право, статистика и торговое право. Годы учебы в академии для Шаханова были очень сложными, так как он часто болел. По воспо-минаниям современников, на выпускные экзамены его внесли на носилках. Тем не менее Б. Шаханов хорошо учился, успешно сдавал экзамены и закончил академию по 1-му разряду (К 1-му разряду относились офицеры, получившие на выпускных экзаменах по каждому из основных предметов не менее 10 баллов.). Это давало ему, кроме повышения чина до капитана, возможность вернуться на Кавказ, т. е. выбрать место несения воинской службы.

Годы учебы Б. Шаханова в академии совпали с первой русской революцией. Он был свидетелем борьбы рабочих Петербурга с самодержавием, жестокого подавления царским правительством революции 1905-1907 гг. Эти обстоятельства имели немаловажное значение в формировании мировоззрения публициста и в его последующей юридической практике.

Институт присяжных поверенных (учрежден на Кавказе только в 1910 г., с этого года начинает работать там и Б. А. Шаханов 11 ЦГАИ ГССР, ф. 13, oп. 15, д. 1749, л. 2. ) отличался относительной самостоятельностью. Поэтому переход Басията Шаханова из военного ведомства в присяжные поверенные был закономерным, если учесть его взгляды на состояние юридического обеспечения округа и общедемократическую направленность его мировоззрения. В своих статьях, еще до поступления в Военно-юридическую академию, он неоднократно писал о том, что большинство населения беззащитно перед произволом царской администрации из-за незнания российских законов и своих прав.

Имя присяжного поверенного Басията Шаханова быстро стало популярным среди народа благодаря тому что в крупных судебных процессах он защищал интересы простых людей. Так, он сумел добиться оправдания организаторов и участников Черекского восстания 1913 г., защищал анархистов-социалистов во главе с Малхазьяном, он, будучи адвокатом инженера Бейбутова, выиграл в нашумевшем деле бакинского миллионера Тагиева.

Публицистика и общественная деятельность Б. Шаханова пришлись именно на те годы, когда буржуазия (в основном русская и иностранная) постепенно брала верх над феодалами и всеми си-лами старалась прибрать к рукам недра Нагорной области. Буржуазия использовала свои связи, практиковала подкупы, а иногда и подлог, чтобы добиться своей цели. Ведь если доказать, что Нагорная полоса не принадлежит горцам, естественно, ее хозяином объявляется царская казна. А у той земли может приобрести любой имеющий средства, т. е. сама буржуазия. Поэтому и стало возможно появление различного рода проектов переселения и выселения горцев, которые были основаны формально на том, что у горцев не было права собственности, закрепленного документами. Хозяевами земель в Балкарии, как и в других местах Нагорной полосы, были в основном князья и уздени. Но ведь часть ее принадлежала и простым горцам, крестьянам, добывавшим свой хлеб тяжким трудом. Изъятие их наделов привело бы к зависимости балкарцев от соседних народов, а зависимость экономическая в тех условиях для горной Балкарии означала бы ее политическую обреченность.

В такой обстановке начиналась деятельность Басията Шахано-ва - юриста, присяжного поверенного Владикавказского окружного суда.

Тифлисская судебная палата, где оказалось в конечном счете дело по обвинению А. Чипчикова, вынесла решение о привлечении его к ответственности. Несмотря на преклонный возраст обвиняемого (ко времени суда А. Чипчикову исполнилось 70 лет), назначили судебное разбирательство.

Анализ судебных документов позволяет сделать вывод, что Б. А. Шаханову пришлось много работать в качестве защитника А. Чипчикова. В первую очередь необходимо было изменить статью первоначального приговора (т. е. обвинительного заключения), а затем снять обвинение. Речь Шаханова на суде еще не найдена (суд состоялся 23 января 1916 г. в г. Пятигорске), но в делах Тифлисской судебной палаты сохранились документы, заполненные рукой самого Б. А. Шаханова. Прошения А. Чипчикова и его сына Сафарбия также составлены были Б. А Шахановым. Эти документы имели немаловажное значение при вынесении су-дом оправдательного решения.

В течение нескольких лет (1910-1916) Басият Шаханов был юрис-консультом Большой и Малой Кабарды и Пяти горских обществ. В его обязанности входило как юридическое обеспечение различных сделок между жителями Кабарды, Балкарии, так и представление их интересов в областных и столичных учреждениях. Большую работу в качестве юрисконсульта Б. А. Шаханов проводил при проектировании и учреждении первых курортных заведений, устройстве общественного лесничества.

Особенно примечательным фактом юридической практики Б. Шаханова следует считать его участие в судебном процессе над участниками Черекского (именуемого иногда в литературе Кара-суйско-Жанхотовским) восстания 1913 г. Во время восстания крестьяне - жители более 20 поселков Верхней Балкарии - захватили и срубили княжеский лес, снесли ограду вокруг сенокосных угодий, разрушили строения таубиев Жанхотовых.

После усмирения крестьян Тифлисской судебной палатой был проведен процесс над участниками восстания. Следственные мероприятия длились более трех лет. Суд над восставшими состоялся в марте 1916 г. К суду были привлечены 70 наиболее активных участников восстания. Все они избрали своим адвокатом помощ-ника присяжного поверенного Владикавказского окружного суда Басията Абаевича Шаханова. Ему дважды пришлось защищать восставших, второй раз - после обжалования прокурором Владикавказского окружного суда Фалевичем решения суда об оправдании крестьян. Но и второй раз защита прошла успешно.

Как было установлено по ходу следствия, крестьянские волнения имели не только экономический, но и политический характер: восставшие требовали возврата общинных земель, незаконно зах-ваченных таубиями Жанхотовыми, и это усугубляло положение подсудимых, делало их защиту уязвимой по нескольким статьям Свода (собрания действовавшего законодательства царской России с 1835 г. вплоть до Октябрьской революции 1917-ro). По отзывам современников, защитительное слово Басията Шаханова прозвучало так ярко и убедительно, что владикавказская публика многие годы цитировала отрывки из его речи. К сожалению, этот ценный документ пока не обнаружен в делах процесса. Можно предположить, что главным аргументом защиты было тяжелое экономическое положение балкарской бедноты. Судя по сохранившимся следственным и процессуальным документам, чтобы облегчить участь обвиняемых, Б. Шаханову необходимо было доказать, что восстание носило характер стихийного экономического бунта и не имело политической основы. В противном случае организаторов и активных участников восстания ожидало суровое наказание. Доверенные Жанхотовых и начальник округа С. Клиш-биев старались доказать, что выступление готовилось заранее, и ему предшествовала определенная деятельность организаторов восстания.

Жизнь и деятельность Б. Шаханова в период между двух революций 1917 года и гражданской войны была достаточно сложной и не нашла в свое время объективного научного осмысления. Искренне приняв февральскую буржуазно-демократическую революцию, он входил в органы Временного правительства Терской области, являлся одним из инициаторов создания Союза объединенных горцев, был избран председателем Первого съезда горцев Северного Кавказа и Дагестана.

В конце 1917 года Б. Шаханов по рекомендации Дагестанского социалистического блока был избран комиссаром Дагестана. В феврале-марте 1918 года он - участник 2 съезда народов Терека. Б. Шаханов входил в коллегию правозащиты при Нальчикском окружном совете.

Горская фракция Кубанской Рады помогла перевезти тело Ба-сията Шаханова в Нальчик и организовала похороны его на клад-бище Вольного Аула.

Творчество Б. Шаханова, отмеченное литературным талантом и мастерством, особым взглядом на решение общественно значимых проблем, значительное явление в истории духовной культуры народов Северного Кавказа. Многие годы общественная деятельность Б. Шаханова, негативно оцененная с позиций классовой борьбы, заслоняла его творчество и оно не нашло адекват-ного отражения в научной литературе и до недавнего времени было известно только узкому кругу специалистов.

Получив блестящее образование в лучших учебных заведениях России, Б. Шаханов защищал интересы горцев и как публи-цист, и в качестве присяжного поверенного Владикавказского окружного суда.

Проблемы, порождаемые аграрной политикой царизма, были в центре внимания передовых общественных деятелей Северного Кавказа. Не было среди них публициста, который в той или иной мере не коснулся бы этих вопросов в своих выступлениях. Башир Далгат, Мисост Абаев, Талиб Кашежев, Сайд Габиев, Георгий Ца-голов, Коста Хетагуров, Ислам Хубиев, Чах Ахриев и другие написали яркие публицистические статьи, в которых отразили всю тяжесть экономического положения горцев, предлагали свои проекты повышения уровня их жизни. Они придавали исключительное значение просвещению горцев, приобщению их к передовой европейской культуре. Они видели путь к благосостоянию своих народов через просвещение. Северокавказские просветители ста-рались ознакомить свои народы, занятые крестьянским трудом, с передовыми методами ведения сельскохозяйственных работ. Они писали о многовековой истории сложившегося хозяйственного уклада горцев и о разрушении его кавказской войной, о традици-онных формах ведения хозяйства и необходимости их усовершенствования, о нехватке земли в Нагорной полосе и порождаемых этими обстоятельствами драматических событиях.


Примечания.
1 [↑ назад]Абай Шаулухович Шаханов родился 27 марта 1850 г. Мальчиком его определили в одну из первых светских школ, открытых для детей гор-цев в Нальчике. Из рапорта инспектора этой школы Келчевского, поданного начальнику Кабардинского округа кн. Орбелиани от 9 января 1859 г., следует, что девятилетний воспитанник школы Абай Шаханов вместе с другими учениками направляется на лечение в Пятигорск. По всей вероятности, Абай после лечения в Георгиевском военном госпитале, куда его перевели из Пятигорска, поступает в Ставропольскую гимназию, что выясняется из сопоставления смежного документа: в 1869 г. Абай Шаханов оканчивает Ставропольскую гимназию и поступает в медико-хирургическую академию. Для этого Абай должен был проучиться в гимназии не менее девяти лет.

В те годы директором училищ Ставропольской губернии служил Я. М. Неверов - неутомимый поборник образования и просвещения горцев, близкий друг Т. Н. Грановского и Н. В. Станкевича. Благодаря стараниям Неверова Ставропольская гимназия была одной из самых образцовых гимназий России. Здесь царила живая, творческая атмосфера учебного процесса, проводились различные мероприятия: выпускались номера рукописного литературного журнала, организовывались конкур-сы, вечера.

Одновременно с Абаем Шахановым в Ставропольской гимназии учи-лись будущие известные деятели культуры и просвещения Северного Кавказа - Асламбек Базоркин, Чах Ахриев, Султанбек Абаев, братья Шанаевы - Джантемир, Ибрагим, Идрис, а Ефим Газданов, Исмаил Тхостов и Далхат Халилов были однокашниками Абая.

Почти весь выпуск медико-хирургической академии 1876 г. был направлен в районы дислокации русских войск. В числе 25 выпускников А. Шаханов попадает на Кавказ, в местечко Царский Колодец. Службу он начал младшим ординатором Царскоколодского полугоспиталя. Абай Шаханов участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. в составе Рионского полка.

После войны он прослужил несколько лет лекарем Владикавказского военного госпиталя. Вместе со своим однокурсником Киселевым принимал участие в борьбе с эпидемией дифтерита. В 1880 г. Абай подает в отставку и едет в Балкарию, чтобы распространять среди своих соплеменников основы медицинских знаний. Он лечит горцев от различных болезней, проводит профилактические мероприятия, собирает и записывает рекомендации народной медицины. Но несколько лет упорного труда не дали желаемых результатов. Его рассказы об основах микробиологии, о причинах заболеваний не находили понимания в среде горцев. К тому же переход Шаханова в православие был встречен жителями Балкарии настороженно. И тем не менее жители Балкарии долго еще помнили Абая Шаханова и его добрые дела.

С 1882 г. начинается служба Абая Шаханова на Дальнем Востоке.

Почему Абай Шаханов оказался так далеко от Балкарии? На этот вопрос позволяют ответить сохранившиеся архивные документы. Так, из переписки мобилизационной части главного медицинского управления выясняется, что ввиду осложнившихся политических обстоятельств на восточной границе России в Приамурском военном округе в 1881 г. в спешном порядке были сформированы дополнительно запасы для 5 военных госпиталей и 2 лазаретов - во Владивостоке (1 госпиталь), Хабаровске (1 лазарет), Никольском (2 госпиталя, 1 лазарет), Раздольном (1 госпиталь), Новокиевском (1 госпиталь).

The Turkic World /Kerti Alanla/ АЛАН УЯ КЕРТИ АЛАНЛА - ТАУ АЛАНЛА Нашествие гуннов и распад Алании. Хей, аланла, къазауатха тургъанбыз, Уллу таула бояла къызыл къаннга, Алан халкъы бирден болуб, къобханбыз, Кюбеле да булгъана мурдар къаннга! /Эй, Аланы, мы поднялись на войну, Высокие горы окрасятся в кровь храбрецов, Аланский народ - мы встали как один, Кольчуги наши окрасятся в кровь врагов/.

100 Карачаево-балкарских тюркских терминов в области коневодства. 1)Аджир - жеребец. 2)Тору аджир - гнедой жеребец. 3)Тёртлю аджир -четырехгодовалый жеребец (косяк для него в 10 кобылиц). 4)Аджир бичген - мерин (кастр. на 4 году жизни). 5)Аджирлик - жеребенок самец, оставленный на развод. 6)Айгыр - уст. Богатырский конь. 7)Алаша - мерин. 8)Аргъамак - породистая лошадь(конь). 9)Байтал - кобыла. 10)Бууаз байтал - жеребая кобыла. 11)Бууурул -чалый (масть лошади). 12)Быштады байтал - кобылица, оже

Из истории отношений грузин и балкаро-карачаевцев. ЧАСТЬ II "Балкарцы такой же народ как и мы - говорил один из старейшин села Мужал - живёт своим трудом, своим потом зарабатывает себе хлеб. Мы как два камня прислонившиеся друг к другу"

Взаимоотношения с Рачей Имеретией Кроме Сванетии, балкарцы издревле имели тесные контакты с другими историческими областями Грузии. Судя по материалам середины XVII века, между владельцами Балкарского общества и имеретинскими царями были устойчивые добрососедские взаимоотношения. Так, в составе делегации имеретинского царя Теймураза в Москве был балкарский владелец Артутай Айдеболов, который пробыл в Москве целый год. По другим документам 40-х гг. XVII века, отношения балкарских владельцев с

Из истории отношений грузин и балкаро-карачаевцев. ЧАСТЬ I "Балкарцы такой же народ как и мы - говорил один из старейшин села Мужал - живёт своим трудом, своим потом зарабатывает себе хлеб. Мы как два камня прислонившиеся друг к другу" История взаимоотношений балкарцев с этнографическими группами грузин, своими корнями уходят в далёкое прошлое. Эти отношения нашли отражение в устном народном творчестве - в легендах, преданиях и песнях. Например, в балкарской легенде о двух братьях Басияте и

Взаимоотношения со Сванетией О наличие сванского этнического компонента на северных склонах писали многие путешественники и исследователи. Балкарцы сванов называют "эбзе", а сваны балкарцев - "савиар". Языковеды отмечают, что в горах и в предгорьях Балкарии имеются ряд топонимов, которые переводятся со сванского языка. Исследователи Харадзе и Робакидзе на конференции по происхождению балкарцев и карачаевцев в своём докладе отмечали, что за этнокультурными параллелями, которые имеются между балк

Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.


Басият (Басьят) Абаевич Шаханов (Борис Александрович Шаханов) (карач.-балк. Шаханланы Абайны джашы Басият ) (17 января 1879 — март 1919) — офицер-артиллерист, адвокат, общественный и политический деятель, просветитель, один из видных представителей общественной мысли Северного Кавказа, родом из аула Мухол Верхней Балкарии [1] .

Биография

Басият Шаханов родился во Владикавказе в семье врача. Его отец — Абай Шаулухович (Шалукаевич) Шаханов был в числе первых выходцев из Северного Кавказа, получивших высшее медицинское образование. После окончания Константиновского артиллерийского училища Басият Шаханов определяется юнкером и переводится в Михайловское артиллерийское училище [2] [3] .

Туда, где требуются самые обычные меры подъёма благосостояния, устранения социальных неурядиц, идут с твёрдо выраженным и засевшим колом в голове — предрассудком, приходят с репрессиями [4] …

В 1903 году, отслужив 6 лет в артбригаде, Шаханов поступил в военно-юридическую академию. Учился он отлично, что позволило ему получить чин капитана и выбрать место службы. Благодаря последнему обстоятельству он смог вернуться на Кавказ [5] . После её окончания он был направлен в Тифлис помощником прокурора. Однако начальство было недовольно его работой: по большинству его дел солдаты, уличённые в революционной деятельности, были оправданы. Через месяц Шаханов подал в отставку со своей должности [4] .

Вскоре в чине подполковника Шаханов вышел в отставку и начал работать в адвокатуре. Шесть лет работал помощником присяжного поверенного. Затем стал присяжным поверенным Владикавказского окружного суда. В 1910—1916 годах — юрисконсульт Большой и Малой Кабарды и пяти горских обществ Балкарии [4] .

Шаханов активно защищал интересы простых людей и его имя быстро стало популярным. Например, он оправдал организаторов и участников Черкесского восстания 1913 года. Когда власти и помещики попытались оспорить права горцев на землю, он развернул активную деятельность по защите прав угнетённых [4] .

Шаханов вёл активную просветительскую деятельность. Он часто обращался к горской интеллигенции с призывами объединить усилия в деле просвещения широких масс. Сразу после Февральской революции Шаханов вошёл в состав Временного ЦК объединённых горцев. По его мысли, этот орган должен объединить национальные общественные силы и возглавить движение за социальный, политический, экономический и культурный прогресс. Сподвижниками Шаханова в руководстве ЦК были Пшемахо Коцев, Рашид-хан Капланов, Магомед Джабагиев и другие известные политические и общественные деятели того времени. Финансировал Временный комитет чеченский нефтепромышленник Тапа Чермоев [4] .

Читайте также: