Немецкая сатирическая литература эпохи возрождения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Эпоха Возрождения датируется периодом с 14 по 16 века. Эта эпоха идет после эпохи Средневековья и имеет ряд отличительных черт. В эпоху Средневековья господствовала религиозная и феодальная идеология. В эпоху Возрождения начинают господствовать идеи гуманизма. Гуманистические идеи впервые стали появляться в Италии, оттуда они разошлись по другим европейским странам. Основная характеристика творчества деятелей искусства эпохи Возрождения заключается в их тяге к культуре античности, деятели искусства старались следовать ее высоким идеалам.

Под идеологией гуманизма понимают мировоззрение, в котором в центре мира стоит человек. Человек считается венцом природы, центром сотворения мира, создателем земного счастья.

Ведя разговор об Возрождении мы в первую очередь имеем ввиду Итальянское Возрождение, так как именно там впервые появилось это направление, а также потому что Италия является представителем культуры античности. Существует так же и так называемое Северное Возрождения, которое имело место быть в таких странах как:

  • Германия
  • Франция
  • Англия
  • Нидерланды
  • Испания
  • Португалия

Литература и Возрождение

Литература эпохи возрождения имела большое количество отличительных характеристик:

  • Во-первых, в литературе так же, как и во всех остальных сферах искусства эпохи Возрождения господствовала гуманистическая идеология.
  • Во-вторых, в ней появляются новые жанры. Преобладали такие литературные формы как новелла, сонет, философская проза.

Ренессансная новелла представляла собой краткое описание одного или нескольких связанных между собой событий, конфликт был четко сформулирован, количество героев было лимитировано. Те события, которые отражались в новелле, описывали то, что могло произойти на самом деле, но в то же время несли в себе элемент необычности. Концовка предполагалась быть необычной, часто она могла не соответствовать устоявшимся религиозным нормам.

Готовые работы на аналогичную тему

В поэтической литературе одной из самых распространённых форм произведения того времени являлся сонет. Сонет – это строфа из 14 строк, объединенных рифмой.

Философская проза набирает большую популярность в эту эпоху. Основными представителями этого направления были Джордано Бруно (Италия), критикующий церковные распорядки и взгляды, Томас Мор (Англия), выступающий против идеологии утопического коммунизма и многие другие писатели-философы того времени.

Писатели продвигают идеи нового осмысления человеком своей жизни. Писатели отходят от прежних догм человека как раба божьего, которые проповедуют церковь. Они хотят показать в своих произведениях красоту человеческого тела и человеческой души. Характерными чертами произведения эпохи Возрождения можно назвать следующие признаки:

  • масштабность образа
  • поэтизация образа
  • высокий накал страстей

Итальянской Возрождение в литературе

Итальянское Возрождение в литературе представлено такими знаменитыми именами как Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Бернардо Довици. Свою силу Возрождение начинает набирать в середине 14 века. Возрождение берет свое начало в Италии, объясняется это прежде всего развитием капиталистических отношений. Для развития этих отношений обществу необходимо было выйти из феодального строя и избавиться от церковного давления. Больше всего в развитии капиталистических отношений, уходе от феодальности и церковного гнета нуждалась буржуазия. В то время это был класс людей широко мыслящих, все сторонне развитых и активных делителей.

Немецкое Возрождение в литературе

Французское возрождение в литературе

На становление французской литературы этого времени большое влияние оказывало Итальянское Возрождение. Для творчества французских писателей гуманистов этой эпохи характеры следующие черты:

  • широкий круг интересов
  • охват разнообразных интеллектуальных тематик
  • реалистическое описание действительности

Яркими представителями французского Возрождения считаются Франсуа Рабле и Пьер де Ронсар.

Английское возрождение в литературе

Отличительной чертой английского возрождения является тот факт, что в начале этой эпохи в Англии не было единого национального языка и единой национальной культуры. Лишь в середине 14 века в Англии начинает появляться единый английский национальный язык.

Идеи гуманизма не слишком быстро охватываю Англию, прочно они осели там лишь в 15 веке. В 16 веке происходит подъем общественной и творческой мысли. Знаменитыми творцами английского возрождения являются У. Шекспир, Т. Мор, Дж. Чосер, К. Марло, Т. Кид, Э. Спенсер, Дж. Лини, Т. Нэш.

Литературное Возрождение в Нидерландах, Португалии, Испании

В период эпохи возрождения в Нидерландах происходит ряд важных общественно-политических событий – национальное освобождение и реформация. Литература в основном пишется на латинском языке, но уже имеются предпосылки для становления национального народного языка.

Среди знаменитых нидерландских писателей эпохи Возрождения можно назвать поэта Иоанна Секунда, известного прозаика, продвигающего гуманистические идеи Эразма Роттердамского, великого поэта и драматурга Йоста ван ден Вондела.

Знаменитыми представителями португальского и испанского возрождения являются Мигель Сервантес, Луис де Камоэнс. Для испанского Возрождения характерен жанр плутовского романа, который зародился именно там.

По сравнению с остальной Европой, в Германию Ренессанс пришел довольно поздно, в конце XV – первой половине XVI в. Определенную роль в его распространении сыграли поэты-ваганты, бывавшие в Италии. Отчасти под их влиянием, отчасти благодаря знакомству немецких ученых и писателей с ренессансной культурой Италии в Германии возникают первые кружки гуманистов, наиболее активные в университетских городах.

Как и итальянские коллеги, первые немецкие гуманисты черпают вдохновение в античности, переводят на немецкий язык античную литературу и произведения итальянских гуманистов. Впрочем, большинство немецких гуманистов сначала предпочитали писать на латыни, обращаясь к образованному меньшинству. И лишь с развитием Реформации немецкий язык в литературе возвращает себе былую популярность.

Самым выдающимся поэтом раннего немецкого гуманизма был Конрад Цельтис (Conrad Celtis, 1459–1508). В 1487 г. в Нюрнберге император Фридрих III торжественно увенчал его лавровым венком аналогично тому, как чествовали выдающихся поэтов в Италии. Будучи педагогом, историком, музыкантом, Цельтис побывал в Италии, а также во многих городах других стран (Гейдельберге, Кракове, Вене), и основал литературные и научные общества. В Вене он обучал поэтике и риторике и объединял вокруг себя городских ученых и поэтов.

По мнению Гуттена, в Риме больше всего боятся трех вещей: единодушия немецких правителей, рассудительности народа и того, что церковнослужители-обманщики будут выведены на чистую воду. Свои произведения, написанные на латыни, Гуттен дополнил сочинениями на немецком языке, чтобы сделать их доступными не только образованному меньшинству.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Возрождение

Возрождение Вступил я в жизнь к борьбе готовый, — Но скоро кончилась борьба. Неумолим был рок суровый И на меня надел оковы, Как на мятежного раба. Покорно нес я злую долю, И совесть робкая лгала; Она меня на свет, на волю Из тьмы безмолвной не звала. Шла мимо жизнь, шло

Глава 15. Поэзия Германии

Глава 15. Поэзия Германии В немецкой литературе первой половины XVII в. главное место бесспорно принадлежит лирической поэзии. Ее расцвет в 1620–1650-е годы отмечен появлением многих выдающихся творческих индивидуальностей, и, с другой стороны, поэтических кружков и школ,

Трое суток любви: её возрождение или приобщение к ней

Трое суток любви: её возрождение или приобщение к ней Следующая главка посвящена проблеме возрождения любовного влечения, утраченного по разным причинам (ошибочная тактика во взаимоотношениях супругов, ослабление гетеросексуального потенциала, связанное с выходом из

Алхимия в современном мире: возрождение или профанация?

Литература Германии конца XIX – начала XX века

Литература Германии конца XIX – начала XX века Рубеж XIX–XX вв. принято называть эпохой декаданса в Европе, т. е. трагического мироощущения. Пессимизм декаданса тесно связан с переживанием глобального кризиса в системе европейских ценностей, с позитивизмом ХГХ в.,

Литература Германии середины XX века

Литература Германии середины XX века Тяжелые с экономической точки зрения 20—30-е годы не позволили немецкоязычной литературе избавиться от пессимизма времен Первой мировой войны. В это время в странах Европы как продолжают существовать в несколько измененном виде

Литература Германии

Литература Германии Раздел Германии и образование ФРГ и ГДР в 1949 г. привело к существованию двух разных литератур. Различия в сфере культурной политики обнаружились сразу, в том числе по отношению к возвращавшимся эмигрантам. Подавляющее число писателей-антифашистов (Б.

Литература ФРГ и объединенной Германии

Литература ФРГ и объединенной Германии Культура ФРГ впитывала в себя тенденции, сложившиеся в западных странах. В ней распространяются модернистские течения, возникает вторая волна экспрессионизма и экзистенциализма. При этом ряд выдающихся писателей, напротив,

К литературе эпохи Возрождения относятся произведения, созданные в период с конца 13 до начала 17 столетия. В это время были сформированы принципы современной литературы. Для литературных произведений эпохи Ренессанса характерны прогрессивный гуманизм, радость жизни, возвращение к идеалам античности, гармония с окружающим миром, чрезмерная эмоциональность. Идеи гуманизма берут свое начало в Италии и в кратчайшие сроки распространяются по всему миру.

Особенное внимание в своих сочинениях писатели уделяют личности человека со всеми ее проблемами, отвлекаясь от религиозной идеологии, которая царила в период Средневековья.

Литература эпохи Возрождения в Италии

Ход зарождения идей гуманизма можно проследить у итальянского автора - Данте Алигьери. Данте по-другому воспринимает природу: у него она является символом преобладающих в обществе настроений, у более поздних авторов природа является чем-то, что приносит радость своей естественностью и реальностью. В Италии раньше, чем в других государствах начали зарождаться капиталистические отношения, для развития которых было необходимо избавление от гнета феодализма и контроля церкви. Активное участие в политической жизни стала принимать буржуазия.

Культурные деятели развернули борьбу с мистикой, аскетизмом и подчинением жизни религии. Писатели обращались к народному фольклору. Первыми гуманистами были признаны Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. К литературным деятелям итальянского Возрождения относятся также: Макиавелли, Лудовико Ариосто, Пьетро Аретино и Бернардо Довици.

Литература эпохи Возрождения во Франции

Пока лидирующие позиции в Италии занимала буржуазия, во Франции власть была все еще сосредоточена в руках монархии, активно развивался абсолютизм. Помимо этого, во Франции также происходило активное развитие протестантизма.

В литературе ощущается большое влияние итальянской культуры. Местная знать приглашает ко двору итальянских писателей, в том числе – Леонардо да Винчи.

Для французской литературы характерно расширение используемых тем, огромный круг интересов, реалистичный подход к окружающему миру. На первом этапе наблюдается преобладание идей оптимизма и гуманизма, на втором – сомнений и разочарований, являющихся следствием политических неурядиц.

Литература эпохи Возрождения в Германии

Немецкая литература характеризуется разнородностью.

Литература эпохи Возрождения в Англии

В Англии становление капитализма протекает быстрее, чем во Франции – власть быстро переходит в руки буржуазии, формирующей новое дворянство с новыми взглядами.

Главной чертой английской литературы является отсутствие единого языка: знать в повседневном общении использовала преимущественно французский, горожане и крестьяне общались на огромном количестве диалектов, а официальной и вовсе считалась латынь. Большая часть сочинений издавалась на французском языке, к середине 16 столетия на первое место выходит английский. Тогда же в английскую литературу просачиваются идеи итальянского гуманизма.

Одной из наиболее значимых фигур в английской литературе является Томас Мор, настаивающий на гармоническом развитии личности и преобладании интеллекта.

Ведущей поэтической формой является сонет. Литература развивается преимущественно в сфере поэзии и драматургии, в которой превзошли все другие страны. В пьесах смешивались разные жанры и разные темы, в основе было античное наследие. Звание самого известного драматурга носит Уильям Шекспир.

Литература эпохи Возрождения в Испании и Португалии

В Испании и Португалии активно развивалась драматургия. Становлению театра эти страны обязаны творчеству Лопе де Вега: именно он объединил в своих произведениях комедию и трагедию.

Развивалась также поэзия, жанры романа и новеллы . В эпоху Ренессанса зародился традиционный испанский жанр плутовского романа.




Если Италия, в силу интенсивности своего социально-экономического развития, уже в XIV в. вступила в эпоху Возрождения, то в других европейских странах этот процесс проходил более медленно. В Германии гуманистически образованные люди, прокладывавшие пути новой культуре, начали появляться лишь в XV в. Ими публикуются переводы на немецкий язык античных авторов ( Плавт, Теренций, Апулей) и итальянских авторов-гуманистов ( Петрарка, Боккаччо, Поджо).

Ненависть народа направлена была также и против католической церкви, которая, пользуясь государственной слабостью Германии, старалась выкачать из нее как можно больше денег. И достаточно было искры, брошенной Мартином Лютером, чтобы в стране в 1517 г. разразилась Реформация, до основания потрясшая ветхое здание Германской империи.

Была у немецкого гуманизма и еще одна характерная особенность. Развиваясь в атмосфере приближающейся Реформации, когда недовольство охватило широкие общественные круги, он прежде всего тяготел к сатире, к насмешке и обличению.

Сатириками были почти все значительные немецкие писатели-гуманисты. При этом в их творчестве особенно большое место занимала антиклерикальная сатира. По той резкости, с какой наиболее воинствующие гуманисты Германии нападали на алчность, развращенность и обскурантизм католического клира, не щадя при этом официального богословия, они, несомненно, превосходили своих итальянских учителей. Эпикурейская тенденция, типичная для итальянского гуманизма, в немецком Ренессансе никогда не приобретала решающего значения. Для гуманистов Германии, писавших накануне Реформации, античное наследие было прежде всего арсеналом, который снабжал их оружием против папского засилья. Не удивительно поэтому, что из древних авторов наибольшей популярностью пользовался сатирик Лукиан, ядовито осмеивавший религиозные предрассудки своего времени. Разработанная Лукианом форма сатирического диалога прочно вошла в обиход немецкой гуманистической литературы.


Внимательно изучали немецкие гуманисты также Библию и творения отцов церкви. Устремляясь через голову средневековых комментаторов и переводчиков к первоисточникам вероучения, они получали возможность доказать, сколь мало обычаи и доктрины современного католицизма соответствовали заветам первоначального христианства. Тем самым гуманисты подготовляли Реформацию. Они, разумеется, не могли знать, что Реформация обернется против гуманизма, а Лютер со временем станет их открытым врагом.


Николай Кузанский (1401-1464)

У истоков немецкого гуманизма стоял выдающийся мыслитель и ученый Николай Кузанский (1401 — ок. 1464). Он изучал математику и естественные науки и в опыте видел основу всякого знания. Предвосхищая Коперника, он утверждал, что земля вращается и не является центром Вселенной. Будучи кардиналом римско-католической церкви, Николай Кузанский и в богословских сочинениях далеко выходил за пределы церковной догматики, выдвигая идею всеобщей рациональной религии, которая бы объединяла христиан, мусульман и иудеев. Одно время он даже ратовал за церковную реформу, долженствовавшую умалить роль папы, а также отстаивал государственное единство Германии.


Конрад Цельтис (Conrad Celtis, 1459–1508)




Корабль дураков (Stultifera Navis), изображенный на титульной странице манускрипта с одноименной поэмой Себастьяна Бранта, сочиненной в 1494 году. Автор гравюры неизвестен, предположительно — Альбрехт Дюрер.




Эразм Роттердамский. Похвала глупости / гравюры Ганса Гольбейна


Эразм Роттердамский (1469-1536) Ганс Гольбейн

Так, много внимания он уделяет изданию греческого текста Евангелия (1517) и ученым комментариям к нему, нанесшим чувствительный удар церковной рутине. Эразм считал, что перевод Евангелия на латинский язык, сделанный в IV в. святым Иеронимом (т.н. Вульгата), изобиловал многочисленными ошибками и добавлениями, искажающими смысл первоначального текста. А ведь Вульгата в церковных кругах считалась непогрешимой. К тому же в своих комментариях Эразм смело касался таких вопросов, как пороки клира, мнимое и подлинное благочестие, кровопролитные войны и заветы Христа и т.п.

У Эразма был зоркий глаз. Великий книжник, так любивший вникать в рукописные и печатные тексты, свои обширные сведения о мире черпал не только из фолиантов, переплетенных в свиную кожу, но и непосредственно из самой жизни. Многое дали ему странствия по Европе и беседы с выдающимися людьми. Не раз поднимал он свой голос против того, что казалось ему неразумным, тлетворным, ложным. И голос этого тихого, влюбленного в древние манускрипты человека звучал с удивительной силой. Вся образованная Европа слушала его с почтительным вниманием.


Ганс Гольбейн портрет Томаса Мора

Поэтому так смущен и опечален был Эразм, когда убедился, что Реформация, начавшаяся в 1517 г., не принесла человеку духовной свободы, оковав его цепями нового лютеранского догматизма. Эразм полагал, что религиозная рознь, раздувавшая пламя взаимной ненависти, противоречит самим основам христианского учения. И он, навлекая на себя нападки обеих враждующих сторон, продолжал оставаться мыслителем-гуманистом, отвергающим любые крайности и желающим, чтобы люди в своих действиях прежде всего руководствовались требованиями разума.

Тем временем появился новый императорский указ, передававший вопрос о еврейских книгах на рассмотрение ряда авторитетных лиц. Такими лицами были сочтены богословы Кельнского, Майнцского, Эрфуртского и Гейдельбергского университетов, а также Рейхлин, кельнский инквизитор Гоохстратен и еще один клирик из числа мракобесов. Представители Эрфуртского и Гейдельбергского университетов уклонились от прямого ответа, все остальные богословы и священнослужители дружно подали голова за предложение Пфефферкорна. И только один Рейхлин мужественно выступил против этого варварского предложения, указав на огромное значение еврейских книг для истории мировой культуры, и в частности для истории христианства.



Иоганн Рейхлин (1455-1522)


Титульный лист второй части ‘Писем темных людей’ (1517)


Титульный лист ‘Диалогов’ Ульриха фон Гуттена


Францем фон Зиккинген

Но призывы Гуттена, обращенные к бюргерству, не были услышаны. А когда в 1522 г. ландауский союз рыцарей под предводительством Зиккингена поднял восстание, мятежных рыцарей не поддержали ни горожане, ни крестьяне. Восстание было подавлено. Зиккинген скончался от ран. Гуттену пришлось бежать в Швейцарию, где он вскоре умер. Закатилась самая яркая звезда немецкой гуманистической литературы. В дальнейшем немецкий гуманизм уже не создавал произведений столь же темпераментных, острых и сильных.


Портрет Мартина Лютера, 1543 — Лукас Кранах Старший

В ходе событий определился лагерь сторонников умеренной реформы. К нему примкнуло бюргерство, рыцарство и часть светских князей. Мартин Лютер стал их духовным вождем. Революционный лагерь состоял из крестьян и городского плебейства, стремившихся коренным образом изменить существующие порядки. Их радикальным идеологом явился Томас Мюнцер. Напуганное размахом революционного движения, бюргерство отшатнулось от народной Реформации, не поддержало оно и восстание рыцарства. В значительной мере из-за трусости и половинчатости бюргерства основные задачи революции не были достигнуты. Германия осталась страной феодальной и политически раздробленной. Реальная победа досталась местным князьям.


Томас Мюнцер (1490-1525)


Немецкая Библия Мартина Лютера

Уже в XV в. Германию начали озарять вспышки крестьянских восстаний. Возбуждение народных масс росло по мере того, как их положение становилось все более и более тяжелым. То тут, то там вспыхивали восстания, возникали тайные крестьянские союзы. С конца XV в. народное освободительное движение, включавшее не только крестьян, но и городскую бедноту, приняло еще более грозный характер. Оно росло, ширилось, пока в годы Реформации в обстановке всеобщего потрясения не превратилось в пламя Великой крестьянской войны.

В XV-XVI вв. песня была одним из самых распространенных видов массового искусства. К этому времени относятся первые сборники немецких народных песен, среди которых встречаются подлинные поэтические шедевры. Кто только не сочинял в то время песен! Кто их не пел? Землепашец и пастух, охотник и рудокоп, ландскнехт, бродячий школяр и подмастерье пели о своих радостях и горестях, о событиях, давно минувших или только что разыгравшихся. Большое место в песенном творчестве занимала любовь, нередко связанная с разлукой. Наряду с душевными лирическими были песни сатирические, шуточные, календарные, а также исполненные драматизма баллады — например, баллада о Тангейзере, привлекшая впоследствии внимание композитора Рихарда Вагнера.


Artist: Brosamer, Hans, Title: The lute-player, Date: 1537

Призывы Мюнцера воспламеняли народ. Плебеи и крестьяне стекались под знамена мюнцеровской партии и в годы Великой крестьянской войны храбро сражались с врагом. Однако народное восстание потерпело поражение. Отряд мюльгаузенцев, возглавлявшийся Мюнцером, был разбит. Мюнцера схватили и казнили 27 мая 1525 г.


Томас Мюнцер — крестьянский пророк.

Несомненно, Мюнцер был наиболее сильным публицистом Великой крестьянской войны. В его писаниях, наполненных библейскими образами и изречениями, звучит страстный голос пророка революции. Еще в 1525 г. в проповеди, произнесенной перед князьями саксонскими, он бесстрашно предрекал гибель современных порядков, которые он отождествлял с железным царством, упоминаемым пророком Даниилом.

Победа княжеской партии означала победу феодальной реакции. Это наложило отпечаток на развитие немецкой литературы в последующие десятилетия. Утрачивая былой размах, она проникалась мещанскими тенденциями, мельчала, становилась провинциальной. В трагическом положении оказались немецкие гуманисты — они натолкнулись не только на религиозный фанатизм, но и на капитуляцию бюргерства.

И все же, если бросить ретроспективный взгляд на всю немецкую культуру конца XV — начала XVI в., то надо будет признать, что это было время большого литературного подъема. Привлекает в немецкой литературе тех лет и демократическая непосредственность, и энергичный протест против темного царства, нашедший выражение в разнообразных сатирических и публицистических формах.


Альбрехт Дюрер. Автопортрет

ЧЕТЫРЕ АПОСТОЛА — АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР

Из числа немецких поэтов, творчество которых развертывалось в период, последовавший за выступлением Мартина Лютера, наиболее значительным поэтом явился Ганс Сакс (1494-1576). Трудолюбивый башмачник и не менее трудолюбивый поэт, он почти всю свою долгую жизнь провел в Нюрнберге, который являлся одним из центров немецкой бюргерской культуры. Ганс Сакс гордился тем, что является гражданином вольного города, изобилующего выдающимися мастерами искусства и неутомимыми ремесленниками.

Астроном со стихом Ганса Сакса

Еще на заре своей поэтической деятельности, в 1515 г., он выступил в защиту творческих прав поэта, ратуя за расширение тематики мейстерзингерских песен, первоначально замыкавшихся в круге религиозных тем. Никто из мейстерзингеров не обладал таким живым чувством природы, как Сакс, таким непосредственным ощущением жизни. При этом он не ограничивался тем, что развивал какую-либо тему в форме мейстерзингерской песни, он обрабатывал ее затем в форме шпруха, шванка или фастнахтшпиля (масленичного фарса). Многие его произведения расходились в народе в виде летучих листовок, обычно украшенных гравюрами на дереве.

Ойген Гура в роли Ганса Сакса.

Повсюду — в настоящем и прошлом, в былях и небылицах — находил он богатый материал для своих наблюдений и поучений. Мир как бы лежал перед ним обширным собранием поучительных лубочных картинок, где можно увидеть и обезглавленного Олоферна, и добродетельную Лукрецию, и челядинцев Венеры, и всадников, гарцующих на турнире, и трудолюбивых ремесленников, и еще многое другое. Как на подмостках средневекового театра, здесь чинно выступают аллегорические персонажи: г-жа Теология, веселая Масленица, Зима и Лето, Жизнь и Смерть, Старость и Младость. Земная сфера тесно переплетена с небесной, по суетному миру бродит кроткий Христос в сопровождении апостолов, Бог-отец спокойно смотрит из рая на проделки вороватых горожан, ватага горластых ландскнехтов приводит в ужас простоватого беса, посланного на землю Князем тьмы для уловления грешников.





Согласно народной книге уже с ранних лет склонен был Тиль возмущать спокойствие патриархальной Германии. Еще будучи совсем маленьким, приводил он в негодование односельчан, показывая им голый зад (гл. 2). Повзрослев, он довел до драки две сотни парней, намеренно перепутав их башмаки (гл. 4). Озорство стало его естественной стихией. Оно было ему столь же необходимо, как рыцарские авантюры героям куртуазного романа. Бросая вызов средневековому обществу, Уленшпигель в шутовстве находит драгоценную свободу. Он воплощение неоскудевающей народной инициативы, ума и бурного жизнелюбия. Особенно популярными стали рассказы о том, как Уленшпигель обещал совершить полет с крыши (гл. 14), как без помощи лекарств он излечил всех больных в госпитале (гл. 17), как для ландграфа Гессенского рисовал невидимую картину (гл. 27), как в Пражском университете вел диспут со студентами (гл. 28), как учил осла читать (гл. 29), как со скупым хозяином расплатился звоном монеты (гл. 90) и др.


Artist: van Leyden, Lucas, Title: Eulenspiegel, Date: 1520

Лихой бродяга, шут и озорник, Тиль Уленшпигель, однако, не был участником открытой политической борьбы. Его озорство зачастую бывало лишено осознанной социальной цели. И все-таки проделки Уленшпигеля обладали немалой взрывчатой силой. Они расшатывали устои патриархального мира, под благолепными покровами которого скрывалась рутина и социальная несправедливость. В этом плане весьма примечательны многочисленные шванки, в которых Уленшпигель выступает в качестве подмастерья, сводящего счеты со своими хозяевами.


Mar
30
Иллюстрации к роману Шарля де Костера Легенда о Тиле Уленшпигеле от художника Кудрявцева Ивана Ивановича

Об огромном успехе народной книги свидетельствует и ее многочисленные переводы на иностранные языки. В конце XVIII в. она была переведена с польского языка на русский.




И все же, несмотря на стремление благочестивого автора осудить Фауста за безбожие, гордыню и дерзание, образ Фауста в книге не лишен героических черт. В его лице нашла отражение эпоха Возрождения с присущей ей жаждой великого знания, культом неограниченных возможностей человека, мощным бунтом против средневековой косности.

Читайте также: