Некрасов и крепостное право кратко

Обновлено: 02.07.2024

Н.А.Некрасов отразил в своём творчестве жизнь народа, показав русское крестьянство не только с лучшей стороны, но и объективно нарисовав все особенности их труда, быта, традиций, характеров. Наиболее важными считал поэт те проблемы, которые вызывали у читателей сочувствие крестьянам: это эксплуатация и угнетение народа, унижение их и жестокое к ним обращение со стороны помещиков в условиях крепостного права.

Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда…

Всё претерпели мы, божии ратники,

Мирные дети труда!

Всё пропьют бедняки до рубля

И пойдут, побираясь дорогой,

Отсюда возникал законный вопрос, обращённый к крестьянину:

Чем хуже был бы твой удел,

Когда б ты менее терпел?

В ней ясно и крепко сознанье,

Что всё их спасенье в труде.

Но однажды зимой случилась беда: Прокл простыл в дороге, а лечение крестьянское соответствовало их невежеству. Молодой мужчина умирает, и его жена Дарья, которая до этого несчастья жила в мире и согласии со своим мужем, не боялась тяжкого труда, растила детей, вдруг оказалась наедине с бедой и с такими трудностями, которые не по плечу одинокой женщине. Хотя именно к ней относятся слова, прославляющие крестьянку:

Я видывал, как она косит:

Что взмах – то готова копна…

Однако на самом деле пахать, сеять, работать в поле, косить траву, жать и молотить рожь, заготавливать зимой дрова – это и сильному мужчине в одиночку непросто. Поэтому Дарья чувствует, что она обречена, что семья теперь познает нужду, голод, тоску непреодолимую.

Не мудрено, что ты вянешь до времени,

Всевыносящего русского племени

Некрасов показал в поэме и такого героя, которого можно назвать исключением из правил. Это человек, вырвавшийся из нищеты, он твёрдо стоит на ногах. Ермил Гирин – грамотный и честный человек, избранный крестьянами на должность бурмистра. Он с помощью крестьян купил мельницу, рассчитавшись при этом с каждым из добрых людей, выручивших его, хотя суммы не были записаны. Ермил заслужил уважение к себе не только трудолюбием и честностью, но и тем, что был человеком совестливым.

В произведении поэт показал также другую сторону крепостного права, когда человек не тяготится бесправным, зависимым положением, а приобретает такие черты, как угодничество, холопская преданность барину:

Люди холопского звания –

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказание,

Тем им милей господа.

Были и другие примеры, другие представители крестьянской России, которые хотели свободно трудиться на своей земле. И они считали нужным добиваться лучшей доли.

Рекомендовать литературному жюри!

рекомендовать

Русское крестьянство в лирике Н.А.Некрасова: 1 комментарий

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выполнили: Мязина Евгения, Быкова
Дарья, Болбас Анастасия,
Казакова Наталья, Мельникова
Татьяна.
учащиеся 10 класса.
Проверили:
учитель русского языка и литературы
Клипперт Т.В.,
учитель информатики и ИКТ
Личман О.А.

Введение
Отражение идей Некрасова в его произведениях
Отношение Некрасова к крепостному праву
Сложность воздействия на народные массы
Революционный идеал Некрасова
ВЫВОД
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Существовало несколько точек зрений на вопрос об отмене крепостного права. В отличие от политиков крестьянской демократии, действительно предчувствовавших революционную ситуацию, Некрасов скорее её трагический исход.
ВВЕДЕНИЕ

Великий народный поэт Некрасов постоянно художнически исследовал народную жизнь, напряженно ловил её лихорадочный пульс, и это исследование, видимо, не вызывало у него особенно радужных надежд… В "Размышлениях у парадного подъезда" есть хотя бы вопрос-обращение к народу. Созданное, видимо, в это время стихотворение "Ночь. Успели мы все насладиться" дает ответы горше всяких вопросов :
Пожелаем тому доброй ночи,
Кто все терпит во имя Христа,
Чьи не плачут суровые очи,
Чьи не ропщут немые уста
Чьи работают грубые руки,
Предоставив почтительно нам
Погружаться в искусства, в науки,
Предаваться мечтам и страстям;
Кто бредет по житейской дороге
В безрассветной, глубокой ночи,
Без понятья о праве, о боге,
Как в подземной тюрьме без свечи.
ОТРАЖЕНИЕ ИДЕЙ НЕКРАСОВА В ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

Здесь нет ни энтузиазма, ни оптимизма, в жизни народа многое гадательно и темно. В преддверии революционной ситуации думы о народе рождали у Некрасова мучительные вопросы, иногда - надежду и никогда - уверенность. Однако, если народ пока оставался для поэта загадочным, были люди, без сомнения верившие в революцию, твердо готовившие себя к революционному подвигу; их было мало, но они были рядом, перед глазами, реальны. И поэт не мог не поставить на эту реальность, не мог не попробовать внести свою лепту в дело революционеров. Так рождался призыв к молодежи - следовать таким людям, стать самим такими людьми.

ОТНОШЕНИЕ НЕКРАСОВА К КРЕПОСТНОМУ ПРАВУ

Когда революционная интеллигенция пыталась обращаться к народу, то необходимость найти с ним общий язык была, видимо, не последней проблемой. Достаточно перечитать, например, прокламацию "Барским крестьянам от их доброжелателей поклон", чтобы убедиться в этом, как и в том, что проблема эта решалась очень и очень трудно.
Своей "Песней Ерёмушке" Некрасов в новой революционной обстановке первым вносил в литературу идеал человеческой "максимы" в тот самый момент, когда он рождался в самой действительности. Вот причина необычайной жизненности и задушевности этого лирического образа, его могучего влияния на умы целого поколения.
СЛОЖНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НАРОДНЫЕ МАССЫ

Но прежде всего этот идеал - идеал революционного подвига - несла в жизнь литература революционной демократии, поэзия Некрасова. У Некрасова это было чем угодно только не фразерством, ибо революционность здесь оказывалась не извне, хотя бы и с сочувствием описанной и анализированной, а изнутри рвущейся. Некрасов не боится того, что могло бы показаться фразерством или дидактизмом именно потому, что у него есть "безоглядная преданность чувству", а она в данном случае была возможна только как прямое следствие и выражение революционного темперамента.
революционный идеал Некрасова

Песни Некрасова отличаются от фольклорных большей четкостью и остротой изображения. Задача Некрасова заключается не в том, чтобы с л е д о в а т ь за фольклором, воспроизводить фольклорные образцы, а в том, чтобы, пользуясь фольклорными приемами и делая тем самым свои произведения доступными крестьянству, в о з д е й с т в о в а т ь на крестьянское сознание, будить и прояснять его, создавать новые произведения, которые могли бы войти в песенный обиход и таким образом сделаться средством пропаганды революционных идей ( недаром эти песни подвергались цензурным урезкам и прямому запрещению).
ВЫВОД

1) Русская литература XIX века. Хрестоматия литературоведческих материалов.1984 год
2)Н. Н. Скатов "Я лиру посвятил народу своему".1985 год

Поэт, воспитанный отцом-тираном, уже в детстве узнал о тяжёлой крестьянской доле, которая станет основной темой его творчества.

В тени тирана

Фотопортрет Некрасова_Левицкии.jpg

Ни мундира, ни денег

В 1832 году Некрасова отдали в Ярославскую гимназию, где мальчик вскоре заработал репутацию плохого ученика — во многом из-за сатирических стихов об учителях. Некрасов закончил только пять классов, и отец отправил его в Петербург для определения в дворянский полк. Семнадцатилетний поэт и здесь показал характер — предпочёл поступить на философский факультет университета. За это он был лишён содержания.

Из переводчика — в редакторы

Часть редакции Современника_Некрасов и Панаева сидят рядом.JPG

Цензурный подарок

Некрасов за работои в 1877_портрет Ивана Крамского.jpg

Крестьянское счастье

Некрасов женился на неграмотной девушке Фёкле, которая ухаживала за поэтом вплоть до его смерти в 1870 году. Проводить Некрасова на Новодевичье кладбище в Петербурге пришли тысячи людей.


Дворянин по происхождению, Некрасов был с детства хорошо знаком с жизнью крепостных: наблюдал и тяжёлый труд сельских жителей, и барское своеволие. И, как многие представители интеллигенции, с сочувствием и состраданием относился к крестьянской доле. Поэт не мог не откликнуться на такие терзания простого человека, голосом народа зазвучали в русской литературе стихотворения Некрасова

Народная тема у Некрасова раскрыта в описании крестьянской жизни. Страдания простого человека — основной мотив его творчества. Поэт считал своим долгом беззаветно служить Родине и нести свет истины, справедливости и добра.

«Опять она, родная сторона,

С её зеленым, благодатным летом,

И вновь душа поэзией полна…

С любовью и благоговением писатель воспевает красоту природы русской земли:

«Всё рожь кругом, как степь живая,

Ни замков, ни людей, ни гор…

Спасибо, сторона родная,

Тема Родины является основной и в некрасовских поэмах 50-60-х годов. В этих произведениях поэт воспевает жизнь народа.

«Я наслушался шума инова.

Оглушённый, подавленный им,

Мать-природа! иду к тебе снова

Со всегдашним желаньем моим —

Заглуши эту музыку злобы!

Чтоб душа ощутила покой

И прозревшее око могло бы

Некрасов пишет о тягостном подневольном труде крестьян, об их нищете и голоде.

«В полном разгаре страда деревенская.

Доля ты! — русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

. Зной нестерпимый: равнина безмолвная,

Нивы, покосы да ширь поднебесная —

Солнце нещадно палит.

Автор тепло говорит об открытости и добродушности крестьян, несмотря на трудную жизнь:

«Всё серые, карие, синие глазки —

Смешались, как в поле цветы.

В них столько покоя, свободы и ласки,

Однако же зависть в дворянском дитяти

Посеять нам было бы жаль.

Итак, обернуть мы обязаны кстати

Другой стороною медаль.

Положим, крестьянский ребёнок свободно

Растёт, не учась ничему,

Но вырастет он, если богу угодно,

А сгибнуть ничто не мешает ему.

Положим, он знает лесные дорожки,

Гарцует верхом, не боится воды,

Зато беспощадно едят его мошки,

Зато ему рано знакомы труды.

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мёрзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда.

Всё претерпели мы, божии ратники,

Мирные дети труда!

Но есть в произведении и нотки оптимизма, писатель верит в победу добра и справедливости:

Вынесет всё — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только — жить в эту пору прекрасную

Уж не придётся — ни мне, ни тебе.

Из смежных деревень —

Читатель следит, как меняется некогда сильный мужик, униженный крепостным правом, фабрикантами и другими эксплуататорами.

Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле;

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Рука — кора древесная,

А волосы — песок.

Тяготы подневольного труженика продолжаются и на мнимой свободе.

А чуть работа кончена,

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!

Долгожданная отмена крепостного права приводит к ещё большему обнищанию деревни, жизнь крестьян не меняется в лучшую сторону. Но Некрасов видит в народе источник силы, которая однажды сможет разорвать узы угнетателей и достичь справедливости.

Некрасов — поистине народный поэт. Его творчество стало отображением крестьянской жизни, а нравственные проблемы, которые подняты в его лирике, до сих пор не теряют остроты и актуальности. Поэт не только сочувствовал народу, но и отождествлял себя с ним, поэтому образы в его стихах настолько реалистичные и трогательные, а голос автора порой звучит из уст героев. Некрасов старается заглянуть в потаённые уголки человеческой души и проникнуться болью народа. Некрасовский лирический герой — простой человек с широкой русской душой, твёрдыми гражданскими принципами, сильными нравственными идеалами, но в то же время способный тонко откликаться на страдания народа. Именно эти качества были присущи самому писателю и побудили его к творчеству

Любовная лирика.

Лирическая поэзия не может существовать без темы любви. Некрасов обращается к ней по-новому, проявляя своё оригинальное художественное видение. Его стихотворения, наполненные душевными переживаниями, сомнениями и чувствами, жизненны, в них не происходит идеализации любви.


Некрасов — тончайший лирик. Он, как и многие другие поэты, был страстной натурой, постоянно находящейся в творческом поиске, ему нужна была не только муза, но и соратница. Поэтому в его любовной лирике так много сильных женских образов, а житейская мудрость всегда приходит на помощь в трудную минуту, не давая унынию взять верх. Лирический герой, напротив, находится в постоянных раздумьях, колеблется и сомневается. Однако любовь рассеивает его грустные мысли, помогает глядеть в будущее с надеждой.


Любовная лирика этих лет подобна диалогу, в котором участвуют двое, он и она, — люди необыкновенные, наделённые современными взглядами, причастные к творческому процессу.

Эта любовь осветила жизнь поэта, по-настоящему вдохновила, хотя Авдотья Яковлевна долго не могла ответить на его чувства, так как была замужем.

Вместе с тем они всегда были вместе, даже в творчестве: в соавторстве с Панаевой написано несколько романов (Панаева писала под мужским псевдонимом).

Но этот союз не был идеальным. И хотя их многое объединяло — общие духовные интересы, совместная литературная работа, уважение и привязанность друг к другу, совместная жизнь была трудной.

Так это шутка? Милая моя,

Как боязлив, как недогадлив я!

Я плакал над твоим рассчитано -

Коротким и сухим письмом;

Ни лаской дружеской, ни

Ты сердце не порадовала в нём.

Я спрашивал: не демон ли раздора

Твоей рукой насмешливо водил?

Я говорил: «когда б нас разлучила

Но так тяжёл, так горек, так уныл,

Так нежен был последний час

В период ссор и разлук появлялись новые кратковременные влюблённости, но чувства к Панаевой не уходили. Так, Некрасов на время увлёкся французской актрисой Селиной Лефрен, роман с которой скоротечно закончился, так как девушка уехала из России.

Прости! Не помни дней паденья,

Тоски, унынья, озлобленья, –

Не помни бурь, не помни слёз,

Не помни ревности угроз!

Но дни, когда любви светило

Над нами ласково всходило

И бодро мы свершали путь, –

Благослови и не забудь!

Некрасов ставит лирического героя в ситуацию выбора, наблюдая за ним, за его внутренними переживаниями и смятением. Поэт описывает страдания от неразрешённости любовных ситуаций, от постоянных упрёков и разлук, которыми была наполнена его жизнь.

Весной 1870 года Некрасов в возрасте 48 лет встречает молодую привлекательную девушку Фёклу Анисимовну Викторову. Она пленяет его безмятежной лаской и открытой душой. Поэт называет её Зиной, так как ему не нравится имя Фёкла.

Они женятся. Первые годы их совместной жизни полны беззаботности и веселья, они много гуляют и посещают театры. Но здоровье Некрасова ухудшается. Зинаида Николаевна постоянно находится рядом, поддерживает поэта. После первого интенсивного приступа 18 мая 1876 года он сочиняет стихотворение, которое открывает цикл, посвящённый уже этой женщине.

Ты ещё на жизнь имеешь право,

Быстро я иду к закату дней.

Я умру — моя померкнет слава,

Не дивись и не тужи о ней!

Знай, дитя; ей долгим, ярким светом

Не гореть на имени моём:

Мне борьба мешала быть поэтом,

Песня мне мешала быть бойцом.

Кто, служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдаёт

На борьбу за брата человека,

Только тот себя переживет.

Любовная лирика Некрасова формирует новый стиль в русской поэзии. В стихотворениях поэта возлюбленная является не только объектом обожания и благоговения, но и другом и единомышленником. Героиня всегда дополняет героя в беседах или воспоминаниях.

В некрасовской лирике любовь многогранна, она наполнена различными оттенками эмоций и противоречиями, она живая и реалистичная.

Это чувство для Некрасова было всеобъемлющим, в этом особенность поэта. В его стихотворениях любовь к женщине, Родине или народу непременно должна согревать, помогать держаться в борьбе с трагедией мира.

Читайте также: