Негро африканская цивилизация кратко

Обновлено: 30.06.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

В дополнение к предыдущему посту - небольшой развлекательный текст о некоторых африканских вполне себе цивилизациях.

Древние цивилизации Африки.

Южнее Сахары начинается саванна, где растет трава в рост человека, она переходит в непроходимые экваториальные леса центральной Африки, южнее которых – снова саванна. Здесь мы находим первые следы людей, племена которых десятки тысяч лет жили и охотились без особых нововведений. В северных саваннах негры с луком и отравленными стрелами преследовали буйволов, жирафов и слонов. В джунглях научились выживать лишь малорослые (130-145 см) пигмеи, ловившие сетями мелких зверей. В южных саваннах охотились бушмены (именно их считают наиболее близкими к древнейшим представителям человечества) – представители капоидной расы, с желтой кожей и толстыми ягодицами.

Время и место: испокон веков заселяли всю Южную Африку, в наше время немногочисленные племена живут в районах пустыни Калахари, непригодных для земледелия.

Высшие достижения: создали множество шедевров наскальной живописи, достигли также удивительных успехов в искусстве жить сообща, заботиться друг о друге и мирно решать внутриплеменные споры и конфликты.

Белая дама, - самый знаменитый из бушменских рисунков, возрастом 3.5 тыс лет, вызывает великое множество ученых споров.

2. Нубия, или царство Куш

Совершая походы далеко на юг по долине Нила, в 15 в. до н. э. армии фараонов завоевали Нубию – страну, где родственные древним египтянам племена смешивались с чернокожими людьми. Египтяне выступили в роли цивилизаторов, построив крепости и храмы, научив обрабатывать железо и дав Нубии свою религию и письменность.

Время и место: территория современного Судана, 11 в до н.э. – 4 в. н. э.

Высшие достижения: при царе Пианхи Куш достиг наивысшего могущества – около 730 г. до н. э., достроив величественный храм Амона, 20-летний Пианхи со своей армией завоевал Египет.

3. Аксум, или Эфиопия

Время и место: 1 в.н. э. – по сей день

Высшие достижения: символом несгибаемости христианского духа стали церкви Лалибэлы, вытесанные из цельной скалы в 13 веке, в тяжёлое время изоляции и отстаивания независимости от исламкого мира.

Экзотика: древнейшая в мире эфиопская королевская династия, процарствовавшая ни много, ни мало 3 тысячи лет, возводила свое начало к сыну царицы Савской и Соломона.

А вы думали они там в Африке считать не умеют?

4. Цивилизация Банту

Около половины языков, на которых говорят сегодня в центральной и южной Африке, очень похожи друг на друга – все эти 500 языков принадлежат к языковой семье банту. Похожи своими чертами и традициями и народы, говорящие на них – около 200 миллионов человек. А когда-то банту было совсем небольшой этнической группой, проживавшей на востоке Нигерии и в Камеруне. Покорить огромные пространства Африки им помогло величайшие изобретение – они стали разводить ямс, аналог картофеля, который считается необычайно мерзким на вкус. В чем же тут величие? В том, что земледелие позволяет прокормить на порядок больше людей, чем охота, - банту начали стремительно размножаться и расселяться.

Время и место: великое расселение племен Банту происходило примерно с 1500 г. до н. э. до начала н. э., на всей территория Африки южнее экватора.

Экзотика: поначалу банту были не слишком усердными земледельцами, - они разводили скот, но в лесах тропической Африки он полностью погиб от укусов мухи цеце. Пришлось сосредоточиться на выращивании ямса.

Вид из космоса. Почти всю зеленую территорию заняли племена банту.

5. Цивилизация великой пустыни

В 3 тысячелетии до н.э., когда Сахара, занимающая ныне треть площади Африки, была больше похожа на цветущее пастбище, чем на безжизненную пустыню, её населяли скотоводы-ливийцы. Они почитали Солнце, разводили овец, коз и крупный рогатый скот – об их жизни мы немало знаем благодаря тысячам цветных рисунков, оставленных ими на скалах. Более поздние рисунки изображают завоевателей, которые во 2 тысячелетии до н. э. высадились с кораблей, пересели на колесницы, запряженные четверками лошадей и устремились вглубь континента. Так до Африки докатилась волна великого переселения народов. Завоевателей называли гарамантами; смешавшись с покоренными ими пастухами, они дали начало новому народу, живущему в Сахаре по сей день – кочевникам-берберам (одного из них, кстати, зовут Зинедин Зидан).

Время и место: Сахара, с 3 тыс. лет до н.э. по сей день

Высшие достижения: удивительные по художественной силе рисунки на плато Тассили-Аджер, создававшиеся в течение нескольких тысячелетий.

Сценка из жизни обитателей Тассили-Аджер, 4 тыс. до н. э.

6. Торговые империи Западного Судана: Гана, Мали, Сонгай

Пересекавшие Сахару караваны стремились попасть в долину реки Нигер, где имелись богатейшие россыпи золота, которое местные земледельцы меняли на соль, в соотношении один к одному. Здесь возникло обширное царство Гана, - богатое средневековое государство с каменными городами, правитель которого мог выставить армию в 200 тысяч человек. Тем не менее, это не спало Гану от разрушения в 11 веке берберами-альморавидами, исламскими фанатиками, считавшими, что богатство не способствует чистоте веры.

Время и место: сер. 1-го тыс. -17 век, саванны вокруг реки Нигер.

Экзотика: У царя Ганы было 4 барабана. У каждого из них свое назначение: золотым барабаном он собирал потомков Динга (легендарного царя из страны Вагаду), серебряным — знать своей земли, медным — свободных граждан, железным — рабов.

Большая мечеть в Дженне

7. Священный город Ифе

Время и место: расцвет Ифе пришелся на 12-19 века, но он существует и сегодня на юго-западе Нигерии

Высшие достижения: бронзовые скульптуры и терракотовые головы, найденные в Ифе, относят к величайшим шедеврам мирового искусства.
Экзотика: колдовская религия Вуду, с её протыканием кукол иголками и превращением врагов в зомби возникла во многом на основе верований йоруба среди потомков рабов, вывезенных в Америку.

Андрей Константинов, Русский Репортер.
К сожалению, в этих бестолковых сведениях очень вероятны ошибки - текст писался на скорую руку и в теме я разбираюсь очень поверхностно. Выставляю этот текст, только чтобы пробудить интерес к Африке.

Коренное население Африки распространено к югу от Сахары и принадлежит к большой экваториальной (негро-австралоидной) расе и её подрасам – негрской, негрилльской и бушменской. Преобладают первые, характеризующиеся тёмным цветом кожи, сильно выраженной курчавостью волос, толстыми губами, широким носом, значительным прогнатизмом, высоким ростом. Негрилли (пигмеи центральной Африки) отличаются от них более светлой кожей, очень малым ростом, более развитым третичным волосяным покровом, более тонкими губами. Бушменский (южноафриканский) расовый тип (бушмены и готтентоты) характеризуется желтовато-бурым цветом кожи, средним ростом, более узким, чем у негров, носом, уплощённым переносьем, иногда – эпикантусом. (Именно бушменский тип негроидов лёг в основу монголоидных народов).

Многолетними исследованиями стран тропической Африки, учёные из Англии, Франции, Германии, России и т.д. в своих трудах не смогли запечатлеть хоть какой-нибудь значимой истории Африки. И до сих пор хронологическая последовательность и распространение каменных орудий, характеризующие различные культуры негроидной Африки, ещё окончательно не установлены.

Стадии человекообразных обезьян африканского континента мы подробно рассмотрели в п. 10. гл. III. В этом разделе книги мы рассмотрим уже цивилизованную часть истории чёрной Африки.

В 6-м тыс. до н.э. население Танзании и Родезии, в южной Африке, а также в Драконовых горах и в юго-западной Африке наконец-то достигло уровня наскальных рисунков.

В Южной Африке на территории междуречья Замбези – Лимпопо распространена археологическая культура зимбабве, которая охватывает время неолита, раннего и развитого железного века в Южной Африке. Здесь это время – 6 – 18 века нашей эры. Найдены орудия и оружие из железа, золотые украшения, лепная керамика, полированная графитом, а также привозные посуда и стеклянные бусы. Культура зимбабве была создана предками современных народов банту.

В том же районе открыт комплекс археологических культур Мапунгубве раннего железного века – 8 – 12 веков с характерной лепной штампованной керамикой, железными наконечниками стрел (малых форм), железными мотыгами. Население занималось примитивным мотыжным земледелием, животноводством и охотой [1986, 1987].

Народы Африки не смогли самостоятельно открыть металлургию железа (Р. Мони, А. Аркелл). Лишь к концу 15-го в. н.э. европеоидным колонизаторам удалось познакомить почти все народы Африки с обработкой железа. Исключение составляли лишь бушмены в южной Африке и племена пигмеев в тропических лесах бассейнов рек Конго и Огове – они пользовались ещё каменными орудиями.

Кстати, здесь следует сделать существенное отступление. Рабства на Древней Руси – на Русской Равнине времён 50 тыс. до н.э. – 1-е тыс. н.э. – не было. Рабство было заимствовано у неандертальских народов (у негроидов и кавказоидов) в виде иудохристианского крепостничества. Поэтому оснований у представителей африканского континента говорить о каком-то особом применении к ним рабства – нет, поскольку носителями этого явления и распространителями являются сами негроиды.




Лишь в северной Африке, отделённой от негроидного населения пустынями, открыты культуры более ранних этапов развития каменного века. Однако носители этих культур не негроиды, а европеоиды, в разные времена проникшие на африканский континент.

С 10-го по 3-е тыс. до н.э. основу культур Северной Африки составляли проторусские европеоидные переселенцы (см. п. 7.1.4. гл. IV).

В настоящее время в Африке существуют многочисленные народы, живущие в каменном веке 1 [35, ст. Африка].

Из всего сказанного можем сделать следующий вывод:

1. Сообщество негроидных людей нельзя в полной мере отнести к цивилизации. Скорее, это субцивилизация, которая опаздывает за развитием европейской (славянской) на несколько десятков тысяч лет;

2. Положительные включения негроидного толка в общий массив цивилизации Земли в основном носят микроскопический характер. Отрицательные – превалируют до уровня всеобщего подавления.

В 38 – 36-ом тыс. до н.э. ашельские культуры Африки сменяются более прогрессивными культурами тех же палеоантропов. Европейскими аналогами которым являются примитивные формы неандертальцев образца 300 – 200 тысяч лет назад. Отметим: к 38 – 36-ому тыс. до н.э. в Европе уже существовали развитые формы неандертальцев сино-кавказского и уральского типов (см. п. 7.2.0. гл. IV), а на Русской равнине, локализованно в Волжско-Окском междуречье, в это время уже образовался человек современного типа – европеоид-проторус (см. п. 7.1.1.1. гл. IV).

Одна из культур африканских палеоантропов – сангойская (разрез Каламбо-Фоллз, Танзания, 39 – 36 тыс. до н.э. [2302]; стоянка Санго-Хилл в Южной Родезии [2304]), орудия которой отличаются сочетанием ашельской техники с леваллуазской техникой подготовки нуклеусов [2303]. По мнению Л. С. Б. Лики, сангойская культура возникла в Южной Африке и распространилась оттуда в Анголу, в бассейн Конго и в район озера Виктория (что полностью подтверждает наши выводы о месте формирования негроидной расы, см. п. 9.2.1.1. гл. III).

В 38 – 36-ом тыс. до н.э. в предгорьях Южной и Восточной Африки распространилась культура палеоантропов форсмит, орудия которой сочетали ашельскую и леваллуазскую техники [2303].

Около 38 – 36-го тыс. до н.э. в безлесных степях Южной Африки, Родезии и Замбии развивается культура палеоантропов – стиллбей – с леваллуазской техникой. Известны метательные орудия, листовидные и треугольные наконечники стрел [2303, стр. 162]. Наиболее ранние памятники культуры стиллбей датируются временем 38 – 33 тыс. до н.э., развитие этой культуры продолжалось вплоть до конца гамблийской фазы. Культуры типа стиллбей на юге и востоке Африки в голоцене перерастают в культуры позднего каменного века – уилтон и смитфилд. Согласно радиоуглеродным датам, их развитие продолжалось от 6000 лет до н.э. до рубежа новой эры [2301] и отражало существование в Африке палеоантропов ещё в начальном периоде новой эры.

В Восточной и Центральной Африке к 10-ому тыс. до н.э. сангойские культуры сменяются лупембской культурой, инвентарь которой продолжает сангойские традиции, т.е. сочетает ашельские и леваллуазские формы [2303, стр. 169].

В Западной и Северо-Западной Африке развитие палеолитических культур было аналогичным. Согласно исследованию П. Биберсона (P. Biberson) [2305], галечные культуры Марокко развивались в течение мессаудийской (калабрийской) и маарифской (сицилийской) трансгрессий (т.е. гюнц-миндель по альпийской шкале, 736 – 566 тыс. л. назад [1580]). Ашельские культуры формируются в течение амирской плювиальной фазы (миндель), развиваются в течение тенсифтского плювиала (рисс); конец ашеля (с заметным влиянием леваллуа) совпадает с пресолтанским плювиалом (вюрм I) [2301].

В начале гамблийского плювиала в залесенных саваннах Западной Африки к югу от Сахары распространяется сангойская культура, позднее вытесняемая калин-лупембской. Обе культуры характеризуются использованием леваллуазской техники [2306, стр. 104 – 127].

Во время солтанского плювиала в Северной и Западной Африке развивается атерийская культура [2305]. Наиболее ранняя дата, полученная в пещере Хауа Фтеах в Ливии, 32 – 26 тыс. до н.э. Наиболее поздняя – 6 – 5 тыс. до н.э. Обычно эту культуру рассматривают как мустьерскую вследствие широкого распространения леваллуазской техники и наконечников стрел с двусторонней обработкой [2300, 2301].

Носителями ашельской, сангойской, форсмит, стиллбей, уилтон, смитфилд, лупембской и атерийской культур являлись африканские негроидные виды палеоантропов (аналогичных европейским неандертальцам). Часть из них в виде носителей культур, в частности, уилтон и смитфилд, досуществовала до начала новой эры, представленная собственно негроидами.

В конце плейстоцена, 10 – 8 тыс. до н.э., в Северную Африку проникает Homo sapiens, носитель иберо-мавританской (оранской) культуры [2301] (Homo sapiens, лат., естественнонаучное название одаренного разумом человека [47]), созданной неандертальцами иберийского (кавказоидного) типа.

Оранскую культуру в 9 – 5-ом тыс. до н.э. сменяет неандертальская капсийская культура, распространившаяся в Северной Африке и Средиземноморье (впервые обнаружена в Тунисе). Основное занятие населения: охота и собирательство (близ стоянок обнаружены кучи раковин, см. выше неандертальские культуры раковинных куч). Наскальные росписи в пещерах Испании относят к деятельности капсийцев [575 – 577].

Но большинство исследователей, пусть даже в несколько завуалированном виде, помимо отставания в антропологическом развитии определяют также и аналогичное отставание в развитии языка негроидов.

То же было и в Африке, в которой, как мы показали выше, палеоантропы (негроиды) досуществовали до настоящего времени и, очевидно, имеют ещё тот, палеоантропический язык.

Таким образом, из представленного выше материала видим, что археологические культуры собственно негроидного происхождения:

  • во-первых, были созданы людьми типа палеоантропов (не неоантропами),
  • во-вторых, отставали в своём развитии на 500 – 200 тысяч лет.
  • в-третьих, африканские языки разошлись с языками палеоантропов Русской равнины и Европы 200 тысяч лет назад.

Коренное население Африки распространено к югу от Сахары и принадлежит к большой экваториальной (негро-австралоидной) расе и её подрасам – негрской, негрилльской и бушменской. Преобладают первые, характеризующиеся тёмным цветом кожи, сильно выраженной курчавостью волос, толстыми губами, широким носом, значительным прогнатизмом, высоким ростом. Негрилли (пигмеи центральной Африки) отличаются от них более светлой кожей, очень малым ростом, более развитым третичным волосяным покровом, более тонкими губами. Бушменский (южноафриканский) расовый тип (бушмены и готтентоты) характеризуется желтовато-бурым цветом кожи, средним ростом, более узким, чем у негров, носом, уплощённым переносьем, иногда – эпикантусом. (Именно бушменский тип негроидов лёг в основу монголоидных народов).

Многолетними исследованиями стран тропической Африки, учёные из Англии, Франции, Германии, России и т.д. в своих трудах не смогли запечатлеть хоть какой-нибудь значимой истории Африки. И до сих пор хронологическая последовательность и распространение каменных орудий, характеризующие различные культуры негроидной Африки, ещё окончательно не установлены.

Стадии человекообразных обезьян африканского континента мы подробно рассмотрели в п. 10. гл. III. В этом разделе книги мы рассмотрим уже цивилизованную часть истории чёрной Африки.

В 6-м тыс. до н.э. население Танзании и Родезии, в южной Африке, а также в Драконовых горах и в юго-западной Африке наконец-то достигло уровня наскальных рисунков.

В Южной Африке на территории междуречья Замбези – Лимпопо распространена археологическая культура зимбабве, которая охватывает время неолита, раннего и развитого железного века в Южной Африке. Здесь это время – 6 – 18 века нашей эры. Найдены орудия и оружие из железа, золотые украшения, лепная керамика, полированная графитом, а также привозные посуда и стеклянные бусы. Культура зимбабве была создана предками современных народов банту.

В том же районе открыт комплекс археологических культур Мапунгубве раннего железного века – 8 – 12 веков с характерной лепной штампованной керамикой, железными наконечниками стрел (малых форм), железными мотыгами. Население занималось примитивным мотыжным земледелием, животноводством и охотой [1986, 1987].

Народы Африки не смогли самостоятельно открыть металлургию железа (Р. Мони, А. Аркелл). Лишь к концу 15-го в. н.э. европеоидным колонизаторам удалось познакомить почти все народы Африки с обработкой железа. Исключение составляли лишь бушмены в южной Африке и племена пигмеев в тропических лесах бассейнов рек Конго и Огове – они пользовались ещё каменными орудиями.

Кстати, здесь следует сделать существенное отступление. Рабства на Древней Руси – на Русской Равнине времён 50 тыс. до н.э. – 1-е тыс. н.э. – не было. Рабство было заимствовано у неандертальских народов (у негроидов и кавказоидов) в виде иудохристианского крепостничества. Поэтому оснований у представителей африканского континента говорить о каком-то особом применении к ним рабства – нет, поскольку носителями этого явления и распространителями являются сами негроиды.

Лишь в северной Африке, отделённой от негроидного населения пустынями, открыты культуры более ранних этапов развития каменного века. Однако носители этих культур не негроиды, а европеоиды, в разные времена проникшие на африканский континент.

С 10-го по 3-е тыс. до н.э. основу культур Северной Африки составляли проторусские европеоидные переселенцы (см. п. 7.1.4. гл. IV).

В настоящее время в Африке существуют многочисленные народы, живущие в каменном веке 1 [35, ст. Африка].

Из всего сказанного можем сделать следующий вывод:

1. Сообщество негроидных людей нельзя в полной мере отнести к цивилизации. Скорее, это субцивилизация, которая опаздывает за развитием европейской (славянской) на несколько десятков тысяч лет;

2. Положительные включения негроидного толка в общий массив цивилизации Земли в основном носят микроскопический характер. Отрицательные – превалируют до уровня всеобщего подавления.

В 38 – 36-ом тыс. до н.э. ашельские культуры Африки сменяются более прогрессивными культурами тех же палеоантропов. Европейскими аналогами которым являются примитивные формы неандертальцев образца 300 – 200 тысяч лет назад. Отметим: к 38 – 36-ому тыс. до н.э. в Европе уже существовали развитые формы неандертальцев сино-кавказского и уральского типов (см. п. 7.2.0. гл. IV), а на Русской равнине, локализованно в Волжско-Окском междуречье, в это время уже образовался человек современного типа – европеоид-проторус (см. п. 7.1.1.1. гл. IV).

Одна из культур африканских палеоантропов – сангойская (разрез Каламбо-Фоллз, Танзания, 39 – 36 тыс. до н.э. [2302]; стоянка Санго-Хилл в Южной Родезии [2304]), орудия которой отличаются сочетанием ашельской техники с леваллуазской техникой подготовки нуклеусов [2303]. По мнению Л. С. Б. Лики, сангойская культура возникла в Южной Африке и распространилась оттуда в Анголу, в бассейн Конго и в район озера Виктория (что полностью подтверждает наши выводы о месте формирования негроидной расы, см. п. 9.2.1.1. гл. III).

В 38 – 36-ом тыс. до н.э. в предгорьях Южной и Восточной Африки распространилась культура палеоантропов форсмит, орудия которой сочетали ашельскую и леваллуазскую техники [2303].

Около 38 – 36-го тыс. до н.э. в безлесных степях Южной Африки, Родезии и Замбии развивается культура палеоантропов – стиллбей – с леваллуазской техникой. Известны метательные орудия, листовидные и треугольные наконечники стрел [2303, стр. 162]. Наиболее ранние памятники культуры стиллбей датируются временем 38 – 33 тыс. до н.э., развитие этой культуры продолжалось вплоть до конца гамблийской фазы. Культуры типа стиллбей на юге и востоке Африки в голоцене перерастают в культуры позднего каменного века – уилтон и смитфилд. Согласно радиоуглеродным датам, их развитие продолжалось от 6000 лет до н.э. до рубежа новой эры [2301] и отражало существование в Африке палеоантропов ещё в начальном периоде новой эры.

В Восточной и Центральной Африке к 10-ому тыс. до н.э. сангойские культуры сменяются лупембской культурой, инвентарь которой продолжает сангойские традиции, т.е. сочетает ашельские и леваллуазские формы [2303, стр. 169].

В Западной и Северо-Западной Африке развитие палеолитических культур было аналогичным. Согласно исследованию П. Биберсона (P. Biberson) [2305], галечные культуры Марокко развивались в течение мессаудийской (калабрийской) и маарифской (сицилийской) трансгрессий (т.е. гюнц-миндель по альпийской шкале, 736 – 566 тыс. л. назад [1580]). Ашельские культуры формируются в течение амирской плювиальной фазы (миндель), развиваются в течение тенсифтского плювиала (рисс); конец ашеля (с заметным влиянием леваллуа) совпадает с пресолтанским плювиалом (вюрм I) [2301].

В начале гамблийского плювиала в залесенных саваннах Западной Африки к югу от Сахары распространяется сангойская культура, позднее вытесняемая калин-лупембской. Обе культуры характеризуются использованием леваллуазской техники [2306, стр. 104 – 127].

Во время солтанского плювиала в Северной и Западной Африке развивается атерийская культура [2305]. Наиболее ранняя дата, полученная в пещере Хауа Фтеах в Ливии, 32 – 26 тыс. до н.э. Наиболее поздняя – 6 – 5 тыс. до н.э. Обычно эту культуру рассматривают как мустьерскую вследствие широкого распространения леваллуазской техники и наконечников стрел с двусторонней обработкой [2300, 2301].

Носителями ашельской, сангойской, форсмит, стиллбей, уилтон, смитфилд, лупембской и атерийской культур являлись африканские негроидные виды палеоантропов (аналогичных европейским неандертальцам). Часть из них в виде носителей культур, в частности, уилтон и смитфилд, досуществовала до начала новой эры, представленная собственно негроидами.

В конце плейстоцена, 10 – 8 тыс. до н.э., в Северную Африку проникает Homo sapiens, носитель иберо-мавританской (оранской) культуры [2301] (Homo sapiens, лат., естественнонаучное название одаренного разумом человека [47]), созданной неандертальцами иберийского (кавказоидного) типа.

Оранскую культуру в 9 – 5-ом тыс. до н.э. сменяет неандертальская капсийская культура, распространившаяся в Северной Африке и Средиземноморье (впервые обнаружена в Тунисе). Основное занятие населения: охота и собирательство (близ стоянок обнаружены кучи раковин, см. выше неандертальские культуры раковинных куч). Наскальные росписи в пещерах Испании относят к деятельности капсийцев [575 – 577].

Но большинство исследователей, пусть даже в несколько завуалированном виде, помимо отставания в антропологическом развитии определяют также и аналогичное отставание в развитии языка негроидов.

То же было и в Африке, в которой, как мы показали выше, палеоантропы (негроиды) досуществовали до настоящего времени и, очевидно, имеют ещё тот, палеоантропический язык.

Таким образом, из представленного выше материала видим, что археологические культуры собственно негроидного происхождения:

Африка внесла свой (специфический) вклад в современную общемировую цивилизацию. К сожалению, в отношении этого региона было особенно много однобоких оценок, различного рода штампов и просто заблуждений. Объективно оценить африканский вклад необходимо, чтобы правильно представлять сегодняшнюю Африку и лучше понять ее насущные проблемы.

Ранее мы уже выяснили, что именно Африка была родиной современного человека. Правда, развитие производящего хозяйства здесь началось гораздо позднее, чем в Азии, но это говорит не об отсталости африканских народов, а о том, что объективной необходимости в этом не было. В местных условиях человек и так себя мог прокормить. Еще за 5 тыс. лет до н. э. в Африке не было крупных пустынь — человек жил на территории современной Сахары и в Калахари, занимаясь охотой, рыболовством, собирательством. Это была благодатная, довольно хорошо увлажненная лесостепь. Озеро Чад занимало площадь в 8 раз больше современной. В его окрестностях были средиземноморские леса, в которых водилось довольно много крупных животных.

Начавшееся высыхание территории, вызванное колебаниями климата, а также выжиганием лесов, привело к гибели культурного очага в Сахаре (к середине III тысячелетия до н. э.). В этот же период установились современные границы Сахары. На крайнем северо-востоке Африки с IV—III тысячелетия до н. э. существовала древнеегипетская (нильская) цивилизация, которая на протяжении последующих нескольких тысячелетий стала ведущей в Африке, да и, пожалуй, во всем мире.

Хозяйственное развитие Древнего Египта изучалось на уроках истории, но следует сказать о том, что именно здесь очень высокого уровня достигла ирригация, система функционирования которой в значительной степени сохранилась до сих пор. В III тысячелетии до н. э. на Ниле была возведена крупная плотина — высотой около 15 м — для снабжения города Мемфиса водой. Два тысячелетия спустя был построен т. н. Канал Фараонов, который связал дельту Нила с Красным морем.

Аридизация климата привела к неустойчивости ирригационного хозяйства и постепенно к возникновению совершенно новых форм поселений — городов. В V—III тысячелетиях до н. э. в Египте было уже множество городов, в т. ч. и столица — Фивы. В это же время стали возникать первые города в Месопотамии. Хозяйство в Древнем Египте достигло очень высокого уровня.

В III—I тысячелетиях до н. э. на крайнем западе Африки, в бассейнах рек Сенегал, Нигер и Конго также сложились культурные очаги, однако их уровень был значительно ниже по сравнению с древнеегипетским.

Традиционное хозяйство Африки часто представляют примитивным и совершенно неэффективным. Давайте попробуем разобраться, так ли это.

После этого резонно задать вопрос: почему африканцы так мало работают? Большинство ученых объясняли слабое распространение трудоемких технологий в аграрном секторе Африки консерватизмом местных крестьян, архаичными социальными структурами африканского общества.

Единство человека и природы в Африке повлияло и непосредственно на человека. Выделяют и специфические черты африканского характера. По мнению ученых, именно этим объясняется африканская общительность и доброжелательность, удивительная природная ритмичность, но вместе с тем и импульсивность. Этим же объясняют и косность, апатию, слабо выраженное желание что-нибудь изменить. Вспомните, что индейцы в Америке, в основной своей массе, готовы были пойти лучше на смерть, чем жить и работать в условиях неволи. Только африканцы смогли выжить в этих нечеловеческих условиях!

Уже в эпоху неолита в Сахаре были созданы известные на­скальные изображения. В IV —VI вв. достигло расцвета Аксумское государство на Абиссинском нагорье (культура которого была тесно связана с южно-арабской). На территории современных Нигерии и Чада в VIII—XIX вв. успешно развивались государства народов хауса (в частности, султанат Кано). В XIV —XVII вв. ряд крупных государств сложился в бассейне р. Конго, из числа которых наи­более известно царство Конго. В Средние века в междуречье Зам­бези—Лимпопо процветала выдающаяся культура Зимбабве, ха­рактеризующаяся монументальными каменными сооружениями и развитой металлургией. Ее создатели — земледельцы и скотоводы народов банту образовали могущественную раннеклассовую дер­жаву — Мономотапу, оказавшую огромное влияние на развитие культуры народов современных Зимбабве, Мозамбика, Ботсваны и др. Заметный след в истории негро-африканской цивилизации оставило искусство народов ашанти, йоруба и других этносов и

государств, сформировавшихся в эпоху позднего Средневековья на гвинейском побережье Африки.

Конечно, на развитие культуры стран южнее Сахары суще­ственное влияние оказали колонизация, работорговля, расист­ские идеи (особенно целенаправленно насаждавшиеся на юге кон­тинента), массовая исламизация и христианизация местного на­селения. Начало активному смешению двух цивилизационных ти­пов, один из которых был представлен традиционной общиной (вековой формой организации крестьянской жизни), другой — западноевропейскими миссионерами, насаждавшими еврохристи-анские нормы, было положено примерно на рубеже XIX—XX вв. При этом оказалось, что прежние нормы, правила жизни разру­шаются быстрее, чем формируются новые, рыночные. Обнаружи­лись трудности в культурной адаптации африканцев к западным ценностям.

Таким образом, основу африканской цивилизации составляет гармоничное сосуществование людей с природой. Африканская цивилизация совсем не похожа на западную культуру, где ярко выражено индивидуальное начало, состязательность и материаль­ный успех. Идеология африканской цивилизации — это, как от­мечалось выше, негршпюд, абсолютизирующий особенности негро­идной расы.

Связи природы и общества в Африке привели к созданию усло­вий для устойчивого господства таких экстенсивных форм адапта­ции населения к естественной среде, как собирательство (вместе с охотой) и подсечно-огневое земледелие. Эти виды деятельности вписались в окружающий мир, почти не изменяя его, и одновре­менно препятствовали территориальной концентрации населения и формированию сложных цивилизационных структур. При этом африканцы всегда были способны быстро адаптироваться к дина­мичной природной ситуации и менять образ жизни в зависимости от состояния природных условий.

Большое влияние на содержание и облик африканских циви­лизаций оказали реки. Их роль в развитии региона постоянно услож­няется. В ходе колонизации Африки европейскими державами реки явились путями проникновения колонизаторов в глубь континен­та. Не случайно территории многих современных африканских го-

сударств вытянуты вдоль рек и нередко носят их название (Сене-2 Гамбия Гана, Замбия, Конго и др.). Реки в Африке сыграли т^кже большую роль в экономической жизни стран региона. Име-2с?в виду использование воды в ирригации, которая получает „се большее развитие, особенно в условиях наступления пустыни на саванну и саванны на лес. Земледелие многих стран региона целиком или в значительной мере связано с искусственным оро­шением При этом утилизация вод и рек для ирригацИи все боль­ше сочетается с их энергетическим использованием. Достаточно эпичным для многих африканских стран стало комплексное гид-построительство. Использование рек для судоходства и рыболов­ства в последние десятилетия падает.

Реки Африки, как и раньше, играют очень важную роЛь в про­цессах консолидации и экспансии различных расовых типов этно­сов и конфессий. По мере развития хозяйства притяжение населе­ния к берегам рек заметно усиливается. Часто данные районы ста­новятся главными очагами демографического взрыва. Эти же тер-питории превращаются в урбанизированные пространства, где Скрепляются иностранный и местный капиталы.

Глубокое соединение человека с природой определило типо­логические черты африканской цивилизации. Ее основой остают­ся охоана и умножение естественных источников существования е природной среды). Африканцы в ходе цивилизации отработа-пи структуру и способы ведения традиционного хозяйства, наи­лучшим образом отвечающие природным особенностям региона. Ргтественные условия повлияли непосредственно и на человека. Выделяются специфические черты африканского характера -общительность, добродушие, природная ритмичность, но и им­пульсивность. Этим же объясняются флегматичность, равнодушие и слабо выраженное стремление к инновациям. Тем временем не­сомненной ценностью африканской цивилизации выступает об­щность людей Человеку в африканских условиях отводится равно­ценное место наряду с традиционными реальностями и иными образами цивилизации*.



БРАЗЗАВИЛЬ 1в\щ1 ^КИНШАСА БУЖУМБУРА ДОДОМА V, о. Пемба -- . • \^ о. Занзибар \ Г. -ТАНЗАНИЯ

Границы государств Граница региона

^Ти Океаны, омывающие регион, почти нигде не проникают дале­ко в глубь материка. Береговая линия слабо изрезана. Естествен­ных бухт, заливов и гаваней мало. Слабая изрезанность в сочета­нии с коралловыми рифами у северо-восточных и восточных бе­регов, мангровыми зарослями в дельте Нигера и других районах, • Трайбализм (трибшшзм) - приверженность к культурно-бытовой культо вой и общественно-политической племенной обособленное^Проявляется в межплеменной вражде. Основной носитель трайбализма - родопл^енная зНаТь 344

П риродные У словия " Р ес УР сы - Африканский материк - клас­сическая платформенная область тропической суши, единствен­ная в своем роде на земном шаре (рис. 8.1). Она отличается слабой орографической контрастностью и древностью современного пе-непленизированного рельефа. Специфика Африки, как наиболее массивного блока тропической суши, находит свое отражение и в климатическом своеобразии этого сектора тропиков: в^асушли-вости, в крайней неравномерности территориального распреде­ления гидроресурсов и более низкой средней водообеспеченно-сти по сравнению с другими участками тропической суши а так-^ТГГ 5 ^ 3 "™ КСерО Ф И -ных растительных типов над

Рис. 8.1. Страны Тропической Африки:

/ — Гамбия, 2 — Гвинея-Бисау, 3 — Съерра-Леоне, 4 — Либерия, 5 — Того, 6 — Экваториальная Гвинея, 7 — Эритрея, I? — Джибути, 9 — Руанда, 10 — Бурун­ди, // — Малави, 12 — Свазиленд, 13 — Лесото

делает африканские берега неудобными для современных морских портов.

Африка — один из самых возвышенных материков. Средняя высота поверхности над уровнем моря составляет 750 м. По этому показателю Африка уступает лишь Антарктиде (2 040 м, считая мощность ледникового щита) и Азии (950 м). Вместе с тем Афри­ка характеризуется слабой вертикальной расчлененностью, что существенно отличает ее от Европы, Азии и Америки, где рядом с мощными горными цепями простираются обширные низмен-

ности. В рельефе Африки господствуют монотонные возвышенные равнины, над которыми местами поднимаются изолированные друг от друга массивы и одиночные горы. Низменности в Африке по сравнению с другими регионами занимают небольшую площадь, располагаясь узкими полосами вдоль морских берегов.

По обе стороны от приэкваториальной полосы располагаются области тропического редколесья, или саванных лесов, и тропи­ческой лесостепи — саванны. Наиболее увлажненные ее районы отличаются очень высоким (до 2 —3 м) травяным покровом. Сре­ди травы и травянистых растений разбросаны отдельные деревья. Районы саванн изобилуют пастбищами, обрабатываемыми зем­лями, встречаются довольно большие сельские поселения.

Обилие рек и озер делает Африку южнее Сахары богатой вод­ными ресурсами. Лучше всего обеспечены водой приэкваториаль­ные области. С удалением от экватора обеспеченность влагой и поверхностными водными ресурсами уменьшается, достигая ми­нимальных показателей в пустынях. Водные ресурсы в Африке — это источник искусственного орошения засушливых областей, источник энергоресурсов, транспортные артерии. Важное значе­ние имеют рыбные запасы внутренних водоемов.

четыре крупные физико-географические части: Северную Афри­ку, Центральную, Восточную и Южную. В состав Центральной Экваториальной) Африки входят две физико-географические об­ласти:

1) Гвинейское побережье, под которым подразумевается широ­
кая прибрежная полоса Гвинейского залива, а также Северо-Гви­
нейская возвышенность и массив Камерун. Большая часть террито­
рии этой области находится под воздействием юго-западного эква­
ториального муссона, приносящего обильные осадки. Природная
специфика области во многом связана с ее переходным характером
от саванн Судана к экваториальным лесам бассейна р. Конго;

2) котловина Конго и окраинные горы — территория, простира-
ющася по обе стороны экватора от Атлантики до Восточно-Афри­
канского нагорья, отличающаяся экваториальным климатом и по­
крытая густыми влажными лесами. Типичный экваториальный
режим осадков характерен для равнинной части бассейна р. Кон­
го, однако именно эта местность наименее благоприятная для
жизнедеятельности людей.

Восточную Африку образуют две физико-географические обла­сти:

1) Абиссинское нагорье и Сомали (Абессомали), разделяемые
обширной впадиной Афар. По характеру рельефа и климата эта
область более сложная, чем соседние. Если Абиссинское нагорье
и плато Харар представляют собой территорию с достаточно влаж­
ным и прохладным климатом, то ее окружают сухие и жаркие
плато, отражением которых являются полуостров Сомали и побе­
режье Красного моря;

2) Восточно-африканское нагорье, находящееся примерно на
тех же широтах, что и физико-географическая область котловины
Конго и окраинных гор. Однако местные природные особенности
достаточно специфичны, что связано с горным рельефом (крис­
таллическое основание нагорья разбито огромными разломами —
грабенами, днища которых заняты крупными озерами). Если для
внутренних территорий характерен типичный экваториальный
режим осадков, то восточная часть области, прилегающая к Ин­
дийскому океану, находится в зоне действия пассатов.

Южная Африка характеризуется преобладанием в рельефе плос­когорий, относительной сухостью климата, а также преимуще­ственной сменой зональных ландшафтов в направлении с востока на запад. Здесь различаются следующие физико-географические области:

3) остров Мадагаскар, отличающийся известной обособлен­
ностью и характеризующийся тропическим климатом, жарким на
низменностях и умеренным на высоких плато. Юго-восточные
пассаты приносят на остров обильные осадки. Щадящие темпера­
туры острова выгодно отличает Мадагаскар от изнуряющей жары
восточного побережья континента.

Африканские недра содержат большое количество полезных ис­копаемых (табл. 8.1). Особенно богат регион рудами цветных (бок­ситы, медь, марганец), редких и драгоценных металлов. Значи­тельны запасы ресурсов для черной металлургии. Из энергетиче­ских ископаемых имеются крупные запасы нефти, природного газа, урановых руд и месторождения угля.

Минеральные ресурсы размещены по территории региона не­равномерно. Очень богаты полезными ископаемыми юго-восток Конго (Киншаса) и примыкающие районы Замбии, восточная половина ЮАР. Велики запасы минерального сырья в Южной, Западной и Центральной Африке. Восток региона менее богат, но по мере расширения геологических изысканий разведанные запа­сы минерального сырья возрастают и там.

Значителен земельный фонд региона. Однако качество афри­канских почв весьма различно. Многие их типы при сведении ес­тественной растительности и использовании в земледелии быстро теряют свое естественное плодородие и подвергаются эрозии. При искусственном орошении им грозит вторичное засоление.

Читайте также: